Прогнозирование в бизнесе

Понятие психологического прогноза.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков.

Определение.

Специфика возрастно-психологического консультирования основывается на идеях Л.С.Выготского, о системном анализе явлений детского развития: рассмотрении его в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Любые проблемы, возникающие в сфере развития, обучения и воспитания ребенка должны решаться с учетом содержания и условий конкретного возрастного этапа и закономерностей онтогенеза в целом.

Задачи возрастно-психологического консультирования.

Общую задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации.

Частные задачи:

1) информирование и ориентация родителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

2) своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями развития и оказание им психологической помощи;

3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

4) психологическое консультирование детей;

5) психологическое сопровождение развития на разных возрастных этапах;

6) составление рекомендаций по воспитанию детей для родителей;

7) коррекционная работа с детьми и родителями;

8) психологическое просвещение населения по вопросам развития и воспитания детей и подростков;

9) составление рекомендаций (совместно с педагогическими психологами или педагогами) по психолого-педагогической коррекции трудностей в дошкольном и школьном обучении для педагогов и родителей;

Основные положения возрастной психологии как теоретической базы консультирования по проблемам детского развития


Психологический возраст по определению Л.С.Выготского: «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». Основными составляющими психологического возраста являются социальная ситуация развития, деятельность ребенка и новообразования в сфере сознания и личности.

Социальная ситуация развития.

Каждый возраст характеризуется своей, уникальной ситуацией развития, т.е. теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребенка с взрослым, социальной средой в целом, которые складываются на данном возрастном этапе.

Среди многообразных отношений ребенка, образующих социальную ситуацию развития Выготский выделил «ближайшие и далекие» отношения с обществом. В дальнейшем первые получили конкретизацию в исследованиях генезиса форм общения М.И.Лисиной и ее школы, а вторые – в исследованиях объективного положения ребенка данного возраста в системе общественных отношений (Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева).

В практике консультирования анализ социальной ситуации развития ребенка осуществляется с учетом двух планов отношений:

1) отношения с «общественным взрослым» как представителем социальной роли, социальной функции (врач, воспитатель, учитель и др.), носителем социальных норм и требований, общественных смыслов деятельности;

2) личностные отношения с близкими взрослыми и сверстниками. По-существу, анализ социальной ситуации развития ребенка является исследованием системы взаимоотношений ребенка со значимыми для него людьми. Именно в системе значимых взаимоотношений нужно искать источник трудностей, неблагоприятных тенденций или нарушений развития ребенка.

Деятельность. Психика формируется в деятельности и проявляется в ней. Характер деятельности, ее структура, виды, иерархия имеют основополагающее значение для понимания развития ребенка в каждом конкретном случае. В процессе консультирования достигнутый ребенком уровень и особенности строения общения, игровой, предметной и других видов деятельности служат существенными показателями благополучного или отклоняющегося развития. Важную роль играет и сопоставление значимости того или иного вида деятельности ребенка (например, общения со сверстниками) с уровнем развития психологических процессов и качеств (умение сотрудничать с другими детьми).

Возрастные новообразования. В работах Л.С.Выготского были определены центральные психологические новообразования младенческого, раннего и дошкольного возраста. Д.Б.Эльконин показал, что для каждого возрастного периода должна существовать своя особая по содержанию система диагностируемых новообразований.

Психологический диагноз.

В работах, посвященных детскому развитию, Л.С.Выготский определил сущность и специфику психологического диагноза как диагноза развития. Он подчеркивал, что недостаточно выявить уровень и характер развития, достигнутый ребенком в настоящий момент. Необходимо установить целостный процесс развития, лежащий в основе этих проявлений. Поэтому выдвижение психологического диагноза должно включать квалификацию данного этапа развития ребенка в контекст этапов и закономерностей всего онтогенеза, а также исследование условий и механизмов формирования установленных трудностей и нарушений развития.

В современной возрастной психологии данные представления о психологическом диагнозе развития конкретизируются в следующих базовых компонентах:

1) общая оценка психического развития ребенка с точки зрения соответствия показателям нормативного возрастного развития;

2) описание индивидуальных особенностей развития ребенка (отличительных черт личности, разных сторон психической деятельности);

3) психологическая квалификация характера и степени выраженности психологических проблем ребенка;

4) выявление казуально-динамических связей установленных трудностей с источниками и условиями их образования (этиологический диагноз).

Дополнительным важным требованием к психологическому диагнозу является сформулированное Л.С.Выготским требование: не только определить уровень актуального развития ребенка, но и выявить «зону его ближайшего развития».

Это означает, что в ходе обследования ребенка нужно определить возможности его обучаемости в ситуации специально организованного сотрудничества с взрослым.

