Профилактическая работа с несовершеннолетними

В последние пять лет на территории Российской Федерации возросло количество совершения административных правонарушений, совершающиеся несовершеннолетними и остается на высоком уровне. Количеств выявленных детей и подростков, совершивших административные правонарушения в г. Москва на 2017 год составило 22545 человек. Для уменьшения числа совершения административных правонарушений лицами не достигших 18 летнего возраст, нельзя ограничиваться только применением мер административного или уголовного наказания. В современных условиях профилактика административных правонарушении совершаемые несовершеннолетними, стала одним из приоритетных направлений государственных структур и деятельности ПДН.

Преступность несовершеннолетних, имеет свои специфические особенности. Данная преступность в отличии от взрослой отличается высокой степенью активности и динамичностью. Люди, совершающие преступления в подростковом возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию.

Таким образом, профилактическая деятельность выдвигает на первый план компонент изучения личности несовершеннолетнего, требующего индивидуального подхода со стороны каждого из субъектов профилактики.

Данная модель рассчитана на несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в возрасте с 16 до 18 лет.

Модель состоит из трех этапов, включающих в себя:

    Первый этап – первичная профилактика;

    Второй этап — вторичная профилактика;

    Третий этап – критерии оценки деятельности.

Правовые основы модели составляют: Концепция ООН о правах ребенка, Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».Введение модели профилактической работы с несовершеннолетними, совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания возникает из-за необходимости регламентации практики профилактической работы сотрудников ПДН по типовым нарушениям, которые совершают несовершеннолетние в области административного законодательства, а также введения четких критериев оценки деятельности работы ПДН по данному направлению.

В настоящий момент проблемы профилактической работы ПДН по административным правонарушениям, совершаемыми несовершеннолетними носят многоаспектный характер. Но на практике возникает проблема отсутствия конкретной модели профилактической деятельности сотрудников ПДН в данной сфере.

Задачами ПДН по профилактике, предупреждении и пресечении административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними являются:

1. Предупреждение правонарушений и антисоциальных поступков подростков;

2. Выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

3. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

4.Улучшению взаимодействия с представленными выше организациями, по вопросам профилактики административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Обозначив перечень задач, стоящих перед службой ПДН по вопросам предупреждения и пресечения административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, можно определиться с методикой деятельности индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими административные правонарушения. Первичная профилактика – меры, направленные на предотвращение негативных факторов, влияющих на проявление девиантного поведения (биологических, социально-экономических и др.)

Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем.

На ранних стадиях проявлений склонности к девиантному поведению, данную функцию выполняют такие социальные институты как семья, учреждения образования, правоохранительные органы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов, сотрудников ПДН, а также система организации досуговой деятельности и т.п.

На этом этапе сутью профилактики заключается в создание для несовершеннолетнего, условий удовлетворять свои ментальные и витальные потребности законными способами, а также своевременное и качественное правовое информирование о недопустимом поведении и негативных последствиях, которые могут повлечь административные взыскания.

В данном плане работы, в рамках реализации первичной профилактики административных правонарушений несовершеннолетних, сотрудниками ПДН, совместно с администрацией школы необходимо реализовать следующие мероприятия:

    Проведение родительских собраний по вопросам совершения правонарушений среди подростков, а также об ответственности несовершеннолетних.

    Осуществление рейдов по территории обслуживания с привлечением родительского патруля по выявлению обучающихся, нарушающих общественный порядок.

    Проведение лекций с обучающимися на правовую тематику.

    Профилактическая работа с подростками, состоящими на ВШУ и учёте в ПДН.

    Выявление подростков, у которых проявляется склонность к употреблению наркотических, токсических средств и алкоголя.

Вторичная профилактика — комплекс мер, направленных на работу с несовершеннолетними, совершившими административные правонарушения, в возрасте от 16 до 18 лет. Основными задачами вторичной профилактики являются: работа с несовершеннолетними, которые уже совершили административные правонарушения, и недопущение двойной превенции по более тяжким статьям КоАП РФ и УК РФ.

