Портрет современного менеджера эссе

Сочинение: Нравственный портрет современного менеджера

Контрольная работа по дисциплине:

» Этика и культура управления «

Тема: «Нравственный портрет современного менеджера „

выполнила: студентка 2-го курса з/о

факультет: управления

специальность: менеджмент организации

проверил:

Санкт-Петербург

1. Вступление стр.3

2. Менеджер: каким он должен быть? стр.4

3. Лидер: а в чем его особенность? стр.7

4. Заключение стр.11

5. Список используемой литературы стр.13

Вступление

Сегодня совершенно очевидно, что не только настоящее, но и будущее творят менеджеры – люди, управляющие трудовым коллективом в самых различных сферах деятельности и обеспечивающие решение всего комплекса стоящих перед ними задач (экономических, социальных, политических, экологических и т.д.), создающие условия для лучшей жизни сотрудников. И в каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств менеджера, от его умения работать с людьми.

Главный вопрос, поставленный при написании данной работы, звучал так: какими качествами нравственной культуры должен обладать современный менеджер? Чтобы дать ответ на него, выясним сначала, что же представляет собой сама нравственность. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение этого понятия: «Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». Таким образом, нравственность – это широчайшее понятие, включающее в себя, на мой взгляд, такие характеристики, как тактичность, культура поведения, уравновешенность, справедливость и пр.

В моей работе эти качества рассматриваются в непосредственной связи с другими чертами характера, способностями человека, также необходимыми ему в роли управленца. Всё это в комплексе является своеобразными требованиями к менеджеру современного общества, тем, чем необходимо руководствоваться и чего добиваться в процессе работы, к чему стремиться в идеале. Отдельная глава посвящена вопросу лидерства: что представляет собой менеджер-лидер, какими чертами ему необходимо обладать, в чём его отличие от прежнего руководителя, роль и значение лидера в успехе предприятия.

Следует учитывать, что предписанный объем контрольной работы повлиял на содержание и некоторые вопросы раскрыты конспективно.

Менеджер: каким он должен быть?

Вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать менеджеры, уделяется ныне большое внимание. Многие ученые, представители различных школ, занимающихся разработкой методов и форм управления производством, пытались сформулировать основные требования, которым должен удовлетворять идеальный менеджер. Но оказалось, что выявить такие конкретные требования практически невозможно, поскольку требования к менеджеру не могут быть одинаковыми при всех условиях, а зависят от особенностей среды, в которой менеджеру приходится работать. Но в то же время условия работы в процессе развития предприятия могут и должны трансформироваться и поэтому менеджеру важно обладать способностью менять методы и стиль руководства в зависимости от создающихся условий. В этом и заключается, в частности, способность менеджера при любых условиях успешно управлять бизнесом.

Важным для менеджеров является понимание потребностей и запросов людей, умение правильно оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членов коллектива, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе.

Организаторские способности помогают менеджерам создавать и поддерживать в коллективе твердую, сознательную дисциплину, без которой предприятие не может нормально работать. Такая дисциплина создается не наказаниями, не частой заменой подчиненных, не грубостью, а справедливой требовательностью, умением побуждать людей к плодотворной деятельности, правильным воспитанием, хорошим отношениям к людям, личным примером руководителя. Она основывается на взаимном уважении подчиненных и менеджеров.

Организаторские способности менеджера определяются целым комплексом его личных и деловых качеств, особенностями характера, способностью к выполнению управленческой работы. К основным чертам характера, которые столь важны для менеджера, можно отнести самостоятельность и творческий характер мышления, инициативу, целеустремленность. Успех на поприще управленческой работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью в отношениях с людьми, а также ответственным отношением к работе, деловой предприимчивостью. Способности каждого менеджера лучше всего выявляются на практической работе. Только здесь можно проверить, как он в состоянии использовать имеющиеся возможности, преодолевать трудности и добиваться успеха.

Очень важны для руководителя такие черты, как тактичность, уравновешенность, самообладание и т.д. Эти типичные качества менеджера помогают ему завоевать авторитет как среди своих подчиненных, так и среди всего коллектива предприятия. Наличие авторитета является наиболее важным условием для успешного руководства предприятием.

Разграничивая понятия – знание, умение, деловые и личные качества менеджера, можно примерно так определить разницу между ними: знания служат для того, чтобы представлять, что надо делать; умения и навыки дают возможность осознать, как это сделать; деловые и личные качества обеспечивают способность к анализу обстановки, правильной её оценки, уверенность в принятии оптимальных решений и энергичные действия по претворению принятых решений в жизнь. Чтобы квалифицированно управлять фирмой, менеджеру необходимо иметь соответствующие знания в области техники, экономики, организации производства и управления.

