Премии в области качества

Лекция 4

Краткие и дольные единицы

Для удобства применения единиц физических величин SI приняты приставки для образования десятичных кратных (больших) и дольных (меньших) единиц, приведенные в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Единицы Наименование приставки Множитель Обозначение
русское международное
Кратные тера гига мега кило гекто дека Т Г М К Г Да T G M K H da
Дольные деци санти милли микро нано пико д с м мк н п d s m μ n p

К примеру, в радиоэлектронике широко используются следующие кратные и дольные единицы:

– частота: Гц = 1 МГц; Гц = 1 ГГц; Гц = 1 ТГц;

– напряжение: В = 1кВ; В = 0,1 мВ; В = 1 мкВ;

– длительность импульса: c = 1 мкс; с = 1 нс; с = 1 пс;

– емкость: ф = 1 пф.

Премии качества вышли за рамки обычного конкурса и рассматриваются как инструмент управления и совершенствования бизнеса. Критерии и модели премий находятся в авангарде современных методов управления. Принципы, декларируемые организаторами конкурсов на соискание премий в области качества, становятся принципами ведения бизнеса и концептуальной основой для национальной политики в области качества.

Качество требует признания

Во всœем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ.

Причем это не только качество продуктов и услуг, но, в первую очередь, качество бизнес-процессов и системы управления организации. Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности, как на микро, так и на макроэкономическом уровне. Сегодня можно выделить несколько направлений, по которым учреждаются награды в области качества.

В первую очередь, это признание лучших продуктов и услуᴦ. Победители таких премий, как «Сто лучших товаров России», «Народная марка», «Товар года» производят высококачественные товары, обладающие лучшими потребительскими свойствами, лидируют на рынках по объёму продаж и в рейтингах брэндов.

Во-вторых, это индивидуальные премии за вклад в развитие движения качества. Среди наиболее уважаемых в мире: премия Акайо (Akao Prize), премии Американского Общества Качества, персональная премия Деминга.

В-третьих, награды для компаний за построение лучших систем управления, за качественно организованный бизнес-процесс, позволяющий компании совершенствовать деятельность и обеспечивать свою конкурентоспособность. Национальные премии в области качества предоставляют механизм, использование которого помогает компаниям понять и принять философию качества.

В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные и признанные во всœем мире премии: премия Деминга – японская награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всœей компании; национальная премия качества Малколма Болдриджа, критерии которой сформировали философию не только американского, но мирового бизнеса последних лет; Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством.

Успех премий выражается в улучшении показателœей деятельности и повышении конкурентоспособности компаний в странах, где проводятся конкурсы качества. Этот факт привлек особое внимание к премиям со стороны бизнес-сообщества. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий. В России это премия Правительства Российской Федерации в области качества, построенная на базе Европейской премии качества.

Организационные основы конкурсов качества

Премии качества инициируются преимущественно на государственном уровне, и в связи с этим носят статус национальных. Методическое и организационно-техническое обеспечение конкурсов возлагается на правительственные или близкие к правительственным организации. Для проведения экспертной оценки конкурсантов привлекаются представители государственного управления, бизнеса и науки.

Организаторы конкурсов качества присуждают премии в различных номинациях: для крупных промышленных предприятий, малых и средних компаний, отдельных бизнес-единиц, сервисных организаций и организаций некоммерческого сектора, отдельно для сферы образования и здравоохранения, для государственных учреждений.

Структура конкурсов на соискание премий качества приблизительно одинакова и включает следующие основные этапы: (1) подготовка отчета о деятельности компании и ее достижениях в области улучшения качества; (2) анализ и оценка отчетов экспертами премии качества; (3) определœение лучших компаний по итогам оценки отчетов; (4) обследование и оценка лучших компаний на местах; (5) определœение победителœей конкурса; (6) оглашение результатов и награждение победителœей. Порядок проведения конкурса на соискание премии Правительства РФ в области качества отражает рис. 1.

Эксперты премий оценивают, во-первых, используемые конкурсантом подходы, методы. Во-вторых, как эти подходы внедряются. И, наконец, как заявленные инициативы влияют на получаемые результаты. Так, эксперты Российской премии качества рассматривают отчеты по самооценке, руководствуясь следующими показателями: совершенство подхода, полнота подхода, оценка и пересмотр подхода, достижения и полнота охвата. В Приложении 1 приведены оценочные таблицы Российской премии качества.

Один из важнейших элементов оценочного процесса, благодаря которому многие организации принимают решение об участии в конкурсе – экспертное заключение. Это независимый отчет, в котором оценивается текущее состояние компании, анализируются достигнутые результаты, указываются области, где необходимы первоочередные улучшения, даются рекомендации по совершенствованию деятельности. Вместе с тем, экспертное заключение содержит балльную оценку по каждой категории, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с эталонным и с уровнем победителœей, а также проследить динамику улучшений относительно прошлых показателœей.

Далее рассмотрим известные мировые премии в области качества, модели которых широко используются как инструменты совершенствования бизнеса: Премия Деминга – престижная награда для организаций, исповедующих принципы TQM, успешно разрабатывающих и применяющих методы контроля и управления качеством; Премия Болдриджа, критерии которой сформировали философию мирового бизнеса последних лет; Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством; Японская премия качества как один из ярких примеров применения Критериев Болдриджа для разработки национальной программы качества и вовлечения большого числа компаний в процесс совершенствования на базе самооценки Российская премия качества, учрежденная Правительством РФ с целью повысить конкурентоспособность российского бизнеса.

