Примеры субкультур и их характеристика

Роль молодежных субкультур в обществе.

Департамент образования и науки Приморского края

КГБОУ СПО «Приморский политехнический колледж»

Научно-практическая конференция

«Некоторые аспекты поисково-исследовательской работы студентов отделения экономики и сервиса»

Тема: Современные молодежные субкультуры (положительные и отрицательные стороны)

Владивосток

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы является исследование современных молодежных направлений, их роль в обществе, выявление плюсов и минусов данных субкультур.

В наше время современная молодежь старается выделиться из общества, разнообразить свою жизнь, показать свою неповторимость. И делают они это разнообразными способами: необычно одеваясь, делая нестандартные прически, нанося контрастный макияж. Встречая похожих на себя, они «объединяются», тем самым создавая новые направления, так называемые субкультуры.

В данной работе освещены аспекты содержания и направленности некоторых популярных и не очень, среди молодежи субкультур, распространенные в наше время и в конце ХХ века.

Роль молодежных субкультур в обществе.

Наше общество не однородно. Каждый человек – это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих из нас похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур – объединений людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой и др.) — не исключение. Субкультуры возникают, потому что необходимы: они дают возможность, особенно молодежи и подросткам, проявить себя творчески, определить свое место в жизни, найти друзей,помогает освободиться от родительской опеки зависимости .

Молодежные субкультуры очень нужны для социализации личности – это самая главная роль субкультуры в нашем обществе. Например, становясь готом, панком, металлистом или эмо, молодой человек усваивает первые нормы поведения, законы общения, социальные роли. И запрещать их — нельзя. Это не уничтожит субкультуры, а лишь загонит в подполье и изменит до неузнаваемости, причем в худшую сторону.
Сейчас в СМИ идет дискуссия о позитивных и деструктивных субкультурах, об их «вредности» и «полезности». Но, наверное, следует говорить не о деструктивности той или иной субкультуры, а об отдельных ее представителях. Как и в любой социальной группе, в субкультуре тоже можно встретить и преступников, и наркоманов… Ни одно объединение не застраховано от этого, таковы особенности социума. Но деление субкультуры на «опасные» и «безопасные» может стать ловушкой. Вспомним, как в советское время панков, хиппи и металлистов причисляли к социально опасным движениям, но прошло время, и обнаружилось, что это никакие не бандиты, а просто ребята со своими увлечениями. Поэтому я категорически против навешивания ярлыков, вроде таких как, эта субкультура — хорошая, а вот эта — плохая. Запрещая яко бы «вредные» движения, мы загоняем их в подполье и заставляем бунтовать — это естественная психологическая реакция, особенно для молодежи и подростков.

Эмо

Эмо – произошло от слова «эмоциональный». Это субкультура также как и субкультура готы произошла от панков. В самом начале в 1985 году когда только зарождалась эта субкультура некоторые группы начали играть странную музыку, несколько не похожую на обычный тогдашний панк. Основой их треков стал мелодичный вокал. Этот эмоциональный и лирический вокал стал основой музыкального направления. Эмо, как и любой другой музыкальный стиль, изменялся и развивался. На этом этапе появились различные виды эмо-стиля и это первая волна эмо.

Также как и у любых других субкультур основанных на музыке, представители субкультуры эмо отличаются мировоззренческими стандартами и внешнем видом. Мировоззрение субкультуры эмо направленно на ощущений и эмоции человека и отображение этих эмоций в своей одежде, внешнем виде, поведении и конечно же музыке. Основными эмоциями является: грусть, тоска и любовь. В текстах песен речь идет в основном о таких чувствах, как смятение, подавленность, одиночество, тоска, злость и чувство обособленности от всего окружающего мира.

Представители субкультуры эмо часто ассоциируют со слезливыми подростками, которые постоянно плачут. Эта ассоциация появилась из-за их внешнего вида и поведения, причёсок, одежды, макияжа и высказываний. Одежда эмо, вещи в черно-розовой гамме, в которой присутствуют различные повязки на руках, пояса с металлическими заклёпками, а также различные значки и скейтерские кеды. Прически у эмо самые разнообразные — но в основном толстые выкрашенный в чёрный и розовый цвет чёлки, которые прикрывают один глаз и половину лба.

Плюсы Минусы
Не настроены враждебно и не хотят поработить мир. Жажда самовыражения, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Следовательно, все это может привести к нервному срыву и к проблемам в дальнейшей жизни. Склонны к суициду.

