Потребности и их классификация

Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности.
Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека. Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества.
Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.
Потребности человека — основа для его интересов. Интерес — это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого.
Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.

Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности.
Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т. п.
Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т. п.
Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы.
В науке существует и более дробная классификация потребностей человека.
Первичные потребности подразделяются на: 1) биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т.

п.), 2) экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).
Среди вторичных потребностей выделяют: 1) социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу), 2) престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета), 3) духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного).
Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.
Существование нескольких вариантов классификации потребностей обусловлено тем, что все потребности человека тесно связаны между собой и взаимно влияют друг друга. Биологические потребности у человека обретают социальную окраску, социальные потребности стимулируют духовную деятельность и т. д.

Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим.Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени.
В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне — потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше — социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне — потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды — потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).

Естественные потребности человека также называют врожденными, биологическими, физиологическими, материальными, органическими, природными, витальными (от латинского слова vitalis — «жизненный»).
По своей сути это потребности в условиях существования, необходимых для жизни, развития и воспроизводства организма. Неудовлетворение потребностей такого рода может привести к смерти.
В основе естественных потребностей лежат биологические инстинкты, присущие человеку как живому существу: пищевой инстинкт, инстинкты самосохранения и продолжения рода. К числу естественных потребностей относятся потребности в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, биологическом воспроизводстве людей, в возможности сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, свою семью и жилище.
Удовлетворению этих потребностей служит хозяйственная деятельность человека, создание материальных благ, благоустройство бытовой стороны жизни.

Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу (без этого формирование личности невозможно).
К социальным потребностям относят потребности человека в трудовой деятельности, социальной активности, разнообразных контактах с другими людьми, признании его успехов и достижений. Удовлетворить эти потребности могут только явления общественной жизни.
Социальные потребности, в свою очередь, подразделяются на три категории.
1. Потребности для себя — это потребности в самоидентификации, самоутверждении в обществе, обретении власти, авторитета, признания.
2. Потребности для других выражаются в разных формах альтруизма: родительская любовь, дружеская преданность, защита близких, помощь слабым.
3. Потребности коллективного характера основаны на общих для человеческого коллектива нуждах: потребность в социальном мире, справедливости, свободе, безопасности, ограничении внешней агрессии.

Идеальные (или духовные, культурные) потребности человека — это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире.
Основа идеальных потребностей человека — стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений.
В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самоактуализация человека — осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Профессиональное становление — один из результатов самореализации. Для общества самореализация индивидов означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т. д.

Потребности, их суть и классификация

Выдающиеся мыслители, политологи, экономисты прошлого и современности видели в потребностях выражение природы человека, относили их к ключевым экономическим категориям.

Потребности – это внутренние мотивы (стимулы) функционирования общественного производства. Посредством их обеспечивается взаимосвязь производства и потребления в пределах определенной совокупности социально-экономических отношений.

Потребности побуждают к эффективному использованию имеющихся ресурсов для достижения конкретных целей.

Потребности – это категория, отражающая отношение людей к условиям их жизнедеятельности. Они порождаются определенными общественными отношениями и отражают эти отношения. Поэтому потребности – это категория, отражающая отношения между людьми в процессе производства и использования произведенных благ и услуг.

Экономические потребности – это отношение людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, которое характеризуется ощущением недостатка благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение.

Потребности можно классифицировать по объектам и субъектам:

По субъектам:

а) индивидуальные, коллективные, общественные (потребности в еде, одежде, жилье; потребности трудового коллектива в квалифицированном руководстве, благоприятном психологическом климате, нормальных условиях труда; общественные – снижение уровня инфляции и безработицы, экономический рост…)

б) потребности домохозяйств, предприятий, государства как субъектов экономики (домохозяйств — в лучших товарах по низким ценам; предприятий — в повышении конкурентоспособности продукции, снижении затрат, увеличении прибыли; государства – в увеличении поступлений в бюджет…)

По объектам:

а) физиологические (в пище, одежде, жилье) – порождены существованием человека как биологического существа; социальные (в общении, информации, образовании) – возникают у человека как социального существа.

