Профессиограмма это в педагогике

Зачетная работа по введению в специальность

на тему: «Профессиограмма учителя»

Выполнила:

Студентка ЗО:

2008 г.

«…от живого, страстного, хотя и несовершенного в своих качествах, — от живого и жизнь идет. Учитель — не ангел с крылышками, и не с херувимчиками имеет он дело. От ангела до ненавистного всем человека в футляре, склеенном из предписаний начальства, — один шаг. Не ангел, не душа в футляре, не особого рода существо, будто специально рожденное для поучений, а также исправления несчастных детей, — живой, земной, грешный человек, понятный детям и в достоинствах своих, и в пороках, нескованный — распахнутый для детей — вот каким должен быть учитель».

С. Соловейчик

Начиная со слов С. Соловейчика, мы понимаем, что страстью и человечностью не заменить науку, но сделать последнюю доступной, осязаемой, зримой для ребенка можно лишь страстью и человечностью.

Личностные качества в учительской профессии не отделимы от профессиональных качеств.

Важнейшими профессиональными качествами являются:

владение предметом преподавания,

методикой,

психологическая подготовка,

общая эрудиция,

широкий культурный кругозор,

педагогическое мастерство,

владение образовательными технологиями,

организаторские умения и навыки,

научная увлеченность,

педагогический такт,

педагогическая техника,

коммуникативные навыки,

ораторское искусство и т.д.

И все-таки, пусть это звучит банально, основа педагогического труда — это любовь к своему делу и любовь к детям. Тому, у кого душа не лежит к работе с детьми, заказано идти в учителя. Однажды они как бы случайно забредут в школу, по недоразумению осядут в ней до конца дней своих и потом всю жизнь мучаются сами и мучают своих учеников.

Но одной любви, даже самой искренней, для учительской профессии, конечно, мало. Раньше составлялись так называемые профессиограммы учителя (перечень обязательных качеств). Первые профессиограммы для учителей были созданы в 20 — 30-е годы. Практически во всех из них следующие требования:

Хорошее физическое здоровье

Уравновешенность характера

Наличие развитой воли

Предприимчивость, инициатива

Организаторские умения и навыки

Достаточно общее образование и хорошее знание своего предмета

Стремление пополнить умственный багаж

Знание ученического коллектива

Социально-экономическая и политическая подготовка

Знакомство с основными течениями рефлексологии, педагогики и методики

Знание своего ученического коллектива

Интерес к общественной жизни и участие в ней

Ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы

Знакомство с родственными формами политико-просветительской работы

Внимательное и любовное отношение к учащимся

Образцовое поведение учителя

А вот отрывок из профессиограммы учителя социалистических времен: владение методиками и методами обучения и воспитания, общая эрудиция, педагогическое мастерство, знание психолого-педагогических основ обучения и воспитания, коммунистическая убежденность и целеустремленность, владение ТСО и новейшими методами обучения, любовь к детям, умение понять детей, знание методов коммунистического воспитания и умение их применять, убежденность, настойчивость, оптимизм, систематическое повышение идейно-политического и специального уровня, высокие моральные качества, личный пример во всем и т.д.

Как мы видим из вышесказанного профессиограмма учителя — это перечень требований, предъявляемых к его личности, способностям, мастерству и психолого-физическим возможностям. Учитель должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Учителю нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Профессия учителя предполагает потребности: в сотрудничестве, в достижениях, творчестве, в самопознании, в эмоциональных контактах. Образ «Я» учителя должен включать представление о своих качествах и свойствах, самооценку своего общения с учащимися, желаемое «Я», самоуважение. Отличительными чертами учителя являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.

Исходя из этого понимания смысла понятия «профессиограмма», можно говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у студента знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Здесь профессиограмма выступает как форма мониторинга качества профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности. Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост студента — будущего педагога и может стать одной из методик самовоспитания.

Я.А. Коменский в работе «Великая дидактика» попытался определить свои требования к «универсальному учителю»:

каждый сам должен быть таким, каким должен делать других;

каждый должен владеть искусством делать других такими;

быть ревнителем своего дела — должен мочь, уметь и хотеть насаждать свой опыт и знания.

