Предмет и задачи статистики

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Лекция

Тема: «Предмет, метод и задачи статистики»

Исторические предпосылки статистики, её взаимосвязь с другими науками

Термин «статистика» происходит от латинского слова «status» — состояние или от итальянского «stato» — государство, которое вошло в употребление в Германии в середине XVIII века. Однако собирание статистических данных начало осуществляться ещё в древнем Китае более двух тысяч лет до нашей эры. Сведения собирались в области демографического развития (пол и возраст) населения, состоянии промышленности и сельского хозяйства.

Впервые статистику как науку стал преподавать немецкий ученый профессор философии и права Готфрид Ахенваль, который рассматривал политическое состояние государств и их особенности. Дальнейшее развитие дисциплина получила в трудах Г. Конринга, А. Шлецера и др. Основоположниками английской школы стали Э. Галлей, В. Петти, Д. Граунт, которые разработали основы демографической и страховой статистики. В статистико — математическое направление науки значительный вклад внес А. Кетле, обосновавший закономерности, действующие в массе социально-экономических явлений. Значительный вклад в развитие науки внесли Ф. Гальтон, К. Пирсон, Р. Фишер.

В качестве представителей российской школы статистики можно назвать И.К. Кириллова, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, А.И. Чупрова, А.А. Чупрова, П.П. Чебышева, А.А. Маркова, А.М. Ляпунова, В.С. Немчинова, Б.С. Ястремского, Я.И. Лукомского.

В настоящее время разработкой статистической методологии в России занимаются С.А. Айвазян, О.Э. Башина, Б.И. Башкатов, И.К. Беляевский, Г. Л. Громыко, А. М. Дубров, М. Р. Ефимова, С. Д. Ильенкова, Г. Д. Кулагина, В. С. Мхитарян, Л. И. Нестеров, Б.Т. Рябушкин, А. А. Френкель, Р. А. Шмойлова.

Статистика связана со многими науками, которые изучают с количественной и качественной сторон происходящие социально-экономические (демография, экономическая теория, финансы организаций, страхование, государственные финансы, рынок труда и др..) биологические (агрономия, биология) и иные процессы и явления (математика, физика, информатика, математика, теория вероятностей, технические науки и др.).

Как у каждой науки, у статистики есть свои особенности, предмет и понятия.

В понятие «статистика» включают:

статистические данные, которые служат для характеристики общественных и экономических явлений;

область науки, которая определяет сущность предмета и метода статистики и рассматривается как отдельная дисциплина в учебных заведениях;

эквивалент понятий «статистические методы» и «статистический учет», то есть отрасль практической деятельности, направленную на получение, обработку и анализ массовых социально-экономических явлений и процессов.

Основными чертами статистики как науки является её массовость, количественная оценка явлений и неразрывность анализа с сущностью самого процесса или явления.

Статистика — это наука, которая изучает количественную сторону массовых социально — экономических явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, а также количественное выражение закономерностей развития процессов в конкретных условиях места и времени.

Предмет, метод и задачи статистики

Предметом статистики является количественная сторона массовых социально — экономических явлений и процессов, которая изучается неразрывно с их качественной стороной.

Особенность статистики как науки:

характеризует структуру социально — экономических явлений;

изучает явления во взаимосвязи с другими явлениями и обнаруживает причины такой взаимосвязи;

изучает общественные явления, как в статике, так и в динамике;

исследует не отдельные факты, а массовые социально — экономические процессы и явления;

изучает количественную сторону в конкретных условиях места и времени, т.е. размеры явлений и тенденции их развития.

Предмет статистики исследуется с помощью специальных приемов, способов и методов, направленных на количественное изучение массовых общественных социальных и экономических явлений и процессов.

Методы статистики:

метод массовых наблюдений (сбор первичных данных по единицам совокупности);

сводка и группировка заключаются в классификации, обобщении полученных первичных данных;

методы анализа обобщающих показателей — позволяют дать характеристику изучаемому явлению при помощи статистических величин: абсолютных, относительных и средних, установить взаимосвязи и закономерности развития процессов.

Статистика позволяет дать всестороннюю количественную оценку социально-экономического положения Российской Федерации.

В связи с реформированием российской статистики перед ней поставлены новые задачи.

