Примеры легализации преступных доходов

«Отмывание» денег (money laundering) — понятие впервые использовано в 80-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги.

Факторы, способствующие отмыванию денег

  • Высокая доля неофициальных доходов населения и бизнеса, существование параллельной экономики, или «черного рынка».
  • Несовершенство механизмов контроля и мониторинга за деятельностью финансовых институтов, несоблюдение международных стандартов регулирования финансовой деятельности, разработанных специализированными международными организациями.
  • Распространение коррупции среди государственных исполнительных, правоохранительных и судебных органов власти.
  • Существование внутри страны «зон свободной торговли», обладающих льготным порядком регулирования операций и контроля за деятельностью институтов.
  • Невозможность или ограничение возможности обмена финансовой информацией с иностранными правоохранительными органами.
  • Неадекватная процедура учреждения финансовых и нефинансовых институтов, открытия филиалов за пределами страны и лицензирования финансовой активности, не учитывающая или учитывающая не в должной мере необходимость идентификации реальных собственников/владельцев компаний (особенно когда владение может осуществляться путем номинального держания).
  • Законодательное закрепление тайны финансовых операций, недостаточные требования к транспарентности финансовых операций и собственности на активы.
  • Просчеты в регулировании валютообменных операций и иных операций с наличными денежными средствами. Широкое использование предприятиями, банками операций с вовлечением оффшорных компаний.
  • Существование анонимных денежных счетов и финансовых инструментов, включая акции и облигации, по которым допустима выплата средств «на предъявителя».
  • Доступ финансовых институтов к международным центрам торговли золотыми слитками, торговле драгоценными камнями и ценными металлами.

Способы отмывания денег

  • Вывоз наличных из страны с помощью курьеров или сокрытия их в перевозимом грузе с целью дальнейшей репатриации через иностранные банки.
  • Прохождение по счетам денежных средств, значительно превышающих реальные возможности клиента в бизнесе.
  • Многократное зачисление средств на счет в течение дня разными лицами.
  • Проведение операций в особо крупных размерах в интересах третьих лиц, в частности обмен больше сумм денег.
  • Заключение контрактов с инофирмами на оказание различных услуг информационно-справочного характера.
  • Выдвижение без основательных причин требования открыть несколько счетов с различными начальными номерами.
  • Предоставление сведений о себе, достоверность которых невозможно проверить либо заведомо искаженных сведений.
  • Внесение больших сумм на счет наличными, что может указывать на противоправную направленность действий клиента банка.
  • Заключение фиктивных арендных договоров и фиктивных контрактов на поставку несуществующих товаров.
  • Стремление при открытии и ведении операций по счетам ограничиться своим присутствием только при открытии счета и избежать последующих контактов с операционистами путем назначения доверенных лиц по управлению денежными средствами, находящимися на счетах.
  • Покупка ценных бумаг с их переводом в другой банк и т.

    п.

  • Сокрытие настоящего происхождения денег (счета в иностранных банках и размещение в инвестиционных компаниях, организация фиктивных компаний, приобретение ценных бумаг, антиквариата, недвижимости за границей и т. п.).
  • Перечисление наличных на счета подставных лиц с дроблением денежных сумм.

Признаки легализации доходов

  • Покупка большого числа банковских чеков, аккредитивов, иных ценных бумаг; осуществление множества почтовых и телеграфных денежных переводов и т. п.
  • Погашение корпоративных чеков в коммерческих финансовых учреждениях.
  • Осуществление различных операций с имуществом лицом, которое ранее никогда не занималось этим бизнесом.
  • Использование финансистов-профессионалов и их подставных счетов для скупки акций и собственности по поручению подозреваемых преступников.
  • Наличие лиц, совершающих банковские переводы в, из или через транзитные страны, известные закрытостью банковского законодательства.
  • Использование подпольных банковских систем, таких как «хавала» (Индия), «фей чьен» (Китай) и «хунди» (Пакистан).
  • Наличие индивидуальных или корпоративных счетов, используемых не для деловых операций, а в качестве временного хранилища криминальных денег.
  • Использование большого количества пунктов обмена валюты для конвертации значительных сумм наличности.
  • Многочисленные вклады, несоизмеримые с типом бизнеса, которым занимается вкладчик, а также значительное количество переводов денег со счета на счет.
  • Использование множества «текущих» вкладов, что позволяет снимать с них наличные деньги без декларирования (для России этот уровень — $10000).
  • Переводы через специализированные «компании по обслуживанию денег» больших денежных сумм за рубеж.
  • Организация подставных компаний и «фирм-однодневок», имеющих разветвленную зарубежную сеть филиалов и банковских счетов.