Краткая характеристика мировых премий качества

Сегодня в бизнесе философия совершенствования тесно связана с обеспечением качества процессов внутри организации и с их управлением. Качество становится краеугольным камнем конкурентоспособности бизнеса, и эту точку зрения разделяет все больше людей. Эволюция понятия «качество» определила несколько этапов развития этой детерминанты современного менеджмента. Контроль, а затем гарантия качества продуктов и услуг трансформировались в управление качеством процессов и тотальное (всеобщее) управление качеством (Total Quality Management — TQM).

Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.

Международные премии:

1.Приз Демиига за качество (премия Деминга) был учрежден в 1951 г. в честь большого вклада Эдварда Деминга в развитие качества в Японии. К этому времени контроль качества широко применялся в японской промышленности, а в некоторых компаниях даже трансформировался во Всеобщий Контроль Качества компании (Company Wide Quality Control — CWQC), базирующийся на статистическом контроле качества (SQC). Компании, которые награждались призом Деминга за качество, достигали наибольших успехов именно за счет эффективного внедрения CWQC и были признанными лидерами не только японской, но и мировой промышленности. Приз Деминга присуждался также отдельным лицам или группам, внесшим значительный вклад в развитие и популяризацию контроля качества.

2.Национальная премия (награда) качества М. Бэлдриджа в США была учреждена и утверждена указом президента США Рональда Рейгана в августе 1987 г. Этому предшествовала большая работа по подготовке критериев оценки претендентов на премию, которая началась в 1982 г. по настоятельной просьбе Р. Рейгана, который всемерно поддерживал и помогал в этом вопросе Американскому Обществу Контроля Качества (American Society for Quality Control — ASQC). Целью премии являлось повысить значимость качества в работе американских компаний. В соответствии с требованиями, установленными этой премией, компании, которые ее получают, должны информировать другие компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. Так (как надеялся ASQC) можно повысить значимость качества в работе американских компаний и обеспечить распространение знаний в области качества, которые будут давать практические результаты для улучшения экономики США. Премия была названа именем Мэлкома Бэлдриджа (Malcom Baldnge), который являлся Секретарем Торговли (Secretary of Commerce) с 1981 г. и вплоть до своей трагической смерти в 1987 г. в результате несчастного случая. Считается, что М. Бэлдридж оказал огромное влияние на улучшение и продуктивность работы правительственной администрации. Он также был активным сторонником идеи присуждения премии качества по результатам работы. Было решено присуждать премию М. Бэлдриджа трем категориям компаний:

  • бизнес (производственным компаниям, сервисным компаниям, компаниям малого бизнеса, под которыми понимаются производственные или сервисные компании с числом служащих не более 500 человек);

  • образование,

  • здравоохранение.

3.Европейская премия (награда) качества (EQA) была учреждена в 1992 г. Европейским Фондом Управления Качеством (The European Foundation for Quality Management — EFQM) при поддержке Европейской Организации Качества (The European Organisation for Quality — EOQ) и Европейской Комиссии (The European Commission). Это решение было обусловлено самим ходом развития европейского бизнеса.

4.В начале 1980-х годов европейские компании начали реализовывать свои собственные пути выживания в бизнесе, что привело к огромному вниманию к качеству, ибо оно стало критерием конкурентоспособности. Это не ограничивалось только качеством продукции или услуги. Качество учитывалось и в доставке (логистике), администрировании, сервисе заказчика и других аспектах деятельности компаний. Реализуя необходимые требования TQM, большинство компаний в Европе начали деятельность по улучшению их управления и деловых процессов. Стала очевидной значительная выгода работы в условиях TQM: увеличилась конкурентоспособность, снизились цены, получили большее удовлетворение клиенты и другие заинтересованные стороны. Признавая необходимость стимулирования дальнейшего развития процесса TQM, 14 ведущих западноевропейских компаний в 1988 г. сформировали Европейский Фонд Управления Качеством (EFQM). К июлю 1993 г. число членов EFQM возросло и составило более 280.

EFQM играет важную роль, способствуя улучшению позиции западноевропейских компаний на мировом рынке. Это достигается двумя путями:

  • возрастанием числа компаний, воспринявших качество как стратегию для обеспечения преимущества в мировой конкуренции;

  • стимулированием и содействием развитию деятельности компаний, направленной на улучшение качества.

Другие национальные премии по качеству

1.Барбадосская национальная награда за качество Великобритании для промышленности (Barbados National Quality Award to Industry) основана в 1976 г. за управление качеством, а в 1990 г. за качество продукции.

Награда учреждена в 1970-х годах для того, чтобы показать промышленному сектору важность качества и признать компании, достигшие выдающихся успехов в области качества. Награда является государственной; она была сформулирована и предложена Барбадосским национальным институтом стандартов.

Критерии оценки: проверочная анкета, разработанная Барбадосским национальным институтом стандартов, используется для получения информации о состоянии качества на предприятии. Эта анкета содержит 35 характерных вопросов, основанных на компонентных критериях, подобных аналогичным критериям, указанным в BS 5750. Ее элементы:

  • система управления качеством;

  • методы процедур моделирования;

  • эффективность операций;

  • надежность товаров и услуг;

  • уважение персонала;

  • иерархическая система в структуре качества;

  • документация.

2.Бразильская национальная награда за качество (Brazil National Quality Award) основана в 1992 г. Награда была создана для признания компаний, достигших значительных успехов в применении концепций Всеобщего Управления Качеством.

Критерии оценки аналогичны критериям награды М. Бэлдриджа, однако имеют дополнительные требования, характерные для Бразилии.

3.Колумбийская национальная награда за качество (Republica de Colombia — Premio Nacional de la Calidad) была основана в 1976 г. Награда изначально была создана для признания компаний, разрабатывающих программы по качеству. Затем была реструктурирована в 1991 г., чтобы также служить средством оценки. Кроме этого, награда помогает распространить концепции Всеобщего Управления Качеством и внедрить эти процессы в производственный сектор Колумбии.

