Потребкооперация в России

Потребительская кооперация в современной России

В результате проведённого исследования по теме: «Потребительская кооперация в современной России» можно сделать ряд выводов:

Для осуществления контроля за соблюдением устава, за деятельностью органов управления, проверки отчетности и проведения ревизий общее собрание потребительского общества избирает ревизионную комиссию в составе 3-х и более человек.

Члены ревизионной комиссии не могут быть ни членами совета общества, ни членами правления общества, а также супругами родственниками по отношению к членам совета и членам правления общества. Выборы ревизионной комиссии общества проводятся один раз в 5 лет. Ревизионная комиссия потребительского общества руководствуется в своей деятельности Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», уставом общества и положением о ней, утвержденным общим собранием общества. В случае обнаружения существенных нарушений или злоупотреблений в деятельности общества, ревизионная комиссия общества вправе потребовать созыва общего собрания потребительского общества.

Система потребительской кооперации представляет собой многоуровневую структуру, состоящую из потребительских обществ и их союзов. Организационное построение системы потребительской кооперации постоянно совершенствуется. Следует отметить, что потребительские общества не всех субъектов России входят в систему Центросоюза. В тоже время система потребительской кооперации Центросоюза — крупная система, членами которой являются более 3 тысяч потребительских обществ.

Реализация прав и обязанностей пайщиков потребительского общества способствует укреплению демократии, повышению эффективности социально-экономической деятельности и выполнению социальной миссии потребительской кооперации.

Пайщики являются социальной основой и потребительских обществ, и потребительских союзов, а значит и всей системы потребительской кооперации.

Потребительская кооперация — это наиболее демократичная самоуправляющаяся организация, где социальная миссия подчиняет хозяйственную деятельность интересам пайщиков и слабозащищенных слоев населения.

Потребительское общество — это социальное, экономическое, техническое и ориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачи по удовлетворению спроса населения, его социально — экономической поддержки на основе самостоятельных решений и ответственности за риск.

Продвижение потребительской кооперации в рыночную экономику проходит болезненно и противоречиво. В то же время предпосылки и потенциальные возможности системы позволяют организациям потребительской кооперации адаптироваться к новым общественным отношениям.

И в советский период, и в условиях современной рыночной экономики потребительская кооперация была и остается крупной многоотраслевой хозяйственной системой, выполняющей свою социальную миссию по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения, в основном сельского.

Развитие законодательства, регулирующего сферу экономики, способствовало формированию правовых основ деятельности кооперативов и их объединений как равноправных юридических лиц в рыночной экономике.

Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» регулирует правовые отношения непосредственно потребительских обществ и их союзов, действующих в единой системе — системе потребительской кооперации.

Качественно разработанные уставы потребительских обществ и потребительских союзов закрепляют правовое положение каждой организации.

Правительство содействует развитию потребительской кооперации и укреплению ее правового положения.

Список использованных источников

1. Бернвальд А.Р., Цихотский А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике. — Новосибирск: ВО «Наука», 1993.-168с.

2. Бланк Г.Я. Основы теории и истории потребительской кооперации. — М: Центросоюз, 1963.-220с.

3. Бондаренко Н.В., Кущетов Р.М., Кочкарова З.Р. История и теория кооперации: Учебник для студентов кооперативных вузов. / Под общ. ред. Кущетова Р.М. Ставрополь: Ставропольский кооперативный институт, 1998-312с.

4. Буздалов И.Н. Возрождение кооперации — М Экономика, 1990

5. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России Учебное пособие—М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1998. Ч. 1, 2.

6. Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 24.01.1994 г. №24.

7. Газеты: «Российская газета», «Торговая газета», «Российская кооперация», «Сибирская кооперация».

8. Глушецкий А. А. Кооперация: роль в современной экономике — М.: Профиздат, 1991

9. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1): от 30.11.1994г. № 51 — ФЗ.

10. Генеральная ассамблея Международного кооперативного альянса/ Перевод с англ. — Белгород: «Кооперативное образование», 2005.-137с.

11. Ермаков В.Ф., Киселева Г.В., Балашов А.И. и др. Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации России. — М.: Издательский дом Центросоюза, 2001.