Хиппи

Хиппи это субкультура, возникшая летом 1967 года в Беркли (Калифорния) и в Нью-Йорке в и быстро распространившись за пределы США и почти исчезла к середине семидесятых. У представителей субкультуры хиппи свои правила поведения и своя философия. В самом начале хиппи были люди в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти лет, которые. Они с плохо относились к обычаям и традициям общепринятым в обществе понятиям а также критиковали почти все ценности среднего класса. Они также выступали против войны во Вьетнаме и они воспринимали правящую на тот момент культуру как бесчеловечную и безнравственную, которая силой меняет жизни людей и ломает их судьбы.

Из-за того, что они постоянно находились в поисках смысла и придерживались определенной философии. Для того чтобы освободит сознание в среде этой субкультуры распространялось курение гашиша. Хиппи также увлеклись философией Востока. Летом хиппи путешествуют автостопом, разбивают палаточные городки, это были их коммуны в которых они культивировали свои ценности. Их протест выразился с любовью с каждым встречным (фрилав) и употреблении запрещенных препаратов!

Хиппи в основном носили длинные распущенные волосы, джинсы, иногда балахон непонятного цвета, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. На шее небольшая кожаная сумочка, украшенная вышивкой или бисером. На руках «феньки», чаще всего из дерева, бисера или кожи. Многие мужчины отпускают бороду.

В странах Советского Союза движение хиппи тоже существовало. Однако отделы морали определяли его как результат недоработки при общении с молодежью и приравнивали его к массовому психозу. Под такое определение попадало большинство молодежи тех времен, которые либо решались проповедовать свободомыслие, либо вообще чем-то выбивались из общей массы.

Плюсы Минусы
Экологическое движение Отрицание войн и терроризма Способствовали распространению контрацепции Употребление наркотиков; Неразборчивые сексуальные связи.

Рокеры

Рокерами называли британскую молодежь в жившую в 60-х годах прошлого века, которая любила рассекать по магистралям города на мотоциклах. Рокеры стали субкультурой в пятидесятых, начале шестидесятых годов прошлого века в эпоху рок-н-ролла, но в отличии от других субкультур появившихся в тоже время, основой которых являлась музыка, первых рокеров объединял только один принцип – манера езды на мотоцикле, а потом уже появилось все остальные сопутствующие атрибуты. Из одежды рокеры выбирали практичные вещи. Они носили кожаные мотоциклетные куртки, украшенные металлическими шипами и значками. Когда они ездили на мотоциклах, то обычно не носили шлем, или носили классический шлем с открытым лицом и авиационными очками. А ещё футболки, кожаные шапки, джинсы, кожаные штаны, высокие армейские ботинки.

Появились рокеры в начале пятидесятых годов, а ассоциироваться с музыкой они стали только в шестидесятых. Их основными отличительными признаками стали привязанность к рок-н-роллу и езда на мотоцикле. В СССР привязанность к рок-н-роллу приобрела более другие формы. Мощные мотоциклы которые в те времена были у американских рокеров, для советских студентов были просто мечтой и поэтому хранился дома только в виде картинок или плакатов. Именно из за этого главным отличием рокерской субкультуры в СССР стала музыка.

Рокерская субкультура, пожалуй единственное течение, которое не предусматривает от своих представителей ничего, кроме позитивного отношения к музыке. Нередко подобную музыку приверженцы рока начинают играть не отходя от кассы, создавая свои маленькие музыкальные команды. Рокерская субкультура очень близка к байкерской. Любители мотоциклов создали параллельную рокерам байкерскую субкультуру. Рокеры и байкеры абсолютно аполитичны и ставят себя над социальными проблемами.

Плюсы Минусы
Проявление талантов в сфере музыки Употребление алкоголя, наркотиков

Многие рокеры злоупотребляли кое чем, но это не мешало им выстраивать свою субкультуру на философских способах восприятия мира — это возможно услышать в текстах их песен. В идеале, рокер – это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые и излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку.

Панки

Панки — субкультура которая, возникла в тоже время когда в Америки начали рисовать на стенах то есть в конце 60-х — начале 70-х годов. Главной задачей панков стало возможность обратить внимание людей на их протест и задумались о жизни и о своём будущем. Протест панки выражают всем своим видом и отношением к жизни.