Знания эти должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы. Общий объем комплекса теоретических и практических сведений для осуществления практического руководства зависит от тех функций управления, которые выполняет менеджер.

Не все даже самые высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией. Менеджеру необходимо иметь способности в руководстве людьми, коллективом предприятия или его подразделений. Любой самый талантливый и работоспособный менеджер не способен добиться успеха, если он не умеет правильно организовать и спланировать свою работу и трудовую деятельность подчиненных, сочетать оперативное руководство производством с работой над перспективными вопросами. Менеджеру важно уметь предвидеть будущее, не успокаиваться на достигнутом, изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед коллективом новые, напряженные, но реальные задачи по развитию и совершенствованию деятельности организации.

Оперативное руководство заключается в умении менеджера быстро найти и принять конкретное решение многообразных задач, постоянно возникающих в процессе производства. Задержка в решении текущих вопросов неизбежно приводит к нарушению его нормального ритма и хода.

Лидер: а в чём его особенность?

Большое значение имеет умение менеджера подбирать себе помощников, четко распределять функции, обязанности и ответственность каждого из них, предоставлять им возможность самостоятельно решать возникающие в ходе производства вопросы, сохраняя за собой оперативный контроль работы звеньев. При всех обстоятельствах менеджер призван быть ярко выраженным лидером.

Лидер – человек, обеспечивающий интеграцию групповой деятельности, объединяющий и направляющий действия всей группы. Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежит доверие, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный опыт.

Доверие к лидеру определяется его человеческими качествами, особым авторитетом, ответственным отношением к делу и людям. Отношения лидерства в оптимальном варианте совпадают с формальными полномочиями менеджера.

Нынешний этап перестройки управления в России революционен, поскольку изменениям подвергаются, прежде всего, психология управляющего, стиль его хозяйственного поведения, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления. В эру острой конкуренции и глобальных перемен руководителю уже недостаточно быть просто менеджером, какой бы высокой ни была его квалификация. Согласно преобладающей ныне точке зрения, деятельность менеджера имеет больше технический характер (планирование, работа с бюджетом, организация, контроль). Сфера действий менеджера-лидера гораздо шире. Вместо последовательного, постепенного развития такой деятельности менеджер стремится к коренным преобразованиям и обновлению.

Лидер предвидит в будущем возможности, которых не видят другие.

Он выражает свое отношение в концепции, в простой и ясной картине, которая, по сути, является мечтой, раскрывающей, чем должна стать организация или в каком направлении ей нужно развиваться. Менеджер добивается понимания этой концепции, объясняя, что она осуществима, но что её реализация зависит от вклада каждого работника. Своим примером, руководящей ролью, воздавая должное людям за их успехи, воспитывая у них гордость за свою работу, он вдохновляет сотрудников на воплощение концепции в жизнь. Современные менеджеры-лидеры – это носители нового хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников, на использование культурно-этических инструментов руководства.

Эффективным менеджером, отвечающим запросам новой философии управления, считается человек, который осознает, что его авторитет непосредственно зависит от уважения подчиненных, а не от его формального статуса. Опыт ведущих фирм убеждает в том, что авторитет – это высокий профессионализм и стремление к современному стилю управления. Речь идет о способности управляющих вести дело так, чтобы их подчиненные постоянно чувствовали к себе уважение, были причастны к решению возникающих проблем, не испытывали помех в созидательном труде, полностью неся ответственность за результаты деятельности и чувствуя при этом свою значимость.

Можно выделить следующие основные черты современного руководителя:

— доступен каждому работнику, тон обсуждения любых проблем неизменно доброжелателен;

— глубоко вовлечен в процесс управления персоналом, постоянно уделяет внимание системам поощрения, лично знаком со значительной частью работников, много времени уделяет поиску подходящих кадров и их обучению;

— не терпит кабинетного стиля управления, предпочитает появляться среди рядовых работников и обсуждать проблемы на местах, умеет слушать и слышать, решителен и настойчив, охотно берет на себя ответственность и часто идет на риск;

— терпим к выражению открытого несогласия, делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии;

— вину за неудачи принимает на себя, не теряя времени на поиск виновников, для него самое главное – преодолеть ошибку;

— при выдвижении на ответственные посты рекомендует, в первую очередь, способных сотрудников организации и лишь в исключительных случаях приглашает специалистов со стороны;

— поощряет самостоятельность подчиненных, причем мера этой самостоятельности точно соответствует способностям и профессионализму работника;

— без необходимости в работу подчиненных не вмешивается, а контролирует только конечный результат и ставит новые задачи;

— уверен в себе и собственных силах, неудачи воспринимает как временное явление;

— постоянно перестраивает свою работу, ищет и внедряет новое, поэтому возглавляемая им организация оказывается более мобильной и устойчивой в кризисных ситуациях, эффективно функционирует и интенсивно развивается.