Задачи статистики:

совершенствование статистической информационной базы на основе разработки системы статистических показателей и внедрения государственных статистических стандартов с целью обеспечения органов государственного управления и других структур статистическими данными;

отражение социального и экономического положения страны и происходящих изменений, их объективная оценка;

переход к общей технологии сбора, обработки, передачи и представления статистической информации с обеспечением безопасности ее передачи и хранения

Основные понятия статистики. Закон больших чисел

Изучение статистики основано на системе категорий и понятий, отражающих наиболее существенные свойства, признаки, взаимосвязи явлений и процессов. К таким понятиям относятся: «статистическая совокупность», «единица совокупности», «признак», «вариация признака», «статистический показатель».

Статистическая совокупность — определенное множество единиц совокупности, которые количественно отличаются друг от друга своими характеристиками, но объединены какой — либо качественной основой. Могут быть однородными и разнородными. Степень однородности совокупности обусловлена рядом причин и условий, как правило заданных исследователем. Например, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума будет являться однородной совокупностью с точки зрения уровня бедности, но разнородной с точки зрения распределения населения по территории, пола, возраста и т.д.

Единица совокупности — первичный элемент статистической совокупности, который является носителем признака, подлежащего регистрации, т.е. основой ведущегося при обследовании счета.

Статистический признак — зарегистрированная в ходе сбора первичных данных характеристика единицы совокупности, ее качественная особенность. Признак может быть первичным и вторичным, количественным и атрибутивным.

Первичные признаки получают непосредственно в ходе статистического обследования, вторичные — в ходе последующих этапов исследования.

По форме внешнего выражения признаки подразделяют на атрибутивные (качественные) и количественные. Атрибутивные признаки могут быть альтернативными (если имеются только два значения). Например пол, качество изделий (стандартные и брак), результат подбрасывания монеты (орёл, решка) и т.д.

Вариация признака — степень количественного отличия индивидуальных значений признака у различных единиц совокупности.

Статистический показатель — эта категория, отображающая количественную характеристику или размеры соотношения признаков общественного или экономического явления. Таким образом, собранные сведения об объемах производства на уровне отдельного предприятия будут являться признаком, данные об объемах производства по всей отрасли (предприятиям) выступают в качестве показателя, который отражает размеры экономической деятельности отрасли.

Изучение статистических показателей позволяет дать обобщающую характеристику объема и состава явления, выявить и изучить статистические закономерности. Такие закономерности обнаруживаются при массовом наблюдении благодаря действию закона больших чисел.

Закон больших чисел — объективный закон, согласно которому одновременное действие большого числа случайных факторов приводят к результату почти независимо от каждого случая.

Организация системы государственной статистики на современном этапе

статистика государственный показатель

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) был преобразован в Федеральную службу государственной статистики (Росстат). Область ее деятельности определяется Положением о Федеральной службе государственной статистики. В функции Росстата входят:

принятие нормативных правовых актов в сфере осуществления государственной статистической деятельности;

обеспечение органов государственного управления официальной статистической информацией о социально-демографическом, экономическом, экологическом состоянии страны;

осуществление контроля в сфере государственной статистической деятельности.

Органы Росстата представляют собой трехуровневую систему с территориальными органами и подведомственными организациями Федеральной службы. Росстат руководит работой 75 территориальных органов государственной статистики, в ведении которых находится статистическая деятельность на соответствующих территориях республик, краев, областей, автономных округов и автономной области. Кроме того, в систему Росстата включены ГМЦ (Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики), Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы, Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики, учебные заведения (колледжи и техникумы, учебные центры).

Сбор и обработку статистической информации могут также осуществлять министерства и ведомства: Минфин Российской Федерации, МВД и т.д. (так называемая ведомственная статистика). Все органы государственной статистики обеспечивают предоставление официальной статистической информации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с реформированием статистических органов и переходом на международную практику системы учета и статистики в Российской Федерации постановлением Правительства от 2 октября 2006 года была утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие государственной статистики в России в 2007-2011 годах». Она предусматривает формирование единой межведомственной информационно — статистической системы, позволяющей обеспечивать органы государственного управления достоверными и полными показателями макроэкономической статистики. Программа будет реализована в течение 5 лет в четыре этапа.

