Правовые основы предпринимательской деятельности

Правовые основы предпринимательской деятельности в РФ.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 10Следующая ⇒

Правовой основой предпринимательской деятельности является Конституция РФ, принятая 12.12.1993 г. и представляющая собой юридическую базу всего действующего законодательства. Основной Закон гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В Конституции РФ определена главная экономическая и правовая проблема — проблема собственности, установлены многообразие форм собственности и необходимость их регистрации.

По Конституции частная собственность охраняется законом. Установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.

Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен «рубль». Банк России обязан защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в т.ч. в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для свободного развития человека.

Предпринимательское право — это комплексная отрасль законодательства, регулирующая предпринимательскую деятельность. Основу этой отрасли законодательства составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между людьми, занятыми предпринимательской деятельностью или участвующими в ней (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Взаимоотношения предпринимателей, оформляемые договорами, и возникающие в связи с этим обязательства являются предметом гражданского права.

Основной сферой в предпринимательском праве являются правоотношения, которые складываются в процессе деятельности, направленной непосредственно на получение прибыли. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности.

Источники предпринимательского права многочисленны, сложны и противоречивы. К ним относятся: Конституция РФ, гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права, обычаи делового оборота, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В регулировании предпринимательской деятельности задействованы практически все отрасли права. Так, предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права.

7. Цели бизнес-планирования на предприятии и его особенности.

Бизнесплан — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Бизнес план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес план — инструмент самообучения. Основной целью разработки бизнес плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес плана должны отразить другие цели:

1) социальные цели — преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, между народных связей;

2) повышение статуса предпринимателя — развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя. Это служит условием и залогом возможности успешного проведения по следующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;

3) иные, специальные цели и задачи — развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации.

Основа бизнес плана — концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

2) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

3) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

4) проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

5) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес плана.

8. Функции бизнес-планирования на предприятии.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.
Перваяиз них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция– планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функцияпозволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств.
Четвертая функцияпозволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
Пятая функцияпутем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.
Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляет планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более 5 лет.
Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.

9. Отличие бизнес-плана от других плановых документов.

Бизнес-план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах бизнеса, в то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.

Более близок к бизнес-плану такой привычный, известный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Главное отличие ТЭО от бизнес-плана – это то, что технико-экономическое обоснование – это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта, а коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Кроме того, отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в его стратегической направленности. Следовательно, можно говорить о гораздо более узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом. Бизнес-план постепенно вытесняет ТЭО из сферы предпринимательской деятельности.

Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3 – 5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

1) в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них – ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план организации ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;

2) стратегические планы – это обычно планы с растущим горизонтом времени. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки. Таким образом, бизнес-план по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью;

3) в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.

В условиях рыночной экономики функции ТЭО все чаще выполняют инвестиционные проекты, которые наиболее близки к бизнес-плану по структуре и характеру изложения материала. Понятие инвестиционного проекта может употребляться в двух случаях: как инвестиционная деятельность (реализация системы инвестиционных мероприятий), как система организационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических и расчетно-финансовых документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по реализации проекта.

Инвестиционный проект целесообразно рассматривать во втором смысле. Бизнес-план организации иногда выступает по отношению к инвестиционному проекту как документ, представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта.

Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план может заменить инвестиционный проект. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в предынвестиционной фазе делового планирования. Может также существовать бизнес-план организации, включающий планируемые результаты инвестиционного проекта, например, если инвестиционный проект реализуется на действующем предприятии (расширение производства, модернизация, реконструкция). В этом случае инвестиционный проект может быть включен в бизнес-план предприятия, который регулирует порядок использования свободных средств предприятия и заемных финансовых ресурсов в рамках инвестиционного проекта.

Таким образом, инвестиционный проект и бизнес-план могут быть близки по структуре. Структура бизнес-плана схожа с инвестиционным проектом, особенно в той его части, где проводится обоснование инвестиционного замысла.

10. Резюме бизнес-плана.

Резюме является одним из самых важных разделов бизнес-плана – с него непосредственно и начинается бизнес-план.

Основная задача резюме – заинтересовать предполагаемого адресата бизнес-плана, например, банк или инвестора, в дальнейшем его изучении. Зачастую, это наиболее часто читаемый раздел бизнес-плана, а, в ряде случаев, единственно изучаемый его раздел.

Резюме бизнес-плана содержит основную информацию и выводы по проекту. В конце резюме обязательно должен быть представлен свод финансовых показателей по проекту.

Несмотря на то, что резюме открывает бизнес-план, составляется оно в самом конце работы над бизнес-планом, когда уже готовы все остальные разделы.