б) материальные – потребности в материальных благах и услугах; духовные – в творчестве, самовыражении, самосовершенствовании.

в) первоочередные – удовлетворяются предметами первой необходимости; непервоочередные (второстепенные) – удовлетворяются предметами роскоши.

По Маслову – иерархия потребностей в соответствии с их весомостью:

По степени реализации:

Абсолютные потребности – возникли и выявлены при данном уровне развития науки, техники, производства.

Действительные – могут быть реализованы при достигнутом уровне науки, техники, производства в стране.

Платежеспособные – которые человек может удовлетворить при соответствующем соотношении уровня дохода и цен.

Потребности имеют исторический характер, зависят от культурного уровня страны, экономических, национальных, религиозных, геграфических, климатических и др. особенностей.

Потребности и их классификация

Экономические потребности – это внутренние стимулы, побуждающие общественное производство необходимых товаров, работ и услуг. Потребности побуждают использовать имеющиеся в распоряжении полезные ресурсы максимально эффективно. Экономические потребности также показывают отношение людей к условиям их деятельности. Они показывают и отношения, которые возникают между людьми в процессе распределения и производства необходимых экономических благ.

Классификация экономических потребностей:

По субъектам:

· Личные (индивидуальные), коллективные, общественные (пища, жильё, одежда, социальные потребности в разумном руководителе, положительном психологическом климате, хороших условиях трудовой деятельности, признании в коллективе. Экономические потребности общества – это экономический рост, благоприятный экономический климат в стране, отсутствие инфляции, дефицита, безработицы;

· Потребности предприятий, домашних хозяйств, государств, которые являются экономическими субъектами (потребность в качественных товарах, работах и услугах по низким ценам, повышении конкурентоспособности продукции, снижении затрат, максимализации прибыли, увеличению поступлений в государственный бюджет и т.д.)

По объектам:

· Физиологические – обусловлены тем, что человек является биологическим существом, которому необходимо поддерживать свою жизнедеятельность;

· Социальные – потребности в информации, общении, образовании, признании заслуг обществом;

· Материальные – это потребности в услугах и благах, имеющих материальную форму;

· Духовные – потребности в творчестве, самосовершенствовании, развитии таланта;

· Первоочередные – те, что могут удовлетвориться предметами первой необходимости;

· Второстепенные – те, что удовлетворяются с помощью предметов роскоши;

Наиболее наглядно экономические потребности общества и их иерархия в жизни каждого человека изображена в пирамиде Маслоу. Экономические потребности здесь расположены следующим образом (сверху вниз от менее важных к основным):

· Самореализация

· Уважение, признание социумом

· Социальные (любовь, дружба и т.д.)

· Безопасность и чувство защищенности

· Физиологические

Данная классификация на сегодняшний день являеться самой универсальной, так как она исходит в большейстепени из биологических потребностей вида, и не так подвержена влиянию культуры и других признаков, отличающих людей.

Экономические потребности: классификация по степени возможности их реализации:

Абсолютные – возникают и выявляются при текущем уровне развитии техники и науки (например, спрос на мобильные телефоны был невозможен еще несколько десятилетий назад по причине отсутствия технической возможности);

Действительные – могут быть реализованы при текущем уровне науки и производства;

Платежеспособные – те, которые человек в состоянии удовлетворить с помощью своего дохода. Именно эти потребности больше всего интересуют производителей.

Но и это еще не все. Очень многие общественные потребности также складываются исторически, они очень сильно зависят от культурных и религиозных особенностей, а также от климата, географических условий, пола, возраста и других особенностей. Так, потребности людей, населяющих разные страны, скажем, жителей Швеции и Австралии или исповедующих разную религию могут коренным образом различаться между собой.

