Понятие пенсионного обеспечения

20 августа 2018

В России существует четыре основных вида пенсии: страховая, по государственному пенсионному обеспечению, накопительная, добровольная.

Обязательное пенсионное обеспечение, которое охватывает всех работающих россиян, основывается на страховых принципах. Рассмотрим подробнее каждую разновидность пенсии.

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством.

Страховая пенсия имеет три вида:

— страховая пенсия по старости — это самый распространенный вид пенсии в России. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше.

— страховая пенсия по инвалидности — назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет.

— страховая пенсия по случаю потери кормильца — назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении выслуги при выходе на пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению имеет пять видов:

— государственная пенсия за выслугу лет — назначается военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава, федеральным государственным служащим.

— государственная пенсия по старости — назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф.

— государственная пенсия по инвалидности — назначается военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам.

-государственная пенсия по случаю потери кормильца — назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.

— социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца при отсутствии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства).

Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. При этомопределенные пенсионные накопления есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

В случае отказа от формирования накопительной пенсии все ранее сформированные пенсионные накопления граждан сохраняются: они продолжают инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

Кроме того, застрахованные лица по-прежнему вправе распоряжаться своими пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и в течение определённого времени делать личные взносы. Кроме самого гражданина в его негосударственном пенсионном обеспечении может принимать участие и его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной.

Пенсия— это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство раз­личает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представ­ляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О го­сударственном пенсионном обеспечении в Российской Федера­ции», и которая предоставляется гражданам:

1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий:

— пенсии за выслугу лет;

— пенсии по старости;

— пенсии по инвалидности;

— социальные пенсии.

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, ко­торые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на кото­рую определяется в соответствии с условиями и нормами, уста­новленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Рос­сийской Федерации».

В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий:

— трудовая пенсия по возрасту;

— трудовая пенсия по инвалидности;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

Пенсия за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в те­чение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определен­ного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные воз­растные «планки» пребывания на службе — от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет не­обходимого срока выслуги, то ему также предоставляется право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополни­тельными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении госу­дарственных задач.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболева­ний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможно­стей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанав­ливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохра­нения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

Пенсия по случаю потери кормильца

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кор­мильца является установленный (зарегистрированный) факт смер­ти кормильца либо объявление его умершим или признание без­вестно отсутствующим в судебном порядке. Размер пенсии по слу­чаю потери кормильца зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждиве­нец, и некоторых других обстоятельств.

Пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по дости­жении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими воз­раста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет.

Страховой стаж— это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Рос­сийской Федерации.

В этот стаж, кроме непосредственно перио­дов работы, включаются периоды и некоторых иных видов обще­ственно полезной деятельности:

— период прохождения военной службы, а также другой при­равненной к ней службы;

— период получения пособий по государственному социально­му страхованию в период временной нетрудоспособности;

— период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в об­щей сложности;

— период получения пособия по безработице;

— период участия в оплачиваемых общественных работах и пе­риод переезда по направлению государственной службы занято­сти в другую местность для трудоустройства;

— некоторые другие периоды.

Если страховой стаж у гражданина отсутствует, то у него нет права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию. Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии осно­ваний пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.

Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более ран­нем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются:

1) особый характер труда (такие пенсии, например, назнача­ются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);

2) особые условия труда (подземные работы, работы с тяже­лыми и вредными условиями труда);

3) физиологические особенности организма человека (лили­путы, инвалиды по зрению);

4) географическое место нахождения организации и место жи­тельства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

5) осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьми­летнего возраста пять и более детей).

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «государственная социальная помощь».

2. Какие виды социальной помощи вам известны?

3. Опираясь на материал главы, начертите схему «Виды пенсий в Рос­сийской Федерации».

4. При каких условиях назначается пенсия за выслугу лет?

5. При каких условиях назначается пенсия по инвалидности?

6. При каких условиях назначается пенсия по случаю потери кормильца?

7. При каких условиях назначается пенсия по старости?

Глава 16

Пенсионное обеспечение — это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека.

Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную технологическую цепь — от назначения до выплат пенсий.

Сегодня в республике установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии.

Финансирование пенсионного обеспечения в республике осуществляется из двух источников: специальных целевых фондов и государственного бюджета.

Специальные целевые фонды образуют систему социальной защиты и финансируются за счет отчислений от заработной платы. Из этих фондов выплачиваются пенсии по старости, пособия по безработице, оплачиваются больничные листы и т.д.

Из бюджетных средств, образующих систему социальной помощи, оплачиваются пенсии по инвалидности, семейные пособия, стипендии студентам, пособия малоимущим и т.п.

Уровень состояния финансирования пенсионного обеспечения в целом зависит от состояния экономики в республике, работы предприятий и организаций.

Фонд социальной защиты населения образован с 1 июля 1993 года на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования. Фонд осуществляет управление финансами социального страхования, является самостоятельной финансово-кредитной организацией.