С указанными чертами управляющего-лидера тесно связаны особенности его поведения, стиля работы. В условиях рыночных отношений авторитарный стиль исчерпывает свои возможности. Демократизм в управлении существенно повышает заинтересованность коллектива в конечном результате работы, мобилизует энергию людей, создает благоприятную психологическую атмосферу. В чем же проявляется этот стиль? Во-первых, распоряжения и приказы уступают место убеждению, строгий контроль – доверию.

Это отражает переход от внутриорганизационных отношений типа «начальник — подчиненный» к отношениям сотрудничества, кооперации партнеров, равно заинтересованных в успехе дела. Во-вторых, управляющие-новаторы стремятся развивать коллективные формы работы единой «командой», что резко увеличивает взаимный обмен информацией между членами рабочих групп. В-третьих, менеджеры-новаторы всегда открыты для любых новых идей – от коллег, подчиненных, клиентов. Более того, поведение, приоритеты, ценностные установки этих управляющих создают для окружающих среду, в которой свободное высказывание идей и обмен мнениями становятся естественной формой рабочих взаимоотношений. В-четвертых, руководитель-новатор всемерно стремится создать и поддерживать хороший психологический климат в коллективе, он старается не ущемлять интересы одних работников за счет других, с готовностью, а главное публично признает заслуги сотрудников.

Заключение

Подведём некоторые итоги. Какова же роль менеджера в рыночной экономике, и какие требования она предъявляет современному менеджеру?

Чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они – понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди и ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, — важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.

В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности.

Для сравнения приведем квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании:

1) понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения эффективности управления;

2) способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;

3) ораторские способности и умение выражать мысли;

4) владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;

5) способность налаживать отношения между фирмой и её клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;

6) способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;

7) умение оценивать не только знания, но и проявлять навыки на практике.

Исследование, проведенное Институтом Гэллаппа, показало, что, несмотря на управленческий ранг, имеется определенное сочетание параметров-требований, гарантирующих успех в работе любого менеджера. В частности, в системе управления США выделяется пять основных требований:

1) здравый смысл;

2) знание дела;

3) уверенность в своих силах;

4) высокий общий уровень развития;

5) способность доводить начатое дело до конца.

Таким образом, рыночная экономика требует от менеджера:

-способности управлять собой;

-разумных личных ценностей;

-четких личных целей;

-постоянного личного роста (развития);

-навыков решать проблемы;

-изобретательности и способности к инновациям;

-способности влиять на окружающих;

-знания современных управленческих подходов;

-способности обучать подчиненных;

-способности формировать и развивать трудовой коллектив.

Список используемой литературы

1. Кабушкин Н.И. Учебник. — Мн.: ЗАО «Экономпресс», НПЖ «ФУА», 1998. – 284 с.

2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений (Российская АН; Российский фонд культуры; — 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995.)

3. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 1998. – 448 с.

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие

возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является

захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие

задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.

В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с ярко

выраженными диктаторскими замашками, поскольку рабочие были в большинстве

своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом

обращения с ними считалось принуждение.

С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять,

изменились и требования к управляющим.. Главным их достоинством стала

способность играть роль главы семьи, который по-отечески относится к

подчиненным, действуя по формуле: <твердость, но справедливость >.

Сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими

стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много

внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался

самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-

организатором, основная обязанность которого – координировать деятельность

группы менеджеров.

Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим

коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой

авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это -дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями,

успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это — воспитатель, обладающий высокими нравственными

качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное

русло.

В-пятых, это – инноватор, понимающий роль науки в современных условиях,

умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное

изобретение или рационализаторское предложение.

В-шестых, это — просто человек, обладающий высокими знаниями и

способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то

же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для

окружающих.

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди

которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей

собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных;

контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов

работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии,

выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов,

выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей

корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и

представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение

квалификации.

Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными

категориями лиц. Прежде всего, это партнеры.

Иногда они могут быть весьма

неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в

любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения.

Другая категория людей, с которыми приходится общаться, — руководители

различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и

недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений,

кратко излагать мысли. С подчиненными общение должно быть в высшей мере доверительным и доброжелательным — от них, как известно в решающей степени зависит судьба менеджера. И наконец, менеджер постоянно общается с коллегами –

руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не

может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и

убеждать.