Кроме того, практика системы учета и статистики включает синхронизацию системы общероссийских классификаторов с международными классификациями. До 2003 г.

для описания структуры российской экономики использовался Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Взамен ОКОНХ Минэкономразвития России был разработан Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

На основе кодов ОКВЭД осуществляется идентификация видов деятельности хозяйствующих субъектов в процессе их государственной регистрации и статистического учета .

Контрольные вопросы

От какого слова происходит термин «статистика»?

К какому времени относится становление статистики как науки?

С какими науками связана статистика?

Что такое статистическая закономерность? Назовите её особенности.

Что такое статистическая совокупность, единица совокупности?

В чем сущность закона больших чисел?

В чем отличие единицы совокупности и признака?

Назовите методы статистики.

Назовите основные органы статистики в России.

Какова организационная структура Росстата?

Список использованной литературы

Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ.

Приказ Ростехрегулирования №329-ст от 22 ноября 2007 г. «О внедрении Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД)»

Федеральная целевая программа Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах.

Методологические положения по статистике. — М.: Росстат 2006 — Вып.5.

Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов.-М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001;*

Статистика: Учебно-практич. пособие / Под. ред. М.Г. Назарова.- М.:КНОРУС,2006*.

Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой.-М.: Высшее образование, 2006*.

Статистика: Учебник / Под ред. В.Г. Ионина.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2008*.

Статистика: Учебник / Под ред. B.C. Мхитаряна.-М.: Экономистъ, 2005*.

Статистика: Учеб.пособие / Под ред. В.М. Симчеры.- М.: Финансы и статистика, 2005*.

Теория статистики: Учебник / Под ред. Р.А. Шмойловой.-5-е изд.- М.:

Финансы и статистика, 2008*.

Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2006*.

Размещено на Allbest.ru

Предмет и метод статистики

История развития статистики и ее задачи на современном этапе

Английская школа политических арифметиков, которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы.

Школа политических арифметиков имела два направления:

§ статистико-экономическое, которое возглавлял основатель школы В. Петти (1623 — 1687 гг.).

§ демографическое, основоположниками которого являлись Дж. Граунт (1620 — 1674 гг.) и Э. Галлей (1656 — 1742 гг.)

Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик путем обобщения и анализа единичных фактов, а также стремились показать закономерности развития общественных явлений, проявляющихся в массовых статистических данных.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки — статистико-математическое. Среди представителей этого направления следует отметить бельгийского статистика А. Кетле (1796 — 1874 гг.) — основоположника учения о средних величинах. Дальнейшее развитие это направление получило в работах представителей английской математической школы: Ф. Гальтона (1822 — 1911 гг.), К. Пирсона (1857 — 1936 гг.); Стьюдента (В. Госсета) (1876 — 1937 гг.), Р. Фишера (1890 — 1962 гг.); М. Митчела (1874—1948 гг.) и др. Последователи этого направления считали основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.

С течение времени сфера применения статистических исследований заметно расширилась, что привело к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время оно употребляется в четырех значениях:

1) отрасль практической деятельности, цель которой сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о различных явлениях общественной жизни;

2) статистические методы (в том числе методы математической статистики), применяемые для изучения социально-экономических явлений и процессов;

3) совокупность цифровых данных, характеризующих различные стороны жизни государства, а также данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, и публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы;

4) отрасль знания и учебная дисциплина, обладающая определенной спецификой и изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием.

Предмет и метод статистики

Статистика изучает,прежде всего, количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е.предметомстатистикиявляются размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, а также закономерности их связи и развития.

Задача статистического исследования — получить обобщающие показатели и выявить закономерности общественной жизни в конкретных условиях места и времени.

Выявление закономерностей в статистике опирается на закон больших чисел, который означает, что количественные закономерности массовых явлений отчетливо проявляются лишь в достаточно большом их числе. Например, 104 — 106 мальчиков рождаются на 100 девочек, однако в отдельной семье, и даже в небольшом населенном пункте, это соотношение может быть совершенно иным.

Объектом статистического исследования выступает статистическая совокупность — множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации. Например, при переписи населения статистической совокупностью являются все граждане этой страны, при изучении успеваемости учащихся конкретного вуза статистической совокупностью выступают студенты данного вуза и т.д. Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности.