Фонд социальной защиты обеспечивает:

• сбор и аккумуляцию страховых взносов;

• осуществляет финансирование выплат пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, ежемесячных пособий на детей; на погребение;

• финансирование оздоровления: на санаторно-курортное лечение и отдых трудящихся и их детей, дотации на содержание санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей и другие расходы, предусмотренные законодательством республики;

• осуществляет контроль за соблюдением плательщиками законодательства и нормативных актов по государственному социальному страхованию;

• анализирует поступление и расходование средств фонда;

• готовит предложения по размерам страховых взносов;

• проводит работу по созданию технической базы для перехода к персонификации страховых взносов.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» средства государственного социального страхования хранятся в государственных страховых фондах, не подлежат изъятию, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством.

Разрабатываемый Фондом социальной защиты населения годовой бюджет согласовывается с Министерством финансов и другими заинтересованными министерствами, рассматривается и утверждается Законом о бюджете на очередной год.

Доходная часть фонда формируется за счет отчислений на социальное страхование предприятий, организаций, учреждений как государственных, так и негосударственных, зарубежных юридических лиц, предпринимателей, граждан и поступлений, не регламентируемых тарифами

Целевое распределение и направление денежных средств на пенсионное обеспечение осуществляют региональные звенья Фонда на уровне центрального аппарата областных, Минского городского управлений и районных отделений.

Проблемы в области пенсионного обеспечения объясняются тем, что уровень государственных пенсий не поспевает за темпами инфляции, а изменение демографической ситуации (снижение рождаемости и увеличение числа пенсионеров) еще более усугубляет положение дел. В результате уровень пенсионного обеспечения в республике на сегодняшний день не удовлетворяет ни государство, ни большинство получателей пенсии, ибо существующая на сегодняшний день система пенсионного обеспечения не в состоянии обеспечить необходимый уровень жизни, оставляя большинство пенсионеров за чертой бедности.

Причины создавшегося положения различны.

Во-первых, это сам концептуальный подход к формированию системы пенсионного обеспечения. В его основе лежит принцип текущего финансирования (солидарности), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений от фонда заработной платы работающих, что определяет не накопительный, а распределительный принцип функционирования пенсионной системы. А так как поступления в Фонд социальной защиты населения неравномерны и невысоки, то невысоки и пенсии.

Во-вторых, это причины экономического характера, которые заключаются:

• в кризисе трудовых отношений, проявляющемся, прежде всего, в низком уровне оплаты труда, который ведет к такому же низкому уровню пенсионного обеспечения;

• сокращении доли заработной платы в структуре денежных доходов населения, что обусловливает сужение базы для начисления страховых взносов;

• сокращении численности занятых в экономике и росте численности пенсионеров, в результате чего сократилась численность плательщиков взносов на цели пенсионного обеспечения.

В-третьих, это проблемы самого пенсионного обеспечения — от назначения до выплат:

• неотработанность методологии расчета пенсии и ее низкий уровень;

• большой удельный вес в структуре пенсий различных доплат (надбавок);

• необоснованные льготы и привилегии при досрочном выходе на пенсию, установленные еще во времена бывшего СССР;

• наметившиеся в пенсионном обеспечении уравнительные тенденции;

• низкая защита пенсии от инфляции;

• неразвитость в республике системы негосударственного дополнительного пенсионного страхования.

С учетом всего вышеизложенного в республике было принято решение о необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения. Для решения проблем пенсионного обеспечения разработана Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, которая предусматривает необходимость формирования трехуровневой пенсионной системы, включающей:

• социальные пенсии;

• трудовые (страховые), которые станут основой пенсионной системы;

• дополнительные негосударственные пенсии.

Новая система пенсионного обеспечения включает в себя не только изменение условий и норм пенсионного обеспечения, но и страховой механизм его осуществления.

Основой этого механизма должен стать индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов и приобретенных страховых прав, предназначенный для справедливого измерения вклада каждого конкретного человека в пенсионную систему в зависимости от уплаты страховых взносов. С этой целью принят Закон Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц в системе государственного социального страхования», который вступил в силу с 2001 года.

Пенсионное обеспечение — одна из главных социальных гарантий развития государства, поскольку оно затрагивает интересы всего населения страны, как нетрудоспособного (граждан, получающих пению), так и трудоспособного (будущих пенсионеров). Условия и нормы пенсионного обеспечения определяются с учетом трудового вклада. Этот вклад имеет количественный и качественный параметры. Первый — как долго человек трудился и, следовательно, подлежал указанному виду страхования. Второй — как оценивался его труд, т.е. каким был характерный для него уровень трудового дохода. Количественный показатель выражается обычно в стандарте стажа, а качественный — в размере типичного для застрахованного заработка. При превышении установленного стандарта стажа пенсия повышается, в случае его недостаточности, наоборот, понижается. Во всех случаях пенсия подсчитывается на основе среднего заработка.Пенсионное обеспечение — это непосредственно связанный с трудовой деятельностью индивида процесс материальной поддержки, размеры, сроки и условия которого являются производными от размера заработной платы, условий труда, стажа работы и др. Более того, пенсионное обеспечение базируется на экономических интересах разных поколений с разными уровнями доходов и разными уровнями экономического развития.

