Предпосылки абсолютизма в России

Просвещенным абсолютизмом принято называть преобразования, сделанные Екатериной II до крестьянской войны. В основном они считаются навеянными размышлениями французских философов Эпохи просвещения, но следует учитывать, что фанатом просвещенного абсолютизма, если я не ошибаюсь, был один Вольтер. Если будете рассказывать Кацы, обязательно вспомните, что Вольтер с Екатериной переписывался, что очень льстило обоим, а значит, мог свои собственные и без того достаточно консервативные суждения сделать еще более приятными для Екатерины. Я и сам знаю, что это чушь, но Кацы очень любит рассуждения о влиянии субъективного фактора на философские взгляды.

В последней четверти 17 в. в политическом строе России отчетливо проявляются тенденции абсолютизма. Неограниченная власть самодержавия была узаконена соборным Уложением 1649 года. Этим же уложением была закреплена победа самодержавия над церковью, которая до этого претендовала на самостоятельную политическую роль. Крепостнические отношения по-прежнему господствуют во всех сферах общественно-политической и экономической жизни общества. Вместе с тем те изменения, которые происходили во всех областях жизни страны, переросли в первой четверти 18 в. в новую качественную форму. Со второй половины 17 в. политический строй страны эволюционировал к абсолютизму, что выражалось в падении роли институтов, характерных для сословно- представительной монархии. Абсолютизм в России формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. Самодержавию приходилось лавировать между группировками господствующего класса. В годы обострения социальных противоречий между классами феодального общества все прослойки господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия и централизации управления. В этом же направлении осуществлялась и внешняя политика правительства. Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула; в отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как земские соборы; в эволюции приказной системы, а также состава боярской Думы; в расширении участия различных слоев населения в государственном аппарате, наконец, в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной. Наиболее ярким свидетельством усиления самодержавия было падение значения Земских Соборов. Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины и России, считается последним собором, собиравшемся в полном составе. Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями – приказами, а также Боярской Думой. Число приказов на протяжении столетия оставалось почти неизменным: 25 в 1626 г. и 26 в конце века. Изменения организации местного управления также отражали тенденцию к централизации и падению выборного начала. Власть в уездах сосредоточилась в руках воевод, заменивших всех должностных лиц земских выборных органов. Серьезное препятствие пути перехода к абсолютизму создавала церковь., которая по-прежнему претендовала на большую власть. Действия патриарха Никона во многом шли вразрез с формировавшимся абсолютизмом. Светской власти понадобилось 8 лет, чтобы оформить низложение Никона. Церковный собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь. Несмотря на обострение социально-политических, экономических отношений в стране рубеж 17-18 вв. явился переломным моментом в истории феодальной России.

ГЛАВНАЯ СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ ПЕРСОНАЛИИ ХРОНОЛОГИЯПРАВИТЕЛИ СТУДЕНТАМ ПОИСК ПО САЙТУ

СЕТЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС

Учебное пособие

3.4. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма

Абсолютизм (от лат. absolutus – независимый, неограниченный) или абсолютная монархия– форма феодального государства, характерная для последнего периода существования феодальной формации; в ряде стран в измененном виде абсолютизм как пережиток феодализма сохранился вплоть до XX в. С формально-юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства (король, царь, император) рассматривается как единственный источник законодательной и исполнительной власти, причем последняя осуществляется зависимыми только от него чиновниками; глава государства устанавливает налоги и бесконтрольно расходует собранные деньги. Абсолютная монархия – наиболее законченная форма политической централизации в феодальных государствах – создает мощный и разветвленный бюрократический аппарат и наиболее действенные (по сравнению с прежними формами государства) средства принуждения в виде постоянной армии, полиции, суда, фискальной системы. Абсолютная монархия, как и всякая другая форма феодального государства, есть орган подчинения и подавления прежде всего крестьянства. Специфической особенностью абсолютизма является то, что при нем аппарат принуждения (т.е. государство в собственном смысле слова) приобретает кажущуюся независимость от господствующего класса дворянства, органом которого оно является. Условия, создающие такую возможность, появляются с развитием в недрах феодального общества элементов капиталистических производственных отношений и возникновением буржуазии, еще недостаточно сильной, чтобы претендовать на захват власти, но экономически уже достаточно мощной, чтобы противопоставлять свои интересы интересам господствующего класса феодалов. Именно в этот переходный период возникает абсолютная монархия. Несмотря на то, что абсолютизм и его исполнительные органы играли на противоречиях между дворянством и буржуазией, опираясь то на первое, то на вторую, он оставался формой диктатуры дворянства, которое в изменившихся исторических условиях – разложения феодализма – вынуждено было мириться в интересах сохранения собственных привилегий и своего положения господствующего класса с необходимостью независимости (в некоторых пределах) аппарата государственной власти.

