Предмет и метод культурологии

Магия (от греч mageia — волшебство) — одна из форм первобытного сознания, первобытной религии, основана на том, что много непонятных явлений приписываются действия магических сил. Магия оказывается, выражается я в совокупности обрядов, которые должны влиять на людей, животных, воображаемых духов, явления природди.

Первоначальную магию наиболее плодотворно изучили. Л. Леви-Брюль и. НЯ. Марр, что видели в ней специфическую форму мышления, при которой человек еще не знает качественных различий вещей (не мыслит с помощью понятий или концептов в) и поэтому переносит свойства явления или вещи на другие явления или вещи. Такое сопричастное переноса первобытный человек мыслит как непреложную реальность, в которой нет места для чего-то сверхъестественного. Магия как действие, связанное с представлением о сверхъестественной силе, возникает позже, когда»магическое мышление»существует наряду с логическим. Сверхъестественными представляются тогда те явления, которые уже не могут объяснить познанные законы и явления природы. Повседневная представление о магии связано с верой в возможность прямого исполнения желаний без целенаправленных действий (исцеления человека, выпадение дождя, гибель кого-либо т.д.). Магическая сви к городу приписывает творениям человека те свойства, которых они не мают яких вони не мають.

Фетишизм (от португ feitico — волшебство) — приписывание вещам специфических качеств и сверхъестественных способностей. Исторический фетишизм имел несколько форм: первоначальная его форма обусловлена ??спецификой первоначальная ной сознания, уровнем культуры первобытного человека, которая наделяла предметы — фетиши — чудесной способностью влиять на жизнь. В этом фетишизм родственный магией и тотемизмом. Элементы фетишизма сохранились почти во всех современных религиях: он оказывается в приписывании священных свойств кресту, иконам, мощам и т д.

Однако в развитых религиозных системах, в частности христианстве, уважаемый предмет у лица ет божество, и почести, отдаваемые образа, к прообразу, т.е. через определенный предмет почитается трансцендентное. Божественное начало через освящение студента одухотворяет сакральный предметомпредмет.

Анимизм (от лат anima — душа; animus — дух) — верования в душу и в духов, которые влияют на жизнь людей, животных, предметы и явления окружающего мира. Анимизм, равно как магия и фетишизм, возник в пе ервисному обществе, где люди верили в наличие в вещи, растения, животные души. Окружающий мир представлялся человеку первобытной культуры, с одной стороны, далеким, таинственным, враждебным (через опасные стихий ни природные явления), а с другой — она ??не отделяла себя от мира, не противопоставляла себя ему, что выражалось в олицетворении предметов и явлений, наделении их живой душой. Бытует мнение, что персонификации ия природных сил на определенной ступени развития общества и культуры служила формой их освоения. Анимистические представления легли в основу позднейших религиозных верований; анимизм присущ любой религийлігії.

23 Сотворение мира и культуры в творчестве Гомера и Гесиода

Гомеровские»Илиада»и»Одиссея»были порождены антропоморфной греческой мифологии с ее героическим началом, уже противопоставлялось тотальной фетишизации, характерной магическом и безличном мифу кто н ночного периода, которую можно было бы назвать абсолютной мифологией, где отражалась абсолютная несвобода человека относительно ужасных, катастрофических сил природы. На последних ступенях своего развития мифология п редставлена ??в форме эпоса. Всемирно известный греческий эпос стал тем материалом, который в поэтической форме отразился в поэмах. Гомеразився в поемах. Гомера.

Эпос возникает на границе между мифом и литературой и содержит признаки того и другого. У. Гомера природа мифологизируется, она является совокупностью стихий обожествляются. Это уже не фетишизм, но одновременно еще не анимизм. Д. Демонические силы в поэмах уже. Опоэтизированный, они уже не страшны для человека. Хаос бессилен перед олимпийскими богами, которые олицетворяют родовую общину, общее, которое доминирует, господствует над индивидуальным, щ в и предопределяет эпический стиль. В этом случае форма является застывшим мифологическим мировоззрением, в котором человек представлен в слишком общей форме, слишком недифференцированно, что обусловлено родовому принципу кол ективизмвізму.

