Право природопользования

Право природопользования: понятие, содержание и виды

Под «природопользованием» в экологическом праве понимают эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (ч.

16 ст. 1 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»).

По способам воздействия на природную среду разделяют, во-первых, позитивное природопользование, связанное с извлечением полезных свойств природных объектов, и, во-вторых, негативное природопользование, состоящее в негативном воздействии на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности.

Позитивное природопользование, в свою очередь, подразделяется на природопользование, связанное изъятием природного вещества (добыча полезных ископаемых и т.д.) и не связанное с изъятием природных ресурсов (землепользование, водопользование для целей судоходства и т. д.).

Позитивное природопользование классифицируется по объекту природопользования на землепользование, водопользование, пользование лесами, недрами и животным миром.

Негативное природопользование подразделяется на виды в зависимости от воздействия и формы проявления негативного воздействия.

По объекту выделяют загрязнение и другое негативное воздействие на водные объекта, почвы, атмосферный воздух, недра и леса.

По форме проявления негативное воздействие подразделяется на химическое, физическое и биологическое загрязнение природной среды.

Право природопользования понимается в двух значениях.

В объективном смысле право природопользования — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов.

Выделяют следующие группы отношений в сфере природопользования:

• отношения собственности на природные ресурсы;

• отношения пользования природными объектами;

• отношения по поводу охраны природных ресурсов.

В субъективном смысле право природопользования — это совокупность прав и обязанностей конкретного природопользователя по использованию и охране природного объекта.

Субъектами права природопользования могут быть юридические лица и граждане.

Право природопользования производно от права собственности на природные ресурсы. Природопользователи осуществляют свое право либо в силу принадлежащего им права собственности на природный объект, либо на основе предоставляемого собственником природных ресурсов титульного права пользования природным объектом, например, права аренды, права постоянного или временного пользования и т. д.

Объектами субъективного права приропользования являются конкретные природные объекты или их части, участки.

Объектом права природопользования могут являться лишь те природные объекты, которые могут быть индивидуализированы в установленном правовом порядке. Такими объектами являются земля, недра, водные объекты, животный мир, леса. В предмет права природопользования не входят, например, отношения пользования атмосферным воздухом для дыхания, пользование солнечной энергией для удовлетворения физиологических потребностей. Эти отношения составляют предмет регулирования природоохранительного права.

Формы природопользования классифицируются в зависимости от вида субъективного права природопользования. Выделяют две формы природопользования:

1) право природопользования, осуществляемое собственниками природных ресурсов;

2) право природопользования лиц, не являющихся собственниками природных ресурсов.

Право природопользования реализуется самим собственником в тех случаях, когда субъектом права собственности является физическое или юридическое лицо. Государство и муниципальные образования субъектами права природопользования не являются, несмотря на то, что обладают правом собственности на природные объекты.

Право пользования природными ресурсами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется юридическими и физическими лицами на основе производного титула природопользования.

Право природопользования лиц, не являющихся собственниками природных ресурсов, подразделяется на два вида:

I. общее природопользование;

II. специальное природопользование.

Общее природопользование — это пользование природными ресурсами как естественной средой обитания человека, осуществляемое гражданами в Целях удовлетворения собственных нужд, не связанных с получением экономической выгоды, основанное на дозволительном методе регулирования данных отношений и не требующее получения специального разрешения на право придопользования.

Примером общего природопользования является сбор грибов и ягод в лесах, купание в водоемах общего пользования и т. д.

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование, однако в составе земель городов (ст. 76 ЗК) определен такой их вид, как земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах, которые состоят из земель:

• используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы переулки и т.п.);

• служащих для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, пляжи…);

• полигонов для захоронения не утилизированных промышленных \ бытовых отходов;

• других земель, служащих для удовлетворения нужд города.

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» закрепил право общего пользования ресурсами недр. Статья 21 ЛК РФ устанавливает общее лесопользование — публичный лесной сервитут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено российским законодательством. В соответствии со ст. 86 ВК РФ общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств.

Право общего природопользования имеет внеэкономический характер, так как не направлено на извлечение прибыли от использования природных ресурсов.

Специальное природопользование — это направленное на удовлетворение экономических интересов природопользователей использование природных ресурсов, осуществляемое в соответствии с разрешительной системой регулирования природопользования и предполагающее, как правило, выделение природного объекта в обособленное пользование отдельным субъектам.