Исследователи, изучающие особенности труда учителя, особенности педагогической деятельности подходят с разных позиций к определению квалификационных и личностных качеств учителя как специалиста. Н.В. Кузьмина выделяет в структуре педагогической деятельности пять компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Исходя из функционального принципа в 1971 г.А.И. Щербатов и Н.А. Рыков выделили восемь функций учителя в школе:

информационная (учитель транслирует ту или иную информацию);

развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т.д.);

ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях);

мобилизационная (мобилизирует на выполнение упражнений, заданий, дел);

конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, обучение и т.д.);

коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами и пр);

организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует урок, внеклассные дела, которые проводит);

исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся — коллектив, так и обученность, и воспитанность учащихся и т.д.).

Психолог В.А. Крутецкий предлагает свою структуру профессионально-значимых качеств личности.

1. Мировоззрение личности;

2. Положительное отношение к педагогической деятельности;

3. Педагогические способности;

4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки.

Рассмотрим эти блоки профессионально-значимые качества личности учителя подробнее.

1-й блок. Гуманистическое мировоззрение (речь идет о тех убеждениях, идеалах, которые присущи учителю-воспитателю; воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное — любил бы других людей).

2-й блок. Положительное отношение к педагогической деятельности (речь идет о педагогической направленности личности, педагогических склонностях как устойчивом желании и стремлении посвятить себя педагогической деятельности; не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно определяют тех учителей, которые их не любят или не любят педагогическую деятельность в целом).

3-й блок. Педагогические способности (основываясь на природных предпосылках, они при определенных условиях реализуются — или нет — в профессионально-педагогические знания, умения, навыки, иначе говоря — педагогические способности) — это обобщенная совокупность индивидуально-психологических особенностей и профессионально-значимых качеств личности, которые отвечают требованиям педагогической деятельности, обеспечивают достижение в ней высоких результатов, определяют успех педагога в целом в овладении этой деятельностью (подробнее см. в гл.1).

4-й блок. Профессионально-педагогические знания, умения, навыки (речь идет о знаниях в области преподаваемого предмета и технологии обучения).

Приведенные классификации показывают, что педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К основным умениям педагогической деятельности, обеспечивающим учителю квалифицированное осуществление учебного процесса, можно отнести: ориентационные, академические, персептивные, мобилизационные, организационные, коммуникативные, гностические, дидактические, конструктивные, прикладные, умения педагогического мышления, умения педагогической техники, речевые, исследовательские умения.

Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции учителя была составлена следующая профессиограмма выпускника педагогического колледжа. Предлагаемая нами профессиограмма включает в себя пять блоков.

I. Психолого-педагогические умения.

1. Читать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу.

2. Самостоятельно анализировать педагогические явления.

3. Анализировать передовой педагогический опыт.

4. Проводить самоанализ.

5. Проявлять эмпатию к учащимся.

6. Организовать себя, управлять своим состоянием.

II. Профессионально-личностные качества.

1. Потребность в самопознании.

2. Самостоятельность.

3. Трудолюбие и прилежание.

4. Самокритичность.

5. Дисциплинированность.

6. Культура поведения и общения.

III. Частно-методические умения.

1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности.

Как же подготовить себя к выполнению многочисленных задач, стоящих перед учителем?

Современные дети — народ особенно любознательный, их интересует все: и полеты в космос, и проникновения в земные глубины, и дискуссии в области политики, литературы и искусства, и споры о соотношении науки и и фантастики, и перспективы развития отдельных нау.

Чтобы быть учителем, который идет в ногу со временем, отвечает требованиям времени, чтобы готовить достойную замену, нужно глубоко разбираться в тех преобразованиях, которые происходят в нашей стране

Каждый преподаватель учит школьников своего предмета. Понятно, что невозможно научить того, чего не знаешь. Это не учитель математики, если он, доказывая теорему, робко подглядывает в конспект. Это не учитель ли итературы, если он, требуя от учеников чтение стихотворения наизусть, сам воспроизводит его, читая из книгиги.

