Признаки муниципального образования

Муниципальное образование – это населенная территория в пределах которойосуществл МС, а также имеется муниципальная собственность, местный бюджет ивыборные органы МС. Такими территор могут быть городское или сельскоепоселение (город, село, поселок, деревня, станица, хутор) либо частьпоселения (район в городе), а также несколько поселений, кот объединены общейтерриторией (уезд, волость, сельский округ, сельсовет).

В каждом конкретномслучае территория муниц образов устанавливается с учетом местных илиисторических традиций. Текущее оперативное управление муниц хоз-ом должноосущ-ся спец созданными для этого структурами, которые сформированы изпрофессионально подготовленных кадров. Функции таких структур в муниципальномобразовании выполняют органы МС. Они создаются для решения как минимум 2хзадач: политического (властного) управления и хозяйственного управления.

К признакам муниципального образования следует отнести следующие.

1. Муниципальное образование создается для осуществления местного самоуправления , оно выступает пространственной сферой деятельности субъектов местного самоуправления по реализации его компетенции

2. Главным пространственным принципом организации местного самоуправления является поселенческий принцип, поскольку муниципальное образование является либо населенным пунктом, либо совокупностью нескольких населенных пунктов, объединенных общей территорией, либо частью населенного пункта.

Населенность – это главный признак территории муниципального образования.

3. В каждом муниципальном образовании должны быть созданы органы местного самоуправления.

Без органов местного самоуправления муниципальное образование существовать просто не может, в отличие от административно-территориальной единицы.

4. Каждое муниципальное образование должно обладать местным бюджетом и муниципальным имуществом. Непременным условием осуществления компетенции местного самоуправления является наличие собственной материально-финансовой базы. Публичная власть, не имеющая возможности пользоваться и распоряжаться собственным имуществом, финансовыми средствами, не может быть самостоятельной.

5. Каждое муниципальное образование должно иметь свой устав о местном самоуправлении.

Устав муниципального образования – это подзаконный, основополагающий акт муниципального образования, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем другим правовым актам органов местного самоуправления, структурно оформленный в соответствии с требованиями законодательства, принимаемый представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением, закрепляющий правовой статус муниципального образования и обеспечивающий обобщенное и системное регулирование правоотношений в области местного самоуправления на территории муниципального образования

Введение……………………………………………………………………4 стр.

Глава 1. Понятие муниципального образования…………………………6 стр.

1.1 Понятие и содержание категории «муниципальное образование».6 стр.

1.2 Виды муниципального образования……………………………….10 стр.

1.3 Признаки муниципального образования…………………………..15 стр.

Глава 2.

Устав муниципального образования……………………………18 стр.

Глава 3. Общая характеристика муниципального образования………..22 стр.

3.1 Характеристика муниципального образования как системы……22 стр.

3.2 Характеристика г.о. Тольятти………………………………………23 стр.

Заключение………………………………………………………………….25 стр.

Список использованной литературы………………………………………27 стр.

Введение

Местное самоуправление — одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.

Местное самоуправление — институт глубоко демократичный, поскольку оно приобщает граждан к участию в управлении делами общества и в значительной мере обеспечивает их политические права. Местное самоуправление направлено против неоправданного сосредоточения дел в руках государственных органов. Решение многих вопросов «внизу» — там, где обеспечивается наиболее полный учет местных условий и особенностей, существенно повышает эффективность управления делами общества и государства.

В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но его функционирование гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Экономические гарантии предполагают наличие муниципальной, в том числе земельной, собственности, объекты которой определяются исходя из их значимости для обслуживания данного поселения, например города или поселка. Кроме того, реализация полномочий местного самоуправления обеспечивается достаточными финансовыми ресурсами. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, актами представительных органов субъектов Федерации статуса местного самоуправления, обеспечение обязательности решений субъектов местного самоуправления. Организационные и кадровые гарантии включают подготовку на государственном уровне муниципальных служащих различных рангов, информационное обеспечение местного самоуправления и др.

Местное самоуправление в России имеет собственные исторические корни. Оно формировалось уже в средние века и получило значительное развитие во второй половине XIX века. Однако в советский период власть строилась на идее централизации. Воплощением ее, согласно Конституции РСФСР 1978 г., были принцип демократического централизма как основа организации и деятельности Советского государства, включение Советов в единую систему органов государственной власти, право вышестоящих органов отменять решения нижестоящих, двойное подчинение (по вертикали и горизонтали) отраслевых и функциональных местных органов управления.

