Правила публичного выступления

Этапы подготовки тезисов и текста речи

Одни из самых известных авторов учебников по ораторскому искусству Дейл Карнеги и Хайнц Леммерман схожи в своих мнениях относительно подготовки к публичному выступлению. Они рекомендуют выделить достаточно времени для того, чтобы собрать необходимый материал, продумать структуру и подготовиться к выступлению перед конкретной аудиторией. По мнению ведущих специалистов, при этом важно обратить внимание на следующие детали, которые мы постарались расположить в порядке приоритетности:

Выделите достаточно времени (несколько дней или даже неделю). В течение этого времени старайтесь подготовить все тезисы вашего выступления и сформировать его структуру. Для поиска свежих идей используйте различные источники: поищите что-то в Интернете, пообщайтесь со знакомыми, проанализируйте различные точки зрения и т.д. Ваша речь должна созревать постепенно. Невероятно сложно за полчаса до выступления внести в речь все существенные факты. Также велика вероятность, что вы можете что-то забыть, поэтому подготовка оратора к хорошему выступлению должна занимать достаточно большое время.

Учтите интерес аудитории. Несомненно, успех вашей речи напрямую зависит от того, как воспримет ее аудитория. Как бы вы красиво ни говорили и какие бы важные вопросы вы ни рассматривали, важно чтобы слушателям было интересно и понятно, о чем вы говорите. Для этого нужно знать своих будущих слушателей: их интересы, знания в данной области, а также все, что может повлиять на их восприятие вашего публичного выступления. Важнейший этап подготовки речи – изучение своей аудитории.

Поставьте цель, найдите нерешенную проблему. Важно, чтобы ваша речь непременно была направлена на решение какой-либо задачи, проблемы, на достижение определенной цели или даже миссии. Если вы просто будете публично высказывать свои мысли на определенную тему, то людям будет неинтересно вас слушать. Постарайтесь рассказать о решении определенной актуальной проблемы, которая волнует ваших слушателей – это вызовет неподдельный интерес к вашему выступлению.

Собирайте и записывайте весь материал, который вы сможете найти по вашей тематике. Это поможет ничего не упустить. Заведите блокнот, текстовый файл или заметку в вашем смартфоне или планшете, которая всегда будет под рукой для того, чтобы записать туда свежую мысль. Также вы можете воспользоваться приемами быстрого (сканирующего) чтения, если вам необходимо собрать материал в кратчайшие сроки.

Хорошее выступление во многом зависит от вашего хорошего понимания темы повествования. Аудитория сразу чувствует и распознает, насколько вы компетентны в том, о чем говорите, и даже если вы не очень умело подаете материал, но говорите об интересных и редких вещах – это часто может спасти ситуацию. Наличие хороших знаний в области вашего выступления – уже половина успеха.

Используйте собственные мысли. Истинная подготовка к выступлению заключается в том, что весь собранный материал (мнения, тезисы) нужно пропустить через себя и сформировать собственную позицию. В этом случае ваша речь будет звучать более естественно, кроме того, собственные мысли проще запомнить, но для этого сначала их нужно толково сформулировать. Лучше заняться этим во время подготовки, а не формулировать мысли спонтанно во время вступления.

Получите резервные знания. Изучите несколько больше материала, чем вам необходимо для выступления. Это поможет вам чувствовать себя уверенно, а также позволит вам с легкостью отвечать на все вопросы и парировать замечания слушателей после или по ходу выступления. Резервные знания – это психологическая подготовка к выступлению. Этим приемом пользуются многие политики, журналисты, экскурсоводы. Некоторые умелые ораторы намеренно оставляют определенную информацию недосказанной в своей речи, с одной стороны, чтобы сконцентрироваться на более важном, с другой стороны, чтобы спровоцировать вопрос из зала, а затем блестяще ответить на него.