12. Журналы: «Вопросы экономики», «Современная торговля», «Вестник кооперации», «Вестник Московского университета», «Экономист», «Экономическое возрождение России».

13. Исаенко Е.В. Стратегия устойчивого развития розничной торговли потребительской кооперации. — Белгород: Кооперативное образование, 2002.

14. Климов А.П. Потребительская кооперация в системе развитого социализма — М Экономика, 1980

15. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Введена в действие с 25 декабря 1993г.

16. Материалы Международного кооперативного альянса.

17. Материалы Международной организации труда о кооперации.

18. О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 16.02.1992 г. №144.

19. О кооперации в Российской Федерации: Федеральный закон. (Проект) — Вестник кооперации, апрель 2007, с. 115-159.

20. О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами: Постановление Правительства РФ от 24.06.1996 г. № 730.

21. О повышении роли потребительской кооперации в обеспечение населения продовольствием: Постановление Правительства РФ от 07.01.1999 г. № 24.

22. О потребительской кооперации в Российской Федерации: Федеральный закон от 19.06.1992 г. № 3085-1-ФЗ. Доп. и изменения 1997, 2000, 2002гг.

23. Положение о Европейском кооперативном обществе (ЕКО): Принято Советом Европейского Союза в Брюсселе 22 мая 2002 г.

24. Положение о кооперативных товариществах и их союзах (первый кооперативный закон России, 1917 г.)

25. Теплов В.И. Совершенствование организационных структур управления в системе потребительской кооперации: Учебное пособие. — Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное движение», 1998. — 109с.

26. Теплова Л.Е., Исаенко Е.В. Кооперация России в условиях экономической реформы: Учебное пособие. — Ставрополь: «Ставкоопснаб», 1994.-249с.

Приложение

Приложение 1

Преобразование райпотребсоюзов и их потребительских обществ в райпо

Приложение 2

Схема трехуровневого организационного построения потребительской кооперации Российской Федерации

Приложение 3. Организационная структура потребительской кооперации Российской Федерации на 01.01.2007г.

Наименование потребсоюзов

Потребительские общества (без районных и городских)

Городские потребительские общества

Школьные и студенческие потребительские общества

Потребительские общества, созданные на базе предприятий потребкооперации

Районные потребительские общества

Итого потребительских обществ

Районные и окружные потребсоюзы

По системе Центросоюза

По потребсоюзам

Адыгейский

Астраханский

Белгородский

Воронежский

Дагестанский

Кабардино-Балкарский

Калмыцкий

Карачаево-Черкесский

Краснодарский

Курский

Липецкий

Орловский

Ростовский

Северо-Осетинский

Ставропольский

Тамбовский

Приложение 4

Динамика численности пайщиков потребительской кооперации за 1990-2006 годы.

Наименование потребсоюзов

На 01.01.1991

На 01.01.1998

На 01.01.2000

На 01.01.2006

На 01.01.2007

По системе Центросоюза

22776,4

13753,6

11849,5

7465,4

7025,5

По потребсоюзам

Адыгейский

124,7

83,8

81,1

2158,8

2024,8

Астраханский

279,2

114,0

107,9

94,5

94,3

Белгородский

428,2

210,5

186,3

71,4

71,4

Воронежский

593,5

279,6

265,9

155,2

127,3

Дагестанский

415,2

725,9

726,3

727,6

727,8

Кабардино-Балкарский

201,5

65,2

62,5

38,5

36,9

Калмыцкий

107,8

55,3

51,7

42,0

41,9

Карачаево-Черкесский

148,8

152,1

119,7

50,3

50,3

Краснодарский

1428,8

865,4

624,9

557,1

494,0

Курский

360,4

162,6

139,6

104,5

95,6

Липецкий

239,8

83,0

78,0

63,0

63,0

Орловский

130,6

182,7

136,7

123,8

110,0

Ростовский

828,1

356,3

322,4

142,1

98,0

Северо-Осетинский

112,9

322,1

322,1

301,0

298,1

Ставропольский

730,6

341,9

281,0

104,9

94,6

Тамбовский

330,9

316,0

275,8

169,7

167,7

Размещено на Allbest

МОСКО́ВСКИЙ СОЮ́З ПОТРЕБИ́ТЕЛЬ­СКИХ О́БЩЕСТВ (МСПО) — пер­вый ко­опе­ра­тив­ный со­юз в Рос­сии, все­российский центр по­тре­бительской коо­пе­ра­ции.

