Понятие лидерства и руководства

Лидерство и руководство в организации

ВВЕДЕНИЕ

1. Лидерство

1.1 Сущность лидерства

1.2 Подходы к изучению лидерства

1.3 Концепции лидерства

1.4 Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры

2. Руководство

2.1 Сущность руководства

2.2 Уровни руководителей

2.3 Стили руководства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Об актуальности темы Лидерство и руководство в организации говорить не приходится. С этим встречается почти каждый человек в своей жизни, который в какой-либо степени находился в коллективе.

Лидерство и руководство два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей (1).

Лидерство комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих:

— ассоциация с человеческими качествами;

— процессом, в котором ведут ведомых;

— результат деятельности человека (1).

Другие авторы определяют лидера следующим образом: Лидер человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей (2). С точки зрения этих авторов, Лидер организации человек, эффективно осуществляющий формальное руководство и лидерство (2).

Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как ведомые. Неофициальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние затрагивает изменения работников в поведенческой сфере, касается усиления или наоборот, нивелировки личных черт, мотивационной сферы и т.д. В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже наставлениями.

Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя. Хорошо известные всему миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители. В работе отдельных организаций часто слова руководитель и лидер употребляются как синонимы, что нередко является вполне оправданным. Неформальное лидерство это только часть рассмотренной проблемы лидерства (7).

Мы уже очень много сказали о лидерах, теперь разберемся в руководителях. До недавнего времени в тени оставалось одно из основных звеньев новой экономики это руководитель. Сегодня уже можно говорить, что рынок руководителей в России активно формируется, и мы уже в состоянии наметить его контуры, дать первые оценки.

Определяющая роль руководителя проистекает из того, что это лицо, наделенное полномочиями принимать решения, это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность (1). Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него, — на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый еще более слабыми подчиненными. И, как следствие, первый руководитель ведет систему к процветанию, а слабый со своими кадрами загоняет ее, в конце концов, в тупик. Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупредить неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.

В наше время руководить это значит неустанно подтверждать свое соответствие занимаемой должности, постоянно держать экзамен перед своими подчиненными, вышестоящим начальством (1).

Вот теперь уже более четко вырисовываются черты лидера и руководителя.

Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя. Но не надо заблуждаться, что лидер и руководитель это одно и тоже понятие. У них очень много как схожих, так и разных черт.

Это мы рассмотрим в следующих главах данного реферата.

1. ЛИДЕРСТВО

1.1 Сущность лидерства

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора было проведено очень много исследований.

Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться (10).

Лидерство это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Вышеприведенные определения не подразумевают необходимости лидерства только для какого-то определенного типа организации. Речь идет о взаимодействии или взаимовлиянии между людьми в рамках любого вида деятельности, а не

Психология руководства и лидерства

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Психология управления изучает психологические аспекты руководства социальными группами и отдельными людьми. Руководство осуществляется представителями официальной власти.

В рамках изучения психологии руководства и лидерства рассматриваются следующие вопросы:

1. Сущность официальной власти и неформального лидерства;

2. Виды власти;

3. Классические теории лидерства;

4. Современные теории лидерства;

5. Сочетание руководства и лидерства.

Руководство – это воздействие на людей для достижения профессиональной цели.

Психология руководства – это внутренний механизм психического взаимодействия руководителя и подчиненного.

Психология руководства исследует внутренние процессы, происходящие в психике объекта и субъекта управления в ходе их делового взаимодействия. Наиболее эффективным признается воздействие, основанное на убеждении объекта, его включении в осознанное добровольное подчинение субъекту управления.

Психологическое взаимодействие субъекта и объекта управления должно быть гармоничным и конструктивным (созидательным).

Лидерство – это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в межличностных отношениях.

Психология лидерства – это внутренний механизм психического взаимодействия ведущего и ведомого.

Подчинение ведомого избранному им неформальному лидеру осуществляется добровольно. У неформального лидера нет официальной власти. Его влияние на ведомых основано исключительно на личном авторитете. Однако оно, как правило, значительно сильнее влияния официальной власти.

Официальная власть – это административное право устанавливать сотрудникам профессиональные задания, контролировать и оценивать их исполнение.

Виды власти могут быть различными, в зависимости от способа осуществления влияния. Официальная власть имеет следующие виды: принуждения, поощрения, закона, знания, веры.

