Построен исаакиевский собор

Первый храм, посвященный Святому Исаакию Далматскому, появился в Санкт-Петербурге ещё при Петре Великом. Дело в том, что день рождения русского царя пришелся на день памяти Святого, и Петр I всегда почитал его как своего небесного покровителя. Именно в этом первом храме в 1712 году состоялось бракосочетание бомбардира Петра Михайлова (Петра I) с Мартой Скавронской (Екатериной I). Однако крошечная деревянная церковь, перестроенная из чертежного сарая, которая находилась перед Адмиралтейством, быстро пришла в негодность, и в 1717 году Петр лично заложил первый камень при начале строительства второго храма (там, где сегодня возвышается на берегу Невы «Медный всадник»). Эта церковь напоминала по архитектуре Петропавловский собор, однако довольно скоро стала оседать (неукрепленные берега Невы «плыли» под ней), а в 1735 году и вовсе сгорела от молнии, ударившей в шпиль.

Идея строительства третьего Исаакиевского собора принадлежала Екатерине II, всегда подчеркивавшей свое уважение к Петру Великому, и по её распоряжению итальянский архитектор Антонио Ринальди начал в 17 возведение храма именно там, где и сегодня мы видим величественный собор. Однако в процессе строительства архитектор поссорился с венценосной заказчицей и навсегда покинул Россию, не доведя работу до конца. Заканчивал его Винченцо Бренна по приказу Павла I, однако он столкнулся с неожиданными сложностями: император приказал забрать все материалы, приготовленные для украшения собора, и использовать их в отделке Михайловского замка. Таким образом, достроенный собор выглядел довольно убого и не мог понравиться ни Церкви, ни Александру I, взошедшему на российский престол после отца.

В 1809 году по желанию императора был проведен конкурс на перестройку Исакиевского собора, в котором участвовали лучшие архитекторы эпохи: А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, Д. Кваренги, Ч. Камерон, однако ни один из проектов не удовлетворил царя, желавшего не построить новый храм, а перестроить старый, обязательно сохранив уже освященные алтари (Александр считал «оскорбительным для памяти основателей» их разрушение). Второй конкурс был проведен в 1813 году с тем же результатом. После того, как во время пасхального богослужения 1816 года на правый клирос упал кусок отсыревшей штукатурки, «сделав сильный удар и в народе содрогание», собор был закрыт, а вопрос о его перестройке стал особенно срочным. Император обратился к инженеру А. Бетанкуру (блестящему ученому и инженеру-механику, приехавшему из Испании в Росиию в 1807 году и являвшемуся к этому времени председателем Комитета по делам строений и гидравлических работ) с поручением подготовить предложения по перестройке собора и просьбой подобрать для этих работ архитектора. Именно в этот момент на сцене и появляется Огюст Монферран, работающий под началом А.

Бетанкура чертежником.

Огюст Монферран «рассудив, что раньше, чем делать проект, нужно узнать вкус заказчика», «сделал целый ряд эскизов, совершенно различных» (из письма Монферрана архитектору Ш. Персье) и представил на его суд «24 прекраснейших миниатюрных рисунка», в которых «можно было найти: китайский, индийский, готический вкус, византийский стиль и стиль Возрождения и, разумеется, чисто греческую архитектуру древнейших и новейших памятников» (Ф.Ф. Вигель).

Датой начала строительства Исаакиевского собора считается 1818 год, когда император выбрал одни из эскизов, закончены же работы были только в 1858 году при Александре II.

Работы по возведению собора были исключительно сложными: требовалось укрепить и расширить фундамент (для этого было забито более 13 тысяч свай в дополнение к уже существовавшим 11 тысячам); вытесать, доставить в Санкт-Петербург и поставить колонны портиков (каждая из которых весила 114 тонн); возвести новые стены (вопреки всем правилам, их возводили после того, как завершили установку колонн); провести работы по украшению собора, учитывая непростые климатические условия северной столицы. Ввиду всех этих сложностей, работы по возведению храма затянулись на 40 лет.