Специальное природопользование реализуется в формах комплексного природопользования и специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Комплексное природопользование — это использование предприятием природоресурсного потенциала территории, включающей совокупность природных ресурсов, объектов, системообразующих факторов и условий (в том числе климатических, геологических, гидрологических и др.) таким образом, что эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность природопользователя оказывает в целом минимально возможное вредное воздействие на окружающую среду.

Имеются следующие виды специального природопользования:

• особое водопользование (ст. 87 ВК. РФ) — водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, по решению Правительства РФ могут предоставляться в особое пользование: для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд;

• пользование водными объектами для сброса сточных вод (ст. 144 ВК

РФ);

• пользование атмосферой — для выброса загрязняющих веществ

предприятиями и иными стационарными источниками (ст. 15—22 ФЗ «Об

охране атмосферного воздуха»)

содержание .. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ..

Содержание права природопользования

Соответственно тому, что право природопользования может оцениваться в трех качествах – как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя, – содержание права природопользования должно оцениваться применительно к каждому из них.

Содержание правового института природопользования определяется нормами, устанавливающими процедуру предоставления соответствующего природного ресурса в пользование, правах и обязанностях пользователей. Процедура предоставления земель, недр, вод, других природных ресурсов в специальное пользование будет подробно рассмотрена в разд. XI «Лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды».

Содержание правоотношения природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей субъектов соответствующего правоотношения.

Содержание субъективного права природопользования состоит в соответствующих правах (правомочиях) субъекта права.

Важным элементом права природопользования является владение землей, недрами, водами, лесами, объектами животного мира.

Владение составляет необходимую предпосылку пользования.

При характеристике содержания прав природопользования следует иметь в виду, что в зависимости от цели природопользования субъекты различных видов права пользования одинаковыми природными ресурсами обладают различными правомочиями пользования (например, сельскохозяйственное и несельскохозяйственное землепользование; пользование недрами для добычи полезных ископаемых и для геологического изучения и т.д.).

Кроме владения и пользования природными ресурсами, субъекты права природопользования обладают правомочием внутрихозяйственного управления. Оно заключается в том, что пользователи природных ресурсов в соответствии с законодательством могут и обязаны осуществлять внутрихозяйственное устройство предоставленного в пользование природного ресурса для его рационального использования и охраны, внутрихозяйственный учет состояния и использования этого ресурса, предоставление его частейво вторичное пользование, контроль за использованием вторичными пользователями этого ресурса.

Права и обязанности природопользователей дифференцированы в зависимости от объекта природы и целей природопользования и определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях (договорах) на природопользование применительно к специальному природопользованию.

Так, права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов установлены Водным кодексом РФ (ст.92).Водопользователи имеют право:

• осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством РФ;

• получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;

• осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством РФ.

Водопользователи обязаны:

• рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;

• не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

• не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;

• содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;

• информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов;

• своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов

• выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;

• вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки специально уполномоченному государственному органу управления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водным объектам – также и государственному органу управления использованием и охраной недр;

• своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;

• соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;

• осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов;

• выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством РФ.

Права и обязанности землепользователей определены ст.

52,53, 101 Земельного кодекса РСФСР, лесопользователей – ст. 82, 83, 90, 94 Лесного кодекса РФ, пользователей недрами – ст. 22 Закона «О недрах», пользователей объектами животного мира – ст. 40 Закона «О животном мире» и др.

В случаях, предусмотренных законодательством, права природопользователей могут быть ограничены в государственных, общественных интересах, а также в интересах других пользователей природными ресурсами. Общее правило на этот счет содержится в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно ст. 54 Земельного кодекса РФ, права землепользователей и арендаторов могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в случаях, предусмотренных законодательством. Статья 8 Закона «О недрах» устанавливает, что пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Страница 1 из 2

Понятие и общая характеристика права природопользования

Оценивая значение природопользования в рамках экологического права необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу.

Право природопользования — это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств. Иначе говоря, это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», иных актах.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах:

  • как правовой институт;
  • как правоотношение;
  • как конкретное правомочие природопользователя.

Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования.

Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д.

Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

Виды права природопользования

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов права природопользования.

Право природопользования подразделяется на следующие виды:

1. в зависимости от объекта природы:

  • право землепользования;
  • право недропользования;
  • право водопользования;
  • право пользования атмосферой;
  • право лесопользования;
  • право пользования растительным миром вне лесов;
  • право пользования животным миром.

2. в зависимости от требования по наличию разрешительной документации:

  • право общего природопользования (гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой);
  • право специального природопользования (представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов).

