Примеры мифологического мировоззрения

Исторические типы мировоззрения

Обыденное мировоззрение. Иначе его можно назвать – житейское мировоззрение, здравый смысл. Оно является руководством в повсœедневной жизни, в обычных, стандартных ситуациях. Складывается стихийно, не требует специального обучения. Выражается в пословицах, поговорках, притчах, баснях и т.п. образцах народной мудрости. Его носителями, в какой-либо степени, являются всœе взрослые дееспособные люди. Обыденное мировоззрение хорошо отражает насущные нужды и проблемы людей. Помогает ориентироваться в жизни и решать каждодневные проблемы на базе выработанного веками опыта предков. Но у него немало и отрицательных сторон: оно ограничено, противоречиво (причем эта противоречивость невыявленная, неосознавемая самими носителями этого мировоззрения), эклектично.

Эклектика – некритическое соединœение разнородных элементов, не образующих целостности.

Приведите примеры проявления обыденного мировоззрения.

Подумайте, какими путями оно передается.

В новых, нестандартных ситуациях, при крайне важно сти осмысливать глобальные, выходящие за пределы повсœедневной жизни проблемы, обыденное мировоззрение оказывается бессильным. Здесь крайне важно специализированное мировоззрение. Оно более полное, глубокое и менее противоречивое по сравнению с обыденным. Именно в связи с этим само по себе оно не возникает и требует специального обучения, передачи знаний и способов осмысления мира. Носителями его являются особые люди, ʼʼспециалистыʼʼ.

Почему при характеристике специализированного мировоззрения мы используем cравнительную, а не превосходную степень?

Приведите примеры ситуаций и проблем, которые не может

осмыслить обыденное мировоззрение.

Типами специализированного мировоззрения являются мифология, религия, философия. Перед тем как давать характеристику этим видам мировоззрения, сразу отметим, что, раз появившись, они не исчезают, а видоизменяются, приспосабливаются к новым условиям, наслаиваются друг на друга, взаимовлияют и взаимоизменяются.

Мифология — ϶ᴛᴏ освоение мира в воображении и при помощи воображения. Люди первобытного общества имели очень много конкретных знаний, которые помогали им выжить в полном опасностей мире: они различали съедобные и несъедобные растения, знали много приемов охоты, умели укрываться от непогоды, но, при этом, они не имели теоретических знаний, которые объясняли причины всœего происходящего в мире. Но без понимания мира, своего места в нем невозможно ориентироваться, а, значит, и действовать. По этой причине первобытным людям приходилось прибегать к помощи фантазии.

В то время люди объясняли мир по аналогии с собой. Все казалось им одушевленным, таким же живым, чувствующим и думающим, как сами люди. И всœе в мире связано между собой кровнородственными узами. С тех пор мы говорим: ʼʼмать –сыра земляʼʼ, ʼʼживотные – меньшие братьяʼʼ. Когда-то люди понимали эти выражения буквально.

Через мифы люди объясняли мир – его происхождение, появление человека и всœех его умений и навыков, существование всœего на свете. Это было еще не знание в современном смысле этого слова, а, скорее, мироощущение, чувственное переживание единства с миром, природой.

Мифы объединяли общество, задавая нормы, традиции, устанавливая определœенный порядок.

При этом поддерживается гармония между человеком и природой, обществом и индивидом, обеспечивается внутреннее согласие человеческой жизни.

Первобытный человек воспринимал себя как одушевленное существо среди других одушевленных существ, на которые можно влиять, в случае если иметь определœенные способности и знания. Практической стороной мифологии была магия – изменение окружающей действительности в нужную для человека сторону при помощи потусторонних сил.

В современном мире сохраняется древняя мифология и возникает новая, на современном материале, но по тем же древним законам. Мифы, их влияние и проявление встречаются во всœех сферах нашей жизни.

В быту это сказки. Сказки – обломки древних мифов и по сию пору хранящих заветы предков (ʼʼсказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урокʼʼ).