Об­ра­зо­ван в Мо­ск­ве в 1898 году по по­ру­че­нию 18 коо­пе­ра­тив­ных об­ществ (6 го­род­ских, 6 фаб­рич­но-за­во­дских, 2 же­лез­но­до­рож­ных, 3 офи­цер­ских, 1 сель­ско­го).

В со­став МСПО вхо­ди­ло 131 об­ще­ст­во в 1903 году, 546 в начале 1911 года, 1016 в начале 1914 года, 3167 об­ществ и объ­е­ди­не­ний к началу 1917 года (в том числе 2076 сель­ских, 471 го­род­ское, 251 фаб­рич­но-за­во­дское и же­лез­но­до­рож­ное, а так­же 154 ме­ст­ных ко­опе­ра­тив­ных сою­за).

В 1903 году союз вступил в Меж­ду­народный кооперативный альянс (основан в Лондоне в 1895 году).

К концу 1916 года МСПО объ­е­ди­нял 13,5% всех по­тре­бительских об­ществ и около 11% всех уча­ст­ни­ков дви­же­ния по­тре­би­те­лей.

Сою­зом ру­ко­во­ди­ло со­б­ра­ние упол­но­мо­чен­ных об­ществ (по 3 человек от об­ще­ст­ва), ка­ж­дый из ко­то­рых имел один го­лос. Ис­пол­нительный ор­ган — бю­ро МСПО. Пер­во­на­чаль­но союз вы­пол­нял ко­мис­си­он­но-по­сред­нические функ­ции, объ­е­ди­няя за­ка­зы коо­пе­ра­тив­ных об­ществ и до­би­ва­ясь вы­год­ных ус­ло­вий по­став­ки им то­ва­ров. За­тем так­же про­из­во­дил круп­ные тор­го­во-оп­то­вые опе­ра­ции, ко­то­рые ста­ли воз­мож­ны с уве­ли­че­ни­ем собственного ка­пи­та­ла сою­за и от­кры­ти­ем оп­то­во­го скла­да в Мо­ск­ве (1907 год); в го­ды Первой ми­ро­вой вой­ны со­юз вы­пол­нял рас­пре­де­лительные функ­ции.

МСПО имел по­сто­ян­но дей­ст­вую­щие ре­гио­наль­ные пред­ста­ви­тель­ст­ва (аген­ту­ры) в Тве­ри (от­кры­то в 1907 год), Рос­то­ве-на-До­ну, Кие­ве и Бе­лой Церк­ви (1911 год), Одес­се (1913 год), а так­же по­сто­ян­ный за­ку­поч­ный пункт хлеб­ных то­ва­ров в Ры­бин­ске (1913 год). В 1913 году МСПО на­чал раз­ви­вать собственное про­из­вод­ст­во. С 1916 года союз вы­сту­пал по­сред­ни­ком на российском и иностранном рын­ках для Ко­мис­сии си­бир­ских коо­пе­ра­ти­вов по за­куп­кам и сбы­ту (За­куп­сбыт).

В Первую ми­ро­вую вой­ну МСПО уча­ст­во­вал в обес­пе­че­нии про­до­воль­ст­ви­ем, бы­то­вы­ми то­ва­ра­ми и об­мун­ди­ро­ва­ни­ем на­се­ле­ния и ар­мии, его пред­при­ятия вы­пол­ня­ли за­ка­зы по­тре­бительских коо­пе­ра­ти­вов и других об­щественных ор­га­ни­за­ций, ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния (к 1916 году треть обо­ро­тов МСПО при­хо­ди­лась на до­лю коо­пе­ра­тив­ных ор­га­ни­за­ций, не при­над­ле­жав­ших к сою­зу).

Обо­ро­ты сою­за со­ста­ви­ли свыше 10,2 млн. рублей в 1914 году(68% — обо­ро­ты центральные кон­то­ры, 32% — ре­гио­наль­ных от­де­ле­ний), свыше 86,6 млн. рублей в 1916 году.

