Право в Китае

Правовая система Китайской Народной Республики.

Правовая система современной КНР испытывает на себе сильное влияние рыночной трансформации с конца 1970-х гг. В силу огромных размеров страны и гигантской численности населения, прочно укоренившихся тысячелетних конфуцианско-легистских, традиций, причудливо сочетающихся с социалистической идеологией последствия этого влияния не столь одномоментны, как можно было бы предположить. До сих пор реально осуществляется руководящая роль компартии и постоянно дает о себе знать жесткая государственная централизация, воплощенная в строго иерархичной системе советов различных уровней.

Отход от идей «культурной революции» и модернизация страны на основе допущения рыночных элементов и иностранных инвестиций в экономику страны не мог не опираться, с одной стороны на новое конституционное законодательство, а с другой стороны, на кодификацию основных отраслей права. В 1978 г. была введена Конституция компромиссного характера, оставившая кое-что из эпохи Мао-Цзендуна, на смену которой пришла действующая Конституция 1982 г., из которой были изъяты все формулировки- наследие «культурной революции». В 1979 г. приняты Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, в 1986 г.- «Общие положения гражданского права», в 1994 г.- Закон о труде.

Вместе с тем развитие гражданского законодательства в условиях реформ сталкивалось с определенной дробностью правового материала, с тем, что в акте 1986 г. «урегулированы лишь те вопросы гражданского права, которые не вызывали резких разногласий у китайских законодателей». Важнейшие гражданско-правовые институты были разработаны не в едином унифицированном акте, а в отдельных законах: о хозяйственном договоре (1981 г.), о товарных знаках (1982 г.), о патентах (1984 г.), о внешнеэкономическом договоре (1989 г.), о наследовании (1985 г.), о техническом договоре (1987 г.), об авторском праве (1990 г.), о компаниях (1993 г.), о векселях (1995 г.). К концу 1980-х гг. в Китайской Народной Республике действовало около 600 законов, их них ¾ были связаны с экономикой.

Вообще законодательный бум в КНР при всей его стремительности отличался осторожностью, желанием ограничиться первоначально принятием экспериментальных законов. Именно таким образом в правовую систему КНР вошел Гражданско-процессуальный кодекс (в опытном порядке принят в 1982 г., а в постоянном варианте- в 1991 г.). Лесной кодекс 1979 г. из экспериментального закона постоянным законом стал в 1984 г. Закон КНР об охране окружающей среды 1979 г. как опытный закон в 1989 г. был заменен более совершенным постоянным актом. Другая особенность многих законодательных актов- их краткость, неконкретность, что «естественно затрудняло их использование на практике. Выход был найден: через определенный промежуток времени государственные органы общей компетенции (прежде всего Госсовет) принимают подзаконные акты, именуемые положениями о порядке применения того или иного закона. …Разработке общекитайских законодательных актов нередко предшествует появление местных актов, регламентирующих новые права и обязанности субъектов гражданского права, закрепляющиеся за ними в ходе экономической реформы». Только за 10 лет реформ, к концу 1980-х гг.собрания народных представителей провинций, городов центрального подчинения и районов национальной автономии приняли более 1100 решений нормативного характера, многие из которых посвящены хозяйственной деятельности, использованию земли, деятельности иностранного капитала, торговле.

Достаточно символичным является то, что в современной КНР значительную роль играют акты регламентирующие государственную службу. Так, временное положение о государственных службы 1993 г. разрабатывалось 8 лет, и оно предусматривало набор служащих по результатам экзаменов, систему периодических аттестаций, отводы от должностей (например, из-за родственных связей в аппарате), ротацию кадров. За Положением последовал ряд других нормативных актов: Временное положение о поощрении государственных служащих (1995 г.) и о повышении и т.д. Не напоминает ли такая детализация государственной службы в социалистическом обществе старый императорский Китай?!

При огромной перенаселенности Китая аграрный сектор занимает ведущее место в занятости, и именно от его преобразования в конечном счете зависит успех китайских реформ. Уже на рубеже 1970-1980-х гг. начался переход от коммун к семейному подряду с целью повышения производительности труда и урожайности, а закон 1986г. «Об управлении землей» вместе с рядом других документов 1986-1987гг. заложил основы многообразия форм подрядной ответственности, сохранения модернизированного крупного производства, укрепления землепользования , расширения найма дополнительной рабочей силы, сдачу земельных наделов крестьянскими дворами в субаренду другими сельскими жителями.

