Практическое значение теории эластичности

Практическое применение эластичности

Лекция 3. Эластичность.

План лекции:

1. Эластичность спроса.

2. Эластичность предложения.

3. Перекрестная эластичность и эластичность спроса по доходу.

4. Методы определения эластичности.

5. Практическое применение теории эластичности.

1. Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спросазависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также от цен на товары, которые являются либо взаимозаменяемыми, либо взаимодополняемыми. На спрос влияют и другие факторы. Для фирмы важно знать, какое в количественном отношений воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью.Эластичность показывает, насколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Эластичность можно определять по следующей формуле:

Edp- коэффициент эластичности спроса по цене.

Edp = % изменение количества спрашиваемой продукции ;

% изменение цены

Edp = %r Qd

%rР

Для общей характеристики эластичности спроса наблюдаются следующие возможные реакции:

-спрос эластичный, когда при небольших снижениях цены объем продаж сильно возрастает (следовательно, денежная выручка растет) (рис. 1)

. -спрос имеет единичную эластичность, когда изменение цены и продаж оказываются равновеликими (общая денежная выручка остается неизменной) (рис. 2)

-спрос неэластичен, если даже при весьма существенных снижениях цены объем продаж возрастает незначительно (общая денежная выручка снижается) (рис. 3)

— спрос абсолютно эластичен (рис. 4)

— спрос абсолютно неэластичен (рис. 5)

Прямая эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов.

1. Наличие на рынке товаров-заменителей.Чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос на данный товар. Если товары-заменители отсутствуют, спрос на товар становится совершенно неэластичным.

2. Принадлежность товара к предметам роскоши или товарам первой необходимости.Спрос на предметы потребления менее эластичен. Спрос на предметы роскоши более эластичен. То есть можно сказать, ценовая эластичность спроса будет выше в том случае, чем менее необходим товар потребителю.

Фактор времени. В краткосрочном периодеспрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном.

4. Удельный вес товара в бюджете потребителя.Обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность.

5. Степень насыщения потребностей.На стадии начального насыщения спроса даже небольшое снижение цены может вызвать значительный рост спроса и продаж, а по мере насыщения потребностей эластичность спроса снижается.

6.Разнообразие возможностей использования данного товара.Чем разнообразнее эти возможности, тем выше и эластичность.

2. Эластичность предложения по цене характеризует, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цен. Коэффициент ценовой эластичности рассчитывается таким же образом. При оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

1. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение в этом случае является неэластичным.

2. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность в этом случае повышается.

3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток и отток фирм в отрасли в зависимости от спроса на продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Таким образом, эластичность предложения зависит в первую очередь от периода времени, в течении которого продавцы могут приспособиться к изменению цен.

4. Кроме ценовой эластичности спроса и предложения существуют перекрестная эластичность спроса (измеряющая чувствительность спроса на один товар к изменению цены на другой) и эластичность по доходу (определяющая чувствительность потребительского спроса на товар к изменению дохода потребителя).

Концепция перекрестной эла­стичности спросапозволяет измерять, насколько чувстви­телен потребительский спрос на один продукт (скажем, X) к изменению цены какого-то другого продукта (скажем, У). Формула перекрестной эластичности спроса идентична фор­муле ценовой эластичности, с той разницей, что нам придется взять отношение процентного изменения объема потребления продукта X к процентному изменению цены продукта У:

процентное изменение количества
Edxy= _спрашиваемого продукта X

процентное изменение цены продукта У

Эта концепция эластичности позволяет количественно оха­рактеризовать и более глубоко понять смысл явлений вза­имозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эла­стичности спроса имеет положительноезначение, то есть количество спрашиваемой продукции X варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта У, то продукты X и У являются взаимозаменяемыми товарами. Например, рост (падение) цены растительного масла (У) заставляет потребителей покупать больше (меньше) майонеза (X). Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменя­емости двух данных товаров. Если коэффициент перекрест­ной эластичности имеет отрицательноезначение, мы можем заключить, что продукты X и У «идут в комплекте» и являются взаимодополняемыми товарами. Так, рост (па­дение) цены лыжи приведет к сокращению (уве­личению) количества покупаемых лыжных ботинок. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше вза­имодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два про­дукта не связаны между собой, или являются независимыми товарами. Например, вряд ли следует ожидать, что из­менение цены растительного масла окажет какое-либо заметное влияние на количество покупок лыжных ботинок.

