Примеры тоталитарных режимов

Критерии тоталитаризма

Говоря о том, что такое тоталитарный режим, уместно привести основные характеристики этого политического устройства:

  • Существует массовая партия, которая буквально срастается с государством и концентрирует в себе всю власть. Чаще всего партия тесно связана с военными структурами. Она создана недемократическим способом и строится вокруг одной личности ‒ лидера.
  • Большое значение имеет идеология. Тоталитаризм и идеология ‒ вещи, очень тесно связанные друг с другом. Здесь всегда есть своя “Библия”, а саму идеологию может определять лидер партии, причем он имеет возможность изменить свое решение в течение суток. Так было в 1939 году, когда в СССР правительство вдруг стало считать, что нацистская Германия не является более врагом социализма. Более того, система Германии считалась лучшей, а демократия буржуазного Запада ‒ ложной. Кстати, эта мысль продержалась в СССР в течение двух лет, пока Германия не напала на СССР.
  • При тоталитаризме экономика и производство полностью контролируются правительством. Более того, образование, досуг граждан, СМИ и другие сферы жизни также контролируются государством.
  • В тоталитарном государстве есть очень жесткий полицейский контроль, который по типу своей деятельности близок к терроризму. То есть полиция может легко застрелить человека (вина которого в суде не доказана) без каких-либо последствий для себя. Суды если и присутствуют, то они являются на 100% зависимыми и принимают только те решения, которые угодны правительству или лично лидеру.

Это и есть основные черты тоталитарного режима.

Правый

Один из самых жестких и известных тоталитарные режимы в Европе является так называемый правый тоталитаризм, при котором существует идея расового и этнического превосходства одного народа над остальными.

При этом рыночная экономика сохраняется, существует институт собственности, но главное ‒ существование идеи превосходства. Из истории мы знаем, что правые тоталитарные режимы в Европе были представлены двумя формами:

  1. Фашизм в Италии. Здесь основная идея заключалась в возрождении великой Римской империи. Фашизм был призван очистить и восстановить “народную душу”, а также обеспечить идентичность граждан на культурной или этнической основе.
  2. Немецкий национал-социализм. Тут существовала идея превосходства арийской расы над другими, а высшей нацией провозглашалась германская. Основная идеология сводилась к воссозданию германского рейха и борьбе за чистоту нации. Все инородные элементы истреблялись, и в первую очередь это касалось евреев. Также национал-социализм имел социальную опору в виде экстремистски настроенных средних слоев общества. Важно отметить, что при национал-социализме агрессивный строй государства был направлен не против граждан. Он всегда искал внешнего врага в виде других народов. Этим национал-социализм отличается от коммунизма, который в большей степени был направлен против классового врага ‒ собственных граждан.

Левый тоталитаризм

В отличие от правого, левый тоталитарный политический режим опирается на плановую экономику и полностью уничтожает рынок. Отличные примеры стран с данной формой правления: СССР, КНДР, Куба, Китай, Вьетнам. Она базируется на идеологии марксизма-ленинизма, которая предполагает:

  1. Построение общества, где будут удовлетворяться потребности всех граждан.
  2. Отмену частной собственности и создание полностью регулируемой экономики.
  3. Главную роль пролетариата.
  4. Возможность создания коммунизма во всех странах.
  5. Переход к новому обществу через диктатуру пролетариата.

Если при “правом” тоталитарном режиме в Германии в качестве социальной основы использовались экстремистски настроенные граждане, то при “левом” социальную основу составляет пролетариат и низшие классы. А все другие классы по данной идеологии признаются непрогрессивными, поэтому действия властей направляются на их искоренение. На практике это означало ликвидацию частной собственности и крестьянства. А для создания “светлого будущего” могут использоваться любые способы, в том числе и террор.

Если сравнивать левые и правые устройства с тоталитарным режимом в Испании, установившимся в 1939 году, то устройство Франко (диктатор Испании) не получило массовой социальной базы (в отличие от той же нацистской Германии), а государство не пыталось установить жесткий контроль над гражданами своей страны.

Ситуация сегодня

И хотя подобная форма политического устройства сегодня является менее популярной и активно критикуется разными политическими лидерами, экспертами и СМИ, она все равно установлена в некоторых государствах. В частности, самым известными является тоталитарное устройство КНДР (именно эта страна сегодня мелькает по телеканалам). Также в Зимбабве до недавнего времени была установлена диктатура Мугабе, хотя совсем недавно там был осуществлен военный переворот, в результате которого диктатор потерял свою власть. Впрочем, власть военных также устанавливает тоталитаризм в стране.

Еще одной страной с устойчивой диктатурой является Судан с президентом Омаром Хасаном во главе. Нельзя забывать и про Саудовскую Аравию с ее монархией и тоталитарным устройством. Это позволяет сделать вывод, что история продолжается.