Художественный момент в мифологии практически лишен рефлексии, поскольку основан на такой эстетическом сознании, которую можно назвать наивным рефлекторному реализмом

В своей поэме»Одиссея»Гомер сознательно или интуитивно показывает столкновение двух сил, двух стадий развития человека — его культурный и культурным состояние культурным состояние человека изображен в виде циклопов. Ц. Циклопы — это, по сути, первобытные люди, грубые и необразованные, имеющих неукротимая сила, живут в пещерах. Одиссей и его спутники — представители культуры и цивилизации. Гомер в этом случае придерживается теории культурного прогресса, в отличие от. Гесиода, взгляды которого были совершенно противоположными, по крайней мере, как можно видеть из его труда»Труды и дни»В»Теогонии»уже даже. Гесиод, следуя общем й мифологической традиции, пусть еще не очень уверенно, но намечает теорию культурного прогресс намічає теорію культурного прогресу.

Как один из самых ранних греческих писателей,. Гесиод представил культурное развитие человечества в виде пяти веков, из которых каждое следующее было хуже предыдущего

Первый возраст,»золотой», существовал под эгидой. Кроноса. Он отличался высоким благочестием, легкостью и здоровьем в жизни, полной беззаботностью и благоденствием, когда даже смерть людей была безболезненной а после смерти люди становились хорошими охранниками и опекунами следующих, уже не столь счастливых поколенийих поколінь.

Второй возраст -«серебряный»Люди этого возраста, по. Гесиоду, неблагочестивые, не приносили жертв богам, достаточно гордые, были обречены на бедствия своей собственной глупостью, за что. Зевс и поселил их в подземном мире,, х хотя все еще с достаточно блаженным жизнинним життям.

Люди третьего,»медного», возраста были страшные и мощные, не ели хлеба, любили воевать, были насильниками, за что. Зевс уготовил им плохое место в. Аиде, где они находятся безымянными;

Люди четвертого так называемого героического возраста, были благочестивы и воевали благородно, но слишком увлекались своими героическими подвигами, за что и были перенесены на острова блаженных, где жили вполне беззаботным и блаженным жизни.

Пятый возраст -«железный»Это, по. Гесиоду, страшный и ужасный возраст, современность. Отличается общим эгоизмом, насилием, озлоблением, как между чужими людьми, так и между родственниками. В железном в возрасте царствуют злоба, зависть, болезни, разбой, тяжелый труд, тяжка праця.

Итак,. Гесиод подал яркую картину изменения культурно-исторических эпох время его взгляды еще не превратились в целостную теорию культуры, потому что остались невыясненными причины перехода одного возраста в в другой. Судя по тому, что на первый план выходит нравственность,. Гесиод видит причину упадка в моральном разложении. Но вопрос, почему люди становятся злыми, остается невыясненным. Таким образом,. Гесиод представляет нам целостную картину культурно-исторического процесса, движение которого направлен от совершенного состояния в упадокпаду.

Следующая космологическая теория освещается в другой поэме. Гесиода -«Теогонии»Она представляет уже вполне прогрессистские взгляд на культурно-исторический процесс: образование мира, а значит, и культуры, по очинаеться из бесформенных стихий (Хаоса,. Земли,. Тартара,. Эроса) и всех их порождений, затем были бесконечная производительность сына. Земли. Урана, укрощение этой плодовитости сыном. Урана и. Земли. Кроносом, а заканчивается все отстранением. Кроноса с его братьями-титанами от мировой власти через их неразумную упорство и эгоизм и воцарением. Зевса. Владыкой мирового царства. Зевс становится в результате выборе в числе богов. Зевс, по. Гесиоду, является олицетворением мирового разума и воли, он побеждает неразумные силы титанов и. Тифона и становится родоначальником и прародителем олимпийских богов и земных героев — перемож цев страшных земных стихий и учредителей общего разумного порядкмного порядку.

