Познавательный интерес

Г. И. Щукина. Проблема познавательного интереса в педагогике.

Проблема познавательного интереса – актуальная проблема психологии и педагогики.

  1. Познавательный интерес как средство обучения.

Познавательный интерес – явление многозначительное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставит активизировать мышление. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не все, а только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме. Познавательный интерес, характеризуясь объективными условиями появления и формирования, представляет собою внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее значительные её стороны. Школьника могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя. Ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной его влияния на школьника, понимать его лишь как средство обучения – неосмотрительно. Познавательный интерес как средство обучения становится надёжным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы. Бесспорно то, что наука сама по себе увлекательна, но только для того, кто углубился в неё, кто овладел её методом, а не для того, кто «лишь стоит в её преддверии». По отношении к нему нужно искать дополнительные средства в виде занимательности, которая побуждает мысль работать. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, взаимодействующих на человека, на школьника. В этой природе занимательности заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющегося началом всякого познания.

Чувство удивления вызывают следующие элементы занимательности: новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Эти особенности являются сильнейшими побудителями познавательного интереса. Занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса и как средство обучения и как средство популяризации научных знаний , с одной стороны, делает научные знания доступными, с другой стороны, способствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания. Но, как всякое средство, занимательность может давать различный эффект в зависимости от многих условий своего применения. Она может быть эмотивной, исчезать с исчезновением соответствующей ситуации, но она может вести и к устойчивому познавательному интересу. В работах Р. Г. Лемберг проанализированы возможные результаты так называемых аттракционных приёмов введения в тему урока, познавательная ценность которых бывает равна нулю. Занимательность – важное, и в то же время достаточно острое средство обучения. Чтобы иметь надёжный эффект её использования, необходимо правильное понимание занимательности как фактора, определённым образом влияющего на психические процессы и предельно ясное осознание учителем цели её использования в каждый данный момент, потому что назначение занимательности в учебном процессе может быть очень многообразным.

  1. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Познавательный интерес имеет свой предмет, в нём ясно и отчётливо выражена направленность на определённую предметную область, к более глубокому познанию, к которой школьник стремится. В мотиве выражено влияние объективного мира на человека, который не только отражается в его сознании, но и рождает определённое отношение. Стремление к познанию – внутренняя потребность человека. У него есть стремление приравнять окружающий мир к своим понятиям, тенденциям. Отсюда появляется любознательность и стремление к знанию. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним.Познавательный интерес фигурирует среди других мотивов учения школьника как мотов, которому отдаётся предпочтение. Особенностью познавательного интереса как мотива учения школьника является то, что в нём как бы совмещается план «знаемых» и «реальных» мотивов. Познавательный интерес выступает в педагогических явлениях и как цель и как средство. Познавательный интерес, будучи постоянно поддерживаемым и подкрепляемым системой воспитания и обучения, содействует положительной направленности школьника, позиция которого в школе, в коллективе товарищей, в семье, в иных коллективах бывает всегда очень выигрышной. Не может быть речи о самостоятельности действий без достаточной внутренней мотивации, основой которой являются потребности и интересы, поскольку тогда вообще не может быть речи об активности. Что касается устойчивого познавательного интереса, то он в большей мере обусловлен внутренней мотивацией и вовсе не зависит от каждоразового подкрепления. Особенностью познавательного интереса как мотива учения, по нашему предположению, является также и то, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознаётся школьником. Для характеристики познавательного интереса как мотива чрезвычайно выразителен термин «бескорыстный». Побуждаемый стремлением к знанию или даже привлекательными аксессуарами обучения, школьник более бескорыстен, чем тогда, когда он повторяет за учителями красивые формулы, «поёт с чужого голоса» или когда он побуждается мотивом с отрицательным знаком. Будучи сильным мотивом учения, познавательный интерес, создавая «внутреннюю среду» развития, существенно меняет саму деятельность, влияет на её характер протекание и результаты. Главным стимулом учебной деятельности школьника является внешний стимул – учитель и стимулы внутреннего плана, в которых внешнее воздействие трансформировано во внутреннюю позицию ученика, благодаря чему, он является не только объектом, но и субъектом воспитания. Как всякий мотив, познавательный интерес не обособлен, он развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними. Существует тесная связь мотивов социальных и познавательного интереса. Познавательный интерес взаимодействует и с моральными мотивами.

  1. Познавательный интерес как устойчивая черта личности.

