Порядок проведения налогового контроля

Формы налогового контроля и порядок его проведения

⇐ Предыдущая567891011121314

Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя:

— наблюдение за подконтрольными объектами;

— прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере ;

— принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

— выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Формами проведения государственного налогового контроля должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов являются:

— налоговые проверки;

— получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

— проверка данных учета и отчетности.

Согласно действующему законодательству налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в форме:

— налоговых проверок;

— получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

-проверки данных учета и отчетности.

В зависимости от формы проведения различают камеральные и выездные налоговые проверки. Проверки могут носить плановый и внеплановый характер.

Камеральная налоговая проверка не предусматривает выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты. Проверка проводится в налоговом органе на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также документов, имеющихся у налоговой службы. Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня предоставления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Выездная налоговая проверка – форма налоговой проверки, осуществляемой уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основанием для ее проведения служит решение руководителя налоговых органов. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная проверка охватывает период , не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

Самостоятельная работа №10

Цель:

-развитие навыков работы с литературой, со справочно — поисковой системой » Консультант-Плюс» и » Гарант»;

— закрепление и систематизация учебного материала;

-формирование умения ориентироваться в действующем налоговом законодательстве;

— формирование профессиональных компетенций.

Задания

1 Изучить тему, используя нормативные документы и учебную литературу, справочно — поисковую систему » Консультант-Плюс» и » Гарант».

2. Подготовка сообщений на темы:

— Налоговые проверки;

— Ответственность за совершение налогового правонарушения.

3. Составление кроссвордов по всему пройденному материалу.

Литература

1.Российская Федерация. Законы. Налоговый Кодекс Российской Федерации ч.1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ и ч.2 от 05.08.2000. № 117-ФЗ.-СПС » Гарант».

2. Российская Федерация. Законы О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2, 26.3 части второй НК РФ от 17.05.2007 №85-ФЗ-СПС » Гарант».

3. Российская Федерация. Законы. О налогах на имущество физических лиц от 09.12.1991 № 2003-1.-СПС » Гарант»

4. Александров Д.Н. Налоги и налогообложение: Учебник для Вузов.М.: Дашков и К, 2014

5.Беликов С.Ф. Налоги и налогообложение : практикум: учеб.пособие / С.Ф.Беликов.-2-е изд., перераб.и доп.-Ростов н/Д: Феникс, 2012.-500с.

6.Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение.4-е изд.-СПб.:Питер,2007.-288с.

7.Качур О.В. Налоги и налогообложение : Учебное пособие для Вузов.-М.: Кнорус, 2009

8. Тарасов В.Ф., ВладыкинаМ.В.,Сапрыкина Т.В., Семыкина Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник для Вузов.-М.: Кнорус, 2009

9.Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учеб. Пособие.-3-е изд., испр. и доп.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,2007.-320с.-

( Профессиональное образование)

10.Практикум по налогам и налогообложению: учеб. пособие / кол. Авторов; под ред. Проф. Л.И.Гончаренко.-3-е изд. перераб. и доп.-М.: КНОРУС,2009.-184с.

Налоговый контроль можно рассматривать как организацию непрерывный процесс контрольных действий и методов, которые имеют разную форму на определœенных стадиях и этапах контрольно-проверочной работы. Так, постановка на учет плательщиков налогов — ϶ᴛᴏ форма контрольной работы, регламентированная соответствующим налоговым законодательством, которая является повторяющимися приёмами и действиями относительно новых подконтрольных субъектов. Приёмка и проверка налоговой отчетности от плательщиков налогов — ϶ᴛᴏ повторяющиеся формы контроля, которые реализуются на основании других нормативно-правовых актов. То есть, появляются новые правовые нормы, которые регулируют правоотношения субъектов налогового контроля и используют другие формы и методы контрольной работы относительно подконтрольных субъектов. Таким образом можно рассматривать вообще процесс контрольно-проверочной работы.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, налоговый контроль — ϶ᴛᴏ непрерывный процесс,который состоит из ряда этапов, каждый из которых имеет циклический характер, происходит в разных правовых условиях, имеет свою характеристику базовых элементов и решает определœенные для каждого этапа задачи контрольной деятельности.

