Правосознание в жизни общества

Введение

1 Сущность правосознания

1.1 Понятие и функции правосознания

1.2 Виды и структура правосознания

2 Правосознание и общество

2.1 Роль правосознания в жизни общества

2.2 Роль правосознания в правотворческой деятельности государства

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Приложения

Введение

Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие — так или иначе (умышленно или неумышленно) — допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и так далее), то есть у них разное правосознание.

Формирование правосознания становится в XIX — XXI вв. процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Ибо если вообще эволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим предназначением развитие духовного начала в природе или самоорганизуется для этого, то нынешний всплеск правосознания в общественном сознании — один из этапов этого развития.

От мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому — так можно определить основной вектор в продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам.

Правосознание, имея длительную историю становления и развития, на определенных этапах знает свои взлеты и падения, эволюционные и революционные периоды. Оно было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную.

Языческие боги римлян — это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов.

Принципы свободы, равенства, справедливости, гуманизма обретали все более многообразные и совершенные формы выражения в правосознании, праве разных народов и государств. Для буржуазного общества характерной чертой является юридическое мировоззрение, которое рассматривает право как первооснову, фундамент общественной жизни. Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений и институтов.

В развитых государствах реализуются принципы концепции «правового государства», «верховенства права», осуществляются права человека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международного сообщества, и прежде всего во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.).

Чем дальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача — следовать многим положениям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человеческого общежития.

Правосознание — это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).

1 Сущность правосознания

1.1 Понятие и функции правосознания

Правосознание — это одна из форм, видов общественного сознания. Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности, и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины «права» и «обязанности». Прежде всего, какой должна быть мера правовой свободы, хорошо ли защищены субъективные права, какими они должны быть, какими должны быть юридические обязанности, т.е. в правовом долженствовании с акцентом на меру юридических прав и обязанностей. Поэтому правосознание можно определить как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи.

В отечественной юридической литературе часто правосознание определяют как «отражение юридической действительности» , а в некоторых учебниках по юриспруденции даже просто как «отражение норм права, законодательства». Правосознание характеризуется отношением людей не только к праву как совокупности официальных правил поведения, закрепленных государством, но и отношением к реальному состоянию правопорядка, ко всем юридически значимым действиям, к тому, что происходит в правоприменительной и правоохранительной деятельности: как правоохранительные органы и судебная власть реагируют на правонарушения и преступность, т.е. отношением ко всей юридической материи права, не только к какому-то одному ее компоненту, но и ко всем юридическим явлениям.

Отношение к юридической действительности выражается и в других формах общественного сознания, так как все они взаимосвязаны и взаимодействуют. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания определяют цели и стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты отношений должны соизмерять свои поступки. Особенно тесно взаимодействуют правосознание и нравственное сознание. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости пронизывают содержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в основе их формирования. Правосознание также связано с политическим и религиозным сознанием. Те, кто настроен статически, особо подчеркивают взаимосвязь правосознания с политическим сознанием, рассматривая право как результат политической воли, другие — с религиозным сознанием. Например, известный русский религиозный философ и юрист И. Ильин считал, что правосознание больше всего связано с религиозным сознанием. Он писал, что «эстетический вкус сам по себе не может претендовать на верховенство в вопросах правосознания; научное мышление само по себе не в состоянии направлять государственного деятеля; и даже совесть может оставить в некоторой беспомощности того, кто ведет борьбу за право. Одна религия оказывается здесь в исключительном положении» .

Из вышесказанного можно сделать вывод, что правосознание теснейшим образом связано с самой идеей права. Правовые идеи о свободе личности, о социальном равенстве и справедливости всегда служили мерилом человеческого поведения, и потом они получали законодательное признание цивилизованных государств. Правовое сознание генетически и исторически предшествует всякому позитивному праву, законотворческому процессу. Осознание социальной ценности личности, его индивидуальных прав, их естественного характера — уже говорит о том, что законодательство каждого государства, считающего себя демократическим, обязано признавать, соблюдать и гарантировать всеобщие основные права и свободы человека и гражданина.

Правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве. Возможно восприятие правовых идей, взглядов, выработанных другими народами. Примером этого служит рецепция (заимствование) римского права в Западной Европе, которая сыграла здесь чрезвычайно важную роль в развитии правовых систем. Римское частное право с его развитыми институтами и высокой школой юридического мышления стало многовековым ориентиром для правовых систем западных государств, которые стремились обеспечить индивидуальную свободу каждого гражданина. Широкое распространение оно получило благодаря тем естественно-правовым принципам, которые были заложены в основу данной системы права. На новейшие законодательные акты многих европейских государств наложили отпечаток романские правовые традиции. Они имеют черты, которые были свойственны римскому частному праву: индивидуализм, светский характер, высокий уровень юридической техники. Римскому частному праву посвящено огромное количество научных трудов. Оно преподается в качестве обязательной дисциплины в юридических вузах.

Правосознание оказывает обратное воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная влиять на процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их. Например, в первые годы советской власти революционеры считали, что с прошлым покончено навсегда. Значит, всякие юридические традиции и все прошлое в области юриспруденции было перечеркнуто, в том числе и старые законы. Была выдвинута теория, что революционное правосознание масс способно понять социальные потребности гораздо лучше, чем кто-либо другой. А жизнь показала, что это не так: долгие годы в нашей стране царили произвол и беззаконие. И наоборот, те страны, в которых есть богатые правовые традиции, высокий уровень правосознания и правовой культуры, могут служит примером развитого механизма правового регулирования, стабильности общества, уважения человека и его достоинства.

Правосознание играет очень важную роль в механизме правового регулирования общественных отношений, в обеспечении законности и правопорядка. Различные авторы по-разному выделяют и анализируют функции правосознания в механизме действия права . Можно указать на следующие основные функции правосознания — познавательная (гносеологическая), оценочная и регулятивная.

Познавательная функция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности. Сумма теоретических и практических знаний, выработанных человечеством в области юриспруденции, дает основание глубже понять сущность и социальную природу права, более основательно изучить правовую действительность. Познавая юридическую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функция правосознания).

ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЮРИСТОВ

№7,

Юридические науки

Кунц Дарья Александровна

Ключевые слова: ПРАВОСОЗНАНИЕ; ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ; ЮРИСТ; ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОСОЗНАНИЕ ЮРИСТА; THE SENSE OF JUSTICE; PROFESSIONAL SENSE OF JUSTICE; LAWYER; LEGAL PROFESSION; LEGAL CONSCIOUSNESS LAWYER.

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие правосознания и его многообразные значения в юридической науке. Также в статье рассматривается правосознание юристов, как особый вид правового сознания отдельной группы.

Понятие правосознания является предметом научного исследования многих ученых. Известно, что основными элементами, из которых складывается правосознание, являются отражения правовой действительности, ее познания и отношения человека к ней. В юридической науке понятие правосознание имеет множество значений:

— как знание, т.е. правосознание представляет собой систему знаний о праве, об истории и становлении развития права, его современного состояния и т.д.;
— как отражение, т.е. правосознание есть отражение правовых явлений и представлений о должном правопорядке;
— как отношение, т.е. правосознание выступает отношение человека к действующему праву, к поведению людей, к своим правам и обязанностями;
— как восприятие, т.е. правосознание является интеллектуальным и эмоциональным восприятием правовой информации;
— как представление о праве.

В условиях становлении Российского государства возникает потребность в повышении правосознания обычных граждан, а особенно правосознание профессиональных групп общества, т.к. от них во многом зависит законность, правопорядок и становление российского, демократического, правового и социального государства.

Юристы представляют одну из профессиональных групп российского общества. Особенности правосознания юристов заключается в правовой идеологии и правовой психологии, правовых знаний, ценностных ориентиров, а также чувств, эмоций, которые характерны для данной профессии.

Основным признаком, по которому можно отнести правосознание отдельного лица к правосознанию юриста – это связь с юридической деятельностью.

Под юридической деятельностью понимают трудовую, государственно-властную деятельность уполномоченных органов, которая направлена на достижение задач и выполнению функций (создание нормативно-правовых актов, осуществления правосудия, толкование права и т.д.) .

Однако в современной юридической науке мнения ученых о понимании профессиональной юридической деятельности юристов расходятся. Так, В.Н. Кудрявцев определяет профессиональную деятельность юристов как правовое поведение должностных лиц .

С.Н. Назаров понимает ее как «нормативно регламентированную систему последовательно осуществляемых субъектом права в установленных процессуальных формах действий, операций и способов, а также используемых средств, направленных на достижение правовых целей» .

Кроме того, важной особенностью профессии юриста является его творческий потенциал, ведь в юридической деятельности исключаются стандарты, стереотипы и прочее. Необходимость проявляется в мышлении.