Интерьер

Если снаружи Исаакиевский собор можно, пусть и с долей условности, отнести к позднем классицизму, то внутри это конечно же царство эклектики! В советское время внутри собора был установлен маятник Фуко, наглядно демонстрировавший вращение Земли. Первая публичная демонстрация маятника Фуко в Исаакиевском соборе была проведена в пасхальную ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, на научный эксперимент собралось посмотреть около 7 тысяч зрителей. После демонтажа маятника некоторые тонкие ценители эклетики заявили, что собор утратил свою изюминку.

Исаакиевский собор

История создания

Первые Исаакиевские храмы

Первый Исаакиевский храм был создан в 1707 году по указу Петра I во имя небесного покровителя царя – преподобного Исаакия Далматского. Его переделали из чертежного амбара, находившегося рядом с Адмиралтейством. В этом храме венчались император Петр I и императрица Екатерина Алексеевна.

Второй каменный собор был возведен архитектором Г.И. Маттарнови рядом с набережной Невы.

Третий храм начал строиться в царствование императрицы Екатерины II по проекту Антонио Ринальди, и в упрощенном виде достроен архитектором В.Бренной при Павле I. Собор не соответствовал парадному облику северной столицы, и император Александр I объявил о его перестройке. В конкурсе приняли участие многие известные зодчие, но они не выполнили главного требования царя – в память о великих предках сохранить в новом соборе алтарную часть старого. Государь поручил это молодому французскому архитектору Огюсту Монферрану, его проект перестройки храма получил Высочайшее одобрение.

Четвертый Исаакиевский собор

Для грандиозного сооружения, задуманного Монферраном, требовался надежный сплошной фундамент. В дно котлована были забиты просмоленные сосновые сваи, на них уложили гранитные плиты и бутовый камень.

Четыре фасада собора были украшены портиками с монолитными гранитными колоннами, которые вырубались на каменоломне Пютерлакс и по воде доставлялись на баржах к месту строительства. Установка этих колонн вызвала восхищение современников – их поднимали вручную, при помощи деревянных лесов. Так же на высоту 43 метров подняли колонны барабана купола.

Строительство Исаакиевского храма продолжалось четыре десятилетия и стало школой новых технологий, многие из которых использовались впервые, в том числе рельсовый путь, легкий металлический купол и широкое применение в декоративном убранстве гальванопластики.

Церемония освящения и открытия храма состоялась 30 мая 1858 года, в присутствии императора Александра II, членов царской фамилии и хора из 1200 певчих. Исаакиевский собор стал главным кафедральным храмом России.

Исаакиевский собор

Архитектура

Созданный архитектором Огюстом Монферраном храм Преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге – выдающийся памятник русской архитектуры XIX века. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 метра; длина 111,2 метра; ширина 97,6 метра.

Собор – одна из архитектурных доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора. Его монументальный и величественный образ создает неповторимый акцент в городском силуэте и служит такой же визитной карточкой северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости, Медный всадник и золотой кораблик Адмиралтейства.

Прообразом собора послужил разработанный еще в конце XVIII века тип центричного, квадратного в плане пятикупольного храма с украшенными портиками фасадами.

Само здание Исаакиевского собора решено цельным, компактным кубическим объемом, над которым поднимается высокий цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Барабан увенчан золоченым куполом с легким восьмигранным световым фонариком.

По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие звонницы, удачно дополняющие силуэт храма. Их завершают легкие позолоченные главки, размер которых продиктован масштабом самих звонниц, поэтому они оказались намного меньше главного купола. Гладкие плоскости стен собора прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками и волютами наверху. Вверху треть фасада занимает колоссальный по размерам аттик, который излишне преобладает над основным ордером.

Исаакиевский собор – единственный из памятников русского классицизма (за исключением Мраморного дворца А.Ринальди), в наружной отделке которого использованы полированные гранитные колонны и мрамор. Эффектное сочетание темно-красных колонн портиков, колоннады главного купола, цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочеными куполами придает всему сооружению парадный вид.

