Познавательная деятельность младших школьников

Познавательная деятельность младшего школьника.

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первые крупные перемены в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении с другими людьми. Ведущим видом деятельности становится учебная. Познавательная деятельность школьника преимущественно проходит в процессе обучения.

Развитие внимания: Дети, поступающие в школу, не имеют целенаправленного внимания. Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент возможно и не интересуют школьника. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных предметах, а не просто внешне привлекательных. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу – важное приобретение младшего школьного возраста.

Развития восприятия: Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия. Но их восприятие сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ воспринимаемых свойств и качеств предметов. В процессе обучения у детей формируется такой вид деятельности, называемый наблюдение. Появляется возможность анализировать и дифференцировать предметы.

Развитие память:Семилетний ребенок в основном запоминает внешне яркие и эмоционально впечатляющие события, описания и т.д. Больше развита непроизвольная память. Школьное обучение требует от детей произвольного запоминания материала. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера мнемонической задачи и овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения.

Развитие воображения:Учебная деятельность способствует развитию воображения детей. Большинство сведений, сообщаемых школьникам, имеет форму словесных описаний и школьники должны воссоздать этот образ. Развитие способностей к этому проходит 2 стадии. Первоначально создаваемые образы только приблизительно характеризуют реальный объект и бедны деталями.

Эти образы статичны, в них не представлены изменения и действия. На второй стадии количество признаков и свойств образов увеличивается, они приобретают полноту и конкретность.


Развитие мышления:В развитии мышления младших школьников наблюдается 2 стадии: на первой стадии мыслительная деятельность напоминает мышление дошкольников, анализ учебного материала производится в наглядно – действенном плане. Дети опираются на наглядно – действенные предметы или их заместители. К 3 классу мышление переходит на вторую стадию. Учащиеся овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий. Формирование классификации определенных предметов и явлений развивает у младших школьников новые сложные формы умственной деятельности. К концу второй стадии учащиеся производят обобщение по средствам анализа синтеза.

Школьное обучение и его особенности.

Поступление в школу коренным образом изменяет положение ребенка в обществе. Дети начинают новую, общественную по своему содержанию, деятельность – учение. Их позиция в жизни, все отношения со сверстниками и взрослыми, в семье и вне ее, будут определяться тем, как дети выполняют свои первые новые общественно значимые обязанности. Начало школьного периода жизни ребенка должно характеризоваться принципиальным изменением всего ее строя. Чем четче обозначается требование, тем яснее для ребенка переход к новому положению, чем определеннее изменения во всей системе его отношений, тем лучше это содействует укреплению в ребенке сознания своего нового положения и новых обязанностей.

Учебная деятельность младшего школьника.

Учебная деятельность:

· общественна по содержанию (в ней происходит усвоение богатств культуры, накопленной поколениями);

· общественна по смыслу (является общественно значимой);

· общественна по форме осуществления (реализуется в соответствии с общественными нормами);

· является ведущей в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст – период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности. Одно из свойственных учебной деятельности противоречий заключается в том, что будучи общественной, она индивидуальна по результату т.е. усвоенные в процессе ЗУНы – приобретения отдельного ученика. Усвоение знаний и изменения школьника являются основной учебной целью. Учебная деятельность ребенка развивается постепенно через опыт вхождения в нее. Она направленна на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и усвоению этих знаний. Учебная деятельность имеет свой предмет – человек. Учась, ребенок ориентирует себя на самоизменение, овладевает необходимыми способами умственных действий, рефлексируя, сравнивает себя прежнего и нынешнего. Эти изменения прослеживаются и выявляются на уровне достижений.

Самое существенное в учебной деятельности – рефлексия на самого себя, отслеживание своих достижений и происшедших изменений. Очень важно чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение.

Подростковый возраст

Возрастные границы подросткового периода – между 10-11 и 15-16 годами. Пубертатный период – период полового созревания человека, процесс изменений организма ребенка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода.

Специфические особенности:

· По уровню характера психического развития это типичная эпоха детства:

· Растущий человек, имеющий во многом уже взрослые желания, мысли и собственные взгляды, направленность на новые действия.

Кризис подросткового возраста связан :

v С перестройкой организма ребенка – половым созреванием;

v С активизацией и сложным взаимодействием гормонов роста и половых гормонов, вызывающих интенсивное физическое и физиологическое развитие, нестабильность эмоционального фона;

v С главной особенностью подростка – личностной нестабильностью, противоречивостью характера и поведения.