Это былички – коротенькие рассказы о встречах с таинственным и чудесным. Раньше в таких рассказах фигурировали ведьмы, лешие, привидения, а теперь — НЛО, инопланетяне, ʼʼбарабашкиʼʼ. Это суеверия, связанные с представлениями о том, что нас окружают различные зловредные силы и для защиты от них нужно знать определœенные приемы – стучать по дереву, плевать через плечо и т.п. Многие обряды и обычаи уходят своими корнями в глубокую древность (похоронные, поминальные, свадебные). Процветают в наше время и магия с колдовством.

Искусство – еще одна область, где мы часто встречаемся с мифологией. Это широкое использование мифологических образов и сюжетов. Зевс, Афродита͵ Дионис – эти имена хорошо известны современному человеку, их используют поэты, писатели, художники. Современный кинœематограф также часто использует старые мифы, а также творит свои. Только мифологизируется уже не природа, а техника (Терминатор, робокоп и т.п.), космос, подсознание. В мифологии всœегда важное место занимали герои – полубоги, помощники и защитники людей. Раньше это были Геракл, Прометей, а теперь – супермен.

Наука и паранаука. Латинская приставка ʼʼпараʼʼ означает ʼʼвокругʼʼ, околоʼʼ. Современная наука, действительно, окружена множеством мифов, изложенных при помощи научных терминов. Экстрасенсорика, телœекинœез, Бермудский треугольник, тайны египетских пирамид и многое другое ʼʼобъясняетсяʼʼ псевдонаучными ʼʼтеоретикамиʼʼ. Древнему человеку не хватало знаний – у современного человека их чересчур много, он не успевает их переваривать и усваивать (тем более, что для этого нужно много сил и времени). Жажда таинственного и чудесного с одной стороны и выгодность обмана, сенсации с другой стороны также способствуют мифологизации сознания.

Политика также часто мифологизирована. Многие идеологии сознательно и неосознанно прибегают к мифам. Фашизм воскрешал древнегерманские мифы, используя их образы и праздники для пропаганды своих идей. Гитлеровская верхушка увлекалась мистикой, окружая себя предсказателями и астрологами. Свастика – древневосточный символ солнца и плодородия.

Сталинизм с его культом вождя, всœесильного, всœемогущего и всœезнающего, переименованием улиц, городов (в мифе имя и его носитель неразрывно связаны – изменение имени ведет к изменению сущности предмета), учением о коммунизме как новом мире – также пронизан мифологией.

Эти мифы развенчаны (хотя для многих еще сохраняют свою притягательность), но на смену им приходят другие: миф о Западе как ʼʼземле обетованнойʼʼ, мифы о ʼʼРоссии, которую мы потерялиʼʼ (для кого-то ʼʼпотерянным раемʼʼ выступают годы застоя, для кого-то – дореволюционное самодержавие).

Уничтожить мифы и утопии в общественном сознании невозможно. Но нужно учиться жить с ними, не живя по ним, развивать критическое, продуктивное отношение к этой стороне нашей жизни.

Приведите примеры суеверий и докажите их связь с мифологическим пониманием мира.

Какие мифы наиболее распространены в современном российском обществе?

Есть ли у мифосознания положительные стороны? Какие?

Зачем современному человеку изучать мифологию?

Мифологическое мировоззрение является исторически первым типом мировоззрения. Вопреки широко распространенному мнению о том, что его временные границы находятся лишь в древности, можно с уверенностью сказать, что элементы мифологического подхода к миру сохраняются в сознании человека любой эпохи.

Сущность мифологического мировоззрения состоит в создании такой картины мира, в которой человек и мир слиты воедино. Это гениальная интуиция всеобщей связи. Человек – микрокосм, в котором проявляются и повторяются законы космоса. Мифологическое миро-воззрение рисует в человеческом сознании образы, совпадающие с действительностью. В связи с этим главная отличительная черта мифологического мировоззрения – синкретизм или неразличение противоположного.

«Что наверху, то внизу», — так говорили еще в древности. Нет принципиальной разницы между вещью и словом, предметом и его образом, именем и судьбой, жизнью и смертью, субъективным и объективным и т.д. Гороскопы, нумерологические представления о тождественности числа и того, что оно обозначает, представления о мистических приметах, реклама – эти милые современные развлечения вполне укладываются в мифологический принцип всеединства.

В первобытном обществе синкретизм проявляется в антропоморфизме – очеловечивании сил природы, анимизме – одушевлении природы. В более поздние эпохи он проявляет себя в мистическом отождествлении личности и общности, к которой она принадлежит, личности и идеи, которой она должна служить.

