Правовая информация

Информация индивидуально — правового характера,

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 13Следующая ⇒

имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

— договоры (сделки);

— жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

— носят индивидуально — правовой характер,

— направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

26: СПС, ВИДЫ

Справочно-правовые системы (СПС) или информационно-правовые системы (ИПС) – это компьютерные баз данных, ядром которых являются электронные базы и банки юридической информации. В базах данных хранятся федеральные и региональные указы, законы, решения, а также материалы независимых экспертов, судебная практика, международные акты и т.д. Кроме этого, СПС содержат судебные решения, типовые формы документов, консультации юристов, специалистов по бухгалтерскому и налоговому учету, и др.

В ч. 3 ст. 15 Конституции РФ прописано, что все законы и нормативные акты подлежат обязательному опубликованию. Существует лишь один официальный интернет-портал опубликования правовой информации «Государственная система правовой информации», а остальные СПС официальными источниками не являются.

1;. Справочно-правовая система «Гарант» разработана в 1990 году. Её можно узнать по красно-сине-белому ненавязчивому и почти эфирному дизайну.

2; СПС «Консультант Плюс»

Характеристика. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» появилась в 1992 году. За 20 лет своего существования она стала бесспорным лидером на рынке правовых услуг.

3; СПС «Кодекс»

Характеристика. Система «Кодекс» появилась в 1991 году под эгидой Администрации Санкт-Петербурга, где и сейчас располагается головной офис компании. По России «Кодекс» распространяется стараниями дистрибьюторов.

«Кодекс» занимается разработкой двух систем:

нормативно-технической;

правовой.

27: Основные характеристики:

1)качество информационного наполнения СПС – зависит от источников и их объема

2)юридическая обработка информации в СПС – зависит от глубины и квалификации привлекаемых с этой целью консультантов

3)качество программных технологий СПС – зависит от систем баз данных и технологии программирования

4)сервисное обслуживание СПС – зависит от развитости сети дистрибьюторов и дилеров

5)актуализация и пополнение информации в СПС – зависит от выбранной технологии пополнения и организационной структуры сопровождения

6)обеспечение надежности СПС – зависит от архитектуры системы и технологии сопровождения

Состав и структура информационных ресурсов СПС. Основой СПС является ее информационный банк. Любая СПС охватывает лишь часть всего массива правовой информации. Состав информационного банка разных СПС различен. Одной из основных процедур сопровождения информационного банка СПС является процедура поиска информации, необходимой пользователю системы. Помимо этих процедур многие СПС имеют дополнительные сервисные возможности. Например: создавать постоянные подборки документов по какой-либо проблеме; иметь гипертекстовые связи между документами, которые позволяют переходить из одного документа в другой; ставить закладки в тексте, что удобно при работе с большими документами; формировать экспорт документов в другие программные пакеты.

28: КонсультантПлюс — компьютерная справочно-правовая система в России, разрабатывается компанией «КонсультантПлюс» и содержит свыше 87 миллионов документов по состоянию на март 2016 г.

Широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учеными, студентами и преподавателями юридических и экономических вузов.

Распространяется через сеть региональных информационных центров (РИЦ), состоящую из 300 центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах.

нформация, включённая в систему, структурирована по разделам; в настоящее время в СПС КонсультантПлюс представлены следующие разделы:

законодательство;

судебная практика;

финансовые и кадровые консультации;

консультации для бюджетных организаций;

комментарии законодательства;

формы документов;

проекты нормативных правовых актов;

международные правовые акты;

правовые акты по здравоохранению;

технические нормы и правила.

Каждый раздел делится на информационные банки. Кроме того, отдельно представлены справочная информация для специалистов, новости и обзоры законодательства, онлайн-сервисы (доступ к архивам судебных решений, сервисы «Конструктор договоров» и «Конструктор учетной политики»).

Деление массива информации на информационные банки преследует ещё одну цель — реализовать модульный принцип построения технических систем. Специалисты могут подобрать комплекты системы в зависимости от того, какая информация им необходима для работы. Существуют специализированные системы КонсультантПлюс для бухгалтера, кадровика, юриста, работников бюджетных, строительных, медицинских организаций, для малого бизнеса.