Концепция эластичностиспроса по доходупозволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным процентным изме­нением дохода потребителя:

процентное изменение количества

Edi= спрашиваемой продукции

процентное изменение дохода

Для большинства товаров коэффициент эластичности по доходу будет иметь положительное значение. Продукты, приобрете­ние которых расширяется по мере роста доходов, называ­ются нормальными товарами, илитоварами высшей кате­гории. При этом положительный коэффициент эластичности существенно варьируется от одного товара к другому. Например, эластичность по доходу спроса на автомобили оценивается примерно в + 3,00, тогда как для большинст­ва продуктов сельского хозяйства она колеблется около + 0,20. Отрицательноезначение коэффициента эластич­ности по доходу указывает на то, что речь идет о товаре низшей категории (маргарин, картофель, капуста, подержанные товары и т.п.). Потребители, как правило, сокращают покупки такого рода продуктов по мере роста своих доходов.

4. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ:

1. Эластичность спроса по дуге – мера чувствительности величины спроса между двумя точками кривой спроса.

K=Q1-Q0/ Q1+Q0 x P1+P0/ P1-P0;

При использовании формулы расчета эластичности спроса по дуге нам безразлично, какая точка считается начальной. В любом случае получаем тот же самый коэффициент эластичности. Но для обеспечения надежности и пригодности для разумной интерпретации, коэффициент эластичности по дуге должен исчисляться только между достаточно близкими друг от друга точками кривой спроса. Это особенно верно, когда неизвестна форма кривой спроса и имеются данные лишь по нескольким ценам и количествам товара (можно по двум). Но через две точки можно провести бесконечное множество кривых спроса, и в этом интервале цены – количества каждой из них присуща своя эластичность, несколько отличная от других. В целом, чем дальше обе точки находятся друг от друга, тем меньше коэффициент эластичности отражает реальную ситуацию.

2. Эластичность в точке есть чувствительность величины спроса к очень малому изменению цены в данной точке. Алгебраически эластичность в точке представляется следующей формулой:

K= ΔQ/Q = ΔQ/Q x P/ΔP= ΔQ/ΔP x P/Q ;

ΔP/P

Данное выражение говорит, что эластичность в точке равна отношению изменения величины спроса к изменению цены, умноженному на отношение цены к величине спроса в данной точке. При стремлении изменения цены к нулю, отношение ΔQ/ΔP становится эквивалентным производной функции спроса по цене, или

Отсюда формула для эластичности в точке приобретает вид:

K= dQ/dP x P/Q.

Практическое применение эластичности

1. Зная спрос и его эластичность фирма может определить по какой цене продавать товар, чтобы обеспечить максимальную выручку.

2. Государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов, налоговое бремя будет распределяться по разному между производителями и потребителями продукции.

В случае, если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога падет в основном на него. В случае, если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютно размер налога будет также выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство обладает акцизами и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т. п.) .

При эластичной предложенииналоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

ВЛИЯНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ НА ПРИНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В БИЗНЕСЕ:

Если фирма уверена, что при данной цене спрос на ее товар неэластичен, то она всегда может увеличить свою прибыль путем увеличения цены. Это произойдет потому, что при неэластичном спросе повышение цены увеличит совокупную выручку и снизит совокупные издержки. При коэффициенте эластичности ниже 1, увеличение цены повышает совокупную выручку, потому что прибавка к выручке от продаж по более высоким ценам покрывает потерю выручки от снижения объема продаж. Также в этом случае снижаются и совокупные издержки фирмы, поскольку более высокая цена сокращает объем покупок и соответственно объемов производства. С учетом повышения совокупной выручки и снижения совокупных издержек, увеличивается рентабельность предприятия.