Познавательный интерес выступает перед нами не только как мотив и средство обучения но и как устойчивое качество личности. Учить легче и приятнее ученика активного, отзывчивого. Инертный ученик с малоподвижными мыслительными процессами, эмоционально глухой к моральным и эстетическим стимулам, труден для учителя. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности – всё это разные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес. Будучи устойчивой чертой личности школьника, познавательный интерес определяет его активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей. Опыт познавательной деятельности содействует постепенному формированию познавательного интереса: от стадии простой ориентировки, связанной с состоянием любопытства, через активный поиск недостающей информации, выражающейся в состоянии любознательности, к познавательному интересу, в основе которого лежит стремление к познаванию внутренней сущности явлений окружающего мира. Процесс становления познавательного интереса как устойчивой черты личности эффективнее происходит в коллективе. Будучи устойчивой чертой личности познавательный интерес определяет характер не только познавательной, но и общественной направленности. Познавательный интерес способствует формированию «внутренней позиции личности». Как и любое другое свойство личности, познавательный интерес формируется в деятельности, причём не изолированно, а в тесном взаимодействии с потребностями и с другими мотивами.

Тема 12. Познавательные возможности учащихся. Познавательный интерес. Дифференциация обучения

Индивидуально-психологические факторы организации познавательной деятельности учащихся.

Мотивация обучения истории. Обучаемость. Ситуативный и устойчивый интерес.

Способы познавательных возможностей учащихся: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый.

Индивидуальные познавательные способности. Дифференциация обучения.

Задачу формирования интереса к истории выражает любая из ныне действующих учебных программ. К сожалению, за декларациями часто стоит непонимание сущности категории «интерес». Для многих учителей интерес — «это когда тебя слушают раскрыв рот», «когда дети выполняют все задания, которые я им предлагаю», «когда мы на уроке свободно обсуждаем любые проблемы». Начнем поэтому с определения понятий.

Интерес(финансовый, политический, эстетический и др.) — главный двигатель развития личности, социальной группы, государства, этносов, человечества. Интерес является осознанной потребностью, он проявляется в избирательной направленности деятельности, помыслов, эмоций.

Познавательный интерес — главный двигатель познания. Определяющее влияние познавательных интересов в процессе обучения осознавалось передовыми дидактами и методистами и в дореволюционное время.

Аморфный интерес отличается неосознанностью, пассивностью, склонностью к репродуктивной деятельности. В этом случае для учеников любимые предметы те, где не надо напрягаться. Для не существует любимых или нелюбимых тем и разделов. Их знания не выходят за рамки программы. На уроках истории они готовы слушать занимательные рассказы и смотреть видеофильмы. Стоит только учителю повысить планку учебных требований к подобным заданиям, как интерес к ним резко падает.

Широкий интерес характеризуется разнообразием предметной направленности. Познавательная деятельность отличается инициативой, сосредоточенностью, эмоциональной взволнованностью. Учащиеся с широким интересом — любознательные дилетанты. Их кругозор широк, но знания поверхностны и могут таковыми остаться, если один из предметов их интереса не превысит и не станет стержневым.

Стержневой интерес отличается глубиной и локальностью предметной направленности (история, история флота, флот в русско-японской войне и т.п.). Он является ведущим мотивом учения. Такие ученики стремятся в избранной сфере далеко выйти за рамки источников информации, стремятся посвятить предмету часть свободного времени. Локальность интереса позволяет ученику совершенствовать на его основе теоретические знания, учебные и познавательные умения.

По степени устойчивости интерес бывает ситуативным, относительно устойчивым и устойчивым.

Ситуативныйинтерес возникает как реакция на новизну, яркость, неожиданность, проблемность. Он требует постоянного подкрепления извне, без чего быстро угасает, не оставляя следа в структуре личности.

Относительно устойчивый интерес является результатом действия всего комплекса стимулирующих средств обучения. Длительность его воздействия выходит за рамки урока, но он также нуждается во внешних побудителях.

В устойчивом познавательном интересе преобладает внутренняя мотивация.

На высшей стадии развития он превращается в духовную потребность, когда ученик уже не может не заниматься данным предметом, не посвящать ему часть свободного времени, не следить за новинками по интересующей теме.