Виды поиска

1 Быстрый поиск — это простой и удобный способ начать поиск информации в системе. Быстрый поиск наиболее эффективен:

— когда необходимо найти конкретный документ по известным реквизитам или быстро попасть в необходимую главу, статью и т.д. конкретного документа;

— когда необходимо быстро войти в курс дела по какой-то ситуации — получить список материалов (правовых актов, консультаций и т.д.), с которых можно начать изучение темы.

Пример: Необходимо найти информацию о возможности и порядке привлечения сотрудников к работе в праздники.

В строке Быстрого поиска введите: РАБОТА В ПРАЗДНИКИ

Получаем список документов, наиболее точно соответствующих запросу.

В нем представлены разные документы: Трудовой кодекс, другие правовые акты, энциклопедии спорных ситуаций

Чтобы получить полный список документов из всех разделов и информационных банков, нажмите кнопку Построить полный список. Список будет представлен в привычном структурированном виде.

2 Карточка поисканезаменима в том случае, если:

— необходимо провести расширенный поиск по названию и тексту документа (например, когда требуется найти документы, в которых нужные слова идут в строго определенном порядке);

— необходимо заранее ограничить область поиска. Например, искать документы внутри конкретного раздела системы («Законодательство», «Финансовые консультации» и др.) или за определенный период времени, документы определенного вида (указ, закон и др.) или принявшего их органа;

— требуется совместить несколько условий поиска.

Пример: Необходимо найти письма Минфина, выпущенные в 2009 г., в которых разъясняются вопросы применения амортизационной премии.

В Карточке поиска раздела «Законодательство» в поле «Принявший орган» выберите значение МИНФИН РФ, в поле «Дата» задайте: ПОЗЖЕ 01.01.2009, в поле «Название» наберите: АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПРЕМИЯ. Жмем F9.

3К помощи Правового навигатора лучше всего обращаться, если неизвестно, какими словами может быть описана ситуация и в каких документах искать информацию о ней. В Правовом навигаторе достаточно ввести одно-два слова, описывающие ситуацию. В результате система отберет ключевые понятия — можно выбрать те из них, которые наиболее точно подходят к ситуации.

Пример: Необходимо найти документы, разъясняющие порядок применения понижающего коэффициента для расчета амортизации по легковым автомобилям с 01.01.2009.

1. Войдите в Правовой навигатор. В строке запроса Правового навигатора наберите: АМОРТИЗАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТ.

2. В группе понятий (слева) АМОРТИЗАЦИЯ, ИЗНОС выберите ключевое понятие (справа) ПОНИЖАЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ (АМОРТИЗАЦИЯ ЗАМЕДЛЕННАЯ) и нажмите кнопку ENTER .

Будет сформирован список документов, разъясняющих данный вопрос.

Быстрый поиск, Карточка поиска и Правовой навигатор — основные поисковые средства, взаимно дополняющие друг друга. Они помогают быстро находить информацию и экономить время.

Версии

Сокращенная версия системы, куда входят документы из основных информационных банков системы. Если текст документа недоступен в интернет-версии системы «Консультант Плюс», Вы можете посмотреть его в полной (коммерческой) версии или обраться к нам.

Приложение «Консультант Плюс: основные документы»

Некоммерческая версия для мобильных устройств, предоставляющая возможность оперативного доступа к основным документам. Однако возможности приложения сильно ограничены и на планшете гораздо удобнее пользоваться полной флеш-версией.

Для студентов

Некоммерческая версия «Консультант Плюс: Высшая школа» на диске, где содержится множество материалов, необходимых для студентов, аспирантов и преподавателей экономических и юридических дисциплин. Для Вашего удобства разработано также приложение «Консультант Плюс: Студент» для мобильных устройств.

Ознакомительная демо-версия «Консультант Плюс» на диске

Это точная копия полной версии системы со всеми её информационными банками, но доступ к текстам ограничен. Закажите у нас демо-версию, наш специалист приедет к Вам, установит и всё подробно объяснит.

СПС «Консультант Плюс»: коммерческие (полные) версии системы

  Коммерческая версия «Консультант Плюс», исходя из Ваших потребностей, может содержать любые информационные банки и комплекты документов, справочные и аналитические материалы, путеводители, публикации, формы документов, а также весь набор сервисных услуг, включая эксклюзивный сервис компании «Что делать Консалт».

Локальная версия»Консультант Плюс»

Устанавливается на один компьютер, работать в программе может только 1 пользователь.

Сетевая однопользовательская версия «Консультант Плюс»

Устанавливается на компьютер или сервер, включенный в локальную сеть, доступна всем пользователям, но работать в каком-либо информационном банке может только один человек.