Единицы совокупности обладают определенными свойствами, называемыми в статистике признаками. Например, признаками человека являются возраст, образование, рост, вес, пол и т.д.; признаками предприятия – форма собственности, численность работников, величина основных производственных фондов и т.д.

При этом признаки могут быть как общими для всех единиц, так и индивидуальными, отличающими их друг от друга, т.е. существует так называемая вариация признаков – различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц, входящих в изучаемую совокупность.Например, производительность рабочего на предприятии определяется его квалификацией, стажем работы, состоянием здоровья и т.п.

Статистика изучает явления и процессы через их признаки, при этом их количественную характеристику она выражает через определенного рода числа, которые называются статистическими показателями.

Статистический показатель – это обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом. Например, средняя заработная плата по предприятию – это статистический показатель, а размер заработной платы отдельного работника этого предприятия – это признак.

Специфика предмета статистики обусловливает и специфику статистического метода.

Метод статистики –это совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет.

Статистическое исследованиесостоит из 3 основных стадий, на каждой из которых используются специальные методы:

1. Стадия статистического наблюдения – на этом этапе основным является метод массовых наблюдений (формируются цели и задачи наблюдения; разрабатываются программы исследования в целом и по вышеуказанным стадиям; определяются конкретные способы и методы, используемые на каждом этапе исследования; составляется организационный план его проведения; определяются объект и единица наблюдения). Результатом этого этапа исследования является получение первичной информации — данных, характеризующих каждую единицу наблюдения.

2. Вторая стадия статистического исследования представляет собой обобщение конкретных единичных фактов, образующих совокупность в целях выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом. Важнейшим методом на этой стадии является метод статистических сводок, группировок и таблиц.

Статистическая сводка включает в себя распределение исходных данных по группам, качественно однородным по одному или нескольким признакам, и получение групповых итогов. Результаты статистической сводки и группировки излагаются в виде статистических таблиц, являющихся наиболее наглядной формой представления данных.

3. Статистический анализ является заключительной стадией статистического исследования. Характерным для этой стадии является применение методов анализа с помощью обобщающих показателей: абсолютных, относительных и средних величин, индексов, показателей вариации. Проведение анализа позволяет проверить влияние и взаимодействия различных факторов, оценить эффективность принимаемых решений, возможные экономические и социальные последствия складывающейся ситуации.

Все этапы статистического исследования неразрывно связаны между собой; отсутствие одного из них ведет к разрыву целостности всего статистического исследования.

Статистика – это общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляет действующие качественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени.

Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 122;

Методология статистики

Гуманитарные и естественные науки в процессе исследования широко применяют методы статистики для сбора, обработки и анализа данных. Для разработки предмета статистики применяются специальные приемы и методы, совокупность которых образует методологию статистики.

Статистическая методология — это система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений.

Общей основой статистического метода познания является диалектический метод, согласно которому общественные явления и процессы рассматриваются в развитии взаимной связи и причинной обусловленности.

Статистика опирается на такие диалектические категории, как количество и качество, причинность и закономерность, индивидуальное и общее.

В процессе исследования статистика может использовать и другие общенаучные методы:

  • Аналогия — перенесение свойств одного объекта на другой.
  • Гипотезы — научно обоснованные предположения о возможных причинных связях между явлениями.
    Статистические методы используются комплексно — это обусловлено сложностью процесса экономико-статистического исследования.

Статистическое исследование

Статистические методы используются комплексно. Применение конкретных методов предопределяется поставленными задачами и зависит от характера исходной информации.

Статистическое исследование состоит из трех стадий:

Наблюдение. С помощью массового научно обоснованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах изучаемого явления. При этом применяют метод массового статистического наблюдения, обеспечивающий полноту и репрезентативность полученной информации.

Сводка и группировка материала. Представляет собой расчленение всей массы случаев на однородные группы и подгруппы, подсчет итогов в каждой группе и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. После проведения группировки приступают к обобщению данных наблюдения по выделенным частям и целому. Эта работа носит название сводка. Методы группировки различаются в зависимости от задач исследования.

Обработка статистических показателей. Анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого объекта и закономерностях его развития. Для этого применяются обобщающие статистические показатели: абсолютные, относительные и средние величины, вариации и статистические индексы. Выявляются причинно-следственные связи, закономерности, оценивается эффективность и возможности экономических и социальных явлений.