Критерии оценки: основные критерии награды заимствованы из первой части ISO 9004 («Управление качеством и элементы системы качества») и из второй части ISO 9004 («Основные указания по услугам»):

удовлетворение запросов клиента (180 очков);

людские ресурсы (150 очков);

улучшение качества и страховка (140 очков);

лидерство (100 очков);

увеличение доходов (100 очков);

информация о качестве (90 очков);

стратегия качества (60 очков);

отношение с поставщиками (60 очков);

физическая обстановка и условия (60 очков);

воздействия (60 очков).

4.Награда «Знак Q» Гонконга (Hong-Kong Q-mark Award) была основана в 1991 г. Гонконгским Советом по «Знаку Q», который управляет процессом награждения, используя схему «Знака Q» Гонконга, в соответствии с которой продукция и Система Качества предприятия должны удовлетворять строгим требованиям Совета при тестировании и оценке.

«Знак Q» означает знак качества (Quality). В основе награды — национальная награда за качество М. Бэлдриджа. «Знаком Q» награждаются предприятия, которые достигли выдающихся результатов по применению TQM или длительное время пропагандируют процесс управления качеством.

Критерии оценки:

стратегическое планирование качества (200 очков);

гарантия качества продуктов и услуг (200 очков);

удовлетворение потребителей (350 очков);

информация и анализ (150 очков);

результаты качества (100 очков).

5.Национальная награда за качество Раджива Ганди (Rajiv Gandi National Quality Award) была учреждена Бюро стандартов Индии в 1991 г. для признания индийских компаний, отличающихся достижениями в качестве и в управлении качеством. Целью награды является осознание требований к превосходству в качестве и распространение информации об успешных стратегиях качества и выгодах, получаемых от применения этих стратегий. Имеются отдельные награды для малых и больших производственных предприятий, включающие следующие отрасли: металлургическую, электрическую и электронную, химическую, пищевую и фармакологическую, текстильную и инженерную.

Критерии оценки претендующей на награду организации рассматриваются по следующим критериям при максимальном количестве баллов — 1000:

управление ответственностью за качество (100);

система Качества (80);

качество маркетинга (80);

план развития и приложение (30);

качество поставок (50);

управление производством, возможности процесса и применение статистических методов (80);

контроль материалов и прослеживаемость (30);

проверка продукции (50);

управление измерениями и тестирующее оборудование (60);

проверка и статус теста (60);

контроль несоответствующих продуктов и корректирующие действия (50);

обслуживание и послепродажные функции (30);

послепродажное обслуживание — система обратной связи с потребителями (50);

соответствие документации и эксплуатация (50);

обучение персонала и мотивация (80);

контроль стоимости качества (80);

внутренний аудит Системы Качества (50).

6.Малазийские награды за превосходство в промышленности (Malaysia Industrial Exellence Awards) были интегрированы в Награды за превосходство в промышленности в 1990 г. Награды вручаются Правительством частным компаниям как признание их роли в достижении превосходства в соответствующих областях. Они поделены на четыре категории: превосходство продукции, превосходство экспорта, работа гостиниц и награды за управление качеством. Награды отслеживает MITI, а управление осуществляют различные отделы.

7.Премия по качеству Великобритании совместима с европейской моделью Всеобщего Управления Качеством. Учреждена в 1994 г. Присуждается ежегодно торговым организациям Великобритании в стране и за рубежом. Вручается премьер-министром в Лондоне.

8.Высшая премия Ирландской ассоциации по качеству основана на моделях премий М. Бэлдриджа и Э. Деминга, Датской и Шведской национальных премий и Европейской премии по качеству. Учреждена в 1982 г. Присуждается ежегодно одному из десяти лауреатов региональных премий (восьми промышленных предприятий и двух предприятий сферы услуг). Вручается Президентом на специальной церемонии в Дублине.

9.Европейская премия по качеству для средних и малых предприятий.

Европейская организация по качеству (EOQ) и Европейский Фонд управления качеством (EFQM) получили поддержку Европейского Союза в вопросе о введении в конце 90-х годов Европейской премии по качеству для средних и малых предприятий. Эта премия будет основьшаться на базе существующих национальных и региональных премий по качеству: финалисты региональных премий будут становиться претендентами на национальную, а затем и Европейскую премию.

Для представления заявки на региональном и национальном уровнях могут применяться любые существующие модели, однако претендентам на Европейскую премию придется оформить свою заявку в соответствии с европейскими требованиями.

Предполагается, что модель Европейской премии по качеству для средних и малых предприятий и модель, принятая для существующей премии, будут достаточно близки. Изменения вносятся лишь для упрощения и приспособления к специфическим особенностям средних и малых предприятий. Когда модель будет принята, фирмы смогут пользоваться ею для самооценки.

Планируется разработать упрощенную короткую форму заявки на участие в конкурсе. Процедуры оценки, посещения предприятий и обратной связи аналогичны таковым для крупных компаний, но приспособлены к потребностям средних и малых предприятий. К категории средних и малых будут отнесены независимые предприятия с персоналом менее 250 человек. Этот проект и опыт его реализации в странах ЕС могут оказаться полезными при организации конкурсов по качеству в целях стимулирования участия в конкурсах отечественных средних и малых предприятий.

Международные и национальные премии в области качества (Э.Деминга, Малкольна Болдриджа, EFQM).

Качество требует признания. Во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но, в первую очередь, качество бизнес-процессов и системы управления организации.

Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности, как на микро, так и на макроэкономическом уровне. Сегодня можно выделить несколько направлений, по которым учреждаются награды в области качества.

Во-первых, это признание лучших продуктов и услуг. Победители таких премий, как «Сто лучших товаров России», «Народная марка», «Товар года» производят высококачественные товары, обладающие лучшими потребительскими свойствами, лидируют на рынках по объему продаж и в рейтингах брэндов.