Понятие психологического прогноза.

Общие представления о содержании психологического прогноза развития высказал Л.С.Выготский. Он выделял такие качества как развернутый дифференцированный характер прогноза, соответствующий по полноте содержания психологическому диагнозу, а также разбивку на отдельные периоды, последовательные возрастные этапы. Л.С.Выготский считал принципиально возможным предсказать характер и траекторию детского развития на основе всестороннего психологического диагноза, но только в том случае, если все условия развития ребенка сохраняются.

В настоящее время разработчики возрастно-психологического подхода к консультированию (Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.) выдвигают представления об условно-вариативном прогнозе развития ребенка. Условно-вариативный прогноз – это конструирование трех основных линий (вариантов) дальнейшего хода развития ребенка из множества потенциально возможных. Эти варианты определяются в зависимости от реализации трех типов:

1) если неблагоприятные условия, ставшие причиной возникновения у ребенка психологических трудностей, сохраняются;

2) если они будут сняты, устранены либо существенно ослаблены;

3) если они, напротив, усугубятся.

Таким образом, в прогнозе дальнейшего развития ребенка речь идет по существу о диапазоне его возможных вариантов, а не однозначном прогнозе (который принципиально невозможен). Опираясь на условно-вариативный прогноз, психолог может четко сориентировать родителей и ребенка по ряду вопросов:

1) какова будет наиболее вероятная картина его развития в случае отсутствия неприятия мер психологической помощи;

2) что и как нужно сделать в целях снятия либо смягчения проблемы;

3) какого рода условия способны усугубить имеющиеся трудности, т.е. чего нужно избегать.

Третий компонент прогноза, содержащий информацию об уязвимых сторонах развития ребенка и соответствующих им факторах риска, несет профилактическую функцию. В целом условно-вариативный прогноз имеет не только информационную, но и мотивирующую значимость в работе психолога с родителями ребенка.

Психологическая помощь.

Важнейшей составляющей психологического консультирования является выработка мер психологической помощи, или психолого-педагогическое назначение (Л.С.Выготский). В настоящее время практическая психология располагает большим количеством форм и средств оказания такой помощи. Это составление рекомендаций родителям, воспитателям, учителям; проведение психотерапевтической и коррекционно-развивающей работы с детьми; психологическое сопровождение и др.

Итак, возрастно-психологическое консультирование имеет свою специфику. Детский психолог в ходе консультирования решает конкретные задачи. Не подменяя дефектолога, патопсихолога или психотерапевта. Эти задачи связаны с анализом условий развития и воспитания ребенка, диагностикой возрастных и индивидуальных особенностей его познавательной деятельности и личности, составлением условно-вариативного прогноза и психолого-педагогических рекомендаций.

Прогноз в бизнесе важен из-за возможного использования его для эффекта стабилизации. Разумные прогнозы побуждают людей действовать более рационально и предупреждают их «сверхреакцию» в сторону пессимизма или оптимизма. Хороший прогноз обеспечивает фирме принятие рациональных решений относительно производимых фирмой товаров или услуг. Отсутствие прогноза заставляет руководство фирмы предпринимать излишние меры предосторожности.

Методы прогноза обычно требуют больших затрат времени и денег. Однако бизнесмен нуждается в методах, которые не требуют сложных умозаключений в повседневной работе и могут быть представлены в виде программ. Необходимо найти методы прогнозирования без детального индивидуального анализа. К тому же желательно, чтобы знания ситуации на рынке, которыми обладают люди, постоянно работающие на нем, были использованы в подобных моделях.

Поскольку прогнозирование является трудной проблемой, то очевидно, что фирма должна иметь несколько серий прогнозов, отличных от простого описательного прогноза. Это поможет принимать более решительные действия, результатом которых является рост прибыли, повышение эффективности работы организации и роста ее престижа.

Исходные данные для составления прогноза с использованием временных рядов обычно представляют собой результаты выборочных наблюдений переменных — либо интенсивности (например, спрос на продукцию), либо состояния (например, цена). Решения, которые должны приниматься в данный момент, скажутся в дальнейшем по прошествии некоторого промежутка времени, величина которого может быть прогнозируемой.

Временные ряды представляют собой упорядоченные во времени данные. В соответствии с этим мы будем впредь обозначать период времени через t, а соответствующее ему значение данных через y(t). Отметим, что членами временного ряда являются либо суммы, либо числовая информация, полученная в определенный момент времени. Например, сумма недельных продаж в магазине, получаемая в конце каждой недели в течение года, образует временной ряд.