Определенные коррективы в аграрную политику внес закон 1993г. «О сельском хозяйстве», который включил в себя положение о продлении срока подряда на землю, отказе от перераспределения получаемой в подряд земли в связи с изменением состава семьи. При этом китайское государство, в отличие от стран Восточной Европы, не стремится к отмене государственной монополии на землю, а идет по пути совершенствования государственного регулирования земельных отношений. Положение о защите основных сельскохозяйственных земель 1994г. закрепляет права и обязанности организаций общенародной и коллективной собственности, отдельных лиц как землепользователей. В нем содержится запрет использовать ряд категорий пахотных земель для несельскохозяйственных целей, водить в товарный оборот коллективные земли несельскохозяйственного назначения.

Специфическим направлением правового регулирования в условиях остро стоящей демографической проблемы является регулирование рождаемости. Если не считать Японию, которая обратилась к подобной политике еще в начале XXв., то среди первых приверженцев курса на сдерживание роста населения оказались в 1950-е гг. относительно компактные страны — Шри-Ланка, Сингапур, а в 1960-е гг. к ним присоединились Республика Корея, Тайвань, Филиппины, Гонконг, Малайзия и Таиланд и только в начале 1970-х гг. Индия, Индонезия и КНР. Именно в 1971-1973гг. проблема ограничения деторождения была озвучена Мао-Цзедуном и было выдвинуто требование «поздно, редко, мало». » «Поздно» — поздний брак, «редко» — рождение детей с промежутком в четыре года, «мало» — рождение малого количества детей». В Конституции 1982г. была провозглашена политика планового деторождения, а в законе 2001г. «О народонаселении и плановой рождаемости» подробно прописаны норма деторождения — один ребенок в семье, и санкции за ее нарушение в виде уплаты «социальных расходов на содержание». Правда, до сих пор дискутируется вопрос, насколько долговременно следует осуществлять эту политику: 5-8 лет, 50-80 лет или какой иной срок.

Развитие рыночных отношений продемонстрировало также и быстрое устаревание уголовно-правовых актов. Уже через два года началась корректировка Уголовного Кодекса 1979г. в связи с ростом хозяйственных преступлений и активизацией преступных группировок. В 1989г. впервые была введена уголовная ответственность юридических лиц, а в 1997г. была принята новая редакция УК, отличавшаяся жестким прагматизмом. При том, что была существенно сокращена сфера применения смертной казни ее масштабы весьма значительны по либеральным европейским меркам, что тем не менее соответствует китайской правовой традиции и сложной криминогенной обстановке бурно развивающегося рыночного общества.Страхующим моментом при применении смертной казни является то, что смертные приговоры передаются на утверждение Верховного народного суда.

Уголовная ответственность предусмотрена с 16 лет, а с 14 лет она наступает для лиц за совершение особо тяжких преступлений, таких как умышленное убийство, умышленное причинение вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего, изнасилование и др.

Судебная система КНР несет на себе печать советской политической системы, т. е. судьи назначаются законодательными органами власти (советами или народными собраниями представителей) различного уровня и занимают свои должности не более двух пятилетних сроков. Например, председателя Верховного народного суда избирает ВСНП, а судей — его Постоянный комитет. Верховный народный суд осуществляет надзор за деятельностью местных судов (высшей, средней ступени низовыми), а также специальными (военными) судами. Отдельная ветвь административной юстиции отсутствует, но в общих судах имеются коллегии по административным делам. Рассмотрение подавляющего большинства дел (за исключением несложных гражданских и малозначимых уголовных) осуществляется коллегиально. Народные заседатели избираются местными жителями или собраниями народных представителей, либо назначаются судом.