Полное и глубокое усвоение профилирующих наук любой специальности учителя является необходимым условием преподавания предмета в школе на современном научном уровне

Однако даже добросовестный усвоение научных истин из этого профиля знаний еще не делает человека учителем. Чтобы полученные знания успешно передавались школьникам соответствующего возраста, следует хорошо усвоить законом и ирности процесса обучения и воспитания. Необходимо знать, при каких условиях, какие методы обучения наиболее эффективны. Следует научиться правильно строить уроки, применять наглядные пособия, использовать прил ады, технические средства обучения и многое другое. Ключи от этой драгоценной методической ящика содержатся в педагогике, психологии и в отдельной методике преподавания соответствующего предмета. Как науки сплошь ного цикла, так и специального, и педагогического не стоят на месте, они постоянно развиваются. Количество научной информации увеличивается время со скоростью урагана. Через каждые 7-10 лет это количество увеличивается вдвое вдвічі.

Ни вуз, ни школа не могут теперь дать запаса знаний на долгие годы. Поэтому задача состоит в том, чтобы научиться пополнять самостоятельно, быть готовым научить этому же школьников. И дело, тут не столько в пр. РОСТО усвоении готовых выводов, сколько в умении добывать самостоятельными исследованиями знания. А это требует свободного владения и общими законами познания и методами научного исследования, тип овыми для соответствующей науки, в частности наук педагогического циклклу.

Учительская деятельность носит творческий характер. Обучение и воспитание не может осуществляться по готовым рецептам. Чтобы определить правильные средства педагогического воздействия на коллектив или личность, приходится проводить глубокие всесторонние исследования каждой конкретной педагогической ситуации и подбирать определенные педагогические средства. Необходимые знания для работы с классным коллективом, с отдельными школьниками накапливаются я при изучении курсов педагогики и психологии, основ педагогического мастерства, а практический опыт педагогических исследований и применения полученных знаний — в процессе прохождения различных видов педа гогичнои практикики.

У каждого учителя, непременно должна быть любовь к детям. Если учитель внимательный и чуткий к ним, если он искренне разделяет все радости и горе поражений своих учеников, если в трудную минуту он готов помочь каждому чувствительное сердце ребенка обязательно почувствует в этом учителю своего друга, старшего наставника, грамотного руководителя. Ученик уважает такого учителя, считается с ним, его мнение будет для школьника нез аперечною, а предмет, который преподает учитель, любимыхим.

Вся жизнь и деятельность в период обучения в школе и вузе должны быть посвящены воспитанию в себе лучших качеств человека

Соотносить свое поведение и поступки с жизнью, прожитой лучшими представителями общества, исправлять и шлифовать свой характер, вырабатывать привычку быть в пределах норм поведения в обществе и быту — — вот обязательный предмет забот каждого, кто готовится быть настоящий учитель.

Труд предусматривается большая, трудоемкая, кропотливая. Она требует высокой организованности, рационального использования сил и времени, определенных волевых усилий

Всего можно достичь упорным энергичной работой. Именно в ней вырастают гений и талант. Даже великий физик. А. Эйнштейн, не шутя, говорил:»У меня нет никакого таланта, а только упрямство мула а и страстная любознательностьть».

В Украине сейчас немало педагогов-мастеров своего дела, заслуженных учителей, и на них равняются молодые педагоги

Высшее педагогическое образование строится на основе профессиограммы (карты, атласа) учителя средней общеобразовательной школы. В профессиограмме отражены морально-психологические качества, необходимые для будущей учебных ной и воспитательной работы с детьми, которые следует развивать в процессе самовоспитания и воспитания в стенах вуза, и различные компетентностиі.