К особенностям мифологического мировоззрения относятся образность, эмоциональность, некритический характер, мышление по аналогии, символизм, стереотипность. Мифологическое мировоззрение – форма коллективного сознания, в котором личность растворяется в коллективных представлениях, обретая силу не в самостоятельном мышлении или в самостоятельных действиях, не в независимости от авторитетов, а в сопричастности к ним. Вернитесь к своим пособиям по культурологии и вновь просмотрите эти вопросы.

Обратите внимание на функции мифологического мировоззре-ния: превращение хаоса в космос, или установление произвольного, символического, иллюзорного порядка в мире; создание иллюзии безопасности; объединение людей вокруг какой-то идеи или образа. Мифологическое мировоззрение объясняет мир ссылкой на авторитеты; служит ориентиром в мире и системе человеческих отношений, текстом, обязательным к исполнению, и потому нередко говорят, что миф – это сама жизнь. Причем жизнь эта состоит из коллективных, стереотипных действий – ритуалов и обрядов или того, что очень их напоминает.

5. Религиозное мировоззрение – основные черты

Сущность религиозного мировоззрения состоит в удвоении мира на естественный и сверхъестественный. Главная сила этого сверхъестественного мира — боги (политеизм) или Бог (монотеизм). Именно потустороннее становится смыслом, идеалом и ориентиром жизни земной, посюсторонней. Причем, это весьма эффективный способ обоснования ценностей человеческой жизни, поскольку все представления опираются на веру и фактически не могут быть ни обоснованы, ни опровергнуты разумом. С логической точки зрения обосновать можно и вечность, и совершенство, и абсолютную значимость Бога. Но с таким же успехом можно все эти положения и опровергнуть, ведь по определению речь идет о мире, который находится за пределами нашего непосредственного опыта, и, значит, практическая проверка наших предположений и умозаключений просто невозможна.

Как тип мировоззрения религия отличается образно-эмоциональным характером, типичным и для мифологического мировоззрения. Способ его существования является вера в сверхъестественное, священное начало. Непосредственное проявление вера находит в культе, системе ритуальных действий, являющихся необходимым признаком верующего человека.

Но в отличие от мифологического мировоззрения религиозное (особенно в наиболее развитых формах) не одухотворяет весь мир. Духом пронизан мир, но сам дух – есть высшее в нем. Духом может быть наделен и человек, но это результат работы его души, стремления к возвышенному, святому, к Богу. Поэтому основное значение приобретает этическая направленность религиозных взглядов, формирование духовного мира человека, тех чувств, которые помогают строить отношения с другими людьми: сострадание, любовь, совесть, терпимость, надежда, милосердие и т.д.

В результате религиозное мировоззрение ориентированоуже не на массу, не на толпу, а на личность, ищущую свой путь в жизни. Кроме того, если мифологические представления фактически программируют жизнь (миф и есть сама жизнь), то религиозная деятельность, религиозные обряды, ритуалы, и иные способы культового поведения не охватывают всего многообразия форм человеческой деятельности. Человек свободен в своем выборе, в его жизни большую роль играют светские (нерелигиозные) взгляды, действия, религия же касается духовной стороны человеческого существования.

В истории духовной жизни тайну религиозного сознания пытались понять многие мыслители. Например, З.Фрейд считал Бога возвысившимся отцом, позволяющим каждому человеку, слабому и в душе остающемуся ребенком, почувствовать себя надежно защищенным от превратностей судьбы, от необходимости принимать самостоятельные решения и в конечном итоге от ответственности.

По мнению Фейербаха, человек переносит на небо, на Бога все самые лучшие свои качества, обедняя тем самым себя. Однако нелишне добавить, что тем самым человек, слабый, несовершенный, смертный, получает прекрасный идеал, к которому можно стремиться, бесконечно совершенствуясь.

К.Маркс, развивая атеистические идеи, утверждал, что религия – иллюзия, необходимая для того, чтобы оправдать и облегчить земные страдания человека, это «вздох угнетенной твари», «сердце бессердечного мира». С увеличением степени человеческой свободы в ходе становления коммунистического общества религиозные иллюзии должны за ненадобностью исчезнуть.