Теперь вы знаете, что такое тоталитарный режим, каковы его основные особенности и формы. Возможно, это худшая из возможных форм правления, которая чаще всего приводит к революции, перевороту и даже к гражданской войне.

Современные политические режимы: тоталитаризм

Тоталитарный режим– это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь, целый, полный). Он был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фа­шизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

Первое, что следует отметить — тоталитаризм отличается от других форм политического устройства масштабом централизации, унификации и односторонней регламентации.

Другим ключом к пониманию его природы может служить изучение происхождения тоталитаризма. В отличие от авторитаризма и демократии, тоталитаризм появляется не в результате выборов (демократия) или политического кризиса и следующего за ним переворота (авторитаризм), а в результате всеохватывающего социального, экономического и политического кризиса. Важнейшее измерение этого кризиса — международное. «Первая мировая война явилась тем международным фактором, без которого не было бы большевистской революции, — справедливо писал в свое время немецкий историк Ф. Боркенау, — точно также мировой экономический кризис стал тем международным фактором, без которого не было бы немецкой революции». Добавим, что и нефтяной кризис середины 1970-х, несомненно, подтолкнул революционный сценарий в шахском Иране.

Результатом такого всеохватного общественного кризиса оказывается массовая мобилизация населения вокруг политических сил экстремистской ориентации, призывающих к скорому и радикальному разрешению накопившихся в обществе противоречий. Такая мобилизация в конечном счете становится одним из решающих факторов прихода — чаще всего в результате революции (Россия, Иран) — этих сил к власти. Более того, груз накопившихся противоречий оказывается настолько велик, что архетипом дальнейшей эволюции общества может стать его ускоренная модернизация, осуществляемая на волне массового энтузиазма и героического самопожертвования во имя «светлого будущего».

Тоталитаризм имеет свои идеологические предпосылки, к которым относятся утопические мечты трудящихся масс о справедливом общественном строе, где не будет имущественного и социального неравенства, эксплуатации человека человеком. Превращение тоталитарной утопии в единственно истинную идеологию – закономерный этап в развитии человечества.

Признаки тоталитарного режима:

· государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

· общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; моно­польный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, ре­лигией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

· абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, кото­рая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

· государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества ка­налам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

· доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;

· господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государст­вом, запрет оппозиционно настроенных сил;

· права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутст­вуют веские гарантии их реализации;

· экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;

· наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен;

· централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

· невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;

· государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

При тоталитаризме в обществе не существует социальных и политических противоречий, нет партий и конкурентной борьбы за победу на выборах, все являются работниками государства, трудятся для укрепления его мощи и равны в своих доходах и социальных притязаниях. Тем не менее, тоталитарное общество отнюдь не столь благополучно и неуязвимо, как это может показаться на первый взгляд. Угрозы его благополучию могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренняя угроза тоталитаризму связана с постепенной утратой им экономических и социокультурных основ выживания. Каждое общество обладает относительной свободой существования вне государства и имеющегося режима. Однако тоталитаризм, как никакой другой режим, стремится уничтожить эту свободу и поставить общество под свой контроль.

Представляя собой рационалистическую утопию, тоталитаризм стремится создать «нового человека» — полную противоположность свободной демократической личности, полностью предсказуемого и повинующегося режиму винтика, «солдата системы».

Здесь и кроется главная угроза благополучию, а затем и жизнеспособности тоталитарного режима. Обещая людям скорое пришествие «светлого будущего», режим переводит сам смысл их существования в идеологическое измерение, всячески препятствуя удовлетворению их растущих материальных потребностей. Тем самым режим эксплуатирует те людские ресурсы, которые не могут быть постоянной основой его стабильности, т.е. являются невозобновимыми.

Лучшим примером здесь является советский режимкак добившийся наиболее впечатляющих результатов на пути к подчинению общества тотальному контролю и, одновременно, как режим, потерпевший в итоге сокрушительное поражение. Советскому режиму в целом удалось осуществить в обществе глубокие социально-экономические перемены, продвинуть его к новым рубежам материальной цивилизации. Достигнутые при Сталине экономические результаты нельзя не признать значительными. К такому выводу приходит множество советских и зарубежных исследований. Более того, по-видимому, именно экономическая эффективность режима обеспечила ему столь длительную устойчивость.

Вместе с тем, уже с самого своего возникновения сталинский режим оказался в двойственном и потому опасном для себя положении. С одной стороны, функционируя в обществе, режим был практически бесконтролен и потому стабилен. В обществе не было ни одной сколько-нибудь влиятельной социальной силы, обладавшей потенциалом стать базой для возникновения политической оппозиции. Со времени убийства Кирова режим практически беспрепятственно создавал те политические институты (верховенство коммунистической партии над всеми остальными органами в государстве; уникальная концентрация власти в руках правящей партии; сведение избирательной процедуры и всех советских органов к роли «декоративных»; навязывание определенных социальных ролей СМИ, профсоюзам, церкви и т.д.), которые помогли ему обрести статус структуры самодержавного правления.

