Понятие налоговой обязанности

НК РФ Статья 44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

2. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

(в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2) утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ;

(см. текст в предыдущей )

3) со смертью физического лица — налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

(пп.

5 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

(п. 4 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Понятие налогового обязательства

Налоговым обязательством признается обязанность налого­плательщика уплатить определенный налог (сбор) при наличии обстоятельств, установленных актом налогового законодательства.

Обязательственный характер имеют следующие производные налоговые правоотношения:
обеспечительные — правоотношение, в рамках которого уплачиваются пени, проценты за несвоевременный возврат излишне полученных налоговых платежей, и правоотношение, основанное на заключении договоров залога или поручительства;
возникающие в связи с излишним получением публично-территориальным образованием сумм налогов, пеней, штрафов.

Государство, используя термин «налоговая обязанность», регулирует налоговые обязательственные отношения односторонне, определяя только обязанности налогоплательщика и иных лиц.

Налоговое обязательство — урегулированные нормами налогового права общественные отношения, в силу которых налогоплательщик обязан уплатить налог, а публичный субъект вправе требовать от налогоплательщика исполнения своих обязанностей.

Основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок и условия исполнения налогового обязательства могут ре­гулироваться исключительно актами, налогового законодательства.

Возникновение и прекращение налогового обязательства.

Налоговое обязательство возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодатель­ством обязательств, предусматривающих уплату налога (сбора). Оно является первоочередным по отношению к другим, имеющимся у налогоплательщика неналоговым обязательствам.

Исполнением налогового обязательства признается уплата в установленный срок причитающихся сумм налога (сбора) и осуще­ствляется непосредственно налогоплательщиком, если иное не ус­тановлено актами налогового законодательства.

Односторонний отказ налогоплательщика или иного обязан­ного лица от исполнения налогового обязательства либо односто­роннее изменение порядка его исполнения налогоплательщиком или обязанным лицом, не предусмотренные налоговым законодатель­ством, не допускаются.

Налогоплательщик или иное обязанное лицо отвечает за ис­полнение налогового обязательства принадлежащим ему имуще­ством в пределах, установленных законодательством.

Порядок правопреемства налоговых обязательств (долгов) от­личается от гражданско-правового и применяется в части не уре­гулированной Гражданским кодексом РФ и законодательством о банкротстве.

НДС.

Налог на добавленную стоимость (НДС) введен Законом РФ от 6 декабря 1991 г. До этого такого налога в стране не было. В тот же день Верховный Совет РФ принял Закон «Об акцизах».

Налог на добавленную стоимость имеет широкое распростра­нение в капиталистически развитых странах. Наименование его объясняется тем, что налог уплачивается с той части стоимости, которая добавляется (прирастает) на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг).

По законодательству РФналог на добавленную стоимостьпредставляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Эта часть стоимости определяется как разница между стоимостью реали­зованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками налога являются предприятия (филиалы, отделения) независимо от форм собственности, производящие и реализующие продукцию производственно-технического на­значения, товары народного потребления, платные работы и услуги. В круг плательщиков НДС включены также полные товарищества, реализующие товары, работы и услуги от своего имени.

Все они в Законе об НДС условно именуются предприятиями.

Объектами налогообложения являются обороты (то есть выручка) по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Впоследствии Законом «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах» от 22 декабря 1992 г. к объектам налогообложения были отнесены ввозимые на тер-питорию Российской Федерации товары в соответствии с тамо­женным законодательством РФ.

Закон конкретизирует положения об объектах налогообложе­ния, определяя несколько групп оборотов, а именно:

а) обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне; б) обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам: в) обороты по реализации товаров (работ, услуг) без оплаты стоимости в обмен на другие товары (работы, услуги); и пр.

Сроки уплаты налога. Налог уплачивается ежемесячно, исхо­дя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц, не позднее 20 числа следующего месяца.

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 888 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. I 8.1. Понятие индексов, их виды
  2. I. Понятие и виды отходов. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
  3. I. Понятие и правовой режим санитарно – защитных зон
  4. I. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
  5. II. Понятие и правовой режим территорий традиционного природа пользования
  6. IP адресация, понятие маски
  7. V2: 1.4. Понятие и структура кредитной системы
  8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1.1 Понятие административных правоотношений их особенности и виды
  9. Административное правонарушение (проступок): понятие, признаки, юридический состав и виды
  10. Алиментарные обязательства супругов
  11. Анализ внутренней корпоративной социальной ответственности. Понятие «корпоративной социальной ответственности» сформировалось на Западе сравнительно недавно, около 20 лет назад
  12. Антимаркетинг: понятие, отличия антимаркетинга от маркетинга, виды (информационный, экономический и потребительский) и формы, их характеристика


Поиск на сайте:


Объект налогообложения. Обязанность уплатить налог возникает в том случае, если у организации есть имущество, облагаемое налогом

Обязанность уплатить налог возникает в том случае, если у организации есть имущество, облагаемое налогом, т.е. объект налогообложения. Если объекта нет, уплачивать налог вы не обязаны (п. 1 ст.