По объему резюме состоит из 1-2 страниц (иногда 3-4, резюме большего объема делать не рекомендуется), предельная простота, лаконичность, минимум специальных терминов – вот основные требования к резюме.

Примерный перечень вопросов к разделу бизнес-плана «Резюме»:

1. Что представляет собой проект, продукция, услуга, для реализации которой составляется бизнес-план;

2. Место реализации проекта;

3. Цель бизнес-плана;

4. Текущая стадия реализации проекта;

5. Требуемая сумма инвестиций, необходимых для реализации бизнес-плана, в т.ч. размер вложенных на текущий момент средств, величина запрашиваемого кредита (обязательно указывается при разработке бизнес-плана для банка или инвестора);

Сведения об участниках проекта – инициатор проекта, реализатор проекта, заемщик, инвестор (при наличии);

7. Основные финансово-экономические показатели проекта, в т.ч.:

— Срок реализации проекта (рассматриваемый в бизнес-плане период),

— Доходы по бизнес-плану за рассматриваемый период,

— Расходы по бизнес-плану проекту за рассматриваемый период,

— Размер инвестиций,

— Размер кредита,

— Проценты по кредиту,

— Чистая прибыль за рассматриваемый период,

— Чистая текущая стоимость проекта (NPV),

— Внутренняя норма рентабельности (IRR),

— Срок окупаемости проекта с учетом дисконтирования,

— Срок окупаемости проекта без учета дисконтирования.

Введение

Настоящая курсовая работа посвящена изучению правовых основ предпринимательской деятельности.

Решение этих вопросов приобретает особую актуальность в настоящее время, что обусловлено следующими причинами:

во-первых, в настоящее время имеется немало исследований – монографий, учебников, учебных пособий, статей, в которых анализируются различные аспекты предпринимательской деятельности, однако же наблюдается некоторая односторонность ее освещения в научной литературе. И, в первую очередь, исследователи не обращают внимания на вопросы нормативно-правового регулирования предпринимательства, поскольку в современный период в России в области предпринимательской деятельности система правового регулирования только формируется, что, прежде всего, связано с отсутствием в советский период института предпринимательства как такового.

во-вторых, проводимые в России социально-экономические преобразования привели к стремительному развитию частного сектора в экономике. Создание благоприятной правовой среды является первоочередным условием развития предпринимательской сферы. На сегодняшний день единая и целостная система правоотношений в сфере предпринимательства еще не сложилась. В действующем законодательстве содержится большое количество спорных вопросов и пробелов в части создания, деятельности и ликвидации различных организационно — правовых форм юридических лиц, занимающихся предпринимательством. Нередко правовые акты, принимаемые в этой сфере, являются лишь реакцией (иногда весьма запоздалой) на пробелы в законодательстве, ущемления прав и интересов граждан, кредиторов, злоупотребления, получившие широкую огласку в обществе. Искусственное заимствование неадаптированных для континентальной системы права норм обычного права отрицательно сказалось на развитии российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и правоприменительной практики.

Цель настоящей курсовой работы состоит в анализе и критическом осмыслении действующего законодательства, связанного с регулирование отношений в сфере предпринимательства. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. раскрыть общие положения о предпринимательской деятельности;

  2. выявить понятие законодательства о предпринимательстве и его конституционные основы;

  3. определить особенности законодательного регулирования предпринимательской деятельности и проблемы, перспективы его совершенствования;

  4. выявить особенности судебных способов защиты прав предпринимателей.

Объектом проводимого исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Предметомизучения указанной темы являются особенности правового регулирования предпринимательства в РФ.

Методологической основой настоящего исследования послужила совокупность общенаучных методов, к которым относится анализ, синтез, индукция, дедукция, метод системного подхода др., а также частно-научных методов таких, как формально-юридический, метод сравнительного правоведения и функционально-структурный.

Нормативной основойданной курсовой работы явились Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 22 марта 1991 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 17 августа 1995 «О естественных монополиях», Федеральный закон от 26 октября 2002 «О несостоятельности (банкротстве)» и др.

Теоретическая значимость исследования обусловлена актуальностью и научной новизной рассматриваемых аспектов предпринимательской деятельности.

В процессе проведенного исследования разработаны аргументированные предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере предпринимательства, исходя из условий современного состояния процесса становления в России правового и гражданского общества.

В связи с этим полученные в результате исследования выводы могут послужить основанием для дальнейшего изучения правового регулирования предпринимательства – как в целом, так и отдельных его аспектов.