Во-вторых, это индивидуальные премии за вклад в развитие движения качества. Среди наиболее уважаемых в мире: премия Акайо (Akao Prize), премии Американского Общества Качества, персональная премия Деминга.

В-третьих, награды для компаний за построение лучших систем управления, за качественно организованный бизнес-процесс, позволяющий компании совершенствовать деятельность и обеспечивать свою конкурентоспособность.

Выделяют пять мировых премий качества: премия Деминга, национальная премия качества Малколма Болдриджа, Европейская и Японская премии качества, а также премия Правительства Российской Федерации в области качества.

Национальные премии в области качества предоставляют механизм, использование которого помогает компаниям понять и принять философию качества.

В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные и признанные во всем мире премии:

– премия Деминга – японская награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании;

– национальная премия качества Малколма Болдриджа, критерии которой сформировали философию не только американского, но мирового бизнеса последних лет;

– Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством.

Успех премий выражается в улучшении показателей деятельности и повышении конкурентоспособности компаний в странах, где проводятся конкурсы качества. Этот факт привлек особое внимание к премиям со стороны бизнес-сообщества. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий. В России это премия Правительства Российской Федерации в области качества, построенная на базе Европейской премии качества.

Для специалистов в области менеджмента качества профессиональный интерес представляет именно третья категория премий в области качества.

Для большинства организаций, участвующих в конкурсах качества, получение самой премии не является первоочередной задачей или самоцелью. Премии качества – это, прежде всего, модели совершенствования бизнеса, которые позволяют руководителям структурировать и систематизировать работу внутри компании и начать процесс совершенствования. Сегодня многие западные компании на базе моделей премий качества выстраивают стратегию управления компанией, нацеленную на постоянное совершенствование бизнеса.

Премии в области качества — простой и эффективный инструмент для диагностики и совершенствования бизнеса.

Организационные основы конкурсов качества

Премии качества инициируются преимущественно на государственном уровне, и поэтому носят статус национальных. Методическое и организационно-техническое обеспечение конкурсов возлагается на правительственные или близкие к правительственным организации. Для проведения экспертной оценки конкурсантов привлекаются представители государственного управления, бизнеса и науки.

Организаторы конкурсов качества присуждают премии в различных номинациях: для крупных промышленных предприятий, малых и средних компаний, отдельных бизнес-единиц, сервисных организаций и организаций некоммерческого сектора, отдельно для сферы образования и здравоохранения, для государственных учреждений.

Структура конкурсов на соискание премий качества приблизительно одинакова и включает следующие основные этапы: (1) подготовка отчета о деятельности компании и ее достижениях в области улучшения качества; (2) анализ и оценка отчетов экспертами премии качества; (3) определение лучших компаний по итогам оценки отчетов; (4) обследование и оценка лучших компаний на местах; (5) определение победителей конкурса; (6) оглашение результатов и награждение победителей.

Эксперты премий оценивают, во-первых, используемые конкурсантом подходы, методы. Во-вторых, как эти подходы внедряются. И, наконец, как заявленные инициативы влияют на получаемые результаты. Так, эксперты Российской премии качества рассматривают отчеты по самооценке, руководствуясь следующими показателями: совершенство подхода, полнота подхода, оценка и пересмотр подхода, достижения и полнота охвата. В Приложении 1 приведены оценочные таблицы Российской премии качества.

Один из важнейших элементов оценочного процесса, благодаря которому многие организации принимают решение об участии в конкурсе – экспертное заключение. Это независимый отчет, в котором оценивается текущее состояние компании, анализируются достигнутые результаты, указываются области, где необходимы первоочередные улучшения, даются рекомендации по совершенствованию деятельности.

Кроме того, экспертное заключение содержит балльную оценку по каждой категории, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с эталонным и с уровнем победителей, а также проследить динамику улучшений относительно прошлых показателей.

Премия Деминга – престижная награда для организаций, исповедующих принципы TQM, успешно разрабатывающих и применяющих методы контроля и управления качеством.

«В основе качества продукции лежит качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, т.е. такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы», – такова основная идея лекций профессора Эдварда Деминга – американца, приглашенного в 1950 году выступить перед ведущими промышленниками Японии.

В 1951 году Японский союз ученых и инженеров (Union of Japanese Scientists and Engineers – JUSE) в знак благодарности доктору Демингу за разработку программы восстановления японской промышленности и развитию идей качества в Японии, учредил престижную ежегодную премию его имени – Премию Деминга (Deming Prize).

Премия Деминга является первой и по сегодняшний день одной из самых престижных и уважаемых наград в области качества. Премия Деминга призвана распространять принципы непрерывного совершенствования на базе философии TQM. Эксперты Премии Деминга ежегодно определяют, насколько успешно компании применяют принципы и методы TQM, оценивая деятельность по обеспечению качества, построению систем внутриорганизационного контроля компании с применением статистических методов контроля качества и организации «кружков качества», а так же достигнутые результаты: улучшение качества продуктов и услуг, повышение производительности, снижение издержек, увеличение продаж, рост прибыли.

Премия Деминга оказала огромное влияние на развитие управления качеством в Японии и многих других странах, особенно юго-восточной Азии.

До недавнего времени критерии Премии Деминга были не до конца ясны. В последние годы организаторы разработали систему оценки более прозрачную и понятную, четко определив схеме модели и ее базовые категории:

– политика в области управления и ее реализация,

– разработка новой продукции и инновация процессов,

– поддержание и улучшение качества,

– система менеджмента,

– анализ информации и применение новых технологий,

– развитие человеческих ресурсов.