Если фирма решает снизить цену, то она должна быть уверена, что спрос на ее продукцию эластичен. Снижение цены при неэластичном спросе не только приведет к потере совокупной выручки, но и повысит совокупные затраты из-за увеличения объема продаж. Рентабельность понизится.

Следовательно, справедливо утверждать, что наиболее прибыльные цена и объем продаж лежат где-то на эластичной части кривой спроса для фирмы.

Производство Практическое значение теории эластичности.

Эластичность спроса и предложения

Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. Эластичность спроса относительно ценыпоказывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. Спрос называют эластичным, когда Ер >1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда Ер <1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.

В случае если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Ер = 0, если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е= ∞.

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность (point elasticity)может быть определœена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью X.

Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо принято называть перекрестной эластичностью.

Эластичность спроса относительно дохода показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения дохода.

Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

Теория эластичности имеет важное значение для определœения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики.

Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую – потребители.

В случае эластичности спроса большая часть налога выплачивается производителœем. В случае неэластичности спроса – потребителœем.

Это объясняется тем, что в случае эластичности спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

В случае если предложение эластично, то наоборот большая часть налога падает на потребителœей, а если неэластично – то на производителœей. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, в связи с этим больше всœего от налога пострадают производители.

  • — Практическое значение теории эластичности

    Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что…

  • — Практическое значение теории эластичности

    Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что…

  • — Практическое значение теории эластичности

    Теория эластичности имеет важное значение для опеределения экономической политики фирм и правительства, особенно в области ценообразования (напоминаем о связи между выручкой и эластичностью). Порой механизм установления равновесных рыночных цен требует определенного…

  • — Практическое значение теории эластичности.

    Эластичность спроса и предложения Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. Эластичность спроса относительно ценыпоказывает относительное изменение объема спроса под влиянием…

  • — Практическое значение теории эластичности.

    Эластичность спроса и предложения Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. Эластичность спроса относительно ценыпоказывает относительное изменение объема спроса под влиянием…

  • — Эластичность спроса. Эластичность предложения. Практическое значение теории эластичности

    Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса. Различают эластичность: ценовую,…

  • Вариант практического применения теории эластичности

    Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение.

    Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

    Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик .

    Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

    Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обесᴨȇчить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Перед Вами учебный материал, опубликованный на сайте реф.рф
    Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая.
    Однако по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится

    Эластичность спроса – важный фактор, влияющий на ценовую политику фирмы. Если эластично предложение, то в связи с ростом цены на товар и сокращением объема производства налоговое бремя ложится в основном на потребителя, сумма налога снижается по сравнению с суммой налога при неэластичном предложении, потери общества возрастают.

    Таким образом, теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Увеличение издержек производства вынуждает предприятие повышать цены на продукцию. Чтобы знать, каким образом сбыт отреагирует на эти изменения, и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо определить эластичность спроса и предложения на данный товар. Следует иметь в виду следующее: эластичность спроса на продукцию фирмы и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Расчет ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы довольно сложен, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены, использовать математические модели или опыт руководителей фирмы.

    Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидалось.

    Предположим: какая-то фирма построила многоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, что составляет небольшую долю от общих расходов). Когда фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать.

    В зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

    Вводя косвенные налоги, государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.

    п.

    Вывод…1. Для определения «скорости изменения» спроса и предложения экономистами используется понятие эластичности спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения необходимы для составления проектов экономического развития и экономических прогнозов. Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой.

    2. Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1 %.

    3. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. При эластичном спросе снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса – к уменьшению выручки. Каждая фирма стремится избежать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

    Также как и в случае с кривой спроса у кривой предложения возможны как сдвиги, так и движение точки вдоль кривой. Движение вдоль кривой предложения – реакция продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое производители желают и могут продать (рис. 5).

    Из рисунка мы видим, что имеет место перемещение от одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В). Таким образом, движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.

    Рис. 5. Движение вдоль кривой предложения

    Сдвиг кривой предложения выражает реакцию производителей на

    вариацию неценовых факторов, влекущих изменение величины предложения (даже его характера). Данный процесс иллюстрируется сдвигом все кривой предложения. При этом смещение вправо характеризует увеличение предложения, сдвиг влево – его сокращение (рис. 6).