МСПО вы­сту­пил ини­циа­то­ром и до­бил­ся раз­ре­ше­ния на про­ве­де­ние пер­во­го все­российского коо­пе­ра­тив­но­го съез­да (Мо­ск­ва, 1908 год). За­ни­мал­ся про­све­ти­тель­но-про­па­ган­ди­ст­ской дея­тель­но­стью, по­мо­гая ко­опе­ра­тив­ным ор­га­ни­за­ци­ям ос­ваи­вать на прак­ти­ке пра­ви­ла ве­де­ния дел, спо­соб­ст­вуя осоз­на­нию ими со­ли­дар­но­сти ин­те­ре­сов и вклю­чая их в еди­ное коо­пе­ра­тив­ное дви­же­ние. Яв­лял­ся круп­ней­шим из­да­тель­ским цен­тром российской коо­пе­ра­ции.

Вы­пус­кал жур­на­лы «Со­юз по­тре­би­те­лей» (с 1903 года; про­па­ган­ди­ро­вал роч­дель­ские прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции и дея­тель­но­сти об­ществ; в 1911-1917 годы вы­хо­дил с при­ло­же­ни­ем «Тор­го­вый от­дел»), «Объ­е­ди­не­ние» (с 1911 года; ос­ве­щал во­про­сы ра­бо­чей и городской коо­пе­ра­ции; с 1914 года вы­хо­ди­ли рай­он­ные при­ло­же­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ные на круп­ные ре­гио­ны с раз­ви­той коо­пе­ра­тив­ной се­тью), «Об­щее де­ло» (с 1916 года; пред­на­зна­чал­ся для сель­ско­го на­се­ле­ния). Об­щий ти­раж пе­рио­дических из­да­ний сою­за 50,5 тыс.

экземпляров (1916 год).

Со­юз так­же вы­пус­кал лис­тов­ки на различные те­мы коо­пе­ра­ции (в 1911 году — 289 тыс. экземпляров), аги­тационные пла­ка­ты, от­рыв­ные ка­лен­да­ри (с 1912 года; 670 тыс. экемпляров в 1917 году), еже­год­ные «За­пис­ные книж­ки коо­пе­ра­то­ра» (с 1912 года).

С 1913 года про­во­дил кон­кур­сы на из­да­ние по­пу­ляр­ных бро­шюр по ко­опе­ра­ции (16 бро­шюр об­щим ти­ра­жом 540 тыс. экземпляров в 1916 году). Ин­ст­рук­то­ры МСПО ре­гу­ляр­но вы­сту­па­ли в ка­че­ст­ве лек­то­ров-пре­по­да­ва­те­лей на ко­опе­ра­тив­ных кур­сах при Московском городском на­род­ном университете им.

А.Л. Ша­няв­ско­го (с 1910 года), в Ко­ст­ро­ме, Тиф­ли­се, Гжат­ске, Там­бо­ве, Бо­ро­ви­чах, Вет­лу­ге и других го­ро­дах. В 1913 году при сою­зе от­кры­та ко­опе­ра­тив­ная шко­ла. Для обес­пе­че­ния литературой ко­о­пе­ра­тив­ных школ и кур­сов, биб­лио­тек, су­ще­ст­во­вав­ших при коо­пе­ра­ти­вах, МСПО и его Ки­ев­ское, Одес­ское и Рос­тов­ское от­де­ле­ния ор­га­ни­зо­ва­ли книж­ные скла­ды.

Со­юз пуб­ли­ко­вал от­чё­ты по ито­гам опе­ра­ци­он­но­го го­да, сте­но­гра­фические от­чёты, док­ла­ды, ре­зо­лю­ции со­б­ра­ний упол­но­мо­чен­ных, а так­же «Еже­год­ник…» МСПО (выпуски 1-4, 1911-1916 годы).

По­сле Февральской ре­во­лю­ции 1917 года пре­об­ра­зо­ван во Все­российский центральный со­юз по­тре­бительских об­ществ, или Цен­тро­со­юз.

Пред­се­да­те­ли бю­ро сою­за: Н.П. Гиб­нер (1898-1906 годы), С.А. Каб­лу­ков (1906-1912 годы), Д.С. Ко­ро­бов (1912-1917 годы).

