Правовое регулирование государственной службы

Правовое регулирование государственной гражданской службы

Государственная гражданская служба (в законодательстве используется просто понятие «гражданская служба»), как уже отмечалось, является одним из видов государственной службы. Именно этот вид государственной службы предусмотрен в большинстве органов исполнительной власти, а также в аппарате законодательных и судебных органов.

Определение гражданской службы дается в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий:

— федеральных государственных органов;

— государственных органов субъектов РФ;

— лиц, замещающих государственные должности РФ;

— лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Основным источником правового регулирования гражданской службы является упомянутый Федеральный закон № 79-ФЗ, регламентирующий практически весь комплекс вопросов этого вида службы.

Многие положения Федерального закона № 79-ФЗ находят свое развитие и конкретизацию в многочисленных указах Президента по вопросам гражданской службы, например:

— Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»;

— Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»;

— Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»;

— Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

— Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

— Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» и т.д.

Особенность гражданской службы состоит в ее делении на два уровня — федеральный и уровень субъектов РФ.

Это связано с федеративным характером российского государства и делением всей системы государственных органов на два уровня — федеральный и региональный. Эта особенность отражается и на правовом регулировании гражданской службы.

Федеральный закон № 79-ФЗ распространяет свое действие и на федеральную гражданскую службу, и на гражданскую службу субъектов РФ. Более того, единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ закреплено статье 4 этого закона в качестве одного из принципов гражданской службы.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.11.2012 № 26-П указал следующее: «вводя в правовое регулирование государственной гражданской службы общие для Российской Федерации и субъектов РФ правовые нормы, федеральный законодатель должен оставлять субъектам РФ пространство для собственного правового регулирования, которое находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения и в котором субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти».

Какое именно «пространство для правового регулирования» по вопросам гражданской службы» остается у регионального законодателя, видно на примере Закон Новосибирской области от 01.02.2005 № 265-ОЗ «О государственной гражданской службе Новосибирской области». Этот закон устанавливает:

– порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Новосибирской области;

– квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы Новосибирской области;

– порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих области;

– полномочия органов государственной власти Новосибирской области в сфере государственной гражданской службы;

– условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Новосибирской области за счет средств областного бюджета

– порядок формирования Реестра должностей государственной гражданской службы Новосибирской области.

Таким образом, закон субъекта РФ о гражданской службе не осуществляет комплексного регулирования данного института, а затрагивает лишь некоторые (и при том не самые важные) вопросы организации гражданской службы. Правовой статус гражданских служащих и порядок прохождения гражданской службы законом субъекта практически не затрагивается.

Какой основной нормативный правовой акт регулиру­ет основную деятельность государственных граж­данских служащих Российской Федерации?

Кто является гарантом прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации?

А.

Конституция Российской Федерации;

Б. Судебные органы;

В. Президент Российской Федерации.

4. Вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища решают:

А. Правительство Российской Федерации

Б. Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам гражданства и предоставления политического убежища

В. Президент Российской Федерации

5. Федеральное Собрание является:

А. законодательным органом Российской Федерации

Б. представительным органом Российской Федерации

В. представительным и законодательным органом Российской Федерации

Какими нормативными актами определяется статус Ставропольского края как субъекта Российской Федерации?

А. Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края;

Б. Конституцией Российской Федерации.

Кто является источником власти в Ставропольском крае?

А. Государственные органы Ставропольского края;

Б. Государственные органы и органы местного самоуправления Ставропольского края;

В. Население Ставропольского края.

8. Устав Ставропольского края и поправки к нему принимаются:

А. Думой Ставропольского края

Б. Правительством Ставропольского края

В. Губернатором Ставропольского края

9. Принятый закон Ставропольского края направляется Губернатору Ставропольского края для подписания и обнародования:

А. в пятидневный срок

Б. в семидневный срок

В. в трехдневный срок

10. Структуру органов государственной власти Ставропольского края определят:

А. Правительство Ставропольского края;

Б. Губернатор Ставропольского края.

11. Правовое регулирование государственной гражданской службы Ставропольского края (далее — гражданская служба) осуществляется:

А. Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края;

Б. Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края, Гражданским кодексом Российской Федерации;

В. постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края; Трудовым кодексом Российской Федерации.

Какой основной нормативный правовой акт регулиру­ет основную деятельность государственных граж­данских служащих Российской Федерации?

А. Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Россий­ской Федерации»;

Б. Федеральный закон от 31 июля 1995г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»;

В. Федеральный закон от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

13. Государственная гражданская служба Российской Федерации –

А. вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности

Б. служба в органах государственной власти Российской Федерации

В. исполнение полномочий на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации

14. В число квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы входят:

А. требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности

Б. требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В. требования к уровню профессионального образования, к стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам

15. Гражданский служащий:

А. Гражданин РФ, достигший 18-летнего возрас­та, соблюдающий Конституцию РФ, норма­тивные правовые акты РФ и субъектов РФ;

Б. Гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Граж­данский служащий осуществляет профессио­нальную служебную деятельность на должно­сти гражданской службы в соответствии с ак­том о назначении на должность и со служеб­ным контрактом и получает денежное содер­жание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ;

В. Гражданин РФ, достигший 18-летнего возрас­та, исполняющий в установленном порядке, в соответствии со своими обязанностями за де­нежное вознаграждение и замещающий госу­дарственную должность.

16. На гражданскую службу вправе поступать:

А. Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным законодательством;

Б. Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 год, владеющие государственным языком Российской Федерации;

В. Граждане Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство другого государства, достигшие возраста 18 лет.

17. Гражданин не может быть принят на граждан­скую службу, а гражданский служащий не может на­ходиться на гражданской службе в случае:

А. Признания его недееспособным или ограни­ченно дееспособным решением суда, всту­пившим в законную силу;

Б. Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого госу­дарства;

В. Все вышеуказанное верно.

18. В связи с прохождением государственной гражданской службы государственному гражданскому служащему запрещается:

А. осуществлять предпринимательскую деятельность

Б. участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией

В. все вышеперечисленное

Понятие, система и правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации

Государственной службой, является тот вид социальной службы, который осуществляется в органах государст­венной власти. К государственной относится служба, решающая государственно значимые задачи: обороны, безопасности, защиты целостности, неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка и проч., т. е. задачи, без решения которых существование государства немыслимо.

Все это предопределяет особенности правового регулирования государственной службы. Конституционный Суд РФ в определе­ниях неоднократно подчеркивал, что «специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельно­сти по обеспечению исполнения полномочий государственных ор­ганов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях. Регламентируя правовое поло­жение государственных служащих, порядок поступления на госу­дарственную службу и ее прохождения, государство может уста­навливать в этой сфере и особые правила».

Действующий Закон о системе государственной службы содер­жит следующее определение: Государственная служба Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных феде­ральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных госу­дарственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конститу­цией РФ, федеральными законами для непосредственного испол­нения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих должности, устанавливаемые конститу­циями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Государственная служба потому является государственной, что это прежде всего социальный институт публично-правового регу­лирования, а не только административно-бюрократический эле­мент государственного аппарата. Для госслужащего главным явля­ется добросовестное и самоотверженное служение людям, качест­венное «осуществление целей и функций государства посредством практического исполнения должностных обязанностей и право­мочий в государственном аппарате»1. В таком случае госслужащий выступает не только как профессионал-управленец, но и как пуб­личное должностное лицо, в круг полномочий которого входят реализация государственных функций и профессиональное обес­печение выполнения государственными органами или лицами, за­нимающими государственные должности, полномочий органов государственной власти.


Специфическими особенностями государст­венной службы выступают:

1. публичность; направленность на реализацию функций государства;

2. внешневластный характер служебной деятельности;

3. особая организационная структура, неотделимая от государ­ственного аппарата;

4. наличие прямой публично-правовой связи между государст­вом и государственным служащим.

Данные особенности проявляются в государственной службе в неразрывном единстве, и исключение любой из них так же неоп­равданно, как и придание большей значимости какой-либо харак­теристике.

Единство государственной службы вместе с тем не исключает возможности ее разделения на виды, образующие систему.

Вышесказанное позволяет трактовать государственную службу как «публично-правовое отношение между государством и служа­щим, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, идущую от лица государства и направ­ленную к осуществлению определенной государственной задачи в целях обеспечения реализации прав и законных интересов граждан».

Систе­ма государственной службы Российской Федерации в настоящее время включает следующие виды:

1. государственная гражданская служба;

2. военная служба;

3. правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба направлена на реализа­цию общеадминистративных функций государственного управле­ния в узком смысле.