    Итак, если подвергаются изменениям неценовые факторы, то это влечет сдвиг кривой предложения. Когда же происходит изменение величины предложения как реакция на изменение цены данного товара, то имеет место движение вдоль кривой предложения.

    Рис. 6. Сдвиг кривой предложения

    1.3 Взаимодействие спроса и предложения

    В предыдущих разделах обсуждались отдельно кривая спроса и кривая предложения, отражающие соответственно платежеспособные потребности покупателей в определенном количестве товара в зависимости от его цены и готовность продавцов поставить определенное количество товара в зависимости от цены. При этом в рассуждениях намеренно не затрагивалось влияние покупателей на продавцов и продавцов на покупателей, и кривые спроса и предложения построены исходя из предположений, что весь товар, который покупатель готов купить, существует на рынке, а весь поставленный на рынок поставщиком товар будет куплен. В действительности, естественно, покупатели и продавцы вместе формируют рынок, и нет смысла говорить об оптимальности удовлетворения потребностей покупателя, если он не купит всё, что запланировал, и о максимальности прибыли поставщика, если он не сумеет продать, скажем, половину того количества товара, которое рассчитывал продать.

    Планы покупателей вполне могут не совпадать с планами поставщиков, и этот факт может быть наглядно продемонстрирован путем отражения кривой спроса и кривой предложения для одного и того же товара, рынка и внешних факторов, в одних осях.

    Из этого графика видно, что лишь при цене на исследуемый товар P=P0 планы как покупателей, так и продавцов оправдаются полностью: покупатели запланированным оптимальным образом удовлетворят свои потребности, а поставщики получат запланированную оптимальную прибыль. Если же на рынке в данный момент существует цена P1< P0, то это

    профицит

    дефицит

    Рис. 7. Взаимодействие спроса и предложения

    означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q3 (точка B на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q2<Q3 (точка A на графике) – таким образом, при такой цене часть спроса останется непокрытой предложением, то есть возникнет ситуация избыточного спроса (т.е. дефицита данного товара на рынке в количестве Q3-Q2). Соответственно, если на рынке в данный момент существует цена P2>P0, то это означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q1 (точка C на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q4>Q1 (точка D на графике) – таким образом, при такой цене часть предложения останется непокрытой спросом, то есть возникнет ситуация избыточного предложения (т.е. профицита, излишка данного товара на рынке в количестве Q4-Q1).

    На любую из ситуаций дефицита и профицита, когда ожидания соответственно покупателей и продавцов относительно степени удовлетворения своих потребностей не оправдались, и те и другие будут действовать исходя из соображений максимально полного удовлетворения своих интересов. Фактически к перечню уже обсуждавшихся факторов, влияющих на действия покупателей и поставщиков добавляется еще по одному фактору, существенному для оптимизации их выбора, но этот дополнительный фактор (а именно: фактически имеющийся объем предложения – для действий покупателя и фактически имеющийся объем спроса – для действий поставщика) сам зависит от цены на товар.

    Для выяснения действий неудовлетворенных покупателей при дефиците исследуемого товара и неудовлетворенных поставщиков при его профиците предположим, что в отношении прочих товаров ожидания покупателей и продавцов полностью оправдались.

    В случае дефицита не оправдываются ожидания покупателей, то есть условие оптимальности набора потребленных товаров для некоторого конкретного покупателя не выполняется. В такой ситуации этот покупатель вынужден перераспределить имеющиеся у него средства между желаемыми товарами в иной пропорции, учитывающей значение предложения на данный товар. Одни покупатели могут полностью отказаться от удовлетворения потребности, связанной с недополученным товаром, но логично предположить, что среди покупателей будут такие, для кого получение данного товара в доступном при дефиците слишком малом количестве является принципиально неприемлемым.