Надзор за законностью осуществляет народная прокуратура, имеющая строгую иерархию. Ее руководство назначается ВСНП и его Постоянным комитетом, а местные прокуроры — вышестоящими прокурорами. Прокурорские органы выдвигают обвинение и поддерживают его в суде. В настоящее время рассматривается вопрос о проведении более гибкой политике со стороны прокуратуры, которая пока ограничивается безальтернативностью способа применения права свободного усмотрения (т. е. это выбор между обвинением и отказом от обвинения) и не использует такие формы в своей работе, как «сделка о признании вины» (как в США), отложенное обвинение (как в Японии).

С другой стороны, в соответствии с китайской правовой традицией правосудие КНР допускает такой способ правовой коррекции, как явка с повинной.

Кадровое обеспечение судебной системы оставляет желать лучшего. Оно — следствие правового нигилизма периода «культурной революции». Среди судей доминируют отставные военные, либо люди весьма молодого возраста. Явно недостаточно число адвокатов — не более 100 тыс. при населении страны в 1,3 млрд. человек. Причем юристы предпочитают трудиться в денежной сфере корпоративного права, а не с рядовыми гражданами. Для оказания правовой помощи Министерство юстиции стало недавно создавать сеть центров, но их финансирование со стороны государства явно недостаточно. Со своей стороны Всекитайская Федерация женщин и Всекитайская Федерация труда имеют свои немногочисленные центры правовой помощи.

Немалое количество правонарушений рассматривается не народными судьями а административными комиссиями.

Большую роль играют общественные примирители и примирительные комиссии, которые имеются во всех городах и селах, на большинстве предприятий. В1982г. комиссии рассмотрели более 8 млн. дел, что в 10 раз больше, чем рассмотрено за тот же период судами.

В целом несмотря на стремительный социально-экономический прогресс и заметную правовую модернизацию, связанную с вступлением в ВТО и присоединением к основополагающим международным документам по правам человека, правовая система Китая остается для Запада «вещью в себе», не до конца понятной и критикуемой за «излишне жёсткий» контроль со стороны государства, за ненадежность и бессистемность законодательства. Однако подобная критика лишь в очередной раз подтверждает оригинальность любой национальной правовой системы и необходимость её тщательного и в то же время доброжелательного изучения с учетом всего комплекса исторических и современных факторов, а также внешних правовых влияний.

Среди многочисленных философских идей, возникавших в многовековой истории Китая, наиболее важными являются даосизм, конфуцианство и легизм. Именно они оказали определяющее воздействие на китайское правопонимание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ затем стало составной частью правовой культуры мировой цивилизации и пристальным объектом для его изучения.

Даосизм считает, что во Вселœенной господствует принцип Дао (путь). Существует нечто, состоящее из самого себя. Оно возникло (родилось) раньше небес и земли. Оно спокойно и пусто, а также независимо и неизменно. Оно является матерью света͵ но никому не дано знать его имени.

Именно в связи с этим оно получило такое название в силу того, что более точного и лучшего слова, выражающего почтение к нему, не имеется.

Основной смысл даосизма состоит по сути в том, что если «человек следует в своих делах и мыслях этим великим путем, не побуждаемый волевым усилием, то всœе в порядке». Даосизму чуждо силовое решение возникающих проблем. Οʜᴎ предлагают плыть по течению. В их понимании диета — это не самоограничение, а здоровый образ жизни, позволяющий жить умеренной полноценной жизнью. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, учение даосизм проповедует «недеяние». Οʜᴎ выступают против использования норм права и традиций.

Конфуцианство как философское учение имеет прямо противоположные даосизму взгляды. Его представители занимают гораздо более активную жизненную позицию. Конфуцианство проповедует процесс самосовершенствования посредством «взятия себя в желœезные рукавицы». В Китае символом подобного метода является карп, плывущий против течения.

Великий китайский философ и просветитель Конфуций родился в 550 ᴦ. до н. э. в эпоху сражающихся царств и нескончаемых междоусобиц. Его учение отразило накопившуюся в народе жажду законности и порядка. Гуманистическая сущность конфуцианства вступила в противоречие с феодальным деспотизмом императора Цинь Шихуана — строителя Великой китайской стены. В 213 ᴦ. до н. э. он приказал сжечь всœе сочинœения уже умершего Конфуция и живьем похоронить 420 его последователœей.