Напротив, по мнению Гегеля, Канта религия является необходимой составляющей человеческой жизни, она тождественна представлению о пути, о духовном совершенствовании человека, о становлении собственно человеческой системы ценностей.

Тема 2: Мифология как тип мировоззрения

Слово «миф» происходит от древнегреческого понятия «mythos», что дословно переводится как – слово, предание.

Мифология – фантастическое отражение реальности, бессознательно художественная переработка природы и общества народной фантазией.

В рамках мифологии вырабатывались определённые знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их существования, формах общения и т.д.

О происхождении и сущности мифологии учёные высказывают различные мнения:

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф в его живой первозданной форме – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Таким образом, задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку знание или объяснение. Миф служит для формирования неких общественных установок (чего можно делать, а на какие деяния наложено табу), для санкционирования определённого типа поведения и верований.

А. В. Гулыга утверждал: «миф – это модель не столько мира, сколько поведения, его чисто иллюзорный регулятор».

А. Ф. Лосев подчёркивал, что «миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен…Он – не выдумка, а…необходимая категория сознания и бытия… Это реально, вещественно и чувственно творимая действительность».

М. И. Стеблин-Каменский считал, что «миф – одновременно созданная фантазия и познанная реальность, вымысел и правда. Ведь миф – не просто образы, возникшие в сознании отдельного, индивидуального ума, а образы, закреплённые в слове и ставшие достоянием целого общества».

А. Б. Венгеров в своём исследовании выявляет назидательную логику мифологических сюжетов, которая укладывается в схему «если – то – иначе», указывая алгоритм поведения в жизненных ситуациях и санкцию за альтернативный поступок.

Характерные черты мифологического мировоззрения:


– синкретичность (слитность, нерасчленённость). В нём всё находится в единстве: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа;

– антропоморфность – в мифе человек не выделяет себя из мира, природы и более того он очеловечивает их, объясняя происхождение и существование всего, что его окружает по аналогии с самим собой;

– зооморфизм – синтез природного (животного) и человеческого (появляются человеко-звери, например, сфинкс, кентавр и др., а также животные, соединяющие в себе несколько зверей – химера, пегас и др.), истоки которого идут из тотемизма;

– генетизм – принцип, согласно которому объяснение природных и явлений, а также мира в целом сводится к рассказу об их происхождении и творении, т.е. повествованию о том, кто кого породил;

– миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (рассказ о настоящем и будущем).

Виды мифов: космогонические – рассказывают о превращении Хаоса в Космос и о его заселении; теогонические – повествуют о появлении богов; антропогонические – рассказывают о сотворении и жизни рода человеческого.

Наиболее известной и изученной сегодня является греческая мифология.

Впервые древнегреческие мифы были записаны в VIII –VII вв. до н.э.

Большое влияние на развитие и становление древнегреческой и мировой культуры оказали произведения Гомера, Гесиода, Орфея.

Гомер считается автором двух поэм – «Илиады» и «Одиссеи», посвящённых троянской войне. До сих пор ведутся споры – жил ли на самом деле Гомер, или же он – личность легендарная.

Космической родоначальницей Вселенной, по мнению Гомера, была сверхъестественная супружеская пара – бог Океан и богиня Тефия (Тефида) (дочь Урана и Геи).

Океан представляет собой некую глубоководную реку, из которой проистекают все реки, моря, и все источники, и глубокие колодцы. Океан опоясывает Землю (Гею) и от его брака с её дочерью Тефией происходят все боги, вся Вселенная.

В поэмах Гомера мы находим основные идеи олимпийской религии – официальной религии древних греков. Название этой религии происходит от названия горы Олимп, на которой и обитали боги. Гомеровские боги полностью человекообразны (антропоморфны), хотя некоторые из них могут превращаться в животных. Они телесны, их можно ранить, но, тем не менее, они обладают вечной молодостью и бессмертием.

Гесиод – личность историческая. Жил в Биотии, в деревне Аскра (неподалёку от г. Фивы). Он автор двух поэм – «Труды и дни» и «Теогония». Первая в большей степени посвящена морально-этическим вопросам, её основное содержание – наставления Гесиода своему непутёвому брату Персу. Вторая поэма «Теогония» повествует о происхождении богов.