Абсолютизм в России сформировался в конце XVII – начале XVIII вв. В это время значительно усилилась роль дворянства, сформировалось купечество, прекратился созыв Земских соборов, уменьшилось значение аристократии, была упразднена приказная система управления и созданы дворянско-бюрократические учреждения (Сенат, коллегии, местные органы власти), церковь подчиняется государству, организовываются регулярные армии и флот и др., что приводит к превращению России в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью императора. Абсолютизм в России опирался еще в большей степени, чем в странах Западной Европы, на дворянство, а также на бюрократию. Зарождавшуюся буржуазию абсолютизм поддерживал лишь в той мере, которая укрепляла позицию дворянства. Верхушка российской буржуазии на протяжении XVIII в.

одворянивалась, и вместе с тем получала право эксплуатировать крепостной труд. По мнению ряда историков, реформы Петра I носившие не дворянский, а буржуазный характер, привели к созданию абсолютной монархии, в системе которой были уравновешены дворянство и буржуазия.

Российский абсолютизм, воплощавшийся в самодержавной монархии, изменялся под влиянием социально-экономического развития и роста революционного движения в стране.

В отдельные периоды абсолютизм в России принимал форму так называемого просвещенного абсолютизма.

Просвещенный абсолютизм – особая политика ряда европейских абсолютистских государств во второй половине XVIII в. (в т.ч. в России), внешне получившая форму следования идеям Просвещения и выражавшаяся в проведении ряда реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты и иногда делавших шаг в сторону буржуазного развития. Мысль о государстве во главе с «просвещенным монархом», следующим советам философов и способным преобразовать общественную жизнь на новых «разумных» началах, получили широкое развитие среди части просветителей XVIII в. (особенно у Вольтера).

В ряде стран (в т.ч. в России) в этот период было осуществлено уничтожение некоторых сословных привилегий и феодальных монополий, проведены крестьянские реформы, реформы церкви (подчинение церкви государству, секуляризация церковных земель), школьного обучения, суда и судопроизводства, проводилась политика веротерпимости, смягчения цензуры и др. В России расцвет просвещенного абсолютизма связан с имением Екатерины II. Вообще политика просвещенного абсолютизма имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла лишь слабой степени развития и политического самосознания. Но и здесь этот период оказался весьма краткосрочным. Великая французская революция покончила с «либеральными» начинаниями просвещенного абсолютизма, сменившегося политикой открытой феодальной реакции.

НАЗАД СОДЕРЖАНИЕ ДАЛЕЕ

О комплексе Об авторе и составителе Скачать комплекс

Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

Время с конца XV в. по XVII в. характеризуется в отечественной истории как период сословной феодально-крепостнической монархии (период между окончанием феодальной раздробленности и абсолютизмом). Укрепляя централизованное государство, монархи – великие князья Иван III, Василий III, царь Иван IV стремились найти опору в сословном строе. Сословия – общественные группы людей феодального общества, различное положение которых в государстве определяется юридическими актами. В рассматриваемый период в силу экономических и политических причин одни сословия сформировались и законодательно закрепились как привилегированные, другие были отнесены к категории податного населения.

Государственной формой землевладения была феодальная вотчина. Земля принадлежала феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать не только родственникам, но и другим владельцам вотчин. Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а также иметь военную поддержку, владельцы вотчин (князья, бояре) часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного. Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. Дворян называли также помещиками (от слова «поместье»).

