Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Правовые основы государственного регулирования ВЭД в РФ.

  1. Сущность и структура правового регулирования ВЭД в РФ.
  2. Международные акты как составляющая российской правовой системы регулирования ВЭД.
  3. Сущность и сферы использования международных обычаев и судебной практики.
  4. Российской законодательство ГР ВЭД.

Начиная ВЭД, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, которая регулируется как общим так и национальным законодательством. Интеграция России в МХ должна осуществляется на основе развития национального законодательства в соответствии с международными нормами и принципами.
^это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется её практика (т.е. деятельность её участников – равноправных партнеров по бизнесу, которые связаны гражданско-правовыми отношениями так и государственных органов, которые устанавливают административно-правовые отношения).
Осуществленные в 1991 г. меры по либерализации ВЭД привели к тому, что принципы гражданского права (равенство участников, неприкосновенность собственности, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств), стали основными началами, регламентирующими отношения участников ВЭД)
К числу норм регулирования ВЭД относятся: материально-правовые нормы прямого действия (императивные) и коллизионные нормы частного и публичного права (диспозитивные).
Необходимо отметить, что нормы национального права имеют обязательный (императивный) характер, а нормы м/н права носят диспозитивный (т.е. стороны имеют право отступать от них). Диспозитивные нормы права играют большую роль во взаимоотношениях иностранных партнеров, т.к. способствуют единообразию в понимании терминов, прав и обязанностей сторон, не требуют досконального знания национального законодательства и тем самым способствуют ускорению проведения переговоров.
^ в РФ подразделяются на 4 группы:

  1. международные акты, разрабатываемые межправительственными организациями;
  2. торговые и деловые обычаи, принятые в международной практике;
  3. судебная практика
  4. национальным законодательством по ВЭД, т.е. законами, кодексами и другими подзаконными актами;

Международныеакты, которые включены в систему правового регулирования ВЭД конкретного государства, подразделяются на международные договоры и акты международных организаций.
В соответствии с ч.4. ст. 15 Конституции РФ международные договоры являются составной частью её правовой системы.
Существует следующая классификация международных договоров:

  1. по количеству участников:
  • двусторонние (имеют приоритет для всех субъектов этих договоров. Наиболее распространены в международной практике договоры о взаимной защите инвестиций (1726 в рамках 147 стран + РФ 50) и об избежании двойного налогообложения (1871 + РФ — 97)
  • многосторонние (в качестве примера можно привести Соглашение о партнерстве и сотрудничестве м/у РФ и ЕС 1997 г. )
  1. по охвату:
    • региональные (заключенные в рамках СНГ)!!! приоритет
    • универсальные
  2. от имени кого заключены:
    • межгосударственные (от имени РФ, подпись президентом РФ)
    • межправительственные (Правительство РФ)
    • межведомственные (от имени органов исполнительной власти)

Международные договоры вступают в силу и применяются только после их ратификации и официального опубликования. По своей структуре международные договоры отражают условия, которые страны-партнеры предоставляют друг другу на взаимной основе и которые определяют правовые особенности их взаимоотношений.
1) фиксация режима взаимоотношений: режима наибольшего благоприятствования, национального или преференциального режима;
2) платежные условия определяют технологию расчетов за взаимопоставляемые товары и услуги;
3) транспортные условия — условия транспортного обеспечения взаимного товарооборота;
4) статус торгового представительства в стране-партнере, предусматривающий его экстерриториальность, возможность использования шифровальной связи, дипломатической почты и др.;
5) срок действия и условия денонсации (уведомления о расторжении) международного договора.
Нередко на практике возникает вопрос о значении договоров СССР для Российской Федерации, которая наряду с Украиной и Беларусью является правопреемницей СССР по выполнению его соглашений. Кроме того, с 24 декабря 1991 г. Россия стала членом ООН вместо СССР, поэтому она входит в договоры с участием СССР, депозитарием которых выступает Генеральный Секретарь ООН. Наконец, согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 15 июля 1995 г.

№ 101-ФЗ «О международных договорах РФ» она — государство — продолжатель СССР.
Акты международных организаций
По своей юридической природе делятся на:

  • прямые
  • обязательные для выполнения странами-участницами (нормы ВТО)
  • рекомендательные (Венская конвенция о м/н договорах купли-продажи товаров (1980)

3
Составляющей правовой системы государства, носящей диспозитивный характер, являются обычаи, которые включают в себя международные торговые обычаи и проформы коммерческих договоров (типовые договоры).
Обычаи образуют так называемое транснациональное экономическое и торговое право. Согласно п. 1 ст. 5 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе, признается обычаем делового оборота.
Статьи 6, 309, 311, 314,421,427,431 и т.д. ГК РФ допускают применение таких обычаев за исключением случаев, когда они противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства.
В качестве примеров деловых обычаев можно указать Международный свод толкования условий торговли ИНКОТЕРМС-2000 (публикация Международной торговой палаты № 560), Принципы международных коммерческих договоров Международного института по унификации частного права (УНИДРУА, 1994 г.) и др.
Особое место в правовой системе регулирования ВЭД занимает судебная практика. В частности, в качестве норм права могут рассматриваться решения Конституционного Суда РФ, пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ при условии их официального опубликования. Судебные акты третейских судов не являются источниками права, но могут стать таковыми, в случае если участники сделки уполномочили третейский суд.