Создайте структуру (план) выступления. Если вы потратили достаточно времени и усилий на то, чтобы собрать необходимые материалы, то, скорее всего, все они не смогут уместиться в вашей речи. Поэтому следующим этапом подготовки вашей речи должно стать структурирование полученной информации. Чтобы создать хорошую речь нужно выбрать наиболее важные тезисы и на их основе создать план вашего выступления. В следующем уроке вы найдете необходимые рекомендации и приемы для наилучшего структурирования вашей речи. Кроме того, хорошим обрамлением ваших тезисов станут различные приемы, лучше проясняющие ваши мысли и создающие определенное восприятие вашей речи аудиторией. Об этих приемах вы сможете узнать в одном из следующих уроков этого тренинга.

Правила подготовки самого выступления

Выучите важные части текста. Выучите начало и концовку выступления, и другие важные места в вашей речи. Постарайтесь хотя бы раз отрепетировать произнесение текста, чтобы понять, какие части вызывают у вас наибольшие трудности. Постарайтесь запомнить важные факты (даты, имена, названия). Оратор, без бумажки оперирующий важными фактами, всегда создает хорошее впечатление. В одном из следующих уроков вы сможете ознакомиться с полезными методиками запоминания материала, необходимого для публичной речи.

Подготовьте хорошее вступление. Именно в начале выступления оратор испытывает наибольшее волнение перед публикой, а также создает первое впечатление о себе у зрителей. Кроме того, перед выступлением проявляются все организационные огрехи, такие как ненастроенный микрофон, появление опоздавших слушателей и многое другое. Будьте готовы к этому. Не стоит сразу начинать вашу речь с темы выступления, лучше для начала поприветствовать публику, поблагодарить собравшихся людей, может быть, пошутить или слегка затронуть уместную известную всем новость, событие. Дайте слушателям тоже приготовиться к вашей речи. Важным правилом хорошего выступления является подготовка правильного вступительного слова.

Проработайте и выучите концовку. Как известно, обычно первые и последние слова выступления запоминаются зрителями лучше всего («эффект края» по Эббингаузу). Именно в финальную часть вашей речи лучше всего внести главные мысли и ключевые выводы. Выделить важное вам помогут специальные приемы. Постарайтесь косвенно сообщить аудитории о том, что вы подходите к концу вашей речи, для этого используйте соответствующие слова «и наконец», «подводя итоги» и другие. Так слушатели осознают, что вы заканчиваете свое выступление и говорите ключевые слова, на которых им стоит максимально сконцентрировать внимание.

Многие ораторы, рекомендуют хорошо выучить и даже отрепетировать концовку публичной речи. Яркая концовка всегда запоминается и оставляет выигрышное впечатление у слушателей. О том, как лучше готовить начало и концовку выступления читайте в уроке, посвященном структуре выступления.

Приготовьте все необходимое. Микрофон, аудитория, вода, время выступления – все это не должно вызывать у вас вопросов. Подумайте, что вам необходимо, поговорите с людьми, которые отвечают за организационные моменты выступления.

Чтобы избежать излишнего волнения постарайтесь позаботиться обо всех мелочах заранее.

Возьмите записи, если это необходимо. Если у вас есть достаточно времени и сил, постарайтесь так приготовиться к выступлению, чтобы вам не потребовались вспомогательные записи. Однако, если вы не чувствуете уверенности в себе, лучше иметь перед собой план или ключевые мысли выступления. Часто бывает так, что от волнения из головы вылетает самая важная информация, забыв которую, оратор, как правило, теряется, сбивается с подготовленного плана. В этом случае стоит иметь при себе записи, быстро заглянув в которые вы сможете моментально вернуться к потерянной мысли. Но возьмите за правило пользоваться записями только в случае крайней необходимости, так как читаемый по бумажке текст убивает все впечатление от публичной речи.