Для примера приведем профессиограмму учителя (за основу взяты профессиограммы. В. О. Сластьонина,. ЕСТЬ. И. Антиповой,. М. И. Болдырева)

. Качества личности

Общественной направленности:

— научное мировоззрение, потребности передового человека;

— гражданская зрелость и активность, осведомленность с событиями мирового и местной жизни;

— общечеловеческие моральные и качества;

— стремление к высотам своей профессии;

— общая эрудиция, начитанность. Профессионально-педагогической направленности:

— компетентность;

— увлеченность профессией;

— высокая профессиональная работоспособность;

— любовь к детям, гуманное отношение к ним;

— умение вести психолого-педагогические наблюдения, изучать учеников и детские коллективы;

— требовательность к себе и ученикам, настойчивость, целеустремленность;

— справедливость;

— тактичность;

— выдержка, терпение, самообладание;

— педагогический такт, чуткость, искренность;

— самокритичность, скромность, самооценка;

— изобретательность, твердость и последовательность в словах и действиях;

— педагогическая воображение, оптимизм;

— коммуникативность, выразительный язык;

— собранность, аккуратность и внешняя опрятность

. Требования к психолого-педагогической подготовки

Знание

— основ методологии;;

— психолого-педагогические;

— анатомо-физиолого-гигиенические;

— теории и методики воспитания;

— содержания учебного предмета и методики его преподавания;

— индивидуально-психологических особенностей личности на разных возрастных этапах;

— методики индивидуальной работы и работы с детскими и молодежными коллективами;

— содержания и методов работы с родителями и общественностью;

— политики, истории, краеведения, литературы и искусства, морали, этики, эстетики, религии, права, техники и культуры

Умения и навыки

Конструктивные:

— планировать учебную и воспитательную работу;

— отбирать, анализировать и синтезировать учебный программный материал, осуществлять дидактическую переработку сложного материала;

— творчески и обоснованно строить организационно-педагогическую и логико-педагогическую структуру урока;

— планировать систему перспективных линий в развитии отдельной личности и коллектива;

— осуществлять индивидуальную программу обучения и воспитания ученика

Организаторские:

— выявлять и организовывать актив класса, управлять им в различных условиях;

— организовывать различные виды коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, развивать их активность;

— осуществлять контроль и помощь в умственном развитии учащихся;

— осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений учащимися;

— осуществлять педагогическое руководство ученическими организациями;

— организовывать работу с родителями и общественностью. Коммуникативные:

— устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, родителями, учителями;

— регулировать внутренне коллективные и мижколективни отношения;

— находить нужные формы общения с учениками и родителями;

— предвидеть результат педагогического воздействия на отношения с учащимися

Изыскательские:

— изучать индивидуальные особенности учащихся и коллектива;

— критически оценивать свой опыт, результаты своей деятельности;

— осознанно совершенствовать педагогическое мастерство, самообразование и самовоспитание;

— использовать в работе психолого-педагогические исследования, передовой педагогический опыт;

— прогнозировать используемые средства и методы работы. Прикладные:

— творческие: рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, выразительно читать;

— массово-витивничи;

— спортивно-туристские;

— владеть техническими средствами обучения

Педагогическая техника — это умение организовывать себя

усиливать внутреннее возбуждение и торможение и заинтересовывать, внушать, вдохновлять и сдерживать учащихся; владеть культурой и техникой речи, мимики, жестов выражение лица, голос, интонация

содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..