Данный этап профилактической работы возникает с момента совершения административного правонарушения несовершеннолетним в возрасте.

К осуществлению вторичной профилактики осуществляется привлечение — комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальные педагоги и психологи школы (если несовершеннолетний учится), работодатели (если несовершеннолетний работает), родители (при условии сохранения эмоциональных связей между ними и ребенком).

Третий этап

Согласно приказу МВД России № 1040 от 31.12.2013 г. «Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД России», критерием оценки деятельности службы ПДН оценивается как отрицательная динамика преступлений совершенных несовершеннолетними от общей доли предварительно расследованных, так и отрицательная динамика количества несовершеннолетних совершивших преступления.

Данные критерии оценки деятельности не учитывают работу сотрудников ПДН по профилактики административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, которые составляют основной объем работы по отношению к уголовным преступлениям.

Как вариант решения этой проблемы предлагается введение отрицательной динамики рецидивных (совершенных повторно в течении года, после момента совершения первого правонарушения) административных правонарушений и как следствие реальный контроль деятельности инспекторов ПДН по профилактике правонарушений.

Несмотря на широкий спектр функций, сосредоточенных у службы ПДН и остальных органов профилактики правонарушений несовершеннолетних, данная профилактика в последнее время испытывает серьезные проблемы. Опыт деятельности на данном направлении, в частности службы ПДН, доказывает, что успешное решение данной проблемы может быть достигнут только согласованными усилиями целого ряда государственных и общественных структур.

Значимую роль в данном процессе возлагается на административно-правовое предупреждение правонарушений несовершеннолетних, поскольку оно обычно позволяет оказать необходимое воспитательное воздействие на несовершеннолетнего правонарушителя еще на ранней стадии, однако данный вид предупредительной работы с несовершеннолетними нуждается в существенной корректировке.

Список литературы:

    Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»

    Евсеева И.Г., О важности понимания гуманистических ценностей при подготовке будущих инспекторов ПДНВ сборнике: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. Сборник научных трудов Международной конференции, посвященной празднованию 15-летия Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя . 2017. С. 391-394.

    Евсеева И.Г., Правовое воспитание как условие позитивной социализации подростков с девиантным поведением, В сборнике: Правовое воспитание молодежи: семья и социум. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 223-226.

    Бочкарева Г.Г. Психология подростков-правонарушителей // Советская юстиция. 2011.

    № 22. С. 52.

    Мещерякова Е.И., К вопросу о совершенствовании профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки» ВАК, 2014 г.

    Кузьмина Ю.А, Майорова С.А, Социальная работа подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике беспризорности и безнадзорности в Нижнем Новгороде, 2016.

    Солдатов Н.С., Подготовка сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних МВД РФ к профилактике девиантности. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук, 2009.

    Актуальные проблемы профилактики административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними Авдеева А.Ю , 2015 г.

Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

(в ред. Федеральных законов от 22.04.2005 N 39-ФЗ, от 29.06.2015 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности;

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 435-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

(пп. 9.1 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 435-ФЗ)

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

(пп. 11 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 435-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за исключением следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и воспитательных колоний, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2004 N 150-ФЗ, от 28.12.2013 N 435-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними как социально-педагогическая технология

С.С. Гиль, профессор Российского государственного социального университета, доктор педагогических наук, профессор

М.С. Мартынова, руководитель Семейной социальной службы РОЕБФ «Рука помощи»

Трансформация социальной структуры общества вследствие проводимых государством экономических и политических реформ, динамизм социальных процессов, снижение уровня жизни населения, рост социальной незащищенности граждан и создавшаяся кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно привела к увеличению количества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и развития. Принятие актуальной проблематики детства — первый показатель и требование к новому социальному и педагогическому профессионализму в поддержке детей, нуждающихся в помощи.