Физическое развитие в подростковом возрасте:

§ Важнейший факт физического развития – половое созревание, начало функционирования половых желез;

§ Появление вторичных половых признаков;

§ Интенсивный рост скелета(4 – 7 см в год), опережающее развитие мускулатуры;

§ Некоторая непропорциональность тела, угловатость;

§ Трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжения головного мозга;

§ Перепады сосудистого о мышечного тонуса;

§ Быстрая смена физического состояния и настроения, появление раздражительности;

§ Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности поведения;

§ Подросток может сочетать в себе традиционные мужские и женские качества;

§ Резко повышается интерес к своей внешности, остро переживаются все изъяны внешности;

§ Возможно возникновение чувства неполноценности, замкнутости, невроза;

§ Формируется новый образ физического «Я»

Психическое развитие в подростковом возрасте:

§ Происходит дальнейшее развитие психических функций.

§ Появляется взрослая логика мышления. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир.

§ Главное новообразование – чувство взрослости, отношение подростка и себе как взрослому, ощущение себя практически взрослым человеком: претензия на равноправие в отношениях со взрослыми, отстаивание своей позиции, стремление к самостоятельности, желание оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей, проявление собственных вкусов, взглядов, оценок.

§ Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Они более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

Юношеский возраст

Юношеский возраст – этап индивидуального психического развития, продолжающийся от завершения подросткового возраста до наступления взрослости (девушки – 16 – 21, юноши – 17 – 22)

Общая характеристика: период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь.

Юношеский возраст представляет собой в буквальном смысле «третий мир», существующий между детством и взрослостью.

Кризис: юношеский возраст несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой связано со становлением процессов самоопределения (как профессионального, так и личностного), рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве.

Основное психологическое новообразование – самоопределение; главная особенность – осознание себя на пороге самостоятельной жизни, выбор будущей сферы деятельности; начинается проектирование будущего.

Особенности юношеского возраста:

· Важнейшее значение имеет выбор профессии;

· Мотивы, связанные с будущим, становятся не только доминирующими, но и непосредственно побуждающими учебную деятельность;

· Ведущей деятельностью становится учебно – профессиональная.

Психическое развитие:

· Большая дифференцированность эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний;

· Повышение самоконтроля

· умственное развитие заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности;

· Юноши и девушки усваивают многие научные понятия, обучают пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них словесно – логического мышления.

Личностное развитие:

· Связанно с определением ценностных ориентиров;

· В познании себя, в общении с другими людьми происходит оценивание себя и других с позиции усвоенных норм, уточняя и обобщая эти критерии;

· Достижения данного возраста – новый уровень развития самосознания, открытие собственного внутреннего мира, мира мыслей, переживаний и взглядов;

· Интерес к себе выражается в самоанализе поведения и личностных качеств;

· Формируется эгоидентичность;

· Основной путь самооценки – сравнение мнений о себе или проверка себя в рискованных поступках;

· Оценка себя с учетом жизненных планов, взгляд на себя из будущего;

· Самооценка зачастую завышена, что обеспечивает самоуважение, уверенность в себе;

· Главная личностная особенность – появление жизненных планов и готовность к социальному построению собственной жизни;

· Жизненные планы становятся предметом размышлений, в ходе которых уточняются не только цели, но и способы достижений;

· Но обдумывание способов достижения, зачастую поверхностное, слабо ориентировано на конкретные поступки сегодняшнего дня, что может привести к крушению юношеских планов в последующем;

· Притязания на материальное благополучие и скорость успехов в карьере часто завышены, профессиональные планы более реалистичны;

· Молодые люди не всегда понимают, что богатство целей – лишь предпосылка для развертывания практических действий в настоящем;

· Ценнейший компонент самосознания – самоуважение;

· необходимо научиться принимать себя достойным, чтобы нести ответственность за свой выбор и решения, избавится от подросткового конформизма;

· Чувство достоинства помогает выстоять в экстремальных ситуациях, угрозы насилия, повышает степень надежности личности и эгоидентичность.

Отношения с родителями

Зрелый возраст

Представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой.

Процесса развития продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости.

Границы периода условны – с начала трудовой деятельности (23 – 25 лет) до смерти человека.

Границы:
от 35 до 55 – женщины
от 30 до 50 – мужчины

Зрелость – череда психологических возрастов:

· первая (ранняя) зрелость

· кризис середины жизни

· вторая (поздняя) зрелость

Период зрелости был назван древними греками временем «акмэ», что означало высшую степень чего – либо, момент наибольшего расцвета человеческой личности.

