Порядок регистрации юридических лиц

Создание и порядок государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии со ст. 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично. В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно. В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица. В решении об учреждении корпоративного юридического лица «(статья 65.1)» указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица. В решении об учреждении юридического лица указываются также иные сведения, предусмотренные законом.

Способы создания юридических лиц:

1) распорядительный – решение об образовании организации исходит извне, от компетентных органов, как правило, от собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом, или уполномоченного им органа;

2) добровольный – инициатива образования юридического лица принадлежит членам будущей организации.

Добровольный способ делится на:

1) разрешительный – сначала члены юридического лица принимают решение о его образовании, а затем обращаются к компетентной организации за разрешением на такое образование;

2) нормативно-явочный – инициатива образования организации исходит от будущих ее членов, однако в отличие от разрешительного способа общее разрешение на образование юридического лица дается до момента проявления такой инициативы. Юридическое лицо действует на основании устава и (или) учредительного договора и подлежит обязательной государственной регистрации в налоговых органах. Виды прекращения юридического лица: реорганизация и ликвидация.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Государственная регистрация юридических лиц.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Статья 11. Решение о государственной регистрации

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», редакция Март 2019

Глава III. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 11. Решение о государственной регистрации

1. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

3. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдает заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляет по почте документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Если заявителем способ получения документов не указан, регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, по указанному заявителем почтовому адресу. В случае представления заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется регистрирующим органом в установленный настоящим пунктом срок в многофункциональный центр, который выдает указанный документ заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру.

Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления документов в регистрирующий орган нотариусом документы, подтверждающие факт внесения записи в соответствующий государственный реестр или факт отказа в государственной регистрации, направляются регистрирующим органом в установленный настоящим пунктом срок нотариусу в форме электронных документов. Нотариус выдает соответствующие документы заявителю по его просьбе на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам в соответствии с законодательством о нотариате или в форме электронных документов. При поступлении в регистрирующий орган документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также при указании в заявлении о государственной регистрации сведений, предусмотренных подпунктом «в.1» пункта 1 или подпунктом «д.1» пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан представить предусмотренный настоящим пунктом документ в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя. Указанный документ может быть выдан нотариусом также представителю заявителя, полномочия которого подтверждаются нотариально удостоверенной доверенностью или представленной нотариусу лично заявителем доверенностью в простой письменной форме.

3.1. Регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации, представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

4. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.

6. В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее — уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Терминология, которую использует законодатель, может на первый взгляд показаться сложной для человека без специального образования. Но если вы планируете начать или уже ведете свое дело, некоторые общие знания о системе налогового контроля и регистрации организаций нужно иметь до начала сбора документов.

Регистрирующий орган

Для того чтобы зарегистрировать компанию, необходимо представить в регистрирующий орган определенный законом пакет документов. Большинство юридических лиц регистрируются в районной или межрайонного подразделения ФНС (Федеральной налоговой службы) по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или, если такого нет, по месту нахождения другого органа, исполняющего его функции. На практике это означает, что для регистрации нужно искать отделение ФНС, которое отвечает за обслуживание выбранного для открытия главного офиса компании адреса.

Это легко сделать, открыв сервис поиска инспекции по коду ИНФС или по району на официальном сайте ФНС. Вы получите всю нужную информацию: расписание, телефоны, адрес и реквизиты ИНФС.

Исключение составляют банки и филиалы (или представительства) иностранных компаний. Первые должны регистрироваться в ЦБ РФ, вторые – в Министерстве юстиции РФ. Для подобных организаций существует более строгая система налогового учета и повышенный контроль при подаче документов для регистрации.

Но в большинстве случаев будут совпадать регистрирующий и налоговый органы. Чем они отличаются, на практике не слишком важно, но есть случаи, когда подразделения ФНС, отвечающие за регистрацию юридического лица и контроль, не совпадают: в больших городах обязанности по регистрации в нескольких районах могут быть возложены на отдельное территориальное подразделение. Этот вопрос следует уточнить в инспекции, к которой относится компания.

Еще одно исключение – ведение учета по ЕНВД. Организация может сдавать отчетность в инспекции по месту ведения деятельности, по которой выплачивается ЕНВД.