Тема поддержки детей так называемой группы риска развивается в рамках социальной педагогики в работах М.А.

Галагузовой, Л.В. Мардахаева, Ф.А. Мустаевой, Т.И. Шульги уже около десяти лет.

Ключевым элементом в работе с детьми группы риска является понятие «профилактика», так как он определяет характер действий, принципы взаимодействия с ребенком, находящимся в социально-опасном положении. Можно ли говорить о профилактике, если ребенок уже переживает трудности?

Каковы в таком случае цели, особенности, задачи, педагогическое обоснование работы с ним?

М.А. Галагузова дает следующее понимание термина:

«Под профилактикой в социальной педагогике понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

• предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

• сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

• содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала» .

Профилактика в педагогике рассматривается как особый вид социально-педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении ребенка, который находится на стыке педагогики, психологии, социологии, медицины и информационных технологий. В зависимости от причин, нарушающих развитие ребенка, в педагогике выделяют несколько типов профилактических мероприятий: «нейтрализующие,

компенсирующие, предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям, устраняющие эти обстоятельства, контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты» . Основная цель профилактической работы — защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.

В 1999 году РФ был принят №120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми группы риска. Именно в правовой сфере утверждена совокупность правовых норм и процедур, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Закон спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними на территории РФ одновременно.

Одним из основных противоречий в организации социально-педагогической поддержки детей является несовпадение проблемных полей социальной педагогики и правовых норм и технологий. Утвержденные законодательством приоритеты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не используются в педагогике в качестве легитимных инструментов.

Это выражается в ряде противоречий:

— между масштабностью профилактической работы с детьми группы риска и отсутствием сбалансированного научно-педагогическим обоснования и педагогического инструментария профилактической работы;

— между большим количеством исследований по профилактике социальных явлений и размытостью содержания профилактики в проблемных полях медицины, педагогики, права и т. д.;

— между доминированием в законе и практике социально-правового адресного подхода и технологической непроработанностью педагогически выверенного индивидуального подхода в разрешении проблем ребенка, оказавшегося в социально опасном положении, общей типизацией технологий профилактической работы с детьми.

Выявленные противоречия определяют проблему незавершенности педагогического обоснования правовых норм, действующих в отношении детей и молодежи в социально опасном положении. В связи с этим мы попробуем соотнести нормы, утвержденные №120 ФЗ с целями и приоритетами социально-педагогической технологии работы с детьми группы риска.

Принципиальные характеристики закона №120 ФЗ — его идейная, выраженная в социально-педагогических категориях, функциональная направленность и точность в распределении полномочий и обязанностей субъектов системы профилактики.

Пожалуй, впервые после принятия в 1992 году ФЗ «Об образовании», в законодательстве РФ приоритеты педагогики и поддержки ребенка, заняли доминирующее положение в сложной

палитре государственных задач, представлены в виде определенным образом спроектированной технологии индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.

Собственно изменился и сам баланс целей профилактики. Карательные, надзирающие функции уступили место задачам защиты и восстановления прав и интересов детей и семей, оказавшихся в социально опасной ситуации. В качестве цели и результата государство и законодатель рассматривают формирование общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждения форм противоправного их поведения. В соответствии со ст. 2 п.1. основные задачи профилактики сформулированы как:

• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

• обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

• выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Как и всякая технология, а именно определенным образом спланированная последовательность действий, общегосударственная технология работы с детьми группы риска, гарантированно приводит ее разработчика к получению ожидаемого результата.

Для того, чтобы решить вопрос о том является ли государственный подход в организации профилактической работы с детьми группы риска завершенной социально-педагогической технологией, мы должны выявить ее ключевые компоненты, представленные в российском социальном законодательстве, а именно :

• определить объект применения технологии;

• вычленить реальных субъектов процесса применения технологии;

• выделить алгоритм, реализация которого обеспечивает достижение запланированного результата;

• определить параметры оценки ожидаемого результата.