Успех победителей конкурса вдохновляет многие организации на развитие собственных идей по управлению качеством. Изучение лучшего опыта лауреатов Премии помогает новым соискателям совершенствовать свои системы менеджмента. Таким образом, принципы и методы TQM распространяются среди постоянно растущего числа организаций.

Среди лауреатов Премии Деминга за более чем 50 лет ее существования можно встретить практически все ведущие компании Японии. В разные годы, и зачастую неоднократно, Награды Деминга удостаивались Hitachi, Nissan Motor, Toyota, Mitsubishi, Fuji-Xerox, NEC и многие другие.

Премия Болдриджа, критерии которой сформировали философию мирового бизнеса последних лет.

20 августа 1987 года президент Рональд Рейган подписал Закон 100-107, учреждающий Премию Качества Малколма Болдриджа (Malcolm Baldrige National Quality Award), названную в честь министра торговли США, трагически погибшего на родео в том году. Текст закона начинается словами: «… лидерство США в обеспечении качества изделий и качества процессов оспаривалось (и иногда успешно) зарубежными конкурентами, и темпы роста нашей внутринациональной производительности оказались меньше, чем у наших конкурентов за последние два десятилетия». Этот закон объявил войну низкому качеству с целью защитить американские компании от давления со стороны конкурентов и преодолеть экономический спад 1980-х годов. Идея национальной награды за качество сполна оправдала надежды своих создателей, и сегодня премия Болдриджа играет жизненно важную роль для американского бизнеса. Идея улучшения бизнеса на основе Критериев Болдриджа пробудила интерес к качеству в США. Многие компании даже оказывают давление на своих поставщиков для того, чтобы те уделяли особое внимание качеству. Например, компания Globe Metallurgical, получившая премию Болдриджа в 1990 году, частично мотивировала участие в конкурсе желанием добиться первой позиции в рейтинге качества Форда. В свою очередь, целью компании Wallace Company, также завоевавшей премию в 1990 г., было выполнение требований, предъявляемых к качеству ее партнером – компанией Hoechst Celanese.

За годы своего существования Премия Болдриджа выросла из конкурса в принципиально новый подход к управлению организацией. Критерии Болдрижда декларируют современные принципы ведения бизнеса. Философия премии Болдриджа воспринимается всем бизнес-сообществом как практическое руководство для развития и совершенствования систем управления. «Философия Болдриджа, устанавливающая фокус на потребителя, развитие партнерства, стратегическое планирование и расширение возможностей работников – определяет ключевые элементы мирового бизнеса. Фактически, премия Болдриджа доказала, что является наиболее эффективным инструментом в оценке и управлении улучшениями в глобальной модели бизнеса». (Боб Бэнкс, вице-президент Quality STMicroelectronics, лауреат премии Болдриджа 1999 г.)

Ежегодно с 1988 года премия Болдриджа вручается по трем основным категориям: промышленное производство, сфера услуг, малый бизнес. В 1999 году к этим трем базовым категориям были добавлены категории для некоммерческого сектора: образование, здравоохранение.

Модель премии Болдриджа объединяет семь критериев:

– лидерство,

– стратегическое планирование,

– ориентация на потребителя и рынок,

– измерение, анализ и управление на основе знаний,

– важность человеческих ресурсов,

– оперативное управление,

– бизнес результаты.

В числе 46 компаний, получивших Премию Болдриджа Xerox, Motorola, Boeing, IBM, Cadillac Motor, FedEx. Дважды лауреатами становились Solectron Corp. и сеть отелей Ritz-Carlton Hotel. В категориях образования и здравоохранения первые премии получили Chugach School District (Alaska); Pearl River School District (New York); University of Wisconsin-Stout (Wisconsin).

Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством. Европейская премия по качеству официально учреждена в 1992 г.

Европейская Премия Качества (European Quality Award) – самая престижная европейская награда за достижение превосходства в бизнесе и находится на вершине пирамиды многочисленных национальных и региональных премий Европейских стран в области качества. Соискатели Европейской премии, как правило, первоначально добиваются успеха в этих локальных конкурсах, а уже затем включаются в борьбу за главную премию Европы в области качества.

Ее цель — способствовать эффективному развитию и внедрению всеобщего управления на основе качества в компаниях Европы. На начало 2004 г. более 20 стран-партнеров, в числе которых Россия, учредили национальные премии по качеству на базе европейской премии.

Критерии модели Европейской премии по качеству (модели совершенства EFQM) разделены на две группы: возможности и результаты.

Группа «Возможности» включает в себя:

1. лидерство,

2. политика и стратегия,

3. люди,

4. партнерство и ресурсы,

5. процессы организацией.

Группа «Результаты» включает:

6. удовлетворение потребителей,

7. удовлетворение персонала,

8. влияние на общество,

9. ключевые результаты деятельности.

Каждая из двух групп оценивается из максимума в 500 баллов.

Эксперты рассматривают категории модели, руководствуясь системой RADAR (результаты — подход — внедрение — оценка и анализ).

В конце 2001 г. специалисты EFQM разработали систему признания достижений организаций в области качества «Уровни совершенства EFQM»/

Модель премии Правительства РФ в области качества

Модели национальных премий по качеству

Модели организационного совершенствования основаны на использовании критериев национальных и международных премий по качеству.

Помимо этого существуют международные системы рейтингов качества. Это – рейтинговая система DNV, международная система рейтинга качества IQRS, международная система рейтинга окружающей среды IES, международная система рейтинга безопасности ISRS.

Национальные премии Японии

Национальная премия им. Э.Деминга

Учреждена в 1951 г. Советом директоров Японского союза ученых и инженеров.

Первоначально предполагалось отмечать заслуги отдельных ученых специалистов или организаций.