Таким образом, одна гесиодивська концепция свидетельствует об общем упадке, развал, увеличение злости; другая — о победе разума над неразумными стихиями и торжество благоустроенного. Космоса над обезличенным м и дисгармоничным хаоса.

Междисциплинарные связи культурологии.

Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, социальной психологии, искусствознания и др. Рассмотрим основные междисциплинарные связи культурологии.

Культурология и философия.

Выделившись из философии, культурология имеет неразрывную связь с философией культуры. Философия выполняет методологическую роль, определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований, объяснят сущность культуры.

Культурология и социология.

Культура — продукт общественной жизни человека и вне человеческого общества невозможна. Она – социальное явление и поэтому является предметом изучения для социологии. Эта наука помогает изучить особенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе. Социальные процессы рассматриваются как существенный фактор культурных изменений.

Культурология и история.

Исторические данные позволяют описать и объяснить конкретно-исторические особенности развития культуры, помогают построить теорию возникновения культуры, выявить законы её исторического развития.

Культурология и культурная антропология. Данная наука изучает человека как субъект культуры, описывает жизнь различных обществ, находящихся на разных этапах развития, их быт, нравы, обычаи и т.д. Это важно для культурологии, т.к. раскрывает, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают её конкретно исторические, социальные или личностные формы.

Таким образом, культурология является комплексной гуманитарной наукой. Её междисциплинарный характер выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Появление культурологии отражает общую тенденцию движения научного знания к междисциплинарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре.

В системе гуманитарного знания культурология выполняет следующие функции:

  1. Обобщающая.
  2. Познавательная.
  3. Мировоззренческая.
  4. Методологическая.
  5. Прогностическая.

Предмет культурологии -совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы.

Культурология призвана изучать:

· целостность культуры на разных уровнях её существования;

· наиболее общие закономерности формирования функционирования и развития культуры;

· структуру и динамику культуры;

· внутрисистемные связи между важнейшими элементами культуры;

· специфику локальных культур и др.


Цель культурологии — изучение культуры с целью её понимания. Для достижения этой цели необходимо выявить и проанализировать:

· факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов;

· связи между элементами культуры;

· динамику культурных систем;

· способы производства и усвоения культурных феноменов;

· типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды).

Основные задачи культурологии:

1. наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, её сущности, содержания, признаков и функций;

2. изучение генезиса и динамики культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

3. определение места и роли человека в культурных процессах;

4. исследование типологии культур и культурных единиц;

5. исследование культурных кодов и коммуникаций;

6. исследование ментального содержания культуры

7. исследование развития отдельных культур;

8. взаимодействие с другими науками, изучающими культуру.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Тема 1. Предмет культурологии, её методы и функции.

Структура культурологического знания
Культурология в системе современного образования, её цель и задачи в процессе гуманизации высшей школы. Предмет культу­рологии: изучение сущности, основных функций культуры и за­кономерностей её развития. Обыденный и на­учный подходы к изучению культуры. Источники, содержание и особен­ности куль­турологи­ческого знания. Методы и функции культуроло­гии, её место в системе гуманитарных наук. Специально-научный (эт­но­графи­ческий, археологический, искусствоведческий, лингвис­тический, социологи­-ческий, исторический) и философский анализы культуры. Взаимодействие наук о культуре как целост­ной системе.