Поиск Лекций

V5: Потребительская кооперация Российской Федерации и тенденции ее развития

S: Современные кооперативные принципы

-: сотрудничество на местном уровне

-: сотрудничество на национальном уровне

-: сотрудничество на международном уровне

+: все верно

-: все неверно

S: Общее собрание пайщиков собирается обычно

-: один раз в два года

-: ежеквартально

+: не реже одного раза в год

S: Кооператив – это

-: акционерное общество

-: фермерский союз

+: союз физических лиц

S: Какое общество возникло в Англии в 1844 году

-: Скандинавское потребобщество

+: Рочдельское потребобщество

-: английское потребобщество

S: В каком году в России появился рабочий кооператив

-: 1873

+: 1864

-: 1865

S: Предпринимательство – это

-: Инновационная деятельность

-: Коллективная деятельность

+: инициативная деятельность

S: Кто сформулировал рекомендации для начинающих бизнесменов-предпринимателей

+: Г.Кэссон

-: Л.Гибнер

-: Ю.Томас

S: Где состоялся первый учредительный международный кооперативный конгресс

-: Дания

-: Италия

+: Лондон

S: Сколько национальных и региональных кооперативных организаций объединяет МКА в настоящее время

+: 230

-: 250

-: 260

S: В … МКА определено следующее: «содействовать развитию мирового кооперативного движения, пропагандировать, поощрять устойчивое развитие человечества»

+: Уставе

-: Соглашении

-: Кодексе

S: Кто является главным представителем МКА

-: Председатель

+: Президент

-: Генеральный директор

S: Что, как известно, основывается на вере человека в собственные возможности и исходит из того, что каждый сам способен осознать свои потребности и сможет их реализовать при условии наличия свободы действий

-: Потребительская кооперация

+: Рыночная экономика

-: Административная система

S: Что такое дисфункция

+: Неблагоприятные последствия

-: Осознаваемые последствия

-: Благоприятные последствия

S: В каком году структура импорта потребительской кооперации потерпела значительные изменения

-: 1999

-: 1980

+: 1990

S: Что является одним из традиционных видов кооперативной деятельности, решающим задачи увеличения товарных ресурсов и организации товарообмена в сельской местности

-: Торговля

+: Заготовка

-: Промышленность

S: От чего зависит уровень торгового обслуживания населения

+: Слаженной работы

-: Самого населения

-: Качества продукции

S: Как назывался журнал, издаваемый до 1930 года

+: «вестник кооперации»

-: «современник»

-: «союз потребителей»

S: Кооперативное … – это прежде всего специальные законодательные акты о кооперации

-: Устав

+: Законодательство

-: Общество

S: Что является источником формирования имущества потребительского общества

-: Акции

-: Облигации

+: Паевые взносы

S: Высший орган управления союза потребительских обществ – это:

-: Президент

-: Председатель

+: Общее собрание пайщиков

S: Кто является автором следующего высказывания: «в кооперации капитал – слуга, а не хозяин»

-: Р.Хайруллин

+: А.Чаянов

-: Л.Лаппо

S: Назовите немецкого профессора, теоретика международного кооперативного движения

+: Г.Мюнкнер

-: М.Бах

-: Р.Себастьян

S: В каких годах потребительский кооператив окончательно включается в систему централизованного планируемого народного хозяйства страны

+: 1930–1985

-: 1985–1990

-: 1930–1948

S: Какой закон был принят в 1988 году

-: «О потребительской кооперации»

-: «О кооперации в РФ»

+: «О кооперации в СССР»

S: Кто является автором книги «Потребительская кооперация республики Татарстан»

+: Р.Хайруллин

-: И.Ахметзянов

-: М.Кузнецов

S: Что означают три цвета на эмблеме Татпотребсоюза

+: Триединство

-: Монолитный союз потребительских обществ

-: Ничего

S: Что является одним из важных направлений деятельности потребкооперации

+: Удовлетворение материальных потребностей

-: Формирование рыночных отношений

-: Распространение культуры

S: В каких странах с середины XIX в. стали активно развиваться кооперативы

-: Испания Германия Франция

+: Германия Франция Италия

-: Германия Франция Австрия

S: … – это самая сущность кооперации

+: Демократия

-: Аристократия

-: Охлократия

S: В учебной литературе кооперативный устав нередко называют главным … нормативным документом