Они просто нарушали все правила, плевали на закон и делали то что считают нужным! Протест проявлялся абсолютно во всех сторонах жизни — вызывающие прически, кожаный пиджаки, серьги на лице и в ушах, рокерские куртки, узкие джинсы трубами, обувь, начиная от кед, заканчивая титановыми ботинками с железными вставками, а также футболки и толстовки с черепами и нестандартными изображениями. Волосы укладывались в основном в виде ирокеза. Разорванная одежда держалась в целости благодаря булавкам, обычные вещи «украшались» балонами или тегерами, черный мусорный пакет становился платьем, блузкой или юбкой, а английские булавки и бритвенные лезвия использовались как украшения. Грубый жаргон и непристойное поведение стало нормой! Употребляют спиртных напитков, наркотиков, токсические вещества и запрещённых препаратов стало обычным делом. Грабежи, драки, насилие с целью надругательства над личностью а бандитизм стал средством к существованию и развлечением.

Это «беспредел» — своего рода ответ на те правила и ограничения, которые устанавливают для всех власть придежащие. Всё что было под запретом для простых людей для панков — было разрешено! Но в самом начале панков было очень мало, для того чтобы их заметили и заговорили о «панк революции». Но в начале 1975 в Лондоне с первого выступления легендарной группы Sex Pistols народ заговорил о «панк революции»!

Честные порядочные принципиальные проработавшие всю жизнь на работе, граждане были в шоке от таково! Появились сотни новых «панк — групп», на улицах шатались многочисленные полчища «панков», агрессивно настроенных и делающих то что хотят! Сначала власти пытаются запрещать концерты «панк — групп», сажать в тюрьмы подростков, но года поняли что без панками в основно становились дети рабочих и если всех пересажать то не кому будет работать! Тогда было решено пустить панков на телевидение и в эфир!

Это был конец для «панка», его купили, разрешили, выставили на всеобщее обозрение.Антисоциальный настрой «панка» прошёл, «панков» стали воспринимать так же, как и другие движения. На этом и закончилась «панк революция»

Плюсы Минусы
Отсутствуют Там, где появляются панки, — драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.

Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Субкультуры существуют тогда, когда определенные критерии позволяют отделить какую-нибудь группу от других. Такими критериями являются:
— наличие уникальных ценностей и норм;
— специфический язык или жаргон;

— особые каналы коммуникации;
— стиль жизни (одежда, жесты, образцы поведения), часто воплощающиеся в субкультурный ритуал;
— солидарность с группой;
— роль лидера в группе;
— удовлетворение специфических потребностей и т.п.

Можно указать на ряд особенностей складывания субкультур:
— существование и функционирование наряду, параллельно с основной организационной культурой;
— ее «подчиненное» служебное содержание при совпадении (или расхождении) с целями и ценностями основной культуры;
— спонтанность, т.е. незапланированность возникновения субкультур. Кодексы основной организационной культуры могут быть сознательно созданы профессионалами и проведены в жизнь руководством предприятия. Субкультуры фиксируют спонтанно развиваемую членами данной группы систему связей, отношений, деятельности, направленную на решение организационных, групповых и личных задач способами, отличными от формальных;
— большая роль личностных факторов, определяющих социальное поведение индивида (личные интересы, жизненные планы, установки и т.д.);
— большая роль лидера, определяющего особенности взаимоотношений в группе и формирующего ее активное нормативное ядро.

6. Ведущая деятельность. Ее роль в формировании личности ребенка.

Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).

Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.

6. Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Деятельность является основой формирования человека как личности. Определяющим условием существования, развития человека как существа социального является совокупность разного вида деятельностей, в которые включен человек. Освоение деятельности и ее усложнение является важным условием развития психики человека. Развитие деятельности человека приводит к появлению ее различных видов и форм (игра, учение, труд), которые объединяются, соподчиняются. При этом устанавливается иерархическое соотношение мотивов, являющихся побудителями к различным видам деятельности. Единая, взаимосвязанная система мотивов деятельности, возникающая в их развитии, и составляет психологическую основу личности.

Наличие ведущей деятельности проявляют, формируют или перестраивают частные психологические процессы (в игре — воображение, в учении — абстрактное мышление и т.д.), от нее зависят основные психические изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например, в игре осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей). Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Поэтому специальная организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на формирование у него в процессе этой деятельности требуемой иерархии потребностей, мотивов и целей.