При следующей династии Хань конфуцианство было провозглашено государственной идеологией и оставалось ею двадцать веков, за исключением периода «культурной революции». Стать чиновником в Китае мог лишь человек, прошедший открытый конкурс на знание конфуцианских текстов и умение применять их идеи при решении жизненных проблем. Конфуцианцы считают, что выполнение норм и правил предписанного поведения должно быть видно со стороны. Οʜᴎ обозначают связанные с этим приметы иероглифом «ли» (ритуал), который служит стартовой позицией образа жизни. Его координатами являются иерархия и гармония.

Стержнем конфуцианства являются проблемы управления государством, отношения между людьми в семье и обществе, нормы нравственности и морали. На упрек о том, почему он в своем учении ничего не говорит о загробной жизни, Конфуций отвечал следующим образом: пока люди не научились правильно относиться друг к другу в данном мире, то какой смысл рассуждать о мире потустороннем?

Согласно конфуцианству мир человека резко отличается от мира природы, в котором господствует строгая иерархия. По такому образу и подобию должен строиться и мир человека. Природные законы представители этого учения называют дао (божественный путь) или тиан дао. Непосредственно миром человека они не управляют. По этой причине разрабатываемые человеком правила поведения должны быть в гармонии с природными законами.

Конфуций и его последователи считали, что различия общественного положения людей в иерархически организованном обществе должны рассматриваться как проявление высшей в мире гармонии и потому должны неукоснительно соблюдаться.

Конфуцианцы по своей сущности являются рационалистами и прагматиками. В целом китайское право отличается своим мировоззренческим подходом к праву. В случае если весь мир является гармонией космоса, земли и человека, то люди должны следовать естественному порядку. Конфуцианство породило устойчивую веру в соблюдение нравственно-религиозных правил и пренебрежение к праву как «внешнему принуждению».

В понимании китайцев право не считалось фактором порядка и символом справедливости. Оно — орудие произвола, фактор, нарушающий нормальный порядок вещей. Добропорядочный гражданин не обязан был уважать право и даже думать о нем: его образ жизни должен был исключать любые правовые притязания и всякое обращение к правосудию. В своем поведении человек должен руководствоваться не столько юридическими мотивами, сколько стремлением к гармонии и миру. Согласительные процедуры ценнее правосудия. Конфликты следует гасить путем посредничества, а не решать правовым путем.

По этому поводу Конфуций утверждал: «В случае если люди управляются по правовым нормам и дисциплинируются наказанием, то они будут беззастенчиво искать пути, чтобы обойти и то, и другое. В случае если же они будут управляться добродетелью и дисциплинироваться традициями, то они познают стыд и будут вести себя по справедливости».

Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) учредила Международную премию Конфуция. С 2006 ᴦ. она будет присуждаться государственным учреждениям, неправительственным организациям и отдельным лицам за выдающийся вклад в дело народного просвещения.

Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали, что всœе люди равны перед законом. Правильного социального поведения нельзя добиться только одним философским учением. Оно должно обязательно регламентироваться суровым наказанием в виде применения мер принуждения со стороны государства. По этой причине общественная жизнь должна регулироваться нормами позитивного права. В случае если конфуцианцы считают, что порядок в обществе обеспечивается ритуальным правилам в силу добровольно признаваемой иерархии, то у легистов другая точка зрения.

Правила поведения действуют в отношении всœех в одинаковой степени. Устанавливаемый государством закон не должен делать исключений в отношении избранных «как линœейка не сгибается, чтобы измерить изогнутые предметы». В случае если монарх хочет, руководствуясь законом, эффективно и справедливо управлять страной, то для этого его крайне важно обнародовать и исполнять. Закон должен «иметь ясный смысл» и быть обязательно известен всœем. Правовые нормы должны быть стандартными и устойчивыми — считали легисты. Οʜᴎ не принимают конфуцианскую концепцию произвольного саморегулирования мира. В корне их идеологии возможность построения хорошо организованного общества при доминирующей роли государства.

Подчеркивая безусловную роль государства в регулировании общественных процессов, представители этого учения позволяли делать образные сравнения. «Мудрец может сразу же принять умное решение, но он всœегда спросит мнение старцев. Можно ровно обтесать кривое полено, в случае если линœейка точная; можно выровнять землю, в случае если уровень плоский; можно точно и правильно взвешивать, в случае если есть весы; можно точно измерять объём, в случае если очень хорошая мерка».