Пройдя все этапы подготовки, уяснив необходимые правила, вы непременно сможете выступить успешно. Хорошая подготовка публичной речи придаст вам уверенности и поможет избавиться от волнения перед выступлением.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Cтатистика На весь экран

← Ораторское искусство2 План выступления →

Человеку часто приходится выступать перед большой аудиторией. Для того чтобы выступление было эффективным важно соблюдать несколько необходимых принципов его построения:

  1. Определить особенности аудитории.
  2. Четко определить цель своего выступления. Какой результат вы хотите получить, каким образом вы хотите склонить аудиторию на свою сторону?
  3. На большом листе бумаги в центре напишите цель вашего выступления, затем напишите центральные идеи в том порядке, в каком вы о них подумаете, отмечая их на лучах, исходящих из центра по всем направлениям.
  4. Хорошая речь, как правило, состоит из трех-пяти частей. Если у вас получилось их больше, то вы или хотите очень много сказать, или не до конца определили смысл выступления.
  5. Напишите тезисы своего выступления. Используйте римские цифры для центральных идей. Для каждой центральной идеи подберите от одной до пяти вспомогательных идей, каждая из которых может иметь еще больше идей для подкрепления. Пополняйте свои записи дополнительными пунктами, если они придут вам в голову.
  6. Отдельные пункты могут быть усилены или упрощены с помощью визуальных средств. Подготовьте рисунки, диаграммы, отметьте в тезисах последовательность их демонстрации. Но — общайтесь с аудиторией, а не с материалами.
  7. Не увлекайтесь визуальной демонстрацией. Существует хорошее правило: один показ на каждую ключевую идею.
  8. Важно продумать, как вы собираетесь установить доверительные отношения с аудиторией, как вы заработаете ее уважение, каким тоном вы собираетесь начать. У вас есть 20 секунд на то, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес. Ответьте на вопрос:»Почему люди должны тебя слушать?»
  9. Показывайте свое воодушевление с помощью движений, жестов и разных поз. Говорите с личностями, а не с аудиторией.
  10. Улыбайтесь не только губами, ваш голос должен быть веселым и энергичным. Ваш духовный подъем должен передаваться аудитории.

Как произвести впечатление на аудиторию во время выступления

1. Делайте сильные, удивляющие или ироничные утверждения. «Все, что вы знаете о влиянии педагога- неправда».

2. Ссылайтесь на пугающую статистику. «На первом месте из того, чего больше всего боятся люди, находится страх публичного выступления».

3. Поделитесь чем-то о себе.

4. Покажите свое знание аудитории и ее жизненного опыта. «В вашей практике вы преуспели за счет того, что…..».

5. Ссылайтесь на крылатый афоризм, который точно определяет тему вашей речи.

6. Обращайтесь к текущим событиям, которые привлекли всеобщее внимание. Проведенная параллель между темой вашего выступления и нашумевшим событием может послужить хорошим началом.

Как правильно писать выступление

1. Пишите так, как вы говорите, а не как пишете.

2. Составьте каждый абзац из трех-пяти предложений. Если абзацы будут длиннее, вы можете потерять то место, на котором остановились.

3. При написании, используйте чаще глаголы в активной форме, чем в пассивной.

4. Количество слов в предложении не должно превышать двадцати. Аудитории будет трудно поспевать за вами, если предложения будут более длинными.

5. При выступлении чаще используйте первое и второе лицо местоимении, а не третье. «Он», «она», «они» и «их» — безличные местоимения, и они могут придать вашей речи тон лекции.

6. Напечатайте речь аккуратно и ясно. Печатайте через два интервала внутри текста и через три между абзацами.

7. Подчеркните те слова или фразы, которым необходимо придать особое значение.

8. Напишите слово «ПАУЗА» рядом с теми пунктами, где нужно сделать драматическую паузу.

Оставьте справа и слева широкие поля. Сделайте пометки об использовании аудиовизуальных и других средств.

10. Попрактикуйтесь в чтении речи. Вы должны научиться произносить ее при минимальном использовании написанного текста.

8. Читайте так, как вы говорите, а не так, как читаете.