1.5. Профессиограмма педагога

Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, воспитателя, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми он должен обладать, знания, умения и навыки, необходимые для выполнения своих профессиональных функций.
В соответствии с профессиограммой, учитель в процессе работы должен решать задачи формирования знаний, умений и навыков; задачи воспитания и развития личности учащихся, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», а также Программами, утвержденными Министерством Образования Российской Федерации.
Учитель должен выполнять образовательную, воспитательную, научно-методическую, социально-педагогическую, культурно-просветительскую, коррекционно-развивающую, управленческую функции.
Цели работы учителя документально зафиксированы в Программах Российской Федерации для каждой ступени обучения, предмета, специальности.
Профессиограмма включает деятельностно-ролевые характеристики труда учителя, т.е. те знания, умения и навыки, которыми должен обладать педагог.
Учитель должен знать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка, основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений, средства обучения и их дидактические возможности, основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда, правила и нормы охраны труда, техники безопасности.
Учитель должен обладать организаторскими, коммуникативными, аналитическими, прогностическими, проективными, рефлексивными умениями, а также навыками грамотного письма, вербального и невербального общения, использования планов и записей, работы с книгами, пособиями, программами, распределения внимания, использования технических средств в обучении.
В профессиограмме определены субъектно-деятельностные характеристики педагога:
 наличие дидактических, конструктивных, перцептивных, экспресивных, коммуникативных, организаторских способностей;
 гуманистическая направленность, положительное отношение к педагогической деятельности, желание работать с детьми.
Педагог должен обладать личными качествами, необходимыми для работы: любовь и уважение к детям, умение понять их запросы и интересы, требовательность и справедливость, доброжелательность и терпение.
Противопоказаниями к участию в педагогической деятельности являются тяжелые психофизиологические и эмоциональные расстройства организма, а также низкий морально-нравственный уровень личности.
Профессиограмма корректируется в соответствии с содержанием подготовки учителя по каждой специальности, а также с учетом изменений требований общества к педагогу. Процесс достижения уровня, соответствующего требованиям профессиограммы, называется профессиональным ростом, который в вузе не начинается и не заканчивается, а лишь идет более интенсивно.
Развитие профессионализма в педагогической деятельности может идти различными путями.
Линейное развитие подразумевает стабильное развитие личностных качеств, увеличение объема знаний, умений и навыков, что позволяет проделать путь от учителя к работнику Министерства образования или доктору педагогических наук и т.д.
Стабильное развитие не подразумевает выхода за рамки специальности. Педагог повышает квалификацию, духовно обогащается.
Спиральное развитие осуществляют учителя-энтузиасты, которые с азартом занимаются проблемой 5-7 лет, а затем начинают новые исследования.
Кратковременное развитие происходит у людей, разочаровавшихся в профессии или ощутивших недостаток способностей и знаний.
Платообразное развитие наблюдается у учителя, достигшего предела компетентности, который связан с наличием каких-либо физических, материальных или духовных преград для продвижения.
Снижающееся развитие характерно для учителей, которые неплохо начинают профессиональную деятельность, но в их жизни происходит что-либо, снижающее уровень работоспособности (болезнь, рождение ребенка, болезни ребенка и прочее).
Профессиональное развитие педагога тесно связано с рядом факторов:
 осознание ценности педагогического труда;
 осознание необходимости профессионального образования;
 адекватный анализ условий педагогического труда;
 ориентировка в требованиях общества к учителю и прогнозирование их изменений;
 выделение профессиональной цели и согласование ее с другими жизненными целями;
 представление о своих возможностях и недостатках, которые могут повлиять на достижение цели;
 представление о путях преодоления недостатков;
 представление о внешних препятствиях на пути к цели;
 представление о смысле профессионального педагогического труда.
Все это убеждает в том, что профессиональное становление педагога неразрывно связано с его личностным ростом.

Соединение высокой образованности, профессиональной компетентности и личностного развития является интегральным основанием для достижения вершин профессионального мастерства.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе применяется термин «синдром первой учительницы», под чем понимается влияние на ребенка самого первого учителя, учителя начальной школы, в задачи которого входит обеспечение адаптации ребенка в школе, формирование у него учебной мотивации и самых первых навыков учебной работы в коллективе, принятие статуса школьника.

Поэтому именно на учителя начальной школы возлагается наибольшая ответственность в развитии любви к школе у малышей, и учитель особенно должен понимать всю важность и значимость своей ежедневной работы с детьми, тонко чувствовать изменения, происходящие в детях. Такое педагогическое мастерство основывается, прежде всего, на любви к детям, неравнодушии, педагогической интуиции и понимании важности собственного профессионального саморазвития. Последнее учитель приобретает только в ходе практической подготовки и самоанализе. В связи с этим перед учителем начальной школы выдвигаются особые требования.

Учитель начальных классов должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, постоянно стремиться к творческой педагогической деятельности и непрерывному совершенствованию своих нравственных качеств, педагогических способностей и педагогического мастерства.