4
Наибольшее место в правовом регулировании внешнеэкономической сферы отводится национальному (внутреннему) законодательству, включающему общие нормы и специальное законодательство.
Общее законодательство представлено правовыми нормами, регламентирующими основные принципы функционирования государства и различных сфер жизнедеятельности, в том числе внешнеэкономической. К общему законодательству относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и т.п.
В Конституции РФ сформулированы нормы о приоритете международных договоров (ст. 15), о праве выезда за границу (ст. 27) и праве занятия любой не запрещенной законом экономической деятельностью, о статусе иностранцев (ст. 62), о компетенции субъектов РФ (ст. 71-73, 76, 78) и др.
Гражданский кодекс РФ устанавливает правила гражданского законодательства, применяемые к отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц (п. 1 ст. 2), правило о недействительности внешнеэкономической сделки при несоблюдении письменной формы (п. 3 ст. 162), отсылочные нормы использования иностранной валюты, сферы и правила применения норм международного частного права (раздел 3) и др.
Правила Налогового кодекса РФ охватывают деятельность таможенных органов (ст. 9), а также иностранных физических и юридических лиц (ст. 11), порядок налогообложения и взимания различных видов налогов и сборов (часть вторая НК РФ).
Процессуальное законодательство регламентирует правила производства по делам с участием иностранных юридических лиц в судах общей юрисдикции (ст. 433—438 Гражданского процессуального кодекса РФ) и арбитражных судах (ст. 210—215 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже» регламентирует деятельность третейских судов при рассмотрении споров в сфере ВЭД.
В то же время Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ предусмотрена возможность специального регулирования внешнеэкономической сферы, что происходит посредством специального законодательства, которое можно разделить по направлениям (табл. 1).
Важное место при формировании системы специального законодательства в области регулирования ВЭД занимает Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности в РСФСР», в соответствии с которым предприятия получили возможность выхода на внешний рынок с момента их создания (т.е. с даты их регистрации в местных органах исполнительной власти).

Лист

Введение 3

Глава 1. Правовое регулирование ВЭД: понятие, виды и функции. 5

1.1 Цели и принципы правового регулирования ВЭД 5

1.2 Методы правового регулирования ВЭД 6

Глава 2 Правовое регулирование ВЭД в России. 12

2.1 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации 12

2.2 Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» 14

Заключение 23

Список использованных источников 24

ВВЕДЕНИЕ

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

Таким образом, границы правового регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой — правилами международных организаций.

Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы правового регулирования внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок). Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.

Актуальность темы реферата состоит прежде всего, в сочетании большого значения внешнеэкономической политики для развития международной торговли с появлением новых направлений и средств этой политики в интересах увеличения выгод от расширения мировых хозяйственных связей в условиях глобализации.

Все страны используют внешнюю политику, для решения многих х социально-экономических проблем, выходящих за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и так далее.

Для России, интегрирующейся в мировое хозяйство и приобщающейся к деятельности многосторонних экономических организаций, определяющих поведение участников международной торговли, знание современной системы внешнеэкономической политики и тенденций ее развития представляет практический интерес.

Предметом реферата является процесс правового регулирования ВЭД.

Объект исследования является правовое регулирование ВЭД.

Целью реферата является показать основные методы правового регулирования ВЭД в России.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Исследовать цели, принципы и методы правового регулирования ВЭД.
  2. Исследовать систему государственного регулирования ВЭД в РФ.
  3. Проанализировать внешнеэкономическую политику РФ.

Методы, применяемые для написания данной работы: систематизация, классификация, исследование, обобщение, синтез аналитический метод, метод сравнения, логический метод, метод описания.

Структура работы. Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ

1.1 Цели и принципы правового регулирования ВЭД

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с «Федеральным законом об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Под внешнеэкономической деятельностью понимается деятельность, связанная с приобретением, изменением или прекращением прав и обязанностей, обусловленных созданием, использованием или отчуждением материальных благ или иных результатов человеческой деятельности, в отношениях между лицами различной государственной принадлежности.

Такая деятельность может носить коммерческий характер (когда она направлена на систематическое получение прибыли) или некоммерческий характер (выражаясь, например, в актах благотворительности или гуманитарной помощи).