Предмет изучения статистики

Предметом статистической науки являются:
1) массовые социально-экономические явления жизни;
2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.
Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.
Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно-оценочные показатели.
Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений.
Учетно-оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени.
В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.
Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями.

Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.
Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями.
Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.
В статистическом исследовании признаки подразделяются на:
1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;
2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.
Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.
Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.
Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.
Статистический показатель – та категория, которая отображает количественные характеристики соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели бывают:
1) объемными (численность населения);
2) расчетными (средние величины);
3) плановыми;
4) отчетными;
5) прогностическими.

Термин «статистика» — один из самых емких. Так, он может обозначать отдельную отрасль науки.

Что изучает статистика?

Рассмотреть данный вопрос предлагается в следующих аспектах:

Начнем с первого пункта.

Статистика как отрасль науки

Статистика — это отрасль науки, в которой исследуются и разрабатываются методы эффективного сбора, анализа и интерпретации различных типов информации. Ее особенность — в приоритете задействования количественных подходов.

Статистика как отрасль науки включает в себя несколько различных дисциплин. Исследуем основные.

Важнейшую роль в данной отрасли науки играет теория статистики. В рамках исследований, которые проводят ученые, осуществляющие деятельность в этой сфере, разрабатываются методы и подходы к решению тех или иных задач, формируются и обсуждаются дискуссионные моменты, вырабатываются концептуальные основы активностей в других дисциплинах, формирующих статистику как отрасль науки.

Математическая статистика (часто рассматриваемая в едином контексте с теорией вероятности) — сфера, в которой исследуются закономерности, характеризующие те или иные количественные показатели и их распределение. Математика может объяснить, что означает некая совокупность или последовательность цифр, полученных в ходе сбора данных.

Экономическая статистика важна с точки зрения адаптации отмеченной выше теории, а также математических методов к практически значимым для жизни человека сферам. Данная дисциплина отвечает за формирование механизмов, благодаря которым соответствующие подходы и концепции способны становиться полезными для экономики, социума, государства.

Стоит отметить, что студент вуза, постигая предмет «Статистика», изучает, как правило, в первую очередь три отмеченные сферы рассматриваемой отрасли науки. В зависимости от его учебной специализации дальнейшее освоение соответствующей дисциплины может предполагать более узкие исследования, адаптированные к пониманию роли статистики в конкретной сфере, а также анализ наиболее эффективных подходов к внедрению результатов изысканий в практику.

Объект и предмет статистических исследований

Роль статистики, ее значимость наблюдаются в способности данной отрасли науки разрешать, прежде всего, актуальные проблемы развития общества. Таким образом, основным объектом рассматриваемых исследований может быть социум — как среда, в которой осуществляются коммуникации людей, сообществ, политических и хозяйствующих субъектов.
В свою очередь, предмет статистической науки — это изучение совокупностей количественных показателей, характеризующих ту или иную сферу общественных активностей, а также закономерностей, выявляемых на основе соотношения цифр, которые имеют отношение к подобным процессам.

Статистика, исследуя большие числа, помогает человеку выявлять ключевые факторы, влияющие на развитие общества, и отсеивать второстепенные. Рассмотрим для примера полусерьезный, но весьма показательный для понимания социальной значимости статистики сценарий.

Представим, что районная газета города Промышленска выпустила заметку о закрытии местного завода по производству газотурбинных двигателей и увольнении 2 тыс. работников. Через некоторое время местные СМИ в соседнем городе — Сталелитейске — сообщили об остановке местных цехов по производству горячекатаных металлических конструкций. Информация по обоим случаям попала в федеральные СМИ и вызвала широкий общественный резонанс. По всей стране начали распространяться лозунги вида «Хватит терпеть развал промышленности!», «Долой нерадивых министров!», стали формироваться радикальные протестные группы, призывающие «безотлагательно сменить экономическую власть в стране».