Практическая значимость настоящей курсовой работы заключается в том, что теоретические положения и предложения, сделанные в рамках настоящей курсовой работы, должны способствовать развитию законодательства, регулирующего правовые основы предпринимательства и могут использоваться в практической деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц любых организационно-правовых форм, а также органов власти, осуществляющих контроль и надзор за действиями субъектов предпринимательства.

1. Общие положения о предпринимательской деятельности

1.1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Легальное (законодательное) определение предпринимательской деятельности содержится в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ1, согласно которому предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Предпринимательство обеспечивает освоение перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших, а также развитию конкуренции и «маркетизации», увеличению «открытости» национальной экономики. К тому же, предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и связи между хозяйствующими субъектами (субъектами предпринимательства).

Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает и на общественные. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.

Обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.

Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире.1

Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества.

Взлеты и падения неизбежны на этом пути. Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска.

Помимо этого, в указанном выше законодательном определении предпринимательской деятельности закреплен такой признак как легализованный характер этой деятельности, т е. возможность ее осуществления только после регистрации в уполномоченном государственном органе. Однако следует отметить, что включение данного признака в легальное определение предпринимательской деятельности является принципиальной ошибкой законодателя. Это не сущностный признак понятия «предпринимательская деятельность», а требование к ее осуществлению.2 Отсутствие у явления одного из признаков, составляющих определение какого-либо понятия, означает, что данное явление под это определение не подпадает. В связи с этим получается, что с формальной точки зрения понятия «незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации» вообще не существует, поскольку без такой регистрации любая деятельность не может быть признана предпринимательской.

Еще один характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства.

Частно-правовое регулирование предпринимательской деятельности

Ведущая роль в механизме правового регулирования предпринимательства принадлежит нормам частного права, и в первую очередь гражданского. Совершенно очевидно, что предпринимательская деятельность по своей природе не терпит императивных, административно-командных методов воздействия. Управляемая подобными методами, производственная деятельность перестает быть свободной, инициативной, а экономика, утрачивая механизм саморегуляции, превращается в плановую. Поэтому диспозитивный метод, используемый гражданским правом, как нельзя более соответствует самому характеру предпринимательской деятельности.

Основными направлениями гражданско-правового регулирования в данной сфере являются:

— определение организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

— регулирование порядка создания и прекращения юридических лиц, установление процедуры банкротства

— регулирование внутренних отношений в коммерческих организациях

— регулирование и охрана отношений собственности и производных от них отношений (вещное право)

— регулирование и охрана договорных отношений, в которые вступают предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности (договорное право)

— установление оснований, форм и размера имущественной ответственности предпринимателей за гражданские правонарушения, совершенные ими в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Наиболее важные гражданско-правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, сосредоточены в ГК РФ – основном законе, имеющем приоритет перед всеми другими нормативными актами, содержащими нормы гражданского права. К таким актам относятся: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти федерального уровня (министерств и ведомств). Поскольку гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ, субъекты РФ и муниципальные образования не могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права.

Наряду с нормативно-правовыми актами источниками гражданского права являются обычаи делового оборота, т.е.

сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ). В основном обычаи делового оборота применяются в таких сферах предпринимательства, как банковское и страховое дело, а также морские перевозки.

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 220;

42. Правовые основы предпринимательской деятельности

В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного), гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др.

Основой предпринимательской деятельности является Конституция РФ, принятая 12.12.1993 г. и представляющая собой юридическую базу всего действующего законодательства. Основной Закон гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется по всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты и нормативные документы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В Конституции РФ определена главная экономическая и правовая проблема — проблемасобственности,установлены многообразие форм собственности и необходимость их регистрации.

По Конституции частная собственность охраняется законом, а иметь в частной собственности землю могут только российские граждане и их объединения. Установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.

Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен «рубль». Банк России обязан защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в т.ч. в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для свободного развития человека.

Предпринимательское право — это комплексная отрасль законодательства, регулирующая предпринимательскую деятельность Основу этой отрасли законодательства составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между людьми, занятыми предпринимательской деятельностью или участвующими в ней (п.1ст.2ГКРФ).

Взаимоотношения предпринимателей, оформляемые договорами, и возникающие в связи с этим обязательства являются предметом гражданского права.

Основной сферой в предпринимательском праве являются правоотношения, которые складываются в процессе деятельности, направленной непосредственно на получение прибыли. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности.

Источники предпринимательского права многочисленны, сложны и противоречивы. К ним относятся: Конституция РФ, гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права, обычаи делового оборота, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В регулировании предпринимательской деятельности задействованы практически все отрасли права. Так, предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права.

Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

(Материалы приведены на основании: Е.А. Татарников, Н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. ISBN 5-472-00856-5)

Добавить комментарий

Закрыть меню