Правоохранительные органы РФ список

Тема 2.5. Правоохранительные органы в России

Основные понятия:правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, их виды, правомочия прокуратуры, органов внутренних дел, нотариата, адвокатуры, министерства юстиции

Понятие правоохранительных органов

Любое государство стремится создать условия для безопасной жизни людей, стоят на страже соблюдения прав, свобод и законных интересов субъектов права, обеспечивать исполнение действующих в стране законов и подзаконных актов. Для этого он создает специальные органы, называемые правоохранительными, которые осуществляют правоохранительную деятельность.

Правоохранительные органы –государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

К правоохранительным органам относятся:

1. Суды

2. Прокуратура

3. Министерство юстиции и его органы

4. Органы внутренних дел

5. Органы контрразведки

6. Таможенные органы

7. Адвокатура – негосударственные органы

8. Третейские суды – негосударственные органы

Правоохранительная деятельность – это особая разновидность государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны и защиты права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного законом порядка.

Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресечение, предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер государственного принуждения.

Основные задачи правоохранительной деятельности


§ Защита и охрана прав, законных интересов граждан, государственных и общественных организаций

§ Борьба с преступностью и иными правонарушениями

§ Обеспечение законности и правопорядка в обществе

Функции:

§ Исключительная направленность на охрану и защиту права в целом

§ Строгое соответствие закону юридических мер воздействия в ходе осуществления правоохранительной деятельности;

§ Осуществление правоохранительной деятельности с помощью юридических мер воздействия;

§ Реализация правоохранительных мер в определенном законном процессуальном порядке процессуальном порядке;

§ Осуществление правоохранительной деятельности соответствующими правоохранительными органами:

— Конституционный контроль (надзор) — Конституционный суд Российской Федерации;

— Прокурорский надзор — система органов прокуратуры;

— Выявление и расследование преступлений:

— органы дознания;

— органы предварительного следствия.

— Правосудие осуществляют:

— суды общей юрисдикции, военные, арбитражные, третейские

— Организационное обеспечение деятельности судов:

— аппараты судов;

— судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

— Выявление и расследование преступлений

— органы дознания

— органы предварительного следствия

— Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам:

— адвокатура и юридические консультации.

2.5.2. Органы прокуратуры, органы внутренних дел: система и компетенция

Прокуратура

Важнейшим правоохранительным органом в России является прокуратура.

Прокуратурапредставляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением иных действующих на территории России законов. Органы прокуратуры не входят в систему исполнительных органов и не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти; в процессе осуществления своей деятельности они самостоятельны и независимы, подчиняются только Генеральному прокурору РФ и никому более.

В прокуратуре работают следователи различных рангов, помощники прокуроров, начальники главных управлений, оперативные работники отделов, руководители отдельных органов прокуратуры и т.д.

Работа в органах прокуратуры отличается жесткой дисциплиной и соподчиненностью. Однако все прокуроры, от районного до Генерального, предпринимают попытки устранить выявленные нарушения закона. Вышестоящие прокуроры могут давать нижестоящим указания, которые являются обязательными для исполнения. Вышестоящие прокуроры могут изменять, отменять решения нижестоящих.

Всю систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской федерации — высшее должностное лицо.

Его назначает на должность Совет Федерации — одна из палат российского парламента по предоставлению Президента. Информация о назначение или освобождении от должности Генерального прокурора публикуется в печати. Генеральный прокурор назначает на должность прокуроров субъектов федерации городов, районов. Ему подотчетны все прокуроры.

Прокуратура –это правоохранительный орган, который в отличие от суда может более оперативно реагировать на нарушение прав и свобод граждан и организаций, в т.ч. и носящих имущественный характер. Закон «О прокуратуре» возлагает обязанность осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением законов.

Одним из направлений прокурорской деятельности являются уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ, и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Основные направления прокурорской деятельности:

— надзор за исполнением законов органами государственной власти и их должностными лицами;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина со стороны государственных органов и юридических лиц;

— надзор за органами милиции;

— прокуратура ведет расследование наиболее опасных преступлений;

— прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, в которых представляют интересы государства.

Прокуратура, в составе которой работают профессионалы, не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она обеспечивает законность в государстве и принимает меры к устранению нарушения закона.

Прокуратура принимает участие и в правотворческой деятельности.

Полномочия прокурора

Полномочия прокурораследующие:

— беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий;

— производить проверки;

— требовать представления необходимых документов;

— вызывать лиц для дачи объяснений по поводу нарушений законов;

— возбуждать уголовные дела;

— приносить протесты и представления.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Протест прокурора – это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования, который приносится в орган или должностному лицу, издавшему правовой акт, и в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо приведения его в соответствие с законом. В протесте прокурор указывает обстоятельства дела и излагает свои требования. Протест прокурора может быть рассмотрен в срок не более 10 дней с момента его поступления.

Прокурор может внести представление должностному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения закона, с требованием сделать это. Представление прокурора – это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данного правонарушения. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению.В течение месяца должностное лицо должно принять соответствующие меры по устранению допущенных нарушений и о результатах сообщить прокурору в письменной форме.

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Он всегда участвует в делах об убийствах, организованной преступности, взяточничестве, контрабанде, а также может участвовать в судебном разбирательстве гражданских дел — о лишении родительских прав, о восстановлении на работу, выселении граждан без предоставления жилья и пр.