Приемы отмывания «грязных» денег

  • «Структурирование» — искусственное раздробление финансовой операции на несколько единичных, с небольшими суммами. При этом денежные средства переводятся с использованием не только банковских учреждений, а и разнообразных почтовых отделений, ломбардов и других организаций. В конечном результате средства аккумулируются на одном или нескольких счетах, откуда переводятся под целиком законным поводом в банк другой страны. Другим распространенным способом незаконного перемещения средств остается противоправная конвертация денежных средств.
  • Использование электронных расчетов и корреспондентского банковского дела, ценных бумаг, фьючерсных и производных финансовых сделок, которые необязательно связаны непосредственно с реальным товаром.
  • Разветвленная система так называемых фиктивных предприятий. Государственная регистрация таких предприятий, как правило, проводится по утраченным и похищенным паспортам или на номинальных собственников. В дальнейшем готовится полный пакет документов, подаваемый в банковское учреждение, на открытие текущего счета. На счете, открытом фиктивным предприятием, на протяжении определенного времени аккумулируются безналичные средства, которые затем переводятся на счет другой фиктивной фирмы (или получаются по чеку денежной наличностью).
  • Fie chien, или «полет денег», существует в Китае, которая, как и hawala, основана на доверии, связях семейства, местных социальных структурах и угрозе неизбежной и жестокой расправы для любого нарушителя неписаных правил. Эта система, которую иногда называют «системой записки», позволяет, внеся деньги подпольному банкиру в одной стране, получить их в другой стране в обмен на «записку», то есть своего рода чек. Данный способ перемещения денег, в особенности «грязных», быстр и удобен, освобождает от транспортирования оптовых наличных денег, оставляет мало следов и характеризуется минимумом затрат, ограничивающихся комиссией банкиру.
  • Контрабанда валюты. Для перевозки денежной наличности используются разнообразные хранилища, специально созданные в чемоданах, транспортных средствах, а также в предметах, которые допускают размещение большой суммы денежной наличности без внешних признаков изменения их первоначального вида В дальнейшем средства вносятся на заранее открытый в банке какой-либо страны депозитный или текущий счет, откуда спустя некоторое время (по доверенности клиента) переводятся на счета других банков. Среди стран, в которые переправляются наличные средства, наиболее популярны страны-оффшоры.
  • Альтернативные банковские системы. Отмывание денег в так называемом «золотом треугольнике» (территория на стыке Таиланда, Бирмы и Лаоса) происходит через сложную цепочку доверенных лиц, которые осуществляют подобный бизнес из поколения в поколение Подобная система, получившая в мусульманском мире название hawala, сохранилась до наших дней, основываясь на принципах семейственности и установившихся связях преступных групп. Правильность и конфиденциальность финансовых операций в подобных системах достигается жестоким наказанием нарушителей. Перемещаясь по каналам подпольных банков, «грязные» деньги вообще не попадают в официальную банковскую систему. Альтернативные банки работают без бумажного следа.

Правила, которыми руководствуются при отмывании денег

  • Чем лучше механизм отмывания денег имитирует характер и процедуры законных соглашений, тем меньше вероятность его выявления.
  • Чем меньше частица незаконных средств в легальных финансовых потоках, тем сложнее ее обнаружить.
  • Чем больше деловая структура производства и распределения нефинансовых товаров и услуг зависит от мелких фирм, тем труднее отделить законные соглашения от незаконных.
  • Чем выше удельный вес сферы услуг в экономике страны, тем легче в этой стране отмывать деньги.
  • Чем выше степень финансового саморегулирования законных соглашений, тем сложнее отслеживать незаконные денежные потоки.
  • Чем меньше возможности использования кредитных карточек и других безналичных инструментов оплаты для осуществления незаконных финансовых операций, тем сложнее обнаружить случаи отмывания денег.
  • Чем меньше частица незаконных потоков в объеме законных поступлений в страну через границу, тем труднее их найти.
  • Чем острее противоречие между глобальным характером финансовых рынков и их государственным регулированием, тем сложнее обнаружить случаи отмывания денег.
  • Чем глубже незаконная деятельность проникает в легальную экономику, тем меньше возможностей для ее институционального и функционального деления.

