Проективный тест

Проективные тесты

Методики, направленные на исследование в первую очередь личностных особенностей и разработанные в рамках так называемого проективного диагностического подхода. Основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников. Для многих проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-диагноста, что связано с некоторой свободой в его интерпретациях. Поэтому для таких методик значение опыт и профессионализма, беспристрастности сложно переоценить. Метод цветовых выборов Адаптированный вариант цветового теста Люшера. Методика «Агрессивность» Модификация теста Розенцвейга. Методика «Завершение предложения» (на эгоцентризм) Эгоцентризм. Методика Дембо — Рубинштейн Простая в использовании, методика — в соединении с беседой и другими методиками — помогает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самоотношения испытуемого. Проективная методика «Завершение суждения» Данная проективная методика предназначен для выявления склонности испытуемого к созерцательному или активному образу жизни. Проективная методика «Мини-сочинение» Проективная методика, направленная на предварительную оценку эмоциональной направленности испытуемого. Задание включает в себя мини-сочинение, в котором испытуемый должен оценить своими словами поступки десяти персонажей «Войны и мира» Л. Толстого. Проективная методика «Мои праздники» Методика предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Предназначена для профессионального использования психологом в процессе психологического консультирования, психодиагностики. Проективная методика «Три дерева» Психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, “любые три дерева”… Проективная психодиагностическая методика «ТАТ: Профессия» Проективная психодиагностическая методика, основанная на стимульном материале ТАТ, поможет психологу и специалисту в области профориентации сделать вывод о профессиональных интересах и склонностях испытуемого. Проективная психодиагностическая методика «ТАТ: Счастье» Данная проективная психодиагностическая методика основана на стимульном материале ТАТ (Тематический Апперцептивный Тест). Направлена на предварительное исследование личности испытуемого, определение его основных терминальных ценностей (ценностей-целе Проективная психодиагностическая методика «ТАТ: Что? Где? Когда?» Данная проективная психодиагностическая методика основана стимульном материале ТАТ (Тематический Апперцептивный Тест). Направлена на предварительное исследование личности испытуемого, определение проблемных мест в его жизни. Проективная психодиагностическая методика «ТАТ: Эмоциональная направленность» Проективная психодиагностическая методика, основанная на стимульном материале Тематического апперцептивного теста (ТАТ). Предназначена для оценки эмоциональной направленности испытуемого. Проективный подход в психодиагностике Личность не рассматривается как «набор параметров» — она представляется сравнительно устойчивой системой динамических процессов, о которых можно судить по внешним проявлениям. Психодиагностическая методика «Пиктоформулы» Методика предназначена для помощи психологу в выявлении основных жизненных тенденций клиента: склонен ли он в первую очередь к созиданию (успеху), гедонизму (счастью) или же к саморазрушению (ненависть к себе и склонность к самонаказанию, жизненная п ТАТ: стимульный материал Стимульный материал (фотографии, картинки) знаменитого тематического апперцептивного теста. Тест «Дом-Дерево-Человек» Эта — одна из самых известных — проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Тест «Несуществующее животное» Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). Тест «О чем говорят ваши рисунки» Анализ рисунков, которые делаются во время скучных совещаний или просто от нечего делать: разных узоров в блокноте, на листке бумаги. Тест «Рисунок семьи» Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Тест EOF Проективная методика, предназначенная для оценки видения человеком своего места в обществе, в общественном разделении труда: склонен ли человек эксплуатировать других, паразитировать или трудиться. Тест Сакса-Леви Анализ системы отношений испытуемого с помощью техники завершения предложений. Тест Сонди: стимульный материал Стимульный материал (фотографии) знаменитого теста Сонди. Тест руки (Hand test) Тест руки — проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Цветовой тест Люшера Известная методика, основанная на ранжировании цветовых карточек. >См. также Описания тестов

Проективные тесты

Анна Сюр

Проективные тесты — один из методов психологической диагностики, позволяющий составить наиболее полное представление о психологических особенностях того или иного человека. Проективные тесты отличаются от всех остальных отсутствием жестких рамок, их выполнение подразумевает использование фантазии, воображения, позволяет человеку раскрыть свою индивидуальность, неповторимость своего внутреннего мира.
Проективные тесты часто используются психотерапевтами и психиатрами во время первых встреч с пациентами, поскольку они помогают установить доверительные отношения, позволяют человеку рассказать о своих проблемах и переживаниях не от первого лица, а используя художественные образы и свое собственное воображение. Здесь используется психологический механизм проекции — стремление человека в ком-то другом увидеть свои личные проблемы. Например, всем хорошо известно, что герои одного и того же фильма разными людьми воспринимаются очень по-разному и когда человек рассказывает о том, кого из героев он осуждает, кому сочувствует, кем восхищается — можно без труда догадаться о том, каковы его собственные ценности и интересы, как он строит свои отношения с окружающими и т.д. Эта особенность человеческой психики используется в проективных тестах.
Впервые проективные тесты были использованы Л.Франком в 1939г, а в начале 40-х гг. они стали очень популярны в западной психологии. Специалисты отдавали должное их преимуществам перед традиционными диагностическими «опросниками», где клиенту предлагался длинный список вопросов, на которые нужно было однозначно ответить «да» или «нет».