Сетевая версия «Консультант Плюс»

Этой версией системы могут пользоваться до 50 человек без ограничений.

Флеш-версия «Консультант Плюс»

Мобильная коммерческая версия системы на фирменном флеш-носителе, предназначенная для работы на КПК, планшетах или других устройствах с USB-входом.

Date: 2016-07-18; view: 292; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

КЛАССИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИИ. ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ: ПРАВОВАЯ И НЕПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

● по степени организованности (упорядоченности) информацию можно разделить на документированную и недокументированную.Документированная информация — это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (определить, соотнести, оценить) (ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Недокументированная информация остается за пределами правового регулирования.

● по категориям доступа информация, согласно п. 2 статьи 5 Федерального закона N 149-ФЗ, делится на:

— информацию с ограниченным доступом, которая, в свою очередь, делится на: а) информацию, существующую в виде государственной тайны; б) информацию, существующую в виде конфиденциальной информации;

— открытую (общедоступную) информацию.

К сведениям конфиденциального характера в соответствии с Указом Президента от 6 марта 1997 г.

№ 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» отнесены: персональные данные, коммерческая тайна, служебная тайна, профессиональная тайна.

Не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

● в зависимости от порядка ее предоставления или распространения информация, согласно п.3 статьи 5 Федерального закона № 149-ФЗ, подразделяется на:


— информацию, свободно распространяемую;

— информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

— информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

— информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается и запрещается.

● по роли в системе права информация делится на правовую и неправовую.Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Она делится на:

— нормативную, т.е. содержащую нормы права (например, закон);

— ненормативную, т.е. не содержащую норму права (например, решение суда общей юрисдикции).

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК СИСТЕМА НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В

ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ (КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА).

Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий.

Основные задачи в этой области:

· изучение актов действующего информационного законодательства и подзаконных актов;

· выявление пробелов и дублей в источниках информационного права, разработка предложений по разработке проектов федеральных законов и подзаконных актов в этой области;

· изучение практики применения норм и актов информационного права, оценка эффективности действия принятых нормативных правовых актов, подготовка предложений по совершенствованию процессов регулирования общественных отношений в информационной сфере, предложений по дополнению и изменению норм и актов информационного права;

· разработка и принятие федерального закона «О законах Российской Федерации» как основного акта, организующего и упорядочивающего законопроектную деятельность в Российской Федерации;

· проведение работ по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов в информационной сфере;

· изучение проблем формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права.

ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА.

И. Л. Бачило полагает, что «предмет информационного права составляют общественные отношения, связанные с правовым регулированием оборота информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и использованием информационных систем, обеспечивающих процессы информатизации, удовлетворение потребностей пользователей, а также обеспечения информационной безопасности всех участников отношений в данной сфере»

Т.о. предмет информационного права составляют от­ношения по поиску, получению, передаче, производству и распро­странению информации, а также смежные с ними отношения, ко­торым действующим законодательством придано значение информа­ционных.

Методы

Из предмета права вытекает его метод — совокупность способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет. Особенности метода проявляются в правовом положе­нии субъектов, форме и содержании правоотношений, в юридиче­ском инструментарии, используемом при воздействии на общест­венные отношения.

Метод информационного права.При изучении информационного права применяются различные как традиционные, так и нетрадиционные для правовой науки методы. Существенное внимание уделяется методам, предназначенным для исследования информационных объектов как особых объектов информационных правоотношений.

При исследовании информационного права применяются главным образом методы правовой науки, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.

Формально-догматический методисследует «догму» информационного права.

Обычно при исследованиях первым применяется именно этот метод, суть которого заключается в юридической обработке правового материала, догмы права. Этот метод включает такие процедуры, как описание и анализ информационно-правовых норм и правоотношений, их толкование, классификацию и систематизацию явлений, понятий, норм, правоотношений, актов, институтов.

В результате классификации информационно-правовых явлений, понятий и норм, других элементов системы информационного права по определенным основаниям исследователю предоставляется возможность удобного и соизмеримого их сопоставления, а стало быть, более полного представления о них. Посредством классификации и систематизации разрозненные знания и представления об исследуемом предмете приводятся в порядок. В результате применения формально-догматического метода знания об информационном праве приводятся в систему, получают определенную, четкую форму их представления, удобную для их запоминания и последующего изучения.