В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли.

Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и

упрощающего диалог между ними.

Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку

различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за

работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять

на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на

работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы.

В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет

предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю

ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный

за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы,

ведущий переговоры с партнерами.

Менеджеры высшего звена фирмы обычно являются номинальными главами,

координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы

деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве

генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности

своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели,

совершенствующие производственный процесс. Менеджеры низшего звена – мастера —

находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на

ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на

повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение

брака.

По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных.

Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими,

замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их

действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких

проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на

пользу их карьере. В противоположность пассивному руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к

совершенству. Он стремится конструктивно использовать

любые, даже конфликтные, ситуации, не боясь риска и ответственности. Активный

менеджер ищет и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряет их

самостоятельность, дает возможность выдвинуться. У активного. менеджера есть

все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в

себе официальное признание руководства и неофициальное подчиненных.

Лидерство -это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они

по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению,

особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.

Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им

(хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших

потребностей, указать нужное направление деятельности.

Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить

себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные

последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности

вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или

иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них

ждут.

Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров,

противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных

контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на

компромисс.

Но подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость,

готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение

интересов коллектива вовсе еще не означает покорности ему.

Портрет современного менеджера

“A manager develops people, including himself or herself…

(and) helps them to grow and become bigger and richer persons.”

Peter Drucker

Современный менеджер. Кто он? Как он выглядит? Каковы его личные и профессиональные качества? И каков в целом портрет современного менеджера.

Далеко не секрет, что в настоящее время профессия менеджера является одной из самых распространенных, а также престижных профессий в мире. Огромное количество студентов по всему миру каждый год поступает на факультет менеджмента, даже не всегда зная, а кто такой менеджер вообще. Как таковых, определений у менеджмента достаточно много, но суть у всех одна и та же. Сегодня, менеджмент – это эффективное и производственное достижение целей организации посредством планирования. Из данного определения можно уже сделать некоторые выводы о портрете современного менеджера. Само слово портрет, в моем понимании, означает некий образ, содержащий в себе как внешний облик, так и духовный внутренний мир.

Как известно, «встречают людей по одежке», поэтому я считаю, что целесообразнее всего начать именно с внешнего вида современного менеджера. Прежде всего, для меня, менеджер это, скорее, человек мужского пола. Следует отметить, что я не являюсь приверженицей антифеминистких и патриархических наклонностей, просто в моем понятии менеджер это, в первую очередь, мужчина. Ведь даже само имя существительное «менеджер» мужского пола. Продолжая мысль, я полагаю, что внешний вид современного менеджера должен быть презентабельным и достаточно деловым. Одежда должна содержать консервативные и не яркие цвета, это какой-либо деловой костюм, традиционный белый верх и черный низ, который может быть разбавлен различными аксессуарами и конечно, чистая обувь. Мне кажется нельзя в наше время встретить менеджера, одетого в стиле «casual» или в неопрятном и грязном виде. Современный менеджер – это менеджер, умеющий одеваться изысканно и правильно.

Что же касается внутреннего мира современного менеджера, этот аспект нужно рассмотреть более подробно. Менеджер – это, конечно же, управленец, поэтому необходимо отметить, что на сегодняшний день он выполняет такие функции как планирование, мотивация, организация, координация и контроль.