Провозглашение в Китае республики (1911 ᴦ.) дало толчок кодификации. Гражданский, Земельный и иные кодексы (20 — 30 гᴦ.) готовились по образцам европейских законов. Следующий этап — провозглашение в 1949 ᴦ. КНР, когда отменяются ранее действовавшие законы и создаются новые, реорганизуется система судов. С конца 60-х годов наступает период «культурной революции», когда вновь отбрасывается принцип законности. С середины 70-х годов провозглашается и более двух десятилетий проводится курс на правовую регламентацию. Стратегия особого пути Китая выражается в сохранении многих институтов и норм традиционного права.

Правовая система КНР

Современная правовая система КНР развивается в русле общей концепции построения в стране социализма с «китайской спецификой». Ее создание с учетом уровня развития китайского общества и использования традиционного нормативного регулирования, соответствующего правосознанию народа, выражает сущность курса китайского государства на придание правовой системе страны национальной формы.

Годы социалистического развития Китая прошли под знаком практических испытаний различных моделей общества. В развитии китайского права можно выделить три этапа. Первый (1949– 1956 гг.) –этап становления социалистического китайского права. Принятые временные конституционные акты определяли правовые основы государства. Вместе с тем в Китае 50-х годов отсутствовала целостная правовая система. На формирование системы права значительное влияние оказывали существовавшая тогда политическая и правовая культура общества и военно-командные методы руководства страной.

Второй этап (1957–1976 гг.) – период «культурной революции» – характеризуется развитием правового нигилизма, приведшего к умалению роли законодательства в регулировании общественных отношений. Для данного этапа типичными были снижение роли, а затем и прекращение деятельности представительных органов, фактический отказ от соблюдения законности. В период «культурной революции», по существу, были разрушены начинавшие складываться правовые основы государства.

Одной из отличительных черт третьего этапа в правовом развитии Китая (с конца 70-х годов) является широкое развертывание законодательной деятельности. Важной вехой на этом пути стало принятие Конституции КНР 1982 г., которая почти полностью вернулась на позиции первой Конституции КНР (1954 г.). Активно проводимая хозяйственная реформа: возрождение многоукладной экономики, оживление гражданского оборота, повышение самостоятельности предприятий, широкое привлечение иностранного капитала – создала предпосылку для принятия многочисленных нормативных актов. Так, только по внешнеэкономическим вопросам принято более 50 различных актов. Приняты также Общие положения гражданского права, Гражданско-процессуальный кодекс, закон о предприятиях, основанных на капитале иностранных фирм, закон о хозяйственном договоре, закон о международных хозяйственных договорах, различные акты о совместных предприятиях. Полностью обновлено уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Специфика китайского уголовного законодательства состоит в отрицании принципа презумпции невиновности, допущении неравноправного процессуального положения профессиональных адвокатов и иных защитников обвиняемых, отсутствии четкого указания на основания для освобождения от уголовной ответственности, в сохранении практики показательных массовых судебных процессов и т.д. Внесудебные формы разбирательства дел связаны, с одной стороны, с сохранением традиций в этой области, а с другой – с острым дефицитом юридических кадров.

Нехваткой юридических кадров объясняется и необязательность участия народных заседателей в рассмотрении дел народными судами первой инстанции.

Современное право КНР – это сложный по содержанию, объективно обусловленный масштаб свободы, выражающийся, во-первых, через систему глубоко укоренившихся в сознании народа традиционных представлений о должном поведении, поддерживаемых силой моральной ответственности перед обществом, во-вторых, через систему общеобязательных формально определенных норм, поддерживаемых силой государственного принуждения.

5. Особенности правопонимания японцев. «Живое право»

Если латиноамериканское право отличает дуализм в смысле сочетания европейского и американского образцов при отсутствии сколько-нибудь значительных влияний традиционных норм и институтов прошлого (вытесненных в период испанского и португальского владычества), то применительно к правовой системе Японии обнаруживается дуализм иного плана, а именно сочетание и параллельное действие традиционных норм, сложившихся в прошлом и реципированных в конце XIX в.