Как сделать выступление волнующим и привлекательным

1. Выберите ту тему, которая волнует вас. Постройте порученное вам выступление так, чтобы оно вызвало в вас бурю эмоций.

2. Расскажите кому-нибудь перед выступлением о том, как вы возбуждены.

3. Не отклоняйтесь от скорости 120 слов в минуту, только если не захотите произвести эффект. Эта скорость является средней для произнесения речи; лучшие ораторы говорят со скоростью 200 слов в минуту. Если вы спуститесь ниже 120 слов в минуту, ваши слушатели начнут гадать, что произошло.

4. Используйте голос для воздействия. Чтобы удержать интерес своих слушателей, меняйте громкость, скорость, высоту и ударения. Понижайте голос, чтобы подчеркнуть последние слова.

5. В комнате с хорошей акустикой и аудиторией, не превышающей пятидесяти человек, лучше говорить без микрофона. Намного удобнее, если есть возможность переносить или прикрепить микрофон к одежде, чем стоять перед слушателями на одном месте.

6. Не стойте на месте, подходите к своим слушателям. Как только вы покинете лекторское место и встанете у передних рядов кресел, аудитория почувствует, что между вами и ней существует связь

Как выработать правильное отношение к своим страхам при публичном выступлении

1. Выработать правильное отношение к своим страхам.

Твердо знайте: аудитории редко бывают враждебно настроенными. Помните, что даже самые профессиональные ораторы испытывают волнение, прежде чем подняться на трибуну.

2. Анализируйте свою аудиторию. Чем больше вы узнаете о своей аудитории, тем более уверенно вы себя будете чувствовать.

3. Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь! Чем лучше вы будете знать тему, тем большим знатоком и темы, и аудитории вы будете себя считать.

4. Сделайте «успокаивающие» записки-шпаргалки.

5. Представьте свой успех. За две недели до своего выступления каждую ночь перед сном представляйте картину своего успеха.

6. Используйте аудиовизуальные средства, чтобы снять с себя часть напряжения.

7. Потренируйтесь три или четыре раза до своего выступления, делайте это, пока вы не будете удовлетворены своей речью. Ни в коем случае не тренируйтесь в день своего выступления!

9. Расслабьтесь, отдохните и избегайте любого возбуждения. Как можно лучше отдохните ночью перед выступлением; ограничьте употребление кофе.

10. Делайте вступление и заключение своевременно. Будьте уверены в своем вступлении и заключении.

11. Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху. Наденьте то, что вам очень идет.

12. Установите контакт глаз с несколькими дружелюбными лицами. Защитите себя теплыми взглядами.

Для организации обсуждения необходимо учитывать следующие правила

1. Смотрите прямо на того, кто задает вопрос, потом сообщите свой ответ всей аудитории. Не принимайте участия в диалогах.

2. Внимательно выслушайте весь вопрос. Обращайте внимание как на вербальные, так и на невербальные ключи.

3. Убедитесь в том, что вы правильно поняли вопрос. Добейтесь пояснения, попросите повторить вопрос.

4. Не позволяйте одному человеку завладеть разговором. Отвернитесь от монополиста и обратитесь к другим. Возможно, что он из тех, кого сначала нужно успокоить, затем усмехнуться и стерпеть.

5. Если у вас нет ответа на конкретный вопрос, не делайте вид, что знаете его. Пообещайте, что после того как разберетесь с вопросом, вы ответите.

6. Держите в фокусе внимания цель своего выступления. Не допускайте
вопросов, которые отвлекут вас от вашей основной темы. Не бойтесь сказать: «Это интересно, но не имеет отношения к теме моего выступления».

7. Удерживайте контроль над аудиторией. Не позволяйте другим использовать ваше время на вопросы-ответы для их диалога.

8.Отвечайте на выпады и возражения только фактами, но не эмоциями.

9.Оставайтесь спокойным и хладнокровным. Вы выиграете, а горячие головы потеряют поддержку в лице аудитории.