Совершенно очевидно, что внешнеэкономический оборот осуществляется главным образом на коммерческих началах. Эта — преобладающая по объему — разновидность внешнеэкономической деятельности именуется внешней торговлей. Именно на ней и будет сосредоточено основное внимание в дальнейшем.

Согласно ФЗ N 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешнеторговая деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью — передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.

Внешняя торговля информацией — внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях.

Внешняя торговля товарами — импорт и (или) экспорт товаров.

Внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ).

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

  1. защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
  2. равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  3. взаимность в отношении другого государства (группы государств);
  4. обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
  5. выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  6. гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  7. обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  8. исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
  9. обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  10. обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
  11. единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  12. единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано.

Во-первых, все меры могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические процессы на протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации в противоположность этому направлены па снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции: протекционизм и либерализация.

Во-вторых, все меры в зависимости от характера воздействия на экономические процессы могут быть разделены на административные и экономические. К административным могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности установление квот, лицензий, эмбарго и другие. К экономическим могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. В зависимости от характера и разновидности применяемых приемов регулирования внешнеэкономической деятельности и согласно Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» все меры могут быть разделены на таможенно-тарифные и нетарифные.

1.2 Методы правового регулирования ВЭД

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

  1. таможенно-тарифного регулирования;
  2. нетарифного регулирования;
  3. запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  4. мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование включает установление ввозных и вывозных таможенных пошлин. Порядок применения таможенно-тарифных мер государственного регулирования ВЭД в России регламентируется Таможенным кодексом ТС, Федеральным законом «О таможенном тарифе», другими нормативными актами.

Основу таможенно-тарифных методов составляет таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза. Таможенная пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Таможенный тариф выполняет три основные функции: фискальную, т.е.

является важным источником поступления денежных средств в бюджет, протекционистскую — защиты интересов национальных производителей от иностранной конкуренции и балансировочную — ограничения нежелательного экспорта товара. Взимая таможенные пошлины при импорте, государство тем самым увеличивает цену иностранного товара, снижая его конкурентоспособность по отношению к товару, произведенному в стране-импортере. Взимая таможенные пошлины при экспорте, государство экономическими методами решает задачи перераспределения прибыли экспортера в свою пользу, если мировые цены создают предпосылки для получения сверхприбыли, или сдерживает вывоз товара, когда его экспорт нежелателен, так как внутренний спрос не удовлетворен.

Меры, относимые к нетарифным, отличаются большим разнообразием. Всю совокупность этих методов можно разделить на несколько категорий. Меры прямого ограничения направлены на защиту интересов национальной экономики. К ним относятся лицензирование и квотирование. Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование — это выдача государственным органам специального разрешения (лицензии) на экспорт и/или импорт отдельных товаров. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1) введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнения Российской Федерацией международных обязательств.

Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством РФ.

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ. Как сказано в ст. 21 Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения могут вводиться при экспорте товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными (перечень таких товаров определяется Правительством РФ). Количественные ограничения могут вводиться в отдельных случаях, предусмотренных законом, также при импорте сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов (ст. 21).

В учебнике отдельно не описан, поэтому см.вопрос 65 + изложенные далее основные положения ФЗ «Об основах государственного регулирования внешней торговли» 2003 года.

Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью; участники внешнеторговой деятельности — российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются: защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности; равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности; единство таможенной территории РФ; взаимность в отношении другого государства (группы государств); обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам и др.

Любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, федеральными законами.

РФ, ее субъекты и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законам и другими нормативными правовыми актами РФ посредством только:

таможенно-тарифного регулирования;

нетарифного регулирования;

запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Президент РФ определяет основные направления торговой политики Российской Федерации; определяет порядок ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней; устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях; осуществляет иные полномочия.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации; применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов РФ; устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом; вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров; определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами; утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности и др.

Разработка предложений, касающихся торговой политики РФ, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров РФ в области внешнеэкономических связей, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который Правительство РФ в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности (сейчас – Министерство экономического развития и торговли РФ).

В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством РФ устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в описанных далее случаях и при соблюдении указанных требований:

А) количественные ограничения, устанавливаемые Правительством РФ в исключительных случаях:

временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;

ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде в определенных случаях.

Такие ограничения применяются вне зависимости от страны происхождения товара, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Б) наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров устанавливается как временная мера в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров; осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании заявлений;

В) исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

Г) специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры (могут вводиться при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров).

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами (далее — лицензирование) устанавливается в следующих случаях:

введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров;

предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхождения товаров. Товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения.

Международный транзит осуществляется свободно по железнодорожным, водным, воздушным и автодорожным путям, наиболее подходящим для международных перевозок, если законом прямо не установлено иное.

