Проблема первоначала в античной философии

Проблема первоначала в древнегреческой философии.

Милетская школа. Основатель — Фалес. Поиск первоосновы, к-рая явл. вечной. Фалес: первовещество — вода (преобразование в лед и пар — возможность бесконеч. кол-ва метаморфоз). Анаксимен — воздух (его всепроникновение — вещественная заполненность бытия). Анаксимандр — апейрон: мир возникает из апейрона и растворяется в нем; Земля — цилиндр. Гераклит Эфесский — огонь (причина всего — движение, все меняется в сторону своей противоп-ти); первым начал размышлять над проблемой познания (трудности). В мире действуют психея (мировая душа) и логос (мировой разум), это противоп. силы. Главное достижение школы — разработка идеи о мироздании.

Элейская школа. Основатель — Ксенофан. Впервые в качестве первоосновы берется неконкретное: не вещество, а начало (бытие). Парменид — разделял мир на истинный (бытие — неизменно) и неистинный (мир конкретных вещей — постоянно изменяются). Зенон: движение логически невозможно; разделял чувственное (противоречивое) и рациональное (истинное) познание.

Школа атомизма. Демокрит — родоначальник атомистической концепции. Атом — наименьшая частица бытия, неделима, вечна, неизменна. Из атомов состоит и душа. 2 вида познания: темное (с помощью чувств) и светлое (мышление). Результат познавательного процесса — истина.

Школа пифагорейцев. Основатель — Пифагор. Первооснова мира — число, владеет вещами, моральными и дух. качествами, создает космический порядок, это прообраз энергии. В основе всего — единица (монада): Бог, мужское начало, зачаточный разум, причина истины; в геометрии — точка. Диада — неравенство, раздвоение, символ войны, женское начало; линия. Столкновение монады и диады — триада (равновесие) — священное число, треугольник. Тетраэдр — закладывает основы мира. Мы живем по правилам чисел. Пифагор первым употребил понятия «философ», «философия». Создал учение о душе.

Философское осмысление пространства и времени.

Пространство и время — фил. категории, отображающие основ. формы сущ-я материи. 2 подхода:

— субстанциональный (Декарт, Ньютон): п/в — особые субстанции, к-рые сущ. рядом с материальной и независимо от нее;

— реляционный (Аристотель, Гегель): п/в — формы матер. объектов, несамост. свойства окр. мира; это общие принципы организации любого объекта действительности.

Пространство — форма бытия материи, к-рая характеризует ее протяженность, структурность, взаимодействие элементов во всех матер. системах. Время — форма бытия материи, к-рая характеризует продолжительность сущ-я, послед-ть изменения состояний в развитии всех матер. систем. Общие свойства: объективность, всеобщность, вечность и относительность. Различия: п. — трехмерность, в. — одномерность; п. — обратимость, в. — необратимость; п. — разнонаправленность, в. — однонаправленность. П. и в. неотделимы от материи и друг от друга.

Учение Платона об идеях.

Платон — ученик Сократа. Центр. учение — учение об «идеях»:

— матер. мир, к-рый нас окружает и к-рый мы познаем чувствами явл. лишь «тенью» и произведен от мира идей (истинное бытие);

— все явления матер. мира преходящи, идеи явл. неизменными, вечными;

Учение объект. идеализма: идеи сущ. объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени.

— идеи дают общую сущность вещей;

— их можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в идею четвероногих;

— идеи — идеальный образ создания вещей;

Идеи располагаются в виде пирамиды: подножие — идеи вещей, далее — идеи классов вещей, наверху — истина, добро, красота.

Движение и развитие как философские категории.

Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств. Механич. подход: д. — простое перемещение в пространстве. Античность: концепции абсолютного покоя (ф. элейцев) и абсолютного д. Материализм: движение материи — самодвижение, следствие противоречия между устойчивостью и изменчивостью. Новое время: появление понятий время, скорость, масса, расстояние. Количество движения — импульс. Закон сохранения движения: суммарное количество д. при взаимодействии тел не меняется. Ф. Энгельс: д. постоянно в количестве и в качестве. 5 форм д.

материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Одни формы д. превращаются в другие, и этот процесс бесконечен. Формы д. переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой — тоже д., при котором не нарушается качественная специфика предмета. Покой, как и д., явл. необходимым условием развития мира. Покой относителен, а движение абсолютно. Особым видом д. считается развитие. Развитие — это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью. Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные качественные изменения. Развитие бывает прогрессивным (переход от низшего к высшему) и регрессивным.

