Познавательные психические процессы

Познавательные процессы в психологии

Органы чувств играют очень важную роль в жизни каждого человека, так как только при их помощи мы можем создать представление о действительности в полном объеме и познавать окружающий нас мир.

Какие существуют виды познавательных процессов в психологии? Это – ощущение, восприятие, воображение, память, внимание, представление, мышление, внимание и речь. Давайте рассмотрим их более подробно.

Психология деятельности и познавательных процессов

  1. Ощущения позволяют нам чувствовать конкретные явления и предметы вокруг нас. Можно сказать, что наше сознание существует только благодаря им. Если человек не сможет ощущать окружающий мир, то не сможет сделать практически ничего. Ощущения могут быть зрительными, вкусовыми, осязательными, слуховыми, обонятельными, вибрационными. Это лишь их небольшая часть. На основе ощущений и смогло возникнуть восприятие.
  2. Восприятие является отражением предметов, когда они прямо воздействуют на нашу чувствительность. Этот процесс тесно взаимодействует с другими, например — речью, мышлением, вниманием, памятью, волей. Восприятие является процессом познания, сложной системой, при помощи которой личность имеет возможность ориентироваться в мире и обществе. Очень важной частью является способность двигать, например, глазами, веками, руками, языком.
  3. Представление является психическим процессом, который имеет свойство отражать в сознании качество различных объектов. Этот процесс происходит вокруг нас и действует на нашу чувствительность. Существуют зрительные, музыкальные, интонационные, слуховые, речевые, фонетические представления.
  4. Воображение является процессом, при котором действительность может отражаться благодаря творению новых представлений, которые мы получили в прошлом. При этом человек способен создавать образы, идеи и представления, манипулировать ими. Фантазия является разновидностью воображения.
  5. Мышление является познавательным процессом, который осуществляет главную функцию. Психология познавательных процессов рассматривает мышление как возможность получить определенные знания о явлениях, которые нельзя воспринять при помощи других познавательных процессов.

    Оно может быть наглядно-образным, практическим, наглядно-предпринимательским и словесно-логическим.

  6. Речь является процессом общения, который проявляется при помощи языка. Человек способен создавать и воспроизводить свои мысли при помощи языка, а также, воспринимать и понимать языковые конструкции. Речь является формой существования человеческого языка.
  7. Внимание является избирательным направлением восприятия на что-либо. Внимание психология познавательных процессов соотносит к таким, которые позволяют нам хорошо ориентироваться вокруг себя. Стоит отметить, что внимание не относят к отдельному познавательному процессу, скорее он считается свойством остальных.
  8. Память является системой запоминания, забывания и воспроизведения полученного опыта при прошедшем временном участке. Память в психологии познавательных процессов обеспечивает целостность личности. Большинство таких процессов просто не могут существовать без памяти. Память подразделяется на основные процессы – узнать, запомнить, сохранить, воспроизвести, забыть.

Познавательные процессы в психологии являются очень важными. Сложно представить, как человек может обойтись хотя бы без одного познавательного процесса. Благодаря познавательным процессам, мы имеем возможность строить планы, достигать своих целей и полноценно наслаждаться жизнью.

Мнемические процессы. Память, мышление и речь, их виды, свойства и функции

В научной психологии проблема памяти, по выражению П.П. Блонского , является «ровесницей психологии как науки». Особое место памяти среди психических функций исследователи видят в том, что ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия, каждая психическая функция имеет свой мнемический аспект. Память обеспечивает целостность и развитие человеческой личности и занимает центральное положение в системе познавательной деятельности. Нормальное функционирование личности и общества без памяти невозможно. И.М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.

Классификация памяти представлена на рис 16.

Рис. 16. Классификация видов памяти

1) В зависимости от волевых усилий личности различают непроизвольную и произвольную память:

  • непроизвольная: информация запоминается сама собой без специального заучивания в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией (развита в детстве);
  • произвольная: информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов.