Становление культурологии как науки. Социально-истори­ческие и философские основания культурологических теорий. Историзм и идея целостности культуры (Дж. Вико). Идея прогрес­са и многообразия культур (И.Г. Гердер, Ж.-Ж. Руссо). Эстетиза­ция культуры в немецком романтизме (И. Гёте, Ф. Шиллер). Проб­лемы жизни и культуры в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
Проблемы культуры в фило­софии К. Маркса и Ф. Эн­гельса. Соотношение культуры, свободы, творчества в русской филосо­фии конца XIX — начала XX века (В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бер­дяев, П. Сорокин) Феноменологические концепции культуры (П. Флоренский, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин). Культура как знаково­-семиотическая структура (Ю. Лотман).
Эволюционизм и диффузионизм в культурологии (Э. Тэйлор, Л. Морган, Дж. Фрэзер). Теории культурно-исторических типов и «локальных циви­лизаций» (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Структурно-функцио­нальный подход в культуроло­гии (Э. Дюркгейм, Б. Малиновс­кий, Т. Парсонс). «Идеальные ти­пы» культуры М. Вебе­ра. Культура как взаимосвязь символичес­ких форм (Э. Кассирер), как система ценностей (В. Дильтей, Г. Зиммель, М. Шелер). Игровая концепция культуры (И. Хейзин­га). Психоаналитические концепции куль­туры З. Фрей­да, К. Юнга и Э. Фромма. Структуралистская модель культуры (К. Леви-Стросс, М. Фуко). Тенденции и перспективы развития современ­ной культурологии.
^
Понятие культуры и многообразие его определений. Много­аспектность и целостность культуры. Культура и природа. Куль­тура как «возделывание» природы и человеческого духа. Природные предпосылки антропогенеза и культурогенеза. Основ­ные направления и этапы хозяйственно-практического освоения природы. Идеи В.И. Вернадского и С.Н. Булгакова о «космичес­ком хозяйстве» человечества. Биосфера и мировое хозяйство. Экологичес­кие проблемы культуры.
Культура и общество. Культура и цивилизация: многообра­зие форм социально-экономической деятельности и её резуль­татов. Материально-духовный характер культуры. Структура культуры и её критерии. Понятие цен­ности. Специфика материальной куль­туры и её основные компо­ненты. Структура духовной куль­туры. Объективация духовных цен­ностей в политике, праве, мо­рали, религии, науке и философии. Роль искусства в системе культу­ры. Культура как ин­формационно-ценностная про­грамма деятель­ности. Язык культу­ры: знаки, символы, образы. Культура и ком­муникация. Типы, формы и функции комму­ника­ции. Куль­тура и этносоциальная структура общества. Культура повседневности: труд, быт, досуг. Потребности общества и функции культуры: освоения природы, коммуникации, сигнификации, накопления и хранения информа­ции, социализации, нормативного регулирова­ния, компенсации, защиты и адап­тации, творческой самореали­зации личности.
Человек как объект и субъект культуры. Социализация и ин­дивидуализация: проблемы творческой самореализации лично­сти. Исторические и социальные типы личности. Социокуль­турные роли личности. «Социальный характер» как система цен­но­стных ориентаций. Типы социальных характеров. Простран­ство и время культуры как непосредственная сфера человеческой жизнедея­тельности (труд, общение, познание, творчество). Пред­метная и личностная фор­мы культуры. Строение и диалек­тика душевной жизни: культура чувств и мышления. Основные прин­ципы и критерии духовнос­ти. Антиномии разума и экзистенци­альные ценности (вера, надежда, любовь, добро, истина, красота и др.) Ценностная ориентация личности и проблема гармони­чес­кого развития человека.