Голос — важный инструмент. Поэтому необходимо улучшать свой голос. Для этого существует несколько способов:

1. Запишите свой голос на магнитофон. Послушайте его объективно. Поэкспериментируйте с разными тонами, высотами, ударениями, скоростью, силой и дикцией.

2. Попытайтесь говорить со скоростью 120 слов в минуту. Это средняя скорость для речи.

3. Произносите слова отчетливо. Сконцентрируйте усилия на том, чтобы произносить конечный согласный звук каждого слова.

4. Подчеркивайте ключевые слова и идеи своим голосом. «Вбивайте» те важные идеи, которые вам бы хотелось, чтобы запомнила аудитория.

5. Используйте голос, чтобы создать контраст. Высокий и низкий, громкий и тихий, возбужденный и погасший.

6. Практикуйтесь говорить из глубины диафрагмы. Не говорите через нос. Пытайтесь создать вибрацию в своих голосовых связках.

7. Попросите своих близких отмечать любые раздражающие вокальные моменты вашей речи. Послушайте их сами.

8. Заботьтесь о своем голосе. Больной или усталый голос нуждается в отдыхе и заботе — выпейте горячую воду маленькими глоточками или пожуйте изюм.

В аудитории могут быть люди, которые мешают вашему выступлению. Для того чтобы справиться с нарушителями можно использовать следующие способы:

1.Подойдите прямо к нарушителям. Если вы можете пройти по аудитории, подойдите поближе к нарушителям. Они поймут, что от них требуется, хотя вы не скажите ни слова.

2. Попросите аудиторию успокоиться. Большинство людей поймет, к кому это относится.

3. Прекратите говорить. В это время взгляните в сторону нарушителей. Если это не сработает сразу же, то другие слушатели заставят их замолчать.

4. Ничего не делайте. Подождите, пока слушателям надоест нарушитель, и они сами его не успокоят.

5. Напугайте всю аудиторию. Скажите в микрофон что-нибудь особенное, интересное для привлечения внимания всех слушателей, включая и болтунов.

6. В крайнем случае, обратитесь за помощью, смутите нарушителей. Задайте им вопрос по теме вашего выступления; вежливо попросите их о том, чтобы они вели себя должным образом; пошутите на их счет.

< предыдущаяследующая >

Полезная информация

Правила публичного выступления

Говорить речь перед аудиторией очень трудно.

Такое мнение присуще самым опытным и блестящим ораторам, хотя они собаку съели на публичных выступлениях. Дело же в том, что выступающий всегда излагает слушателям свою идею. При этом и удача, и неудача тотчас же отражается на его репутации.

Правила публичного выступления универсальны. То есть они всегда одни и те же перед любой аудиторией. Тут абсолютно неважно, кто сидит перед оратором. Это могут быть банкиры, министры, учителя, студенты, школьники, заключённые. Всю эту публику можно объединить одним словом – слушатели. А чтобы завоевать их внимание, следует правильно себя вести и грамотно подавать информацию.

Правило первое: аудитория вначале воспринимает оратора чисто внешне, а уж затем то, что он скажет. Поэтому выглядеть нужно адекватно в том коллективе, перед которым произносится монолог.

Правило второе: речь всегда должна быть конструктивной и по существу. Пустопорожние разговоры неприемлемы. Они вызывают раздражение, так как слушатели при этом впустую тратят время.

Правило третье: внутренняя уверенность и уважение к слушателям. Докладчик должен всем своим видом подчёркивать, что он настроен к аудитории доброжелательно и уважительно. Следует также учитывать, что в любом коллективе есть свои авторитеты. Ни в коем случае не нужно пытаться их пошатнуть.

Правило четвёртое: информацию нужно излагать простым доступным языком, образно и эмоционально. При этом не надо прибегать к излишним деталям. Если кого-то что-то заинтересует, то будет задан вопрос. Необходимо учитывать уровень знаний слушателей и руководствоваться именно этим в своём изложении информации.