Н.Я. Соколов определяет правосознание юриста как «одну из коллективных форм правового сознания общества, выступающую в виде системы, правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций и других структурных образований правового сознания общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специально образовательной или практической подготовки». .

Юридическое правосознание включает в себя практическое и теоретическое правосознание. Следовательно, профессиональное правосознание образуется из ряда компонентов, которые формируются в ходе юридической подготовке и профессиональной деятельности юриста.

Правосознание юристов-практиков основывается на положительном отношении к праву и к практике его применения, привычке соблюдать закон, а также солидарности с законодателем. В такой деятельности необходимы углубленные знания определенных отраслей права и законодательства. Их деятельность включает определение правовой нормы, ее толкование, принятие решений о применение нормы закона.

К правосознанию юриста-теоретика вполне подходит такая степень выражения, как правовая методология. Для них теория права является концептуальной формой правосознания. Основой деятельности юристов-теоретиков является разработка идей, концепций, правовая пропаганда, т.е. научные выступления, семинары, публикации в СМИ, и многое другое.

В действительности деление правосознание юриста на практическое и теоретическое является условным. Как правило, современные российские юристы совмещают практическую деятельность с теоретической (преподавание в университете или научная деятельность), что несомненно самым положительным образом сказывается на формировании и развитии права и сознания.

Как же сами юристы оценивают профессиональное правосознание? Этот вопрос является актуальным, поскольку от юристов во многом зависит эффективность правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

В марте 2012 года НИИ РПА Минюста России провел мониторинг о профессиональной культуре юристов во всех регионах Российской Федерации, среди которых было опрошено 702 юриста.

В анкете задавались различные вопросы, среди которых: «Как много среди окружающих Вас людей, которым бы Вы полностью доверили рассмотреть дело ваших родственников?». 65% юристов считают, что среди их коллег мало профессионалов, которым можно доверить рассмотрение дела; 7,4% считает себя единственным квалифицированным юристом. Более оптимистично были настроены 18%, которые считают, что его окружают профессиональные коллеги.

Таким образом, правосознание позволяет познать юристам объективную истину, служит защитой от давления извне при рассмотрении дел, не позволяя поддаваться внушению .

Совокупность правосознания и профессионального поведения юриста образует единую систему юридического бытия . Идеальное правосознание юриста предполагает уважительное отношение к праву и закону. Умение соотносить правопонимание с конкретной нормой права позволяет говорить о практической реализации уважения к праву в профессиональной деятельности юриста.

Большинство юристов оценивает правосознание своих коллег как низкое, что говорит о низкой правовой культуре данной категории профессионалов.

Тема 4.

Правосознание: понятие, структура, роль в общественной жизни

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.

Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении. Особенность правосознания как специфической формы общественного сознания выражается в следующем.

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства.

В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии).

1. Правовая идеология — это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

2. Правовая психология — это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний — все это относится к области правовой психологии.

На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значительное влияние оказывает внедрение в сознание людей научных представлений о правовых явлениях общественной жизни.

Общественное и индивидуальное правосознание. Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются отдельными людьми (индивидами). Научное правосознание и правовая психология не существуют вне сознания отдельных личностей. Они включают все то типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании индивидов.

1 из 2След. стр. →

Вперед: Тема 5. Понятие права, его сущность и функции
Назад: Тема 3. Право и социально-технические нормы

Право Понятие, структура и виды правосознания. Роль правосознания в правотворчестве.

Понятие правосознания.Как бы ни было велико значение материального фактора в переходную эпоху, на стыке XX—XXI вв. очевидна крайне важность обращения к духовности человека, составляющей фундамент пра­вопорядка. Чтобы вести себя правомерно в юридически значи­мых ситуациях, каждая личность должна обладать свободным, зре­лым и здоровым правосознанием, беречь, воспитывать и укреплять его в себе. Для этого она должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять выбор варианта поведения, так как только в свободном исполнении зако­на проявляется нравственное достоинство личности, ее социальная активность.

Каждый человек обладает правосознанием независимо от того, знает он об этом или не знает и как относится к нему — дорожит им, слушается его или нет.

Еще И. А. Ильин справедливо подчеркивал, что «нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием. Правосознание как духовный орган, необходимый человеку, участ­вует так или иначе во всœей его жизни, даже и тогда, когда человек совершает преступления, притесняет сосœедей, предает свою роди­ну и т. д., ибо слабое, уродливое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духов­ное строение оказывается неверным» (иными словами — деформи­рованным), а его содержание или мотивы, по И. А. Ильину, «лож­ными или дурными» (Ильин И. А. Собр. соч. Т. 1. М., 1993. С. 224.).