Аристотель как первый систематизатор философии и науки.

Считал, что философия должна изучать нематер., самост., наиболее общие причины развития матер. и дух. миров:

— наука изучает материальное, ф. — одновременно и материальное, и идеальное;

— изучение идеального — конечная цель ф.;

— ф. становится теологией, т.к. идеальное есть Бог;

Критиковал Платона: идеи — лишь копии вещей и не отлич. от них по смыслу, сущность вещей в самих вещах.

Дуалистическое учение о бытии: для сущ-я мира необходимы 2 первоначала — материальное и идеальное:

— материя — пассивное начало;

— форма — активное начало, первая сущность, а конечной формой всех форм явл. Бог;

Душа — причина и начало чел. тела.

Гносеология:

— возможность познания мира;

— противоп. рациональное чувственному;

— различал пассивный разум (отраж. бытие) и активный разум (способный творить мир);

Проблема познания в философии.

Познание — процесс получения сведений о еще неизвестных свойствах природы. В процессе п. чел. реализует свои внеприродные способности. П. начинается с чувственного: ощущения -> восприятие (целостное отображение объектов) -> представления. Все чувств. п. — результат обществ. практики. Абстрактно-логическое п.: элемент. форма — понятие (несет смысл). Главный вопрос: отношение знания о мире к самому миру. Агностицизм: познание возможно лишь как знание о явлениях или собств. чувствах. Гносеология: источник познания — сущ. независимо от сознания объект. реальность. Результат любого п. — образ — идеальное обобщение сущностных отношений объекта. П. — активный процесс. Проблема п. — получение адекватных знаний или истины. Истина: абсолютная (те знания, к-рые никогда не меняются) — относительная (подчеркивает уровень знаний на сегодняшний день); объективная — субъективная.

Философские школы поздней античности.

Киники. Основатель — Антисфен. Диоген. Главная проблема — смысл жизни. Выраж. настроения демократ. слоев рабовлад. общества. Основа счастья — пренебрежение к обществ. нормам, отказ от богатства, чувств. удовольствий, достижение независимости и внутр. свободы личности. Нельзя достичь абсолют. матер. свободы, но можно — духовности. 3 принципа: аскетизма (отказ от благ), аморализма (главный враг — стыд), космополитизм («я гражданин мира и государству ничего не должен»). Создали ф. разрушения личности. Все ценности даны изначально (вода, воздух, солнце).

Киренаики — гедонизм: счастье — в чувств. наслаждении. Идеология рабовлад. аристократии.

Эпикуреизм. Основатель — Эпикур. Главная цель ф. — счастье чел., к-рое возможно через познание законов мира. 3 вида знания: физика, каноника (учение о познании), этика. Все явления природы объяснял различ. соединениями бессмертных атомов. Учение об эманации: образы-копии, отделяясь от предметов окр. мира, воспринимаются органами чувств, вызывая ощущения-копии. Чел. — чувств. существо; главная жизненная задача чел. — достижение счастья и душевной невозмутимости.

ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ

1.Какие мифологические системы лежат в основе предфилософии древней Греции?

а) Гомера

б) Гесиода

в) орфиков

г) все перечисленные выше ответы верны

д) верны первые два ответа

2.Каковы гомеровские представления о мире, развившиеся далее в древнегреческой философии?

а) Гомер анализирует соотношение формы и содержания

б) в гомеровском космосе ничего не возникает и ничего не уничтожается

в) мир у Гомера представлен сотворенным согласно изначальному прасимволу

г) мировое развитие у Гомера направлено к определенной благой цели

3.Какую этическую и социально-философскую проблематику поднимает Гесиод?

а) Гесиод рассматривает проблему социального равноправия

б) Гесиод рассуждает о необходимости

в) Гесиод пытается решить проблему имущественного расслоения

г) Гесиод ставит вопрос о роли труда, справедливости и благозакония в обществе

4.Мифологема Хаоса, которую рассматривает Гесиод, приводит к идее

а) самозарождения мира

б) верховного творца сущего

в) судьбы как упорядочивающей силы

г) материального единства мира

5.Мировоззрение какого социального слоя выражено в мифологии Гомера?