Для реализации своего предназначения, менеджер должен быть, в первую очередь, коммуникабельной и уравновешенной личностью, так как профессия менеджера прямым образом связана с взаимодействием именно с людьми. Кроме того, современный менеджер должен обладать красноречием, некой харизмой, чтобы уметь легко устанавливать контакт и притягивать людей к себе, чтобы они смогли довериться и положиться на него. Он должен питать свою энергию из общения с окружающими, должен быть отличным собеседником и уметь всегда выслушать и никогда не пренебрегать своими работниками. Чтобы правильно достичь поставленной цели современный менеджер должен иметь в своем арсенале такие личные качества как напористость и целеустремленность. Ни один человек не сможет правильно управлять не только предприятием, но и своей жизнью, если не знает своей цели и того идеала, к которому должен стремиться. Также немаловажны такие качества как организованность, внимательность и сосредоточенность. Так, например, если ты пытаешься решить все появившиеся проблемы сразу и бросаешься с одной на другую, пытаясь разорваться между ними, ты не сможешь, в итоге, найти правильное решение ни одной из имеющихся у тебя проблем. Добавляя к этому, менеджер – это, прежде всего, ответственный человек, который умеет нести ответственность не только за свои действия и поступки, но и за деятельность своих подчиненных, работающих под его руководством. Каждый современный менеджер должен уметь расставлять приоритеты, уметь сосредотачиваться на чем-то одном и, конечно, ни в коем случае, не откладывать важные дела напоследок, тем самым вводя в себе в своеобразную «мертвую зону». Так мы перешли уже к выявлению профессиональных качеств современного менеджера. В нашем столетии, стало все больше приобретать свое значение время, которое идет, не останавливаясь. По моему мнению, чтобы стать не просто менеджером, а именно по истине успешным менеджером, человек должен уметь управлять именно временем. Понятно, что если ты не можешь взять под контроль свою личную жизнь, ты и не сможешь контролировать, работающих под твоим руководством людей. Также, современный менеджер – это человек, который в курсе всех происходящих событий, который к тому же умеет анализировать ситуации, возникшие в прошлом и настоящем, как в своей компании, так и в любых других. Он должен быть неким, в своем роде, инноватором, который может внести в производство различные новые научные изобретения.

Так как на данный момент, большинство стран в нашем мире перешли на демократический политический режим, отношения между людьми стали изменяться и в личной и профессиональной жизни. Что касается профессиональных отношений в сфере менеджмента, по моему мнению демократический стиль управления всегда был наиболее подходящим, хотя его следует миксировать и с другими более авторитарными стилями, когда это того требует. Демократичный менеджер умеет прислушиваться к чужому мнению, дает советы своим подчиненным и самое главное, способен сплотить людей, тем самым образовав не просто рабочий коллектив, а команду. Поэтому современный менеджер должен быть лидером, фокусирующимся как на задачу, так и на людей. Если ты лидер, то ты стопроцентый менеджер, потому что ты, определяя задачу, формируешь правильную команду, так как знаешь качества и возможности своих рабочих и распределяешь их задания должным наиболее оптимальным образом и самое главное ты мотивируешь их.

Еще один пункт в профессиональной компетенции и портрете современного менеджера – это инструмент, с помощью которого он осуществляет свои управленческие функции и мотивирует подчиненных. С моей точки зрения, современный менеджер использует смешанную модель из двух основных инструментов менеджмента: делегирования и страха. С помощью первого, он создает позитивную рабочую атмосферу, где каждый член коллектива чувствует себя нужным и защищенным. Используя делегирования, менеджер дает четкие инструкции и использует только конструктивную критику, не пользуясь своей властью. Казалось бы, зачем современному менеджеру использовать страх, чтобы мотивировать рабочих

УДК 331.233.55:64

Портрет сучасного менеджера

Срібна В.В.

Науковий керівник: к.е.н., доцент Красномовець В.А.

Кафедра менеджменту

Черкаський національний університет

імені Богдана Хмельницького

e.mail: kaf_men_05@mail.ru

В статті дається аналіз та рекомендації щодо особистісних характеристик та професійно-важливих якостей, необхідних для успішної реалізації управлінської діяльності та досліджуються ознаки людської особистості.

Ключові слова: якості менеджера, портрет сучасного менеджера, моральна культура, організаторські здібності,лідер.

Сьогодні абсолютно очевидно, що менеджери – люди, що керують трудовим колективом в самих різних сферах діяльності і забезпечують вирішення всього комплексу стоять перед ними завдань (економічних, соціальних, політичних, екологічних тощо), створюють умови для кращого життя співробітників. І в кожному конкретному випадку успіх залежить від особистих якостей менеджера, від його вміння працювати з людьми, приймати правильні рішення і бути лідером та координатором в усіх життєвих випадках.

Головним питанням, поставлений при написанні даної статті, звучить так: якими якостями моральної культури повинен володіти сучасний менеджер?

У своїй статті я розглядаю якості керівника у безпосередньому зв’язку з іншими рисами характеру, здібностями людини, його психологією, також необхідними йому в ролі управлінця. Все це в комплексі є своєрідними сучасними вимогами до менеджера, тим, чим необхідно керуватися і чого домагатися в процесі роботи, до чого прагнути в ідеалі. В моїй статті йтиметься про значення лідерства у роботі менеджера.