38 НК РФ).

Само название налога указывает нам на его объект. Это — имущество организаций. При этом для разных налогоплательщиков установлен свой объект налогообложения (ст. 374 НК РФ).

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество.

┌───────────────────┬─────────────────────────────────┬───────────────────┐

│ Категория │ Объект налогообложения │ Основание │

│ налогоплательщиков│ │ │

├───────────────────┼─────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Российские │Основные средства, которые │Пункт 1 ст. 373, │

│организации │учитываются на балансе указанных │п. 1 ст. 374 НК РФ │

├───────────────────┤организаций в соответствии с ├───────────────────┤

│Иностранные │порядком ведения бухгалтерского │Пункт 1 ст. 373, │

│организации, │учета в РФ │п. 2 ст. 374 НК РФ │

│которые ведут │ │ │

│деятельность в │ │ │

│России через │ │ │

│постоянное │ │ │

│представительство │ │ │

├───────────────────┼─────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Иностранные │Недвижимое имущество, которое: │Пункт 1 ст. 373, │

│организации, │- расположено на территории РФ и │п. 3 ст. 374 НК РФ │

│которые не имеют в │- находится в собственности │ │

│России постоянного │указанных организаций или │ │

│представительства │получено ими по концессионному │ │

│ │соглашению │ │

└───────────────────┴─────────────────────────────────┴───────────────────┘

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

8) движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

  • 10.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
  • 10.2. Исполнение налоговой обязанности
  • 10.3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности
  • 10.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм – налогов, сборов или пени
  • 10.5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени
  • 10.6. Инвестиционный налоговый кредит
  • 10.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности

    Налоговая обязанность представляет одну из важнейших категорий налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений.

    Налоговая обязанность – определенная часть налоговых обязанностей, реализация конституционной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов.

    Одновременно исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учет в налоговом органе, вести налоговый учет, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога, перечислить налог в соответствующий бюджет и т. д.

    Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога и сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы – требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов.

    Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

    Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

    Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Фактически, налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки ее реализации определяется по-разному.

    Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

    – с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

    – с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

    – со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, т. е. гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.

    Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

    – с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

    Кроме названных обстоятельств самостоятельными юридическими фактами, на основании которых прекращается налоговая обязанность, являются: списание безнадежных долгов по налогам и сборам в порядке ст. 59 НК РФ, уплата налога за налогоплательщика его поручителем в порядке ст. 74 НК РФ.

    10.2. Исполнение налоговой обязанности

    Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

    Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

    В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества.

    Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

    Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

    – юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

    – юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

    Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами – с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

    Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

    Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

    Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

    Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ.

    Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

    Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренныхНК РФ.

    10.3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

    Способы исполнения налоговой обязанности – совокупность мер правового воздействия, которые обеспечивают исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.

    НК РФ содержит исчерпывающий перечень рассматриваемых способов:

    – залог имущества;

    – поручительство;

    – пени;

    – приостановление операций по счетам в банке;

    – наложение ареста на имущество налогоплательщика.

    Залог имущества.

    Сущность залога заключается в предоставлении кредитору-залогодержателю права на приоритетное (за некоторым исключением, установленным законом) удовлетворение своего требования за счет заложенного имущества.

    Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

    Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ.

    Поручительство. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

    Поручительство оформляется в соответствии с ГК РФ договором между налоговым органом и поручителем.

    Поручителем вправе выступать юридическое илифизическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

    Пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

    Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

    Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке.

    Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента – организации, плательщика сбора – организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога.

    Арест имущества. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

    Арест имущества может быть полным или частичным.

    Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

    10.4.

    Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм – налогов, сборов или пени

    Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом, и т. д.

    Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет т возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

    Согласно НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты суммы излишне уплаченного налога. Решение о возврате налоговый орган должен принять в течение двух недель после получения такого заявления.