Александр Николаевич Литвиненко

Криминалистическая характеристика легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

Особенности расследования легализации доходов, полученных преступным путем, в значительной степени определяются информационным содержанием групповой криминалистической характеристики исследуемой классификационной категории криминальных деяний в состав которой входят следующие элементы:

1. Событие преступления — отражает наиболее важные уголовно-правовые признаки данного деликта, квалифицируемого ст.174 и 1741 УК РФ. При этом сами преступные события носят исключительно латентный характер, поскольку их криминальная сущность тщательно маскируется различными, внешне легальными, приемами и методами. По ст.174 УК РФ квалифицируются преступления, когда легализатор отмывает криминальные доходы, приобретенные другими лицами, тогда как по ст.1741 УК РФ квалифицируется отмывание преступных доходов, осуществляемое лицом, который сам их приобрел, путем совершения преступлений. Повышенная латентность события преступления обусловлена не только сокрытием самих процессов легализации, но и тщательным вуалированием, так называемых, основных или первоначальных преступлений, в результате совершения которых создаются криминальные доходы, методами информационного «отсечения» от действительных (преступных) источников их возникновения.

2. Время. Отмывание преступных доходов осуществляется в любой период времени, поскольку местные, национальные и международные трансферты, финансовые и иные сделки, связанные с процессом легализации, реализуются фактически в любое время суток и в любое время года. Разумеется, наиболее интенсивные процессы легализации осуществляются в период официальной работы банков, бирж, пунктов обмена валюты, таможни и других соответствующих организаций, учреждений, предприятий. Временная продолжительность процессов легализации может быть самой различной и зависит от количества этапов этого процесса, от его характера и содержания, числа эпизодов, объединенных единым замыслом и длительностью реализации каждого из них Кроме того, во временном отношении легализация может осуществляться непрерывно или с различными интервалами. Например, отмывание наркодолларов, осуществлялось главарями колумбийской мафии в рамках операции «Ла-Мина» («шахта») в течение нескольких лет.

3. Место легализации преступных доходов — это, прежде всего, банковские и небанковские финансовые учреждения, государственные предприятия и коммерческие фирмы, пункты обмена валюты, ломбарды, торговые предприятия, казино и рестораны, территории нескольких стран и целых континентов. Особое значение приобрели, так называемые, оффшорные зоны. Активное и особенно крупномасштабное отмывание «грязных» денег осуществляется в столицах многих государств, крупных портовых городах, в банковских центрах. По приведенному выше уголовному делу (операция «Ла Мина»), преступная деятельность по легализации наркодолларов происходила на территориях Колумбии, Боливии, США и Франции. При этом, руководители наркомафии вуалировали преступные сверхдоходы денежной выручкой, якобы поступающей от продажи золотых изделий в самых фешенебельных ювелирных магазинах Нью-Йорка, Бостона, Парижа и других городов. Но нередко и «карликовые» государства прекрасно обеспечивают весь процесс отмывания «грязных» денег в границах своей национальной территории. Примером может служить крохотное княжество Лихтенштейн, где действует примерно 65000 банковских учреждений, в которых, по данным Германской федеральной службы разведки (БНД) лишь за последние годы бесследно исчезло, как в «черной дыре», по крайней мере 200 млрд. швейцарских франков.

Несколько подробнее остановимся на оффшорах. Оффшорные зоны — небольшие государства и территории, проводящие политику привлечения иностранных капиталов путем предоставления специальных налоговых, регистрационных и иных льгот. Оффшорные зоны разбросаны по всему миру, их насчитывается около 60-ти, а в их банках обращается более 3 триллионов долларов. Среди льгот предоставляемых оффшорами иностранным инвесторам особое значение имели: упрощенная процедура регистрации оффшорных компаний, обеспечение анонимности их владельцам, возможность выпуска акций на предъявителя, отсутствие ограничений на вывоз капитала и контроля за управлением и деятельностью учрежденных фирм. Оффшорные зоны (центры) превратились в эффективный инструмент легализации преступных доходов, в криминальные «гавани» для преступных многомиллиардных прибылей. В последнее время Оон и другие международные организации стремятся ограничить криминальные возможности оффшорных зон.