Но с другой стороны, как это не покажется парадоксальным, именно в бесконтрольности и безнаказанности сталинизма заключалась его внутренняя ущербность и ограниченность. Основная проблема режима видится в невозобновимости задействованных им человеческих ресурсов, в его безоглядной ориентации, во-первых, на трудовой энтузиазм и моральное стимулирование, а во-вторых, на жесткое принуждение. Воспользовавшись слабостью социокультурных связей в обществе, режиму удалось свести к минимуму ту угрозу, которая теоретически могла исходить со стороны осознавших свои экономические и политические интересы социальных слоев. Но возникла непредусмотренная ранее угроза совершенно иного характера — оказалось, что теперь для поддержания экономической эффективности режиму недоставало как раз прочности социокультурных ценностей (лежащих в основе любой, и в том числе, экономической активности и формирующих необходимые для такой активности внутренние стимулы), слабость которых лежала в основе его возвышения и первоначального могущества. Сталинизм исходил из жесткого, линейного представления о повышении производительности труда, не допускавшего никакой «самодеятельности». Пробуждение такой самодеятельности с неизбежностью вело к подрыву мобилизационного и контрольного потенциала правящих верхов, к ослаблению сложившейся модели политической стабильности.

Отгородившись «китайской стеной» от своего собственного народа и соорудив «железный занавес» на границах с внешним миром, тоталитарный режим утрачивает всякую возможность измерять свои успехи в соответствии с общепринятыми в мире критериями. Неспособность Сталина увидеть после Второй мировой войны, что экономическая конкурентоспособность больше не определяется количеством производимого чугуна и стали, что необходим принципиально новый, постиндустриальный технологический прорыв, что только этот прорыв в состоянии поддерживать экономику СССР на уровне мирового развития.

Как показала история, система власти, построенная на главен­стве моноидеологии и соответствующей ей структуре политических институтов и норм, не способна гибко приспосабливаться к интен­сивной динамике сложносоставных обществ, с выявлением гаммы их разнообразных интересов. Это – внутренне закрытая система, борющаяся с внутренним ваку­умом, которая движется по законам самоизоляции. Поэтому в совре­менном мире тоталитаризм не может обеспечить политические пред­посылки ни развития рыночных отношений, ни органичного сочетания форм собственности, ни поддержку предпринимательства и экономической инициативы граждан. Это политически неконку­рентная система власти.

Страх и террор не могут вечно преследовать людей. Малейшее ослабление репрессий активизирует в обществе оппозиционные на­строения, равнодушие к официальной идеологии. Вначале, сохраняя ритуальную преданность господствующей иде­ологии, но и не в силах сопротивляться голосу рассудка, люди начи­нают жить по двойным стандартам, двоемыслие становится признаком рефлексирующего человека.

Видимо, главным источником разрушения и невозможности воспроизводства тоталитарных порядков является отсутствие ресур­сов для поддержанияинформационного режима моноидеологического гос­подства.И дело не только в социальных основаниях этого глобального для современного мира процесса, когда развитие личности и челове­чества неразрывно связано с конкуренцией мнений, постоянным пе­реосмыслением индивидами Я-программ, духовным поиском. Суще­ствуют и чисто технические предпосылки нежизнеспособности тота­литарных систем. К ним относятся, в частности, современные процессы обмена сообщениями, нарастание интенсивности и технической оснащенности информационных потоков, развитие коммуникативных контактов различных стран, развитие технической инфраструктуры, связанное с появлением массовых электронных СМИ, развитием сети Интернет. Коротко говоря, качественное изменение информацион­ного рынка не может не вовлечь в новые порядки даже те страны, которые пытаются искусственно изолировать свое информационное пространство от проникновения «чуждых» идей. А разрушение систе­мы единомыслия и есть основнаяпредпосылка крушения тоталита­ризма.

Таким образом, тоталитарные политичес­кие системы характерны в основном для стран с пред- и раннеиндустриальными экономическими структурами, дающими возможность организовать монополизацию идейного пространства силовыми ме­тодами, но абсолютно не защищенных перед современными эконо­мическими и особенно информационно-коммуникативными процес­сами. Поэтому тоталитаризм – это феномен XX в., данный тип политических систем смог появиться лишь на узком простран­стве, которое предоставила история некоторым странам.

Понятие и черты тоталитарного режима

Выявим понятие и черты тоталитарного режима.