    В соответствии с 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть:

    – зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;

    – зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;

    – возвращена налогоплательщику.

    Таким образом, НК РФ четко устанавливает очередность действий налоговых органов в этом случае. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого налоговый орган может вернуть налог или зачесть его в счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант – возврат или зачет.

    Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.

    При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

    Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.

    Налоги, которые были излишне взысканы налоговыми органами, должны быть возвращены или зачтены в счет будущих платежей.

    Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом – в порядке искового судопроизводства.

    Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд – в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

    В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы.

    10.5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени

    Изменением срока уплаты налога и сбора (гл. 9 НК РФ) признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

    Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

    Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме:

    – отсрочки;

    – рассрочки;

    – налогового кредита;

    – инвестиционного налогового кредита.

    Отсрочка по уплате налога – изменение срока исполнения налоговой обязанности с единовременным погашением налогоплательщиком суммы задолженности.

    Рассрочка по уплате налога – предоставление налогоплательщику возможности изменить срок исполнения налоговой обязанности с последующей поэтапной уплатой суммы задолженности. Погашение налоговой задолженности посредством рассрочки платежа осуществляется частями с установленной периодичностью, но в любом случае срок погашения последней суммы части налога не должен превышать шести месяцев.

    Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    – причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

    – задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

    – угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

    – если имущественное положениефизического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

    – если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носитсезонный характер;

    – основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, устанавливаются Таможенным кодексом РФ.

    Налоговый кредит предоставляет собой изменение срока уплаты на срок от трех месяцев до одного года.

    Решение уполномоченного органа о предоставлении заинтересованному лицу налогового кредита является основанием для заключения договора о налоговом кредите, который должен быть заключен в течение семи дней после принятия такого решения.

    Договор о налоговом кредите должен предусматривать сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

    Копия договора о налоговом кредите представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

    Инвестиционный налоговый кредит– порядок изменения исполнения налоговой обязанности организации. Данный кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет и дает возможность уменьшения платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам.

    10.6. Инвестиционный налоговый кредит

    Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

    Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    – проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

    – осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

    – выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

    Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

    Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

    Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

    Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

    Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

    Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

    Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

    1. Уплата налогов (сборов) является конституционной обязанностью лиц, выступающих в налоговых прароотношениях в качестве налогоплательщи­ков или плательщиков сборов. В ст. 57 Конституции РФ, в частности, гово­рится: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
    обязанностипоуплатеналоговисборовзаключаетсявнали­чии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уп­латить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.
    2″ Не всякий налог (сбор), установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования (например, субъекта РФ или муниципалитета), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог (сбор).
    Важнейшим критерием выступаетзаконностьустановления нового налога или сбора. Еще в 1997 г. КС РФ отметил, что «налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства»55. Конституционный принцип уплаты только законно установленных налогов (он же ­основной принцип налогового права — законности и определенности налогового обязательства) развивается:
    • в п. 1 ст. 17 НК РФ, где перечислены элементы налогообложения, при определении которых в совокупности налог может считаться установ­ленным законодателем;
    Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 года № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11 прим 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О государственной границе Российской Федерации» в ред. от 19 июня 1997 года» // СЗ РФ. 1997, № 46. Ст. 5339.
    • в п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения», а также «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сбо­ры, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федера­ции, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налого­вым кодексом Российской Федерации».
    Налог считаетсяустановленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, то есть когда в совокупности определены налогоплательщики и следующиеобязательныеэлементыналогообложения:
    объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;
    налоговая ставка; порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога.
    При установлениисборов в качествеобязательныхэлементов должны быть определены:
    плательщики сборов; объект обложения; облагаемая сбором база; ставка сбора.

    Таким образом, если законодатель не установил или не определил хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным, и обязанность по его уплате не возникает.
    3. Помимо вышеперечисленныхсущественных (илиобязательных) элемен­тов налогообложения существуют идополнительные (илифакультатив­ные) элементы юридического состава налога. Так,в необходимых слу­чаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриватьсяналоговыельготы иоснования для их использования налогоплательщиком.
    4″ Исполнение налоговой обязанности обеспечивается силой государствен­ного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необ­ходимых случаях — и органами налоговой полиции. За неисполнение рас­сматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значе­ния обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов)уча­ствоватьврасходахгосударства отдельные авторы кратко именуют обя­занность по уплате налога (сбора) общим термином «налоговаяобя­занность». Это узкий подход к определению понятия «налоговаяобязан­ностьналогоплательщикаилиплательщикасбора».
    Поэтому следует помнить, что рассматриваемая обязанность является главной, конституционной, нонеединственной налоговой обязанностью налогоплательщиков и плательщиков сборов.
    Иные обязанности указанных лиц, предусмотренные, в частности, нормами ст. 23 НК РФ, также являются налоговыми по своей сути, так как проистекают из налоговых правоотношений и установлены действующим налоговым законодательством. К ним, например, относятся:
    обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в НК РФ;
    вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объек­тов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах;
    представлять в налоговый орган по месту учета в установленном поряд­ке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны упла­чивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о на­логах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»и т.