Н.Н. Рыбников предложил обозначить термином «акмеология», специальный раздел возрастной психологии – о природе расцвета всех.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках чтения, через применение технологии развития критического мышления»

1.Условия возникновения опыта

.Теоретическая база опыта

.Технология опыта

.Результативность

Литература

Условия возникновения опыта

Работая в начальной школе столкнулась в своей педагогической деятельности с рядом проблем:

проблемапротиворечияБольшой объем текстов для чтения и пересказа Затрудняются последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме Слабое развитие критического мышления обучающихсяОтсутствие интереса к чтению Слабый словарный запас Отсутствие навыков самостоятельной работы.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого из нас, ведь именно в процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно её использовать. Но как научить ребенка осознанно и правильно читать, как сформировать навык работы с текстом большого объема, как определить уровень понимания прочитанного? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему на них ответить. Исходя из данных проблем и противоречий я выбрала тему «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках чтение через применение технологии РКМПЧ»

Цель: Развитие и формирование познавательной деятельности младших школьников на уроках чтения через применение технологии. Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Задачи:

.Повысить интерес учащихся к чтению

.Совершенствовать навыки письменной и устной речи у учащихся

.Создавать ситуацию успеха и комфорта на уроке чтения на основе сотрудничества

.Воспитать любовь к чтению

Актуальность данной темы состоит в повышении мотивации познавательной деятельности обучающихся через применение технологии развитие критического мышления через чтение и письмо.

Перспективность данной темы:

.Активизация мыслительной деятельности у обучающихся.

.Развития познавательного интереса к чтению и навыков самостоятельности при работе с текстом.

.Формирование умения обобщать, сравнивать, анализировать и сопоставлять.

Теоретическая база опыта

познавательный чтение сотрудничество текст

Опиралась на опыты современных исследователей: Л.С. Выготского, который считает, что реализация личностно — ориентированного обучения младших школьников предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельности обучающихся, которое позволило искать во всем смысл, давать критическую оценку фактам.

Силевко Г.К. считает, что критическое мышление характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания объективности похода к окружающему его информационному полю.

Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой

Новизна опыта

Состоит в том, что мною разработаны уроки по литературному чтению с введением технологии критического мышления.

Организация образовательного процесса, где я вступаю в рефлексивное взаимодействие с обучающимися

Нет правильных и неправильных высказываний «любое мнение учащихся ценно»

Ведущая педагогическая идея

Технология опыта

В основе технологии РКМПЧ лежит трехступенчатая базовая модель.

Почему она базовая? Эта технология о получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна.

Как мы воспринимаем информацию, как перерабатываем, присваиваем её?

Да, очень просто: перерабатываем предшествующий опыт, ощущаем недостаточность информации, знакомимся с новым, сопоставляя с тем, что было известно: то что понятно и «приятно», запоминаем, откладываем в сундучок своих знаний. Это базовая модель восприятия информации технологии РКМПЧ.

Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует таким стадиям урока:

подготовительный — стадия вызова;

собственное восприятие нового- смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

присвоение информации — стадия рефлексии.Стадия вызова

Ученик сам определяет свои знания и незнания.

На стадии вызова происходит «включение» в работу, поэтому она очень важна. Во-первых, он начинает работать. Чтобы ученики стали активными, нужно заинтересовать их лично, активизируя каждого. Во-вторых, на стадии вызова ученик определяет свои знания и «незнания». Как вы думаете, теперь он захочет узнать что-то новое? Вот это и есть мотивация! Отвечая на вопрос о сути стадии вызова, пользуясь педагогической терминологией скажу: стадия вызова — это целеполагание. Итак, обратимся к теме урока произведение Л.Толстого «Лев и собачка» (Учебник 3 класс, авторы: Климанова, Горецкий.) Задача учителя: организовать первый этап урока таким образом, чтобы каждому стало понятно, что конкретно мы будем читать на уроке.

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Цель урока: формирование самостоятельного мышления.

Задачи урока:

Обучить выразительному чтению при более глубокой и точной передаче мыслей и чувств, заложенных автором произведения, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам;

Раскрыть трагедийный смысл рассказа «Лев и собачка» развивая самостоятельное мышление.

Воспитать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

. Стадия вызова:

Деятельность учителяДеятельность учащихсяРезультат-Посмотрите на иллюстрацию и что вы видите? -Как вы думаете, о чем мы будем читать сегодня на уроке? -Кто будет героем нашего рассказа? -Какие ассоциации у вас вызывают слова «лев» и «собачка»? -Я читаю текст а вы читаете «глазами» Объединитесь в пары и внимательно прочитайте текст. Предполагаю, что вы сможете ответить на эти вопросы. в ходе обсуждения текста, -словарная работа: -Как вы понимаете значение слова «быль», «трагедия»? -Какие мысли чувства вызвало чтение?(Лев и Собачка) Возникновение образного представления содержания предстоящего текста Предположения детей Учащиеся называют слова ассоциации Самостоятельное чтение текста Работают в парах, читают самостоятельно совместно обсуждают данные вопросы -быль- кеп куучын -трагедия — jылыйту Очень жалко льва и собачку; Лев умер от тоски; Лев не только привязался к собачке, а полюбил её; Он добрый, поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением.Появляется возникновение конкретных образов Прогнозирование темы Определяют тему урока Заинтересованность узнать содержание текста во время парной работы достигается двойной эффект, а именно: -происходит приращение знаний; -обогащение словарного запаса; Развитие устной речи, мышления и воображенияДеятельность учителяДеятельность учащихсяРезультат-Посмотрите на иллюстрацию и что вы видите? -Как вы думаете, о чем мы будем читать сегодня на уроке? -Кто будет героем нашего рассказа? -Какие ассоциации у вас вызывают слова «лев» и «собачка»? -Я читаю текст а вы читаете «глазами» Объединитесь в пары и внимательно прочитайте текст. Предполагаю, что вы сможете ответить на эти вопросы. в ходе обсуждения текста, -словарная работа: -Как вы понимаете значение слова «быль», «трагедия»? -Какие мысли чувства вызвало чтение?(Лев и Собачка) Возникновение образного представления содержания предстоящего текста Предположения детей Учащиеся называют слова ассоциации Самостоятельное чтение текста Работают в парах, читают самостоятельно совместно обсуждают данные вопросы -быль- кеп куучын -трагедия — jылыйту Очень жалко льва и собачку; Лев умер от тоски; Лев не только привязался к собачке, а полюбил её; Он добрый, поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением.Появляется возникновение конкретных образов Прогнозирование темы Определяют тему урока Заинтересованность узнать содержание текста во время парной работы достигается двойной эффект, а именно: -происходит приращение знаний; -обогащение словарного запаса; Развитие устной речи, мышления и воображения

II. Смысловая стадия

Вторая стадия — непосредственное восприятие новой информации. Чем этот этап отличается от традиционного — знакомства с новым материалом на уроке? Тем, что технология использует такие приемы, которые позволяют направить восприятие. Как направить восприятие информации, а следовательно, сделать ступень её усвоения выше? Ответ прост: эффективно провести стадию вызова. Мы ведь помним, что цели знакомства с новой информацией ученики поставили себе сами, поэтому на этапе восприятия нового учитель может практически устраниться. Наша задача — только организовать процесс, применяя приемы и методы для восприятия текста. Организовать процесс — это не только подобрать прием, с помощью которого можно было бы направлять восприятие новой информации, но и умело согласовать стадию вызова с той информацией, которую получат дети.

Деятельность учителяДеятельность учащихсяРезультат-чтение текста с остановкой -составление «синквейна» -для осмысления текста главное подобрать соответствующие приемы и методы с целью развития познавательной деятельности учащихсяУчащиеся читают текст с остановкой учителя I — В: лев II — В: собачкаРазвивает темп чтения, выразительно-осознанное чтение.Деятельность учителяДеятельность ученикаРезультат-Есть ли в классе дети, которым в жизни приходилось расставаться со своими любимцами. -Какие чувства вызвали у вас рассказ товарища?Если находятся ученики ,которые владеют данной информацией, они отвечают. Дети дополняют друг друга Сопоставление содержанию текста рассказов из жизниФормируется вызов на получение новой информации. Глубокое осмысление трагедийного смысла рассказа

Тема: В.М. Гаршин » Лягушка- путешественница».

Цель урока: Развитие познавательной деятельности на уроке чтения.

Задачи: Ознакомить учащихся сказкой и с жизнью и творчеством В.М.Гаршина;

Развивать умение давать характеристику героям произведения героям и сравнивать героя с героем алтайской народной сказки » Керик бака».

Воспитывать интерес и любознательность к предмету.

Оборудование: портрет В. М. Гаршина, рисунки

Тип урока: урок с применением технологии РКМПЧ.

Ход урока:

Вызов: — Прочитайте загадки » жужжащим» чтением и отгадайте.

Выпуча глаза сидит

По-французски говорит,

По блошьи прыгает,

По человечьи плавает ( лягушка).

Вдоль по речке , по водице

Плывет лодок вереница

Впереди корабль идет

За собою всех ведет ( утка с утятами)

Прочитаем загадки орфографические т.е так как записано;

затем в медленном темпе; скороговоркой.

Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (предположение детей).

Мы сегодня ознакомимся со сказкой » Лягушка-путешественница», героями которой будут лягушка и утки.

Как вы понимаете значения слова » путешественница» на родном языке?

А написал эту сказку Всеволод Михайлович Гаршин(1855-1888). Гаршин- автор двух небольших книжек рассказов, в которых, по словам Г.И.Успенского, было «положительно исчерпано все содержание нашей жизни». К семи годам Гаршин перечитал «массу книг», а в гимназии он начал писать. Он написал свой самый лучший рассказ » Красный цветок», выразивший, по словам В.Г. Короленко, » всю душевную драму самоотвержения и героизма».