Тренд означает общее направление и динамику временного ряда. В этом определении ударение делается на понятии «общее направление», поскольку основную тенденцию необходимо отделить от краткосрочных колебаний, представляющих собой циклические и сезонные колебания. Примеры циклических колебаний: цены на промышленное сырье, курсы акций, объемы продаж в оптовой и розничной торговле и др. Сезонные колебания встречаются во временных рядах, описывающих продажи, производство, занятость и др. Важную роль в сезонных колебаниях играют погодные условия, мода, стиль и т. д. Особо отметим, что нерегулярные или случайные колебания временных рядов не подчиняются никакой закономерности и не существует теории, способной предсказать их поведение.

С точки зрения выработки правильного решения руководством фирмы, включение периодических (циклических и сезонных) колебаний в общую модель может повысить эффективность прогноза и позволит предсказать ожидаемые высокие и низкие значения прогнозируемых переменных. При этом нужно иметь в виду, что «деловые» или экономические циклы нельзя воспроизвести с точностью, позволяющей на практике делать выводы о будущих подъемах и спадах, исходя из анализа прошлого.

В работе представлены линейный, циклический и «экспоненциальный» тренды. Несколько слов об экспоненциальном тренде. Анализ жизненного цикла товаров, услуг, инноваций и размышления о процессах, происходящих вокруг, показали, что модель развития и гибели биологических систем является эффективным инструментом для изучения многих явлений в бизнесе. Причем как и в бизнесе, показатели функционирования биологической системы во времени не линейны на всех этапах ее развития. Были промоделированы упомянутые выше жизненные циклы, и было установлено, что их эластичность по времени является линейной функцией. Коэффициенты этой функции позволяют учитывать не только нелинейные механизмы жизненных циклов, но и прогнозировать их появление. В результате мы получили тренд,который назвали «экспоненциальным», поскольку в него входит временная экспонента.

Рассмотрим временной ряд y(1), y(2),…(y(i),…y( T). Требуется представить функцию, для которой задан этот ряд, тригонометрическим полиномом. Периодические компоненты полинома неизвестны. Достоинство такой модели состоит в том, что она обеспечивает стабильность прогноза за счет перебора частот. Коэффициенты вычисляются с использованием всего набора данных.

На практике подобная модель оказывается сложной для пользователя. Поэтому была разработана компьютерная программа. Проверка на соответствие предыстории проводится по методу наименьших квадратов (см.: Таха А. Исследование операций. М.: Вильямс, 2005). Во многих случаях изменения в изучаемом процессе можно предвидеть заранее и включить их в представленную модель прогноза. Ведь опытные руководители могут предсказать характер изменений. В программе заложено согласование трендов за счет оптимального выбора частот в представленном ряде. Для корректировки прогноза можно варьировать не только тренды, но и учитывать результаты субъективного прогноза.

Будем искать тренд в виде: Y(t) = C + Asin(wt) + Bcos(wt).

Поскольку значения этой функции в точках 1, 2, … Т известны, то мы получаем систему из Т линейных уравнений относительно коэффициентов А, В, С, w — параметр.

Решаем эту систему методом наименьших квадратов (Т>3) и получаем значения коэффициентов А, В, С, зависящих от w. Необходимо выбрать значения w таким образом, чтобы значения тренда наилучшим образом приближались бы к значениям временного ряда. Оптимизация проводится методом последовательных приближений. Первоначальное значение w, которое является началом последовательных приближений, находится по формулам, представленным, например, в справочнике по математике авторов Г. Корн, Т. Корн, (М.: Наука, 1989. Гл. 20).

Вычитаем из фактических (т.

е. заданных изначально в виде членов временного ряда) значений y(1), y(2),…y(i),….y(t) найденные теоретические значения y(t) в моменты времени t =1, 2,…,i,…Т. Для полученных данных (считая их фактическими, т. е. членами временного ряда) повторяем указанную выше процедуру.

Точность прогноза 1—3%, колеблется иногда до 5—10%. Все зависит от наличия шумов, которые могут существенно повлиять на прогноз. Если ретроспективный ряд большой, то программа хорошо выделяет регулярные составляющие процесса. При незначительном временном ряде ретроспективы (до 5—8 значений) нужно пользоваться экспоненциальным сглаживанием. В основе метода экспоненциального сглаживания лежит скользящая средняя. Но он устраняет недостаток метода скользящей средней, который состоит в том, что все данные, используемые для вычисления среднего, имеют одинаковый вес. В частности, метод экспоненциального сглаживания присваивает больший весовой коэффициент самому последнему наблюдению. Он, также как и метод, представленный в этой работе, особенно эффективен при прогнозе временных рядов с циклическими колебаниями без сильных случайных колебаний (см.: Таха А. Исследование операций).

Приведем пример расчета прогнозируемого объема продаж (табл. 1, 2).