    д.

    Эти обязанности носят по отношению к основной конституционной обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов — обязаннос­ти по уплате налогов (сборов) — производный и обеспечительный ха­рактер. Поэтому понятие «налоговаяобязанностьналогоплательщикаилиплательщикасбора» включает в себя как обязанность по уплате налогов (сборов), так и иные обязанности участников налоговых правоотноше­ний, установленные налоговым законодательством.
    5. Обязанность по уплате налога (сбора)возникает, изменяется ипрекра­щается при наличии определенных оснований, которые устанавлива­ются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществлятьсядобровольно ипринудительно.
    Обязанность по уплате конкретного налога (сбора)возникает у налого­плательщика и плательщика сбора с момента появления у негообъектаналогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую ха­рактеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодатель­ство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по упла­те налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ). При этом:
    • стоимостнаяхарактеристика объекта налогообложения означает, что он может выражаться в денежной сумме;
    количественная — характеризует объект налогообложения количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком (например, послевоенный налог на плодовые деревья на приусадебных участках, взимавшийся в зависимости от количества таких деревьев);
    • физическая — используется, к примеру, при установлении и взимании транспортного налога, когда за основу расчета подлежащего уплате на­лога берется мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах, либо объем двигателя, исчисляемый в кубических сантиметрах.
    Под основными видамиобъектовналогообложения понимаются:
    имущество;
    • деятельность налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг;
    экономические результаты такой деятельности, в частности: прибыль, доход;
    иные объекты.

    Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты фе­деральных, региональных и местных налогов определяются исключи­тельно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения

    многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагает­ся несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществля­ется в отношении налогоплательщиков — физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств — недостаточными для исполнения указанной обя­занности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по реше­нию налогового органа. При принятии в установленном порядке реше­ния об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).
    Обязанность по уплате налога (сбора)прекращается при наступлении хотя бы одного из нижеуказанных юридических фактов:
    уплатыналога (сбора) — своевременногои в полном объеме исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязан­ности путем перечисления исчисленной в установленном порядке сум­мы налога в соответствующий бюджет;
    смертиналогоплательщикаилипризнанияегоумершим в порядке, уста­новленном гражданским законодательством (исключение из данного общего правила: задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах сто­имости наследственного имущества);
    ликвидацииорганизации-налогоплательщикапослепроведенияликвида­ционнойкомиссиейвсехрасчетовсбюджетами (внебюджетнымифонда­ми) за счет оставшихся денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;
    наступленияиныхобстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (л. 3 ст. 44 НК РФ):
    — удержание суммы налога (сбора) налоговым агентом (ст. 24 НК РФ);
    — уплата налога за налогоплательщика поручителем (ст. 74 НК РФ);
    — взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточных денежных средств на счете (ст. 46 НК РФ);
    — погашение налоговой обязанности посредством обращения налоговым органом (в отношении налогоплательщиков-организаций или налого­вого агента — организации) или судом (в отношении физического лица) взыскания на имущество налогоплательщика (статьи 47 и 48 НК РФ);
    — исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизован­ного юридического лица его правопреемником (ст. 50 НК РФ);
    — исполнение обязанности по уплате налогов и сборов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим лицом, упёлномо­ченным органом опеки и попечительства управлять имуществом нало­гоплательщика (ст. 51 НК РФ);
    — списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ);
    — погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа (в спорных случаях — по решению суда) с помощью зачета соответствующей суммы по другому излишне упла­ченному или излишне взысканному налогу (п. 5 ст. 78, ст. 79 НК РФ).

    Если иное не предусмотрено налоговым законодательством, налогопла­тельщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате нало­га. Уплата налога за третье лицо (друга, мужа, сослуживца или тещу) не допускается. Естественно, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством (не возбраняется и досрочная уплата налога).

    Добавить комментарий

    Закрыть меню