Понятие педагогические технологии

ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» tесhnе – «искусство», «мастерство»; lоgоs – «слово», «учение». Он пришел в педагогику из производственной сферы и употребляется все чаще, хотя еще не стал привычным и ясным.

«Технология – это объективный, прежде всего материальный процесс (и даже исключительно материальный), который происходит на производстве, и точно также нужно поступать, если мы хотим рассматривать или построить технологию обучения и воспитания». Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, также как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания.

Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений.

Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность учителя и учащихся соответственно в учебном и воспитательном процессе.

Педагогическая технология и образовательная технология часто используются как синонимы, так как современная трактовка термина «образование» включает в себя также и воспитание личности, придание ей некоторого образа. Поэтому в описании образовательных технологий, например, в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», можно встретить и вальдорфскую педагогику, и педагогику сотрудничества, и «диалог культур» и другие.

Каковы же определения педагогической технологии?

В педагогической литературе существуют четыре основных подхода к понятию «технология обучения» («педагогическая технология»), а именно:

1. технологияопределяется как дидактическая концепция, часть педагогической науки (Б.Т.Лихачев, П.И. Пидкасистый, М.А.Чошанов и др.);

2. как педагогическая система (В. П. Беспалько, В.В. Гузеев и др.);

3. как педагогический процесс (В.С. Безрукова, М.М. Левина, В.Д. Симоненко и др.);

4. как процедура (алгоритм) деятельности учителя и учащихся (В.М. Монахов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.).

Наиболее близким к нашему пониманию технологии обучения является рассмотрение технологии как процедуры деятельности участников педагогического процесса.

Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения (В.В. Сериков).

Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А. Сластенин).

В.В. Юдин говорит о том, что «технология – последовательность шагов рекомендуемой учебной деятельности, выделенных на основе научных представлений». Он же дает другое определение: «Педагогическая технология – совокупность методов, приемов обучения, гарантировано приводящих к заданному результату».

Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения (Т.В. Машарова).

В международном ежегоднике по технологии образования и обучения говорится: «Педагогическая технология – это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов». Суть данного определения заключается в идее оптимизации работы школы или другого образовательного учреждения и, прежде всего, повышении эффективности его основного звена – учебного процесса.

Педагогическая технология в таком понимании требует научных оснований для описания учебно-воспитательного процесса, выделение которых даст возможности управлять им, действительно приходить к заданному образовательному результату.

Роль таких оснований должны играть не принципы обучения (воспитания), сформулированные на основе многовекового педагогического опыта и составляющие основу традиционной педагогики, а законы и закономерности образовательного процесса, на которых и строит свою технологию педагогическая технология.

Педагогическая технология опирается на определенные законы и закономерности педагогики, которые лежат в основе ее научной базы. В свою очередь, законы и закономерности были сформулированы на основе научного познания педагогической действительности. Процесс формирования педагогической технологии можно представить в виде следующей схемы:

Схема 1. Процесс формирования педагогической технологии

В.В. Юдин подчеркивает, что только законы, как объективные незыблемые связи компонентов учебно-воспитательного процесса (и закономерности как устойчивые, часто повторяющиеся связи) могут явиться основой технологического подхода в педагогике, претендующего на гарантированное достижение заранее заданной образовательной цели. Он же выделяет основную функцию технологии, которая заключается в переносе опыта, использовании его другими.

Педагогическая технология изначально должна лишаться личностного оттенка. Поэтому педагогическое образование на уровне сущностной репродукции необходимо строить на технологиях, а не на методиках, которые либо неповторимы, либо предполагают их формальное повторение.

Использование педагогических технологий предполагает особое построение учебного процесса (см. Схему 2). Данная схема содержит этапы, присущие любому типу построения учебного процесса – выработку цели и определение содержания обучения. Отличительной ее особенностью является направленность на достижение заведомо поставленной цели и на этой основе коррекция учебного процесса, наличие оперативной обратной связи.

Понятие «технология» в педагогике

На первый взгляд личностно-ориентированный подход, определяемый нами в качестве ведущего в сфере образования , и технологический подход противоречат друг другу. Действительно, первый подход предполагает обращение к внутреннему миру ученика, его ценностям, взглядам. А в технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. И тогда возникает вопрос – разве можно четко описать внутренний мир обучаемого и способы его использования в образовательном процессе? Как поступить в этой ситуации?

Всем очевидно, что современный образовательный процесс должен быть ориентирован на ученика.

А это означает, что в нем в соответствии с синергетическим подходом имеют право на существование спонтанность, неопределенность , нелинейность. Можно ли говорить о технологичности образовательного процесса и тут же сразу делать оговорки по поводу синергии субъектов? С целью ответа на поставленные вопросы обратимся к определению понятия «технология» и, в частности, понятию «образовательная технология».

В словаре иностранных слов дается следующее определение технологии. В переводе с греческого Techne – искусство, мастерство, умение и -логия – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.