Таблица 1. Исходные данные

Таблица 2. Расчет прогноза с использованием синусоидального тренда

Результаты расчета представлены в виде графиков на рисунке 1(теоретическая функция – черный штрих, исходные данные – черный цвет, тренд – серый цвет).

Рис. 1. Расчет прогнозируемого объема продаж по синусоидальному тренду

Приведем пример использования экспоненциального тренда для расчета прогноза сбыта.

В данном примере рассмотрено изменение объема продаж во время и после рекламной кампании (табл. 3, 4).

Таблица 3. Исходные данные

Таблица 4. Расчет прогноза с использованием экспоненциального тренда

Результаты расчета представлены в виде графиков на рисунке 2 (теоретическая функция — серый штрих, исходные данные — черный цвет, тренд — серый цвет).

Рис. 2. Расчет прогнозируемого объема продаж по экспоненциальному тренду

Разработанный нами программный продукт, адаптированный для работы в конкретных условиях, обладает универсальностью, надежностью и устойчивостью к изменению условий. Кроме того, и это существенно, можно увеличить число решаемых задач. Так, например, при прогнозировании объемов продаж можно решить проблему влияния каждого показателя (рекламы, выставок, интернета) на величину прибыли.

Одно из достоинств проекта — его дешевизна. Поэтому можно сравнить получаемые результаты с теми, которые были получены другими методами. Их различие даст повод руководству провести более глубокие исследования.

Программа проста в применении, достаточно ввести в программу необходимые данные из информационного поля. Единственная трудность может быть в получении анкетных данных. Трудности возникают при создании информационного поля, в котором предстоит работать.

Здесь все зависит от условий, в которых должны быть получены данные (в полевых или лабораторных). Возможности экспертов построить квазиинформационное поле упрощают работу на предварительном этапе исследования, однако при этом теряется «полевая» изюминка проекта.

Ценность проекта также в мобильности решения поставленных задач, быстрой реакции на изменения окружающей среды, легкой коррекции изменений и дополнений при работе над конкретной задачей.

Версия для печати

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по разви­тию и коррекции

Совершенно естественно, что результатом целостного представления о ребенке и особенностях его развития должно стать некое «результирующее» определение, которое даст возможность применить к данному конкретному ребенку одну из имеющихся развивающих или коррекционных технологий, а также с большой долей вероятности определит прогноз его дальнейшего развития. Такое «определение» имеет вполне четкое название: «психологи­ческий диагноз», т.е. «конечный результат деятельности психолога, направ­ленной на выяснение сущности индивидуально-психологических особенно­стей личности…» .

Психологический диагноз логически «вытекает» из анализа результатов психологической диагностики. Однако до сих пор нет однозначного понимания содержательной стороны диагноза в целом. Наблюдается самый широкий спектр мнений различных специалистов: от отрицания самого понятия «психологический диагноз» и замены собственно диагноза понятием «диагноз развития» до понимания психологического диагноза как всей совокупности данных, получаемых психологом, в их соотнесении со статистической нормой или таким критерием, как социально-психологический норматив (СПН) . Большинство психологов, в качестве результативной оценки рассматривают возрастно-психологическое заключение (т.е. феноменологическое описание результатов обследования ребенка) как аналог функционального диагноза в психиатрии .

Понимаемый таким образом диагноз ограничивается констатацией оп­ределенных индивидуально-психологических особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы, но при этом, как правило, невозможно сделать вывод ни об их причинах, ни об общей структуре развития ребенка. Такой уровень диагноза еще Л.С. Выготским был назван «симптомологическим диагнозом», и ему еще тогда, в 30-е годы, было «отказано» в научной и практической эффективности.

Точно так же часто наблюдается и фактическая подмена психопатичес­ких понятий, «сдвиг» описания особенностей состояния ребенка в сторону медицинской терминологии и, соответственно, медицинского (как правило, нозологического) диагноза. Несмотря на то, что, как уже указывалось, спе­циалистам педагогического профиля (в том числе и психологу образования) фактически запрещено пользоваться нозологической квалификацией состо­яния детей, сплошь и рядом мы наблюдаем смешение психолого-педагоги­ческих и чисто медицинских понятий. Психологический диагноз фактически сливается с медицинским, «подменяется» им. Сколько раз в психологичес­кой литературе мы сталкивались с констатацией «задержки психического развития», «слабой умственной отсталостью», «психопатией», «невротичес­кими состояниями» и т.п.! Тем самым не только нарушаются деонтологические принципы, но и специалист-психолог выходит за пределы собствен­ного содержательного поля, одновременно фактически «закрывая» себе воз­можность дать психологически обусловленный прогноз развития ребенка, создать реально психологические развивающие и коррекционные програм­мы.