а) критских басилеев

б) спартанских илотов

в) микенских аристократов

г) афинских ремесленников

6.Чьи взгляды отражаются в произведениях Гесиода?

а) рабов

б) демоса

в) плебса

г) охлоса

7.Основной темой афоризмов семи античных мудрецов было

а) представление о мере

б) понятие бытия

в) попытка решить проблему рока

г) отрицание возможности познания

8.Внимание первых философов древней Греции было сосредоточено на проблеме

а) архе

б) псюхе

в) пайдейи

г) сомы

д) алетейи

9.Как называют первых греческих философов?

а) «математиками»

б) «филологами»

в) «физиками»

г) «политиками»

10.Каким образом первые философы понимали природное первоначало?

а) как физическое вещество

б) как определенную стихию

в) как тело первожертвы

г) как овеществление первоначальной идеи

11.В чем прослеживается связь с мифологией у первых греческих философов?

а) они принимали традиционные формы знания, но давали им рациональное истолкование

б) они опирались в понимании мира на представление о судьбе

в) они ставили развитие мира в зависимость от воли богов

г) они обожествляли мировое первоначало

12.В чем состоит отличие первых теоретических построений древней Греции от знаний Древнего Востока?

а) в разных предметах исследования

б) в древней Греции впервые появляется систематическая связь доказательств

в) в мифологических корнях изысканий Древнего Востока

13.В чем сущностная специфика понимания числа Пифагором?

а) Пифагор видел в числе средство для математических построений

б) Пифагор употребил число для исследования музыкальной гармонии

в) Пифагор опирался на эзотерические восточные источники

г) Пифагор сделал число целью исследования

14.Каким образом учение о метемпсихозе пересекалось у ранних пифагорейцев с исследованием числовых отношений?

а) постигая число, которое есть первоначало сущего, можно было избавиться от перерождений

б) считалось, что изучение числовых соотношений подготавливает ум к познанию высшей истины

в) развитие математических способностей было необходимо для вычисления судьбы, назначенной душе

15.Какую проблему поднимал спор элеатов с Гераклитом?

а) онтологическую проблему единого и многого

б) проблему свойств пространства и времени

в) проблему противоречивости реальности

г) проблему конечного и бесконечного

д) проблему истины и мнения

е) все ответы верны

ж) верны первые два ответа

16. Каким образом понималась бесконечность в античной философии?

а) как бесконечность пространства

б) как бесконечность времени

в) как возможность бесконечного деления

г) как бесконечность божественного бытия

17.По какой причине Парменид называл Гераклита «двухголовым человеком»?

а) Гераклит утверждал равнозначие причин и следствий

б) Гераклит понимал бытие и небытие как одновременные состояния предмета

г) Гераклит настаивал на тождестве знания и мнения

д) Гераклит подчеркивал субъективизм и относительность истины

18.Чьи взгляды приводились к абсурду в апориях Зенона Элейского?

а) Парменида

б) Анаксагора

в) Анаксимандра

г) Ксенофана

д) Гераклита

19.Что стремился продемонстрировать Зенон в своих апориях?

а) дискретность пространства и времени

б) реальность как бытие единого

в) относительность человеческих представлений

г) ограниченность человеческого опыта

20.Что подразумевал Парменид, утверждая, что «небытия нет»?

а) отрицательное экзистенциальное высказывание

б) отсутствие как основную характеристику небытия

в) чувственную природу идеальных представлений

г) мысль может быть тождественной только бытию

21.Проблема единого и многого в древнегреческой философии связана с традиционными представлениями о

а) соотношении целого и части

б) природном происхождении богов

в) замкнутости космоса

г) мире вечного и мире преходящего

22.В чем заслуга элейской школы в сравнении с предшествующей философией древней Греции?

а) элеаты поставили вопрос о том, каким образом можно помыслить бытие

б) элеаты разработали дедуктивную систему доказательств бытия Бога

в) элеаты сформулировали правило исключенного третьего

г) элеаты опровергли мнение о безначальности космоса

23.Какой характер носит бытие у Демокрита?

а) целостный

б) составной

в) одухотворенный

г) органический

24.Досократики были согласны относительно таких характеристик чувственного мира как

а) конечность и замкнутость

б) иллюзорность и бессистемность

в) неизменность и покой

г) движение и множественность

25.Приведите имена досократических философов в соответствие с двумя принципами: 1.Истинное бытие проявляет себя как множественность; 2.