Исаакиевский собор – высокий образец единства монументального и декоративного искусства.

Первая Исаакиевская церковь была освящена 30 мая 1710 года, в день рождения Петра. Она разместилась в чертежном сарае, который стоял приблизительно там, где ныне находится фонтан напротив Адмиралтейской башни. Над входом была устроена небольшая колокольня. Противоположную сторону сарая завершили главкой с крестом.

Затем вместо деревянной Исаакиевской церкви в 1717— 1727 годах возвели каменную с куполом и довольно высокой колокольней. Построенная по проекту архитектора Г. И. Мат-тарнови, она стояла примерно там, где ныне находится памятник Петру I. В ту пору берега Невы еще не были укреплены, и в результате оползней в здании появились трещины. В 1763 году церковь разобрали.

8 августа 1768 года на площади против Адмиралтейского луга состоялась закладка нового, третьего по счету, Исаакиевского собора. Его проект и проект отдельно стоящей колокольни был сделан А. Ринальди. Фасады здания предполагалось отделать мрамором. Когда стал царствовать Павел I, последовал приказ: мрамор, заготовленный для собора, употребить на строительство Михайловского (Инженерного) замка. Наполовину воздвигнутый храм пришлось достроить кирпичом. Это послужило поводом для едкой эпиграммы: Се памятник двух царств, Обоим столь приличный, — Основа его мраморна, А верх его кирпичный.

Автор этой эпиграммы флотский офицер Акимов жестоко за нее поплатился: ему отрезали язык, уши и сослали в Сибирь.

Строительство храма затянулось на долгие годы и было закончено архитектором В. Бренна. 30 мая 1802 года Исаакиевский собор был открыт, однако просуществовал недолго, так как не соответствовал парадному облику центра столицы.

В 1818 году на его месте стали возводить четвертый по счету Исаакиевский собор. Строился он по проекту архитектора О. Монферрана. Строился собор в течение 40 лет и был окончен в 1858 году.

Непомерно тяжелыми были условия труда и жизни у тех, кто работал на постройке этого здания. Жили оброчные крепостные крестьяне в бараках с нарами в три яруса. «…От тесноты в казармах рабочих, — сообщалось в архивных документах, — делается величайшая сырость, и от оной рабочие делаются часто больными…» Люди гибли или получали увечья, но подрядчики не проявляли заботы о безопасности работающих. Были случаи, когда мраморщики и плотники падали с лесов. Немало рабочих умерло от ядовитых ртутных паров при золочении купола так называемым «огненным способом».

Все это вызывало у работных людей протест и недовольство. И не случайно в день восстания декабристов многие из строителей собора открыто выразили свое отношение к событиям на Сенатской площади. Бросая поленья и камни в проезжающего мимо Николая I и его свиту, они были вместе с теми, кто выступил против самодержавия и крепостничества.

О масштабах здания можно судить хотя бы по некоторым данным. Длина собора —111,5 метра, ширина — 97,6 метра, а золоченый крест поднят на высоту почти 102 метра.

Внутри собора свободно вмещаются 14 тысяч человек. Снаружи храм имеет 112 монолитных колонн, 48 из них, высотой каждая 17 метров и весом по 114 тонн, украшают гигантские портики. Лучшие художники, скульпторы и мастера приняли участие в его оформлении. Ими создано около 600 произведений скульптуры, живописи и мозаики.

Исаакиевский собор — замечательный памятник зодчества, строительной техники и искусства. Это исполинское сооружение неразрывно связано с общим силуэтом городской панорамы.

Недорогой ремонт квартир качественно и в срок. Любая отделка помещений качественными материалами.
С чего начинались одноклассники.ру и вконтакте.ру и как эти сайты достигли своего нынешнего успеха.

Аниматология может быть интересной.

TUFELKA Сколько всего ты про Питер знаешь интересного.А то я приезжаю к подруге а она кроме баров и пивнушкек никакой культурной программы не может мне предложить)

Добавить комментарий

Закрыть меню