Правовой режим свободных экономических зон

Правовой режим свободных экономических зон: виды, особенности правового регулирования. ОЭЗ в России. Оффшорные зоны.

⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 36Следующая ⇒

Важное значение в международной хозяйственной деятельности приобретают так называемые «свободные экономические зоны». Рассмотрим основные виды и правовой статус таких зон.

Под «свободной экономической зоной» (СЭЗ) понимается часть национального экономического пространства (зачастую географически обособленная), на которой используются специальные льготы и стимулы, не применяемые на остальной части территории, — особый таможенный, налоговый, инвестиционный режим. В СЭЗ государство сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Киотской конвенции установлены стандарты регулирования отношений по созданию свободной таможенной зоны, которые служат ориентиром для законотворческой деятельности государств, следующих международным стандартам. Так, государство определяет в своем законодательстве требования к созданию свободных зон с учетом принятого в международной практике их понимания, определяет виды товаров, допускаемых в такие зоны, характер операций, которые можно осуществлять в отношении товаров. Согласно указанным стандартам, законодательство страны может предусмотреть, что управление свободной зоной осуществляется таможенными властями, иными властями или физическими, юридическими лицами. Однако требования о строительстве и дислокации свободной зоны и организация таможенного контроля осуществляются таможенными властями. Они также определяют характер «закрытой» (охраняемой) зоны, наблюдение за средствами доступа в свободную зону, устанавливают часы работы и осуществляют контроль за соблюдением установленных положений. В функцию таможенных властей входит также осуществление проверки товаров лиц, поместивших их в свободную зону.

Существование международных стандартов регулирования «свободных зон» не позволяет государству произвольно толковать понятие «свободная» или «особая экономическая зона» применительно к внешнеторговой деятельности, в частности, при принятии законов о свободных зонах. С помощью международных стандартов обеспечивается унифицированный подход к регулированию внешнеторговой деятельности, целью которого является достижение гармоничного взаимодействия национальных правовых систем. Такой подход позволяет принять международные нормы более высокого порядка, то есть содержащие обязательства государств по применению правил международной торговли, прежде всего норм соглашений ГАТТ/ВТО.

Первые зоны свободной торговли, свободные таможенные зоны (территории), — часто их называют «зоны франко» — появились, в основном при портах — в Гамбурге, Бремене, Копенгагене, еще в прошлых веках. В этих зонах ввоз и вывоз товаров не облагается таможенными пошлинами.

Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения, поскольку связаны с обслуживанием не только товара, но и капитала. Они пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.

Технологические зоны — зоны третьего поколения (70— 80-е гг. XX в.), создаваемые вокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и иностранные исследовательские, проектные и научно-производственные предприятия, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Крупнейший в США технопарк «Силикон Вэлли» дает 20% мирового производства вычислительной техники и компьютеров. В нем занято 20 тыс. работников. Всего в США более 80 технологических зон.

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для организаций, оказывающих финансово-экономические, страховые, и иные услуги.

Наиболее распространенными сервисными зонами являются оффшорные зоны и налоговые (вольные) гавани. В них создается благоприятный валютно-финансовый, фискальный режим. Чтобы пользоваться этим режимом, существует два условия: не быть резидентом государства оффшорной зоны и не извлекать прибыли на её территории.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, в экспортно-импортных операциях, консалтинге. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных зон и «налоговых гаваней» — в Лихтенштейне, Панаме, острове Мэн (Великобритания), Антильских островах, Гонконге, Либерии, Ирландии, Швейцарии, Маврикии, Израиле, Малайзии и др. Капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долларов.

Комплексные зоны характеризуются сочетанием характеристик и особенностей других разновидностей СЭЗ, установлением льготного режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований («открытые районы» Китая, зона «Манаус» в Бразилии, территория «Огненная Земля» в Аргентине).

Выделяют 4 основные группы льгот, применяемых в СЭЗ:

1. таможенные (внешнеторговые): снижение или отмена пошлин, упрощение порядка внешнеторговых операций;

2. налоговые: льготы по налогооблагаемой базе, снижение налоговых ставок, освобождение от налогов;

3. финансовые: льготные кредиты, субсидии в форме низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы;

4. административные: упрощение процедур регистрации предприятия, режима въезда-выезда иностранных граждан и т. п.