Важная черта потребностей – они никогда не могут быть полностью удовлетворены, тогда как возможности для их удовлетворения ограничены имеющимися ресурсами. Ведь человек так устроен, что его желания обычно превышают возможности по производству товаров, их утоляющих. На этом основании был даже сформирован закон возвышения потребностей, который говорит, что они увеличиваются быстрее производства товаров. Еще в позапрошлом веке была отмечена закономерность Энгеля, которая гласит, что с ростом благосостояния уменьшается доля затрат, связанных с продуктами первой необходимости. Иными словами, лишь самая малая часть дохода уходит на продовольствие, тогда как основные траты приходятся на предметы роскоши.

Блага и их классификация

Благо — это предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

В экономической литературе есть и другие определения блага. А.Маршалл, например, под благом понимал все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. В этом определении блага ограничиваются лишь вещами, предметами.

Классификация благ отличается большим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критериев классификации.

1. С точки зрения ограниченности благ по отношению к потребностям блага делятся на экономические и неэкономические.

Экономические блага – те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Отметим, что с экономическим благом связана проблема редкости благ, обуславливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ.

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

2. С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные.

Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время. Материальные блага включают:

— естественные дары природы (земля, воздух, климат);

— продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.).

Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д. Нематериальные блага включают:

— внутренние блага — даны человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос — пение, декламация; музыкальный слух — музицирование; способность к научной работе и т.д.);

— внешние блага — это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи и т.д.).

3. В зависимости от длительности использования, блага делятся на долговременные и недолговременные.

Долговременные блага предполагают многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, оборудование и т.д.), недолговременные — исчезают в процессе разового потребления (спички, хлеб, мясо, топливо, сырье и т.д.)

4. С точки зрения потребления благ их подразделяют на потребительские и производственные. Иногда они называются предметами потребления и средствами производства.

Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям.

Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.

Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.

Общественные блага неделимы и принадлежат обществу, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.

6. Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

Взаимозаменяемые блага (субституты) — удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (мясо и рыба, масло и маргарин, чай и кофе, хозяйственное мыло и стиральный порошок и т.д.).

Взаимодополняемые блага (комплементы) — дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль и бензин, стол и стул, ручка и бумага).

7. Экономические блага делятся на нормальные и низшие.

К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.

Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (картофель и хлеб).

Благом также является услуга. Услуга – это целесообразная деятельность человека, результатом которой является полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Специфика услуги заключается в том, что она не имеет вещественной формы, но она представляет собой полезный эффект деятельности, живого труда, услугу нельзя накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства.

Стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, а также зависит от их редкости, интенсивности их потребления, количества благ. При этом предполагают, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей.

Понятие потребностей, их классификация

Потребность – это нужда в материальных и духовных благах, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в тот или иной исторический период

Потребность выступает внутренним побудителем активности человека, она побуждает его к действию.

Потребность выступает мерой потребительной стоимости товаров, их полезности.

Потребности формируются и изменяются под действием ряда факторов: социальных, экономических, демографических, научно-технических, культурных и др.

Потребность выступает связующим звеном между потребителем и товаром, образуя систему «потребность – товар – рынок — потребитель».

Функции:

— служит на рынке связующим звеном между потребителем и товаром

— формирует покупательское поведение потребителя

— выступает мерой потребительной стоимости товара.

Классификация потребностей.

1) среда происхождения

— физические (потребность в пище, отдыхе)

— духовные (творчества, познание окружающего мира)

-социальные (участие в благотворительных организациях, партиях)

2) уровень возникновения

— личные , общественные

3) количественная определенность

— абсолютные – вне зависимости от ситуации мы осознаём их наличие у окружающих

— действительные —

— платежеспособные

4) степень настоятельности

— повседневные, комфортные, перспективные

5) время возникновения

— прошлые, настоящие, будущие

6) степень удовлетворенности

— полностью удовлетворенные

— частично удовлетворенные

— неудовлетворенные

7) степень выраженности

Открытые, скрытые

8) степень значимости (иерархия потребностей Авраама Маслоу – пирамида потребностей)

На нижнем уровне пирамиды расположены наиболее значимые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможен процесс жизнедеятельности человека как живого организма (голод, жажда).