Средства пенсионного обеспечения государства в отличие от других государственных расходов обеспечиваются за счет создаваемых специальных внебюджетных фондов, которые организуют сбор и финансирование выплат пенсий.

В этом аспекте солидарная система, являющаяся государственной, в сущности, имеет три основных источника:отчисления работников;обязательное отчисление от фонда заработной платы;государственные дотации.В накопительной системе два источника:обязательные или добровольные взносы работников;проценты от инвестиции накоплений.

В частных накопительных пенсионных фондах:отчисления в виде взносов работников;проценты от капитализации взносов;переброска дополнительных средств из других социальных фондов по просьбе работников.

В настоящее время рассматриваются две альтернативные модели пенсионной системы: распределительная и накопительная.

Накопительная пенсионная система на выходе гарантирует реализацию принципа справедливости: сколько заработал — сколько вложил — столько получил.В значительной степени недостатков лишена ныне существующая распределительная пенсионная система, построенная на принципах коллективности, гарантированности, гуманности.


Пенсионная система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.Виды государственных пенсий – разновидности пенсионных выплат, определяемых законодательством РФ.В Федеральном законе от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» представлен исчерпывающий перечень видов государственных пенсий. По основаниям возникновения права на пенсионное обеспечение различают следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

— пенсия за выслугу лет;- пенсия по старости;- пенсия по инвалидности;

— социальная пенсия.Государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов и гражданам из числа работников летно-испытательного состава. В зависимости от категорий получателей пенсий различаются и условия назначения пенсий. Государственная пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.Государственная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов.Государственная социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам. Право на социальную пенсию по инвалидности имеют инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды. Право на социальную пенсию по случаю потери кормильца получают дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (за исключением образовательных учреждений дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Социальная пенсия по старости устанавливается гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).


Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

назначение и выплата пенсий ;учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидами т.д.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19

1. Институт государственной службы в США.

В соответствии с законом о реформе гражданской службы 1978 г., в США с 1 января 1979 г. были созданы Бюро управления персоналом и Совет по защите системы заслуг. На Бюро управления персоналом возложена задача обеспечения централизации и координации кадровой работы в аппарате административного управления. В компетенцию Бюро входит назначение служащих на должности и их продвижение по службе, оценка их труда, повышение квалификации, поощрения и наказания, выработка рекомендаций по совершенствованию кадровой работы. Совета по защите системы заслуг- обеспечение соблюдения законов гражданской службы в области найма, увольнения и прохождения службы в соответствии с принципами «системы заслуг».

Сформулировано девять основных принципов «системы заслуг», которые определяют основы организации государственной службы США:

• рекрутирование служащих из всех сегментов общества с отбором и продвижением на основе способностей, знаний и умений при справедливой и открытой состязательности;

• должно проявляться справедливое и беспристрастное отношение ко всем служащим и претендентам на государственную службу независимо от их политических взглядов, расы, цвета кожи,пола;

• за равную работу должна быть обеспечена равная оплата с учетом как федерального, так и местного уровня оплаты труда служащих частного сектора в сочетании с поощрением и признанием высококачественной работы;

• высокие стандарты честного поведения и заботы об общественном интересе;

• действенное и эффективное использование федеральной рабочей силы;

• должно сохранять хорошо работающих служащих; корректировать работу тех, чья деятельность не соответствует требованиям;

• улучшение работы путем эффективного обучения и подготовки;

• защита служащих от необоснованных действий, персонального фаворитизма или политического принуждения;

• защита служащих от наказания за законное раскрытие информации.

Гражданская служба в США подразделяется на конкурсную и исключительную. Название “конкурсная” объясняется тем, что все назначения на эту службу производятся в результате отбора на конкурсных экзаменах. Более 90% всех государственных служащих проходят через конкурсную систему. Название “исключительная” отражает положение, по которому должности этой службы исключены из-под действия Закона о гражданской службе. В число “исключительных” входят служащие Агентства по национальной безопасности, ЦРУ, ФБР, Госдепартамента, представительств США в международных организациях.

В США существует также патронажная система, или система добычи, т.е. назначение на высшие административные должности за политические заслуги и периодическая сменяемость высших чиновников в зависимости от времени нахождения в Белом доме представителя партии, сторонниками которой они являются

Совет по защите системы заслуг. Главная задача Совета — защита служащих от злоупотреблений и неоправданных кадровых действий. Он заслушивает и принимает решения по жалобам служащих и при необходимости дает приказания о корректирующих и дисциплинарных действиях в отношении государственного служащего или учреждения.

Добавить комментарий

Закрыть меню