При этом часто психологу отводится лишь феноменологическое описа­ние состояния высших психических функций и таких чисто психологичес­ких составляющих, как особенности межличностных отношений, самооцен­ка, уровень притязаний, не оставляя, таким образом, за ним право типологизации состояния ребенка (то есть постановки непосредственно психолого-педагогического диагноза в его психологическом звучании). Тем самым отрицается его участие в определении вероятностного прогноза раз­вития (в первую очередь — прогноза обучения) и тем более — определении образовательного маршрута, дальнейшего коррекционно-развивающего обу­чения. До сих пор это, в основном, является прерогативой специалистов пе­дагогического профиля, что «опредмечено» даже в рекомендуемой рабочей документации ПМПК .

В то же время, обозначая место психолога как специалиста, который определяет и координирует процесс психолого-педа­гогического сопровождения ребенка, участвует «на равных» в решении вопроса о характере обучения (в широком смысле — об определении образова­тельного маршрута ребенка), мы не можем не считать выработку психоло­гического диагноза»узловой» точкой деятельности психолога, определяю­щей в большой степени характер и специфику назначаемого развивающе-коррекционного обучения, образовательного маршрута в целом.

Подобная смена взгляда на роль и деятельность психолога становится возможной лишь при переходе к «типологическому» диагнозу, заключаю­щемуся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической картине развития ребенка, к «…типологии, основанной на изучении реальных форм и механизмов детского развития, обнаруживающих себя в тех или иных симптомокомплексах» (Л.С. Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. соч. в 6-ти т. Т.5. — М.: Педагогика, 1984. — С. 268).

Таким образом, мы вслед за А.Ф. Ануфриевым рассматриваем поня­тие психологического диагноза какотнесение состояния ребенка к устой­чивой совокупности «…психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или состояния обследуемого».

В разделе 2 нашего пособия приведена предлагаемая нами классифика­ция отклоняющегося развития, подробно описан каждый вариант, выделя­емый на основе не только феноменологических особенностей, но и с учетом системного подхода, выделения определенных «макроединиц» (базовых со­ставляющих психического развития), таких критериев, как обучаемость, адекватность, критичность. Все это позволяет говорить о возможности оп­ределения устойчивых совокупностей психологических переменных и, сле­довательно, использования как предлагаемой типологии в целом, так и вербальных обозначений (названий) типов отклоняющегося развития в ка­честве психологических диагнозов.

Несомненно, предлагаемые нами названия типов отклоняющегося раз­вития в качествепсихологических диагнозов не являются «истиной в пос­ледней инстанции». Возможно, что при дальнейшем развитии науки в струк­туре психического развития ребенка будут обнаружены новые устойчивые «макроединицы», которые позволят уточнить, может быть, даже изменить предлагаемые обозначения. Но в настоящий момент для решения диагнос­тических и коррекционных задач предлагаемая классификация представля­ется нам вполне достаточной, а психологические диагнозы — понятными не только психологам, но и другим специалистам, с одной стороны, в силу своей «прозрачности», с другой — в «присутствии» в самих названиях непосред­ственной психологической специфики состояния ребенка.

Подобный подход служит практической основой для определения эффек­тивных программ коррекционно-развивающей работы психолога в структуре психолого-педагогического сопровождения, дает возможность представить прогноз дальнейшего развития ребенка.

В свою очередь,вероятностный прогноз развития опирается на по­нимание места выявленного типа психического дизонтогенеза в общей схе­ме отклоняющегося развития. В данном случае мы подразумеваем понима­ние не только места конкретного варианта развития, но и возможности, вероятности девиации развития в сторону той или иной группы отклоняю­щегося развития или девиации непосредственно внутри самой группы. Бе­зусловно, это представляет значительную сложность без знания и анализа социальных условий жизни ребенка, понимаемых в широком смысле этого слова: в семье, в образовательном учреждении, в микросоциальной группе и т.п.

Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития являет­ся понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях. Большое влияние имеют также и особенности функциональной организации мозговых процессов, в частности специфика индивидуального профиля функциональной ассиметрии. Как правило, на­личие того или иного вида атипичности развития является осложняющим фактором прогноза развития. Точно так же большое влияние на характер прогноза имеет и непосредственно состояние центральной нервной системы, наличие (пусть даже и минимальных) нарушений нейродинамики, органического поражения ЦНС.

Только в этом случае становится возможным учет всех факторов, в том числе и последовательное выполнение рекомендаций специалистов, опреде­ляющих «реальность» вероятностного прогноза.