4. Объектами преступного посягательства являются, прежде всего, экономическая безопасность государства, а при дальнейшем развитии анализируемого негативного процесса — безопасность мировой экономической системы. Кроме того, к объектам рассматриваемого преступления, несомненно, относится нормальное функционирование кредитно-финансовой, в том числе и валютной системы страны и небанковских финансовых учреждений. В результате расширяющегося вовлечения всех этих структур в процессы отмывания «грязных» денег, происходит их последовательная и активная криминализация, а коррупция чиновничества, непосредственно участвующего, либо покровительствующего легализации криминальных доходов, приобретает системный характер.

Что касается непосредственного объекта (предмета) легализации преступных доходов, то он представляет собой весьма разнообразный перечень денежных средств, движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг и т.п. Это, прежде всего, наличные деньги в национальной или иностранной валюте, деньги на банковских счетах, любая, представляющая ценность, движимость и недвижимость, а также различные ценные бумаги, акции, векселя, облигации, казначейские обязательства, драгоценные металлы и камни, земельные участки, доли в фирмах и товариществах, долговые обязательства, сервитуты и прочие права пользования, патенты и т.д.

В отличие от большинства криминальных деяний в сфере экономики, предмет преступления по исследуемой категории не переходит в результате совершенного деликта в чужое преступное владение или пользование, смены незаконного владельца не происходит, и денежные средства, и имущество, приобретенные преступным путем остаются в незаконном владении виновного лица.

После ряда финансовых операций, сделок и действий с предметом преступления происходит целенаправленная трансформация — маскируется его преступное происхождение, вуалируется подлинная природа, с целью придания ему легитимного вида.

5. Способы легализации преступных доходов. Способы совершения данного преступления исключительно разнообразны: от самых простых до очень сложных к простым (традиционным) способам относятся, например, такие элементарные и легко проверяемые как использование фиктивных договоров дарения и наследования, скупка облигаций и лотерейных билетов, на которые выпали крупные выигрыши и другие подобные мероприятия. К сложным способам легализации можно отнести игру на финансовых биржах, в ходе которых легализаторы получают документы о значительных выигрышах. Кроме того, преступники маскируют сложную цепочку отмывания многочисленными трансфертами — перечислениями денежных сумм в различные банки, в том числе и находящимися за рубежом. При этом, деньги делятся на более мелкие суммы (метод «дробление») с тем, чтобы не обратить внимание контрольных и правоохранительных органов (прежде всего службы финансового мониторинга) на внушающие подозрение крупные перечисления.

6. Организаторы и другие участники (субъекты) преступления.Среди так называемых «отмывателей» отчетливо выделяются четыре группы:

а) лидеры криминальных формирований, действующих, в основном, в сфере экономики, и создающие преступные капиталы путем совершения корыстных, реже — корыстно-насильственных деяний.

б) коррумпированные сотрудники российских банковских и иных финансовых учреждений, а также работники правоохранительных и других государственных органов;

в) руководители иностранных банков и финансовых учреждений, особенно в оффшорных зонах, обеспечивающие процесс отмывания «сбежавших» за рубежи нашей страны капиталов или же помогающих реинвестированию уже «отмытых» денег в российскую экономику;

г) многочисленные посредники — юридические и физические лица, оказывающие профессиональное содействие в отмывании преступных доходов и выполняющие эту криминальную функцию на всех или же на одном из этапов процесса легализации. Следует подчеркнуть, что профессиональный уровень криминальных сообщников очень высок.

В настоящее время в России и за рубежом, функционируют специальные консалтинговые (консультационные) фирмы, помогающие за соответствующее вознаграждение отмывать «грязные» деньги. В последние годы (1998-2005) значительно усилилась роль в процессе легализации доходов так называемых профессиональных «отмывателей денег». В связи с этим, ведущий аналитико-информационный и контрольный европейский центр — специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания» денег» (FATF) обосновано считает, что круг криминальных профессионалов существенно пополнился за счет высококвалифицированных адвокатов, финансовых консультантов, бухгалтеров, нотариусов и других весьма компетентных и опытных специалистов. Учитывая этот фактор еще в 2000-м году FATF приняла особую поправку к своим «Сорока рекомендациям» с тем, чтобы распространить жесткие требования контроля и обязательной идентификации и на эту сферу деятельности.