3. в зависимости от срока пользования:

  • бессрочное;
  • долгосрочное;
  • краткосрочное.

в зависимости от способа использования:

  • осуществляемое с изъятием природного ресурса из природной среды;
  • осуществляемое без изъятия природного ресурса из природной среды.

Каждый из указанных выше видов природопользования может быть подразделен на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд с/х, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта.

Специальное природопользование

Cтраница 1

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром ( дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.  

Право специального природопользования — право пользования природными ресурсами, связанное с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц, осуществляемого в соответствии с разрешительной системой и требующего выделения отдельных частей природных объектов в обособленное пользование юридическим или физическим лицам. Оно реализуется в формах: комплексного природопользования; специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.  

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.  

Субъекты права специального природопользования — юридические лица и граждане-предприниматели, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.  

В порядке специального природопользования природополь-зователю за плату передаются в пользование или аренду природные ресурсы на основе договора и разрешения ( лицензии) на пользование для осуществления хозяйственной деятельности.  

Обратим внимание на некоторые характеристики права специального природопользования.  

Формы природопользования осуществляются вдвух видах: общего и специального природопользования.  

Так как природные ресурсы, предоставляемые в специальное природопользование на основе лицензий и договоров, находятся в государственной собственности, то получается, что полномочия по распоряжению государственной собственностью реализуются одновременно двумя видами органов — специальной и общей компетенции, представляющих национальные и региональные интересы. С учетом общественного интереса в обеспечении охраны окружающей среды при предоставлении природных ресурсов в пользование важно, что в этой деятельности участвуют органы Государственного комитета по охране окружающей среды РФ посредством проведения государственной экологической экспертизы материалов экологического обоснования лицензий на природопользование.  

Участки территории, на которых располагаются объекты специального природопользования, должны обособляться, т.е.

выделяться из другой территории.  

В существующее законодательство должны быть введены понятия общего и специального природопользования.  

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью.  

Однако формы участия граждан в охране природы законодательно закреплены далеко не полностью, особенно в области подготовки и принятия решений по предоставлению прав на специальное природопользование.  

Однако формы участия граждан в охране природы законодательно закреплены далеко не Полностью, особенно в области подготовки и принятия решений по предоставлению прав на специальное природопользование.  

Права и обязанности природопользователей дифференцированы в зависимости от объекта природы и целей природопользования и определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях ( договорах) на природопользование применительно к специальному природопользованию.  

Договор о природопользовании заключается между природо-пользователем и органами исполнительной власти соответствующего уровня при наличии у природопользователя положительного заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и применяемую при этом технологию, а также комплексного разрешения на специальное природопользование.  

Страницы:      1    2

Право общего природопользования

Тема №6. Право природопользования

Понятие и виды права природопользования

Природопользование представляет собой использование природных ресурсов (земель, недр, вод, лесов, животного и растительного мира) в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Право природопользования – институт экологического права, совокупность правовых норм, устанавливающих порядок использования природных ресурсов (объективное право); объем прав и обязанностей субъектов, осуществляющих использование природных ресурсов (субъективное право).

Использование природных ресурсов осуществляется в направлениях общего и специального пользования. Гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений. Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности есть специальное природопользование.

Оно осуществляется исключительно на разрешительной основе юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Установленные в законодательстве виды специального природопользования могут осуществляться только при наличии лицензии.

В зависимости от вида используемого природного ресурса природопользование классифицируется на: землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование, пользование объектами животного и растительного мира.

Основываясь на целях и основаниях возникновения права природопользования, выделяют: первичное и вторичное пользование, обособленное и совместное пользование.

Право общего природопользования

Общее природопользование присуще физическим лицам в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих и существующих как результат рождения и существования человека. Признаки общего природопользования как процесса воздействия на окружающую среду и как общественного отношения определены в ч. 2 ст. 16 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: а) субъектами признаются только физические лица; б) осуществляется для удовлетворения собственных потребностей. В силу названных признаков общее природопользование не причиняет существенного ущерба окружающей среде, поэтому оно наделено следующими юридическими признаками, которые в свою очередь характеризуют право общего природопользования, т. е. совокупность норм, его устанавливающих, а также объем прав и обязанностей, возникающих для пользователя. Оно осуществляется:

• без получения соответствующих разрешений;

• без закрепления природных ресурсов за пользователями;

• безвозмездно.

Право общего природопользования в определенной степени имеет имущественный характер, на который указывает ст. 222 ГК, определяющая сбор общедоступных вещей (ягод, рыбы, других вещей и животных) в лесах, водоемах и т. д. как способ приобретения права собственности. Так, ст. 42 ЛК устанавливает право граждан бесплатно собирать для удовлетворения собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, грибы и др.