Власть принуждения основана на жестком административном праве, в сочетании со страхом. В этом случае подчиненные вынуждены исполнять указания, у них нет альтернативы. Неподчинение связано со страхом потерять что-то значимое для себя: премию, материальные и социальные блага, работу. При этом прямое принуждение и лишение чего-то могут и не присутствовать. Достаточно ощущения их реальности.

Власть поощрения связана с ощущением вознаграждения за «правильное» профессиональное поведение. Ожидание вознаграждения оправдывается далеко не всегда, но в мыслях или подсознании подчиненных оно присутствует постоянно. Оно определенным образом воздействует на их психологию, не допуская даже мысли о «неправильном» поведении, неподчинении начальству.

Власть закона базируется на праве и традициях, предписывающих правила поведения как для объекта, так и для субъекта управления. Кроме законодательных актов, регуляторами профессионального поведения выступают подзаконные акты, нормативы, инструкции, методики, постановления и приказы. Причем власти закона в равной мере должны подчиняться как начальники, так и подчиненные.

Образцом юриспруденции считалось древнее римское право. В древнеримском менталитете прочно укрепилось верховенство Закона, его духа (содержания) и буквы (формальной стороны). «Если Закон плох, его надо менять, а до тех пор соблюдать неукоснительно», – считали римляне.

Власть знания опирается на профессионализм руководителя и доверие к нему подчиненных. Сотрудники периодически убеждаются в том, что носитель власти имеет необходимые для управления знания, опыт и личные качества.

Власть веры заключается в подчинении харизматичному руководителю. Подчиненные верят ему и идут за ним. Если руководитель является не только харизматичной личностью, но хорошим специалистом и ответственным человеком, то его управление будет успешным.

Лидерство является специфическим типом управленческих отношений, которые опираются на социальное воздействие и взаимодействие. Лидерство, в отличие от управления, предполагает наличие последователей, а не подчиненных.

Лидерство делят на формальное и неформальное.

Формальное лидерство, связанное с наличием официальной должности – это и есть руководство.

Неформальное лидерство – это влияние за рамками официальной должности. Обычно под термином «лидерство» в психологии управления понимают именно неформальное влияние.

Понятия «руководства» и «лидерства» совсем не тождественны. Между ними существуют серьезные различия (таблица 4.2).

Таблица 4.2 – Сравнение руководителя и лидера

Руководитель Лидер
Обучает Полагается на систему Поддерживает движение Контролирует Профессионал Вдохновляет Полагается на людей Дает импульс движению Доверяет Энтузиаст

Психология влияния лидера на ведомых реализуется в четырех основных моделях.

1. «Один из нас». Ведомые воспринимают лидера как «своего парня», который, может быть, всего лишь немного более волевой, трудолюбивый, везучий.

2. «Лучший из нас». Лидерские качества ведущего связываются с явными преимуществами: в профессии, в личных (психологических) качествах, в природных данных.

3. «Воплощение добродетелей». Эта модель основана на восприятии лидера как человека особенного, уникального, а иногда и «не от мира сего». Ему даже не пытаются подражать, его просто обожают.

4. «Оправдание всех ожиданий». Такое влияние обычно связывают с серьезными трудностями (личными или коллективными), преодоление которых сумел организовать лидер.

Влияние лидера на ведомых может осуществляться тремя основными способами. Им соответствуют три классических теории лидерства: личностная, поведенческая и ситуационная.

Личностная теория связывает право на лидерство с индивидуальными свойствами и качествами ведущего. Он обладает таким чертами, которые позволяют ему влиять на ведомых, вести их за собой, без особых усилий. Это выглядит как его природное право.

Поведенческая теория основана на признании того, что активность и поведение ведущего дают ему право на власть над ведомыми. Лидер по своей инициативе действует в интересах группы и от ее имени. Группа признает и поддерживает его инициативу.

Ситуационная теория ориентируется на сложившиеся конкретные обстоятельства. Лидерская власть должна быть отдана человеку, который в данной ситуации наиболее полно может защитить интересы группы. При этом личные качества и характер поведения могут быть востребованы в различных комбинациях.

Развитие управленческого воздействия привело к созданию современных теорий лидерства. Основные из них: харизматическая, атрибутивная и преобразующая.