Учитель начальных классов должен иметь педагогическое призвание, любовь к детям, обладать организаторскими качествами (деловитость, работоспособность, самокритичность, организованность, коллективизм, самодисциплинированность), характеризоваться нравственными качествами (справедливость, объективность, внимательность, простота, приветливость, доброжелательность, скромность, тактичность), перцептивно-гностическими качествами (наблюдательность, понимание других людей, прежде всего детей, педагогическая интуиция), экспрессивными качествами (эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, сопереживание, энтузиазм, оптимизм, безукоризненная речь, самообладание, выдержка, чувство юмора), отличаться потребностью и способностью понимать и чувствовать прекрасное в людях, в их отношениях и деятельности, в природе, в явлениях искусства, вносить элементы прекрасного в окружающую жизнь, в стиль своего поведения, быть образцом личной культуры в трудовой и общественной деятельности, на отдыхе и в быту.

Учитель начальной школы должен знать и понимать причины коренного преобразования жизни в нашем обществе, направленные на демократизацию и гуманизацию жизни в России, права и обязанности гражданина России и уметь объяснить эти права и обязанности подрастающему поколению с учетом возраста младшего школьника, постоянно повышать свои профессиональные знания, педагогическое мастерство. С этой целью в соответствии с учебным планом изучаются следующие психолого-педагогические дисциплины: педагогика начальной школы, психология младшего школьника, основы специальной педагогики, современные педагогические технологии, социальная педагогика, основы коррекционной педагогики в начальной школе, основы управления учебно-воспитательным процессом в малокомплектной школе, методика преподавания родного языка в начальной школе, методика преподавания изобразительного искусства и трудового обучения, музыкальное воспитание в начальной школе. Указанные дисциплины обеспечивают психологическую, педагогическую и методическую подготовку учителя.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню профессиональной подготовленности специалиста, учитель начальной школы должен иметь следующие профессиональные компетенции:

— применять полученные знания для решения педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач с учетом возрастных и индивидуальных типологических различий учащихся, социально-психологических особенностей ученических коллективов и конкретных педагогических ситуаций;

— определять образовательную, воспитывающую, развивающую задачи обучения и воспитания младших школьников;

— прогнозировать результаты обучения и воспитания учащихся;

— осуществлять перспективное и текущее планирование учебно-воспитательной работы;

— отбирать, анализировать и систематизировать учебный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обучаемости и воспитанности учащихся;

— обоснованно выбирать, творчески применять методы, средства и организационные формы учебно-воспитательной работы;

— владеть техническими средствами обучения и методикой их рационального использования;

— изготовлять наглядные пособия;

— определять степень и глубину усвоения учащимися программного материала, развивать у них познавательно-творческую активность, навыки самостоятельной работы;

— увлекать и заинтересовывать школьников общественно-ценными перспективами в учебной и внеклассной работе;

— вооружать учащихся методами самообразования, приемами сбора, систематизации и обобщения информации, использования знаний в жизни, в практической деятельности;

— принимать обоснованные решения, находить наилучшую форму требований и варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и педагогической обстановки;

— устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с ученическим коллективом, малыми группами и отдельными учащимися, влиять на отношения детей в коллективе;

— выявлять сравнительную эффективность применяемых методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной работы;

— проводить наблюдение природных объектов, осуществлять краеведческую и природоохранительную работу с учениками;

— выполнять функции классного руководителя и социального педагога;

— изучать возрастные и индивидуальные особенности, степень их организованности, отношение к учебной деятельности, к труду;

— устанавливать благоприятный психологический климат в классе;

— обобщать опыт работы лучших учителей с детьми начальных классов.