В толковом словаре этот термин определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.

Технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов (М.Чошанов).

Педагогическая технология – есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П.Митчелл).

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М.Монахов).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Из приведенных определений можно вычленить следующие признаки технологии: процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся; совокупность приемов, методов; проектирование и организация процесса; наличие комфортных условий. Однако, на наш взгляд, здесь не полно учитывается управленческий аспект.

С позиции управления образовательный процесс представляет собой сочетание управленческой деятельности учителя и самоуправления ученика в целостном управленческом цикле как взаимодействия участников образовательного процесса. Отмеченное дает нам основание для следующего определения понятия «образовательная технология».

Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Дадим пояснения в связи с приведенным определением. Во-первых, в нем дается указание на совместную деятельность учителя и учащихся, что означает фактическое отрицание программирования только педагогом конечных результатов и построения им жесткой программы деятельности ученика по их достижению. Иными словами речь идет об ученике как субъекте учения, определяющим и конечные результаты своей деятельности и процесс их достижения.

Во-вторых, в приведенном определении фиксируется полный цикл управления учеником своей учебной деятельностью. В этой связи можно констатировать, что образовательная технология призвана обеспечивать обучение учащихся самоуправлению учением. В-третьих, в определении обращается внимание на создание комфортныхусловий деятельности субъектов образовательного процесса, что ориентирует , в первую очередь, педагогов на поиск и создание условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Любая образовательная технология включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления); критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Итак, современную технологию характеризуют следующие позиции:

— технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передача знаний, умений и навыков; технологии развивающей педагогики);

— технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

— функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

— поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;

— органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Далее:Место технологии в современной Вверх:Основные понятия педагогической технологии Назад:Основные понятия педагогической технологии

Понятие «педагогическая технология»

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» tесhnе – «искусство», «мастерство»; lоgоs – «слово», «учение». Он пришел в педагогику из производственной сферы и употребляется все чаще, хотя еще не стал привычным и ясным. «Технология – это объективный, прежде всего материальный процесс (и даже исключительно материальный), который происходит на производстве, и точно также нужно поступать, если мы хотим рассматривать или построить технологию обучения и воспитания». Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, также как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность учителя и учащихся соответственно в учебном и воспитательном процессе.

Педагогическая технология и образовательная технология часто используются как синонимы, так как современная трактовка термина «образование» включает в себя также и воспитание личности, придание ей некоторого образа. Поэтому в описании образовательных технологий, например, в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», можно встретить и вальдорфскую педагогику, и педагогику сотрудничества, и «диалог культур» и другие.

Каковы же определения педагогической технологии?

В педагогической литературе существуют четыре основных подхода к понятию «технология обучения» («педагогическая технология»), а именно: технология определяется как дидактическая концепция, часть педагогической науки (Б.Т.Лихачев, П.И. Пидкасистый, М.А.Чошанов и др.); как педагогическая система (В П.Беспалько, В.В.Гузеев и др.); как педагогический процесс (В.С. Безрукова, М.М. Левина, В.Д.Симоненко и др.); как процедура (алгоритм) деятельности учителя и учащихся (В.М.Монахов, В.В.Сериков, В.А.Сластенин и др.). Наиболее близким к нашему пониманию технологии обучения является рассмотрение технологии как процедуры деятельности участников педагогического процесса .

Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения (В.В.Сериков).

Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).

В.В. Юдин говорит о том, что «технология – последовательность шагов рекомендуемой учебной деятельности, выделенных на основе научных представлений» . Он же дает другое определение: «Педагогическая технология – совокупность методов, приемов обучения, гарантировано приводящих к заданному результату» .

Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения (Т.В. Машарова).

В международном ежегоднике по технологии образования и обучения говорится: «Педагогическая технология – это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» . Суть данного определения заключается в идее оптимизации работы школы или другого образовательного учреждения и, прежде всего, повышении эффективности его основного звена – учебного процесса (см. другие определения в п. 8.2).

Педагогическая технология в таком понимании требует научных оснований для описания учебно-воспитательного процесса, выделение которых даст возможности управлять им, действительно приходить к заданному образовательному результату.

Роль таких оснований должны играть не принципы обучения (воспитания), сформулированные на основе многовекового педагогического опыта и составляющие основу традиционной педагогики, а законы и закономерности образовательного процесса, на которых и строит свою технологию педагогическая технология.