    Такие покупатели перераспределят свои средства в пользу данного товара, обеспечивая появление спроса на него по более высокой цене. Ясно, что поставщику в этом случае выгодно, ориентируясь на таких покупателей, произвести дополнительное количество данного товара, поскольку возросшая цена предполагает возможность получения поставщиком дополнительной прибыли за счет роста объема производства (переход на более высокую рабочую точку на кривой предложения).

    В случае профицита часть товара остается вовсе непроданной поставщиками, тогда как потребители удовлетворили потребности в соответствии со своими оптимальными предпочтениями. Чтобы возместить хотя бы часть затрат, фактически произведенных в ходе производства излишка товара, поставщик вынужден продавать излишки по более низкой цене (при меньшей цене величина спроса больше) и сокращать объем поставок (меньшая цена требует меньшего объема поставок для оптимальной прибыльности). Таким образом, в ситуации профицита существует тенденция к снижению поставщиками цен и сокращению ими объема производства, что автоматически влечет за собой увеличение величины спроса на эти более дешевые товары (более низкая рабочая точка на кривой спроса).

    Таким образом, при несоответствии объема спроса объему предложения при первоначально заданной цене товара, поиск оптимального для себя выхода продавцами и покупателями приводит к изменению цены на данный товар в сторону некоторой равновесной цены, при которой спрос и предложение равны.

    Ясно, что выбираемый покупателями и поставщиками новый уровень цены при дефиците или профиците товара на рынке не обязательно находится между значениями P1 и P0 для дефицита и между значениями P0 и P2 для профицита: новый уровень цены может “перелететь” через равновесную цену, и в зависимости от ситуации вполне возможны как затухающие, так и постоянные или даже нарастающие колебания цен на данный товар, однако всегда вокруг равновесной цены.

    2.1 Эластичность спроса и предложения

    Перейдем, наконец, к главному, интересующему нас в данном исследовании, показателю. В общем говоря, эластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной. Исторически понятие эластичности было введено в экономическую терминологию А. Маршаллом (Великобритания). В дальнейшем его идеи в данной области были развиты главным образом его соотечественником Дж. Хиксом и американцем П. Самуэльсоном. Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

    Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.7 Математически эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

    В экономической науке выделяют следующие виды эластичности:8

    • эластичность спроса по цене;
    • эластичность предложения по цене
    • точечная эластичность спроса
    • перекрестная эластичность спроса по цене
    • дуговая эластичность спроса
    • эластичность спроса по доходу;
    • эластичность соотношения цен и заработной платы;
    • эластичность прямой линии
    • эластичность технического замещения.

    Основной, рассматриваемой на практике категорией, как правило, выступает эластичность спроса по цене (). Она имеет следующие формы:

    • эластичный спрос (> 1). Величина спроса изменяется в большей степени в ответ на изменение цены. К примеру, рост цены на 2% вызывает снижение величины спроса на 10%;
    • неэластичный спрос (< 1). Величина спроса изменяется в меньшей степени в ответ на изменение цены. Допустим, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,5%;
    • единичная эластичность спроса (=1). Имеет место, если на каждый процент изменения цены количество спроса изменяется также на 1%;
    • совершенно эластичный спрос (= ∞). Здесь величина спроса изменяется бесконечно при незначительно малом изменении цены. В данном случае кривая спроса горизонтальна;
    • совершенно неэластичный спрос ( = 0). Величина спроса никак не изменяется при вариации цены. График кривой такого спроса представляет собой вертикальную.

    В общем говоря, деление эластичности на указанные формы является достаточно условным, так как разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Например, основные продукты питания обладают низкой эластичностью спроса по цене. А вот предметы роскоши напротив – имеют более высокую эластичность по цене. При этом важно отметить также, что эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от конкретной группы населения, от наличия товаров-заменителей и т.д.

    Также неверно отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, ибо данные понятия являются различными. Отличия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 8).

    На рис. 8 заметно, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины линии спрос эластичный, а вот ниже – неэластичный. В точке, расположенной посередине, наблюдается единичная эластичность спроса. Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.