Рекомендации составляют, пожалуй, наиболее важный раздел заклю­чения и представляют собой обоснованную последовательность включения в работу с ребенком тех или иных специалистов, определение ведущего направления и последовательности собственно психологической коррекци-онной работы (использование тех или иных развивающих или коррекцион-ных программ) с учетом не только типа отклоняющегося развития, но и спе­цифики формирования базовых составляющих и хотя бы примерное опре­деление длительности и формы развивающе-коррекционной работы. Помимо этого рекомендации должны включать предложения по организации обуче­ния ребенка (определяется или обосновывается необходимость изменения режима, типа или формы обучения). Здесь же определяются сроки повтор­ного (динамического) обследования.

В тех случаях, когда ребенку не может быть оказана необходимая пси­хологическая помощь, должны быть даны рекомендации по обращению в учреждение соответствующего профиля.

Примечание. Консультация и рекомендации родителям даются, как прави­ло, в развернутой устной форме. В случае несогласия родителей с предлагаемыми мероприятиями отказ родителей должен быть зафиксирован.

Кому необходимы прогнозы? Практически каждое предприятие, большое или малое, частное или государственное, явно или неявно пользуется прогнозами, потому что каждое предприятие должно планировать будущее, о котором оно пока ничего не знает.

Артур Дж. Райтш (Arthur G. Reitsch), почетный профессор Восточного Вашингтонского университета, Эмеритус.

Кому необходимы прогнозы? Практически каждое предприятие, большое или маленькое, частное или государственное, явно или неявно пользуется прогнозами, потому что каждое предприятие должно планировать будущее, о котором оно пока ничего не знает. К тому же необходимость в прогнозах пронизывает все функциональные линии так же, как и все типы организаций. Прогнозы необходимы в финансировании, маркетинге, подборе кадров и различных производственных областях, в правительственных и коммерческих организациях, в маленьких социальных клубах и национальных политических партиях. Вот несколько примеров вопросов, для получения ответов на которые необходимы те или иные процедуры прогнозирования.

Как повлияет на объемы продаж увеличение финансирования рекламы на 10%?

Какой годовой доход может ожидать государство по истечении следующего двухлетнего периода?

Сколько единиц продукции необходимо продать, чтобы возвратить планируемые капиталовложения в производственное оборудование?

Как определить факторы, которые помогут объяснить изменчивость в ежемесячных объемах продажи продукции?

Каков ежегодный прогноз на последующие 10 лет в отношении сводного баланса займов нашего банка?

Будет ли экономический спад? Если да, то когда он начнется, насколько сильным он будет и когда он окончится?

Типы прогнозов

Какие существуют типы прогнозов для менеджера, столкнувшегося с необходимостью принятия решения в условиях неопределенности? Прогнозы могут классифицироваться как долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные прогнозы необходимы для того, чтобы наметить основной курс предприятия на длительный период, поэтому именно на них акцентируется основное внимание менеджеров высшего звена. Краткосрочные прогнозы используются для разработки безотлагательных стратегий. Они чаще всего применяются менеджерами среднего и низшего звена для удовлетворения потребностей ближайшего будущего.

Процедуры прогнозирования могут также классифицироваться как количественные и качественные. На одном полюсе здесь находится чисто качественный аппарат, не требующий явного математического оперирования данными. Используется только «оценка», предоставляемая составителем прогноза. Конечно, даже в этом случае «оценка» составителя прогноза в действительности является результатом мысленного анализа данных. На другом полюсе находится чисто количественный аппарат, не требующий никакой дополнительной оценки. Это чисто механические процедуры, которые на выходе дают количественные результаты.

Этапы прогнозирования

Все формальные процедуры прогнозирования предусматривают перенос прошлого опыта в неопределенное будущее. Таким образом, все они построены на предположении, что условия, породившие полученные ранее данные, неотличимы от условий будущего. Исключение составляют только те переменные, которые точно распознаны моделью прогнозирования. Например, если кто-то строит прогноз показателей производительности служащих, исходя только из множества оценок, выставленных им при испытаниях в процессе приема на работу, то он, очевидно, предполагает, что показатель производительности каждого работника зависит только от них. В действительности же подобное предположение о неразличимости прошлого и будущего не выполняется в полной мере.

Поэтому полученный прогноз будет неточен, если только он не будет модифицирован на основании оценки, выполненной составителем прогноза.

Осмысление того, что аппарат прогнозирования оперирует данными, порожденными естественными событиями, приводит к определению следующих пяти этапов в процессе прогнозирования.

1. Сбор данных

2. Редукция или уплотнение данных

3. Построение модели и ее оценка

4. Экстраполяция выбранной модели (фактический прогноз)

5. Оценка полученного прогноза

Этап 1, сбор данных, предполагает получение корректных данных и обязательную проверку того, что они верны. Этот этап часто является наиболее сомнительной частью всего процесса прогнозирования и в то же время наиболее сложен для проверки, поскольку последующие этапы с одинаковым успехом могут производиться с использованием данных, как соответствующих изучаемой проблеме, так и не соответствующих ей. Всякий раз, когда возникает необходимость получить в организации определенные данные, их сбор и проверка обязательно сопровождаются множеством различных проблем.