Педагогическая технология опирается на определенные законы и закономерности педагогики, которые лежат в основе ее научной базы. В свою очередь законы и закономерности были сформулированы на основе научного познания педагогической действительности. Процесс формирования педагогической технологии можно представить в виде следующей схемы:

Схема 1. Процесс формирования педагогической технологии

В.В. Юдин подчеркивает, что только законы, как объективные незыблемые связи компонентов учебно-воспитательного процесса (и закономерности как устойчивые, часто повторяющиеся связи) могут явиться основой технологического подхода в педагогике, претендующего на гарантированное достижение заранее заданной образовательной цели. Он же выделяет основную функцию технологии, которая заключается в переносе опыта, использовании его другими. Педагогическая технология изначально должна лишаться личностного оттенка. Поэтому педагогическое образование на уровне сущностной репродукции необходимо строить на технологиях, а не на методиках, которые либо неповторимы, либо предполагают их формальное повторение.

Использование педагогических технологий предполагает особое построение учебного процесса (см. Схему 2). Данная схема содержит этапы, присущие любому типу построения учебного процесса – выработку цели и определение содержания обучения. Отличительной ее особенностью является направленность на достижение заведомо поставленной цели и на этой основе коррекция учебного процесса, наличие оперативной обратной связи.

Схема 2. Схема технологического построения учебного процесса (М. Кларин)

Ключевой особенностью технологического построения педагогического процесса является последовательная ориентация на четко поставленные цели (проблемы постановки целей в педагогической технологии будут рассмотрены подробнее в п. 2.3).

Далее:Место технологии в современной Вверх:Основные понятия педагогической технологии Назад:Основные понятия педагогической технологии
ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий

Современные трактовки понятия педагогической технологии

Образование — это индустрия, направленная в будущее.

С.П. Капица

Слово «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогиче­ская технология» в буквальном переводе обозначает учение о педаго­гическом искусстве, мастерстве.

В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции.

1. Педагогические технологии как средство.Педагогические технологии как средство обучения, то есть как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Н.Б. Кры­лова, Р. де Киффер, М. Мейер).

· Педагогическая технология включает всё: «от мела и классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер).

· Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

· Педагогическая технология – это новый тип средств обучения (С.А. Смирнов).

· Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»).

· Школьные технологии – средства учебной деятельности, связанные с применением современной техники (Н.Б. Крылова).

· В глоссарии терминов по педагогическим технологиям (Париж, ЮНЕСКО, 1986) указано, что эта позиция представляет первоначальный смысл понятия педагогическая технология, порожденный революцией в области коммуникаций, изобретением аудиовизуальных средств, телевидения, компьютеров и т.д.

Педагогические технологии как способ.Вторую позицию выдвигают В.П. Бес­паль­ко, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Мо­нахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Са­ка­мото и др. Они считают, что педагогическая технология – это процесс коммуникации (способ выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системевзаимодействия участников педагогического процесса.

Близко к данной позиции понимание педагогической технологии и как искусства, мастерства преподавания, воспитания.

· Педагогическая технология – это систематическое использование людей, идей, учебных материалов и оборудования для решения педагогических проблем (С. Гибсон).

· Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

· Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов).

· Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин).

· Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

· Педагогическая технология – это оптимальныйспособ действия (достижения цели) в заданных условиях (А.М. Кушнир).

3. Педагогические технологии как научное направление.Представители третьей позиции (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Ка­уфман, С. Ведемей­ер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук.

· Технология обучения (педагогическая технология) — новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов (П.И. Пидкасистый).

· Образовательная технология — это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий (В.В. Гузеев).

· Педагогическая технология есть быстро развивающаяся область знания, междисциплинарный конг­ломерат с элементами бихевиористской психологии, социальной философии, техни­ки, теории коммуникации, аудиовизуально­го образования и кибернетики (С. Ведемейер).

Данная позиция требует от технологии однозначной детерминации, гарантированности результатов (пусть даже в области вероятностных характеристик).

4. Педагогические технологии как многомерное понятие.Четвертая позиция представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс (В.И.Боголюбов, М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Е.В. Коротаева, В.Э.Штейнберг, Д. Финн, К.М. Силбер, П. Мит­чел, Р. Томас).

· Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

· Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний (К.Н. Силбер).

В «Энциклопедии педагогических средств, коммуникаций и технологии» (Лондон, 1978) П.Д. Митчелл пишет, что педагогиче­ская технология представляет собой междисциплинарный конгломерат, имеющий связи (отношения) фактически со всеми ас­пектами образования – от короткого обу­чающего фрагмента до национальной сис­темы со всеми ее функциями.

· Педагогиче­ская технология есть область исследований и практики (в рамках системы образо­вания), имеющая связи (отношения) со все­ми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ре­сурсов для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагоги­ческих результатов (П.Д. Митчелл).

· Педагогическая технология – это системныйметод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

· Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Из приведенных определений следует, что педагогическая технология – это категория педагогики, обладающая большой степенью общности, обобщенности, многомерности. Пользуясь терминологией В.В. Давыдова, педагогическую технологию можно рассматривать как содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех вышеприведенных определений, включая генетические корни понятия.

Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят, по существу, лишь о том, что это качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики.

Добавить комментарий

Закрыть меню