Метод сравнительного правового исследованияоснован на сопоставлении двух или более однотипных элементов информационного права (институтов, норм, понятий и т.п.) с элементами иных национальных правовых систем (американской, европейской и т.п.) с целью выявления общих и отличительных характеристик таких элементов. Сравнение как логический прием предполагает, что в исследуемых элементах обязательно имеются сходные составляющие. Такое сопоставительное изучение позволяет получить важный материал для заимствования, классификации и в конечном итоге совершенствования системы информационного права.

Сравнительно-правовой метод представляет собой эффективное средство познания, раскрытия сущности информационно-правовых явлений и положений других национальных информационных правовых систем, выявление их преимуществ и перенесение этих преимуществ в российскую информационно-правовую систему.

Метод обращения к наукам, изучающим другие, смежные отрасли права, позволяет использовать и эффективно применять положения и выводы, разрабатываемые этими науками в системе информационного права. Так, с целью изучения информационного права эффективно могут использоваться методы общей теории права, конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права, уголовного права и других отраслей права. Для исследования информационного права удобно и достаточно эффективно применяются и естественные науки, например, информатика и правовая информатика, правовая кибернетика, семиотика и семантика.

Метод социологического исследованияможет применяться для наблюдения за деятельностью субъектов информационного права с целью оценки эффективности практики применения норм и предписаний информационного права в конкретных условиях. Средство исследования этого метода основывается на анкетировании и опросах субъектов конкретных правоотношений. Это один из наиболее эффективных методов оценки «качества» правовых норм, степени применимости конкретных норм, разработки рекомендаций и предложений по их совершенствованию.

Существенную роль в этом методе имеет личное наблюдение. Именно в процессе личного наблюдения собирается и накапливается фактический материал, который невозможно получить иным способом. Большое значение имеют приемы статистической обработки собранного материала, применение которых позволяет выявлять особенности и повторяемость явлений, событий, фактов в системе информационного права.

Сравнительно-исторический методоснован на анализе истории формирования и развития информационного права, его понятийного аппарата, отдельных институтов. Следует отметить, что этот метод пока неприменим для исследования системы информационного права в полном объеме, поскольку само это право только лишь формируется. Тем не менее данный метод может активно применяться для исследования отдельных частей и элементов информационного права.

Методы алгоритмизации и моделированияактивно применяются для исследования системы информационного права, описания структур и элементов этой системы, для описания поведения субъектов ин-формационных правоотношений. Эти методы применяются, например, при описании модели информационной сферы, для построения модели самостоятельного оборота информации, для процессов законотворческой деятельности (регламента законотворчества) и т.п. Применение этих методов позволяет представлять структуры и элементы информационного права, информационные процессы в наиболее наглядном и удобном для изучения виде.

Метод системного подходаможет применяться на всех стадиях и этапах изучения информационного права, ею элементов и частей как универсальный комплексный метод, основанный на подробном полном исследовании всех возможных путей, способов и вариантов решения задачи, а также последствий от применения методов и способов решения задачи исследования.

Отличительной особенностью информационного права можно считать наличие особых объектов правоотношений, мало изученных, а вернее, почти не изученных правовой наукой. Это информация и информационные объекты как главные, основополагающие объекты информационных правоотношений. Применение методов правовой науки не обеспечивает в полной мере исследование этого сложного объекта, приходится применять другие методы естественных наук, прежде всего методы информатики, правовой информатики и правовой кибернетики.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

— договоры (сделки);

— жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

— носят индивидуально-правовой характер,

— направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

— материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

— материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);

— материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);

— образцы деловых бумаг;

— комментарии законодательства;

— научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет, тем не менее, важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес, как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Обзор рынка СПС и способы распространения правовой информации

Основным источником правовой информации в настоящее время являются средства массовой информации. Это и традиционные печатные издания (газеты и журналы), и электронные СМИ (компьютерные правовые системы, радио, телевидение). Какой же из этих способов распространения правовой информации более удобен?

История развития компьютерных правовых систем

Идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй половине 60-х годов. В то время, вместе с развитием современных технологий и средств телекоммуникаций, в мире впервые стали появляться СПС. Разработка таких систем была обусловлена тем, что уже тогда базы данных позволяли собирать, хранить и систематизировать огромное количество материалов, которое было не под силу обычным библиотекам.