Переход к новой организации власти на принципах местного самоуправления начался в конце 80-х гг. в контексте демократических преобразований, происходивших в СССР. Первые концептуальные подходы в этом отношении отразил Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 г., а в России — Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г. Этапом в его развитии стали указы Президента Российской Федерации: «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 9 октября 1993 г.; «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 г.; «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. утверждением «в Российской Федерации признается местное самоуправление» как бы ставит точку в дискуссии о том, быть или не быть местному самоуправлению в России: оно считается, безусловно, необходимым как основа организации власти местных сообществ1.

Одно из ключевых понятий местного самоуправления – муниципальное образование.

Категория «муниципальное образование актуально для исследования, потому, что является ключевым в изучении местного самоуправления. Оно содержит в себе все элементы местного самоуправления, являясь основой его функционирования.

Итак, цель нашего исследования – рассмотреть виды, признаки и характеристику муниципального образования. Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

· проанализировать действующее законодательство РФ, регулирующее функционирование муниципального образования;

· дать понятие категории «муниципальное образование» и раскрыть его содержание;

· раскрыть сущность органов местного самоуправления как основу функционирования муниципального образования;

· в заключении подвести итоги по проделанной работе.

Глава 1. Понятие муниципального образования

1.1 Понятие и содержание категории «муниципальное образование»

Легальное определение муниципального образования содержится в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2: «Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения».

Таким образом, можно выделить следующие элементы категории «муниципальное образование»

— поселение или поселения, объединенные общей территорией в пределах которых осуществляется местное самоуправление;

— выборные органы местного самоуправления, действующие на территории данного поселения;

— муниципальная собственность и бюджет.

Статья 131 Конституции Российской Федерации закрепляет осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. На основании факта данной статьи и статьи 1 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территория местного самоуправления является в то же время территорией муниципального образования.

Местное самоуправление в Российской Федерации является территориальным, то есть осуществляется на определенных территориях, отграниченных друг от друга.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, то есть все субъекты Федерации обязаны обеспечить населению соответствующих территориальных единиц реализацию права на местное самоуправление. Из числа территорий местного самоуправления не могут быть исключены городские и сельские поселения (города, поселки, станицы, села и т.д.). Вопрос о признании иных территорий (районов, уездов, сельских округов и т.д.) территориями местного самоуправления находится в исключительном ведении субъектов Российской Федерации и должен решаться с учетом местных условий, прежде всего исторически сложившейся практики самоуправления, органичности хозяйственных, культурных связей, объединяющих население данных территорий. Критерии определения этих территорий в качестве территорий местного самоуправления могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.

Законодательно определено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях. В исключительных случаях может быть принято решение о частичном или полном ограничении прав граждан на местное самоуправление на определенной территории. Полное ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления означает изъятие определенной территории из сферы осуществления местного самоуправления. Нераспространение местного самоуправления на отдельные территории (включая и поселения) может иметь место по решению федеральных органов государственной власти. Основаниями для такого рода изъятий могут быть только интересы защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанное решение принимается в форме федерального закона.

По общему правилу вводимые федеральным законом ограничения на осуществление местного самоуправления должны быть временными и периодически пересматриваться. Если обстоятельства, вызвавшие необходимость указанных ограничений, отпадают, население муниципального образования вправе требовать от федеральных органов государственной власти снятия ограничений на осуществление местного самоуправления.

Масштаб территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, их наименование и все вопросы, связанные с их образованием, преобразованием, определением их границ, решаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Порядок решения указанных вопросов определяется в конституциях республик, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законах субъектов Российской Федерации.

Как правило, территориальная база местного самоуправления устанавливается непосредственно в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении.

В то же время некоторые законы субъектов Российской Федерации непосредственно не определяют состав территорий местного самоуправления.

Ряд существенных вопросов, связанных с территориальной организацией местного самоуправления, решается в законах субъектов Российской Федерации о территориальном или административно-территориальном устройстве. В соответствии с ст.73 и 76 Конституцией Российской Федерации территориальное (административно-территориальное) устройство субъектов Российской Федерации относится к ведению субъектов Российской Федерации, и в этой сфере они осуществляют собственное правовое регулирование. В то же время объем данного регулирования ограничивается общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными Конституцией и федеральным законом, которые включают в себя принципы территориальной организации местного самоуправления.

Территория местного самоуправления является целостной: ее составляют все земли, находящиеся в границах муниципального образования. Соответственно юрисдикция органов местного самоуправления распространяется в равной мере на все земли в границах муниципального образования независимо от их целевого назначения, а равным образом от нахождения в той или иной форме собственности.

Для организации управления городом, население которого достаточно велико, на его территории часто формируются внутригородские муниципальные образования. В случае территориального деления городских поселений в уставе города требуется определить статус внутригородских муниципальных образований (районов, округов и т.д.), разграничить полномочия между городскими органами местного самоуправления и органами местного самоуправления внутригородских территорий, определить порядок разрешения споров между органами местного самоуправления, порядок образования, объединения, преобразования или упразднения внутригородских образований, установления или изменения их территорий. Регламентация данных вопросов в уставе города вытекает из интересов обеспечения необходимой степени централизации в управлении городом, планомерного и целостного развития городского хозяйства и социальной инфраструктуры.