романо-германскими правовыми моделями.

Древнейшие японские законы, дошедшие до нас, во многом напоминают законы китайской династии Тан. Сама концепция права в Японии сложилась под влиянием китайской. Во главу угла она ставила «рицу», т.е. уголовный закон. Сама система получила название «ри-цуре», и ее жестокость привела к тому, что к праву стали относиться отрицательно. Эта традиция жива в японском сознании, и слово «право» нередко ассоциируется с тюрьмой – символом жестокости.

Нормы общежития японцев были выработаны под воздействием религиозных представлений синтоизма, буддизма и конфуцианства. Это традиционные нормы поведения в японском обществе – «гири». Гири понимаются исследователями Японии различно. Иногда гири трактуются как долг чести, основанный на строго предписанном регламенте человеческих взаимоотношений, требующем подобающих поступков в подобающих обстоятельствах. Это чувство долга перед определенным лицом или определенной группой, а невыполнение такого нравственного обязательства влечет за собой недовольство или разочарование указанного лица или группы.

Наличие этих нравственных правил безусловно отражается на механизме реализации права в японском обществе. Скажем, в сфере договорных отношений контракт обычно определяет лишь наиболее важные моменты взаимоотношений сторон, все конкретные проблемы, которые могут возникнуть во время его действия, на стадии исполнения решаются исходя из гири, т.е. правил взаимоотношений между знакомыми лицами. Японские цивилисты Сакаэ Вагацума и Тору Ариидзуми, раскрывая понятие сделки, подчеркивают, что «ожидаемый результат достигается в известной мере благодаря действию не правовых норм, а обычаю и морали». И только если с помощью этих средств участник сделки не получает ожидаемого результата, то его можно добиться с помощью судебного решения. Действие гири ограничено кругом лиц, которые имеют постоянное общение между собой, и не распространяется на всех прочих.

Согласно сложившейся традиции, судебное разбирательство совершенно не соответствует естественному состоянию вещей. Обращение в суд показывает, что, по мнению истца, его оппонент – ненормальный человек, с которым невозможно договориться полюбовно. Судебному разбирательству следует предпочесть примирение.

Японцам кажется, что судебное разбирательство совершенно не соответствует естественному состоянию вещей. Логический принцип противоречия, по которому одна сторона должна обязательно проиграть дело, если другая выиграет, не удовлетворяет японцев, всегда ищущих более гибкого исхода. Тяжущийся японец судебному разбирательству предпочитает примирение. Даже рассматриваемые в суде споры в подавляющем большинстве все же разрешаются примирением.

Японцы предпочитают сохранять размеренную общественную жизнь с помощью правил, которые в гораздо большей степени удовлетворяют их характеру, чем правовые нормы. С этой целью все общественные отношения уподоблены семейным отношениям и должны регулироваться правилами, относящимися к семье. Но ввиду бесконечного многообразия общественных отношений эти правила, хотя они и проникнуты одним духом, также бесконечно изменчивы. Такие правила не являются законодательными, так как они не содержат основных элементов права. Соблюдение этих правил всегда вызывает стремление удовлетворить чувства соперника. Конечно, само выполнение акта является одним из составных элементов данного правила, по этого недостаточно. Первостепенное значение имеет внутренний настрой исполнителя.

На эту традиционную систему правил – гири – несомненно повлияло конфуцианство. Гири не могут рассматриваться как правовые, а тем более законодательно санкционированные нормы. Тем не менее они оказывают существенное воздействие на правовые отношения. Приведем примеры. Кредитор, однозначно требующий от своего должника все, что ему причитается по закону, выглядит, по гири, бесчеловечным. Уважения заслуживает только кредитор, деликатно выясняющий положение должника и считающийся с его эмоциями. Должник, тронутый таким поведением, сделает все от него зависящее, чтобы оправдать такую доброжелательность. Если нарушен договор, то стороны, прежде чем запустить в действие юридический механизм, сначала должны испробовать «дружеские пути». Не случайно в договорах можно встретить оговорку о том, что при возникновении между сторонами спора о правах и обязанностях по договору они будут честно обсуждать вместе спорные вопросы.