Кандидат педагогических наук Российского государственного педагогического университета Санкт-Петербурга О.Б.Островский указывает, что задачу формирования познавательного интереса к истории следует дифференцировать. В обычных классах достаточно постоянно создавая на уроках ситуативный интерес, формировать положительную интеллектуально-эмоциональную установку на восприятие предмета. В гуманитарных классах следует ставить задачу формирования относительно устойчивого интереса у всех школьников и устойчивого у наиболее способных из них.

Познавательный интерес выполняет три основных функции:

1) средство (стимул) обучения;

2) мотив учебной деятельности;

3) устойчивая черта личности.

Познавательный интерес — самый мощный мотив и основа учебной деятельности. Он сильнее всех остальных мотивов, всегда осознан, приоритетен, бескорыстен, и нуждается во внешних стимулах.

Основные мотивы познавательного интереса:

— широкие социальные мотивы (зависят от реальных чувств и переживаний познания законов социума, в котором он находится);

— мотив интеллектуально-духовной радости (показатель эмоционального восприятия с преобладанием конкретно-образного мышления над абстрактно-логическим);

— мотив престижа является важным условием формирования оценки и самооценки школьника;

— мотив общения при устойчивом познавательном интересе, общение с людьми, знающими и исследующими данную тему, ведут к совершенствованию знаний и умений;

— мотив «нравится учителю», чаще всего характеризует повышенный интерес к предмету, высоком профессионализме учителя, который способен поддерживать, стимулировать познавательный интерес.

Решающее значение имеет содержание учебного материала. Это обусловлено ведущей ролью информационного мотива. Отсюда особые требования к организации и способам подачи исторической информации. Ей должны быть свойственны следующие качества:

— занимательность, новизна, яркость, парадоксальность;

— отстранение — рассмотрение известного с новой, неожиданной точки зрения;

— нравственная значимость информации, порождающая эмоциональное сопереживание;

— научность, доказывающая ученику достоверность информации, открывающая ее мировоззренческое значение или практическую значимость, способы ее анализа и оценки.

Важным источником стимуляции познавательного интереса являются отношения между участниками учебного процесса. Здесь крайне важны:

— высокая требовательность к учащимся в сочетании с искренней доброжелательностью: уважительное отношение к ученику, недопустимость эмоциональных срывов и повышенного тона, целенаправленное воспитание чувства собственного достоинства, основанного на сознании своего интеллектуального и духовного роста;

— систематическое поощрение творческой активности. Непременная стимуляция высокой оценки познавательной активности слабых учеников;

— создание атмосферы нетерпимости к лени и недобросовестности. Лучшим «наказанием» является индивидуальный или групповой зачет по теме, выполнение индивидуальной творческой работы;

— учет индивидуальных познавательных интересов и склонностей каждого школьника, зон его ближайшего и актуального развития;

— создание атмосферы коллективизма, взаимопомощи и моральной ответственности каждого перед коллективом;

— объективность учителя в выставлении оценок.

Если достоинство ученика задето в присутствии всего класса пусть даже и справедливо, то после исчерпания инцидента учитель должен похвалить, или извиниться перед ним также в присутствии класса.

Вопросы для самоконтроля

1.Охарактеризуйте виды познавательного интереса школьника.

2.Перечислите основные функции познавательного интереса.

3.Каковы требования к организации и способам подачи исторической информации?

Тема 13. Структура исторических знаний: источник, факт, событие, процесс. Различие факторов по сложности и значимости. Уровень освещения фактов на уроке

Функции устного слова учителя.

Общие приемы изложения исторического материала. Нетрадиционные формы изучения истории.

Организация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала.

Приемы устного изложения теоретического материала.

Учитель в процессе обучения воздействует на учащихся системой специальных средств. Для организации занятий и работы школьников над новыми знаниями ему служит собственное слово, речь, а для передачи умений и навыков — речь и действие. В качестве вспомогательных средств дополнительно используются учебники, учебное оборудование (наглядные пособия, ТСО и т.д.), речь учителя, вне всякого сомнения, — наиболее важное из средств обучения. Она организует, направляет и восприятие, и осмысление наглядного, документального и другого учебного материала. Мы не просто показываем схему, таблицу, картину, мы ведем по ней рассказ, даем объяснения.

Цель начинающего учителя: научиться выбирать методы устного изложения. Знать функции изложения: познавательно-описательную, доказательную, логическую и их роль в формировании личности.

