Правовое положение иностранцев в РФ

Правовое положение иностранных граждан в РФ.

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 29Следующая ⇒

С точки зрения МЧП физические лица делятся на две категории:

«граждане (данного государства), т.е. национальные лица» и

«иностранцы» (иностранец — физическое лицо, находящееся на территории государства, гражданином которого оно не является). Понятие «иностранцы» объединяет следующие категории физических лиц:

иностранные граждане — лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством;

бипатриды — лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами;

апатриды — лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством;

беженцы — лица, вынужденные по определенным причинам покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого.

В Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» — Иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

а под Лицом без гражданства(апатридом)— лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Согласно ст. 62 Конституции РФ. — Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что гражданин Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 62 Конституции РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Как уже было отмечено, наличие у гражданина России гражданства и иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

Гражданин Российской Федерации, если он в указанных случаях приобрел гражданство иностранного государства, рассматривается в России только как российский гражданин, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.

Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе:

1. общепризнанных принципов и норм международного права;

2. международных договоров;

3. права страны гражданства (страны места жительства) лица;

4. права страны его пребывания

Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания.

От понятий «правовое положение», «правовой статус» следует отличать понятие «правовой режим» (– совокупность прав и обязанностей, предоставленных гражданам и юр. лицам на основании международного договора и национального законодательства),Понятие «правовой режим»обозначает начала, принципы, на которых строится правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства в стране пребывания. Такими началами в международном частном праве являются, прежде всего, равенство, недискриминация.

Отношения, в которые вступает иностранец, въезжая в Россию и пребывая на ее территории, находятся в сфере частного и публичного права.

Будучи тесно связанными с отношениями международного гражданского обмена, на которые воздействует международное частное право, отношения в сфере публичного правапо общему правилу формируютсявне»правового поля»,открытого для коллизионных вопросов, и регулируются, прежде всего:

1. законодательством о въезде в Российскую Федерацию и выезде из нее и межд-и договорами РФ в этой области;

2. таможенным законодательством РФ, включая Таможенный кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, и межд-ми договорами РФ по вопросам таможенного сотрудничества;

3. валютным законодательством (Федеральный закон от 10 декабря 2003 г 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», соответствующие этому ФЗ указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты Центробанка РФ и иные нормативные правовые акты), а также межд-ми договорами РФ по валютно-финансовым вопросам;

4. налоговым законодательством (Налоговый кодекс РФ, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты по вопросам налогообложения) и международными договорами РФ, в том числе об устранении двойного налогообложения доходов и имущества.

Статья 12Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. исходит из следующего:

1. Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную.

3. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.

Положения Пакта образуют основу для решения соответствующих вопросов в национальном законодательстве/

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепила общие положения статуса иностранцев.

Практика международного общения выдвигает на первый план задачу совершенствования правовых начал, на которых строится статус иностранцев и лиц без гражданства.

Применительно к российскому законодательству речь идет, прежде всего, о национальном режиме — основном для этой категории лиц.

Национальный режимозначает приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в правах и обязанностях к гражданам страны пребывания.

Российский законодатель поднял регулирование вопроса о предоставлении национального режима на уровень конституционной нормы с широкой сферой применения. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В связи с этим следует упомянуть правила ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», определяющие для иностранных инвесторов (в том числе иностранных физических лиц и лиц без гражданства) порядок установления изъятий из правового режима
не только ограничительного характера (эти изъятия могут быть установлены федеральными законами лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), но и стимулирующего характера (льготы для иностранных инвесторов в интересах социально-экономического развития Российской Федерации). Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ.

Государство может вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев.

Конституцией РФ право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32) закреплены за гражданами Российской Федерации, которые также имеют равный доступ к государственной службе, имеют право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4 и 5 ст. 32). На гражданина возлагается обязанность военной службы, защита Отечества является его долгом и обязанностью (ч. 1 и 2 ст. 59).

Как предусмотрено в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 14), иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе.

Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром гражданского воздушного судна, если иное не установлено федеральным законом;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Необходимо сказать что Федеральный закон от 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» — определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Федеральный закон от 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет в

Статье 13. Трудовую деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерациюсоотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей,;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

В области гражданского праванациональный режим применяется шире, чем в какой-либо иной правовой сфере.