-: Основным

-: Масштабным

+: Внутрисистемным

S: Не конкурент кооператоров, а их заинтересованный партнер – это:

-: Партия

+: Государство

-: Пайщик

S: Режим кооперации – режим:

+: экономии

-: избытка

-: перерасхода

S: … – это право на внутреннее управление, обусловленное относительной автономией

+: Самоуправление

-: Самореализация

-: Суверенитет

S: Что является важным условием поддержания надлежащего уровня кооперативной демократии

+: Свободно выражать свое мнение

-: Контролировать деятельность предприятия

S: Важным направлением деятельности потребительской кооперации является

-: Техническое состояние машин

+: Производство товаров

-: Число продавцов

S: Какие причины отрицательно влияют на объем заготовок

+: Недостаток собственных оборотных средств

-: Нехваток рабочих

-: Нехватка машин

S: Кому принадлежит известная фраза: «Кооперация – огромнейшее культурное наследство, которым нужно дорожить и пользоваться»

-: И.Сталин

-: Б.Ельцин

+: В.Ленин

S: Развитием чего было обусловлено возникновение кооперативного движения и кооперативов

-: Социалистического общества

+: Буржуазного общества

-: феодального общества

S: Главный документ, необходимый для организации кооператива, который должен быть подписан не менее чем 3 учредителями

-: положение

-: Договор

+: Устав

S: Кто первым в России научно исследовал крестьянскую кооперацию

+: Н.Чернышевский

-: В.Молотов

-: С.Маслов

S: В каком году был закрыт царскими властями Всероссийский центральный кооперативный комитет

+: 1916 г.

-: 1991 г.

-: 1815 г.

S: Кому принадлежит роман «Путешествие в Икарию» (1840)

-: Август Фабр

-: Абрам Комб

+: Этьен Кабе

S: Что с латинского означает слово «кооператив»

+: сотрудничество

-: совокупность

-: организация

S: В каком веке в развитых западноевропейских странах начали появляться законы о кооперации

+: XIX в.

-: ХХ в.

-: ХVIII в.

S: К каким ценностям относится гимн

-: Социальным

-: Самобытным

+: Духовным

S: Кооперативы не являются … организациями

+: Политическими

-: Социальными

-: Демократическими

S: Двойственна ли природа кооперации

+: Да

-: Нет

S: Сколько процентов доходов потребительского общества может распределиться между пайщиками в виде кооперативных выплат:

-: Не более 10 %

+: Не более 20%

-: Не более 30 %

S: Что является главной целью потребительского общества

-: Привлечение капитала в интересах развития общества

-: Достижение крупного масштаба и устойчивого положения на рынке

+: Удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков

S: Какой из видов кооперативов получил самое широкое распространение в США

+: Кредитный

-: Потребительский

-: Промысловый

S: Характерной чертой какого вида кооператива является обязательное трудовое участие членов на его предприятии

+: «чистый» тип кооператива

-: Кооперативы с элементами акционерной формы

-: Кооперативы смешанного типа

S: Какой вид кооперации обладает наибольшими перспективами развития

-: Кредитная

+: Потребительская

-: Производственная

S: Что является обязательным признаком юридической самостоятельности, систематизированным сводом правил

+: устав

-: кодекс

-: правовой акт

S: Какие основные типы кооперации существуют в России

+: производственные, сельскохозяйственные, потребительские

-: сельскохозяйственные, потребительские, жилищные

-: потребительские, производственные, кредитные

S: Как называется кооператив, который занимается преимущественно продажей товаров народного потребления

+: Потребительский

-: Сельскохозяйственный

-: Промысловый

S: В каком году вступил в силу закон о кооперации в СССР

-: 1987 г.

+: 1988 г.

-: 1999 г.