Живое слово на уроке

Монологическая форма (рассказа, сообщение, лекция) Диалогическая форма (беседа)
Повествование (сжатое сообщение, рассказ) Вводная
Описание (картинное, аналитическое) Контрольная (диагностическая)
Характеристика (описательная, обобщающая) Аналитическая
Объяснение Обобщающая
Рассуждение Заключительная

Г. И. ЩУКИНА. ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПЕДАГОГИКЕ

* Познавательный интерес как средство обучения

В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей. «Смертный грех учителя — быть скучным» (Гербарт). Этот афоризм часто определяет понимание учителем места познавательного интереса в обучении, который рассматривается им как инструмент оживления учебного процесса, находящийся в его руках.

Такой подход к познавательному интересу как к внешнему стимулу обучения может иметь основания. Действительно, если из окружающего мира человек отбирает далеко не все, а только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме.

Влияние мастерства учителя на познавательный интерес учащихся — неоспоримый факт, подтверждаемый всей многовековой историей школы (К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А. Дистервег), современными исследованиями (Ф.Н. Гоноболин, Н В. Кузьмина) и повседневной практикой учителей, которая обнажает единство и взаимообусловленность высокого качества обучения и систематического укрепления познавательных интересов.

Наши длительные наблюдения за системой работы свыше 100 учителей с достаточной достоверностью показали, что в руках учителя действительно находится судьба познавательных интересов учащихся. Избирательное отношение к учебным предметам в первую очередь зависит от учителя, от его личности и от степени его мастерства.

Однако подобное утверждение правомерно, если на нем не ставить точку и иметь в виду два следующих важных обстоятельства:

1. Познавательный интерес, характеризуясь объективными условиями появления и формирования, представляет собой внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее значительные ее стороны (волю, интеллект, чувства).

Рассматривая познавательный интерес в качестве средства, стимула обучения (а средство есть не что иное, как внешнее воздействие), мы не всегда можем рассчитывать на то, что все наши стимулы будут иметь в ходе обучения именно тот эффект, который важен для познавательного интереса как свойства личности нашего ученика, потому что внешние воздействия механически не преломляются во внутренние процессы личности.

2. Школьника могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими, эмоционально поданными фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя. Все эти сами по себе ценные стимулы обучения не должны подменять, однако, самого существа познавательного интереса, которое состоит, как сказано выше, в стремлении школьника проникнуть в познаваемую область более глубоко и основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса.

И яркий факт, и эффективный опыт — явления преходящие, и вполне вероятно, что интерес, возникший на их основе, так же быстро угаснет, как и родился. С другой стороны, эти внешние стимулы могут вызвать состояние заинтересованности данным частным случаем, ситуативный интерес действия и, будучи редкими, случайными, не окажут необходимого влияния на формирование устойчивого стремления ученика проникнуть в сущность изучаемого учебного материала.

Таким образом, ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной его влияния на школьника, понимать его лишь как средство обучения неосмотрительно. Главная беда такого ограниченного, одностороннего подхода к оценке познавательного интереса состоит в том, что, отбирая соответствующие приемы, «оживляющие» уроки, учитель очень часто не пытается заглянуть во внутренние процессы познавательной деятельности самих учеников, которые происходят под влиянием этих приемов. Таким образом, сам методический прием учителем понимается порой как некое магическое, автоматически срабатывающее средство, т. е. управление процессов учения происходит нередко вслепую, наугад.

Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы. Внесение элементов оживления в содержание, методы обучения и в формы работы учащихся с целью вызвать или упрочить их познавательный интерес как отдельный эпизод, может дать лишь вспышку непосредственного интереса, но не перейдет во внутренний план деятельности, в отношение к учению, С устранением внешне занимательной ситуации, породившей этот временный, неустойчивый интерес, он может быстро угаснуть.

О занимательности. Рассмотрение познавательного интереса в качестве средства обучения поднимает проблему занимательности, которой за последние годы посвящен ряд исследований в области психологии и методики (Ю.В. Бабанский, К.А. Лыгалова, Д.И. Трайтак, И.Д. Синельникова, Н.И.

Гамбург и др.).

За последние десятилетия стремительный рост научной информации поставил человеческий ум перед колоссальной трудностью: усвоить эту информацию, а тем более переработать ее даже в отдельной отрасли знаний не представляется возможным. А между тем идеал всесторонне развитого человека представляется нам как человек прежде всего образованный, осведомленный не только в знаниях, составляющих основной фонд науки, но и в тех поисках, которые ею совершаются.

Поэтому и важен процесс активизации популяризаторства науки, одним из главных средств которого является занимательность.