Д.Б. Эльконин установил, что у детей дошкольного и подросткового возраста благодаря соответствующим типам ведущей деятельности развивается мотивационно-потребностная сфера. Младшие и старшие школьники же формируют интеллектуальные, познавательные способности, операционально-технические возможности. Учет закономерностей развития психики ребенка, своеобразия ведущих типов деятельности, их взаимосвязи с другими видами деятельности школьников позволяет значительно оптимизировать воспитательный процесс.

Криминальная субкультура, основные элементы и ее становление

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 56Следующая ⇒

Важнейшей психологической характеристикой криминальной среды является субкультура. В переводе с латинского термин «субкультура» означает часть основной культуры. Криминальная субкультура – это духовная жизнь относительно ограниченной части общества, а именно граждан криминальной направленности. Когда говорят о субкультуре, то имеют в виду криминальные традиции и обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности проведения досуга.

Криминальная субкультура сплачивает правонарушителей, выступает в качестве регулятора их поведения. Она является основным механизмом криминализации общностей и прежде всего молодежной среды.

Криминальная субкультура вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Общество отторгает преступников, изолирует их в специальных учреждениях и тюрьмах. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, восстановить ценность своей личности, не ощущать отторгнутым, изгоем, люди криминальной направленности объединяются в общности подобных себе людей, вырабатывают свою идеологию, противопоставляют себя законопослушному обществу («мы» – «они»).

Выделяются следующие элементы криминальной субкультуры:

1) система неписаных социальных ценностей и представлений в сознании людей, которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение правонарушений. Для реализации социальных ценностей вырабатываются криминальные нормы (правила) поведения, основная функция которых – регулирование взаимоотношений и поведения представителей криминального сообщества. Существует система санкций для поддержания криминальных норм по отношению к лицам, допускающим их нарушение;

2) стратификация, т.е. деление людей на условные иерархические группы в зависимости от их авторитета относительно реальной власти в криминальной среде. Наиболее отчетливо стратификация криминальной среды представлена в пенитенциарных учреждениях, но она сохраняется и после освобождения из мест лишения свободы: а) лидеры криминальной среды и их последователи (злостные нарушители режима, наиболее агрессивные личности); б) середняки («мужики»), которые считаются с криминальной идеологией, поддерживают лидеров материально, но активно субкультуру не отстаивают, в основном соблюдают установленный режим, работают на производстве, стремятся к условно-досрочному освобождению; в) «актив», представители которого нарушают одну из главных криминальных заповедей – не сотрудничать с администрацией. Поэтому в социальной среде осужденных они не пользуются авторитетом, испытывают на себе постоянное давление злостных нарушителей режима. Но их активно поддерживает и защищает администрация учреждения, поэтому с ними вынуждены считаться; г) отверженные («опущенные», «обиженные») осужденные с наиболее низким социальным статусом. Их образ жизни не только вступает в противоречие с криминальной идеологией, но не одобряется и администрацией учреждения. В эту группу входят осужденные, допустившие нарушение обязательных криминальных норм, не прошедшие «прописки» при поступлении в следственный изолятор или колонию; неряшливые («чушки»); заподозренные в доносительстве («стукачи»); склонные к мужеложеству, изгнанные из более высокой страты, и т.п. Среди молодежи, несовершеннолетних иерархия страт носит еще более дифференцированный характер;

3) криминальное общение, жаргон, клички, татуировки. Жаргон – это условный язык. Главная его функция – скрыть для окружающих смысл передаваемой информации. Клички – это персонифицированная форма жаргонного обращения к представителям криминального сообщества. Кличка не только заменяет фамилию, имя человека, но и закрепляет его статус в преступной среде, выполняет одновременно оценочную функцию («хороший», «плохой», «злой», «добрый» человек). Авторитетный преступник никогда не может иметь оскорбительных кличек. Татуировка – знаковое, невербальное средство передачи информации. Выделяются следующие типы татуировок, указывающие: а) на принадлежность личности к той или иной страте; б) характер совершенного преступления; в) агрессивный характер личности или совершение насильственных преступлений.

4) интеграция криминальной среды, т.е. стремление к объединению, к сплочению.

Криминальная среда стремится к объединению и координации своих действий. Наиболее распространенной формой такой координации являются всероссийские «сходки» криминальных авторитетов, на которых уточняется идеология, рассматриваются наиболее важные проблемы криминальной практики, назначаются ответственные за положение дел в различных регионах России, обсуждаются вопросы использования общих финансов («общака»).

Добавить комментарий

Закрыть меню