S: Может ли быть исключен пайщик общим собранием потребительского общества

-: Да

-: Нет

+: В исключительных случаях, да

S: Собственность потребительских обществ характеризуется как

+: Коллективная, групповая собственность

-: Индивидуальная

-: Частично групповая, частично индивидуальная

S: В какой форме может быть внесен паевой взнос

-: Только в денежной форме

-: Наличные деньги, ценные бумаги

+: Денежные средства, ценные бумаги, земля и другим имуществом, имеющим денежную оценку

S: Как называется фонд потребительского общества, который после ликвидации общества передается другому потребительскому обществу

-: Паевой

+: Неделимый

-: Развития

S: В каком году был принят первый закон, касающийся потребительской кооперации

+: 1897 г.

-: 1896 г.

-: 1895 г.

S: Самая сущность кооперации – это

+: Демократия

-: Аристократия

-: Бюрократия

S: Большинство членов потребительской кооперации в России:

+: Женщины

-: Мужчины

-: Молодежь

S: Какому классу населения выгодна кооперация

-: рабочему классу

-: бедняком

-: высшему классу

+: всем

S: в основе современной кооперации лежит

+: частная собственность

-: государственная собственность

-: общественная собственность

S: режимом кооперации является режим

+: экономии

-: растраты

-: нет правильного ответа

S: для кооператоров государство должно быть

+: партнером

-: конкурентом

-: тем и другим

S: кооператив будет полезен, если

+: не приносит чистой прибыли, но увеличивает доходы своих членов

-: дает прибыль, но члены недополучают свой трудовой доход

S: первым кооперативным журналом в России стал

-: «вестник кооперации»

+: «русское потребительное общество»

-: «Сбережения»

S: Кооператорам нужны прежде всего

-: Деньги

-: Знания

+: Деньги и знания

S: На какой срок создаются потребительские общества

-: 30 лет

-: 40 лет

+: Неопределенный срок

S: Что является органом управления и контроля деятельности общества

+: Собрание пайщиков

-: Учредительное собрание

-: Председатель правления

Оборот Центросоюза за 1922 — 1923 гг. составил 38 млн. червонных рублей, а его контор и отделений ( по неполным данным) — ещё 44 млн. рублей. В 1924 г. он возрос до 150 млн. руб., что говорит о преодолении кризиса сбыта и восстановления хозяйственного значения Центросоюза.

Второй кризис потребительской кооперации и его преодоление.

На 1 октября 1923 г. 19224 потребительских общества объединили 5,26 млн. человек и располагали 26660 магазинами и лавками.

И всё — таки после проигрыша в конкуренции с частной торговлей в начале нэпа. Центросоюз и потребкооперация пережили второй кризис. Его причиной явились «ножницы цен» — большое расхождение цен на промышленные и сельскохозяйственные товары — весной 1923 г. Основная масса крестьян предпочитала ничего не продавать и воздерживалась от покупки промышленных товаров. Организации потребительской кооперации же, напротив, готовясь к закупке сельхозпродукции нового урожая, накопили большое количество фабрично — заводских товаров, которые не удавалось реализовать.

1923 — 1924 гг. Центросоюз и правительство приняли меры по укреплению положения потребительской кооперации. Проведена перерегистрация членов, в результате чего увеличился приток паевых взносов и активность пайщиков в работе кооперации.

Перегруппирована союзная сеть: вместо отделений и контор Центросоюза созданы, в соответствии с новым экономическим и административным районированием страны, краевые и областные союзы; вместо райотделений утверждены райсоюзы. Началось изживание «главкизма», т. е. излишне высокой степени централизации в управлении, в распределении товарных, денежных и других ресурсов. Потребительские общества мало сотрудничали с местным рынком, а Центросоюз не придавал значения самостоятельности низовой сети кооперативных организаций, в силу чего сдерживалось развитие самостоятельности и инициативы первичных кооперативных организаций. Потребитель был очень слабо привязан к кооперации, а Центросоюз выступал «всероссийской многолавкой» — через свои конторы пытался снабдить население всем необходимым.

В 1924 г. Центросоюз акцентировал внимание на минимальном ассортименте товаров первой необходимости. Ранее он закупал весь ассортимент промышленных товаров — около 2000 видов: дрова, ткани шёлковые, мельхиоровые блюда, подушки, вина, парфюмерию, кирпич — словом, множество всякой всячины без учёта спроса. Понятно, что большая часть этих товаров не нужна была массовому потребителю. Изменение структуры кооперативного товарооборота, ограничение ассортимента минимумом ходовых товаров способствовали повышению рентабельности потребительской кооперации.