С XIV в. начался рост монастырского землевладения. Богатство монастырей росло потому, что их земли не делились между наследниками, как было после смерти светских землевладельцев. Русские князья, заинтересованные в поддержке церкви, заменили налог в ее пользу – десятину – раздачей земель. Ордынские завоеватели не посягали на захват земель православной церкви. Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (около 1321-1391) в 70 км от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи Сергия построили в XIV-XV вв. около 100 монастырей общежитийного типа, т.е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

В XIV в. появился новый термин «крестьяне», означавший складывание нового социального слоя, ставшего самым крупным в русском обществе угнетаемым классом. Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала помощь «новоприходцам». Князья выдавали феодалам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрисдикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. В ходе этого процесса исчезали формы социальной зависимости «смердов», «закупов», «изгоев», а к началу XVIII в. и холопов.

Кроме частного феодального землевладения (княжеской, боярской, монастырской вотчины, поместья) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин – «черных» земель, плативших подати в казну. Феодалом по отношению к «черноземельцам» выступало государство.

С ростом городов, которые в России сохраняли зависимость от феодального государства, увеличивалось число ремесленников, купцов, занимавшихся в основном торговлей сельскохозяйственной продукцией. Население города, имея личную свободу, делилось на «черных ремесленников», несших «тягло» – комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленников, принадлежащих боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла.

С XVI в. берет начало формирование особого социального слоя – казачества. На Дону появились поселения ушедших из центра вольных людей. Необходимость постоянной борьбы с нападениями внешних врагов вызвала создание у казаков прочной военной организации, построенной на демократической по тем временам основе.

Все внутренние проблемы (выбор атаманов, хозяйственные дела), судебные вопросы решались на общем сходе – круге. Российские власти оказывали помощь казачеству, стремясь опереться на него в обороне границ государства.

Сословную организацию феодального российского общества, сформировавшуюся в XV-XVII вв., многие историки характеризуют как самодержавно-государственно-крепостническую. С одной стороны сложился сословно-представительный орган – Земский собор. Но ведущая роль в управлении страной сохранялась за самодержавным монархом – царем.

Иван IV (1530-1584), провозглашенный в 1547 г. первым русским царем, в борьбе за укрепление государственной власти стремился опереться на Земский собор («Великую земскую думу») как высшее законосовещательное сословно-представительное учреждение. Собор состоял из Боярской думы (полного состава бояр), Освященного собора (совета церковных иерархов во главе с митрополитом), собрания представителей «от всякого чина людей» (поместного дворянства, купцов, ремесленников, свободного крестьянства) – то есть практически выражал в той или иной степени мнение народа (поэтому некоторые историки говорят о «Народной монархии» в тот период).

Первый Земский собор (1549) называют «Собором примирения». На нем Иван IV призвал представителей всех сословий оставить вражду между собой и объединиться вокруг него как Православного государя. Созыв Земского собора – свидетельство превращения России в сословно-представительную монархию. Соборы не ограничивали самодержавную власть царя. Но совет его с представителями «земли» укреплял традицию общинного и вечевого самоуправления, развивал особую московскую народную форму государственной монархии.

Царский Судебник Ивана IV (1550) усиливал централизованную власть и ответственность за государственные преступления. Подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, но вдвое была увеличена плата за пожилое. Это означало дальнейшее закрепощение крестьян. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих. Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649) окончательно закрепило крестьян за землей и ее владельцем.

Каковы же предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма? Во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской думой, от сословно-представительной монархии, опиравшейся на Земский собор, к чиновническо-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется церковь как идеологический институт.

Усиление самодержавия во многом было узаконено в Соборном уложении 1649 г. и нашло выражение в структуре центрального и местного государственного аппарата России. Изменился титул московских государей, в котором появилось слово «самодержец». После воссоединения Левобережной Украины с Россией он звучал так: «Великий государь, царь и Великий князь всея Велики и Малыя и Белая России самодержец…».

С 80-х годов XVII в. прекратился созыв Земских соборов. Последний Земский собор полного состава принял решение о воссоединении России с Украиной в 1653 г. Окрепшее самодержавие больше не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями – приказами. Изменения в организации местного самоуправления также отражали тенденцию к централизации и утрате выборного начала. Власть в уездах (их насчитывалось свыше 250) сосредотачивалась в руках воевод, заменявших всех должностных лиц и земские выборные органы.