Такие методы дают более точные с математической точки зрения результаты, но при этом теряются неповторимые особенности человека, его индивидуальное своеобразие. В отличие от них проективные тесты позволяют лучше увидеть индивидуальные черты характера человека, познакомиться с его собственной манерой говорить, использовать те или иные образы и т.д.
В психологии принято подразделять проективные тесты на несколько групп. Первая из них — это так называемые конститутивные тесты. В них человеку показывают картинки с нечеткими, размытыми образами и предлагается пофантазировать на тему о том, «что бы это могло быть», «что это напоминает». К этой группе относится, например, тест Роршаха, где используются обычные чернильные пятна, в которых можно увидеть самые разные образы: причудливых птиц, или башни, или танцующие пары и т.п.
Другая группа — это интерпретативные тесты. Здесь человеку предлагают несколько сюжетных картинок и просят его рассказать свою собственную интерпретацию того, что на них изображено, придумать небольшой рассказ об этих героях. При этом психолог может помогать своему клиенту, задавая наводящие вопросы, например: «Как Вам кажется, какое выражение лица у этой женщины? Как Вы думаете, большая ли у нее семья? Кем она работает?» и т.п. По такому принципу построен Тест Тематической Апперцепции (ТАТ).
Еще одна группа — это экспрессивные тесты. Они позволяют человеку раскрыть свой внутренний мир в наиболее свободной манере — при помощи своих собственных рисунков на заданную тему. Например, ему предлагается нарисовать дом, дерево и человека, или несуществующее животное, или свою семью. Причем умение рисовать здесь не играет особой роли — человек может изображать своих героев в любой абстрактной манере, например, составлять их из шаров и квадратов, или создавать лишь нечеткие наброски — словом, как ему самому хочется. Затем психолог расспрашивает его о том, что он изобразил на своем рисунке. Например, если это животное, то психолог спрашивает, где оно живет, чем питается, есть ли у него враги и как оно защищается от них, способен ли он сам на кого-нибудь напасть и т.д. Кроме того, сама манера, в которой выполнен рисунок, может многое рассказать о его авторе. Сколько цветов он использует, какие линии преобладают в его рисунке — тонкие или жирные, четкие или расплывчатые, мягкие или жесткие — все это говорит о различных свойствах характера человека.
Следующая группа проективных тестов — это импрессивные тесты, в них человеку предлагается выбрать из нескольких образов те, которые нравятся ему в большей степени и те, какие, напротив не нравятся, вызывают раздражение. К этой группе относится тест Люшера, где используются карточки с различными цветами.
Наконец, существует еще одна группа — это аддитивные тесты. Здесь психолог предлагает своему клиенту завершить небольшой рассказ, историю, или предложение. Например, это могут быть сюжеты повседневных конфликтов, каждому хорошо знакомых. Допустим, человек говорит своему соседу, протягивая ему сильно измятый листок бумаги: «Извините, мой сын слегка испортил вашу газету, которую вы давали мне почитать». Что ответит ему хозяин газеты? То, каким образом завершает человек предложенные ему конфликтные ситуации, какими ответными репликами он наделяет персонажей, позволяет судить о том, как он сам ведет себя в подобных случаях — начинает «качать права», или соглашается с чем угодно, лишь бы избежать выяснения отношений, или ищет разумный компромисс.
Проективные тесты имеют и свои достоинства, и свои недостатки. С одной стороны, они раскрывают индивидуальные стороны характера, его уникальность и неповторимость.

В этом — безусловное их преимущество перед стандартизированными психологическими опросниками. Но, с другой стороны, их интерпретация требует особенной тщательности, занимает довольно много времени. Поэтому они чаще используются при индивидуальной работе с человеком (например, при психотерапевтической работе или психиатрическом лечении), когда необходимо уделить внимание мельчайшим нюансам его внутреннего мира, составить как можно более подробный психологический портрет. В других случаях, когда такая тщательность не является столь необходимой (например, для определения профессиональной пригодности, или уровня развитости интеллекта), используют стандартизированные тесты, которые можно быстро обработать на компьютере и получить однозначные и точные результаты.

Добавить комментарий

Закрыть меню