Этап 2, редукция или уплотнение данных, часто оказывается необходимым, так как для выполнения прогнозирования может быть собрано как слишком много исходных данных, так и слишком мало. Некоторые данные могут не иметь прямого отношения к рассматриваемой задаче, а будут лишь снижать точность прогнозирования. Другие данные могут соответствовать проблеме, но только в контексте некоторого конкретного исторического периода. Например, при прогнозировании продаж малолитражных автомобилей целесообразно будет использовать данные о продажах автомобилей только с момента введения эмбарго на нефть в 1970-х годах, а не данные за последние 50 лет.

Этап 3, построение модели и ее оценка, состоит в подборе модели прогноза, наиболее соответствующей особенностям собранных данных в смысле минимизации ошибки прогноза. Чем проще модель, тем лучше она будет воспринята менеджерами фирмы, ответственными за принятие решения, и тем выше будет их доверие к полученному прогнозу. Часто следует отдавать предпочтение не более сложному подходу к прогнозированию, предлагающему немного больше точности, а более простому, понятному руководителям компании. Когда выбранный метод получает поддержку у менеджеров, то и результаты прогнозирования активно ими используются. Из сказанного очевидно, что оценка непременно должна применяться в процессе выбора.

Этап 4, экстраполяция выбранной модели, предусматривает фактическое получение требуемого прогноза, поскольку необходимые данные уже собраны и, возможно, редуцированы, а соответствующая модель прогноза определена. Часто для проверки точности получаемых результатов применяется прогнозирование на недавно прошедшие периоды, для которых исследуемые величины уже известны. Наблюдаемые ошибки затем определенным образом анализируются. Эта процедура обсуждается ниже, при описании этапа 5.

Этап 5, оценка полученного прогноза, состоит в сравнении вычисленных величин с действительно наблюдаемыми значениями. Для этой цели часть наиболее свежей фактической информации обычно исключается из множества анализируемых данных. После того как модель прогноза будет подобрана, выполняется прогноз на эти периоды и полученные результаты сравниваются с известными наблюдаемыми значениями. Некоторые процедуры прогнозирования предусматривают суммирование абсолютных значений ошибок и представляют либо эту сумму, либо частное от деления ее на число прогнозируемых значений, представляющее собой значение средней ошибки прогноза. Другие процедуры используют сумму квадратов ошибок, которая затем сравнивается с аналогичными числами, полученными для альтернативных методов прогнозирования. Некоторые процедуры отслеживают и отмечают величину пределов ошибки за период прогнозирования.

Управление процессом прогнозирования

Здесь многократно подчеркивается, что в процесс прогнозирования непременно должны быть вовлечены способности и здравый смысл руководящего персонала. Специалист, занимающийся прогнозированием, должен рассматриваться как советник менеджера, а не как оператор некоего устройства, автоматически принимающего решения. К сожалению, именно эта ситуация чаще всего встречается на практике, особенно в связи с появлением компьютеров. Повторим, что количественный аппарат в процессе прогнозирования должен восприниматься как инструмент (чем он в действительности и является), используемый менеджером для принятия наилучшего решения.

Эффективность и уровень использования прогнозирования могут быть повышены, если менеджмент примет по отношению к нему более реалистичное отношение. Прогнозирование следует рассматривать не как некое пророчество, а скорее, как лучший способ выявления и экстраполяции существующих схем или взаимоотношений с целью прогнозирования. Если такое отношение будет воспринято, то ошибки прогноза будут рассматриваться как неизбежные, а обстоятельства, их порождающие, непременно подлежащими исследованию.

Следовательно, для того чтобы соответствующим образом руководить процессом прогнозирования, следует найти ответы на несколько ключевых вопросов.

Почему необходим прогноз?

Кто будет использовать прогноз, и в чем состоят его основные требования?

Какой уровень — отдельные составляющие или обобщенные показатели — требуется и каковы соответствующие временные рамки?

Какие имеются данные и будет ли их достаточно для того, чтобы получить необходимый прогноз?

Во что обойдется выполнение прогноза?

Какова ожидаемая точность прогноза?

Будет ли прогноз сделан вовремя, чтобы помочь процессу принятия решения?

Ясно ли понимает создающий прогноз специалист то, как он будет использован на предприятии?

Существует ли обратный процесс, позволяющий оценить прогноз после того, как он был сделан, и внести соответствующие уточнения в процесс прогнозирования?