Работа с текстом:

чтение текста учителем;

чтение с остановками;

беседа после чтения: понравилась ли вам сказка, докажите, что это сказка?

как жилось лягушке в болоте? ( лягушке жилось хорошо. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошек, весной громко квакала вместе со своими подругами).

почему она решилась отправиться в дальние края?( утки рассказали ей , как на юге хорошо. Там тепло и много еды. Вот лягушке захотелось лететь с ними).

чтение в лицах диалога уток и лягушки. Прочитайте в лицах этот диалог, показав голосом, как они разговаривают.

. Физминутка:

Гуси серые летели,

На лужайку тихо сели.

Посидели, погалдели,

Потом потихоньку встали,

Быстро- быстро побежали.

Осмысление содержания: — Какую алтайскую народную сказку вы знаете про лягушку?(Керик бака).

Кто кратко перескажет содержание этой сказки? ( пересказывает 1-2 ученик).

Давайте составим по группам характеристику лягушек применяя кластеры.

группа- лягушку из сказки » Лягушка- путешественница».

группа — лягушку из сказки » Керик бака».

Тема урока: Иван Захарович Суриков » Зима».

Цель: активизация познавательной деятельности на уроке чтения

Задачи: Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;

Развивать у детей выразительно читать стихотворение, видеть и понимать настроение и мысли поэта;

Ход урока:

?. Вызов: — Прозвенел звонок, внимание

Хорошо, что все без опоздания

Сядьте поудобнее, начинаем урок чтения

Я прошу вас быть внимательными и активными.

Отгадайте кроссворд.

. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце

Всю зиму лежит

А весной убежит ( снег).

. Белый дед — белее нет

старый, горбатый

лежит возле хаты

лежит всю зиму-

никто не поднимает.

Весна придет —

Он сам уйдет (сугроб).

3. Что можно увидеть с закрытыми глазами ( сновидение).

. Кручу, бурчу, знать никого не хочу ( вьюга).

Прочитайте слово, получившееся по горизонтали ( получилось слово » Суриков»).

Откройте учебники, прочитайте имя и отчество поэта, а я вас ознакомлю с жизнью и творчеством И.З.Сурикова.

И.З.Суриков (1841-1880гг.), родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Он помогал отцу в торговле и под впечатлением от прочитанных стихотворений Пушкина Суриков стал складывать свои стихи. Его стихи отличаются простотой и мелодичностью. Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые стали популярными песнями.

Перед вами картина, определите какое время года изображено ?

Какие ассоциации вызывают у вас слово » Зима»?

Прочитайте название стихотворения?

Как вы думаете, о чем будет стихотворение?

Я читаю, а вы следите по учебнику.

Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения? (чувство покоя, радости, что наступила зима).

Какие слова помогают понять, что наступила зима?

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И под утро снегом

Поле забелело…

Вот пришли морозцы-

И зима настала.

Словарная работа: — Как вы понимаете слово » пеленою»?

Пелена — сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.

Ждал ли кто-нибудь наступления зимы ? Кто? (Да наступления зимы ждала природа, люди).

Прочитайте, как крестьянин готовился встретить зиму? ( Уж давно крестьянин Ждал зиму и стужи И избу соломой Он укрыл снаружи).

Как вы думаете, почему поэт называет сани — санишки? (наверное, потому, что они маленькие, а может быть , потому, что они уже старенькие).

Физминутка: Не боимся мы пороши-

Ловим снег,

Хлопок в ладоши!

Руки стороны ,по швам

Снега хватит нам и вам!

??. Осмысление:

Составляем мини-сочинения используя текст стихотворения от имени снега -? вариант;

??-вариант от имени крестьянина.

???. Рефлексия: -Прочитайте пословицы и поговорки на доске . Какие из них подходят к теме нашего урока?

Зима не без морозов.

Зимой морозы, а летом грозы.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Лето собирает, зима поедает.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь своими мнениями и оцените друг друга.

Домашнее задание: воспользуйтесь советами Я. Смоленского и подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения » Зима».

Определи важные мысли.

Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы.

Обрати внимание на знаки препинания.

Выбери тон и темп чтения.

Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по- разному, в зависимости от высказывания.

Результативность

.Учащиеся самостоятельно подбирают литературу для чтения и читают с интересом.

.Учащиеся логически последовательно излагают свои мысли в устной и письменной форме.