В ответ на это Министерство хозяйственного развития выпустило в самой массовой национальной газете — «Аргументация по факту» — статистические выкладки, подтверждающие, что в структуре ВВП страны за прошедшие несколько кварталов производство газотурбинных двигателей выросло на 20 %, а в сфере выпуска горячекатаных металлоконструкций — на ошеломляющие 45 %. Закрытие же заводов в Промышленске и Сталелитейске власти объяснили передислокацией основных производств холдинга ОАО «Рудники нации», владеющего соответствующими региональными фабриками, ближе к крупнейшим импортерам, азиатским корпорациям «Нихао Коммьюникейшнз» и «Аригато Индастриз».

Протестные настроения утихли, а через некоторое время в Промышленске и Сталелитейске открылись новые цеха — по сборке тракторов и выплавке рельс соответственно. Рабочие в обоих городах вновь трудоустроились, а их зарплата оказалась в полтора раза больше, чем на предыдущих заводах.

Получается, что именно благодаря статистике и ее методам сбора информации, касающейся положения дел в промышленности, государству удалось избежать масштабных социальных протестов с непредсказуемыми перспективами.

Предмет статистики может быть тесно связан с ее отраслевой разновидностью. Так, если говорить о промышленном производстве — его организация предполагает работу менеджмента фирмы с большим количеством цифр и их последующую интерпретацию. В этом случае предмет статистики способен быть более узким, чем в случае со сферой социально-экономического развития. Здесь речь зачастую идет о процессах на локальном хозяйственном уровне. Однако практическая значимость статистики и тогда может быть весьма ощутимой.

Предположим, что по итогам финансового года на фабриках «Молот» и «Сплав», входящих в холдинг ОАО «Силовые рельсы», выпускающих один и тот же вид продукции (тепловозы) и имеющих одинаковую численность штата, сильно разошлись производственные показатели: «Молот» оказался эффективнее «Сплава», собрав на 30 % больше тепловозов.

Руководству «Сплава» был объявлен строгий выговор и дано задание: выровняться в следующем году с показателями «Молота». Топ-менеджеры соответствующей фабрики осуществили всесторонний статистический анализ производственных процессов и выявили, что в цехах, в которых сотрудники приходят работать в полторы смены, тепловозы собираются быстрее, чем в подразделениях, где присутствует 2 группы специалистов — те, что заняты полный день, и те, что работают на полставки. В результате было принято решение оптимизировать кадровый состав цехов второго типа, и производственные показатели фабрики «Сплав» значительно выросли.

Методы статистики

Итак, мы рассмотрели некоторые теоретические аспекты такой отрасли науки, как статистика, определили механизмы, посредством которых соответствующие научные подходы способны приобретать практическую значимость. Но наше небольшое исследование будет неполным, если мы не изучим основные методы, используемые в статистике.

Прежде всего, мы можем проанализировать основные критерии их классификации. Так, принято выделять общие методы, которые допустимо применять в любой сфере исследований, а есть те, что адаптированы к конкретным отраслям. Рассмотрим некоторые примеры тех и других подробнее.

К общим методам статистики относят:

  • сбор первичных данных;
  • сводку и обработку информации;
  • интерпретацию результатов.

Отмеченная совокупность методов может быть использована практически в любой отрасли экономики и социума. Их задействование предполагает внедрение в практику всех тех основных закономерностей, которые теория статистики изучает на уровне различных исследований.

В свою очередь, к узкоспециализированным методам допустимо отнести компьютерные технологии статистических вычислений. Это может быть семплирование или, например, бутстреппинг, которые возможно применять благодаря мощности современных ПК. Задействование соответствующих подходов зачастую практикуется в промышленном моделировании, программировании — в целом в тех отраслях, где речь идет об использовании высокоточных технологий и где нужна исключительная достоверность статистических интерпретаций.

Таким образом, изучаемая научная дисциплина предполагает, с одной стороны, выработку теоретических концепций, способных быть полезными в той ли иной отрасли хозяйства или при решении актуальных задач развития общества, с другой — выявление оптимальных методов, посредством которых определяемые на уровне теории подходы будут с наибольшей эффективностью задействованы на практике.

Статистика — это уникальная научная дисциплина, рассматривающая теорию и практику в едином контексте. Проводя соответствующие исследования, ученый обязательно будет задаваться вопросами типа «что означают эти цифры?». Интерпретация его изысканий будет предполагать соотнесение полученных результатов с реальными социально-экономическими или, например, технологическими процессами.

Добавить комментарий

Закрыть меню