По мнению большинства японских авторов, хотя гири и сохранили свое влияние в сфере права, тем не менее его нельзя считать значительным, оно последовательно падает и не идет ни в какое сравнение с тем, каким оно было на рубеже XX в. Очевидно, влияние гири более значимо в сфере семейного права, вопросы которого разрешаются в основном с помощью внутренних разбирательств, без обращения в суд. Разводы же по взаимному согласию разрешены японским правом и составляют почти 90% общего числа разводов. Так же разрешаются разводы о разделе имущества, выплате алиментов или установлении опеки над детьми, так как все эти вопросы решают опять-таки выбранные посредники или друзья супругов. Споры между соседями, участниками договора об аренде тоже разрешаются главным образом путем полюбовной сделки.

В понимании правосознания японцев отдельными авторами, особенно иностранными, имеются неточности. Так, Р. Давид утверждал, что в повседневной жизни японцев определяющее значение имеет не право, а традиционный комплекс морально-этических норм гири. Этой же точки зрения придерживаются и российские авторы А.А. Тилле и В. Овчинников.

Действительно, в Японии в договорных отношениях, например между частными лицами или организациями, определенное место занимают нормы гири, однако эти нормы не покрывают всего объема договорных отношений. Так, А.А. Тилле систему пожизненного найма рабочей силы, практикуемую в Японии, также приписывает действий норм гири. Однако это не так. Данная система получила развитие и послевоенный период, особенно в 60-е годы, в период высоких темпов экономического роста в Японии, и это связано прежде всего с тем, что частные компании, осуществляя профессиональную подготовку рабочей силы за счет собственных средств, предпринимают различные меры для закрепления рабочих и служащих на своих предприятиях. Таким образом, тот факт, что рабочие трудятся на одном предприятии, как правило, с окончания средней школы и до выхода на пенсию, объясняется не связанностью их или предпринимателей нормами гири, а вполне прозаическими материальными факторами,

В качестве особенности правосознания или поведения японцев указывается на стремление граждан решать конфликтные ситуации минуя судебную процедуру. Действительно, здесь мы имеем дело с действием некоторых норм гири, однако главная причина заключается в сложности судебной процедуры, связанной с затяжным характером судебного разбирательства и большими расходами. Тем не менее статистика свидетельствует об увеличении числа обращений японских граждан к судебным органам, в частности и с исками, связанными с нарушениями основных прав человека (право на существование, на свободу слова, па объединение и др.).

Современное японское право наряду с судебной процедурой предоставляет тяжущимся также возможность выбрать специальную, закрепленную в Гражданско-процессуальном кодексе (ст. 136) примирительную процедуру. Согласно этой процедуре, компетентный суд создаст по заявлению одной из сторон специальный арбитражный комитет в составе двух или более неспециалистов и под председательством назначаемого в большинстве случаев профессионального судьи. Этот комитет вызывает и выслушивает тяжущиеся стороны, а затем пытается склонить их к полюбовному решению. В случае неудачи такой попытки иск может быть подан в судебном порядке. На практике согласительные процедуры имеют большое значение, тем более, что суды зачастую пользуются возможностью приостановить рассмотрение дела и передать его в арбитражный комитет. Число отказов от исков ежегодно составляет 50% общего числа дел.

Разумеется, склонность японцев к полюбовному решению споров не стоит переоценивать. Следует также отметить, что в Японии в последние годы значительно возросло число коллективных судебных процессов, особенно касающихся защиты окружающей среды и ответственности за качество производимой продукции. Участниками них процессов являются тысячи истцов.

Говоря о будущем японского права, Р. Давид справедливо отмечает, что «даже если японские институты будут полностью вестернизированы, а юридическая техника модернизирована, применение права все равно будет ощущать на себе в культурной сфере этой страны живучесть и действенность традиционных принципов».

Литература

Воробьев М.В. Японский кодекс «Тайхо Ёро рё» (VIII в.) и право раннего средневековья. М., 1990.