7. Процесс образования и локализации доказательств (следов преступной деятельности)структурный компонент, имеющий наиболее значительные поисково-познавательные возможности. В процессе легализации преступных доходов неизбежно остаются многочисленные следы криминальной деятельности в различных финансовых, банковских, бухгалтерских, кассовых, таможенных, товарных и иных документах, а также во внутренних (неофициальных) документах и черновых записях. Криминалистически значимая информация, кроме того, запечатлевается как в памяти лиц, совершающих преступные действия, так и в памяти очевидцев тех или иных событий и фактов. Маскируя преступный характер доходов, пытаясь «отсечь» их от криминальных источников, преступники неизбежно оставляют следы своей вуалирующей деятельности. Стремясь скрыть следы первоначальных, основных правонарушений «отмыватели» с объективной необходимостью оставляют новые следы. При этом нередко возникает парадоксальная ситуация — чем активнее и разнообразнее осуществляется деятельность по маскировке «основных правонарушений», тем значительнее проявляются последствия легализации. Но в действительности ничего парадоксального в этом феномене нет. Одна из объективных закономерностей криминалистики состоит в том, что скрыть непосредственные следы преступления легче, чем следы, остающиеся от маскирующей этот деликт, деятельности. Это обусловлено тем, что большинство маскирующих действий образуют внешне легальные последствия и, по мнению преступников, не нуждаются в специальном дополнительном вуалировании. Тем не менее, эти последствия с необходимостью позволяют «сорвать вуаль» и вскрыть и зафиксировать следы преступления. Особенно эффективен этот процесс при расследовании экономических преступлений и, прежде всего, по уголовным делам о легализации преступных доходов, поскольку он позволяет не только обнаружить следы «основного правонарушения», но и выявить многозвенную криминальную «цепочку», а нередко и всю широко разветвленную преступную сеть.

Все структурные элементы, входящие в состав криминалистической характеристики исследуемого деяния, имеют большое информационно-тактическое значение.

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 292;

Выявление легализации преступных доходов

Р. Жубрин, ведущий научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, кандидат юридических наук.

Практика показывает, что наиболее часто легализация доходов, полученных преступным путем, выявляется в ходе расследования уголовных дел по основному (предыдущему) преступлению. Полученные в ходе расследования основного преступления доказательства использования криминального дохода служат для выявления «отмывания», что в свою очередь способствует полному раскрытию предикатного преступления.

Следует отметить, что правоохранительные органы реализуют не все возможности по выявлению легализации преступных доходов в ходе расследования. Изучение уголовных дел по преступлениям экономической направленности показывает, что следователи и органы дознания зачастую не принимают мер к установлению точного размера криминального дохода, участников незаконных сделок, отслеживанию перемещения криминальных средств. В результате руководители преступных сообществ, взяточники, контрабандисты, торговцы наркотиками, оружием избегают привлечения к уголовной ответственности за легализацию преступных доходов, полученных от совершения предыдущих преступлений.

Чтобы устранить подобные недостатки, следователям, органам дознания надо больше внимания уделять выявлению признаков легализации преступных доходов, к которым можно отнести:

совершение с ценным имуществом, являющимся предметом преступления, документально оформленных финансовых операций и сделок, направленных на изменение вида, номинального владельца имущества;

принятие мер к маскировке операций: использование поддельных документов, лиц, не осведомленных о преступном характере деятельности, подставных фирм, подкуп государственных и коммерческих служащих, запутанный характер сделок, нарушения, допускаемые в бухгалтерской отчетности;

появление у лица или в организации в течение непродолжительного времени значительных сумм денежных средств или ценного имущества, не соответствующих виду экономической деятельности;

передача приобретенного преступным путем имущества другим лицам для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Например, признаками размещения денежных средств, приобретенных преступным путем, посредством вложения их в уставный капитал подконтрольных коммерческих организаций могут быть переводы денег от сторонних организаций в счет взноса учредителя, необоснованно высокие дивиденды, уклонение от идентификации реального владельца средств.