Понятие тоталитарного режима

Тоталитарный режим отличается абсолютным контролем государства над большинством сфер общественной жизни, подчинением человека господствующей идеологии и политической власти.

Понятие «тоталитаризм» (от лат. слова totalis) означает целый, весь, полный.

Данное понятие введено в политический оборот идеологом итальянского направления фашизма Джентиле в начале XX века. В 1925 году понятие тоталитаризм в первый раз было озвучено в итальянском парламенте. Его широко применял диктатор и лидер итальянского фашизма Бенито Муссолини.

С 20-х годов XX века на Апеннинском полуострове начинается период становления и развития антидемократического тоталитарного строя.

В каждой стране, в которой появлялся и реализовывался тоталитарный политический режим, он обладал своими специфическими чертами. Однако имеются и общие черты, присущие всем формам тоталитаризма, которые выражают суть данного понятия.

Черты тоталитарного режима

К основным чертам тоталитарного режима относят следующие:

– государство стремится к полному господству над всеми областями общественной жизни, получению всеохватывающей власти;

– права и свободы человека имеют декларативный и формальный характер, четкие гарантии их реализации отсутствуют.

– власть реализует одна партия, отмечается фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрещается легальная деятельность оппозиционных сил;

– преобладает монопольный контроль над экономикой, СМИ, культурой, спортом, религией;

– насилие и принуждение становятся доминирующими методами управления;

– деятельность репрессивных органов государства почти бесконтрольна;

– политический и общественный плюрализм фактически ликвидируется;

– происходит централизация государственного управления в руках диктатора и его окружения;

– общество полностью отчуждается от политической власти;

– государственная власть строится на бюрократической основе по закрытым каналам, она недоступна для контроля со стороны общества и граждан.

Вышеуказанные черты тоталитарного режима специфицируют его в системе подходов к построению механизма управления государством.

Тоталитарная секта или деструктивный культ — авторитарная секта, использующая комплекс специальных психологических приемов (контроль сознания) с целью подавления воли человека и контролирования его мыслей, чувств и поведения, для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена. Стремление лидеров секты к власти над своими последователями и к их эксплуатации тщательно скрывается под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.

Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.

Термин «тоталитарная секта» был впервые использован А.Л. Дворкиным в 1993 году.

Признаки тоталитарной секты

Наборы признаков тоталитарных сект варьируются в каждом конкретном случае. К характерным признакам можно отнести:

  • психологическое давление — когда новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание подвергается интенсивному воздействию, называемому зачастую программированием сознания. В ряде сект для этого выстраивается целая система религиозного маркетинга;
  • двойное учение — одно для рекламы своей секты, а другое для внутреннего пользования;
  • иерархия — человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте;
  • непогрешимость секты и ее основателя — секта всегда претендует на то, что это высшая истина, в противовес всем остальным;
  • элитарность — мысль о том, что они — единственно спасенные люди, что все окружающие — люди «второго сорта», обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты;
  • контроль жизнедеятельности — адепты секты вырываются из привычной жизни, лишаются привычного круга общения. В отдельных сектах стремятся к полному контролю, включая интимную жизнь адептов.

Симптомы человека, вовлеченного в секту

  • изменение поведения, манеры одеваться, словарного состава, интересов;
  • повторяющиеся и непривычные цитирования;
  • заученные речи или впечатление проигрываемой пластинки;
  • падение интереса к семье, друзьям, к профессии или школе, к развлечениям;
  • рост числа встреч в неделю (и собраний);
  • путешествия по стране и за границу;
  • много телефонных звонков;
  • большое количество писем;
  • длительное чтение или медитация;
  • режим питания;
  • монотонный голос;
  • агрессивность или безразличие;
  • замкнутость или экзальтация ради нового дела;
  • значительные денежные траты: займы в банке, сборы у родственников, друзей.

Листовка правительства ФРГ

Правительство ФРГ в листовке, которая раздается школьникам, выделяет следующие 17 признаков тоталитарных сект :

  1. В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал.

    Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает.

  2. Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.
  3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
  4. Трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять.

    Твой новые друзья говорят: — Это невозможно объяснить, ты должен пережить это — пойдем сейчас с нами в наш Центр”.

  5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
  6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
  7. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.
  8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
  9. Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничаете группой или не позволяет ей спасать себя.
  10. Ты должен немедленно стать членом группы.
  11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
  12. Группа желает, чтобы ты разорвал свои “старые” отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
  13. Твои сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
  14. Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями…
  15. Очень сложно остаться од ному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
  16. Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит до виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь.
  17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Листовка заканчивается предупреждением: “Если хотя бы один признак кажется тебе знакомым, БУДЬ ОСТОРОЖЕН!”

> Антисектантские организации и центры помощи жертвам тоталитарных сект

См. также сектантство.

Добавить комментарий

Закрыть меню