Православная церковь, охватывающая всю территорию страны (насчитывалось около 15 тыс. церквей), претендовала на большую власть. Конфликт церкви и государства, внешне выразившийся в разногласиях патриарха Никона и старообрядцев, принял открытый характер. Церковный собор 1666 г. вынес решение угодное царю, сместил Никона с поста патриарха, отправил его простым монахом в монастырь.

Переход к абсолютизму ускорялся и в связи с осложнением внутренней обстановки. Вершиной ее кризисного состояния стала крестьянская война под руководством С.Т. Разина (1667-1671).

Задания. Вопросы

1. Дайте определение политической раздробленности.

2. Какие причины привели к распаду Киевской Руси?

3. Когда Русь вступила в полосу политической раздробленности?

4. Назовите наиболее крупные уделы, на которые распалась Киевская Русь.

5. Почему Новгород назывался феодальной республикой?

6. Кто мог быть участником новгородского вече? Какие вопросы и как решало новгородское вече?

7. Назовите первое упоминание о Москве.

8. На каких условиях владели землей дворяне и бояре?

9. Когда и при каком правителе произошло объединение монгольских племен в единое государство?

10. Какие повинности, дань и налоги накладывали на русское население монголо-татары?

11. Кого монголо-татары освободили от уплаты дани?

12. В чем причина возвышения Москвы?

13. Перечислите основные группы населения, характерные для XII-XV вв.; охарактеризуйте их социальное и правовое положение.

14. Назовите факторы, способствовавшие объеди- нению отдельных земель в единое российское государство.

15. Какую роль в процессе централизации российского государства сыграла Русская Православная Церковь?

16. С какого момента Русская Православная Церковь становится независимой от констан- тинопольского патриарха?

17. Почему центром объединения русских земель стало Владимиро-Суздальское, а не Галицко- Волынское княжество или Новгородская феодальная республика?

18. Что такое феодальный иммунитет? Какие иммунитетные права были у феодалов к XV в.?

19. Как изменилась территория Московского княжества за время правления Ивана III?

20. Что такое сословно-представительная монархия?

21. Какие сословия были представлены на Земс- ком соборе? Когда был первый Земский собор?

22. Охарактеризуйте приказную систему. Какие приказы Вы можете назвать?

23. Что такое опричнина? Из кого набирались опричники?

24. Когда в России было учреждено патриаршество? Какое значение это имело для России?

25. Что, на Ваш взгляд, послужило причиной недовольства широких слоев населения личностью и политикой Бориса Годунова?

26. Какие кандидатуры возможного царя обсуждались на Земском соборе 1613г.? Почему Михаил Федорович Романов устраивал всех?

27. В каких областях промышленности появляются мануфактуры в первую очередь?

28. Чем было вызвано массовое бегство крепостных крестьян на Дон в середине XVII в.?

29. Когда было принято решение о воссоединении России с Украиной? На каких условиях вошла Украина в состав российского государства?

30. Каково значение Соборного уложения 1649г. в складывании российского абсолютизма?

Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности

К концу XVII в. в России начинает складываться абсо­лютная монархия. Для ее возникновения необходим переходный период от феодальной к капиталистической системе. Для абсолютной монархии характерно: — максимальное со­средоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности; — наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппа­рата; — создание постоянной армии, — ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений.

Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности: — абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе; — социальной опорой российского абсолютизма были кре­постническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с го­родами.

Причины перехода: Во второй половине XVII в. не только возникла необходимость, но и сложилась возможность установления абсолютной монархии. Эта возможность была подготовлена развитием государства в предыдущий период. Вместо своевольного дворянского ополчения было создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовили армию чиновничества. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налога преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не нужно было спрашивать разрешения у земских соборов на начало войны или иное серьезное мероприятие. Необходимость в сословно-представительных органах отпала, и они были отброшены. Это означало, что монарх освободился от всяких пут, что его власть стала неограниченной, абсолютной.

Становление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы обществен­ной и частной жизни. Усиление роли государства также вы­разилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.

Идеология абсолютизма может быть определена как пат­риархальная. По специальному указанию Петра 1 Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», ко­торый знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспи­тывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролиро­вать все сферы общественной и частной жизни.