Выступление

Самые первые минуты – притирка к аудитории. Оратор должен узнать о ней как можно больше. Следует определить неформальных лидеров, уровень знаний людей, необходимость показа наглядных пособий, а также, что конкретно можно рассказывать слушателям, а что можно и упустить.

Затем наступает очередь самого выступления. Говорить следует эмоционально и нестандартно. От монотонности нужно бежать, как от огня. Слушателям нравится, когда лектор не суетится, не машет руками, не бегает по аудитории, выкрикивая фразы из разных углов. В то же время вызывает негатив манера хвататься за кафедру или трибуну руками, горбить спину, водить по-птичьи головой из стороны в сторону, вжав её в плечи.

Доверие слушателей завоёвывается единством эмоционального поведения и подаваемого материала. Если говорить об уверенности и при этом боязливо оглядываться, то никакого доверия не будет.

Манера речи, жесты, мимика и информация должны находиться в полной гармонии и дополнять друг друга.

Немаловажное значение имеет и риторика. Она включает в себя хорошо поставленный голос, прекрасную дикцию, умелое использование образных, логических, эмоциональных акцентов. Всё это редко даётся с рождением, а достигается путём тренировок. Наглядным примером в этом случае может служить театр. Сидя в зале и внимательно слушая артистов, играющих свои роли на сцене, можно приобрести определённые навыки. А чтобы их закрепить, следует, придя домой, проиграть уже самому, услышанные монологи.

Риторические приёмы

Эффект первых фраз

Любое выступление лучше всего начинать с фраз, которые сразу привлекут внимание, но не к речи, а к оратору. Грустно смотреть на некоторых лекторов, растеряно стоящих перед аудиторией и ждущих, когда та успокоится. Начинать говорить в таком шуме практически невозможно, но необходимо. И как же это сделать? Давайте рассмотрим пример.

Вам нужно прочитать лекцию студентам. Утром позвонили из деканата, назвали время и номер аудитории. В университете вас в лицо никто не знает. В назначенный час вы входите в большой зал. В нём сидит порядка 140 человек. В помещении стоит сплошной гул, на вас никто не обращает внимание. Вы подходите к кафедре, но это ни на кого не производит впечатление. Все заняты своими делами и разговорами. И как быть?

Можно, конечно, решительным шагом отправиться за деканом. Но это будет самое глупое. Второй вариант – переминаться с ноги на ногу у кафедры и терпеливо ждать, когда присутствующие наконец-то удостоят вас своим вниманием. Но ожидание может занять слишком много времени. Третий вариант – взять указку и со всей силы треснуть ею по столу. Тишина, естественно, наступит, но установить доверительный контакт со студентами уже будет практически невозможно.

Итак, как уже говорилось, нужно в первую очередь привлечь внимание к своей персоне. Для этого следует совершить что-то нестандартное и непривычное. Поэтому вы поднимаете руки, хлопаете в ладоши, а затем громко, чётко и уверенно говорите: «Здравствуйте, уважаемые леди и джентльмены! Я прекрасно понимаю вашу занятость, но всё же возьму на себя смелость оторвать вас от дел насущных и представиться. Зовут меня Иван Иванович Иванов, и я прочитаю вам лекцию по…».

Необычные слог и манера говорить вызовут интерес и привлекут внимание. В аудитории наступит тишина. После этого можно будет смело приступать к изложению материала. Шуметь и мешать уже никто не станет.

Эффект новизны

Каким бы распрекрасным не был оратор, он не сможет удержать внимание аудитории более 20 минут. Это чистая психология, базирующаяся на концентрации внимания. Так уж устроен человеческий мозг, что он не может долго сосредотачиваться на чём-то одном. Поэтому в доклад необходимо вставлять короткие отступления.

Это могут быть шутки, анекдоты, забавные примеры из жизни. Рассказывая их, докладчик даёт слушателям небольшой отдых. После этого основная информация опять воспринимается полноценно в течение следующих 20 минут.