К концу XX века в мире функционировало более 4 тыс. разного рода свободных экономических зон (СЭЗ) — таможенных зон, технопарков, зон свободной торговли, оффшорных зон, специальных экономических зон. Через СЭЗ проходит до 30% мирового товарооборота.

В России развитие системы СЭЗ идет неравномерно. Практически созданные СЭЗ находятся в стадии становления, определения тактики и приоритетов. Наиболее известной является СЭЗ «Находка» (3,3 тыс. предприятий, в т.ч. более 2 тыс. — частные, около 400 — с иностранными инвестициями).

Офшор, офшорная зона — территория с привлекательными для бизнеса условиями благодаря низким ставкам налогов, четкому законодательству об инвестиционных фондах, упрощенной системе регистрации компаний, конфиденциальности операций. В отличие от свободных экономических зон, связанных преимущественно с реальным сектором экономики, офшорные зоны благоприятны для проведения финансовых операций.

34. Внешнеэкономические сделки: понятие, содержание, виды, правовое регулирование, особенности составления и оформления ВЭС.

Внешнеэкономической считается сделка, в которой хотя бы одной из сторон является иностранное лицо (физическое или юридическое), а содержанием — операции по ввозу из-за границы или по вывозу за границу товаров либо какие-нибудь подсобные операции.

Основной разновидностью внешнеэкономических сделок является договор внешнеторговой (международной) купли-продажи товара. Кроме купли-продажи, к внешнеэкономическим сделкам относят договор подряда, договор мены, договор лизинга, договор комиссии, договор страхования, а также получившие в последнее время широкое распространение договоры на предоставление различных услуг по оказанию технического содействия в сооружении промышленных объектов и выполнении строительных, научно-исследовательских, проектных работ, передаче различной документации и т.д.

Внешнеэкономические сделки могут иметь возмездный или безвозмездный характер. Внешнеэкономические сделки подразделяют на:

— односторонние (выдача доверенности иностранному юридическому или физическому лицу на совершение действий от имени доверителя);

— двусторонние (договоры международной купли-продажи, бартерные контракты и т. д.);

— многосторонние (договор о совместной деятельности, учредительный договор и т.д.).

Внешнеэкономические сделки могут заключаться под определенным условием, при наступлении которого сделка либо вступает в силу, либо прекращает свое действие.

В качестве средства платежа, как правило, используется иностранная валюта. Причем стороны сделок могут выбрать валюту третьей страны.

Основания взимания, порядок исчисления и размер процентов по денежным обязательствам в РФ определяются по праву страны, подлежащему применению к соответствующему обязательству (ст. 1218 ГК РФ).

Споры, возникающие из внешнеэкономических сделок, по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение в специализированные арбитражи, представляющие собой не зависимые от государства организации, специализирующиеся на рассмотрении споров по внешнеэкономическим сделкам. Стороны могут выбрать как постоянно действующий арбитражный суд (например, Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации), так и арбитраж, который создается сторонами специально для рассмотрения спора по конкретному делу (так называемый арбитраж ad hoc).

Внешнеэкономические сделки между предпринимателями различных стран могут осуществляться как на основе свободного выбора контрагента, так и по согласованным в специальных межправительственных соглашениях (протоколах) о поставках товаров и оказании услуг индикативным спискам товаров и услуг, которые надлежит экспортировать или импортировать.

В правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального характера. Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи товара, играют и международные обычаи.

По российскому законодательству сфера действия права, подлежащего применению к договору, включает в себя (ст. 1215 ГК РФ):

— толкование договора;

— права и обязанности сторон договора;

— исполнение договора;

— последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;

— прекращение договора;

— последствия недействительности договора.

В РФ форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка (доверенность), совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права.

Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву.

Это правило применяется и в случаях, когда хотя бы одной из сторон такой сделки выступает осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, личным законом которого в соответствии с Гражданским кодексом РФ является российское право.

Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, — российскому праву (ст.

1209 ГК РФ). В случае если внешнеэкономические сделки заключаются на международных аукционах, иностранных биржах, то порядок подписания и форма сделок определяются соответствующими правилами аукционов и бирж.

Одним из принципов, которые используются при заключении сделок, является принцип «автономии воли» сторон, то есть возможность устанавливать по своему усмотрению содержание договора, его условия в пределах, установленных правом. Принцип автономии воли действует и при выборе права, если договор осложнен иностранным элементом. Таким образом, автономия воли — это одна из формул прикрепления (коллизионного принципа), которая занимает главенствующие позиции во внешнеэкономических обязательствах.

По российскому законодательству выбранное сторонами право применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество без ущерба для прав третьих лиц. Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела. Выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц, с момента заключения договора. Стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей. Если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан (ст. 1210 ГК РФ).

По российскому законодательству при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.

Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела.

Date: 2016-08-31; view: 1032; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Правовой режим особых экономических зон

Осо́баяэкономи́ческаязо́на— ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Характерными чертами являются:

а) применение различных видов льгот и стимулов:

-внешнеторговых — снижение или отмена экспортно – импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций;

-фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу, отдельные её компоненты, уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

-финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде — за счёт бюджетных средств и государственных кредитов, так и косвенно — в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделённой правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику

Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.

Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т.

п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания — «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства

Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы

Предоставляется ряд налоговых преференций

Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

Портовые зоны

Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

Экспортный контроль

Экспортный контроль — это комплекс мер по обеспечению установленного государством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении определенной группы контролируемых товаров и технологий (сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Объектом экспортного контроля в мировой практике являются:

— продукция военного назначения, то есть вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, применяемые в военно — технической области;

— оборудование и материалы, связанные с использованием атомной энергии;

— промышленные товары и технологии «двойного назначения», то есть применяемые в гражданских и военных целях.

Мировая практика экспортного контроля исходит из того, что действие ограничительного режима должно распространяться также на изделия, произведенные из контролируемых товаров (сырья, материалов) или содержащие их в качестве компонентов.

Товары, попадающие в списки объектов экспортного контроля (так называемые ограничительные списки), либо подлежат вывозу только в исключительном порядке путем предоставления специальной разовой лицензии по заявке экспортера, либо экспортируются в рамках установленных квот, либо вывозятся в «контролируемые государства» под наблюдением. Списки контролируемых товаров периодически пересматриваются с учетом последних научно — технических достижений.

Поставки товаров, подпадающих под действие экспортного контроля, которые осуществляются сверх установленных лимитов (квот), могут допускаться при наличии специального разрешения.

В российской системе экспортного контроля можно выделить четыре подсистемы:

а) режим контроля за торговлей вооружением и военной техникой (военно-техническое сотрудничество);

б) ограничения внешнеэкономических сделок с товарами и технологиями, которые могут быть использованы при создании вооружения, оружие массового уничтожения или средств его доставки в целях предотвращения нераспространения ОМУ и поддержания международной стабильности;

в) введение внешнеторговых квот и лицензирование для решения определенных экономических задач;

г)контроль за специфическим экспортом и импортом (драгоценные камни, металлы, вещества с наркотическим содержанием и т.п.). Каждая из этих подсистем имеет свою правовую базу. Основой всех подсистем являются списки лицензируемых товаров (работ, услуг), однако механизм утверждения лицензий для разных списков имеет свою специфику. Контроль за внешней торговлей чисто ядерными предметами, а также за товарами и технологиями двойного применения вводится государством прежде всего как компонент политики нераспространения ОМУ и поддержания международной стабильности.

Закон «Об экспортном контроле», принятый в 1999 г., закрепил термин «экспортный контроль» именно за этой сферой.

Основу международного режима нераспространения ОМП составляют соответствующие международные договоры, а также национальные системы экспортного контроля. В настоящее время сложились следующие многосторонние соглашения и договоренности в области экспортного контроля:

— Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО);

— Комитет Цангера;

— Группа ядерных поставщиков (ГЯП);

— Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ);

— Австралийская группа (химические и биологические технологии);

— Вассенаарские договоренности по контролю за двойными технологиями и обычными вооружениями.