Ган У.Развитие гражданско-правового регулирования отношений частной собственности в КНР // Законодательство, N 5, 2005

Гудошников Л.М. Восстановление и развитие законодательства КНР в процессе реформ // Журнал российского права, N 2, 2002

Дин С. Развитие фондового рынка Китая и китайско-российское сотрудничество // Право и экономика, N 12, 2006

Ермилова Н.Г., Гендерова Н.Н.Налоговая система современного Китая // Аудиторские ведомости, N 5, 2000

Имамов Э.З. Уголовное право Китайской Народной Республики: Теоретические вопросы Общей части. М., 1990.

Куманин Е.В. Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики. М., 1990.

Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М., 1986.

Лю Хунянь Юридическая ответственность за экологические правонарушения в России и Китае // Гражданин и право, N 1, 2007

Нырова Н.Н. Договоры посредничества в праве КНР и их использование для организации российского экспорта // Законодательство и экономика, N 4, 2003

Овчинников В. Кора дуба и ветка сакуры. М., 2006.

Шепенко Р.А. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства в Китае // Ваш налоговый адвокат, N 3, 2006

Шепенко Р.А. Местное налоговое законодательство КНР // Ваш налоговый адвокат, N 1, 2004

Шепенко Р.А. Субъекты налогового права Китая: органы судебной власти // «Законы России: опыт, анализ, практика, N3, 2006

Шепенко Р.А.Законодательство о бухгалтерском учете в КНР //Бухгалтерский учет, N 5, 2001

Шепенко Р.А.Налоговые преступления — соразмерность и усиление наказаний по праву Китая //Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, N 6, 2005

Юридическая жизнь в Китае. М., 1990.

>О проекте / Сравнительное право / Лекции по сравнительному правоведению / Правовая система КНР

Существующая сегодня правовая система КНР фактически развивается в русле единой концепции построения в государстве «китайского социализма».

В самой эволюции китайского права выделяют три основных этапа.

1. 1949– 1956 гг. – само становление китайского социалистического права. Принятые конституционные временные акты определяли так называемые правовые основы государства. Наряду с этим в пятидесятых годах в Китае отсутствовала правовая целостная система. На создание системы права оказало значительное влияние как правовое, так и культурное окружение, но больше военные способы управления китайским государством.

2. 1957–1976 гг. – период так называемой китайской культурной революции, который характеризовался развитием правового нигилизма, который привёл к уменьшению роли, а позже и вовсе к прекращению деятельности правительственных органов и к фактическому отказу от законности вовсе. В данный период , по существу, были полностью разрушены складывающиеся правовые основы государства.

Самой весомой чертой третьего периода в китайском правовом развитии (конец семидесятых годов) стало широкое развёртывание практической законодательной деятельности. Весомой вехой на данном пути было принятие китайской Конституции в 1982 году, которая вернулась на позиции прежней (принятой в 1954 году).

Активно внедряемая хозяйственная реформа:

· Сформировала предпосылку для принятия множества нормативных актов.

· Широкое привлечение иностранного капитала.

· Повышение самостоятельности предприятий.

· Оживление гражданского оборота.

· Возрождение многоукладной экономики.

Таким образом, лишь по внешне экономическим вопросам было принято более пятидесяти разных актов. Также были приняты:

· различные акты о совместных предприятиях;

· закон о хозяйственных международных договорах;

· закон о хозяйственном договоре;

· закон о предприятиях, которые основаны на иностранном капитале;

· Гражданско-процессуальный кодекс;

· Общие положения гражданского права и пр.

Также было полностью обновлено уголовно-процессуальное и уголовное законодательство.

Основная специфика уголовного китайского законодательства состоит в полном отрицании принципа презумпции невиновности, а также допущении процессуального неравноправного положения защитников. Все внесудебные формы разбирательств дел фактически связаны с одной стороны, с фактическим сохранением традиций в данной сфере, а с иной – с большим дефицитом юридических кадров.

Данной вышеописанной нехваткой кадров объясняется также и необязательность практического участия народных заседателей при рассмотрении дел судами (народными) первой инстанции.

Современное право КНР является сложным по своему содержанию, объективно обусловленный размер свободы, который выражается через систему глубоко укоренившихся в народном сознании традиционных представлений о нравственном поведении, которые поддерживаются силой ответственности (моральной) перед самим обществом. Во вторых – используя систему общеобязательных определённых норм, которые поддерживаются силой государственного принуждения.

Добавить комментарий

Закрыть меню