Но одними шутками ограничиваться не стоит. Немаловажное значение имеет абсолютно новая информация. Новое – это какие-то сенсационные факты или открытия по основной теме. Они также способны «взбодрить» слушателей. Поэтому сенсацию не следует выкладывать в начале доклада. Лучше приберечь её на потом и выдавать порциями с уже названными временными интервалами. Таким образом, присутствующие всё время будут находиться в состоянии внимания.

Внешние формы ораторского искусства

Речь всегда должны быть облечена в красивую «обёртку». То есть нужно уметь подавать себя аудитории. Обидно, когда проходимцы и лицедеи пускают пыль в глаза, а действительно умные и достойные люди оттесняются в сторону.

Никогда нельзя пренебрегать обаянием, сосредотачиваясь только на профессиональном изложении информации. Следует знать, что гораздо большего успеха достигает дилетант, умеющий производить благоприятное впечатление. Настоящий оратор должен сочетать в себе профессионализм и способность очаровывать аудиторию. Только в этом случае можно говорить о подлинном искусстве публичного выступления.

Сергей Ермолаев

Для того, чтобы подготовить идеальное выступление нужно разобрать несколько аспектов. Один из аспектов — это разбор целевой аудитории. Кто вас будет слушать?
Так часто во время подготовки к выступлению мы зацикливаемся на том, что мы хотим сказать и как будем выглядеть. В то время как, нам нужно сфокусироваться на том, кто наша аудитория, для кого мы выступаем.

Публичные выступления являются общей деятельностью, которая предполагает взаимодействие между оратором и аудиторией. Для того, чтобы вас слушали вам нужно создать честные отношения с вашим слушателем.

В случае, если спикер выступает просто для зрителей, он просто выступает для зрителей. Необходимо создавать смыслы между спикером и аудиторией – это то, что всех объединит.

История
Поиск спикера остановился на именитом для нашего города предпринимателе. Событие предполагало короткое выступление на тему бизнеса. В целом, о бизнесе можно говорить много, поэтому мы обозначили что именно хотели бы услышать от него.

Ничто не предвещало провала. Детали мы не стали обсуждать, так как спикер заверил, что тема давно им проработана и выступит без проблем.

Во время выступления спикерам (они выступали вдвоем) было очень сложно работать с аудиторией, так как их выступление было направлено на молодых ребят, которые только задумались о бизнесе. Наша аудитория по бОльшей части была из тех, кто уже занимается бизнесом, либо из тех, кто занимает высокие должности. Поэтому этот speech для данной аудитории был неактуален.

Игнорирование аудитории привело к провалу выступления. Яйцами и тухлыми помидорами никто не кидался, но впечатления остались не самые лучшие. Хотя в этой ситуации можно было бы поступить по-другому: сделать анализ аудитории и немного переделать свое базовое выступление под данную аудиторию.

Дело в том, что отсутствие или осознанное игнорирование анализа аудитории может привести к тому, что вас просто не будут слушать, не будут реагировать на ваши вопросы. Хуже обстоят дела, если вы будете использовать фразы или термины, которые могут быть для данной аудитории оскорбительными.

Лучший способ уменьшить риск таких ситуаций заключается в проведении анализа аудитории при подготовке речь.

Анализ аудитории — это процесс сбора информации о людях в вашей аудитории, чтобы вы могли понять их потребности, ожидания, убеждения.

Если немного поразмышлять, эта мысль станет для вас очевидной – это инвестиции вашей аудитории в вас. Речь не только о том, что на виду, – вроде потраченного времени и внимания, но и о более тонких материях – о готовности слушателей ассоциировать себя с вами и вашей историей.

Как ни крути, а возможность выступить перед группой людей – большая честь.