Вопрос № 15. Понятие и признаки муниципальных образований. Виды муниципальных образований в Российской Федерации.

Муниципальное образование — это территориальная единица, на которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и сформированные населением муниципального образования органы местного самоуправления.

Муниципальное образование — ключевое понятие му­ниципального права. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципаль­ный район, городской округ либо внутригородская террито­рия города федерального значения.

Городское поселение— город или поселок, в которых честное самоуправление осуществляется населением не­посредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Сельское поселение— один или несколько объединен­ных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением не­посредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район— несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправ­ление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением не­посредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными закона­ми и законами субъектов РФ.

Городской округ— городское поселение, которое не вхо­дит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных законом вопросов местного зна­чения поселения и вопросов местного значения муници­пального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам ме­стного самоуправления федеральными законами и зако­нами субъектов РФ.

Внутригородская территория города федерального зна­чения— часть территории города федерального значе­ния, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Каждое муниципальное образование имеет собственный административный центр, который, как правило, является сосредоточением большинства муниципаль­ных органов.

Административный центр сельского поселения, муни­ципального района— это населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта РФ находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

Деление территорий на муниципальные образования осу­ществляется не произвольно, а в соответствии с админист­ративным делением РФ. Такое деление должно соответство­вать целям управления и общежития.

Муниципальное образование является собственником муниципального имущества, распорядителем муниципальных финансов. В пределах муниципаль­ного образования реализуется муниципальная власть. Дей­ствие муниципальных актов ограничивается рамками соот­ветствующего муниципального образования, разумеется, и деятельность муниципальных органов власти, как правило, распространяется лишь на территорию муниципального об­разования.

Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает значи­тельное число видов муниципальных образований.

Нельзя назвать их полномочия полностью идентичными, поскольку тот же нормативно-правовой акт предусматривает различные вопросы местного значения для многих видов муниципальных образований.

Из законодательного определения отличительными признаками муниципального образования являются:

— населенная территория;

— осуществление на ней местного самоуправления;

— обособленная муниципальная собственность;

— местный бюджет;

— выборные органы местного самоуправления.

Основная идея ФЗ – 131 заключается в выделении двух уровней муниципальных образований и определении предметов ведения для каждого из них. В соответствии с этим на всей территории РФ (за некоторыми исключениями) вводится двухуровневая система местного самоуправления.

Указанным Законом предусмотрено создание пяти видов муниципальных образований:

— городское поселение;

— сельское поселение;

— муниципальный район;

— городской округ;

— внутригородская территория города федерального значения.

Первичным уровнем территориальной организации местного самоуправления становятся поселения (городские, сельские). Второй уровень образуется на базе муниципальных районов. При этом наличие поселений и муниципальных районов в каждом субъекте РФ является обязательным.

Под сельским поселением предлагается понимать один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение — это город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с Законом о местном самоуправлении (2003) и законами субъектов РФ), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район — это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Таким образом, сочетание поселенческого и территориального способов в построении системы муниципальных образований одновременно решает задачи приближения местного самоуправления к населению и весь комплекс вопросов местного значения на соответствующем их природе территориальном уровне.

Поселения и районы имеют различный перечень вопросов местного значения, поскольку назначение каждого из видов муниципального образовании является различным: муниципальный район в отличие от поселения решает задачи межпоселенческого характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о местном самоуправлении (2003) местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ, т.е. вся территория РФ разграничивается между муниципальными образованиями. Но поскольку в каждом субъекте РФ создаются как поселения, так и муниципальные районы, необходимо решить, куда должны относиться межселенные земли: к поселениям или муниципальным районам. Данный вопрос решен в пользу поселений, т.е. вся территория разграничивается между поселениями, а территорию муниципального района составляют территории поселений, за исключением территорий городских округов. Но поскольку в Российской Федерации значительное количество территорий являются территориями с низкой плотностью населения (районы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера), Закон содержит исключение из этого общего правила: на территориях с низкой плотностью населения (плотность сельского населения которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения РФ) допускается разграничение между поселениями не всех земель и передача непосредственно в состав муниципальных районов межселенных территорий.

В Законе о местном самоуправлении (2003) указаны критерии, с учетом которых должны устанавливаться границы муниципальных образований разного типа:

1) территория субъекта РФ разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения (за некоторыми исключениями), могут не включаться в состав территорий поселений;

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения —более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения —менее 3000 человек каждый);

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

8) в соответствии с законами субъекта РФ статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения ме-

нее 1000 человек;

9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с

численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;

10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района —с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ;

16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Особым видом муниципального образования является городской округ. Согласно Закону о местном самоуправлении (2003) городской округ —это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы

местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

В городском округе осуществляется одноуровневое местное самоуправление. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при соблюдении следующих условий:

1) наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий;

2) наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий.