На следующем уровне идут потребности в безопасности и защищенностичеловека от факторов внешней среды, от воздействия которых человек может погибнуть (защита, поддержка).

На третьем уровне находятся социальные потребности где человек проявляет себя как представитель социума, который не может существовать вне его (духовная близость, любовь, дружеское общение).

Далее идет потребность в уважении, на этом уровне человек проявляет себя как личность, стремясь завоевать общественное признание и пробрести соответствующий статус. (признание, статус)

На последнем уровне, ощутив потребность в самоутверждении и самопознании, человек стремиться к саморазвитию и самореализации через свою индивидуальность — в самоутверждении

Маслоу утверждает, что потребность более высокого порядка может быть удовлетворена только тогда, когда удовлетворена потребность более низкого порядка

2. Понятие сегментации. Цели сегментации.

Сегментирование рынка — это процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах и поведении.

Цель сегментации – максимальное удовлетворение потребителя.

Проводя сегментирование рынка, продавец обеспечивает адресность предлагаемых им товаров, реализуя тем самым основное исходное условие использования маркетинга — учет реальных нужд и потребностей конкретных потребителей.

Отбор целевых рынков состоит из четырех этапов:

1) замеры и прогнозирование спроса (выявляются все аналогичные товары уже продающиеся на рынке, оценивается их общий объём продаж, рассчитывается ёмкость рынка т.е. максимальное количество товаров, которое может быть продано на этом рынке);

2) сегментирование рынка. Объектами сегментации рынка сбыта являются: группы потребителей; группы продуктов (товаров, услуг); предприятия (конкуренты);

Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.

Сегментация рынка по группам потребителей- это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.

Сегментация рынка по группам продуктов — это производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта (товара, услуг).

Сегментация по предприятиям (конкурентам) — это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок.

3) отбор целевых сегментов – сегмент рынка, на котором нет конкурентов, называют «рыночным окном».

Для того чтобы из имеющихся сегментов выбрать самый лучший для производителя их оценивают по критериям (ёмкость рынка, прибыльность сегмента, устойчивость рынка, каналы сбыта продукции, оценка опыта работы персонала предприятия на выбранном сегменте рынка, защищённость, выбранного сегмента от конкуренции – по этим критериям производитель выбирает для себя целевые сегменты, т.е. наиболее привлекательные, а совокупность целевых сегментов называются целевым рынком;

4)позиционирование товара на рынке.

Разбивка рынка на конкретные группы потребителей в практике маркетинга осуществляется в соответствии с определенными критериями – признаками сегментации. (Признак- это способ выделения данного сегмента на рынке).

1) географические

— административное деление по областям

— место жительства и плотность населения

— численность населения (для городов)

2) демографические

— возраст, пол, размер семьи, этапы жизненного цикла семьи

3) социально-экономические

— род деятельности, уровень образования, уровень доходов, религиозные убеждения, национальность, социальный класс

4) психографические (информация об интересах, мнениях людей)

— норма потребления, независимость характера, консерватизм

— стремление к власти, честолюбие

5) поведенческие

— интенсивность потребления, статус пользователя, степень нуждаемости в товаре

— степень приверженности, отношение к товару, мнение о товаре

— повод для совершения покупки, степень готовности купить и др.

Сегментация рынка служит основой для выбора целевых сегментов, на которые собирается выйти фирма со своим товаром, и осуществления позиционирования товара на рынке.

При выборе целевых сегментов фирме необходимо принять два основных решения: сколько сегментов рынка следует охватить и как определить самые выгодные сегменты.

Три стратегии охвата рынка:

1) недифференцированный маркетинг – предполагает, что компания разрабатывает единый комплекс маркетинга для всего рынка сразу, пренебрегая различиями между его составляющими сегментами. Фирма разрабатывает товар и маркетинговую программу, рассчитанные на привлечение как можно большего числа покупателей. Достоинство – стандартизация комплексов маркетинга и экономичность. Недостаток – возможность усиления конкуренции, если к данной стратегии прибегают несколько фирм, предлагающие схожие товары одновременно.