Тема 3. Социально-исторические формы и типы культуры.
Культура как универсальный механизм исторической само­организации общества: обычаи, нравы, традиции, ценности, нор­мы, идеалы, потребности и инте­ресы как элементы культурно-исторической динамики. Социаль­ная память и историческая пре­емственность в культуре. Культур­ное наследие и способы его передачи. Традиция как уклад жизни общества. Устная и пись­менная традиции. Преемствен­ность в технике, политике, науке, религии и искус­стве. Традиции и нова­торство в истории. Твор­чество в культуре и культура творчества. Социально-экономичес­кие детерминации в культуре. Ценность и отчуждение: проблемы кри­зиса культуры. Народ, интеллигенция и творческая элита как субъект истории культуры. Одухотворение и гуманизация жизни, природ­ных и социальных условий бытия — главная ценностная ориен­тация развития культуры.
Культура как предмет исторического исследования. История культуры и история общества. Исторические формы культуры (первобытная, античная, средневековая культура и др.) Истори­ческое и этническое своеобразие культур, их национальная и художественно-эстетическая специфика. Историческая эпоха и исторический тип культуры. Проблемы типологии культуры. Тип культуры как целостная моди­фикация общечеловеческого образа жизни, историческая ступень в развитии общества. Динамика развития культурно-историчес­ких типов. Экологические, соци­ально-эконо­мические и духовные факторы расцвета и упадка культур. Закономерности смены культурных типов в истории. Западный и восточный тип куль­туры, их сходство и различие. Дифференциа­ция, интеграция и диалог культур. Проблемы и перспективы развития мировой культуры.
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
^
Антропосоциогенез и возникновение первобытной культуры. Периодизация первобытной культуры. Ранние формы коллектив­ности: родовое общество, семья. Экзогамия и запрет инцеста. Характер орудий труда и основные типы хозяйства. Особенности первобытного мышления и речи. Истоки магии и религии (фети­шизм, тотемизм, анимизм). Первобытное право и мораль. Загадка рождения искусства. Неолитическая революция. Возник­новение скотовод­ческой и земледельческой культур. Архаические формы культуры древних охотников и собирателей.
Культура и возникновение древних цивилизаций. Модели мира, представление о жизни и смерти в культурах древнего Египта и Китая. Первые библиотеки и школы в Месопотамии. Особенности древнего письма. Рождение математики, астроно­мии и календаря. Мифология древних цивилизаций. Архитектура древних городов Египта, Китая и Месопотамии. Скульптура, жи­вопись и ремёсла в культурах ранних цивилизаций. Литература и история древнего мира. Традиции и религии древних культур в истории человечества.
^
Предпосылки возникновения античной культуры и цивилиза­ции. Крито-микенская культура в период её расцвета и упадка. Становление и развитие античной культуры. Легенды и мифы Древней Греции. Религия и общественные идеалы греков. Быт и досуг, образ жизни населения. Полисная демократия и античные города-государства. Архитектура: понятие архитектурного орде­ра и его типов. Греческий храм как модель мира. Греческая «любовь к мудрости», ораторское искусство. Архимед: инже­нер­ная мысль и ремесленное искусство. Эллинское служение пре­красному: Олимпиады, Дионисии, мусические и немусические искусства. Золотой век Перикла. Афинский Акрополь, Парфенон. Расцвет античной трагедии (Эсхил, Софокл, Эврипид). Класси­чес­кая античная философия (Сократ, Платон, Аристотель). Человек как «политическое животное»: тождество человека и общества. Литература, театр и изобразительное искусство. Культура в эпоху завоеваний А.Маке­донского.

Римская цивилизация и культура. Почитание и культ импера­тора в Риме. Образ жизни римлянина. Зрелища: цирк и амфите­атр, триумфы и апофеозы, военные игры. Инженерный гений римлян. Золотой век римской литературы. Архитектура и изобра­зительное искусство; римское право и мораль, философия и ора­торское искусство. Наука и религия в Римской империи. Рим и Византия. Предпосылки возникновения христианства.
^
Величие и падение Рима. Истоки средневековой культуры: античность и «варварство», язычество и христианство. Теоцент­ризм средневековой культуры. Институт церкви. Храм как «град Божий» на земле. Церковь, государство, феода­лизм. Общес­твенная жизнь средних ве­ков: замок, монастырь, город, дворец, сельская общи­на.