В 1924 — 1925 гг.

проведена рационализация товаропроводящей цепи: сокращено число посреднических и комиссионных органов, ибо ступеньки, по которым двигались товары от Центросоюза и других кооперативных центров, закупающих их для всей низовой кооперативной торговли, сильно удорожали товар.

Сокращение управленческого аппарата, расходов на транспорт и аренду помещений благоприятно сказалось на издержках обращения розничной кооперативной торговли.

Кроме того, на товары массового спроса (ситец, сахар, соль, спички, мыло, махорку, гвозди, керосин и др.) торговые наценки в среднем были сокращены примерно в 1,5 раза по сравнению с частником, что благотворно отразилось на ценах кооперативной торговли и на привлечении покупателей в обшествлённый сектор торговли.

Кризис сбыта в потребительской кооперации и госторговли обсуждал XIII съезд РКП (б), который наметил мероприятия по оздоровлению потребкооперации. Среди них децентрализация торговой деятельности и кредитования, которое раньше шло к низам через союзные центры; полный переход на добровольное членство в кооперации; максимальное благоприятствование со стороны госорганов потребительской кооперации по ассортименту товаров срокам и формам товарного кредитования. При этом определялось, что госторговля должна развивать оптовую и оптово — розничную торговлю, а розница — переходить к потребительской кооперации по мере её укрепления.

Уже в 1924 г. Совнарком начал проводить политику активной поддержки потребительской кооперации. Так, в 1924/25 хозяйственном году, когда объём торговой деятельности потребительской кооперации рос быстрее, чем её собственные средства, из госбюджета на увеличение кооперативных оборотных средств было ассигновано 0,8 млн. руб. Одновременно потребкооперации был представлен ряд экономических льгот по сравнению с частными промышленными и торговыми предприятиями: более низкий налог с оборота, преимущественное предоставление кредита промышленностью и банками, причём с более низкой ставкой за пользование им, пониженный железнодорожный тариф; более низкая плата за аренду помещений. В 1921 г. был ассигнован 1 млн. руб. целевым назначением — на развитие кооперации в национальных республиках, а в 1925/26 хозяйственном году — 3,5 млн. долгосрочных ссуд для кооперативов всех видов.

И всё же в 1924 г. Правление Центросоюза испытало серьёзные трудности в связи с тем, что не были налажены отношения между потребительской кооперацией и государственной промышленностью. Не удалось наладить и бесперебойное снабжение кооперативных организаций промтоварами — они поступали от случая к случаю.

В 1925 г. Правление Центросоюза и президиум ВСНХ установили, что основными принципами во взаимоотношениях между потребительской кооперацией и промышленностью должны стать твёрдые генеральные договоры, заключаемые в центре всесоюзными синдикатами, с одной стороны, Центросоюзом и крупными кооперативными организациями — с другой, а также типовые соглашения, определяющие основные условия, по которым отделения трестов и синдикатов должны были снабжать промтоварами местные организации потребительской кооперации. Для контроля за выполнением договоров и устранения недостатков в работе поставщиков был создан на паритетных началах специальный орган под руководством председателей ВСНХ и Центросоюза Ф. Э. Дзержинского и Л. М. Хинчука. Планы хозяйственной деятельности Центросоюза до 1925 г. охватывали теперь только показатели работы его собственного хозяйства. Планирование работы потребсоюзов и потребительских обществ было полностью предоставлено инициативе кооперативных организаций на местах.

В составе оборота Центросоюза свыше 18 % занимала продукция его собственных промышленных предприятий, 10 % оборота приходилось на экспорт, продажа товаров вне системы составляла более 7%

Экспортные операции Центросоюз осуществлял в 17 странах. В общем
экспорте наибольшую роль играла продажа товаров в Англию (42,3%). В это время Центросоюз имел представительства в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Париже, Риге, Роволе. В составе экспортных операций хлебопродукты занимали 19,8%, яйца и птица — 11,7, волокно — 30,2, пушнина — 25,2%. Импортные операции по отношению к экспортным за 1924 — 1925 гг.составили 88%.

Добавить комментарий

Закрыть меню