В основе мифотворчества Гесиода лежит идея о четырёх мифических первоначалах, из которых происходят впоследствии и все боги, и весь мир: Хаос, Гея, Эрос, Тартар. Они возникли как бы сами по себе.

Хаос – это бесконечная бездна, бесформенное первичное состояние мира. От него ведут своё начало Эреб (Мрак) и Ньюкта / Никта (Ночь). От Ночи и Мрака произошли вечный свет Эфир и радостный светлый день Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга день и ночь.

Гея (Земля) родила Урана (Небо) в браке, с которым она впоследствии породила титанов, циклопов, гекатонхайеров (сторуких). От титанов Кроноса и Реи родился главный бог Олимпа – Зевс.

Эрос (Любовь) – это «всевластная мировая сила, способная «расслабить» члены и богов, и людей».

Тартар – своеобразный аид для богов, туманный и ужасный, ибо «его страшится даже сам Зевс». «Тартар столько далёкий от ада, как светлое небо от дола».

Гесиода считают первым систематизатором известных ко времени его жизни древнегреческих мифов.

Орфей в отличие от Гесиода – личность абсолютно легендарная.

С именем Орфея связывают многие сочинения, и в том числе так называемые «орфические теогонии» – оригинальные версии родословия богов.

В основе орфизма лежит тайный, закрытый культ бога Диониса, значительно отличающийся и даже противостоящий олимпийской религии, в том числе и традиционному пониманию роли олимпийского Диониса. Культ этот справлялся через оргиатические мистерии, посвящённые богу Дионису. Стоит отметить, что именно эти мистерии послужили источником древнегреческой трагедии, ставшей, в свою очередь, началом искусства.

В своей исходной форме это было религиозное общенародное действо, воспроизводившее мифологическую историю убийства древнего бога Загрея (ипостась Зевса) и его последующего воскрешения в новом качестве – в образе священного козла. Эта древняя трагедия состоит из трёх актов:

Акт 1: «Убийство бога».

Акт 2: «Рыдания о боге».

Акт 3: «Воскрешение бога».

Важнейшая функция этой грозной мистерии, её благая цель – тот примиряющий человека с самим собой, «очищающий» душу эффект, – катарсис – который достигается путём предельного напряжения и реального воспроизведения прямо противоположных, страшных и разрушительных сил.

С учением орфиков связана и ещё одна важная идея – идея метемпсихоза, т.е. переселения душ.

В орфической теогонии представлена своя, отличающаяся от всех других версия происхождения богов и мира.

Первоначалами мира здесь считаются некие триады. Сначала, по мнению орфиков, были вода и ил, который затвердел в землю. Третье начало появляется из первых двух, из воды и земли. Это существо (земноводное) – Змей (Дракон) с тремя головами. Посредине у него лик бога, а по бокам головы льва и быка, за плечами – крылья, а имя ему Хронос (Время), он же Геракл. Следующая неразделимая триада – Это Хронос, по обеим сторонам которого располагаются Ананке (Необходимость) и Адрастея (Протяжённость) – бестелесная, распростёртая по всему космосу и касающаяся его границ. От этой троицы рождается тройное потомство: влажный Эфир, безграничный Хаос, и мглистый мрак Эреб. В них – эфире, мраке и хаосе Хронос рождает яйцо. Так появляется следующая троица: во-первых, Хронос, Во-вторых, яйцо, как продолжение всех предыдущих триад и самого Хроноса, в-третьих, заключённая в яйце двоица (белок и желток) – мужское и женское начало, от которых и происходят все боги мужского и женского пола.

В некоторых орфических теогониях говорится о всемирном яйце, из которого вылупляется некий сияющий бог Фанес, содержащий в себе зачатки всех богов.

— 2 —

ш2.0

П Л А Н

1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.

2. Мифология:

а) мифология как форма общественного сознания;

б) мифология — исторический тип мировоззрения;

в) изучение и развитие мифологии.

3. Миф и мифологичность:

а) сущность мифа;

б) основные категории мифа.

4. Миф и религия.

5. Миф XX века.

6. Литература.

ш1.5

— 3 —

1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.

Мировоззрение — система общественных представлений о мире в

целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об

отношении человека к окружающей действительности.