«Наука развивается так быстро, — пишет сотрудник Парижской обсерватории Поль Кудер, которому присвоена премия ЮНЕСКО за заслуги в области популяризации науки, — она стала сейчас настолько сложной и многогранной, что человек, чтобы в полную меру жить жизнью своего времени, не может уже обойтись без научных знаний, популярно изложенных. Популяризация нужна и самим ученым, чтобы знать о происходящем за пределами их отрасли науки».

Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека, на школьника. В этой природе занимательности и заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся, как известно, началом всякого познания.

«Мы рано перестаем удивляться, — сетовал Я.И. Перельман, — рано утрачиваем драгоценную способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования. То, что живо занимало нас, когда нам «…были новы все впечатления бытия», перестает привлекать внимание, становясь привычным»* ().

Здесь важны две мысли: во-первых, мысль о бескорыстии удивления (перед тем, что непосредственно не затрагивает нашего существования) и, во-вторых, мысль о том, что привычные впечатле­ния удивления не вызывают.

Какие же элементы занимательности вызывают это богатое своими последствиями чувство удивления?

— Новизна.

— Необычность.

— Неожиданность.

— Странность.

— Несоответствие прежним представлениям.

Все эти особенности, составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряющими эмоционально-мыслительные процессы, заставляющими пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.

Таким образом, занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса и как средство обучения, и как средство популяризации научных знаний, способствует, с одной стороны, приближению научных истин к пониманию человека (делает научные знания доступными), с другой же стороны, способствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.

Анализируя различные позиции по вопросу занимательности (занимательность — помеха в обучении; занимательность — необходимый элемент, помогающий обучению), опираясь на изучение и обобщение системы учебной работы многих учителей, мы в своих работах показываем, что занимательность — важное и в то же время достаточно острое средство обучения.

Чтобы иметь надежный эффект ее использования, необходимо, во-первых, правильное понимание занимательности как фактора, определенным образом влияющего на психические процессы, а во-вторых, предельно ясное осознание учителем цели ее использования в каждый данный момент, потому что назначение занимательности в учебном процессе может быть очень многообразным:

— Она может являться первоначальным толчком познавательного интереса, своеобразным трамплином к углубленной познавательной деятельности.

— Она может служить опорой эмоциональной памяти, средством запоминания особенно трудных разделов и тем учебных курсов.

— Иногда учитель удачно использует занимательность как своеобразную разрядку напряженной обстановки в классе, и тогда она является средством переключения эмоций, внимания, мыслей.

— В учебных коллективах с недостаточной работоспособностью занимательность используется с целью повышения эмоционального тонуса учебной деятельности учащихся, мобилизации их внимания и волевых усилий.

Включая занимательность в русло формирования познавательных интересов, учитель приобщает ее к тем сторонам обучения, которые способствуют общему развитию учащихся. Изолируя занимательность от проблемы познавательных интересов, обособляя ее от общего плана развития учащихся, делая занимательность лишь средством препарирования учебного материала, учитель игнорирует подлинные цели обучения, превращая его в развлекательное средство, когда учащийся начинает учиться лишь постольку, поскольку это учение занимательно.

Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., «Педагогика», 1971, с. 22-33.

Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

· избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

· проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

· активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

· активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);

· специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) .

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.


Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Особую значимость познавательной интерес имеет в дошкольные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни.

Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес — это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению) .

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.


Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности дошкольника, поиском интересующей его информации. Любознательный дошкольник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность.

В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов.

Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя. В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения.

В учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки педагога сформировать приёмы обобщения, а также поиск детьми обобщённых способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса школьников, который чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Вот почему приближение цели деятельности к его результату составляет для дошкольника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности школьника. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой педагогом, происходит постепенное овладение обобщёнными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес дошкольника.

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младшего школьника:

1.Максимальная опора на активную мыслительную деятельность младшего школьника. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей младшего школьника, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

2.Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития младшего школьника.

Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию младшего школьника . Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития младшего школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.

Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решение целей обучения и воспитания школьников.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы дает возможность охарактеризовать интерес как сложное психическое образование с присущими ему чертами: избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов. Такая же сложная структура присуща и разновидности интереса — познавательному интересу.

Многолетние исследования И.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой доказали, что познавательный интерес не является имманентно присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования . При этом путь развития интереса в младшем школьном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними.

Мы рассматриваем познавательный интерес как эмоционально-познавательное отношение, возникающее из эмоционально-познавательного переживания, к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, как отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности (Н.Г. Морозова).

Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности».

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. В следующем параграфе мы рассмотрим особенности развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста.

Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке в ознакомлении с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаём прочную и надёжную основу личности школьника.

У учащихся одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Выделяют три уровня развития познавательного интереса.
Уровень фактов и репродуктивной деятельности (элементарный уровень). На этом уровне интерес «находится на поверхности» отдельных фактов.
Уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретёнными способами получения образования. На этой стадии учащиеся ещё не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в учении.
Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. Этот уровень связан с элементами исследовательской творческой деятельности, приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.
Названные уровни сопровождаются параметрами устойчивости, локализованности и осознанности, что следует иметь в виду при анализе роли познавательного интереса в структуре личности ученика.
Устойчивость познавательного интереса различна. Интерес к учению может быть ситуативным. Он исчезает вместе с породившей его ситуацией (эффектный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм). Познавательный интерес может быть относительно устойчив, и связан с определённым кругом предметов, заданий. Наконец, интерес к познанию может быть достаточно устойчив. В этом случае внутренняя мотивация в учении преобладает, и ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам.
Локализация познавательного интереса может быть также различной. Значительная часть учащихся имеет его аморфную локализацию. Такие ученики рассеяны на уроках, часто отвлекаются. Интерес к учению у них требует побуждений извне.
Другая часть учащихся имеет широкую локализацию интереса. Для них характерны внутренние побуждения, интерес ко многим областям знаний. Они извлекают знания из различных источников, в том числе за пределами урока. Наконец, оставшуюся группу школьников составляют учащиеся с чётко локализованными познавательными интересами.
Не менее важным параметром интереса к познанию является осознанность. Осознание мотива всегда связано с более сильным влиянием его на деятельность. Познавательный интерес необходимо признать одним из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание благоприятной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память, интенсивнее работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится более продуктивной. Успешная познавательная деятельность укрепляет познавательный интерес.
Познавательный интерес может проявляться по-разному:

  1. В форме интеллектуальной активности, когда учащиеся:

задают вопросы учителю; так как вопросы учеников имеют различный уровень познавательной ценности, следует иметь в виду те из них, которые носят подлинно познавательный смысл, т.е. обнаруживают желание ученика либо уточнить что-то, либо открыть перспективу дальнейшего познания;
стремятся участвовать в деятельности, обсуждении заявленных на уроке вопросов, хотят высказать свою точку зрения, внести дополнения;
свободно оперируют приобретёнными научными знаниями;
стремятся поделиться с другими (одноклассниками, родителями, учителем) новой информацией, добытой за пределами урока и выходящей за пределы программы.

  1. В форме эмоциональных проявлений: в мимике, жестах, возгласах, обмене впечатлениями с соседом, обострённости внимания в определённой позе, полнейшей тишине и боязни нарушить её. Эмоциональные проявления связаны с процессом озарения, внезапно возникшей радостной перспективой найденного решения и уверенностью в своих силах; с найденным рациональным способом решения задачи, успехом деятельности; с определённым отношением к герою литературного произведения и т.д.
  2. В форме волевых проявлений: в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости. Показательны в этом отношении реакции учащихся на звонок с урока. Для одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжают работу, стремясь довести её до логического конца; другие моментально демобилизируются, перестают слушать, закрывают книги и тетради, оставляя незаконченным начатое задание, и первыми выбегают на перемену. Также хорошим показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях.
  3. В форме свободного выбора деятельности. В свободном выборе, оказывая предпочтение определённой области деятельности, знаний, ученик раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в учении способы познавательной и практической деятельности.

Как повысить и укрепить познавательный интерес в учебном процессе? Во-первых, необходима максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Развитию познавательного интереса способствует ситуация решения познавательных задач, активного поиска, догадок, размышления, мыслительного напряжения; ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
Во-первых, учебный процесс необходимо вести на оптимальном уровне развития учащихся. Познавательный интерес ученика не будет повышаться и крепнуть, если операционная сторона учения останется постоянной. В ней необходимо поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности и силы, осознаёт, что теперь он по-другому, по-новому, лучше, легче, быстрее, успешнее действует в учебной обстановке.
В-третьих, не обойтись без положительного эмоционального тонуса учебного процесса. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения связана с двумя главными источниками развития ученика: деятельностью и общением. Не каждый учитель задумывается над всеми нюансами создания благополучной обстановки. Так, один учитель пресекает подсказки, заглядывание в тетрадь соседа, другой содействует тому, чтобы при затруднении ученик обращался к товарищу. Один, используя эмоциональную силу отметки, подчёркивает слабости ученика, укоряет его за то, что он плохо учил, другой, ставя ту же отметку, пытается показать ученику его еле видимые сдвиги, рисует перед ним лучшую перспективу, к достижению которой он может стремиться. Стремление ученика поднять над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, благодаря которому работается быстрее и продуктивнее.
Формирование познавательного интереса у младших школьников – одна из определяющих линий деятельности учителя, а сформированность активности и самостоятельности учащихся – важнейший показатель плодотворности учения.
Познавательная активность школьника, если она достаточно устойчива, характеризуется:

  • Поисковой направленностью в учении;
  • Познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников, как в учении, так и во внеурочной деятельности;
  • Эмоциональным подъёмом, благополучием протекания деятельности.

Приведём три наиболее типичных проявления динамики познавательного интереса.
Самой благополучной тенденцией движения познавательного интереса является его постепенное возрастание от начала урока до его окончания. В течение первых пяти минут, на организационном этапе урока, познавательный интерес ещё мало заметен. В ходе осознания поставленной задачи, толчком к реализации которой является впечатляющая информация, исходящая от учителя, интерес начинает проявляться; поддерживается он на протяжении всего урока многообразием самостоятельных работ, проблемной ситуацией, фронтальным поиском решения поставленной проблемы, богатой информацией, полученной как от учителя, так и от учащихся. Уходя с таких уроков, школьники находятся под их впечатлением и на переменах.
Самым неблагополучным типом динамики интереса на уроке является его «ниспадающий «характер. Высокое напряжение внимания в начале урока связано с ориентировкой учащихся в предлагаемых задачах. Чаще это не подлинный интерес к познанию, а интерес-ожидание (вызовут – не вызовут). Таким он держится во время опроса, когда вероятность вызова к ответу есть у каждого и когда можно дополнить ответ товарища. Затем, когда мотив ожидания проходит, интерес к уроку неуклонно падает. Это связано со слабой подачей содержательной информации и отсутствием необходимой стимуляции активности самих учащихся. Конец подобных уроков обычно сопряжён с множеством отвлечений учащихся, а звонок воспринимается с радостью, как избавление от неприятной обязанности.

Такие уроки наносят значительный урон процессу формирования познавательного интереса учащихся.
Третий тип движения познавательного интереса – его ступенчатая динамика, при которой отчётливо видны кульминации и точки спада. Интерес здесь непостоянен и поэтому не выступает в качестве общего мотива деятельности, он скорее связан с совершаемым действием, определённым актом деятельности. Так, ученик бывает увлечён эффектным опытом, понравившейся ему задачей, но в другой предложенной задаче он не видит смысла, поэтому решает её по принуждению. Успех в формировании познавательного интереса на таких уроках решают последние 10-15 минут. Если в течение этого времени линия развития учебной деятельности будет неуклонно идти вниз, эффект и последствия этих минут будут незначительными. И, наоборот, если эта линия будет возрастать, то интерес станет постепенно увеличиваться, результат будет иным.
Таким образом, учебный процесс, наполненный определённым содержанием учебных предметов, организующий деятельность учащихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательного интереса.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Заседание МО учителей начальных классов
Подготовила
Социальный педагог
Гречанова Л.Н.
Январь 2011 год

Теоретические основы развития познавательного интереса учащихся

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований жизни. Социально-экономические изменения в России начиная со второй половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития просвещения .

Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

Одним из самых значительных областей общего феномена “интерес” выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях .

Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности .

А.Н. Леонтьев , Л.И. Божович , Ю.К. Бабанский рассматривали познавательный интерес как сильный мотив учения, как важный фактор успешности овладения знаниями.

Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

Одни исследователи изучают психологическую природу интереса, другие рассматривают познавательный интерес как мотив или как отношение личности. Ряд исследователей изучают познавательный интерес как важное средство обучения. Эта же сторона познавательного интереса рассматривается и во многих дидактических исследованиях, посвященных проблеме активизации обучения .

Н.Г. Морозова считает, что «интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» .

С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес – это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» .

Под познавательным интересом мы понимаем положительное, эмоционально-поисковое отношение личности к предметам и явлениям действительности с целью их познания, проявляющихся в познавательной деятельности и являющееся её мотивом .