.Обогащение словарного запаса, трудные тексты доступны для восприятия учащимися, обеспеченно осознанное чтение

.Активное участие в предметных декадах

.Участие в конкурсе детского сочинения «Взрослые, мы обращаемся к Вам»

Результаты ЗУН

ПредметУчебный годКлассЗУНУспеваемостьЧтение2007-2008гг276%100%Чтение2008-2009гг3 (первое полугодие)80%100%

Трудоемкость

Трудоемкая работа, которая требует терпения, усидчивости и времени. Изучение литературы, подбор методов и приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности обучающихся

Свой опыт работы адресую учителям начальных классов, учителям русского языка и литературы

Литература

1.Гузеев В.В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления.// Педагогические технологии.- 2006,№2.-с.16-22

.Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. // Директор школы,-2007,№3,-с.47-68

.Левина И.Г. Формирование когнитивных навыков учащихся на уроке в режиме применения технологии развития критического мышления.// Управление начальной школой.-2006,№3.- с.5-12

.Нечаева Н.В. Практикум по методикам начального обучения.// Управление начальной школой.-2008,№1.-с.34-42

.Шакирова Д.М. Технология формирования критического мышления младших школьников.//Начальная школа.-2007,№5.-с.25-28

Теги: Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках чтения через применение технологии развития критического мышления Реферат Педагогика

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Доктор педагогических наук, профессор Е.А. Короткова
Кандидат педагогических наук Н.В. Фомичева

Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, умственное развитие, физические упражнения.

Исследования В.К. Бальсевича, Л.И.

Лубышевой, М.Я. Виленского, В.П. Лукьяненко и других убедительно доказывают, что физкультурное образование в современном обществе должно не только заботиться о физическом развитии человека, но и способствовать формированию интеллектуальной сферы личности, проявляющейся в высокоразвитой творческой активности.

Положение психологии о «единстве сознания и деятельности» послужило для нас поводом к осуществлению попытки обьединения двигательной и мыслительной деятельности в обучении двигательным действиям. Суть этой попытки заключается в перестановке образовательных акцентов с регламентированного выполнения двигательного действия с учащимися по образцу на рефлексивную двигательную деятельность, прямо направленную на развитие творческого мышления. Учащиеся самостоятельно преобразуют действия, находят новые способы их выполнения, экспериментируют с двигательными действиями в изменяющихся условиях учебной деятельности, корректируют свои дальнейшие действия для достижения более высокого результата.

Данный подход послужил предпосылкой выявления условий эффективного сочетания приемов активизации мыслительной и двигательной деятельности в процессе обучения и двигательных действий, которыми являются:

— замена обучающей функции учителя развивающей, которая является доминирующей в организации совместной поисково-исследовательской работы детей и педагога, организующего диалоговые формы обучения, сопровождающиеся практической деятельностью;

— применение блочной структуры учебного цикла, состоящей из 8-10 уроков, на каждом из которых решаются двигательные и мыслительные задачи; с целью более «полного погружения» в тему 2-4 урока отводится для освоения только одного вида двигательного действия, но в разных вариантах и сочетаниях;

— формирование мотивационно-потребностной сферы осуществляется в процессе проблемного изложения теоретического и практического материала (у детей возникает потребность больше узнать о двигательном действии, выполнить его как можно лучше; через осознанное отношение к двигательным действиям, ситуацию успеха, демонстрацию своих способностей происходит внутреннее принятие учебной деятельности, формируется осознанная учебная потребность);

— организация проблемной ситуации с постановкой проблемных задач, которые решаются в процессе построения ориентировочной основы действия и выбора наиболее эффективных способов его решения (учащиеся идентифицируют двигательное действие по способу выполнения, выявляют главные и второстепенные детали техники для устранения допущенных ошибок; правильность выбора своих действий учащиеся проверяют в практической деятельности, а затем в процессе диалогового общения совместно с учителем формулируют проблемные задачи, которые обеспечат положительный результат).

При разработке методики развития мыслительных способностей младших школьников мы ориентировались на теорию развивающего обучения, в соответствии с которой учебная деятельность организуется в строгой последовательности c ее структурными компонентами: теоретические знания — практические умения — рефлексия — коррекция. В логике этой схемы взаимодействие учителя и учащегося в процессе обучения двигательному действию развивается по принципу «от общего к частному»:

— знакомство с двигательным действием в процессе проблемного изложения физкультурных теоретических знаний с учетом имеющегося у детей двигательного опыта: дается целостное представление о движении, учащиеся спомощью учителя определяют, что они «знают», а что еще надо «узнать» (эвристическая беседа-диалог);

— изучение двигательного действия связывается с основными понятиями и терминами, характерными для данного физического упражнения, выявляются сходства и различия с уже знакомыми двигательными действиями путем постановки учителем проблемных задач с последующим их решением в практической деятельности под руководством учителя (поисковая дискуссия);

— уточнение деталей техники двигательного действия с вычленением главного и второстепенного, осуществляемое в процессе его практического выполнения учащимися с комментариями по технике исполнения: от чего зависит результат, как правильно выполнить двигательное действие, у кого точнее техника исполнения и почему (рассказ-об ъяснение с пояснением) ;