Легализация преступных доходов может быть выявлена при проверке сообщения о преступлении путем отслеживания финансовых операций и сделок, совершенных с имуществом, приобретенным криминальным путем. Без установления преступного происхождения доходов не будет и легализации их как преступления. Поэтому при подозрительных операциях и сделках с денежными средствами и имуществом основное внимание уделяется выявлению признаков предыдущего преступления, посредством совершения которого получены легализуемые доходы.

Сведения о финансовых операциях и сделках с имуществом могут содержаться в заявлении о преступлении, например, если работники потерпевшего юридического лица, пользуясь своими деловыми связями, отследили движение похищенных ценных бумаг.

Информация о сделках с имуществом, приобретенным преступным путем, может быть получена также в процессе рассмотрения явки с повинной, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, из иных источников, о чем составляется рапорт. Источниками таких сообщений служат результаты прокурорских проверок, оперативно-розыскной деятельности; материалы Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ (Росфинмониторинг) и других органов государственного финансового контроля; материалы, выделенные из уголовного дела, поступившие от правоохранительных органов зарубежных государств, из судов, из средств массовой информации и т.п. Сообщения о легализации преступных доходов от физических лиц поступают редко.

В ходе рассмотрения сообщения устанавливается круг лиц и организаций, задействованных в совершении финансовых операций и сделок, для чего отслеживаются операции с доходами от преступления, проводится проверка субъектов, специализирующихся на сделках с различными видами имущества (участники рынка ценных бумаг, антикварные салоны, аукционы, ломбарды, ювелирные магазины и т.д.). В этих целях используются документальные источники и показания очевидцев преступления.

Большое значение для установления местонахождения преступных доходов и причастности лиц к совершению преступления имеет выявление фирм, используемых в криминальных целях. Фирмы-однодневки устанавливаются посредством сопоставления баз данных органов внутренних дел — «Паспорт», «Паспорт-регион» и данных Росстата, регистрационных палат о созданных юридических лицах. В результате можно выявить факты регистрации юридических лиц по утраченным паспортам и паспортам умерших лиц. Для определения истинных хозяев фирм анализируются учредительные документы, опрашиваются номинальные учредители, руководители, сотрудники фирм.

Документальные проверки и ревизии деятельности юридических лиц и предпринимателей позволяют выявить несоответствие финансово-экономических показателей при поступлении криминальных средств в кассу организации, отследить их движение, установить фиктивность организации. Например, анализ источников оборотных средств организации, состоящих из незначительных взносов в уставный капитал и кратковременных банковских кредитов, может указать на лжепредпринимательский характер деятельности фирмы.

Проверки и ревизии осуществляются в соответствии с Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной Приказом МВД РФ N 636 от 2 августа 2005 г.

Для выявления легализации преступных доходов в ходе расследования преступлений, связанных с получением значительного криминального дохода, необходимо в первую очередь установить размер и состав имущества, полученного криминальным путем.

Источниками информации об имуществе, приобретенном преступным путем, являются допросы потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, связанного с получением криминального дохода; бухгалтерские и иные документы, отражающие перечисление денежных средств; результаты ревизий, документальных проверок, бухгалтерских экспертиз.

Необходимо принять меры к получению сведений о доходах, банковских счетах подозреваемого, обвиняемого, его родственников и близких людей, приобретении ценных вещей. Проверяются фирмы, в которых он или его родственники, знакомые числятся руководителями, учредителями. Сведения о сделках и финансовых операциях могут быть получены и при производстве обысков, выемок, осмотра предметов и бухгалтерских документов, проведении экономических экспертиз.

Судебно-бухгалтерская экспертиза позволяет установить маскировку легализации преступных доходов, когда в бухгалтерскую документацию вносятся ложные сведения; отследить перечисление криминальных средств; вычленить долю преступных доходов при их смешивании с легальными; определить прибыль, полученную от использования криминальных средств в законной предпринимательской деятельности.

На придание правомерности владению, пользованию и распоряжению имуществом, приобретенным преступным путем, указывают характер выявленных сделок, финансовых операций, их количество, оформление, использование средств маскировки: подставных фирм, подложных документов, смешение криминального и легального имущества.