Следовательно, правосознание — это внут­ренний, личностный регулятор юридически значимого поведения, который может характеризоваться как положительно, так и отри­цательно. При этом, оно всœегда остается крайне важной формой жизне­деятельности человека и общества, разумеется, желательно в сво­ем положительном варианте.

Правосознание представляет собой одну из форм или облас­тей человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Попытка уяснить его конкретную роль в процессе правотворчества и реализации права с давних пор находится в поле зрения ученых, в том числе на уровне эмпирического изучения.

Теория государства и права традиционно исследует такие ка­тегории, как

— понятие, сущность, структура правосознания,

— функции правосознания,

— соотношение правосознания с правом и

— роль правосознания в механизме правового регули­рования общественных отношений, в обеспечении законности и пра­вопорядка, а также

— роль правосознания в правовом воспитании населœения и юристов-про­фессионалов. В указанных и других аспектах теория права вклю­чает категорию правосознания. Более того, в литературе существу­ет мнение, что наряду с такими достаточно четко обособленными частями науки и учебной дисциплины, как теория права и теория государства, относительно самостоятельное значение имеет и тео­рия правосознания.

Как форма или область сознания, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оце­ночных отношений к праву и практике его реализации, право­вых установок и ценностных ориентации, регулирующих пове­дение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.Правовое сознание служит источником правовой активности и внут­ренним регулятором юридически значимого поведения или меха­низмом его осуществления.

Право, как социальное явление, вызывает то или иное отноше­ние к нему людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может быть положительным (человек понимает крайне важность и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всœему, что охваты­вается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов об­щества в сфере действия права). Человек как-то относится к про­шлому праву, праву, существующему сейчас, и к праву, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть ра­циональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, на­строений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей че­ловеческого сообщества.

В случае если признать право объективной реальностью, то нужно при­знать и наличие субъективной реакции людей на право, именуе­мой правосознанием. Правосознание — неизбежный спутник пра­ва. Это обусловлено тем, что право — регулятор отношений лю­дей, наделœенных волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.

Иллюстрацией работы сознания как на рациональном (рационализм — разум, философ. направление признающее разум основой познания и поведения людей), так и на эмоциональном уровне может служить правотворческая дея­тельность российского парламента (Совета Федерации и Государ­ственной Думы). Примером работы сознания в процессе реализа­ции права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совер­шении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно вза­имосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание пере­плетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. От­ношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон — как меру полити­ческую. Односторонний политический подход к праву не дает воз­можности полностью понять его сущность и роль в жизни обще­ства. В нашей юридической науке и юридическом образовании не­обходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию нужно рассмат­ривать как один из множества исследовательских походов к пра­вовым вопросам жизни общества.

Правосознание теснейшим образом сопряжено с философски­ми теориями, идеологическими воззрениями, религиозными док­тринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, в связи с этим право — явление психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общест­венных отношений (К. Маркс, В.И. Ленин). Четвертые признава­ли за правом роль оформителя и гаранта естественных прав чело­века (Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо).

Русский правовед И.А. Ильин рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, на государство, на всю ор­ганизацию общественной жизни. К примеру, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всœего монархичес­ким или республиканским правосознанием народа. И.А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собствен­ным произволом и терпеть произвол от других ((Ильин ИА.

О монархии // Вопросы философии. 1991. № 4, 5; Он же. Ос­новы законоведения. Общее учение о праве и государстве. СПб., 1915).

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздей­ствия на общественные отношения. Специфическая черта право­сознания как составной части механизма правового регулирова­ния состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в ра­боту и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всœех элементах ме­ханизма правового регулирования — нормах права, правоотноше­ниях, актах реализации права.

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реали­зации права в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что созна­ние, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют по­ведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступ­ки во всœех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе — правомерным, социально полезным или неправо­мерным, социально вредным и опасным.

Структура правосознания.Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) — сложное структурное образование, в котором можно выделить ра­циональные компоненты, обычно называемые правовой идеоло­гией.

Правовая идеология включает в себя понятия и представ­ления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и каче­ственные показатели таких представлений бывают различны­ми: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридичес­кая наука. Научная теория определяет стратегию развития пра­вовой жизни общества, осуществляет всœесторонний анализ совре­менной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рацио­нальное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.