Российская Федерация является участником ДНЯО, Комитета Цангера, ГЯП, РКРТ, Вассенаарских договоренностей.

Исключение составляет Австралийская группа (международный режим контроля за нераспространением химического и биологического оружия).

В соответствии с международными договоренностями в области экспортного контроля разрабатываются международные списки контролируемой продукции и руководящие принципы осуществления экспорта такой продукции. Государства, присоединившиеся к соглашениям, берут политическое обязательство применять эти списки и рекомендованные правила в рамках национальных режимов экспортного контроля. Однако выполнение правил, одобрение лицензий, санкции остаются прерогативой отдельных государств.

Таким образом, национальные системы экспортного контроля можно считать механизмами, обеспечивающими международные режимы нераспространения.

Ключевым элементом систем экспортного контроля всех государств является лицензирование. Лицензирование не предполагает введение абсолютного запрета на экспорт чувствительных товаров, услуг, технологий и научно-технической информации (кроме категории I списка РКРТ).

Лицензия — это разрешение на осуществление внешнеэкономической операции, но на определенных условиях, с принятием определенных гарантий того, что поставляемый товар или технология не попадут к нежелательному пользователю и не будут использованы для производства оружия.

Правовой режим иностранных инвестиций в особых экономических зонах.

По лекциям.

ОЭЗ — определяемая ПРФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления ПД.

ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»

Цель создания – создание благоприятных условия для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики.

Типы ОЭС:

1. промышленно-производственные,

2. технико-внедренческие, (например, Сколково)

3. туристско-рекреационные, (курская коса)

4. портовые.

ОЭЗ в г.Санкт-Петербург – ноу-хау в медицинских технологиях.

Томск, Зеленоград, Дубна – ноу-хау в промышленности

Калининградская область – Курская коса – туристско-рекреационная зона.

Новая Анапа – территория Краснодарского края – зона отдыха.

Ставропольский край «ГраднСпаЮца».

Алтай.

Богуславский стр. 287-289

Под свободными экономическими зонами (СЭЗ) в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач созданы особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий. Наибольшее распространение получили свободные таможенные зоны, промышленные зоны и технологические парки и технополисы. Любая экономическая зона, независимо от места ее расположения и цели ее создания, остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Зоны такого рода в различных вариантах были созданы в Китае, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Южной Корее, США и ряде других стран.

Создание особых экономических зон служит и привлечению иностранных капиталовложений.

В России правовое положение таких зон определяется специальными положениями о них, а также Таможенным кодексом РФ, Законом о валютном регулировании 1992 г., Законом о рынке ценных бумаг 1996 г. и иными законодательными актами.

Первой такой зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала зона в Находке. Специальное Постановление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24 октября 1990 г. Позднее принимались документы о других зонах, в частности, о создании свободной экономической зоны «Сахалин» (Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 г.), о хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Зеленограде (распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 21 мая 1991 г.), о статусе зоны «Янтарь» в Калининградской области (Постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г.). В отношении этой зоны принималось несколько постановлений, и первый федеральный закон о СЭЗ — Закон от 22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Упомянем также Указ Президента РФ от 21 июня 1994 г. и Постановления Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. о Технополисе «Заречном» (Свердловская область), созданном в целях развития наукоемких производств, содействия конверсии и привлечения иностранных инвестиций, и от 16 марта 1996 г. о создании научно-технологического парка «Новосибирск». Был принят также Федеральный закон от 31 мая 1999 г. об Особой экономической зоне в Магаданской области. Особый интерес в связи с расширением ЕС имеет зона в Калининграде в связи с возможностями превращения Калининградской области в «пилотный» российский регион в сотрудничестве России и ЕС.