Выявлению данной категории преступлений во многом способствует изучение личности заподозренного в легализации преступных доходов. Посредством проведения допросов, осмотра документов анализируются обстоятельства, связанные с законной и теневой деятельностью предпринимателя, его рабочие и личные связи. На склонность к преступной деятельности по «отмыванию» могут указывать корыстные побуждения, желание обогатиться или поправить свое материальное положение за счет совершения преступления. Анализ предпринимательской и иной экономической деятельности лица может не только способствовать выявлению легализации преступных доходов, но и доказать его причастность к совершению предикатного преступления.

Сложность выявления легализации преступных доходов, совершенной организованной группой или сообществом, связана с необходимостью установления связи между членами группы, сообщества, которые внешне могут действовать независимо друг от друга. Сам факт работы в подставной организации не свидетельствует о вхождении лица в состав организованной группы. Зачастую истинные организаторы, оставаясь в тени, используют посредников, не осведомленных о преступном характере деятельности.

Выявлению связей между членами группы, сообщества способствует использование возможностей оперативно-розыскной деятельности, проведение таких следственных действий, как наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров. Изучение документов, свидетельских показаний помогает установить согласованность действий членов группы, распределение ролей, устойчивость преступного объединения.

Музыкантова В.,

бакалавр факультета экономики

РГУ имени С.А.Есенина,

Научный руководитель – Судакова Г.Ю.

Ключевые слова: противодействие отмыванию денег, легализация доходов, обобщенная модель отмывания денег, служба внутреннего контроля.

За последние 20 лет проблема отмывания незаконных доходов стала одной из основных международных проблем, к решению которой привлечены ведущие страны мира. По оценкам экспертов, в последние годы доходы от различного рода преступлений составляют от 2 до 5% мирового валового продукта, т. е. от 1 до 3 трлн дол. США в год, при этом ежегодно в мире отмывается не менее 600 млрд дол. США.

По данным Росфинмониторинга в 2015г. общий оборот по «сомнительным операциям» составил 11,7 трлн. руб., — сумма, сопоставимая со всеми резервами России.

Таблица 1. — Общий оборот «сомнительных операций» за 2013-2015 годы.

Год трлн. руб.
11,7
11,5
16,2

За три года выведено из России: 5,3 трлн. руб. По сомнительным операциям поступило в Россию около 1 трлн. руб. Только в 2015 году возбуждено 1,5 уголовных дел.

Вопрос отмывания денег, означающей легализацию доходов, полученных преступным или незаконным путем, приобрел в России особую важность. Наиболее серьезное беспокойство на сегодняшний день вызывают масштабы отмывание денег, и тот урон, который наносит эта практика экономике и обществу.

Различные меры экономического характера, призванные исключить или ограничить возможность использования преступниками приобретенных незаконными путями доходов, представляют собой важнейший компонент программ по борьбе с преступностью.

Основных факторы, способствующие отмыванию денег:

— несоблюдение международных стандартов регулирования финансовой деятельности, несовершенство механизма контроля и мониторинга за деятельностью финансовых институтов;

— распространение коррупции, прежде всего, среди государственных исполнительных, правоохранительных и судебных органов власти;

— ограниченные возможности обме­на финансовой информацией с иностранными органами власти и др.

Как правило, процесс отмывания денег включает целый ряд операций, направленных на сокрытие источника финансовых активов, но в целом все эти операции входят в одну из трех стадий обобщенной модели.

Обобщенная модель ОД состоит из трех стадий: размещение, расслоение и интеграция.

На стадии размещения (placement) необходимо изменить форму денежных средств, с целью сокрытия их нелегального происхождения.

На стадии расслоения (layering) направлена на маскировку проверяемого следа происхождения «грязных» денег в преддверии возможного расследования. Различные финансовые операции наслаиваются одна на другую с целью создания определенных сложностей для правоохранительных органов по отысканию незаконных материальных благ, подлежащих наложению ареста на них и возможной конфискации. В результате маскируется связь между денежными средствами и преступным источником их происхождения.

Вышеупомянутые действия скрываются так, чтобы раствориться в законных сделках. Техническими приемами здесь служат различные варианты выдачи «двойного выставления счетов-фактур» и «обратных ссуд».

На стадии расслоения преступниками также активно используются так называемые оффшорные банки и оффшорные компании, предоставляющие необходимые основания и условия для проведения подобных операций.

Оффшорных зоны предоставляющие нерезидентам льготный режим налогообложения, конфиденциальность информации и защиту прав владения собственностью и денежными средствами, используются не только для отмывания, но и для хранения преступных доходов. По оценкам международных экспертов, постоянно находится в обороте 600 – 700 млрд долл. «грязных денег», что составляет лишь 10% от капитала оффшорных зон.