Мировоззрение — сложное, разностороннее и многоплановое об-

разование.

Оно имеет многослойную структуру.

Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то

раз и навсегда данным статичным неизменным. На ранних этапах ис-

торического развития изменялась роль отдельных компонентов в сис-

теме мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его со-

держание.

В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или

иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависи-

мости от способа включения соответствующих взглядов и представле-

ний в структуру мировоззрения, способа их обоснования, можно го-

ворить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных

классов господствуют разные типы мировоззрения.

— 4 —

2. Мифология.

а) мифология как форма общественного сознания.

Мифология — форма общественного сознания; способ понимания

природной и социальной действительности на разных стадиях общест-

венного развития.

В общественном сознании первобытного общества мифология не-

сомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на пре-

одоление фундаментальных антиполий человеческого существования,

на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифо-

логической «логики» служили неспособность человека выделить себя

из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления,

на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды.Следствием

было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов,

очеловечивание окружающей природной среды,в том числе одушевление

фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетли-

вое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и сло-

ва, существа и его имени, пространственных и временных отношений,

происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объ-

екты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в

пространстве и времени, выступали в качестве знаков других пред-

метов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии то-

тальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом

сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойс-

твенно резкое разграничение мифологического, раннего (сокрально-

го) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходя-

щее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и преце-

дента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывает-

ся специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится

на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от

причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и

персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии

причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифо-

логических существ, имеющая систематически ценное значение. То,

что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отноше-

ния, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению

на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф

обычно совмещает в себе два аспекта:

диахронический (рассказ о прошлом)

— 5 —

синхронический (объяснение настоящего или будущего).

Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реаль-

ным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный

«надежный» опыт осмысления действительности множества поколений,

который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали при-

нятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкци-

онировали определенные нормы поведения.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повест-

вованиях, но и в действах (обрядах, танцах).

Миф и обряд в древ-

них культурах составляли известное единство — мировоззренческое,

функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта пер-

вобытной культуры — словесный и действенный, «теоретический» и

«практический».

б) Мифология — исторический тип мировоззрения.

На ранних этапах истории выраставшие из материальной практи-

ки эмпирические знания об окружающей действительности служили

ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования

мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплета-

лись с мифологическими и религиозными представлениями.Эти предс-

тавления являлись фантастическим отражением действительности, вы-

ражением бессилия человека перед стихийными силами природы и ил-

люзорным преодолением этого бессилия.

Мировоззрение всегда представляет собой интегральный резуль-

тат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.

Мифология — это своеобразная форма проявления мировоззрения

древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о

сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии

отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение

человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыс-

лении часто использовались искусством. В идеологии нового и но-

вейшего времени понятие мифа используется для обозначения различ-

ного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массо-

вое сознание.

в) Изучение и развитие мифологии.

Первые попытки рационального переосмысления мифологического

материала предпринимались еще в античности, причем преобладало

— 6 —

аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифа-

горейцев). Платон притивопоставил наряду с мифологией философс-

ко-символическую ее интерпретацию. Эвгемер (IV-III вв. до н.э.)

видел в мифических образах обожествление исторических деятелей,

положив начало «эвгемерическому» истолкованию мифов, распростра-

ненному и позднее. Средневековые христианские теологии дискреди-

тировали античную мифологию, интерес к ней возродился у гуманис-

тов эпохи Возрождения, которые видели в ней выражение чувств и

страстей эмансипирующейся человеческой личности.

Первые попытки сравнительной мифологии были стимулированы

открытием Америки и знакомством с культурой американских индейцев.

В философии Вико своеобразие «божественной поэзии» мифа свя-

зывается с неразвитыми и специфичными формами мышления, сравнимы-

ми почти с детской психологией. Философия мифа Вико содержала в

зародыше почти все основные последующие направления в изучении

мифологии.

Деятели французского Просвещения рассматривали мифологию как

продукт невежества и обмана, как суеверие. Романтическая филосо-

фия мифологии, получившая завершение у Шеллинга, трактовала мифо-

логию как эстетический феномен, занимающий промежуточное положе-

ние между природой и искусством и содержащей символизацию приро-

ды. Основной пафос романтической философии мифа состоял в замене

аллегорического истолкования символическим.