В Европе первой электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации стала бельгийская система CREDOC. Она появилась на свет в 1967 г. благодаря совместным усилиям университетов Бельгии и бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк (ИБ) системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, о парламентских материалах.

Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для получения интересующих данных. Изначально работа была построена таким образом, что пользователю в первую очередь необходимо было обращаться в специальное информационное бюро. И уже из этого бюро приходил ответ, содержащий адресную информацию о законодательных документах. Причем срок ожидания ответа был довольно велик — от двух до восьми дней.

Позднее некоторые юридические электронные картотеки начали работать в диалоговом режиме, обладая сетью терминалов в библиотеках, и стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике.

В настоящее время практически все экономически развитые страны имеют СПС, и, по некоторым оценкам, сейчас в мире насчитывается более 100 подобных систем. В США это — WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, ELITE; в Великобритании — PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии — ITALGUIRE; в Бельгии — CREDOC; в Германии — Система Бундестага, LEXINFORM; в Финляндии — FINLEX; во Франции — IRETIV, CEDIJ.JURISDATA, SINDONI и т.д. Причем в большинстве случаев эти системы носят негосударственный характер.

С некоторым запозданием развитие компьютерных СПС началось и в России. В июле 1975 г.

руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (известный также как НЦПИ). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. Однако пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные государственные министерства, ведомства и научные организации. Широкий доступ к информации был исключен. Так продолжалось до начала реформ. Быстрое развитие и распространение СПС в России началось лишь в конце 80-х — начале 90-х годов. Именно тогда появились первые СПС: в 1989 г. — ЮСИС, в 1991 г. — ГАРАНТ, в 1992 г. — Консультант Плюс. В настоящее время в России, как и за рубежом, именно негосударственные СПС играют определяющую роль в правовой информатизации. Так, согласно некоторым оценкам, более 99% пользователей работают с СПС негосударственных компаний.

Это связано с тем, что коммерческие фирмы изначально уделяли самое серьезное внимание, во-первых, разработке и совершенствованию программных технологий, способных предоставить максимум возможностей и удобства по поиску и по работе с документами, а во-вторых, — развитию маркетинговых и сервисных структур.

Огромные потребности в правовой информации, с одной стороны, и рост уровня и возможностей компьютерных технологий — с другой, привели к все возрастающей популярности компьютерных СПС среди специалистов.

Таким образом, работа с СПС становится нормой для специалистов различных уровней.

Обзор рынка СПС в России

В настоящее время на рынке СПС работает достаточно много компаний — разработчиков систем и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание СПС. Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании:

а) КонсультантПлюс (АО «Консультант Плюс»);

б) ГАРАНТ (НПП «Гарант-Сервис»);

в) «Кодекс» (Центр компьютерных разработок).

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств это:

а) «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ),

б) «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ).

Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:

а) ЮСИС (фирма «Интралекс»),

б) «Референт» (ЗАО «Референт-Сервис»),

в) «Юридический Мир» (издательство «Дело и право»),

г) «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»),

д) системы «1С:Кодекс», «1С:Гарант», «1С:Эталон» (компания «1С»),

е) система «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий).

Степень распространенности продуктов той или иной компании на российском рынке весьма различна, и в настоящее время абсолютно точно оценить ее не представляется возможным, а данные, иногда публикуемые самими компаниями, могут быть достаточно субъективными.

На сегодняшний день сложились следующие стандарты качественного сервиса по обслуживанию СПС:

а) бесплатная демонстрация системы в офисе заказчика квалифицированным специалистом;

б) гарантии стабильного информационного сопровождения систем (вплоть до возможности ежедневного обновления информации) на компьютере пользователя;

в) обучение пользователя и его консультирование в сложных ситуациях;

г) техническая поддержка систем на компьютере пользователя;

д) возможность заказа отдельных документов, не входящих в комплект поставки для пользователя.

Печатные издания

Использование печатных изданий (на бумажных носителях) является традиционным способом распространения правовой информации. Вне всяких сомнений и сегодня СМИ на бумажных носителях не утратили своего значения. Несмотря на то, что компьютерные правовые системы в последние годы распространяются тиражами, роль газет и журналов нельзя недооценивать ни сейчас, ни в обозримом будущем. Причины этого объективны.

Во-первых, большая часть пользователей правовой информации, в силу сложившихся привычек и навыков предпочитают воспринимать правовую информацию, воспроизведенную на бумаге. Вместе с тем постепенно число постоянных пользователей ПК растет. Но ожидать полной, стопроцентной переориентации потребителей, предпочитающих бумажные носители, на использование компьютерных СПС в ближайшие годы вряд ли следует.