2) по времени хранения материала различают несколько видов памяти:

  • мгновенная (иконическая — зрительная) память — связана с удержанием от 0,3 до 1 секунды точной и полной картины только что воспринятой органами чувств, без переработки информации;
  • кратковременная память — способ хранения информации в течение короткого промежутка времени (сохраняется обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы в течение нескольких суток);
  • оперативная память — рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока;
  • долговременная память — хранит информацию в течение длительного срока.

3) В зависимости от момента получения информации различают память наследственную (генетическую), прижизненную и импринтинг (запечатление).

Память — это эталон, с которым сопоставляется целостный образ восприятия. Она отражает прошлый опыт или запечатлевает, сохраняет и воспроизводит что-либо. Основные процессы памяти — это заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.


Последовательными ступенями интеллектуального развития являются выделяемые генетической психологией виды мышления (рис.

17):

Рис. 17. Виды мышления

  • наглядно-действенное мышление — опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами;
  • наглядно-образное мышление — характеризуется опорой на представления и образы (проявляется в возрасте 4 — 6 лет);
  • словесно-логическое мышление — осуществляется при помощи логических операций с понятиями (возникает в школьном возрасте).

Индивидуальные особенности мышления:

  • глубина — выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, отделять главное от второстепенного, необходимого от случайного. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений и умозаключений (когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного);
  • гибкость — умение быстро менять действия при изменении обстановки;
  • критичность — умение человека объективно оценить свои и чужие мысли, тщательно проверять все выдвигаемые положения и выводы;
  • широта — способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей;
  • целеустремленность — умение сделать объект мышления основной целью деятельности, стремление к ее достижению;
  • ясность — способность к четким и точным формулировкам понятий, суждений, умозаключений, обоснований;
  • активность — стремление к знаниям, творческому поиску, деятельности;
  • самостоятельность — способность мыслить независимо от других, опираясь на собственную инициативу и силы;
  • быстрота — способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки.

Интеллектуальное развитие личности определяется еще и по таким особенностям ума, как практический ум и теоретический ум.

Основные элементы процесса мышления:

  • понятие — это форма мышления, отражающая общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности;
  • суждение — установление связи между предметами и явлениями (истинные суждения, ложные суждения);
  • умозаключение — вывод из одного или нескольких суждений нового суждения;
  • обоснование — вскрытие посылок, которые обусловливают истинность суждения.

Выделяют следующие мыслительные процессы: анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование, обобщение, сравнение и классификация (рис. 18).

Рис. 18. Виды мыслительных процессов

Анализ — мысленное разделение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — мысленное объединение отдельных частей, свойств, действий в единое целое, построение целого из аналитически заданных частей.

Конкретизация — мысленный переход от обобщенного знания к единичному, отдельному случаю.

Абстрагирование — мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Сравнение — мысленное установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

Классификация (систематизация) — мысленное распределение предметов или явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом.

Процессы мышления, безусловно, тесно связаны с речью человека. Речь является средством человеческого общения.

Функции речи:

  1. Сигнификативная функция (от англ. «signifikate» — обозначаю) отличает речь человека от коммуникации животных.
  2. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
  3. Интеллектуальная функция дает возможность быть орудием мышления, подчинять себе все виды и формы мышления.
  4. Коммуникативная — функция передачи информации. Выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.

В зависимости от того, сам ли субъект создает речевую продукцию или воспринимает речевую информацию, речь может быть активной (говорение, письмо) или пассивной (слушание, чтение) (рис. 19).

Рис. 19. Виды речи

Основой для развития всех видов речи является процесс слушания и понимания звучащей речи, обозначаемый термином «аудирование».