Закон «Об основах системы профилактики…» в качестве объекта системы профилактики определяет несовершеннолетнего безотносительно к его образовательному или социальному статусу, но провозглашает идеологию защиты прав несовершеннолетнего в контексте задач профилактической работы. Именно поэтому законодателем определены специфические признаки групп детей -объектов профилактической работы, а именно:

— безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

— беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

— несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, -лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

— семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Таким образом на законодательном уровне педагогические понятия «группа риска», «дети, склонные к ПАВ», «несовершеннолетние правонарушители» и т.д. конкретизируются определениями «беспризорный», «безнадзорный», «социально опасное положение». Эти определения становятся критериальными признаками для включения ребенка и его семьи в систему защиты прав, включают в себя большой спектр типизированных рисков и трудностей в жизни ребенка.

До сих пор не изобретено более эффективного способа работы с проблемными детьми и молодежью кроме как индивидуальной социальной помощи и работы, сопровождения (патронирования) клиентов. Основным инструментом системы профилактики безнадзорности и правонарушений является

индивидуальная профилактическая работа. Технология индивидуальной профилактической работы направлена на выведение несовершеннолетних из социально опасного положения и восстановления их относительно норм воспитания, образования и развития и может быть рассмотрена как социально-педагогическая технология.

Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

При этом собственно — профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на вы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Сущность профилактической работы с несовершеннолетними

Среди многообразия факторов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют прежде всего биологические факто­ры, факторы социальной среды, опыт практической деятельности и воспитание в широком смысле этого слова. Если врожденные качества личности, ее индивидуальные свойства выступают как предпосылки формирования,личности, то социальные факторы играют решающую роль в освоении индивидом социального опы­та, врастании его «в человеческую культуру» (Л.С.Выготский), в адаптации в социокультурной среде.

Среди социальных факторов ведущими являются родительская семья, детские разновозрастные коллективы, группы свободного общения, детские сообщества.

Показателем социальной зрелости индивида служит его готов­ность быть активным членом общества, выполнять разнообраз­ные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме, в межличностном общении в группе. Вместе с тем наличие неблаго­приятных социально-педагогических обстоятельств, негативных макро- и микросоциальных условий ведет к социальной дезадап­тации, т.е. неадекватности поведения подростков нормам и тре­бованиям той системы общественных отношений, в которую они включаются по мере своего социального становления и развития. Наряду с социальной дезадаптацией происходит и процесс десо-циализации — отчуждения индивида от институтов социализации (семьи, группы, ученического коллектива), которые являются но­сителями норм морали и права.

Поэтому перед педагогами, воспитателями, родителями встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка

от социальных институтов, профилактики (предупреждения) нега­тивного влияния макро- и микросреды, способствующего форми­рованию и развитию отклоняющегося поведения.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 03.07.98), российское законодательст­во о защите прав несовершеннолетних, концепция совершенство­вания государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях, принятая Межведомственной комиссией по делам несовершенно­летних при Правительстве РФ от 07.07.98, №1/1, определяют цели и задачи государственной политики по защите интересов и прав ребенка, по повышению роли семьи и других социальных инсти­тутов в предупреждении безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних, в профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков.

В нормативных документах и концептуальных положениях го­сударственной политики выделяются понятия общей и специаль­ной профилактики. Общая профилактика (греч. prophylaktikos -предохранение, предупреждение) рассматривается как совокуп­ность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий, направленных на содействие семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразова­тельными учреждениями всех типов, по обеспечению ими полно­ценного развития интересов и способностей у школьников, заня­тости общественно полезной деятельностью во внеурочное время.

Специальная профилактика включает коррекционно-реабилита-ционные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Она предпо­лагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несо­вершеннолетним, защиту их от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой среды и неформальных групп, разнооб­разных социальных институтов и общественных организаций.