Студент должен знать:

— систему и структуру народного образования России, содержание, принципы и методы организации общего среднего образования;

— методологические основы и категории науки педагогики;

— закономерности развития и социального формирования личности;

— закономерности анатомо-физиологических и психологических особенностей личности и коллектива младших школьников;

— требования к охране жизни и здоровья младших школьников, педагогические и естественно-научные основы гигиенического воспитания учащихся;

— современные направления и перспективы развития народного образования и педагогической науки, принципы и приемы сбора, систематизации, обобщения и использования информации, проведения научной и методической работы по специальности; практику подготовки информационных и научно-методических материалов;

— сущность, принципы, содержание, организационные формы и методы обучения в начальной школе;

— методы психолого-педагогических исследований;

— действующие школьные учебные планы;

— программы, учебники и учебные пособия;

— образовательные, воспитательные и развивающие возможности начального обучения;

— сущность, цель, задачи, формы и методы обучения и воспитания;

— задачи, содержание и методику работы детских организаций, ученических групп, воспитание младших школьников в различных ученических коллективах (в группах продленного дня, учреждениях интернатного типа);

— особенности и формы внеклассной работы по каждому учебному предмету;

— требования к педагогическому руководству воспитанием детей в семье, эффективные пути совместной работы с родителями и общественностью;

— технические средства обучения и их дидактические возможности, типовые требования к оснащению и оборудованию начальных классов школы;

— основы экономики и управления народным образованием.

Знать специальные дисциплины: русский язык, математику, естествознание, детскую литературу, иностранный язык, основы трудового законодательства и научной организации труда – в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Содержание педагогической практики студентов включает задания, направленные на совершенствование практических умений и профессиональной компетентности в вопросах организации и проведения форм совместной работы с учениками, а также на формирование навыков работы с документами работающих учителей начальных классов РС(Я).

Основными задачами педагогической практики являются:

— углубление и закрепление теоретических знаний студентов;

— формирование и закрепление основных профессионально – педагогических умений, навыков, опыта в соответствии с требованиями стандартов высшего педагогического образования и квалификационной характеристики специалиста;

— развитие педагогического сознания и профессионально значимых качеств личности педагогов;

— повышение уровня профессиональной педагогической культуры учителей;

— совершенствование навыков владения педагогическими технологиями и педагогической техникой;

— обучение методам изучения и анализа передового педагогического опыта, применение его в собственной педагогической деятельности;

— формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;

— выработка умений осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к детям;

— овладение студентами методикой изучения детей и детского коллектива;

— развитие потребности в педагогическом самообразовании о постоянном самоусовершенствовании.

Профессиограмма современного учителя.

Объективные требования к педагогу отражены в научно-обоснованных теоретических моделях (профессиограммах), чаще всего в них выделяется 3 модуля: 1)общегражданские качества; 2)качества, определяющие специальность профессии учителя; 3)специальные з,у и н по предмету.

Спирин разработал теоретическую модель, кот наз ПО:

Профессиограмма общепедагогическая – идеальная абстрактная модель личности учителя, обобщающая его существенные качества, необходимые для профессиональной деятельности, т.е. для решения образовательно-воспитательных задач в любой пед системе.

Профессиограмма учителя — документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, и его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

ГОСТ –это документ, который определяет обязательный минимум содержания основ проф-ных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки студентов, требования к уровню подготовки обучающихся.

В ГОСТ дана квалификационная характеристика – это система обобщенных требований к учителю, к его проф-ной компетентности, представляющая собой единство теоретической и практической готовности к осуществлению пед д-ти в рамках конкретной специальности.

Содержание теоретической готовности учителя:

1. аналитические умения – пед. мастерство, с их помощью извлекают знания из практики. Через эти явления проявляется умение мыслить: расчленять пед. явления на состав, элементы (мотив, стимулы), осмысливать каждую часть находить в теории выводы, закономерности, находить пед. задание и ее решение.

2. прогностическое умение: выдвижение пед. целей, задач, отбор способов достижения пед. целей, предвидение результата.

3. проективные умения (анализ – прогноз – проект).

4. рефлексивные умения (возникновение идей контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя).

Содержание практической готовности учителя:

мобилизационные умения – связаны с привлечением внимания учащихся и развитие у них устойчивого интереса.

2. информационные умения – непосредственное изложение учебной информации, способы их получения (умение добывать информацию).

3. развивающие умения (создание проблемных ситуаций для развития познавательной сферы, воли, чувств).

4. ориентационные умения – формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, интереса к науке.

5. перцептивные умения понимать других.

6. умение пед. общения опирается на память и воображение.

Добавить комментарий

Закрыть меню