Для успешной деятельности человека необходимо соблюдать следующие требования к речи:

  • информативность — определяется ценностью сообщаемых в речи фактов и способностью автора к сообщению;
  • понятность — зависит от смыслового содержания, языковых особенностей, соотношения между ее сложностью и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей;
  • правильность — соответствие утвержденным в данном языке нормам произношения, правописания, каллиграфии, семантики;
  • выразительность — учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильность интонации, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

В заключение заметим, что возможности языка и речи в психологии далеко не исчерпаны, имеют большое значение и перспективы их использования в психологических исследованиях.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Познавательные психические процессы

С помощью таких познaвательных психических прoцессов, как: речь, ощущениe, мышление, пaмять, внимaние, человек воспринимает действительность и осуществляет свою жизнедeятельность.

Особенности психических познавательных процессов

Именно благодаря этим процессам мозг отвечаeт на воздействия из внешней и внутренней среды. Если бы не познавательные явления, деятельность человека была бы в опасности. Тaк, бeз восприятия, ощущений вы не смогли бы чувствовать раздрaжитель, который, не исключено, вполне мог бы нести угрозу вашей жизни. Без воoбражения и мышления психические регуляторы, находящиеся в каждом человеке, не были бы способны проанализировать угрозу, предвидеть результат ее влияния. А без памяти вы не помнили бы о своем прошлом опыте, не знали, к чему приведет возникающее раздражение.

Виды психических познавательных процессов

Рассмотрим детально вышеприведенную классификацию процессов:

1. Ощущения являются простейшими, среди всех психических явлений. Они хранят в себе все представления о раздражающих факторах, с которыми вам приходилось когда-либо сталкиваться. При этом различают следующие виды ощущений:

  • извне: вкусовые, осязательные, слуховые, кожные, зрительные, обонятельные ощущения, посредством которых мы познаем окружающий мир;
  • внутренние: тошнота, голод, жажда и пр., возникающие, как результат сигналов от рецепторов определенных органов;
  • двигательные ощущения появляются вследствие смены положения вашего тела.

2. Восприятие отражает не только то, что вы видите, что вас окружает, но и дополняет все это их свойствами, воздействуя на органы чувств.

3. Внимание является сконцентрированной направленностью вашего сознания на явления или предметы реального мира. Стоит отметить, что каждой личности сложно дается одновременное восприятие информации из многих источников, но ваше имя, к примеру, произнесенное в толпе во время бурной вечеринки, вы обязательно услышите. Ученые это объясняют тем, что на фразы, слова, имеющие для личности особое значение, всегда сфокусированы ее главные механизмы внимания.

4. Память отражает все то, что было ранее воспринято вами, совершено, пережито.

Существует генетическая и прижизненная:

  • наследственная память включает в себя инстинкты, всю ту информацию, что характеризует ваше физиологическое строение. На нее не оказывают особого влияния жизненные условия человека;
  • прижизненная хранит то, что накопилось, начиная от момента вашего рождения. К тому же, в отличие от предыдущей, она зависима от внешних воздействий.

5. Мышлениe также относится к высшим психическим познавательным процессам. Оно помогает открыть новые знания для личности человека, способствует творческому развитию, решению задач. Именно в процессе последнего оно проявляется ярче всего.

6. Речь объединяет в себе звуковые сигналы, символы, способствующие представлению информации, ее переработки, сохранению в памяти и, в случае чего, передачи.

Нарушение познавательных психических процессов

Личность может подвергаться нарушениям психических познавательных процессов. Причиной тому становятся различные заболевания. Так, при эпилепсии уменьшается объем памяти, появляются проблемы с мышлением (больному очень сложно решить элементарные задачи). В результате черепно-мозговых травм замечено уменьшение умственной трудоспособности. Если возникает предположение на подобное психическое нарушение, следует срочно обратиться за консультацией к психиатру.

Развитие познавательных психических процессов

Улучшить каждый из вышеприведенных процессов, можно:

  • поддерживая дискуссия, тем самым укрепляя интеллектуальные мускулы;
  • решая кроссворды, сканворды, судоку, различные логические задачки;
  • стремитесь к размышлению, анализу информации;
  • учите стихи, номера телефонов.

Добавить комментарий

Закрыть меню