Изучению познавательного интереса посвящены многие научные исследования, в совокупности доказавшие его разностороннюю роль, как сложного и значимого образования в личности. Познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям. Находясь у основания творческой деятельности, он стимулирует выбор личных ценностей (Б.Г. Ананьев, В.Г. Иванов, Ю.А. Шаров, Г.И. Щукина).

Интерес создаёт благоприятные условия для развития активности и самостоятельности учащихся, нейтрализуя равнодушие и инертность (В.Б. Бондаревский, Н.Г. Морозова).

Интерес как отношение, как мотив оказывает воздействие не только на развитие мышления, памяти, воображения и других сторон сознания человека. Его воздействие проявляется в воспитании морально-волевых черт, в развитии целостности личности (В.С. Ильин, В.Н. Максимова, Ф.К. Савина, Н.К. Сергеев).

Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение информации вообще, и углубленным в определенную область познания. Познавательная направленность человека носит избирательный характер. Его познавательный интерес бывает, прежде всего, связан с тем, в чем он испытывает нужду, потребность, что для самой личности имеет особое значение, «особый жизненный смысл» .

В исследованиях Г.И. Щукиной выделены три вида познавательных интересов, представляющие последовательные фазы его развития:

— ситуативный, эпизодический интерес. Являясь относительно неустойчивым и неглубоким, ситуативный интерес способствует становлению познавательного интереса;

— устойчивый, активный интерес, проявляющийся в эмоционально-познавательном отношении к предметам, объектам или какому-либо виду деятельности;

— личностный интерес, являющийся отражением направленности личности .

По основанию тесноты связи с эмоциональной стороной личности Н. Г. Морозова выделяет следующие виды познавательного интереса: эпизодическое переживание; эмоционально-познавательное отношение к предмету; стойкая эмоционально- познавательная направленность личности на определённую область знания или деятельности .

В. Г. Денисова выделяет четыре уровня развития познавательного интереса:

· низкий уровень характеризуется внешне привлекательной, простой, кратковременной деятельностью узнавания и воспроизведения;

· средний уровень познавательного интереса характеризуется освоенной, алгоритмизированной (манипуляционной), более длительной деятельностью;

· высокий уровень познавательного интереса характеризуется длительной, самостоятельной, частично-поисковой деятельностью;

· высший уровень познавательного интереса характеризуется длительной, самостоятельной, сложной креативной деятельностью .

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Своеобразие познавательного интереса выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения .

Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность (Рубинштейн С.Л. , Менчинская Н.А ). Другой отличительной особенностью познавательной деятельности является характер ее протекания. В одних случаях ее процесс носит характер подражательный, репродуктивный, в других – поисковый, в иных – творческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на конечный ее результат – на характер приобретаемых знаний, умений, навыков.

Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения, имеющего социально-педагогические основы, стоит его личность, ее сознание, ее отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, и к соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учение .

Подлинный смысл формирования познавательного интереса для успешности учения состоит не только в том, что интерес помогает строить процесс обучения ярче, живее, разнообразит впечатления учащихся, но главное – в его влиянии на формирование личности. Воспитание интересов учащихся в русле проблемы развития личности рассматривали Л.С. Выготский , Г.И. Щукина . Доказано, что познавательный интерес не обособлен в своем развитии от общего развития личности, он подвержен тем же закономерностям, что и процесс развития в целом.

Формирование и развитие познавательных интересов — это часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательной активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя .

Если говорить об общих требованиях развивающего обучения, на протекание которого предельно ясно реагирует познавательный интерес, то, опираясь на многовековой опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить о тех главных условиях, соблюдение которых способствует и укреплению познавательного интереса :

1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации осмысленного напряжения, ситуации противоречивости суждений.

2. Организация учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся. Познавательный интерес ученика не может развиваться и крепнуть, если операционная сторона учения остается постоянной. В ней обязательно нужно поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возрастные возможности и силы, сознает, что теперь он по-другому, по-новому, лучше, легче, скорее, сноровистей действует в учебной обстановке.

3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Основой формирования познавательного интереса у учащихся в процессе обучения должен выступать принцип «каждый ученик талантлив». .

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса в развитии личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово “занимательный” как “способный занять внимание, воображение” . К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными и находчивыми. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

ТАКИМ ОБРАЗОМ,…….. идет вывод по параграфу – 1-2 абзаца.

Добавить комментарий

Закрыть меню