    Рис. 8. Эластичность и наклон – разные понятия

    Обозначим формы эластичности другой категории – предложения:

    • эластичное предложение (объем предложения изменяется на больший процент, чем цена). Данная форма характерна для долгосрочного периода;
    • неэластичное предложение (объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена). Такая форма характерна для краткосрочного периода;
    • абсолютно эластичное предложение (аналогично абсолютно эластичному спросу). Характерно для долгосрочного периода, и кривая предложения строго горизонтальна;
    • абсолютно неэластичное предложение. Присуще текущему периоду, и кривая предложения строго вертикальна.

    Наравне с эластичностью спроса и предложения в отдельности существует и перекрестная эластичность. Она может быть:

    • положительная, характерна для товаров-субститутов;
    • отрицательная, присуща товарам-дополнителям;
    • нулевая, свойственна товарам, не относящимся ни к заменителям, ни к доплонителям.

    В микроэкономическом анализе показатель эластичности может быть использован для:9

    • определения ценовой политики предприятия;
    • анализа поведения потребителя;
    • прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах производителей вследствие изменения цены товаров
    • определение стратегиикомпаний, максимизирующих свою прибыль;
    • разработка структуры налогообложения;
    • выработка мероприятий государственного регулирования экономики, в особенности политики занятости населения.

    Итак, мы рассмотрели основные теоретические вопросы касательно категорий спроса и предложения, а также охарактеризовали интересующее нас понятие эластичности. Далее мы обратимся к методам непосредственного определения показателя эластичности, используемым на практике.

    2.2 Методы изучения эластичности спроса и предложения

    На практике вопросами изучения эластичности спроса и предложения занимается отдел маркетинга. В общем, для определения искомых показателей могут применяться методы:10

    1. Обработка и анализ статистической информации о продаже одинаковых товаров в разные моменты времени на разных рынках и по различным ценам. Для реализации данного подхода хорошая база данных, приведенная к одинаковым условиям, влияющим на ценовую эластичность. А именно: данные о рыночных сегментах, типах потребителей, местах продажи товаров и т.д. Помимо этого, на покупательную способность потребителей, их отношение к вариации цены влияют различные факторы внешней среды (например, уровень инфляции, валютный курс, регулярность получения дохода потребителем, деятельность компаний-конкурентов). Использование приемов математической статистики дает возможность частично нейтрализовать данные проблемы, особенно если ставится задача определения краткосрочной эластичности спроса.

    Главная » Экономисту » Значение эластичности 27.09.2012

    Значение эластичности


    Вернуться назад на Эластичность
    Спрос и предложение – взаимозависимые элементы рыночного механизма. Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями).
    Соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
    Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что предприятие, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда.
    Возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
    Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены.

    Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику предприятия. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости населения.
    Изучение понятия эластичности позволяет предпринимателям быть в курсе изменения потребительских предпочтений, своевременно реагировать на динамично меняющуюся среду рынка и реагировать соответствующим образом.
    Значение эластичности в микроэкономическом анализе
    В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет:
    1. определить размеры производства отдельных товаров и услуг;
    2. изучить поведение потребителей;
    3. планировать ценовую политику предприятия;
    4. формировать стратегию предприятия в кратко срочном и долгосрочном периоде для максимизации прибыли и минимизации убытков;
    5. прогнозировать изменение в расходах потребителей и в доходах предпринимателей в связи с изменением цены на товары и услуги.
    Практическое значение коэффициента эластичности
    Проведение разумной ценовой политики предприятия немыслимо без понимания того, как понижение стоимости на продукцию может сказаться на объемах продаж, а значит, и на выручке.
    Подсчитывать, как изменяется объем продаж того или иного товара в ответ на изменение цены, можно по разному.

    Например, в тоннах, штуках и т.д. Но все эти подходы требуют дополнительной информации и сами по себе мало о чем говорят. Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать путаниц и построить единый показатель для всех случаев.
    Такой коэффициент называется коэффициентом эластичности. Его можно определить как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.

    Нормирование труда
    Производительность труда
    Ценные бумаги
    Дисконтирование
    Точка безубыточности


    Назад | | Вверх

    Добавить комментарий

    Закрыть меню