В соответствии с Законом о гражданской службе государственная гражданская служба Российской Федера­ции — это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на долж­ностях государственной гражданской службы Российской Федера­ции по обеспечению исполнения полномочий федеральных госу­дарственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Феде­рации, и лиц, замещающих государственные должности субъек­тов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ (далее — МВД России), в войсках гражданской обороны, инже­нерно-технических и дорожно-строительных воинских формиро­ваниях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ (далее — СВР России), органах федераль­ной службы безопасности, федеральном органе специальной свя­зи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воин­ских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, дру­гих войсках, воинских формированиях и органах (ст. 2 Закона о воинской обязанности).

Правоохранительная служба— это вид федеральной государст­венной службы, основной целью которой является охрана общест­венного порядка; это деятельность граждан, которым присваива­ются специальные звания, на должностях в правоохранительных органах. Следует иметь в виду, что в соответствии с ч.

1 ст. 19 Закона о системе государственной службы определение правоохранитель­ной службы как вида федеральной государственной службы приме­няется со дня вступления в силу федерального закона о правоохра­нительной службе. В настоящее время такой закон пока не принят.

В соответствии с законодательством выделение правоохрани­тельной службы как вида государственно-служебной деятельности предлагается производить по двум критериям:

1. функциональному (охрана общественного порядка);

2. организационному (прохож­дение на должностях в правоохранительных органах).

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Сущность и виды госслужбы

Государственная служба представляет собой сложный, комплексный, многогранный социально-правовой институт, имеющий правовые, экономические, социальные и организационные основы.

Государственная служба в РФ — это профессиональная деятель­ность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА является публичной службой и подразделяется на:

1) государственную службу в субъектах РФ;

2) федеральную государственную службу, которая имеет следующие виды:

· Военная

· Правоохранительная

· Гражданская.

Государственная гра­жданская служба осуществляется в:

A. Администрации Пре­зидента РФ

B. Аппа­ратах палат Федераль­ного Собрания РФ

органах ис­полнительной власти

D. органах су­дебной власти

E. иных государ­ственных органах (ЦИК РФ, Счетная палата и др.)

Правовое регулирование и организация федеральной госу­дарственной гражданской службы находится в ведении Россий­ской Федерации.

Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совмест­ном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральны­ми законами о видах государственной службы.

Государственная гра­жданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на долж­ностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных орга­нов, государственных органов субъектов Российской Федера­ции, лиц, замещающих государственные должности Россий­ской Федерации, и лиц, замещающих государственные должно­сти субъектов Российской Федерации (управление экономиче­скими процессами, управление финансово-бюджетной сферой, управление федеральной собственностью, управление в соци­альной сфере и т.п.)

Государственная военная служба — профессиональная служебная деятельность па воинских долж­ностях в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (пограничная служба, служба в железнодорожных войсках, войсках правительственной связи и информации, войсках гра­жданской обороны, инженерно-технических и дорожно­строительных воинских формированиях при федеральных ор­ганах исполнительной власти, служба внешней разведки РФ, в органах ФСБ РФ, федеральных органах государственной охра­ны и т.д.)

Правоохранительная служба — профессиональная служебная деятельность на должностях пра­воохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции но обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с пре­ступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (судебная, уголовно-исполнительная, прокуратура, таможенная, налоговая, метрологическая, радиационная, санитарно-эпидемиологическая, служба лесо-, водоохраны, экологическая, охраны воздушного пространства, контроль качества товаров, противопожарная и др.)

Таким образом, в определении понятия государственной службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональ­ная деятельность, под которой понимается деятельность, осуще­ствляемая на основе специальных навыков и знаний.

Закон «Об осно­вах государственной службы в Российской Федерации» рассматри­вает государственную службу в более узком смысле, как деятель­ность тех служащих, которые составляют «аппарат», корпус руководителей, специалистов государственных органов. Такое оп­ределение государственной службы позволяет разграничить госу­дарственно-управленческую деятельность от деятельности специ­алистов в народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также разграничить государственную службу и другие виды служб.

Однако в некоторых странах государственную службу трактуют более широко. Так, в Федеративной Республике Германии законо­дательство различает два вида государственной службы: чиновни­ки государственных органов, деятельность которых регулируется в особом порядке и наемные работники, заключающие договор о службе (прежде всего, работники государственных секторов).

Структурообразующим элементом органов государственной власти является государственная должность, которая образуется во всех ветвях государственной власти. Эта организационно-право­вая категория является важнейшей формой специализации госу­дарственного служащего и присуща только ему.) В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица.

Добавить комментарий

Закрыть меню