Резюме

Целью создания прогноза является уменьшение того уровня неопределенности, в пределах которого менеджер должен принимать решения. Эта цель диктует два основных правила, которым должен следовать процесс прогнозирования.

Мировое население через 300 лет

Над темой номера
работал Александр АКИМОВ

Зачем нужны долгосрочные прогнозы?

Долгосрочное прогнозирование численности населения постепенно входит в практику общественных наук. Демографический департамент ООН регулярно публикует такие прогнозы по странам, основным регионам и миру в целом. Проверка прогнозов, сделанных ООН ранее, показывает довольно высокую степень их надежности.

Результаты демографических прогнозов используются для анализа перспектив развития в самых разных сферах, поскольку население является и основным производителем товаров и услуг, и основным потребителем всех ресурсов. Определение «узких мест» в экономике будущего дает основания для прогнозов в области политики и в социальной сфере.

Существенным ограничением в прогнозировании по изложенной выше схеме (от относительно надежного демографического прогноза к менее надежным экономическим и социальным прогнозам) является то, что обычно применяемая методика демографического прогнозирования достаточно сложна и лишает исследователя-недемографа возможности проводить собственные прогнозные расчеты.

Обычно цель демографического прогноза заключается в том, чтобы дать оценку половозрастной структуры населения и его численности. В предлагаемом прогнозе задача другая – определить численность населения и дать анализ того, насколько возможен такой его рост, нет ли экономических и ресурсных ограничений, которые деформируют демографические процессы, каковы социально-экономические последствия роста населения для общественной системы.

В этом прогнозе представлены результаты расчетов по методике, разработанной автором (операциональное описание демографического перехода) и прошедшей проверку временем. По этой методике во второй половине 1970-х годов автором был дан прогноз на 2000 год численности населения по миру в целом и по ряду регионов и стран, исходя из данных за 1975 год. Прогноз численности мирового населения, сделанный ООН, оказался точнее лишь на 1,14 процентных пункта. По регионам, выделенным для прогноза с использованием операционального описания демографического перехода, средняя ошибка прогноза ООН составила 11,73%, что в среднем точнее прогноза автора на 0,1 процентного пункта.

Методика представляет собой операциональное описание демографического перехода: две таблицы и графическая схема, описывающие движение стран от высоких уровней рождаемости и смертности к низким. В методике показано, что есть ограниченное число путей прохождения демографического перехода1. После завершения демографического перехода число смертей начинает превышать число рождений (то же происходит и с общими коэффициентами смертности и рождаемости) в силу старения населения — увеличения доли лиц пожилого возраста в населении при росте средней продолжительности жизни и сохранении низкой рождаемости (рис. 1).

Можно определить место страны на пути демографического перехода, и тогда прогноз сводится к продвижению страны по ограниченному числу траекторий к послепереходному режиму убыли населения. Само явление демографического перехода на русском языке подробно описано в книге А.Г. Вишневского «Демографическая революция». На ее основе было разработано операциональное описание.

Рисунок 1. Схема демографического перехода

Предлагаемое операциональное описание предусматривает выделение стран-эталонов на каждой стадии демографического перехода.

Например, таким эталоном для стран, завершивших демографический переход, является Швеция. Страны-эталоны позволяют определить уровень социально-экономического развития, необходимый для того, чтобы страна совершила демографический переход. Не может быть низкой смертности и низкой рождаемости в полуголодной африканской стране, для демографического развития необходимо развитие экономики и социальной сферы. Самодвижение демографических процессов, продвижение по пути демографического перехода без существенного социального прогресса, конечно, возможно, но лишь в ограниченных масштабах.

Поскольку динамика населения является основой прогноза, для расчета потребностей использованы душевые показатели, измеряемые натуральными величинами без привязки к экономическим показателям типа валового национального продукта, которые приводятся в денежном выражении, что резко ограничивает их возможности для долгосрочного прогнозирования (что будут покупать и по какой цене через сто лет?).

Задача долгосрочного прогноза – выявить, насколько устойчива существующая система: мировое хозяйство, сложившиеся тенденции развития с упором на глобализацию, максимизацию индивидуального потребления при существующих технологиях, соотношение сил между группами государств. Естественно, на все вопросы ответа нет, но исследовать будущее необходимо. Свежим примером того, как вера в устойчивость социально-экономической процессов оказывается несостоятельной, является глобальный экономический кризис, который «просмотрели» практически все эксперты.

В настоящей статье показаны возможности долгосрочного прогнозирования процессов, связанных с ростом населения и на этой основе сформулированы задачи, встающие перед обществоведением при долгосрочном прогнозировании.

1 Методика описана в книге: Акимов А. В. 2300 год: глобальные проблемы и Россия. М., 2008

Добавить комментарий

Закрыть меню