Во-вторых, решение целого ряда задач сегодня, несомненно, более удобно с использованием бумажного варианта документов. Так, детальный одновременный анализ нескольких документов на бумаге, с возможностью делать необходимые пометки в тексте и т.п., далеко не всегда удобно заменить работой на компьютере даже при использовании многооконного интерфейса.

В-третьих, высокий темп современной жизни часто накладывает специфические ограничения на время и место работы с правовой информацией. Так, чтение и просмотр разного рода обзоров и иных материалов в транспорте, на отдыхе за городом стали вполне привычными для большинства пользователей.

Самое главное, для чего в обозримом будущем, несомненно, будут продолжать использовать бумажные носители, — это официальное опубликование НПА.

Понятие правовой информации

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

До 70-х годов прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» вообще не использовалось, как и вообще термин информация до недавнего времени не использовался в сфере общественных отношений. С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной жизни стали использоваться понятия «информация», «информационные процессы» и др. Постепенно и в юриспруденцию были внесены новые понятия, связанные с информацией.
При этом следует заметить, что в текстах законов и других нормативных правовых актов до сих пор отсутствует определение понятия «правовая информация». Это дает возможность по-разному понимать его содержание.
Известный юрист А.

Б. Венгеров рассматривал в более узкой плоскости правовую информацию (только официальные нормативно-правовые документы и их аналоги, содержащиеся в справочно-поисковых системах).
Более широко понимал правовую информацию С. С. Москвин, включая в это понятие все сведения и сообщения о правовой сфере, включая результаты деятельности ученых-правоведов и юристов-практиков 7.
Современные авторы применяют более дифференцированный подход к определению понятия «правовая информация». Этому способствует практика нормотворчества и достижения аналитической юриспруденции.
В частности, О. А. Гаврилов относит к правовой информации «любые сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения практических задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности».
Трудно не согласиться с каждым из приведенных мнений.
Однако для того, чтобы понять содержательный смысл названного понятия, необходимо все же обратиться к тому, какое значение оно имеет для юриспруденции, то есть области человеческой деятельности, связанной с правом.
Любая информация существует не само по себе. Не может она существовать в отрыве от отражаемого предмета или явления. Она есть их отображаемый образ. Одним словом, информация всегда тесно связана со своим объектом или предметом.
Правовая информация как отображаемый образ правовых явлений и предметов также тесно с ними связана и отражает все их многообразие.
Значит, с одной стороны, правовая информация является результатом юридической деятельности (как ее отражение). К примеру, результатом правотворческой деятельности является издание (принятие) нормативного правового акта.
С другой стороны, правовая информация может быть основанием для юридической деятельности (в случаях принятия правовых решений), так как она должна быть законной, т.е. основанной на нормативных правовых актах.
Следовательно, правовой информацией следует считать информацию, тесно связанную с юридической деятельностью и принятием правовых решений.
Поэтому вряд ли правильным будет относить к правовой информации абсолютно все сведения о протекающих в правовой сфере событиях и фактах существующей действительности. С другой стороны, нельзя суживать границы правовой информации только рамками официально принятых нормативных правовых актов и их аналогов в компьютерных справочных правовых системах.
Наиболее правильным является относить к правовой информации только те сообщения о правовой сфере и юридической деятельности, которые тесно связаны с принятием правовых решений и результатами юридической деятельности.
Суммируя различные мнения, можно сделать вывод о том, что к правовой информации относятся все официальные нормативные правовые акты и имеющие правовой характер документы, непосредственно связанные с результатами правоприменительной и иной юридической деятельностью.
Таким образом, к правовой информации относятся следующие виды правовых сообщений.
1. Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты);
2. Результаты правоприменительной и иной юридической деятельности организаций, имеющей правовой характер:
— судебные решения (судебные акты, принятые по существу юридических дел);
— обобщения судебной практики, которые ориентируют на принятие правильных судебных решений;
— нормативные акты корпораций и других организаций.
3. Правовые документы и сообщения, на основе которых принимаются правовые решения:
— официальные документы деятельности правоохранительных органов;
— официальные заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных и правоохранительных органов;
— акты официального толкования, доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

· материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

· материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);

· материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);

· образцы деловых бумаг;