Рыцарс­кие традиции и религиозная мораль (аскетизм) в культуре Сред­невековья. Христианский мес­сианизм: «Суммы» против еретиков и язычни­ков, крестовые походы и инквизиция. Первые госпитали и боль­ницы. Реабили­та­ция сред­невекового знания. Первые уни­верситеты. Средневеко­вая геогра­фия, астрология, алхимия и новая картина мира. Эпоха великих открытий: измерительная тех­ника, транспорт, почта, книжное дело, цеховые ремесла. Цифро­вая машина Р. Луллия. Созда­ние школьной системы. Взаи­мосвязь религиозной, светской и народ­ной культур. Литургия и карнавал, эстетика средневеко­вой сло­весности. Романский и готи­ческий стили в искусстве (архитек­тура, скульптура, живо­пись). Народный театр и литера­тура. Возникновение гуманисти­ческих традиций: философия, наука, мораль и право.
Социально-экономические предпосылки культуры Возрожде­ния. Границы Возрождения в пространстве и во времени. Христи­анство и светская культура горожан. Образ жизни в эпоху Ренес­санса: мораль и право. Титаны Возрождения: идеал гармони­чески развитого человека и битва за индивидуальность, ее герои и жертвы. Гуманизм эпохи Возрождения: самосознание, филосо­фия, литература, искусство. Исследовательский гений Л. да Вин­чи. «Сладчайшая перспекти­ва» П. Учелло. Линейная и нелиней­ная изобразительные систе­мы. Кардано и новая инже­нерия. Пара­цельс и химические лекарства. Великие открытия и изобретения (порох, книгопечатание, компас и др.) Эстетика Возрождения: ренессанс, маньеризм, барокко. Противоречивость культуры Воз­рождения: бог и мате­матика Н. Кузанского, свободомыслие и «Мо­лот ведьм». Возрож­дение и Реформация (М. Лютер, Ж. Каль­вин). Панте­изм и новая космология (Н. Коперник, Г. Галилей). Со­циально-политические утопии Возрождения.
Тема 7. Культура Европы Нового времени
Развитие европейской культуры XVII века. Религиозные вой­ны, буржуазные революции и становление капитализма. Быт и нравы эпо­хи. Научная революция (И. Ньютон) и технический про­гресс. Эпоха Просвещения как «совершеннолетие разума» (И. Кант). Энцикло­педия и энциклопедисты. Рождение эстетики из «духа» Про­свещения.