— выявление закономерностей в процессе теоретического обобщения: какие качества необходимо развивать и воспитывать, в каких игровых и жизненных ситуациях используется данное движение, что дает тренировка и т.д. (диалоговое общение);

— практическое выполнение двигательного действия фронтальным, поточным или поточно-групповым способом: движение выполняется в целом с акцентом на наиболее доступном для данного возраста элементе техники, непосредственно влияющем на результат (коллективная мыслительная деятельность);

— коррекция на основе рефлексии собственной учебной деятельности: учащиеся анализируют выполнение одноклассниками двигательного действия, а затем в процессе рефлексии собственной деятельности выясняют правильность выполнения упражнения и определяют последующие действия для достижения высокого результата (самоанализ, взаимоконтроль);

— творческие, индивидуальные и домашние задания даются после изучения двигательного действия на уроке: например, придумайте подвижную игру с изученным движением, подумайте, от чего еще может зависеть результативность, и т.д.

Своеобразие методики развития мыслительных способностей в условиях творческого подхода проявляется в том, что она дает не описательную, а рекомендательную схему, которая в конечном итоге позволяет решить поставленные двигательные задачи с максимальной ориентацией на положительный результат, требующей оптимального сочетания приемов активизации мыслительной и двигательной деятельности на каждом из этапов обучения двигательным действиям.

На этапе начального разучивания (ориентировочно -мотивационном) необходимо сформировать учебную мотивацию, целостное представление о новом двигательном действии через чувственное восприятие и мышечные ощущения в первоначальной практической деятельности. Образный рассказ о виде спорта, в котором используется данное движение, также сформирует у детей более полное представление о нем. Основными методами на данном этапе являются: метод целостного показа упражнения, эвристическая беседа-диалог, проблемное изложение, сопровождающееся демонстрацией двигательного действия учащимися. Затем дети должны самостоятельно описать физическое упражнение, любой физкультурный инвентарь или оборудование, которое необходимо при обучении, найти признаки сходства и отличия в двигательных действиях этого класса.

На этапе углубленного разучивания (поисково-исследовательском) важное место отводится различным вариантам выполнения упражнений. Внимание учащихся обращается на его новые детали: что нового в исходном положении, положении частей тела и т.д. По мере осмысления детьми возможности варьирования движений можно предложить им самим придумать варианты упражнений и выполнить их. Основным методом является метод творческих заданий. Затем дети переходят к раскрытию связей, составлению логической цепочки и связи данного двигательного действия с выполнением основных видов движений, развитием физических качеств.

На этапе закрепления двигательного действия (практических операций) учащиеся выполняют специфические операции: наблюдение и пробные преобразования действий, нахождение правил преобразования, их обоснование и применение в практической деятельности. Через рефлексию учебной деятельности дети самостоятельно осуществляют анализ техники двигательных действий, как выполненных товарищами, так и своих собственных. Используется метод регламентированного и частично регламентированного упражнения в сочетании с анализом, самоанализом и взаимоконтролем в процессе учебной деятельности.

На этапе совершенствования (рефлексивно -оценочном) наличие у детей автоматизированных навыков и теоретических знаний, сформированность технических умений и мотивационных установок, владение приемами творческого преобразования двигательных действий и соответствующей терминологией позволяет им самостоятельно использовать полученные навыки в подвижных играх, учебной деятельности, в повседневной жизни.

По нашему мнению, такой подход при обучении двигательным действиям активизирует процесс самопознания детей, предполагает создание у младших школьников комплексного представления об изучаемом двигательном действии и его сознательном выполнении, развивает творческое мышление.

Как известно, любая деятельность должна сопровождаться контролем , в котором оценка является показателем достижений учащегося. Однако, как показывает опыт практической деятельности, оценка по предмету «физическая культура» не отражает на сегодняшний день объективности уровня усвоения материала, т.к. оцениваются в основном физические качества. Иногда делаются попытки оценить техническую сторону двигательного действия и совсем не учитываются теоретические знания. При выставлении учителем отметки не принимается во внимание мнение самих обучаемых, что затрудняет переход к интеллектуализации физического воспитания.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности, когда ученик не только сопоставляет свои результаты с предложенными учителем эталонами оценивания, но и сравнивает свои достижения с «собой вчерашним». Причем контроль в физическом воспитании младших школьников должен строиться на оценивании двигательной деятельности без выставления отметок. Он уже вводится в практику предмета «физическая культура», но практическое применение получил пока только в начальной школе.

Предложенная методика прошла апробацию в 2000/2001 учебном году при участии 320 учащихся младших классов МОУ СОШ №6 и №10 г. Ноябрьска Тюменской области.