Критериями выделœения этапов или стадий налогового контроля являются:

1) правовые нормы, которые меняются на каждом этапе;

2) формы, которые меняются на каждом этапе, методы и другие элементы налогового контроля;

3) выраженный циклический характер контрольных действий и приёмов;

4) выполнение определœенных задач и функций, присущих каждому этапу налогового контроля;

5) наличие взаимосвязи и взаимообусловленности этапов КПР.

Выделяют следующие основные этапы налогового контроля:

1. Налоговое консультирование или информационно-разъяснительная работа с плательщиками налогов.

2. Учётный этап.

3. Информационно-аналитический этап.

4. Проведение проверок.

А также вспомогательные:

5. Оперативно-розыскная деятельность.

6. Взыскание налоговой задолженности.

Апелляция и судебные процедуры.

Выделœенные этапы налогового контроля являются как последовательными, так и параллельными процессами, поскольку являются взаимообусловленными и носят непрерывный характер.

Основные этапы тесно связаны со вспомогательными, так как осуществление оперативно-розыскной деятельности налоговой милицией проводится по результатам работы:

— учётного этапа (отсутствие постановки на налоговый учет, отсутствие плательщика по месту регистрации);

— информационно-аналитического этапа (информация от других организаций свидетельствует о возможности уклонения от налогообложения, осуществления незаконной предпринимательской деятельности и т.п.);

— этапа проведения проверок (выявление фактов криминального происхождения).

Процедуры вспомогательного этапа ʼʼВзыскание налоговой задолженностиʼʼ возникают, как правило, вследствие проведения различных проверок (возникновение по их результатам налогового долга).

Процедуры вспомогательного этапа ʼʼАпелляция и судебные процедурыʼʼ связаны со всœеми основными и вспомогательными этапами, так как административное или судебные обжалования действий контролирующих органов возможно на любом этапе.

Следует отметить, что основные этапы также имеют между собой прямые и обратные связи, которые возникают вследствие постоянного обмена налоговой информацией. Так, этап налогового консультирования обеспечивает остальные этапы нормативной документацией и согласовывает с ними ответы на обращения плательщиков налогов. Учётный этап формирует базы данных для анализа налоговых рисков и дальнейшей проверочной деятельности. По результатам проверок вносятся изменения в учетные данные и в другую аналитическую информацию.

Порядок проведения и виды налоговых проверок

Налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов являются одной из основных форм налогового контроля. Ст. 87 НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

1. камеральные налоговые проверки;

2. выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Эта проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Продолжительность камеральной проверки − три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.

При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями в представленных документах для исчисления налогов налогоплательщику:

1. предлагается в установленный срок внести необходимые исправления в налоговую отчетность установленный срок;

2. направляется требование об уплате налога и пени, если по результатам камеральной проверки выявлены недоплаты по налогам.

В случае выявления нарушений в составлении деклараций налоговые органы составляют акт в 10-дневный срок.

Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ) проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

Ø полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

Ø предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

Ø периоды, за которые проводится проверка;

Ø должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Место проведения проверки − помещение налогоплательщика. Если проверяемый налогоплательщик не может обеспечить проверяющих помещением, то выездная налоговая проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам сразу. Не допускается проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Повторная выездная проверка налогоплательщика возможна по решению вышестоящих налоговых органов на основе мотивированного постановления этого органа.

Повторная проверка проводится потрем основаниям:

1. в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью нижестоящего органа, проводившего проверку;

2. тем же налоговым органом на основании решения его руководителя −в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного;

3. в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.

Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях − до шести.