Художественная культура: маньеризм, барокко, рококо, класси­цизм. Ж.-Ж. Руссо и утопия естествен­ности. Тео­рия и практика морального скептицизма (Ф. Вольтер и др.) Реминисценция и новации классицизма. Философия, литера­тура, архитектура, му­зыка, театр и изобразительное искусство XVIII – начала XIX вв.: кризис сознания.
Культурные коллизии революционной эпохи. Империализм и культура. Реорганизация системы образования и науки. Прагма­тизм и романтика в повседневной жизни. Общественное поведе­ние и эстетизм. Успехи естествознания и техники. Разви­тие соци­альных наук. Техническое оснащение художественной культуры: промышленная химия, фотография (1840), фонограф (1877), лино­тип (1884), киноаппарат (1895) и др. Техническое пе­реустройство быта, массовое производство и промышленная эстетика. Новые строительные материалы и архитектура. Всемир­ные выставки. Учительская миссия словесности. «Империя прес­сы» и роль СМИ в формировании об­щественного мнения. Новые явления в куль­туре и искусстве конца XIX века: импрессионизм, модерн, симво­лизм и др. Револю­ция в науке и промышленном производ­стве; культура промыш­ленников и предпринимателей.
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
^
Становление и общая характеристика культуры Древнерус­ского государства (IX–нач.XIII вв.) Язычество древних славян и формирова­ние культуры Киевской Руси (IX в.) Крещение Руси (988 г.) и принятие христианства. Письменность и просвещение на Руси (Ярослав Мудрый, Кирилл и Мефодий), летописание (Нестор), жития святых (Бориса, Глеба и др.), поучения Владими­ра Мономаха. Архитектура и живопись (мозаика, фреска, иконо­пись) Киевской Руси IX-XII веков. Византия и Древняя Русь. Распад Древнерусского государства и развитие Великого Новго­рода: особенности летописания и литературы («Слово о полку Игореве», 1187 г.) Выдающиеся памятники русской живо­писи и зодчества XII- нач. XIII вв. Русь под властью Зо­лотой Орды. Древ­няя Русь и её соседи: борьба и взаимодействие культур.
Русская культура в условиях образования единого Российс­кого государства (XV-XVI вв.) Москва и Московская Русь: развитие национального самосознания и просвещения; религи­озно-фило­софские воззрения (исихазм, право­славная эсхатоло­гия, ереси). Географические представления и путевые заметки (Афанасий Никитин). Развитие ремесла и торговли. Литература и фольклор («Домо­строй», «Сте­пенная книга» и др.). Шедевры церковного зодчества и фресковой живописи (Фео­фан Грек, Андрей Руб­лёв). Судьбы культуры во времена Ивана IV и Бориса Годунова.
Русская культура на переломе эпох (XVII в.): политический абсолютизм и «Крепостное право» (1649 г.). Дворянство и цер­ковная реформа Патриарха Никона: Раскол и движение старооб­рядцев. Образование и просвещение; развитие научных знаний (математика, механика, медицина, история), литература и поэзия. Борьба старорусской традиции и европейских тенденций в архитектуре (переход от деревянного к каменному строитель­ст­ву), процесс обмирщения и становления реализма в живописи (Симон Ушаков, Иван Владимиров).
Тема 9. Культура России XVIII – XX вв.
Петровские реформы и формирование русской национальной культуры (XVIII в.) Литература, философия, наука, образование, политика, право в России при Петре I и его наслед­никах. Учреж­дение Академии наук, университетов, Академии ху­дожеств, воен­ных учебных заведений и их роль в развитии рус­ской культуры. Печатное и книгоиздательское дело (научные и церковные кни­ги, первые газеты (1702 г.), учреждение Синода (1721 г.) как субъ­екта официальной цензуры. Формирование идеологии и публи­цистики абсолютизма («Духов­ный регламент» Феофана Прокопо­вича и его «Учёная дружина Петра»: В.Н.Татищев, А.Д.Кантемир и др.) Особенности культу­ры времён Елизаветы и Екатерины II.
Литература, наука и искусство эпохи Просвещения. Война 1812 года и её влияние на судьбы культуры. Основные черты и особенности культуры России XIX века: развитие естествознания и техники, философская полемика и политика. Реформы в облас­ти образования. Золотой век русской литературы и поэзии. Музы­кальное искусство; композиторы «Могучей кучки». Создание на­циональной русской оперы. Расцвет классического романа, по­вести, отечественной драматургии и театрального искусства. Романтизм и реализм. Место и роль Академии художеств в раз­ви­тии русской культуры. Художники-передвижники. Архитек­тура русского ампира. Образ жизни различных социальных слоёв города и деревни.
Общественные настроения и их отражение в культуре XIX-начала XX века. Экономика, идеология, революционно-полити­ческая борьба. Опыт аграрных реформ. Искания в области литее­ра­туры и искусства: декадент­ство, модернизм, импрессионизм. Художники «Мира искусств». Российские мыслители, писатели и поэты «Серебряного века» русской культуры.
Культура советского периода отечественной истории (1917-1991 гг.) Три русские революции, первая мировая война и их культурно-историческое значение. Формирование новой револю­ционно-художественной идеологии (А. Блок, В. Маяковский, А. Бе­лый и др.) Пролеткульт, ЛЕФ и идеи производственного искус­ства. Революционный демократизм и романтизм литературы до­военного периода (20-30е гг.): М. Булгаков, А. Плато­нов, М. Зо­щенко, М. Цветаева, Б. Пастернак и др. Метод соцреа­лизма в литературе, музыке и кинематографе (М. Горький, М. Шо­лохов, А. Фадеев, С. Эйзенштейн, А. Довженко, И. Дунаевский и др.). Тоталитарные аспекты советской культуры. Культура воен­ного и послевоенного времени (40-50е гг.) Восстановление и развитие промышленности, всеобщего образования, науки и техники. Героико-патриотический пафос в искусстве, массовый энтузиазм социальной жизни. Политическая «оттепель» и особенности развития советской культуры и искусства в 50-60-е гг.: литера­тура (А. Твардовский, В. Шукшин, Е. Евтушенко и др.), музыка (Д .Шостакович, А.Пахмутова и др.), кинематограф (М. Ромм, С. Герасимов, Г. Чухрай и др.) Советская массовая куль­тура «пе­риода застоя» (70-80-е гг.) Мифологемы официального искусства и альтернативный культурный андеграунд: неформаль­ные твор­чес­кие объединения и движение диссидентства. Судьба старой ди­леммы (западничество и славянофильство) в новых условиях (А.Д. Сахаров, А.И. Солженицин). Ведущие деятели со­ветской культуры. Достижения в области литературы, музыки, балета, театра и спорта. Проблемы развития культуры России в совре­менных условиях.