Мыслительное развитие детей определялось по адаптированным нами методикам диагностики когнитивных и творческих способностей (Б.Н. Коротяева, В.Т. Кудрявцева, А.В. Хуторского) и включало: преобразование двигательных действий на примере утренней гимнастики, видение целого двигательного действия раньше его элементов, анализ двигательных действий, превращение задачи на выбор в задачу на преобразование, творческое мышление в подвижных играх.

Уровень мотивационных установок определялся на основе анкетирования учащихся и их родителей.

Уровень усвоения теоретических знаний и сформированности методических умений оценивался по критериям обученности, предложенным В.П. Симоновым и адаптированным Е.А. Коротковой к дифференцированному физкультурному образованию.

Показатели физической подготовленности младших школьников оценивались традиционно по среднеарифметической оценке за выполнение семи программных тестов и сравнивались со стандартами учебной программы В.И. Ляха и Г.Б. Мейксона (1993).

Предварительные исследования показали, что учащиеся начальных классов имеют средний уровень мотивационных установок, низкий и ниже среднего уровень физической подготовленности, низкий уровень развития мыслительных способностей, теоретических знаний и методических умений. Достоверных различий во всех перечисленных показателях зафиксировано не было.

В процессе выявления эффективности разработанной методики мы обнаружили положительную динамику развития мыслительных способностей в экспериментальной группе: средние показатели пяти тестов уровня мыслительных способностей младших школьников достоверно различались в контрольных и экспериментальных группах (р<0,05); достоверно вырос уровень мотивационных установок; улучшилась качественная успеваемость в оценке знаний и методических умений. В экспериментальных группах был зафиксирован наибольший прирост показателей развития скоростных и скоростно-силовых способностей.

Таким образом, использование методики активизации мыслительной деятельности в процессе обучения двигательным действиям позволяет повысить уровень мыслительных способностей и как следствие улучшить физическую подготовленность (без акцентированного развития физических качеств), повысить качество усвоения знаний и мотивационных установок.

На главную В библиотеку Обсудить в форуме

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Реклама:

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития познавательной деятельности младших школьников

1. Сущность понятия познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе

Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения

3.Задачи литературного чтения, основанные на требованиях ФГОС начального общего образования

Выводы по 1 главе

Глава 2. Экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения

1.Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников

2. Анализ программ по литературному чтению

3. Работа над текстами художественных произведений (экспериментальная работа)

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

познавательный литературный чтение урок

В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) определяется качеством читательских навыков школьника, но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения. Чтение — это деятельность. Как общая психическая деятельность оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес .

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе. В свое время К. Д. Ушинский говорил: Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное — вот в чем главное дело.

Учитывая особенности современных детей — они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, надо так сорганизовать работу на уроке чтения, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло.

Герасимов С.В. писал : Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источник дальнейшего развития. Сделать так, чтобы активная деятельность совпала с такими её звеньями, как потребность, мотив, интерес .

В обучении фигурирует особый вид интереса — интерес к познанию, или как его принято называть познавательный интерес. Познавательный интерес — это фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности. О важности освоения учащимися приемов познания говорили многие педагоги и психологи: Белкин Е.Л., Божович Л.И., Коломенских Я.Л., В.А.Сухомлинский и многие другие .

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема дипломного исследования: Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Объект исследования: процесс обучения литературному чтению младших школьников.

Предмет исследования: методы и приемы активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении литературного произведения.

Цель исследования: разработать и апробировать методы активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения литературному чтению.

Гипотеза исследования: если интегрировать уроки литературы с другими предметами из этого цикла, например, музыкой, ИЗО, а также историей, то познавательная активность учащихся на уроках чтения повысится.

Задачи исследования:

. Раскрыть сущность понятия познавательная деятельность.

. Рассмотреть приемы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, выступающих как условие успешности обучения.

. Изучить задачи курса литературного чтения по новым стандартам ФГОС.

. Апробировать интегрированное обучение как способ активизации познавательной деятельности младших школьников.

Методы исследования:

) анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;

) анализ учебных планов и программ по литературному чтению;

) изучение опыта работы учителей начальных классов;

) наблюдение за деятельностью учащихся на уроках литературного чтения, русского языка и музыки.

Практическая значимость работы заключается в разработке уроков литературного чтения в 3 классе по системам Школа России, Классическая начальная школа во взаимосвязи с уроками истории, ИЗО, музыки.

Дипломная работа определяется возможностью использования учителями или родителями, учебно-методических рекомендаций по активизации познавательной деятельности младших школьников, на уроках литературного чтения.

База исследования: МБОУ СОШ №5 г. Стерлитамака.

Апробация работы проводилась на базе этой школы во время двух педпрактик.

Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Добавить комментарий

Закрыть меню