В отличие от других государств СНГ в России не был принят закон о СЭЗ, хотя и было разработано несколько его проектов. В ст. 2 Таможенного кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2004 г., говорится о том, что на территории РФ могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ. Однако товары, помещенные на территории таких зон, рассматриваются как находящиеся вне этой таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также законов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых этим Кодексом и иными федеральными законами.

Для облегчения создания предприятий с иностранными инвестициями в СЭЗ должны предусматриваться возможности для оперативного решения всех возникающих вопросов (регистрации предприятий, оформления кредитов, осуществления таможенных процедур и т.п.). Такие возможности создаются путем делегирования правомочий центральных органов. Во многих странах, где образованы специальные зоны, широкое распространение получили системы обслуживания инвесторов «в одном месте» или «за 24 часа», когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решаются в оперативном порядке на месте.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим хозяйственную деятельность в СЭЗ, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории РФ законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:

1. упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями: предприятия с определенным объемом иностранных инвестиций подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в СЭЗ;

2. льготный налоговый режим: иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль;

3. пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами;

4. особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

5. упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый.

Понятие и виды внешнеэкономических сделок.

По лекциям.

Если сделка, предусмотренная национальным правом,, осложнена иностранным элементом, она становится сделкой м/н характера.

Сделки национального права целиком лежат в национальном правовом поле и регулируются, соответственно, национальным законодательством. Отличительный признак м/н сделки – связь с правопорядком, как минимум 2 государств.

Для их регулирования следует выявлять применимое право из правопорядка тех государств, с которыми связаны сделки. Регулирование таких сделок (как правило, договоров) возможно с помощью м\н соглашений, содержащих унифицированные материально-правовые нормы.

Основное вниманиенаук МЧП уделяется договорам м/н характера (двусторонние и многосторонние).

Среди договоров м/н характера особо выделяют:

1. м/н коммерческиеконтракты (внешнеэкономические или внешнеторговыеконтракты)

2. потребительские договоры.

Внешнеэкономическая сделка – более узкое понятие, чем сделка м/н характера и является ее разновидностью.

Выделяют 2 основных признака внешнеэкономической сделки:

ее связь с осуществлением ПД,

2. место нахождения коммерческих предприятий сторон сделки в разных государствах.

Внешнеэкономические сделки – сделки, опосредующие ПД, в сфере м/н экономических отношений, совершаемые м/д сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств.

Внешнеторговая сделка — сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Богуславский стр. 292-296

В российском гражданском законодательстве применяются понятия сделки и договора. Под сделкой понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. От двусторонней сделки следует отличать одностороннюю сделку, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (например, составление доверенности). В сфере международного частного права наибольшее значение с экономической точки зрения имеют внешнеэкономические сделки. Однако для России гораздо большее значение, чем в прошлом, приобрели обычные сделки, совершенные гражданами, а также признание действия в одной стране доверенностей, выданных в другой стране. Особенно это касается договоров, заключаемых между гражданами стран СНГ.

В международном деловом обороте применяется термин «договор международной купли-продажи».

Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. понимает под ними договоры купли-продажи товаров, заключенные между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.

К внешнеэкономическим договорам относятся договоры, совершаемые в ходе осуществления предпринимательской деятельности между лицами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах (И.С. Зыкин). Это могут быть договоры финансовой аренды (лизинг), финансирования под уступку денежного требования (факторинг), коммерческой концессии (франчайзинг), договоры поручения и комиссии. Свои особенности имеют подрядные договоры, различные договоры (контракты) по оказанию технического содействия в строительстве предприятий, по созданию промышленных комплексов и осуществлению других проектов, сотрудничеству в производстве отдельных видов оборудования, проведению совместных конструкторских и научно-исследовательских работ, лицензионные договоры об использовании изобретений и других научно-технических достижений (ноу-хау), договоры о передаче научно-технической документации, инжиниринга и различные другие виды внешнеэкономических сделок.

В законодательстве РФ деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью определяется как внешнеторговая деятельность (ст. 2 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2003 г.). Однако определение договора или сделки в законе не дается.

Особую группу составляют договоры перевозки (морской, железнодорожной, воздушной, автомобильной).

Добавить комментарий

Закрыть меню