Прокурор доказывает виновность подсудимого, следит за тем, чтобы в процессе судопроизводства не были нарушены право и законные интересы участников судебного разбирательства, а решение суда по делу было законным и обоснованным. Если прокурор считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, что в ходе судопроизводства был нарушен или неправильно применен закон, он после вынесения судебного решения может подать протест.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора и следователя, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой административную или уголовную ответственность.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения, по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной, установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Любой субъект права может обратиться к прокурору за защитой своих нарушенных прав, свобод или охраняемых законом интересов. Законодательство не устанавливает строгой формы обращения (жалобы) к прокурору: оно может быть как устным, так и письменным.

Жалобапрокурору пишется в произвольной форме и должна содержать:

а) сведения жалобщика о себе (ФИО, адрес, телефон):

б) сведения о нарушителе либо организации, в которой допущено нарушение;

в) существо допущенного нарушения.

Жалоба, как правило, пишется на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона. Она может быть направлена прокурору по почте, вручена лично, либо передана непосредственно в канцелярию прокуратуры, где должна быть в обязательном порядке зарегистрирована.

Если обращение к прокурору было сделано в устной форме, оно тоже регистрируется – в книге личного приема, в которой отражается и содержание ответа прокурора, если он давался в устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Юриспруденция / Правоохранительные органы / 1.1.1 Правоохранительные органы: понятие, функции, виды

Государство осуществляет свои функции в различных сфе­рах общественной жизни. Важнейшими задачами государства выступают обеспечение законности, правопорядка, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана законных прав и интересов общества в целом, различных организаций, осу­ществление борьбы с правонарушениями и преступлениями. Конституция РФ в ст.

2 устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, в ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека.

Эта функция государства име­нуется правоохранительной функцией. Для ее реализации го­сударство создает специально уполномоченные на то органы, наделенные соответствующими полномочиями и осуществля­ющие свою деятельность в установленных законом формах. Эти органы именуются правоохранительными органами.

Правоохранительные органы – специально создаваемые го­сударством органы, уполномоченные осуществлять деятель­ность по охране прав и свобод личности, общества, государ­ства, охрану законности и правопорядка, осуществлять борьбу с правонарушениями путем применения юридических мер воз­действия в строгом соответствии с законом.

К отличительным признакам правоохранительных ор­ганов необходимо отнести то, что правоохранительные органы:

1) являются специально упол­номоченными государственными органами, чья основная функция заключается в обеспечении и защите прав и свобод чело­века, интересов общества и государства в сфере соблюдения законности и охраны правопорядка;

2) правомочны применять юридические меры воздействия, к числу которых относятся различные меры государственного воздействия и меры взыс­кания и наказания;

3) функционируют в рамках строго определенного правового поля: порядок их организа­ции и деятельности четко регламентирован нормативно-пра­вовыми актами, свои действия они осуществляют в строгом соответствии с предписаниями закона;

4) соблюдают установленные законом процедуры, процессуальные правила при осуществ­лении своей деятельности.

В юридической науке нет единой точки зрения по вопро­су о том, какие из органов следует отнести к числу правоох­ранительных.

Существует два основных взгляда на пробле­му определения круга правоохранительных органов. Одни авторы полагают, что к числу правоохранительных органов следует относить лишь органы, осуществляющие борьбу с преступностью и охрану правопорядка, другие значитель­но расширяют круг правоохранительных органов, включая в него судебные органы, нотариат, таможенные органы и др. На наш взгляд, обеспечение прав и законных интересов лич­ности, общества и государства охватывает гораздо более широкую сферу, нежели охрана правопорядка. В связи с этим следует разделить точку зрения тех авторов, которые отно­сят к числу правоохранительных органов более широкий круг органов.

Правоохранительные органы могут выполнять различные функции, но одним из основных направлений деятельности каждого из этих органов является осуществление деятельнос­ти правоохранительной.

К числу правоохранительных органов относятся:

1) суды (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, кон­ституционные (уставные суды);

2) органы прокуратуры;

3) органы внутренних дел;

4) органы исполнительной власти в сфере юстиции;

5) органы обеспечения безопасности (Совет безопаснос­ти РФ, органы Федеральной службы безопасности РФ, таможенные органы РФ, Фе­деральная служба по контролю за оборотом наркоти­ческих средств и психотропных веществ РФ);

6) органы, осуществляющие оказание юридической помо­щи (нотариат, адвокатура и примыкающие к ним част­ные детективные и охранные службы).

Основными задачами, реализуемыми данными органами в рамках правоохранительной деятельности, являются защита прав, свобод и законных интересов личности, общества и го­сударства, охрана законности и правопорядка, предупрежде­ние правонарушений. Эти задачи выполняются посредством реализации каждым из этих органов специфических функций, различных для каж­дого из правоохранительных органов.

Функциями правоохра­нительных органов являются:

1) осуществление правосудия;

2) конституционный контроль;

3) прокурорский надзор;

4) выявление и расследование преступлений и других пра­вонарушений;

5) обеспечение квалифицированной юридической помощи;

6) обеспечение общественной безопасности и правопорядка;

7) предупреждение правонарушений.

Добавить комментарий

Закрыть меню