Во второй половине XIX века друг другу противостояли две ос-

новные магистральные школы изучения мифа.

Первая из них опиралась на достижения научного сравнитель-

но-исторического языкознания и разрабатывала лингвистическую кон-

цепцию мифа (А.Кун, В.Шварц, М.Мюллер и др.) Согласно точке зре-

ния Мюллера, первобытный человек обозначал отвлеченные понятия

через конкретные признаки посредством метафорических эпитетов, а

когда первоначальный смысл последних оказывался забыт или затем-

нен, в силу семантических сдвигов возникал миф. Впоследствии эта

концепция была признана несостоятельной, но сам по себе первый

опыт использования языка для реконструкции мифа получил продук-

тивное развитие.

Вторая школа — антропологическая, или эволюционистская, —

сложилась в Великобритании в результате первых научных шагов

сравнительной этнографии. Мифология возводилась к анимизму, к не-

— 7 —

коему представлению о душе, возникающему у «дикаря» из размышле-

ний о смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким об-

разом, со своеобразной первобытной наукой, становящейся якобы не

более чем пережитком с развитием культуры и не имеющей самостоя-

тельных значений. Серьезные коррективы в эту концепцию внес

Дж.Фрайзер, истолковавший миф по преимуществу не как сознательную

попытку объяснения окружающего мира, а как слепок магического ри-

туала. Ритуалистическая доктрина Фрайзера была развита кембридж-

ской школой классической философии.

Впоследствии интерес в изучении мифологии сместился в об-

ласть специфики мифологического мышления. Леви-Брюль считал пер-

вобытное мышление «дологическим», которым коллективные представ-

ления служат предметом веры и носят императивный характер. К «ме-

ханизмам» мифологического мышления он относил:

Несоблюдение логического закона исключенного третьего (объ-

екты могут быть одновременно и самими собой и чем-то другим);

Закон партиципации; неоднородность пространства; качествен-

ный характер представлений о времени и др.

Символическая теория мифа, развитая Кассирером углубила по-

>О проекте / Философия / Лекции по философии / Мифологическое мировоззрение

Мифологическое мировоззрение

Исторически первой формой мировоззрения принято считать мифологическое мировоззрение, т.е. систему вымышленных представлений о мире, его возникновении, возникновении человека, фантастического понимания природных явлений и исторических процессов, в которых участвует человек. Мифологическое мировоззрение основано не на изучении окружающего мира и не на познании, а на художественном вымысле, иногда имеющем форму очень увлекательного рассказа. Под мифологическим мировоззрением принято понимать совокупность представлений о мире и жизни, сформированные через призму мифа.

Что такое миф?

Миф – это художественный вымысел, благодаря мифу можно очень интересно и красиво объяснить любое явление, относящееся к любой сфере человеческой деятельности и проявлению сил природы. Наиболее ярким примером формы закрепления мифологического мировоззрения являются греческие мифы, представляющие собой замечательный литературно-художественный памятник.

Развитая мифология охватывала практически все стороны жизни человека и общества. Оно объясняет возникновение упорядоченного космоса из первичного хаоса, зарождение жизни и появление человека, объясняет появление в жизни человека важнейших навыков (письма, ремесел, изобразительного искусства), дает знание о будущих временах и о посмертном существовании. При этом в мифе человек и окружающий его мир были неотделимы.

Человек – одна из частей природы, а сами силы природы имеют облик богов и героев. Миф не имеет конкретного автора и невозможно указать на точное время его возникновения. При этом мифологические боги и герои греков полностью повторяют все особенности обычной жизни: подобно обычным людям, они интригуют, капризничают, самым непосредственным образом вмешиваются в жизнь людей, спорят, лгут, воюют друг с другом. Отличает богов от людей их бессмертие и возможность проявлять особые способности, творить чудеса.

Мифологическое мировоззрение продолжает существовать и сегодня, в том числе среди достаточно просвещенной части человечества. На смену мифам как рассказам о богах и героях пришла социальная, политическая и экономическая мифология – например, мифы о подобных богам великих руководителях, о тайных заговорах и всемирном терроризме, на борьбу с которыми должны быть брошены все силы и средства.

Добавить комментарий

Закрыть меню