Культурология — это наука о культуре. Но культуры без человека и человеческого общества не существует. Культура является феноменом человеческого развития, поэтому понять ее сущность можно лишь через призму деятельности человека, вернее, всего человеческого общества, населяющего планету. Следовательно, культурология — это наука, которая изучает человеческое общество. В связи с этим культурология естественным образом связана с такими гуманитарными дисциплинами, как история, социология, философия, этнология, антропология, искусствоведение, филология, семиотика (научная дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы), и многими другими.

Однако от других гуманитарных наук культурологию отличает то, что предметом ее исследования являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, эстетические. Культурология является многоплановой научной дисциплиной, изучающей сложные социокультурные процессы в человеческом обществе.

Несмотря на то что в культурологических исследованиях используются кроме гуманитарных приемы и методы некоторых естественных и точных наук, культурология в основе своей наука гуманитарная.

Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Л.А Уайта, однако в западной науке это название не прижилось. Так как в западной научной традиции феномен культуры понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле (в отличие от российской традиции, связывающей понятие «культура» с просветительской» творческой деятельностью), основными науками о культуре в Европе и США являются: социальная и культурная антропология (синтез этнографии с отдельными направлениями социологии психологии), структурная антропология (синтез этнографии, психологии и лингвистики) или новая культурная история (синтез истории быта с этнопсихологией).

В России за последние десятилетия название «культурология» прочно закрепилось. Современная российская культурология стремится к объединению различных западных направлений и методологии изучения культуры с отечественными традициями исследований просветительских функций культуры, идеями русской философской мысли, концепциями культурно-исторических типов, исследованиями истории быта, мифологии, различных мировоззренческих учении. Исходя из отечественной традиции понимания культурологии определяется и предмет этой науки.

Предметом культурологии является изучение сущности, структуры в основных функциях культуры, исторических закономерностей ее развития.

Иными словами, культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Цели и задачи культурологии заключаются в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдельных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологического исследования является понимание как собственной, так и иной культуры. Однако задача культурологии состоит в том, чтобы не только объяснить историко-культурный процесс, но и прогнозировать его, а в перспективе, возможно, и управлять им. С помощью культурологии можно раскрыть закономерности формирования культурно-творческих характеристик личности, образа мысли и деятельности человека, живущего в исторически конкретном обществе.

Среди основных задач культурологии особо выделяются следующие
— анализ культуры как системы культурных феноменов
— исследование ментального содержания культуры
— выявление типов связей между элементами культуры
— исследование типологии культур и культурных единиц
— разрешение проблем социокультурной динамики
— исследование культурных кодов и коммуникаций

Добавить комментарий

Закрыть меню