Согласно ст. 2 ГК РФПравила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

т.е. Иностранные граждане могут:

1. иметь имущество на праве собственности;

2. наследовать и завещать имущество;

3. заниматься предпринимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятельностью не исключается законом;

4. создавать в установленном порядке юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

5. совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;

6. избирать место жительства;

7. иметь иныеимущественные и личные неимущественные права.

Создание иностранными юрлицами, гражданами и лицами без гражданства т.е. инвесторами коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

В сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидовиностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами, что и российские граждане, если иное не установлено законодательством РФ.

Договоры о правовой помощи, о поощрении и защите капиталовложений, о торгово-экономическом сотрудничестве чаше, чем какие-либо иные международные договоры РФ, являются источниками норм о национальном режиме в соответствующих сферах отношений.

Привилегии и иммунитеты

Содержание иммунитета государства, его органов и их должност­ных лиц раскрывается в Венских конвенциях:

1. о дипломатических сношениях 1961 г.;

2. о консульских сношениях 1963 г.;

3. о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

Конвенции дополняет Конвенция о специальных миссиях 1969г.

Рекомендуемые страницы:

Иностранцы. Виды правовых режимов иностранных граждан

Иностранец — это физическое лицо, находящееся на территории государства, гражданином которого оно не является, и имеющее дока­зательства своей правовой связи с другим государством, своей при­надлежности к его гражданам. Правовое положение иностранцев оп­ределяется совокупностью правовых норм, определяющих права и обязанности иностранных граждан. Эти нормы содержатся как в на­циональном законодательстве, так и в международно-правовых актах.

Основными международными документами, регулирующими пра­вовой статус иностранцев, являются Международные пакты о правах человека 1966 г. В обоих Пактах (ст. 2) зафиксировано, что каждое го­сударство обязано обеспечивать всем находящимся в пределах его тер­ритории и под его юрисдикцией лицам признаваемые в Пакте права без какого бы то ни было различия. Статья 13 Пакта о гражданских и политических правах содержит специальную норму об основаниях высылки иностранцев, законно находящихся на территории какого-либо государства. Коллективная высылка иностранцев запрещена.

В Российской Федерации действует Федеральный закон «О право­вом положении иностранных граждан в Российской Федерации 2002 г. Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являю­щееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательст­во наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Законно находящимся на территории Российской Федерации иностраннымгражданином является лицо, имеющее действительные вид жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные документы, предусмотренные федеральным законом или международным договором, подтверждающие его право на пребыва­ние в Российской Федерации.

На территории государства пребывания иностранные граждане пользуются определенными режимами. Правовой статус иностран­цев, определяющий объем их прав и обязанностей, обозначается термином «режим иностранцев». ; Виды режимов, установленных для иностранцев:

1. Национальный режим предполагает уравнивание иностранцев в правах и обязанностях с местным населением (ст. 62 Конституции РФ). Формулировка российского законодательства типична и имеет множество аналогов в зарубежном законодательстве. Абсолютный и полный национальный режим иностранцам не предоставляется ни в одном государстве, — иностранные граждане лишены избирательных прав в другом государстве, права занимать государственные должно­сти и т.п.

Такое положение вещей не представляет собой дискримина­ции. Однако в международном праве не существует запрета предос­тавления избирательных прав иностранным гражданам. В законода­тельстве отдельных государств можно найти примеры наделения иностранцев избирательными правами. Иностранцы не могут быть в принудительном порядке привлечены в другом государстве на воен­ную службу. Исходное начало этого запрета — индивид не может быть поставлен в положение, когда он будет вынужден поднять оружие против своего государства (в некоторых национальных законах есть отступления от этого принципа).

2. Специальный режим предполагает предоставление иностранным гражданам определенных прав, установленных для них в националь­ном законе или международном договоре. Общепринято предоставле­ние иностранцам национального режима в сфере экономических, со­циальных, гражданско-процессуальных и частично гражданских прав, специального режима — в сфере политических, трудовых, админист­ративных, семейных и частично гражданских прав. Специальный режим предполагает наделение иностранцев правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей местных граждан.

Специальный режим может носить негативный характер, и в этом случае он представляет собой совокупность правовых ограничений, вторые распространяются только на иностранцев (практически во всех странах иностранцы не могут быть капитанами водных судов и членами экипажей воздушных судов).