Правящим классом оставалось дворянство. В период фор­мирования абсолютной монархии происходила консолида­ция этого сословия. Особое положение феодальной аристо­кратии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении являлся акт об отмене местничества (1682 г.).

Для системы властвования, установившейся в эпоху абсо­лютизма, характерны довольно частые дворцовые переворо­ты, осуществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией.

Для политической идеологии абсолютизма характерно стремление к четкой классификации социальных групп и ин­дивидов. Государство с помо­щью правовых норм стремится регламентировать деятель­ность каждого подданного. Поэтому для абсолютизма харак­терен еще один признак — обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу.

Областью зарождения капиталистических элементов (без проявления которых невозможно установление абсолютиз­ма) в России стали мануфактурное производство (государственное и частное), барщинное помещичье производство, отходные промыслы и крестьянская торговля (областью накоп­ления капитала, разумеется, оставалась и купеческая торгов­ля).

Складывается всероссийский рынок, центром торговых связей остается Москва.

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 742 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Понятие и сущность абсолютизма, истоки российского самодержавия

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

На определенном историческом этапе абсолютизм играл в основном прогрессивную роль, борясь с сепаратизмом феодальной знати, подчиняя церковь государству, уничтожая остатки политической раздробленности и объективно содействуя, таким образом, экономическому единству страны, успешному развитию новых, капиталистических отношений и процессу формирования наций и национальных государств. Абсолютная монархия, проводившая политику меркантилизма, ведшая торговые войны, прямо или косвенно содействовавшая процессу первоначального накопления, поддерживалась в этот период нарождавшейся буржуазией.

Однако абсолютизмдействовал на пользу буржуазии лишь постольку, поскольку это было в интересах дворянства. Последнее получало от успешного экономического развития страны (которое на том этапе могло быть только капиталистическим) дополнительные доходы как в форме налоговых поступлений (централизованная феодальная рента), колоссально возросших при абсолютизме, так и непосредственно от оживления экономической жизни. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом также для укрепления военной мощи феодального государства — в целях подавления народных движений (которые приобрели в этот период большой размах) и осуществления военной экспансии. Все черты, характерные для абсолютизма в большинстве европейских стран, нашли наиболее законченное воплощение.

Абсолютизм появились в конце 15 — начале 16 вв., а расцвет относится ко времени Ришелье (первого министра Людовика XIII в 1624—42) и особенно Людовика XIV (1643—1715). Спецификой английскогоабсолютизм (классический период — правление Елизаветы Тюдор, 1558—1603) было сохранение парламента, слабость бюрократического аппарата на местах, отсутствие постоянной армии.

В Испании, где в 16 в. элементы буржуазных отношений не смогли развиться, абсолютизм фактически выродился в деспотию. Где он складывался не в общегосударственном масштабе, а в пределах отдельных территорий княжеств, так называемый княжеский абсолютизм.

Во 2-й половине 18 в. характерной формой абсолютизма в ряде стран Европы был просвещенный абсолютизм. Особенности которого состоят в разных странах зависели во многом от соотношения сил дворянства и буржуазии, от степени влияния буржуазных элементов на политику.

Развитие форм феодального государства в период позднего феодализма в странах Востока изучено недостаточно. В некоторых странах (Япония) эти формы были близки к европейскому абсолютизму. В ряде стран происходила, по-видимому, постепенная эволюция деспотии в сторону абсолютизма, но ввиду замедленности здесь развития элементов капиталистических отношений этот процесс происходил уже в новую историческую эпоху, что наложило существенный отпечаток на государственное развитие этих стран.

Отсюда получается, что абсолютизм (абсолютная монархия) – это форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на 17–18 века. В России абсолютизм существовал в 18 – начале 20 веков.

Однако история же российского абсолютизма вызывает много споров. Один из нерешённых вопросов – время его возникновения. Большинство историков признают, что предпосылки абсолютной монархии в России появились в обстановке острейшей политической борьбы второй половины XVI в. – в правление Ивана IV. Великий князь Иван Васильевич первым в истории России венчался на царство, сделав звание «царя всея Руси» официальным титулом главы государства. Иван IV использовал саму историю как инструмент в борьбе за единовластие.