В 1957 г.была учреждена премия для малых предприятий

В 1965 г.для отдельных подразделений на предприятиях. Это способствовало распространению статистических методов в УК.

В 1970 г.была установлена медаль для предприятий Японии, которые получили премию 5 лет назад и прошли переэкзаменовку.

Награда присуждается организациям, применяющим принципы менеджмента качества и использующим статистические методы управления.

Существуют три отдельные категории-

-Основная премия

-Премия для физических лиц

-Премия для зарубежных компаний

Комитет по присуждению премии им. Э.Деминга оценивает деятельность фирм по 48 показателям, сгруппированным в 10 направлений:

  1. проведение политики в области качества
  2. организация и управление деятельностью предприятия
  3. сбор, обработка и интерпретация информации о качестве
  4. обучение и распространение знаний в области качества
  5. анализ проблем качества
  6. стандартизация
  7. контроль качества
  8. обеспечение качества
  9. результаты
  10. планы.

Японская премия по качеству (Japan Quality Award – JQA)

Разработана на базе критериев американской премии качества М.Болдриджа. Вручается с 1996 г. Её принципиальное отличие от премии им. Деминга в том, что организации, участвующие в конкурсе, не нацелены на завоевание премии. Модель используется для роста самооценки организаций, стремящихся к непрерывному совершенствованию.


Модель содержит восемь основных категорий:

  1. лидерство и принятие решений
  2. социальная ответственность в управлении
  3. понимание клиентов и рынка и работа с ними
  4. разработка и реализация стратегии
  5. обучение и развитие персонала
  6. процесс создания ценностей
  7. информационный менеджмент
  8. результаты работы.

Деятельность организаций – претендентов оценивается в баллах по каждой категории. Максимальная суммарная оценка по восьми категориям составляет 1000 баллов.

Премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы менеджмента, ориентированной на потребителя.

Премия вручается ежегодно по трем категориям в зависимости от специфики организации-участника:

  • промышленное производство
  • сфера обслуживания
  • малый и средний бизнес.

В каждой категории участников вручается не более двух премий. С целью повысить уровень менеджмента в некоммерческих организациях с 2003г.в конкурсе могут участвовать и муниципальные организации.

Модель премии Малкольма Болдриджа ( бывший государственный секретарь США)

По качеству

Учреждена в США с 1987г.

Цель премии – улучшение системы управления качеством в американских компаниях и повышение их конкурентоспособности.

С появлением премии зародился новый подход к внедрению принципов TQM и совершенствованию бизнеса.

Критерии премии стали основой для многих национальных конкурсов качества во всем мире.

Организатор премии- Национальный институт стандартов и технологий США. Его задача – методическое обеспечение конкурса, разработка модели и критериев на основе анализа опыта успешных компаний США.

Административные функции возложены на Американское общество качества – это –экспертная оценка, подготовка документации.

Оценка – по 1000 – балльной шкале.

Критерии содержат семь основных характеристик деятельности предприятия:

1. Руководство. Учитывается, насколько хорошо высшее руководство направляет работу организации в области применения передового опыта.

2. Стратегическое планирование. Наличие в организации целей в области делового совершенства и разработанных планов действий по их достижению.

3. Ориентация на потребителей и рынки. Оценивается, насколько успешно организация удовлетворяет и сохраняет потребителей и завоевывает рынки.

4. Оценка анализ и управление знаниями. Организация должна продемонстрировать насколько эффективно она управляет сбором, анализом и использованием информации для совершенствования производственных процессов и повышения эффективности систем управления.

5. Внимание к человеческим ресурсам. Как закреплены кадры и наделены полномочиями работники.

6. Управление процессами. Уровень разработки и совершенствования основных и вспомогательных процессов производства и поставки продукции, обеспечение эффективного управления ими.

7. Деловые результаты. Работа организации с конкурентами и оценка ее эффективности во всех основных областях.

Система критериев непрерывно меняется. В последние годы направленность критериев изменилась от управления качеством к управлению организацией в целом. В 2003 г. в состав критериев были введены вопросы, касающиеся деловой этики и направленные на выявление нечестных приемов ведения бизнеса рядом компаний.

Распределение оценок по критериям премии М. Болдриджа

Критерии Максимальные баллы Суммарная оценка по критериям
1.

Лидерство 1.1. Руководство организацией 1.2. Социальная ответственность 2. Стратегическое планирование 2.1. Разработка стратегии 2.2. Реализация стратегии 3. Ориентированность на потребителей 3.1. Знание рынка и потребителей 3.2. Взаимоотношения с потребителями 4. Оценка анализ и управление знаниями 4.1. Измерения и анализ эффективности работы 4.2. Информационное обеспечение и управление знаниями 5. Внимание к человеческим ресурсам 5.1. Системы организации труда 5.2. Обучение и мотивация сотрудников 5.3. Благосостояние работников и их удовлетворенность работой в организации 6. Управление процессами 6.1. Процессы создания добавочной стоимости 6.2. Вспомогательные процессы 7. Деловые результаты 7.1. Результаты для потребителей 7.2. Производство продукции и предоставление услуг 7.3. Финансовые и торговые показатели 7.4. Результаты для работников 7.5. Достижения в повышении эффективности организации 7.6. Выполнение обязательств перед государством и обществом

Итого

Модель премии Правительства РФ в области качества

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. утверждено «Положение о премиях Правительства РФ в области качества» и «Положение о Совете по присуждению премий Правительства РФ в области качества».

Согласно постановлению Правительства РФ от 13 января 2005 г. Совет определяет порядок проведения конкурса, экспертизу материалов.

Премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, внедрение высокоэффективных методов управления качеством.

Цель премии:

1. Найти лучшие предприятия, которые могли бы служить примерами для других

2. Дать любому предприятию инструмент для постоянного совершенствования, в том числе через механизм самооценки.