Истинное бытие проявляет себя как единое:

Пифагор, Парменид, Гераклит, Демокрит, Зенон Элейский

26.Социокультурная потребность в софистах возникла в связи с

а) разложением традиционных основ греческой социальности

б) установлением тиранического правления

в) развитием торговых и экономических связей

г) формированием атеистических умонастроений

27.До софистов трансляция авторитетного знания в Греции проходила в сфере

а) преподавания, от учителя к ученику

б) политики, от правителя к подданым

в) религии, от жреца к верующим

г) рода, от родителей к детям

28.Основное умение, которое преподавали софисты – это

а) грамматика и литературоведение

б) навыки построений абстракций

в) умение мыслить по логическим правилам

г) риторическая подготовка к гражданской деятельности

29.В отличие от первых греческих философов, софисты поставили в центр своего внимания

а) государство

б) бытие

в) человека

г) науку

30.В гносеологическом отношении софисты утверждали

а) общезначимый характер истины

б) абсолютный характер истины

в) конкретно-исторический характер истины

г) субъективно-индивидуальный характер истины

31.Какую конструктивную роль в гносеологическом плане сыграла деятельность софистов?

а) поиски таких форм знания, которое могло бы противостоять рациональной критике

б) развенчание достоверности любого рода знания

в) развитие эмпирических основ научного познания

г) понимание ценности мистического индивидуального опыта

32.Сократ определял природу рефлексии как

а) надындивидуальную

б) индивидуальную

в) общественно-историческую

г) ситуативную

33.Каким образом гносеологическая сторона учения Сократа переплетается с его этическим учением?

а) Сократ видел в мышлении и деятельности проявление человеческих страстей

б) Сократ утверждал, что работа сознания всегда зависит от образа жизни человека

в) Сократ считал детерминанты сознания основой человеческих поступков

г) Сократ полагал, что мысли и дела человека определяются богами

34.В отличие от софистов, Сократ настаивал на

а) необходимости возвращения к традиционным ценностям

б) общезначимом и рациональном характере ценностей

в) индивидуальной природе ценностей

г) культурно-исторической релятивности ценностей

35. Метод Сократа называется

а) майевтика

б) майтрейя

в) мантика

г) майолика

36.По своей сути метод Сократа является

а) диалектическим

б) метафизическим

в) идиографическим

г) дескриптивным

37.В чем заключалась деструктивная часть метода Сократа?

а) Сократ показывал невозможность достижения истины

б) Сократ демонстрировал относительность истины как ее единственное свойство

в) Сократ приводил собеседника к противоречию

г) Сократ доказывал возможность невозможного

38.Что критикует Платон в философии досократиков?

а) метафоричность

б) дедуктивизм

в) рефлексивность

г) иррационализм

39.С точки зрения Платона, понятие (эйдос) существует в сфере

а) человеческого

б) многообразного

в) умопостигаемого

г) изменчивого

40.Что, согласно Платону, способствовало обнаружению истины?

а) эвдемонизм

б) калокагатия

в) автаркия

г) анамнесис

41.Какой вклад в появление и развитие науки внес Платон?

а) Платон полагал необходимым познание неизменных законов бытия

б) Платон доказал невозможность познания чувственного мира

в) Платон разработал систему методов фундаментальных наук

г) Платон создал теорию временных модальностей

42.Выделите направления древнегреческой философии, которые были идейно близки учению Платона:

а) натурфилософия и софистика

б) орфики и корибанты

в) пифагореизм и элеаты

г) киники и киренская школа

43.Анализируя высшую реальность, Платон утверждал равнозначие таких ценностей как

а) вера, надежда, любовь

б) власть, семья, государство

в) равноправие, свобода, труд

г) истина, благо, красота

44.Взгляда Платона, изложенные в «Государстве», выражают необходимость

а) разделения труда

б) строгой социальной стратификации

в) власти мудрых

г) упразднения семьи

д) преимущественно государственной собственности

е) запрета театральных представлений

ж) все ответы верны

з) верны первые два ответа

45.Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о

а) умопостигаемом бытии

б) природе

в) государстве

г) душе

46.Главное отличие Аристотеля от натурфилософов заключается в том, что он

а) выделил новые виды природных стихий

б) основное внимание сконцентрировал на проблеме сознания

в) заменил натурфилософию метафизикой

г) объединил натурфилософию с логической рефлексией

47.Механизм движения в целом определяется Аристотелем как

а) энтелехия

б) титаномахия

в) логос

г) агон

48.Какая причина необходима для осуществления движения у Аристотеля?