Специальный режим может иметь позитивный (преференциальный) характер, т.е. иностранные граждане в целом или граждане отдельных государств обладают преимуществами в какой-либо сфередеятельности (безвизовый въезд жителей пограничных областей на территорию соседнего государства, беспошлинная приграничная торговля и т.п.). Принято предоставление преференциального режима для иностранцев по сравнению с гражданами из других государств, но не по сравнению с собственными гражданами.

3. Режим наибольшего благоприятствования представляет собой уравнивание граждан всех иностранных государств в правах и обязан­ностях друг с другом в какой-то определенной области на территорииопределенного государства. Права и привилегии, которыми пользу­ются граждане одного государства, на данной территории автоматически распространяются на граждан всех остальных государств. В современ­ном мире предоставление режима наибольшего благоприятствования для иностранцев — наиболее распространенное явление.

Любой из перечисленных режимов предполагает возможность вве­дения по распоряжению властей соответствующего государства огра­ничений и изъятий, особенно в случае применения реторсий — ответ­ных ограничительных мер по отношению к гражданам тех государств, на территории которых граждане данного государства подвергаются какой-либо дискриминации.

В международном праве господствует тенденция уравнивания в правах всех иностранцев, проживающих на территории данного госу­дарства, с местным населением, приближение их правового статуса к статусу собственных граждан.

В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о правах человека в от­ношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г. содержатся следующие положения:

1. Государства устанавливают правовой режим для иностранцев, учитывая свои международные обязательства.

2. Иностранцы обязаны соблюдать законы государства места нахо­ждения; нарушение законов предполагает ответственность иностран­цев наравне с местными гражданами.

3. Иностранцы на территории других государств пользуются опре­деленным объемом гражданских прав и свобод, установленных в на­циональном законодательстве и в международных договорах.

4. Не допускается массовая высылка иностранцев, законно находя­щихся на территории данного государства; индивидуальная высылка возможна только во исполнение официального решения и по основа­ниям, предусмотренным в законе.

5. Иностранец имеет право на защиту со стороны государства сво­его гражданства. Это норма обычного происхождения, в настоящее время закрепленная в международно-договорном порядке на универсальном уровне: Венские конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и о консульских сношениях 1963 г. Данное положение закреп­ило и в большинстве национальных законов (ст. 61 Конституции РФ). Иностранцам предоставлено право свободного доступа в дипло­матические и консульские представительства своего государства.

На иностранцев распространяются все законы государства пребы­вания. Кроме лиц с особым статусом (особые иностранцы — лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами), все иностранныеграждане подлежат уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства места нахождения. За совершение уголов­ных преступлений вне территории государства пребывания иностран­цы привлекаются к ответственности на основании международных обязательств и национальных законов данного государства. В нацио­нальном уголовном праве любого государства предусмотрены составыуголовных преступлений и административных правонарушений, субъектами которых могут быть только иностранцы (шпионаж, нару­шения режима пребывания в данном государстве).

С точки зрения международного права иностранцы находятся в двойном подчинении, подчиняются двум различным началам — тер­риториальному (юрисдикция государства пребывания) и экстеррито­риальному (юрисдикция государства гражданства). При противоре­чии законов государства места нахождения лица законам государства его гражданства может возникнуть ситуация конкурирующей юрис­дикции. При этом общепризнанно, что иностранец может выполнять обязанности или пользоваться правами, соответствующими его на­циональному праву, только в той мере, в какой это не противоречит суверенитету, безопасности и законодательству государства пребы­вания.

Это касается политических прав иностранцев, их военной службы, регулирования въезда и выезда, установления пределов уголовной юрисдикции государства пребывания и защиты со стороны государства гражданства.

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 7416 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. II. Порядок проведения аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя
  2. VI ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЕЕ ЗАДАЧИ
  3. Административно-правового статуса иностранных граждан в РФ
  4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  5. Административное производство по обращениям граждан в органы государственной власти
  6. адреса, иные реквизиты и подписи сторон. гражданство_______________________________________________________, пол_______________, зарегистрированный(ая) по адресу________________
  7. Акты правотворчества. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов
  8. Акты применения правовых норм: понятие, виды
  9. Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность студенческих трудовых отрядов на территории ЦФО
  10. Б) обращения граждан в государственные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и защита прав и свобод граждан);
  11. Б) Субъективные гражданские обязанности
  12. Безвестное отсутствие — удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания


Поиск на сайте:


Иностранный гражданин приобретает статус постоянно проживающего в РФ после получения вида на жительство (абз. 12 п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

В данном материале рассмотрим ряд прав и обязанностей, которые возникают у иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ.

Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

Статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина дает такому лицу, в частности, следующие права (абз. 8 п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 4, п. п. 4.2, 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; ст. 24 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; п. 1 ст. 3, пп. 5 п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; ст. 10 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ):

1) на свободный въезд на территорию РФ и выезд из РФ;

2) медицинскую помощь в рамках ОМС;

3) пенсию на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);

4) осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.

Вместе с тем иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, ограничены, в частности, в следующих правах (п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; п. 1 ст. 11, ст. 12, п. 1 ст. 14, ст. 15 Закона N 115-ФЗ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; п. 1 ст. 11 Закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ; п. 2 ст. 23 Закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ; п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754):

1) не вправе избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы госвласти, участвовать в выборной кампании при проведении выборов Президента РФ, в референдуме РФ и субъектов РФ (в отдельных случаях вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);

2) не вправе быть членами политической партии на территории РФ;

3) не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на отдельных территориях в РФ. Земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения могут обладать только на праве аренды. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату;

4) не вправе находиться на государственной гражданской службе, если иное не предусмотрено международными договорами;

5) не вправе находиться на муниципальной службе;

6) не вправе замещать определенные должности и осуществлять деятельность, допуск к которым для иностранных граждан ограничен;

7) не вправе проходить военную службу (альтернативную гражданскую службу) по призыву. Однако допускается военная служба по контракту;

8) обязаны иметь специальное разрешение для посещения отдельных территорий, организаций и объектов на территории РФ (это касается, в частности, пограничной зоны, территорий ЗАТО и закрытых военных городков).

Примечание.В отдельных случаях установленные ограничения не распространяются на иностранных граждан, имеющих одновременно гражданство РФ, если иностранное гражданство не прекращено по независящим от них причинам при условии, что они добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них иностранного гражданства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие личность, в МВД России (п. 1.1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ).

2. Обязанности постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

Иностранные граждане несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Помимо этого, статус постоянно проживающих в РФ иностранных граждан предполагает наличие у них дополнительных обязанностей, к которым, в частности, относится регистрация по месту жительства и уведомление территориального органа МВД о подтверждении проживания в РФ.

2.1. Обязанность зарегистрироваться по месту жительства в РФ

В течение семи рабочих дней с даты получения вида на жительство иностранный гражданин должен подать заявление о регистрации по месту жительства в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения, которое он избрал в качестве своего места жительства на территории РФ.

МВД России регистрирует иностранного гражданина по месту жительства в РФ, а также проставляет отметку о его регистрации в виде на жительство (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 16 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

При подаче заявления иностранный гражданин предъявляет следующие документы (п.

1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 109-ФЗ; пп. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 115-ФЗ; п. 12 Правил):

  • документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве;
  • вид на жительство;
  • документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (их предъявление требуется, если сведения, в них содержащиеся, не находятся в распоряжении государственных органов либо органов местного самоуправления);
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Справка.Размер госпошлины

Размер госпошлины за регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в РФ составляет 350 руб. (пп. 19 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

2.2. Обязанность ежегодно уведомлять о проживании в РФ

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять территориальный орган МВД России по месту получения вида на жительство о том, что он продолжает проживать в РФ. Подать уведомление иностранный гражданин может лично или по почте при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, а также вида на жительство. Также уведомление можно направить в форме электронного документа через Интернет, в том числе через Портал государственных услуг (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

В указанное уведомление вносятся следующие сведения о постоянно проживающем в РФ иностранном гражданине:

1) имя, включающее фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии);

2) место проживания;

3) место (места) работы и продолжительность осуществления трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения вида на жительство;

4) период нахождения за пределами РФ в течение очередного года со дня получения вида на жительство (с указанием государств выезда);

5) размер и источники дохода за очередной год со дня получения вида на жительство.

Обратите внимание!

Неисполнение иностранным гражданином обязанности по уведомлению территориального органа МВД России о том, что он продолжает проживать в РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 5 000 до 7 000 руб.) с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ч. 1, 3 ст. 18.8 КоАП РФ).

Связанные вопросы

Как получить вид на жительство в РФ? >>>

Каковы основания отказа в выдаче вида на жительство в РФ? >>>

Добавить комментарий

Закрыть меню