Премии присуждаются с 1997 г. ( не более 12 премий в год)

качестве критериев выбраны критерии Европейской премии по качеству.

С 1998 г. наряду с лауреатами по итогам конкурсов определяются организации-дипломанты, достигшие значительных результатов в области качества.

С 2003 г. лауреаты имеют право на повторное участие в конкурсе не ранее, чем через 5 лет после присуждения премии. Затем стали разделять по числу работников – до 250 человек и свыше 250.

В связи с изменением модели Европейской премии по качеству и выходом новой версии стандартов ИСО 9000 и принятием на их основе национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001, изменялось и методическое обеспечение конкурса.

Критерии те же.

В основу модели премии Правительства РФ в области качества положены 8 принципов менеджмента качества:

1. ориентация на потребителя

2. лидерство руководства и последовательность в достижении целей

3. менеджмент на основе понимания процессов и фактов

4. вовлечение персонала

5. непрерывная познавательная деятельность и инновации

6. развитие партнерства

7. взаимодействие с обществом

8. ориентация на результаты.

Оценка по 9-ти критериям с субкритериями.

Стать победителем конкурса непросто. Для предприятий-победителей конкурса должны быть характерны:

· приверженность руководства культуре качества

· внедрение СМК на основе международных стандартов серии ИСО 9000

· разработка долгосрочных целевых программ по видам деятельности

· реализация процессного подхода к управлению

· внедрение высокоэффективных технологий.

Статус лауреатов значительно повышает их рейтинг в отечественной и мировой конкурентной среде, способствует расширению делового партнерства и развитию бизнеса.

В отличие от других общероссийских и региональных мероприятий, цель которых – определить качество отдельных товаров, премии Правительства РФ присуждаются на конкурсной основе непосредственно организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также внедрение высокоэффективных методов управления качеством.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Национальные и региональные премии в области качества. Премия Правительства РФ в области качества и ее значение.

Премии качества рассматривают в основном внешние проблемы компании, являющиеся результатом её внутренних проблем.

Приз Деминга за качество (премия Деминга) был учрежден в 1951 г. в честь вклада Деминга в развитие качества в Японии. К этому времени контроль качества широко применялся в японской промышленности, а в некоторых компаниях даже трансформировался во Всеобщий Контроль Качества компании (CWQC), базирующийся на статистическом контроле качества (SQC). Компании, которые награждались призом Деминга за качество, достигали наибольших успехов именно за счет эффективного внедрения CWQC и были признанными лидерами не только японской, но и мировой промышленности.

Приз Деминга присуждался также отдельным лицам или группам, внесшим значительный вклад в развитие и популяризацию контроля качества.

Подача заявлений на получение приза Деминга похожа на экзамен. Претендент выдержит экзамен только в том случае, если спроектированное и примененное им управление качеством в наибольшей степени соответствует именно его типу и размеру бизнеса, давая наибольший эффект в конкретном случае. В настоящее время Японский Комитет по присуждению премий Деминга присуждает 5 следующих премий:

-премия Деминга для крупных компаний и премия Деминга для малых предприятий, достигших значительных успехов за счет применения CWQC с использованием статистических методов;

-премия Деминга для подразделений, отличившихся в применении статистических методов и CWQC;

-персональная премия Деминга отдельным лицам или группам, внесшим выдающийся вклад в изучение и (или) распространение CWQC, используя статистические методы;

-премия Деминга для зарубежных компаний, внесших выдающийся вклад в развитие и применение CWQC.

Критериями оценки претендующей компании на приз Деминга являются 10 ключевых моментов в деятельности претендента:

-политика и цели;

-организация и её функционирование;

-образование и его развитие;

-сбор, распространение и использование информации:

-анализ;

-стандартизация;

-контроль;

-обеспечение качества;

-результаты;

-дальнейшие планы.

Национальная премия качества М. Бэлриджа в США была учреждена в 1987 г. Целью премии являлось повысить значимость качества в работе американских компаний. В соответствии с требованиями, установленными этой премией, компании, которые её получают, должны информировать другие компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. Так можно повысить значимость качества в работе американских компаний и обеспечить распространение знаний в области качества, которые будут давать практические результаты для улучшения экономики США.

Было решено присуждать премию М. Бэлдриджа трем категориям компаний:

-производственным компаниям;

-сервисным компаниям;

-компаниям малого бизнеса, под которыми понимаются производственные или сервисные компании с числом служащих не более 500 человек.

В ближайшее время этот список, возможно, пополнится ещё двумя категориями: организацией образования и здравоохранения.

Заявление компании, претендующей на премию М. Бэлдриджа, рассматривается группой людей из Совета ревизоров, состоящего примерно из 150 экспертов по качеству, представляющих промышленность, правительство и университеты. От компаний, претендующих на премию, требуется представить документацию на свою Систему Качества. Компании, прошедшие первую стадию рассмотрения, подлежат более тщательному рассмотрению на последующих стадиях.

Анализ претендентов на премию М. Бэлдриджа проводится в соответствии со следующими семью критериями:

1.Руководство. Оцениваются успехи высшего руководства в создании культуры качества внутри компании.

2.Информация и анализ. Оцениваются успехи компании в сборе и анализе информации и как эта информация используется для улучшения качества и в планировании качества работы.

3.Стратегия планирования качества. Оцениваются успехи компании в интеграции требовании потребителя для улучшения качества работы компании.

4.Человеческие ресурсы. Изучается вопрос о том, насколько успешно компания вовлекает своих служащих в работу по улучшению качества и как их знания и опыт используются компанией.

5.Уверенность в качестве товаров и услуг, обеспечиваемая соответствующим управлением качеством процесса, которое и должно создавать уверенность в качестве товаров и услуг. Оцениваются деятельность компании в достижении хорошего качества всех операций технологического процесса и цель компании в постоянных улучшениях.