Городскими округами в силу прямого указания Закона о местном самоуправлении (2003) стали также наукограды и закрытые административно-территориальные образования. Что касается последнего вида муниципального образования —внутригородской территории города федерального значения, то под ней понимается часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 210; Нарушение авторских прав

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

§ сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и волостям досоветского периода и в ряде современных регионов, например, в районах Псковской области;

§ городское поселение — город или посёлок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

§ муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

§ городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

§ внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами.

От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

Понятие и виды муниципальных образований

Термин «муниципальное образование» является собирательным понятием и обозначает территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.

Необходимость введения и юридического закрепления этого понятия была вызвана тем, что с развитием федеративных отношений во многих субъектах Российской Федерации стали применяться различные исторические и национальные наименования территорий и населенных пунктов, а для юридической практики требовалось унифицированное определение территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.

Термин «муниципальное образование» стал использоваться в отечественной практике в начале 90-х годов ХХ века, когда потребовалось урегулировать вопросы участия публично-правовых образований в имущественных отношениях. Так, в главе 5 части первой Гражданского кодекса РФ, принятого в 1994 году, установлено, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

Муниципальное образование согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Вероятно, наличие дефинитивной нормы, основанной на перечислении возможных видов муниципальных образований, следует признать ошибкой и в учебных целях предложить иное, доктринальное определение понятия «муниципальное образование» – часть территории субъекта Российской Федерации, на которой имеются выборные органы местного самоуправления, муниципальная собственность и местный бюджет. Приведенное определение основано на перечислении существенных признаков данного типа публично-правовых образований:

а) наличие собственной территории, границы которой установлены законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями Закона № 131-ФЗ;

б) наличие собственной компетенции, которую определяют законодательно установленные вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления;

в) наличие собственной экономической основы, которую составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований;

г) наличие системы местного самоуправления в основе которой – наличие собственных выборных и иных органов местного самоуправления (их структура обязательно включает представительный орган муниципального образования, главу муниципального образования, местную администрацию);

д) наличие устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов, составляющих в совокупности систему муниципальных правовых актов муниципального образования (они принимаются населением непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления);

е) право устанавливать в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

Ст. 10 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ четко выделяет четыре вида муниципальных образований:

поселения, которые в свою очередь могут быть подразделены в зависимости от административного центра на сельские или городские поселения;

муниципальные районы;

городские округа;

внутригородские территории городов федерального значения.

Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ не допускает осуществление местного самоуправления на иных территориях и ограничивает компетенцию субъектов Российской Федерации, которые прежде самостоятельно определяли критерии установления территорий местного самоуправления.

Итак, в соответствии с действующим законодательством:

сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 года, население Российской Федерации проживало в 516 городских округах, 1825 муниципальных районах, 1734 городских поселениях, 19126 сельских поселениях и 236 внутригородских территориях городов федерального значения (125 в г. Москве, 111 в г. Санкт-Петербурге). Больше всех городских округов образовано в уральском федеральном округе (110), муниципальных районов – в приволжском федеральном округе (455), городских поселений – в центральном федеральном округе (502), сельских поселений – в приволжском федеральном округе (5420).

Наибольшее количество муниципальных образований всех видов сформировано в Республике Татарстан – 989, наименьшее – в Сахалинской области – 21.

Несмотря на имеющуюся убежденность, что основная часть населения России проживает в муниципальных районах и являются сельчанами, перепись населения 2010 года показала, что больше половины населения Российской Федерации (67883758 человек) проживают в городских округах, а городское население России составляет 105313773 человек, против 37542763 человек сельского населения. Справедливости ради следует отметить, что и в 2002 году Всероссийская перепись населения показала, что городское население России значительно доминирует над сельским населением (106429049 человек городского населения против 38737682 человек сельского).

Министерство юстиции РФ осуществляет полномочие по ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечить представление в Министерство юстиции РФ информации, необходимой для ведения реестра.

Внесению в государственный реестр подлежат все муниципальные образования, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке. Содержащиеся в государственном реестре сведения являются открытыми и общедоступными и в месячный срок предоставляются по запросу заинтересованного органа или лица в виде выписки из государственного реестра или справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Федеральной службой государственной статистики и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии разработан и впервые введен в действие с 1 января 2006 года Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований, входящий в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации. Данный классификатор предназначен для обеспечения систематизации однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение.

Добавить комментарий

Закрыть меню