а) материальная

б) целевая

в) движущая

г) формальная

д) все ответы верны

е) верны первые три ответа

49.В грамматическом отношении категории Аристотеля выполняют функцию

а) предикатов

б) подлежащего

в) кванторов

г) логических связок

д) все ответы верны

50.Всей полнотой актуального бытия у Аристотеля обладает

а) пространство

б) материя

в) перводвигатель

г) стихия огня

51.С точки зрения Аристотеля, человек является «политийным животным», поскольку

а) люди могут добиться блага только сообща

б) человек реализует свой потенциал в политической борьбе

в) вне институтов власти человек уничтожил бы себе подобных

г) политика определяет ход истории

Античная философия — комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с 7 в. до н.э. по 6 в. н.э. и характеризующихся определенным проблемно-содержательным и стилевым единством. Особое внимание античными натурфилософами уделялось проблеме первоначала. В центре внимания философов Милетской школы были проблемы природы (физис). Природа в их понятии — это единая первооснова всех окружающих нас вещей. А значит, все вещи должны иметь единый корень, исток — т.е. свою первооснову.

Исходя из принципа сохранения «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Т.о. за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало»); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределенное и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первоначала.) Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества. Движение для философов Милетской школы — это прежде всего движение души как первоначала: так, Фалес пример и доказательство всеобщей одушевленности видел в свойствах магнита и янтаря; т.к. магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу (т.е. причастны первоначалу, приводящему в движение мир, «одушевляющему» его).

Милетская школа. Фалес. 1) все произошло из воды, 2) земля плавает на воде подобно куску дерева, 3) все в мире одушевлено и полно богов. Первым начал доказывать математические теоремы. От него — формирование геометрической картины мира (в мифе — родовая).

Анаксимандр. Источник существования — вечное и беспредельное начало («божественное»), которое всем управляет. Главное свойство его — апейрон, то есть беспредельное. Возникновение мира от борьбы тепла и холода. Люди от рыб, жизнь зародилась во влажном иле. Возникновение и развитие мира есть периодически повторяющийся процесс, через определенный промежуток времени мир снова поглощается окружающим его беспредельным началом.

Анаксимен. Вещи происходят из воздуха либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо путем охлаждения и сгущения.

Пифагорейская школа. Верили в переселение душ (метемпсихоз). считал, что первоначало всего — это число (все пронизано количественным отношением). Числа: совершенные (нечетные) и несов. (четные). У Пифагора космос — порядок, гармоничная система явлений. Числа есть образы. по которым Бог творил мир.

Гераклит. к. 6 — нач. 5 вв. до н.э. Логос есть то, от чего все происходит, естественный порядок, закон, огонь, живая энергия, приводящая все в движение и изменение, а также слово. задающее порядок мысли. Невеждам логос не доступен. Идея единства и борьбы противоположностей: все в мире состоит из противоположностей, их борьбой определяется сущность любой вещи и процесса. Идея становления: все течет.

Элейская философия (Парменид и Зенон).

Парменид. То. что есть — есть бытие, а чего нет — так это небытия. Бытие должно быть единым и неподвижным. Разделить бытие на части можно было бы, только если бы было небытие. Движение для бытия невозможно, так как оно могло возникнуть только из небытия. Нет ни прошлого в бытии, ни будущего. Картина многообразного изменчивого мира отрывается чувственному восприятию, а образ неподвижного бытия — уму. То есть он противопоставлял два рода познания.

Зенон. Апорий цель — защита парменида. Ахилесс и черепаха.

Эволюционное учение Эмпедокла. Все вещи находятся в постоянном движении и развитии, однако элементы, из которых они состоят, неизменны. Основа всего сущего 4 элемента: огонь, воздух (эфир), вода и земля. Разнообразие вещей получается в результате соединения всех элементов в определенных пропорциях. Движение элементов происходит под действием двух сил — Любви и Вражды. Первая соединяет элементы, вторая — разъединяет.