6.Результаты качества. Изучаются успехи компании в работе по качеству и его улучшению, оцениваемые соответствующими количественными показателями качества и подтвержденные результатами измерений.

7.Фокус на потребителя и удовлетворение его нужд и пожеланий. Анализируется вопрос о том, насколько хорошо компания определяет требования потребителей своей продукции и насколько хорошо эти требования удовлетворяются.

Все эти 7 критериев составляют важнейшую часть работы любой организации в области качества, делая при этом основной упор на предупреждающие действия и непрерывное улучшение.

Ревизоры изучают представленные претендентами документы и знакомятся с работой компании. Все претенденты получают письменный отчет о результатах работы группы ревизоров с обязательным указанием сильных и слабых сторон управления качеством у претендента и с предложениями этой группы по улучшению деятельности компании в области качества. Каждая компания, претендующая на награду, а не только победители, может впоследствии изучить оценку и комментарии.

Европейская премия качества была учреждена в 1992г. Европейским Фондом Управления Качеством (EFQM).

В начале 1980-х годов европейские компании начали реализовывать свои собственные пути выживания в бизнесе, что привело к огромному вниманию к качеству, ибо оно стало критерием конкурентоспособности. Это не ограничивалось только качеством продукции или услуги. Качество учитывалось и в доставке (логистике), администрировании, сервисе заказчика и других аспектах деятельности компаний. Реализуя необходимые требования TQM, большинство компаний в Европе начали деятельность по улучшению их управления и деловых процессов. Стала очевидной значительная выгода работы в условиях TQM: увеличилась конкурентоспособность, снизились цены, получили большее удовлетворение клиенты и другие заинтересованные стороны.

Компания, получающая награду, должна превосходить другие компании на европейском рынке. Чтобы получить награду, претендент за последние несколько лет должен продемонстрировать, что его подход к TQM вносит значительный вклад в удовлетворение потребителей, служащих и других заинтересованных сторон, а применяемая им модель направлена на продолжение улучшения.

К критериям, оценивающим возможности компании, относятся:

-руководство, т.е. роль всех руководителей в продвижении компании к TQM;

-управление людьми, учитывающее не столько методы и формы управления работниками компании, сколько чувства всех сотрудников по отношению к своей компании;

-политика и стратегия, которые оцениваются виденьем компанией своих целей, понятиями ценностей для неё и направлением развития, а следовательно, путями достижения поставленных целей;

-ресурсы — управление, применение и сохранение финансовых, информационных и технологических ресурсов;

-процессы — управление всевозможной деятельностью внутри компании, которая добавляла бы ценность её продукции.

Результаты деятельности компании оцениваются степенью:

-удовлетворения людей, т.е. удовлетворенности сотрудников компании условиями и результатами своей работы в компании;

-удовлетворения потребителя, которое оценивается восприятием внешним потребителем как самой компании, так и её продукции или сервиса;

-воздействия на общество, оцениваемого тем, как общество воспринимает компанию в целом;

-деловых результатов, оцениваемых степенью соответствия фактических результатов бизнеса компании запланированным ею к исполнению.

Эти 9 категорий используются для оценки прогресса компании.

Российская премия качества. Премия Правительства Российской Федерации в области качества была учреждена 12 апреля 1996 года.

Модель оценки организации, претендующей на Российскую премию в области качества, характеризуется 9 критериями, которые дают возможные направления деятельности организации и ориентиры для ее улучшения. Участники конкурса оцениваются в баллах по модели, включающей 2 группы критериев.

Первая группа, состоящая из 5 критериев, характеризует возможности организации, т.е. как организация добивается результатов в области качества и что делается для этого. Вторая группа, состоящая из 4 критериев, характеризует результаты, т.е. что достигнуто организацией.

Критерии возможностей:

1.Роль руководства в организации работ.

2.Использование потенциала работников.

3.Планирование в области качества.

4.Рациональное использование ресурсов.

5.Управление технологическими процессами и процессами выполнения работ. Критерии результатов:

6.Удовлетворенность потребителей.

7.Удовлетворенность персонала работой в организации.

8.Влияние организации на общество.

9.Результаты работы организации.

В соответствии с правилами участия в конкурсе каждая организация представляет в конкурсную комиссию отчет с описанием своих достижений по каждому критерию.

За основу взята европейская модель.

Премия с начала разработки нацеливалась не столько на выбор лучших предприятий в области качества, сколько на создание инструмента, с помощью которого можно ориентировать предприятия на решение наиболее важных задач в области качества, т.е. инструмента самооценки деятельности предприятия, который позволяет нащупать слабые места и определить приоритеты в работе по качеству. В конкурсе могут участвовать предприятия любой формы собственности, занимающиеся изготовлением товаров и оказанием услуг (кроме производства вооружения и военной техники). Премия присуждается на 5 лет.

Предприятия-участники разделены на 4 категории

— до 100 чел.- малые предприятия;

-до 1000 чел.

-до 5000 чел,

-свыше 5000 чел. — особо крупные предприятия.

В каждой категории м. б. присуждено до 3 премий. Если предприятие не станет лауреатом, оно получит объективную оценку представленных на конкурс материалов со стороны высококвалифицированных экспертов, прошедших специальную подготовку. Это б. в виде отчета экспертов, где б. указаны сильные и слабые стороны организации, что позволит сопоставить уровень её работы с уровнем победителей. Организация, которая не принимает участие в конкурсе, м. получить пользу от применения критериев премии для самооценки своей деятельности. Это позволит определить приоритетные задачи в улучшении её работы (диагностика состояния организации).

Добавить комментарий

Закрыть меню