Исчисление срока выездной налоговой проверки начинается со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Вместе с тем налоговое законодательство допускает продление сроков проведения выездной налоговой проверки. Такое продление может быть обусловлено:

1. истребованием от налогоплательщика и иных источников документов, необходимых для проведения проверки;

2. проведение экспертиз;

3. переводом на русский язык документов.

Однако срок продления проверки также ограничен во времени и не может превышать 6-ти месяцев.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

В процессе выездной проверки должностные лица могут проводить:

Ø осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (ст.

92 НК РФ);

Ø истребование документов (ст. 93 НК РФ);

Ø проверку денежного оборота и денежных документов;

Ø инвентаризацию имущества налогоплательщика;

Ø экспертизу (ст.95 НК РФ) и т.д.

Если у должностных лиц, осуществляющих проверку, имеются основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушения, могут быть уничтожены, скрыты, изменены налогоплательщиком они имеют право провести выемка этих документов (ст. 94 НК РФ).

Для дачи показаний в качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. В необходимых случаях для участия в проведении проверки на договорной основе привлекают специалиста, не заинтересованного в исходе дела.

При проведении действий в процессе осуществления налогового эти действия и их результаты должны оформляться протоколами (ст. 99 НК РФ).

В протоколе в обязательном порядке указываются

1. его наименование;

2. место и дата производства конкретного действия;

3. время начала и окончания действия;

4. должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5. фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство;

6. содержание действия, последовательность его проведения;

7. выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

В зависимости от предусмотренных вопросов различают комплексные и тематические проверки.

Комплексная проверка охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. В ходе данной проверки ревизии подлежат все счета предприятия, играющие роль в формировании налоговых обязательств.

При тематической проверке изучаются вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом. Этот акт должен быть подготовлен и направлен налогоплательщику в течение двух месяце со дня выдачи ему справки об окончании проведения выездной налоговой проверки

В акте налоговой проверки указываются:

1. документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место;

2. выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается соответствующая отметка. Акт налоговой проверки передастся руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (под расписку, пересылается по почте заказным письмом).

При несогласии налогоплательщика с результатами проверки, изложенными в акте, то он должен в течение 15 дней со дня получения акта направить в налоговый орган в письменном виде свои возражения, приложив необходимые документы.

Материалы проверки, акт, составленный по результатам проверки, возражения проверяемого лица рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. О месте и времени этого рассмотрения налогоплательщик извещается должным образом.. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении. Копия его вручается лицу (представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании решения нарушителю налогового законодательства направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.

Вопросы для самоконтроля освоения темы

1. Цель и задачи налогового контроля.

2. Порядок постановки на учет в налоговые органы физических и юридических лиц

3. Налоговая декларация: ее содержание, внесение изменений в налоговую декларацию и порядок ее предоставления.

4. Виды проверок, проводимых налоговыми органами. Цели и задачи этих проверок.

5. Оформление результатов налоговой проверки.

6. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

7. Обжалование решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение.

8. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций.

Тема 5.Возникновение и исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

5.1. Общие вопросы возникновения и исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, а также исполнение этой обязанности регулируется главой 8 Налогового кодекса РФ (ст.44 – 60 НК РФ).

В общем виде возникновение и исполнение обязанности по уплате налогов и сборов реализуется следующим образом и в следующей последовательности:

1. Возникновение обязанности по уплате налога или сбора по основаниям, установленным налоговым законодательством.

2. Исчисление налога или сбора, подлежащего уплате, а также его декларирование.

3. Самостоятельное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора.

4. Принудительное исполнение обязанности по уплате налога или сбора в случае неисполнения самостоятельно налогоплательщиком этой обязанности:

4.1. направление налогоплательщику требования об уплате налога или сбора;

4.2. обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

5. Прекращение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов по основаниям, установленным законодательством о налогах и сборах.

5.2 . Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, ее изменение и прекращение

Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 778;

Добавить комментарий

Закрыть меню