Следует отметить, что природоресурсное законодательство, устанавливающее отдельные виды права общего природопользования, не всегда согласуется с вышеуказанным подходом. Так, ВК устанавливает правило, отличное от положений Закона «Об охране окружающей среды», определив в качестве субъекта общего водопользования не только физические, но и юридические лица. В Законах Республики Беларусь «О растительном мире» и «О животном мире» введен дополнительный признак общего пользования объектами растительного и животного мира – целевой характер такого пользования, что в большей степени соответствует специальному, а не общему природопользованию.

В КоН понятие общего природопользования отсутствует, в то же время установлено право землевладельцев, землепользователей и собственников земель на осуществление добычи для своих хозяйственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, а также строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Пользование недрами в этом случае осуществляется без предоставления горного отвода. Очевидно, что землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков не определены как участники специальных горных отношений. Они осуществляют пользование недрами без предоставления им горного отвода, т. е. без разрешения. В пользу того, что этот вид пользования является общим, а не специальным, говорит и то, что в соответствии со ст. 37 КоН все виды пользования недрами подлежат государственной регистрации и государственному учету. Объектом регистрации признается горный отвод как участок недр, предоставляемый пользователю недр для добычи полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В данном случае, так же как и в случае общего водопользования, в круг субъектов включены юридические лица, поскольку право, предоставленное землевладельцам, землепользователям и собственникам земельных участков распространяется как на граждан, так и на юридических лиц.

Проблема правового закрепления общего пользования присуща и земельным отношениям. В действующем земельном законодательстве понятие права общего землепользования отсутствует. Наличие в категории земель населенных пунктов группы земель общего пользования (ст. 102) не говорит в пользу установления общего землепользования в КоЗ, поскольку земли общего пользования, хотя и включают земельные участки, используемые для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения города, однако на них разрешается возведение строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель без ущерба для целевого назначения земель общего пользования. Отсутствие нормы об общем землепользовании в КоЗ не означает, что право общего пользования землями (существующее в силу объективной потребности) не закреплено в белорусском законодательстве. Статья 263 ГК содержит понятие «земельные участки общего пользования», представляющие собой не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в собственности Республики Беларусь, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законодательством. Более того, если земельный участок не огорожен либо его собственник (владелец, пользователь) иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через этот участок, если это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику (владельцу, пользователю). Приведенная норма гражданского законодательства характеризует именно общее землепользование как осуществляемое физическими лицами свободно, т. е. без специального разрешения и без закрепления за ними земельного участка. Подобной нормы, на наш взгляд, недостает земельному законодательству.

Определенные выше признаки общего природопользования формируют общий подход к этому виду природопользования. Разграничение общего и специального пользования принципиально возможно на основе признака разрешительного характера специального пользования.

В зависимости от цели, для которой предоставляются природные ресурсы, устанавливаются права и обязанности природопользователей, составляющие содержание права природопользования.

Природопользователиимеют право:

1. Самостоятельно использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением;

2. Эксплуатировать полезные свойства природных объектов;

3. В установленном порядке возводить строения, сооружения и другие объекты, необходимые для осуществления природопользования;

4. Требовать защиты своих прав от посягательств других лиц, в том числе от вмешательства государственных органов и их должностных лиц.

Ограниченность запасов природных ресурсов требует их рационального использования. С этой целью законодательством определены предельные нормы использования (потребления) природных ресурсов и природных объектов, которые установлены в виде лимитов на природопользование.

Лимиты являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов. Лимиты устанавливаются на добычу некоторых видов полезных ископаемых, вырубки леса, изъятия

животных из среды обитания.

К основным обязанностям природопользователей относятся:

1. Целевое использование природных ресурсов;

2. Рациональное использование природных ресурсов;

3. Экологически обоснованное использование природных ресурсов, при котором не допускается причинение вреда объектам природы;

4. Внесение платы за природопользование.

Юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вносят платежи за использование природных ресурсов и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Землевладельцы, землепользователи и частные собственники земли обязаны ежегодно упла — чивать земельный налог за находящиеся в их владении, пользовании или собственности земельные участки. Лесопользователи, получившие лесорубочный и лесной билет, вносят плату за лесопользование по специальным таксам. Решение о прекращении права природопользования принимается тем органом, который предоставил природный ресурс в пользование.

Добавить комментарий

Закрыть меню