Питанням визначення комплексу знань, здібностей, особистих і ділових якостей, якими повинні володіти менеджери, приділяється нині велика увага. Багато вчених, представники різних шкіл, що займаються розробкою методів і форм управління виробництвом, намагалися сформулювати основні вимоги, яким повинен задовольняти ідеальний менеджер. Але виявилося, що виявити такі конкретні вимоги практично неможливо, оскільки вимоги до менеджера не можуть бути однаковими за всіх умов, а залежать від особливостей середовища, в якому менеджеру доводиться працювати. Але в той же час умови роботи в процесі розвитку підприємства можуть і повинні трансформуватися і тому менеджеру важливо мати здатність змінювати методи і стиль керівництва залежно від створених умов. У цьому і полягає, здатність менеджера за будь – яких умовах успішно управляти бізнесом .

Важливим для менеджерів є розуміння потреб і запитів людей, уміння правильно оцінювати потенціал та індивідуальні особливості працівників, прислухатися до думки, радам і рекомендаціям членів колективу, сприяти розвитку їхніх ініціатив та оптимально використовувати їх у практичній роботі.

Організаторські здібності допомагають менеджерам створювати і підтримувати в колективі тверду, свідому дисципліну, без якої підприємство не може нормально працювати. Така дисципліна створюється не покараннями, не частою заміною підлеглих, не брутальністю, а справедливою вимогливістю, умінням спонукувати людей до плідної діяльності, правильним вихованням, гарною мотивацією, добрим ставленням до людей, особистим прикладом керівника. Вона ґрунтується на взаємній повазі підлеглих і керівників.

Організаторські здібності менеджера визначаються цілим комплексом його особистих і ділових якостей, особливостями характеру, здатністю до виконання управлінської роботи. До основних рис характеру, які так важливі для менеджера, можна віднести самостійність і творчий характер мислення, ініціативу, цілеспрямованість. Успіх на поприще управлінської роботи багато в чому визначається аналітичними здібностями, гнучкістю у відносинах з людьми, а також відповідальним ставленням до роботи, ділової заповзятливістю. Здатності кожного менеджера найкраще виявляються на практичній роботі. Тільки тут можна перевірити, як він в змозі використати наявні можливості, переборювати труднощі і домагатися успіх .

Дуже важливі для керівника такі риси, як тактовність, урівноваженість і самодисципліна. Ці типові якості менеджера допомагають йому завоювати авторитет як серед своїх підлеглих, так і серед усього колективу підприємства. Наявність авторитету є найбільш важливою умовою для успішного керівництва підприємством.

Щоб кваліфіковано управляти фірмою, менеджеру необхідно мати відповідні знання в галузі техніки, економіки, організації виробництва і управління.

Знання ці повинні бути не тільки теоретичними, але і практичними, отриманими в процесі роботи. Загальний обсяг комплексу теоретичних і практичних відомостей для здійснення практичного керівництва залежить від тих функцій управління, які виконує менеджер.

Не всі навіть найбільш кваліфіковані фахівці, що володіють відповідними знаннями, здатні успішно керувати організацією. Менеджеру необхідно мати здібності керівника, які допоможуть управляти підлеглими, колективом підприємства або його підрозділів. Будь-який самий талановитий і працездатний менеджер не здатний добитися успіху, якщо він не вміє правильно організувати і спланувати свою роботу і трудову діяльність підлеглих, поєднувати оперативне керівництво виробництвом з роботою над перспективними питаннями. Менеджеру важливо вміти передбачати майбутнє, не зупинятися на досягнутому, вишукувати нові можливості і резерви, постійно ставити перед колективом нові, напружені, але реальні задачі по розвитку й удосконалення діяльності організації .

Оперативне керівництво полягає в умінні менеджера швидко знайти і прийняти конкретне рішення різноманітних завдань, що постійно виникають у процесі виробництва. Затримка в рішенні поточних питань неминуче приводить до порушення його нормального ритму.

Велике значення має уміння менеджера підбирати собі помічників, чітко розподіляти функції, обов’язки і відповідальність кожного з них, надавати їм можливість самостійно вирішувати виникаючі в ході виробництва питання, зберігаючи за собою оперативний контроль роботи ланок. За всіх обставин менеджер покликаний бути яскраво вираженим лідером.

Лідер – людина, що забезпечує інтеграцію групової діяльності, що об’єднує і спрямовує дії всієї групи. Лідерство характеризує відносини, в основі яких лежить довіра, визнання високого рівня кваліфікації, готовність підтримувати в усіх починаннях, особисті симпатії, прагнення переймати позитивний досвід. Довіра до лідера визначається його людськими якостями, особливим авторитетом, відповідальним ставленням до справи і людей. Відносини лідерства в оптимальному варіанті збігаються з формальними повноваженнями менеджера.