· комментарии законодательства;

· научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

В задачи правовой информатики входят :

активное участие в создании правового государства на принципах плюралистической демократии и гласности, доступности для каждого члена общества всей совокупности нормативных правовых актов , свободного получения информации в нужное время , в нужном месте и в нужной форме ;

разработка научных и практических основ внедрения автоматизированных рабочих мест (АРМ) , интеллектуальных и консультационных систем ;

интеллектуализация деятельности юридических учреждений и органов , повышение производительности труда и культуры в отправлении правосудия и других форм юридической работы ;


создание автоматизированных обучающих систем ; разработка теоретических и методических проблем подготовки и переподготовки юридических кадров , формирование корпуса молодых специалистов по новой юридической специальности- «правовая информатика». В настоящее время правовую информатику можно рассматривать как перспективное и быстро прогрессирующее направление научных исследований , которое имеет собственный предмет , задачи и методы исследований . Восприятие юристами положений и выводов информатики должно происходить через призму юридических понятий и категорий .

Несмотря на короткий срок своего существования , правовая информатика добилась несомненных существенных успехов в реализации государственной политики информатизации правовой сферы России . К ним относятся : создание сети центров и всероссийских систем правовой информации ; формирование законодательства об информации и информатизации ; создание системы знаний ; введение курсов математики и информатики ; выход на международный уровень Как и многие другие отрасли знания , правовая информатика делится на общую и специальную части .

Общая часть включает:

задачи создания общенациональной системы правовой информации ; государственную политику информатизации правовой ,государственной и политической системы ; понятие единого информационного пространства ;понятие общей и правовой информации ; методологию и методы исследования .

Специальная часть правовой информатики исследует пути и задачи применения компьютерных технологий в различных сферах и направлениях государственно – правового регулирования общественных отношений : в правотворческой и правоприменительной деятельности , в криминалистике и судебной экспертизе , в социологических исследованиях .

Постепенно происходит уточнение научного статуса и профиля правовой информатики . Правовая информатика не сложилась еще в самостоятельную науку . Но шкале оценок она занимает более низкий ранг , а именно – ранг междисциплинарной отрасли знания .

Правовую информатику необходимо отличать от ряда смежных научных направлений , что , однако , не снижает ее научной и практической значимости . Так , правовую информатику необходимо отграничивать от курса «Информационное право» . В задачи этого курса входит изучение законодательства об информации и информатизации . Самостоятельная информационная дисциплина -«Курс компьютерной грамотности» введен в число учебных дисциплин средней школы и преподается во всех вузах России , включая юридические

Предметная область правовой информатики – информационные системы в области права, технологии их актуализации.

Мировоззренческая роль правовой информатики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в информационную суть правовых процессов и явлений.

Воспитательная роль правовой информатики состоит, в частности, в развитии алгоритмического мышления, логичности и строгости суждений, умения выделять главное и игнорировать второстепенное и др.

Культурная роль правовой информатики состоит, в частности, в повышении информационной и компьютерной культуры мышления, культуры поведения и выбора.

Правовая информация – информация, отражающая, передающая, увеличивающая правовые знания, умения и навыки. Это информация, создаваемая и актуализируемая в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности.

В Законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» дается конкретизация этого понятия: «информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

Правовую информацию или информацию в правовых нормах регулирования информационных отношений можно трактовать как результат интеллектуального процесса, который происходит в сфере гражданского оборота и имущественных правоотношений или же результат, изъятый из оборота и не противоречащий юридическим правам и обязанностям участников.

Как существует закрытая информация, так и существует информация, которую ни при каких условиях нельзя закрывать, информация, обязательная к открытию, разглашению.

Информация в праве рассматривается как объект собственности и как интеллектуальная собственность.

Основные свойства правовой информации:

· полнота и ценность;

· субъективность и объективность;

· актуальность и значимость;

· адекватность и достоверность;

· избирательность и адресность;

· информативность и значимость;

· защищенность и помехоустойчивость и др.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Дайте определение правовой информатики.

2. Какие основные разделы правовой информатики?

3. Перечислите виды правовой информатики.

4. Перечислите основные свойства правовой информации.

5. Дайте определение предметной области правовой информатики.

6. Дайте определение мировоззренческой роли правовой информатики.

7. Дайте определение воспитательной роли правовой информатики.

8. Дайте определение культурной роли правовой информатики.

Добавить комментарий

Закрыть меню