Внешняя торговля услугами осуществляется следующими способами: с территории РФ на территорию иностранного государства и наоборот; на территории РФ иностранному заказчику услуг и наоборот; российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства и наоборот; российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства и наоборот.

Если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, внешняя торговля услугами может быть ограничена путем введения запретов и ограничений, затрагивающих все или отдельные сектора услуг, в отношении способов оказания услуг на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью.

Могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды и др. (кстати, по услугам и товарам то же самое!!!)

В соответствии с указами Президента Российской Федерации внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия РФ в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН, а также в целях поддержания равновесия платежного баланса РФ.

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством РФ.

Правительство Российской Федерации может вводить ответные меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство не выполняет обязательства в отношении РФ, предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы РФ, ее субъектов, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства и т.п. случаи.

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.

Особые режимы осуществления внешней торговли:

1. Приграничная торговля – предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий.

2. Особые экономические зоны (особый режим хозяйственной деятельности на территориях особых экономических зон, устанавливается ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»).

Вопрос 67. Коммерческая тайна: понятие, содержание, правовое обеспечение.

Ст.139 ГК РФ:

информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Исторически: понятие пришло из практики; известно было и российским классикам (Шершеневич); в советское время эта конструкция отвергалась/non grata (Положение о рабочем контроле от 14.11.1917); институт возродился в начале 90-х: «О предприятиях в СССР» от 4.06.90, Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.91. Сейчас – ст.139 ГК РФ.

Институт КТ является одним из средств обеспечения конкурентоспособности и защиты экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности. Традиционно КТ связывают с категорией «информация» и производным от нее понятием «конфиденциальная информация».

Информация – это данные, т.е. факты, идеи, сведения, представленные в знаковой форме, позволяющей их передачу, обработку, интерпретацию; сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст.2 ФЗ «Об информации, информатизации и защиты информации»).

ГК РФ ст.128 информация – объект ГП, но только та, которая представляет коммерческую ценность, создавая определенные экономические преимущества для ее обладателя => критерий ценности:

общедоступная (открытая) информация – информация, доступ к которой имеет неограниченное число лиц (в официальный документах, СМИ, в произведениях науки и культуры). Понятие массовой информации (ФЗ «об информации и…», ФЗ «О средствах массовой информации») – печатные, аудио- и аудиовизуальные сообщения и материалы – разновидность общедоступной информации.

необщедоступная (конфиденциальная, закрытая) информация – совокупность каких – либо доверительных секретных сведений, не подлежащих огласке. Определение ФЗ: документированная информация (т.е. зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать), доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Слово «документированная» все подвергают сомнению, т.к. в противном случае информация о кулинарных рецептах или парфюмерных добавках, известная лицам устно, передающаяся из поколение в поколение, не будет считаться конфиденциальной.

Понятие «конфиденциальная информация» тесно связано с понятиями «тайна» и «секрет».

Тайна (секрет) – нечто «скрываемое от других, известное не всем» или «скрытая причина чего-нибудь (например, тайна успеха)». В зарубежной юридической литературе:

Тайна (секрет) – «исключительные знания, не известные заинтересованному в них лицу и не достижимые без определенных экономических затрат» => 2 ключевых аспекта: знание определенных сведений (фактические обстоятельства или субъективные навыки – опыт) и существование относительно определенного лица/группы лиц до тех пор, пока оно не приобретет каким-либо способом сведения, составляющие ее содержание.

У них же (немножечко и у нас) существует понятие «тайная сфера» — совокупность всех секретных сведений, которыми обладает то или иное лицо.

Сторонники данной концепции (она противопоставляется «тайне») считают, что только охрана совокупности всех секретных сведений лица может быть эффективной с правовой точки зрения. В частности, в качестве объекта правовой охраны выступает не КТ (ноу-хау) как таковая, а неприкосновенность личной сферы правообладателя.

В отечественной юридической литературе делались попытки классификации тайн. Например, классификация информации ограниченного доступа на 3 основные группы (В.Михайлов): тайна частной жизни, коммерческая тайна, государственная тайна. Единство взглядов авторов различных классификаций проявлялось в выделении в самостоятельную группу конфиденциальной информации, составляющей КТ. Сегодня существует около 50 видов конфиденциальной информации (А.Коломиец): государственная, служебная, следствия, страхования, врачебная и т.д. и т.п.

На практике, КТ обобщает понятия «ноу-хау», «торговые секреты», «секреты производства», «торговая тайна»…

КТ– техническая, экономическая и иная используемая в предпринимательской деятельности информация (документированная/недокументированная), обладающая действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам, обычно имеющим дело с подобными видами информации, при том, что к данной информации нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает разумные меры к охране ее конфиденциальности.

Добавить комментарий

Закрыть меню