Таким образом, профилактическая и коррекционно-педагогичес-кая деятельность являются составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление де­виантных подростков, диагностику причин и условий их отклоне­ний в развитии и поведении, определение своеобразия формиро­вания их личности и особенностей взаимоотношений со сверстни­ками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприя-

тий и специальных мер по предупреждению и преодолению негатив­ных тенденций в развитии и формировании личности подростка.

Опыт и педагогическая практика показывают, что преодолеть, а тем более предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми, при эффектив­ном использовании обычных форм и методов учебно-воспита­тельного процесса. Однако особенности личностного развития подростков, неблагоприятная среда и негативные социальные условия нивелируют целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, сводят на нет усилия педагогического коллектива, разнообразных социальных институтов.

Следовательно, чтобы ликвидировать или предупредить бо­лезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы пре­одолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных фак­торов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противо­правного межличностного общения).

Вместе с тем научные исследования и педагогический опыт по­казывают, что радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа или специальные учебно-воспита­тельные учреждения для девиантных подростков) не всегда прино­сят ожидаемый результат, не ликвидируют проблему, а усугубляют ее или на какое-то время приостанавливают, замедляют ее разви­тие. Следовательно, при организации коррекционно-педагоги-ческой деятельности с девиантными подростками и предупрежде­нии причин их отклоняющегося поведения необходимо исходить из понимания социально-педагогической сущности отклоняюще­гося поведения несовершеннолетних, учета силы влияния средо-вых факторов на развитие личности, референтной значимости межличностного общения со сверстниками в группе.

В предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения подростков в коррекции общения и взаимоотношений в семьях девиантных подростков существуют различные пути и средства педагогического воздействия на родителей, на семейный микро­климат, на воспитательный потенциал, на характер внутрисемей­ных отношений. Эти воздействия могут иметь как прямой, непо­средственный, так и косвенный, опосредованный характер.

Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при хорошем взаимо­понимании родителей и учителей, при обоюдном осознании тех проблем и вопросов, которые возникают при воспитании ребенка.

Если семья верит в авторитет школы, стремится к развитию се­мейных взаимоотношений, то родители обращаются за помощью к педагогам, если таковая необходима, участвуют в различных общественно-педагогических мероприятиях, посещают лекции, беседы, консультации в рамках педагогического всеобуча.

Если же между семьей и школой отсутствует взаимопонимание, если семья безразлично или негативно относится к советам и ре­комендациям педагогов, а попытки учителей оказать содействие в воспитании ребенка расцениваются настороженно или агрессивно и всякое педагогическое влияние расценивается как акт ущемле­ния семейных интересов, то в таких условиях приемлем опосредо­ванный, косвенный путь коррекционно-педагогического воздействия на семью подростка с девиантным поведением.

Косвенное воздействие на характер взаимоотношений в педа­гогически несостоятельных или педагогически пассивных семьях, на содержание общения педагогически запущенных, девиантных подростков в них предполагает наличие двух взаимосвязанных процессов, которые используются в коррекционном воздействии. С одной стороны, учитываются и используются чувство родитель­ской любви, сохранившееся чувство долга в воспитании ребенка, желание родителей, чтобы их ребенок был не хуже, чем другие. С другой стороны, если родители понимают, что ребенок — полно­правный участник семейных взаимоотношений и их влияние на него адекватно его влиянию на них, то воздействие на семью осу­ществляется опосредованно через ребенка.

Под руководством или при содействии педагогов ребенок реа­лизует потребность поделиться с родителями своими интересами, переживаниями, оценкой взаимоотношений. Он обращается к родителям за советом, помощью в выполнении какого-то задания, в проведении какого-либо мероприятия. Родители в большинстве случаев откликаются на такие просьбы.

Опосредованное воздействие осуществляется также при совме­стной деятельности детей и родителей в микрорайоне, по месту жительства, при проведении индивидуально-групповых форм педагогического воздействия, на конференциях-диалогах, в дис­куссиях по наболевшим проблемам воспитания ребенка.

Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 346;

Добавить комментарий

Закрыть меню