Античный атомизм Левкиппа и Демокрита. Деление до бесконечности невозможно, существует предел делимости вещей, то есть атом, атомы и есть подлинное бытие, они неделимы, вечны, неизменны. Есть и небытие — пустота, в которой движутся атомы. Демокрит: атомы различаются формой, положением в пустоте и величиной. Из-за неровной поверхности они сцепливаются между собой и образовывают видимые вещи. Из вихрей движущихмя атомов возникают непохожие друг на друга миры. Все события происходят путем взаимодействия атомов.

Чувственное познание возможно благодаря тому, что из вещей истекают атомы и проникая в поря человека возбуждают атомы души. Чувственный опыт может дать только неполное, недостоверное знание. Ум в процессе размышления постигает невидимые сущности. Человек как и мир состоит из атомов. но в нем выше концентрация тепла и огня, которые и составляют человеч. душу. Атомы души при вдохе выходят из человека и если не вдохнуть их обратно то умрешь. Боги есть, но они смертны, просто мене подвержены распду атомов, они могут плодотворно или зловредно воздействовать на людей.

Софисты. Доказывали и опровергали все, что угодно. Все знания относительны. Протагор: вещи такие, какие они кажутся людям, то есть все верно для каждого, нельзя войти в одну реку дважды. Горгий: все ложно. В действительности ничего не существует, а если бы и было, то оно не может быть познано, а если бы даже и могли, то не смогли бы передать это знание другим.

Сократ. Метод диалога. Искусство повивальной бабки (майевтика).

Если вы любите порядок, про акцессорные обязательства можно прочитать на сайте www.mosuruslugi.ru

Проблема первоначала в античной философии.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Античность-это древность. Под античной культурой понимают культуру греков и римлян. Философия примерно возникла в одно и тоже время в разных регионах Индии, Китая , 6-7 век до нашей эры.Главная проблема, которой занимались философы- это проблемы бытия( антология), то есть решается вопрос : что лежит в основе бытия( из какого вещества состоит мир). Каждый из философов предлагал свою версию решения вопроса.Фалес полагал, что таким веществом является вода. Многообразие мира объясняется различным состоянием его вещества.Его ученик Анаксимандр полагает, что начало мира, которое рождает противоположности, теплое и холодное;влажное и сухое. Анаксимен полагает, что таким веществом является воздух, состояние объясняется сжатым воздухом.Гераклит предложил, что это огонь.Эмпидокг –в основе лежит 4 стихии ( вода, воздух,земля,огонь).Идеализм Пифагора заключается в том, что он признает за числом самостоятельное существование . Пифагор соединил арифметику и геометрию: число 2-линии, число3-плоскость, число 4-объём, числа 3 и 4 – красота.Демокрит предложил,что первоначало связано с атомным строением.

6)Элементы диалектики в античности.Само слово «диалектика» ввел Сократ. Под этим спором понимают искусство спора,дискуссии.Диалектика-это учение о развитии; наука о процессе познания , как нам верно обнаружить истину.Объективная диалектика-это диалектика самой реальности.Субъективный диалектика-это отражение объективной диалектики в нешем сознании. Первым стихийным представителем диалектики был Гераклит: мир он представлял как мир, находящейся в постоянном движении,нет границы между предметами и прцессами, он означает, что одну и ту же реку нельзя войти дважды. При этом мир состоит из противоположностей , из этих противоположностей рождается гармония.Платон и Сократ разрабатывают субъективную диалектику , связанную с процессами познания,то есть правильный путь достижения истины . Анализировать и сопоставлять идеи и есть метод научного познания.Демокрит объясняет движение: существуют атомы и пустота. У Парменида невозможно движение, потому что есть бытие, а небытия нет. Зенон, он рассматривает проблему движения и выявил противоречия между чувственными и достоверностью.

7)Роль и место Парменида в философии Древней Греции.Парменид, Гегель его называет первым истинным философом античности. В отличие от его большинства предшественников, которые в основу мира клали конкретное вещество. Он вводит абстрактное понятия бытия . Для обоснования своей идеи он вводит логику.Согласно Парменида , бытие существует , не бытие не существует , потому что мы можем мыслить то, что есть и не можем мыслить то, что нет). Этот философ формирует основной вопрос философии( мир не имеет начала и конца во времени и в пространстве).