Нинішній етап перебудови управління в Україні революційний, оскільки змінам піддаються, насамперед, психологія керівника, стиль його господарської поведінки, відбувається переоцінка менеджерами свого місця і ролі в системі управління. В еру гострої конкуренції і глобальних змін керівникові вже недостатньо бути просто менеджером, який би високою не була його кваліфікація. Згідно переважаючою нині точці зору, діяльність менеджера має більше технічний характер (планування, робота з бюджетом, організація, контроль). Сфера дій менеджера, який є лідером, набагато ширше. Замість послідовного, поступового розвитку такої діяльності менеджер прагне до корінних перетворень та оновлення.

Лідер передбачає в майбутньому можливості, яких не бачать інші .

Він висловлює своє ставлення до концепції, в простій і зрозумілій картині, яка, по суті, є мрією, яка розкриває, чим повинна стати організація або в якому напрямі їй треба розвиватися. Менеджер добивається розуміння цієї концепції, пояснюючи, що вона здійсненна, але що її реалізація залежить від внеску кожного працівника. Своїм прикладом, керівною роллю, віддаючи належне людям за їхні успіхи, виховуючи в них гордість за свою роботу, він надихає співробітників на втілення концепції в життя. Сучасні менеджери-лідери – це носії нового господарського мислення, орієнтованого на нововведення і інтеграцію зусиль працівників, на використання культурно-етичних інструментів керівництва.

Ефективним менеджером, що відповідає запитам нової філософії управління, вважається людина, яка усвідомлює, що його авторитет безпосередньо залежить від поваги підлеглих, а не від його формального статусу. Досвід провідних фірм переконує в тому, що авторитет – це високий професіоналізм та прагнення до сучасного стилю управління. Мова йде про здатність керуючих вести справу так, щоб їх підлеглі постійно відчували до себе повагу, були причетні до вирішення виникаючих проблем, не відчували перешкод у творчій праці, повністю несучи відповідальність за результати діяльності і відчуваючи при цьому свою значимість.

Можна виділити наступні основні риси сучасного керівника:

– доступний кожному працівникові, тон обговорення будь-яких проблем незмінно доброзичливий;

– глибоко залучений у процес управління персоналом, постійно приділяє увагу системам заохочення, особисто знайомий зі значною частиною працівників, багато часу приділяє пошуку відповідних кадрів та їх навчання;

– делегує повноваження виконавцям, будує відносини на довірі;

– вину за невдачі приймає на себе, не втрачаючи часу на пошук винуватців, для нього найголовніше – подолати помилку;

– при висуненні на відповідальні пости рекомендує, в першу чергу, здатних співробітників організації і лише у виняткових випадках запрошує фахівців зі сторони;

– заохочує самостійність підлеглих, причому міра цієї самостійності точно відповідає здібностям і професіоналізму працівника;

– без необхідності в роботу підлеглих не втручається, а контролює тільки кінцевий результат і ставить нові завдання;

– впевнений у собі та власних силах, невдачі сприймає як тимчасове явище;

– постійно вводить інновації.

З зазначеними рисами керуючого – лідера тісно пов’язані особливості його поведінки, стилю роботи. В умовах ринкових відносин авторитарний стиль вичерпує свої можливості. Демократизм в управлінні істотно підвищує зацікавленість колективу в кінцевому результаті роботи, мобілізує енергію людей, створює сприятливу психологічну атмосферу. У чому ж виявляється цей стиль? По-перше, розпорядження і накази поступаються місцем переконання, суворий контроль – довіри .

Це відображає перехід від внутрішньоорганізаційних відносин типу «начальник – підлеглий» до відносин співробітництва, кооперації партнерів, так само зацікавлених в успіху справи. По-друге, керуючі – новатори прагнуть розвивати колективні форми роботи єдиної «командою», що різко збільшує взаємний обмін інформацією між членами робочих груп. По-третє, менеджери-новатори завжди відкриті для будь-яких нових ідей – від колег, підлеглих, клієнтів. Більше того, поведінка, пріоритети, ціннісні установки цих керуючих створюють для оточуючих середу, в якій вільне висловлювання ідей і обмін думками стають природною формою робочих взаємин. По-четверте, керівник-новатор всіляко прагне створити і підтримувати хороший психологічний клімат у колективі, він намагається не порушувати інтереси одних працівників за рахунок інших, з готовністю, а головне публічно визнає заслуги співробітників.

Оскільки і люди і ситуації постійно змінюються, менеджер повинен бути достатньо гнучким, щоб пристосуватися до безперервних зміних. Розуміння ситуації і знання того, як управляти людськими ресурсами, – найважливіші компоненти ефективного керівництва. Все це свідчить про те, що управлінська робота відноситься до числа таких видів людської діяльності, які вимагають специфічних особистісних якостей, що роблять конкретну особистість професійно придатною до управлінської діяльності .