На стадии интеграции (integration) преступники пытаются трансформировать денежные доходы, полученные от противозаконной деятельности, в средства, имеющие внешне легальное происхождение (деньги обычно вкладываются в бизнес, недвижимость, покупку драгоценностей и др.).

Поскольку процесс отмывания денег протекает через валютные и фондовые биржи, торговцев золотом, казино, компании по продаже автомобилей, страховые и торговые компании.

Для банковского сектора одним из основных инструментов контроля по противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ ФТ) является служба внутреннего контроля.

Соответствие процедур внутреннего контроля установленным требованиям зависит от целого ряда факторов, таких, как организационная структура банка, его размеры и характер деятельности, конкретная область деятельности, в которой применяется тот или иной метод, и т. п. поэтому невозможно оценить эффективность самых различных методов контроля без учета условий, в которых эти методы используются. Однако в любом сочетании методы контроля должны соответствовать общему принципу функционирования системы внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля должны включать:

— порядок документального фиксирования необходимой информации;

— порядок обеспечения конфиденциальности информации;

— квалификационные требования к подготовке и обучению кадров;

— критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Внутренний контроль направлен:

— на защиту банковской системы Российской Федерации от проникновения преступных капиталов;

— исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности – легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

— своевременное представление в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России;

— защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Основная цель системы внутреннего контроля российских кредитных организаций достигается путем организации контроля за соблюдением требований законодательства и иных нормативных актов, обеспечения контроля за банковскими рисками и надлежащим уровнем надежности кредитной организации, меры по предотвращению ОД предпринимаются банками не только в соответствии с требованиями законодательства, но и в собственных интересах.

Нарушения требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» приводит к возникновению серьезных проблем у кредитных организаций.

Согласно данным официального сайта ЦБ РФ, с 1 июля 2013 года по 15 июля 2015 года лицензии были отозваны у 178 банков, из них 72 кредитных организации были лишены права заниматься банковской деятельностью из-за нарушения требований Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В связи с этим внутренние методики риск-подразделений и служб внутреннего контроля кредитных организаций должны на обязательной основе включать положения, касающиеся выполнения мер по ПОД/ФТ.

Отдельно необходимо остановиться на анализе выполнения кредитными организациями принципа «Знай своего клиента». Это одна из основных составляющих проведение процедур по идентификации клиентов. В связи с этим кредитным организациям следует:

– разработать и внедрить комплексные процедуры проверки сведений, представляемых клиентами;

– иметь данные о подлинном владельце счета (если счет был открыт на другое имя) и тщательно проверять данные, удостоверяющие личность, во избежание открытия счетов для фиктивных пользователей;

– располагать данными о профессиональной деятельности клиента и источниках его доходов;

– знать цель, с которой открывается счет, и представлять типы операций, в которые обычно вовлечен данный клиент. при открытии счета сотрудники банка должны понимать, нужно ли отнести клиента к категории высокого риска, требующей повышенного внимания.

В настоящее время для отмывочной деятельности характерно постоянное усложнение преступных схем, ускорение проведения незаконных операций, а также потребность использования транзитных банковских счетов, что приводит к серьезным экономическим и репутационным потерям банков. Злоумышленники постоянно придумывают новые способы обхода банковских программ по выявлению незаконных операций, и только хорошо налаженная система по ПОД/ФТ в банках, способна существенно минимизировать риски, связанные с отмыванием незаконных доходов.

Данные меры способствуют не только сохранению репутации банка как добросовестного учреждения, но и являются необходимым условием его безопасного функционирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.)

2. Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным Законом №115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 20.12.2002г. за №207-П.

3. Котлович С. П. методология борьбы с отмыванием денег.-М.: «ЭКО». № 12, декабрь 2010.- 123 с.

4. Логинов Е.

Л. отмывание денег через интернет-технологии: методы использования электронных финансовых технологий для легализации криминальных доходов и уклонения от уплаты налогов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011. — 212 с.

5. Ревенков П.В., Дудка А.Б., Воронин А.Н., Каратаев М.В. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках. — М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2012. — 280 с.

Добавить комментарий

Закрыть меню