8)Проблема движения в античности . Апория Зенона. Демокрит обьясняет движение,то что существует атом и пустота(атом движится в пустоте).У Парменида невозможно движение т.к. есть бытие,а небытия нет.Бытие не двигается.

Зенон ученик Парменида.Он рассматривая проблемы движения вывел противоречие между чувствительным и логическим обоснованием. Зенон из Элеи отстаивал тезис о единстве и неизменности всего сущего. В своих аспориях ( логические рассуждения) он старался обосновать отсутствие движения вопреки его очевидности и наглядности. Эти апории (» «Ахиллес и черепаха») способствовали рациональному осмыслению противоречивой природы движения и выражению его с помощью логических понятий , развитию аргументации в философии.

9) Античный атомизм.Античный атомизм-натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц —атомов. Возникла в древнегреческой философии. Атомизм был создан представителями Левкиппом и Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. Демокритпредложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

10)Основные философско-этические концепции античности.

11)Философия софистов.. Софисты. ( Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон, Алкидам.) Платные учителя красноречия и спора.Их интересовала не истина, а способы доказательства и опровержения. Софисты внесли большой вклад в развитие риторики, логики , а в области философии на первый план они выдвинули проблему человека в различных её аспектах. Протагор был преподавателем риторики и эристики (искусство речи и спора). Он учил , что материя-это вещественная основа мира,пребывающая в изменчивом состоянии. Изменяется и сам человек как познающее существо.Протагор известен также и своими атеистическими взглядами.В отличие от Протагора , Горгий полагал, что в познании все сложно. Он учил, что ничего не существует, а если и существует , то непостижимо. Если же постижимо, то не высказаемого и необъяснимо для другого человека. По убеждению этого философа, нельзя доказать , что бытие и небытие существуют одновременно. Небытие не должно существовать,поскольку человеком оно мыслится как не существующее.Софисты занимались логикой и математикой , астрономией, музыкой и поэзией. Они способствовали развитию тогдашнего языкознания и роста интереса к рациональному знанию. Однако, их критиковали ( Сократ, Аристотель и др.)за релятивизм в познании и словесные ухищрения, за подмену истины практической выгодой.

12)Жизнь и философия Сократа.Совсем иначе , нежели софисты, рассматривал человека греческий учитель нравственности Сократ. Он не писал тексты,но весь его образ жизни был «воплощением философии». Своей основной задачей Сократ считал помочь человеку познать самого себя.Человек рассматривался Сократом как существо нравственное и общественное , находящееся в различных отношениях с другими людьми . Метод исследования человека Сократом называют субъективной диалектикой,поскольку греческий философ был горячим поборником самопозиция и размышлений человека о самом себе.В методе Сократа есть 2 ступени:Знание о собственном незнании;Майевтика- это означает, что в представлении о знаниях находятся в самом ученике. Знание заключается в том, что самому нужно найти истинуСократ является основоположником этики . Этика получила название этически-интеллектуализм. Потому что Сократ связывает мораль с сознанием,то есть зло, которое творит человек, происходит не по умослу, а не по знанию.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Анаксимен/Anaksimen

Чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя вопросов.

Анаксимен

Анаксимен – ученик и последователь Анаксимандра, последний представитель милетской школы.

Он укрепил и завершил тенденцию стихийного материализма – поиска естественных причин явлений и вещей. Считал материальным началом воздух (апейрон), из которого благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению — ветер, облака, вода, земля и камни. Он в отличие от своего учителя, который писал, как отметили сами древние, «вычурной прозой», писал просто и безыскусственно. Это говорит о становлении научного и философского языка, об освобождении его от пережитков мифологии и социоантропоморфизма. Как и милетские философы, Анаксимен был ученым. Но круг его научных интересов уже, чем у Анаксимандра. Вопросы биологии и математики его, по-видимому, не интересовали. Анаксимен — астроном и метеоролог. Он автор сочинения «О природе».

Этот философ учил, что мир возникает из «беспредельного» воздуха, и все многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Охлаждаясь, воздух сгущается и, застывая, образует облака, землю, камни; разреженный воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Последние возникают из земных испарений. Излагая свое учение, Анаксимен часто прибегал к образным сравнениям. Сгущение воздуха, «порождающее» плоскую землю, он уподобляет «валянию шерсти»; Солнце, Луну – плавающим посреди воздуха огненным листьям. Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ. Анаксимен думал, что Солнце — это Земля, которая раскалилась от своего быстрого движения. Земля и небесные светила парят в воздухе. Земля при этом неподвижна, а другие светила движутся воздушными вихрями.