Дослідження, проведене Інститутом Геллаппа, показало, що, незважаючи на управлінський ранг, є певне поєднання параметрів – вимог, що гарантують успіх у роботі будь-якого менеджера. Зокрема, у системі управління США виділяється п’ять основних вимог:

1) здоровий глузд;

2) знання справи;

3) впевненість у своїх силах;

4) високий загальний рівень розвитку;

5) здатність доводити почату справу до кінця.

Таким чином, ринкова економіка вимагає від менеджера:

  • здатність керувати собою;
  • розумні особисті цінності;
  • чітких особисті цілі;
  • постійного особисте зростання (розвиток);
  • навички швидко знаходити «вихід» із складних ситуацій;
  • винахідливість та інноваційність;
  • здатність доводити свою точку зору до інших;
  • здатність управляти, контролювати та мотивувати підлеглих.

Література:

  1. Довгань Л. Є. Праця керівника, або практичний менеджмент. – К.: ЕксОб, 2002., С. 86 – 100.;
  2. Мальська М. П., Мандюк Н. Л., Занько Ю. С. Корпоративне управління: теорія та практика.

    Підручник.– К.: Центр учбової літератури, С.8 – 26.;

  3. Скібіцька Л. І.,Лідерство та стиль роботи менеджера: Навчальний посібник. – К.: Центр учбової літератури, 2009., C. 15 – 45.;
  4. Скібіцька Л. І. Організація праці менеджера: Навч. посібник. – К.: Центр учбової літератури, 2009., С. 10.;
  5. Чайка Г. Л. Культура ділового спілкування менеджера : навч. посібник / Чайка Г. Л. – К. : Знання, 2005., С. 10 – 55.

Portrait of a modern manager
Sribna V.V.
Supervisor: Ph.D., associate professor Krasnomovets V.A.

Department of Management
Cherkasy National University
Bohdan Khmelnytsky
e.mail: kaf_men_05@mail.ru

Введение

Представленная работа посвящена теме «Портрет современного менеджера». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема «Портрет современного менеджера» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики
«Портрет современного менеджера».

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Портрет современного менеджера». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Портрет современного менеджера» определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Портрет современного менеджера» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Портрет современного менеджера» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическое значение изучения проблемы «Портрет современного менеджера» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий «Портрет современного менеджера».

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Портрет современного менеджера» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Портрет современного менеджера»

2. Сказать об актуальности проблемы «Портрет современного менеджера» в современных условиях

3.Изложить возможности решения тематики «Портрет современного менеджера»

4. Обозначить тенденции развития тематики «Портрет современного менеджера»

Портрет современного менеджера

В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с ярко выраженными диктаторскими способностями, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение. Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие западную экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с людьми было не достаточно — взаимодействие нужно было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских способностей И наконец, сегодня, фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным.

Менеджер выполняет следующие обязанности:

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это — дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это — воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

В- пятых, это – инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

В-шестых, это — просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

Функции менеджера

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенцииподчиненных; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий. Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Поэтому менеджер должен уметь выходить из критических ситуаций, уметь убедить людей, вести грамотные переговоры сгладить обстановку и наконец, найти компромисс в любом деле.

Роль менеджера

В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли.

Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с

другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль имидж и представительство во внешнем мире; фактический может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее вдохновляющий действия людей, направленные на достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и

обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.

В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет

предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер,

ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

Менеджеры высшего звена фирмы обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов

деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс. Менеджеры низшего звена – мастера — находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака.

По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных.

Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия.

В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набрать очки», да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме «так, чтобы наверняка», не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.

В противоположность «пассивному» руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает и соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные, ситуации, не боясь, риска и ответственности. Активный менеджер ищет и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность выдвинуться. У активного менеджера есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофициальное подчиненных.

Что нужно чтобы стать менеджером

Прежде всего, это личное желание занять высокий пост, которое естьдалеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий менеджер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант, — дар Божий. Но талант без труда — ничто, поэтому менеджер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели. Наконец, претендент на менеджера на высоком уровне должен уже к 35 годам накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и «созреть» как крупный руководитель. Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5-7 лет, т.е. стремительный взлет карьеры должен начаться в 27 -28 лет. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем — увольнение сотрудников. Среди других, не попавших на «пьедестал почета», можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, принятие решений и улаживание конфликтов.

Качества, которые присущи менеджеру

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять авторитет — в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру — профессиональные. Это — компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура — общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Добавить комментарий

Закрыть меню