Налоговый контроль

Это орган исполнительной власти, которому государство делегирует свои обязанности по поддержанию порядка в сфере отношений и контролю за соблюдением законодательства. ФНС в каждом районе имеет свои территориальные отделы, которые осуществляют все функции налоговой службы. Любой предприниматель регулярно контактирует именно с этой частью государственного аппарата.

При подаче документов для регистрации юридического лица также подается заявление о постановке организации на учет: любая коммерческая деятельность невозможна без ведения отчетности и ее сдачи для проверки и учета.

Если компания меняет юридический адрес, то районная или межрайонная инспекция также меняется. Поэтому с нового квартала необходимо сдавать отчетность в другую инспекцию, предварительно уведомив ИФНС о смене адреса и внеся необходимые изменения в учредительные документы. Точно так же происходит смена районного подразделения при реорганизации.

Отличие регистрирующего и налогового органа может быть исключительно формальным, на практике это либо одно территориальное подразделения, либо две инспекции в соседних районах. Но на этапе сбора документов вопрос, к какому районному подразделению ФНС относится организация, следует обязательно уточнить, тем более что в наше время практически всю справочную информацию по налогам можно получить на официальном сайте ФНС.

Государственная регистрация. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей осуществляется Федеральной налоговой службой (ранее — Министерством РФ по

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей осуществляется Федеральной налоговой службой (ранее — Министерством РФ по налогам и сборам). Регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении постоянно дей­ствующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действо­вать от имени юридического лица без доверенности.

Законом устанавливается срокрегистрации — не более пяти ра­бочих дней со дня поступления документов в регистрирующий ор­ган. Документы могут быть представлены уполномоченным лицом непосредственно или направлены по почте (отправлением с объяв­ленной ценностью и описью вложения). Датой представления доку­ментов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

При государственной регистрации юридического лица заявите­лями могут являться следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа ре­гистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем ре­гистрируемого юридического лица;

иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренно­го федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Закона о регистрации, при государст­венной регистрации создаваемого юридического лицав регистриру­ющие органы представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регист­рации. В заявлении подтверждается, что:

· представленные учредителем документы соответствуют предъ­являемым требованиям;

· сведения, содержащиеся в учредительных и иных документах, представленных для государственной регистрации, а также в заяв­лении о государственной регистрации, достоверны;

· при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевого фонда) на момент гос. регистрации;

· в установленных законом случаях вопросы создания ЮЛ согласованы с соответствующими гос. органами и (или) органами местного самоуправления. Заявление удостоверяется подписью заявителя, с указанием его паспортных данных или, в соответствии с законодательством РФ, данных иного удостоверяющего личность документа и идентифи­кационного номера налогоплательщика (при его наличии). Подпись заявителя на заявлении должна быть заверена нотариусом.

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, до­говора или иного документа;

3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юр.

силе доказательство юридического статуса иностранного ЮЛ-учредителя;

5) документ об оплате государственной пошлины.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателяв регистрирующий орган пред­ставляются:

а) заявление о государственной регистрации;

6) копия основного документа физического лица, регистрируемо­го в качестве ИП;

в) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве;

г) копия документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве ИП;

д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве ИП или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица;
е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве ИП, временно или постоянно проживать в РФ;

ж) подлинник или копия документа, подтверждающего адрес ме­ста жительства физического лица, регистрируемого в качестве ИП ;

з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление ПД физиическим лицом, регистрируемым в качестве ИП, либо копия свидетельства о заключении брака , либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица полностью дееспо­собным

и) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии со ст. 23 Закона о регистрации, отказ в государ­ственной регистрациидопускается в случае:

а) непредставления определенных Законом о регистрации необ­ходимых документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) в случае, если учредителем ЮЛ выступает лик­видируемое ЮЛ или если ЮЛ возникает в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица.

Не допускается гос. регистрация ФЛ в качестве ИП, если не утратила силу его гос. регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (бан­кротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования креди­торов, связанные с ранее осуществляемой им ПД, или решения о прекращении в принудительном по­рядке его деятельности в качестве ИП, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда ли­шено права заниматься ПД.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содер­жать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, преду­смотренные Законом о регистрации. Оно может быть обжаловано в судебном порядке.

Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 335;

Добавить комментарий

Закрыть меню