Анаксимен видел в беспредельном воздухе начало и тела, и души. Душа воздушна. Что же касается богов, то Анаксимен также выводил их из воздуха. Августин сообщает, что «Анаксимен богов не отрицал и не обошел их молчанием». Но он, сообщает Августин, был убежден, что «не богами создан воздух, а что они сами из воздуха».

Некоторые догадки Анаксимена довольно удачны. Град образуется при замерзании выпадающей из туч воды, а если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер — уплотнившийся воздух, что неверно. Анаксимен исправил ошибку Анаксимандра и поместил звезды далее Луны и Солнца. Состояние погоды он связывал с активностью Солнца.

Философия Анаксимена

Анаксимен ((ок. 588 — ок. 525 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый. Как ранее Фалес и Анаксимандр, первоосновой мира он полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух, из которого возникает все остальное. «Анаксимен… провозглашает воздух началом сущего, ибо из него все возникает и к нему все возвращается».

Анаксимен материализует апейрон, чисто абстрактное определение своего учителя. Для описания свойств мирового певоначала он привлекает комплекс свойств воздуха. Анаксимен по-прежнему использует субстанциональный термин Анаксимандра, но атрибутивно. Воздух у Анаксимена так же беспределен, т.е. апейрос (ἄπειρος); но первоначало у Анаксимена понимается уже в дополнении с прочими свойствами, которые есть у воздуха. Соответственно статика и динамика первоначала определяется такими свойствами.

Воздух Анаксимена одновременно отвечает идеям и Фалеса (абстрактное первоначало, мыслимое как конкретная природная стихия) и Анаксимандра (абстрактное первоначало, мыслимое как таковое, бескачественно). Воздух у Анаксимена — самая бескачественная из всех материальных стихий; прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно/невозможно увидеть, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. При этом воздух — это качественное первоначало, хотя во многом является образом всеобщей стихийности, наполненным обобщенно-абстрактным, универсальным содержанием.

Согласно Анаксимену, мир возникает из «беспредельного» воздуха, и все многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению (т.е. нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (т.е. охлаждению) — ветер, облака, вода, земля и камни. Разреженный воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Важный аспект положений Анаксимена: сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные но равнофункциональные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.

Выбор Анаксименом воздуха в качестве космогонического первопринципа и актуальной жизненной основы космоса стоит на принципе параллелизма микрокосма и макрокосма: «подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю». Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ.

Завершая построение единой картины мира, Анаксимен находит в беспредельном воздухе начало и тела, и души; боги также происходят из воздуха; душа воздушна, жизнь есть дыхание. Августин сообщает, что «Анаксимен богов не отрицал и не обошел их молчанием… Анаксимен… говорил, что началом является неограниченный воздух, и что из него возникает все что есть, что было, что будет; (все) божьи и божественные вещи; и что все последующее возникнет из потомства воздуха». Но Анаксимен, сообщает Августин, был убежден, что «не богами создан воздух, а что они сами из воздуха». Боги Анаксимена — модификация материальной субстанции (и соответственно, в представлении ортодоксальной теологии, небожественны, т.е. собственно не суть боги).

Анаксимен впервые вводит понятие о взаимном отношении праматерии и движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам, «постоянно колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется». (При этом у Анаксимена «сгущение» и «разрежение» единой праматерии, приводящие к образованию различных состояний (материи мира), постулируются как противоположные но равнофункциональные процессы, т.е оба приводят к качественным изменениям.) Анаксимен предполагает шаг к разработке первых учений о качественных изменениях, т.е.

вплотную подходит к диалектике превращения количественных изменений в качественные.

Как метеоролог, Анаксимен считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер — уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца.

Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, стремился объяснить естественным образом. Анаксимен полагал, что Солнце — (плоское небесное) тело, аналогичное Земле и Луне, которое от быстрого движения раскалилось. Земля и небесные светила парят в воздухе; Земля неподвижна, другие светила и планеты (которые Анаксимен отличал от звезд и которые, как он считал, возникают из земных испарений) движутся космическими ветрами.

Сочинения Анаксимена фрагментарно сохранились.

Добавить комментарий

Закрыть меню