Первое, что хороший анализ аудитории может сделать, это помочь вам сосредоточить свое содержание для вашей конкретной аудитории. Если вы планируете произнести убедительную речь о том, почему люди должны стать вегетарианцами, и вы узнаете, что половина вашей аудитории — дети скотоводов, вам нужно тщательно продумать свой подход к содержанию. Возможно, вам нужно будет настроить свою тему, чтобы сосредоточиться на преимуществах вегетарианства, не пытаясь явно убедить аудиторию.
В любой аудитории всегда будет несколько скептиков, если вы продумаете свою тему с учетом вашей аудитории, вы можете найти тему, которая будет интересна вам как докладчику и полезна для вашей аудитории.

Существует еще другая крайность – сдаться и сделать содержание презентации настолько общим, чтобы никто из слушателей не почувствовал себя задетым или обойденным вниманием. С тем же успехом можно снять фильм в стиле экшн, а потом вырезать из него все самое интересное в попытке обойти возрастные ограничения. Короче, это ужасная идея.

Лучшая стратегия находится посередине: ваше выступление должно быть достаточно содержательной и гибкой, чтобы отвечать потребностям конкретной аудитории и всех тех типажей, которые в ней есть, и в то же время достаточно универсальной, чтобы ее можно было проводить снова и снова. Такое выступление будет более ценной и для вас как докладчика, и для вашей аудитории: вы не только сумеете донести свое сообщение до слушателей, но и проявите уважение к ним – а это довольно редкое событие. В качестве альтернативы я предлагаю вам один простой, но действенный способ разбить аудиторию на группы по типам личности.

Аудиторию я делю на две группы: аналитики и эмпаты.

Аналитики или любители фактов
Есть аудитория, которая воспринимает только факты, цифры, статистику и т.п.
Такая аудитория не будет воспринимать ваше выступление, если в нем нет цифр и данных.

Пример выступления аналитика Ханс Рослинг «Самая лучшая статистика».

Эмпаты или люди с очень высоким эмоциональным уровнем
Эта часть аудитории воспринимает информацию в виде эмоций: переживания, сострадание,
улыбки. Для такой аудитории будет важно услышать о важности, ценности того, о чем вы говорите.

Пример выступления эмпата Рита Пирсон «Каждому ребенку нужен наставник»

На любом событии есть люди первой и второй группы. Делая анализ аудитории, необходимо понять кого больше в данной ситуации: аналитиков или эмпатов. Но это не говорит, что если в зале больше аналитиков ваше выступление должно состоять только из цифр. Нужно подойти так, чтобы выступление было понятно тем и этим.
С другой стороны, всегда нужно анализировать себя: вы, как аналитик или вы, как эмпат.

История
Я не так давно готовила выступление двух девушек на форум OpenDay.
Одна из девушек — эмпат. Другая — аналитик.
С первой девушкой мы решили, что в ее выступлении будут образы и эмоции. В данной ситуации были большие риски — аудитория могла не воспринять ее выступление серьезно. Так как большая часть аудитории состояла из женщин она легко попала на одну волну с ними. Тем более многие женщины, как и она, были мамами.
Со второй девушкой был другой риск — сложно передавать эмоции, так как она предприниматель. Она сухой аналитик, в ее голове всегда создаются логические структуры. Учитывая, что аудитория состоит из предпринимателей и, в основном, из девушек, мы приняли решение использовать понятные термины для предпринимателей и историю из жизни нашего спикера, что являлось для нее довольно эмоциональным элементом.
Делаем выводы

Думать шире и смотреть глубже – вот то, за что отвечает спикер.

Правильно подобрав составляющие элементы, вы заложите прочный фундамент для дальнейшей работы. А если вы сделаете слишком много допущений или загоните себя в ловушку, положившись на стереотипы, вы рискуете потерять свою аудиторию еще до того, как начнете выступление.

Домашнее задание
Выберите тему и затем напишите тезисы для каждой аудиторий:
студенты, военные ветераны, налогоплательщики, жертвы преступлений и профессиональные спортсмены.

Добавить комментарий

Закрыть меню