2) дифференцированный маркетинг – реализуются в том случае, если фирма принимает решение о выходе на несколько сегментов и разрабатывает для каждого из них отдельный комплекс маркетинга. Это способствует более глубокому проникновению и прочному закреплению на осваиваемых сегментах. Однако данная стратегия требует очень больших затрат.

3) концентрированный маркетинг – используют фирмы с ограниченными ресурсами, при этом разрабатывают комплекс маркетинга для единственного рыночного сегмента. Достоинство – обеспечение прочной рыночной позиции на выбранном сегменте за счет наилучшей осведомленности о нуждах и потребностях его членов, значительная экономия средств. Недостаток – повышенный риск, связанный с возможностью провала фирмы на данном сегменте.

Классификация и виды потребностей.

К человеческим потребностям относятся его витальные нужды и устремления (от «вита»- жизнь)

необходимость в пище, воде, сне, телесных контактах, чувстве безопасности, продолжении рода.

Социальные потребности: эмоциональные контакты, необходимость принадлежать к группе других людей, обладать определенным статусом, лидировать или подчиняться.

Экзистенциальные побуждения: творить, чувствовать.

У большинства эти потребности находятся в сочетании. Но даже простая потребность у человека и животного отличаются.

Одной из самых важных человеческих потребностей является потребность в труде.

Наиболее известна теория иерархии потребностей А. Маслоу. Он выдвинул гипотезу, что потребности каждого человека объединены в пять групп:

ü Основные физиологические потребности

ü Потребности в безопасности (защите)

ü Социальные потребности (в любви, причастности)

ü Престижные потребности (в признании, результатах)

ü Самосовершенствование (духовные потребности)

Основным вкладом теории Маслоу является демонстрация того, что в каждый момент времени поведение человека детерминировано какими-нибудь доминирующими потребностями.

Теория К. Альдерфера– несколько переработал иерархию потребностей Маслоу, предложив выделить три основные группы потребностей: базовые, в уважении, самосовершенствования.

В отличие от Маслоу, Альдерфер отрицал иерархическое строение и необходимость их строго последовательного удовлетворения.

Различия в образовании, воспитании, культурных корнях – все это может оказывать влияние на приоритетность той или иной группы потребностей.

Потребности в безопасности:иметь надежную опеку, защищенным в случае болезни; быть защищенным

Потребность в общении – Л.С. Выготский считает, что начиная с первых дней жизни, у ребенка имеются те объективные условия развития, которые создают необходимые предпосылки для возникновения социальной как по своему содержанию, так и по происхождению потребности в общении, которая составляет основу и движущую силу всего дальнейшего психического развития.

Потребность в реализации притязаний –необходимость в оценке результатов своей деятельности и личных достижений.

Потребности в аффилиации:нравиться другим людям; быть с дружелюбными и понимающими людьми; избегать межличностных конфликтов.

Потребности в уважении:чувствовать уважение со стороны взрослых и других детей; получать похвалу со стороны взрослых и других детей; иметь высокий статус и авторитет в детском обществе.

Потребности в независимости и самостоятельности: быть свободным от опеки и жесткого контроля; не ощущать жесткой моральной зависимости.

Потребности достижения: делать что-то лучше других; успешно справиться с новыми обязанностями, достичь значительных высот в определенной области.

Потребность во впечатлениях:Л.С.Выготский утверждал, что акт рождения ребенка кладет конец биологическому типу его существования и представляет собой качественный переход к новому типу развития- социальному. Она наблюдается приблизительно на 3-5 неделе жизни ребенка. Она выражается в появлении у детей зрительного сосредоточения, которое в свое время изменяет все их поведение и характер их эмоциональных переживаний.

Активность каждой человеческой личности имеют свою направленность. Мотив — побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 368 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Закрыть меню