При нём было создано огромное по объёму историческое произведение «Лицевой летописный свод», основной идеей которого было обоснование исконности и закономерности русского «самодержавства». Неограниченная власть монарха более других государственных форм соответствовала политическим и экономическим условиям того времени. Опорой «государьской воли» Грозного стала опричнина (особая территория, где полновластие царя не знало никаких границ), значительно укрепившая централизованный административный и военный аппарат самодержавия. Иван IV понимал самодержавие как самовластие, о чём не раз высказывался: «Земля правится Божиим милосердием, а последнее нами, государи своими, а не воеводы и судьи», «Жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же».

Система единовластия Ивана Грозного получила своё продолжение в годы правления новой династии. В середине XVII в. царь Алексей Михайлович Романов предпринял дальнейшие шаги по ограничению сословно-представительных органов: всё реже стали созываться земские соборы (совещательный орган при государе; появился в середине XVI в.), угасала роль Боярской думы (аристократического совета при государе). В Соборном Уложении (своде законов) 1б49 г. её функции определялись так: «Сидети в палате и по государеву указу всякие дела делати». Влияние Боярской думы на большую политику было гораздо значительнее в XV–XVI вв.

Стремясь укрепить царскую власть, Алексей Михаилович объявил тягчайшим государственным преступлением даже умысел на здоровье, честь и жизнь монарха. Ответственность за антиправительственные преступления была законодательно закреплена в Уложении 1649 г., в составлении и утверждении которого участвовал сам царь. Правонарушения против государства, т.е. самодержца, назывались с той поры «словом и делом государевым». «Слово» – злонамеренность, «дело» – само злоумышленное действие. Преступников безжалостно карали смертной казнью, причём границы между «словом» и «делом» не существовало. Члены семьи «изменников», включая и малолетних детей, также подлежали лишению жизни, если они не доносили о заговоре, не пытались предотвратить «дело». Этот страшный и жестокий закон вызвал шквал доносов и нередко служил средством сведения личных счётов, несмотря на то, что и доносителей часто подвергали пыткам: вдруг не всё об измене поведали!

Глубоко религиозный, Алексей Михайлович, тем не менее, не считал грехом вмешательство во внутренние дела Православной церкви. Один из его современников свидетельствовал: «У нас государь царь благочестивый. Ереси никоторые не любит. И во всей его государьской земле ереси нет. У печати сидят книги правят избранные люди и безпрестанно над тем делом следят. А над теми людьми надзирают по государеву указу кому государь укажет».

При Тишайшем, как называли самодержца, произошло окончательное закрепощение крестьян. «Вполне самодержавный властелин», по определению выдающегося русского историка В.О. Ключевского (1841–1911), Алексей Михайлович имел «беспредельную власть… над народом», его преобразования в области внутренней и внешней политики сформировали основы российского абсолютизма. Его старшие дети продолжили отцовские реформы. Фёдор Алексеевич (1676–1682 гг.) уничтожил местничество (древнюю наследственную служебную лестницу дворянства); пытался создать государственную систему социального призрения и благотворительности; опираясь на опыт «еуропских стран», готовил реформы в области финансов, а также науки и образования.

Таким образом, абсолютизм в России, по сравнению с абсолютизмЗападной Европы, обладал рядом особенностей. К их числу относится слабость российской буржуазии, порожденная многочисленными причинами (задержка в развитии городов в результате монголо-татарского нашествия, закрепощение основной массы сельского и городского населения, обусловившее медленное развитие капитализма и др.), которые ставили ее с самого момента возникновения в большую зависимость от государства. Особенности русского абсолютизмаопределялись и тем, что в России, в отличие от Западной Европы, на протяжении всего 18 и 1-й половины 19 вв. сохранялись крепостнический строй и политическое господство дворянства, могущество которого составляли крепостнические латифундии в Европейской России. Эти и ряд других факторов привели к тому, что в России эволюция абсолютизмав сторону буржуазной монархии происходила весьма медленно. А так же по мере укрепления капиталистического уклада абсолютизма, основной задачей которого оставалось сохранение устоев феодального порядка, постепенно утрачивался прогрессивный характер и своего рода становился тормозом дальнейшего развития капитализма.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-10-27; просмотров: 901 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Закрыть меню