В правосознании можно выделить и эмоциональные струк­турные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и чело­век не может руководствоваться в сфере правового регулирова­ния только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на ха­рактер и направленность правового поведения. Практика изуче­ния правомерного поведения показывает, что трудно что-либо по­нять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмо­циональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомер­ное. К примеру, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Эти вопросы будут изучаться при прохождении учебного курса по уголовному праву.

Анализ отношения людей к законам и иным нормативным пра­вовым актам позволяет выделить в правосознании и другие эле­менты.

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всœесторонней (к примеру, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения коммента­риев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания — обяза­тельная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о норма­тивном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оцени­вает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека фор­мируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание цен­ности права личностью способствует превращению права из «чу­жого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целœей и интересов человека.

На основе информационного и оценочного элементов форми­руется третийэлемент — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти дру­гие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, — всœе эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют право­вой установкой, ᴛ.ᴇ. психологической направленностью, готов­ностью человека как-то действовать в сфере правового регулиро­вания.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделœение структурных эле­ментов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

Виды правосознания.Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рас­смотреть его разновидности. Основаниями разделœения правосозна­ния на виды можно взять уровень осознания крайне важности права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную харак­теристику. По данным критериям правосознание подразделяется на три уровня.

Первый уровень — обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повсœедневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями:

какую-то информацию получают из средств массовой информа­ции, наблюдают юридическую деятельность государственных ор­ганов, должностных лиц и т.д. Для людей с этим уровнем право­сознания характерно знание общих принципов права, здесь пра­вовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представ­лениями.

Второй уровень — профессиональное правосознание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ складывается в ходе специальной подготовки (к примеру, при обу­чении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществле­ния практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосозна­ния должно быть уделœено особое внимание в современных усло­виях. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и право­применении — одна из бед нашего общества.

Третий уровень — это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователœей, научных работников, зани­мающихся вопросами правового регулирования общественных от­ношений.

По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на

— коллективное и

— индивидуальное.

Одним из видов коллективного правосознания является груп­повое правосознание, ᴛ.ᴇ. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессио­нальных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социаль­ной группы может существенно отличаться от правосознания дру­гой. К примеру, резко отличительные различия существуют в правосознании классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоре­чиями. Так, в марксистско-ленинской литературе подчеркивается противоположность, противоречивость правосознания эксплуата­торов и эксплуатируемых. Можно увидеть различия в правосо­знании возрастных слоев населœения в обществе, в профессиональ­ном правосознании юристов разной специализации — работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.

Групповое правосознание нужно отличать от массового, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ характерно для нестабильных, временных объединœений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Для характеристики макроколлективов (населœение страны, континœента͵ исторической эпохи) используется понятие «общест­венное правосознание». Сюда же можно отнести правовые воззре­ния наций и народностей.

К примеру, рядом особенностей отличается правосознание рос­сийского общества. К.Д. Кавелин в статье «Взгляд на юридичес­кий быт древней России» указывал на предопределœенность этих особенностей историческими условиями развития российского менталитета. Русскому народу присущ взгляд на право как на обя­зательные предписания стоящих на вершинœе власти людей, что свойственно для обществ патриархального типа.

Вл. Соловьев в работе «Оправдание добра» пишет, что право русским народом принято понимать как средство принудительного осуществления мини­мального добра. Такое понимание права характерно для феодаль­ных обществ, для неограниченных монархий, полицейских, тота­литарных государств, где право существует для пресечения дея­ний порочных, нерадивых, злых.

Российскому обществу свойственна подмена правосознания этическими воззрениями. В течение столетий идеи права и свобо­ды, правового государства и прав личности не имели места в рус­ском историческом опыте. Российскому общественному сознанию присущи правовой нигилизм, неуважение к праву и закону. Со­ловьев иронически замечает, что если общественный договор по-европейски — это согласие подданных и власти об обоюдообязательном законе, то общественный договор по-российски — это молчаливый сговор народа и власти об обоюдной безнаказанности при нарушении закона.

При достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей нельзя забывать громадный вклад русских юристов — ученых и практиков в дело формирования права и правосознания в России в конце XIX — начале XX в.

Но процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 ᴦ. Существенный урон зарождающемуся рос­сийскому правосознанию нанесла марксистско-ленинская мысль об отмирании права. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии завершает XX век в условиях глубокого дефицита правопонимания и правосознания.

В этой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значи­мость. Для российского общества актуальной является задача раз­работать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка.

Добавить комментарий

Закрыть меню