Харизматическая теория во главу угла ставит харизму лидера. Природная способность активно влиять на людей дает ведущему право на лидерство. Ведомые верят ему не задумываясь, и идут за ним безоглядно. На этом построен и современный харизматический стиль управления.

Атрибутивная теория построена на создании конкретных символических ценностей – атрибутов. Власть отдается человеку, который сохраняет, защищает и толкует атрибуты – своего рода хранителю ценностей коллектива.

Преобразующая теория основана на инновациях. Лидером становится человек, который генерирует и реализует обновления. Коллектив осознает необходимость преобразований (реформ), поэтому за инициатором инноваций признается право на власть.

В теориях лидерства, как и в других аспектах управления, современные теории выросли, развились из классических. Это произошло в ходе активной практики, и ее теоретического осмысления.

Сочетание руководства и лидерства – это одновременное использование официальной и неформальной власти.

Сочетание может быть достигнуто двумя способами: завоеванием личного авторитета руководителем, и его сотрудничеством с неформальным лидером.

Завоевание руководителем личного авторитета осуществляется демонстрацией своих лучших профессиональных и человеческих качеств, и их использование в каждодневной работе и общении. Руководитель стремится не ограничиваться данной ему официальной властью, а быть авторитетом для своих подчиненных. Тем самым он получает и лидерскую (неформальную) власть.

Наиболее полно сочетает официальную и неформальную власть харизматичный руководитель. Акционеры современных международных корпораций всячески стремятся заполучить в качестве генерального управляющего неформального лидера.

Сотрудничество руководителя с неформальным лидером позволяет объединить их усилия, направить их влияние на благо коллектива. Конструктивное сотрудничество, а еще лучше – дружба, между официальной и неформальной властью способствует сплочению коллектива, формированию положительного психологического климата.

Сотрудничество с неформальным лидером не является противовесом завоеванию руководителем личного авторитета. Эти процессы должны дополнять друг друга.

Серьезной ошибкой является попытка официального руководителя соперничать с неформальным лидером коллектива. Усилия при этом будут направляться не на дело, а на удовлетворение личных амбиций. Это вскоре станет понятно всему коллективу. В результате авторитет и власть руководителя будут подорваны.

Итак, психология руководства заключается во внутреннем взаимодействии руководителя с подчиненным. Психология лидерства связана с психическим контактом ведущего и ведомого.

Основными видами официальной власти являются: принуждение, поощрение, закон, знание, вера. Лидерская власть базируется на трех классических и трех современных теориях: личностная, поведенческая и ситуационная; хариматическая, атрибутивная и преобразующая.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-29; просмотров: 1857 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Поиск Лекций

Понятие о руководстве и лидерстве.

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Власть несёт в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.

1. В большинстве исследований по проблемам управления под лидером и руководителемпонимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, причём лидер – в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных отношений.

2. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство– это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

В социальной психологии существуют следующие различия между лидером и руководителем:

1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные;

2) лидер является представителем своей группы, её членом (элемент микросреды); руководитель же входит в макросреду (элемент макросреды), представляет свою группу на более высоком уровне социальных отношений;

3) в отличие от руководства, лидерство является стихийным процессом, никто не может гарантировать запланированное лидерство, т. к. групповые процессы не всегда предсказуемы; руководство – процесс целенаправленный и запланированный, поэтому руководство выступает как явление более стабильное, чем лидерство;

4) руководитель в процессе влияния на подчинённых имеет значительно больше санкций, чем лидер; если лидер может использовать только неформальные санкции, то руководитель имеет возможность применения как формальных, так и неформальных санкций;

5) принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем опосредованно; ведь лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы, а руководитель использует большой объём как внутренней, так и внешней информации.

Таким образом, можно сказать, что лидерство как явление, порожденное социально-психологическими механизмами, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.

Рассматривая феномены лидерства и руководства, следует отметить роль авторитета. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

Лидерство в малой группе – это феномен воздействия или влияния личности на социально-психологические явления (мнения, оценки, отношения) и поведение в целом членов группы или отдельных ее участников. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе.

Лидер(от англ. «ведущий») – член группы, за которым она признает преимущество в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Лидера можно определить как личность, способную объединить людей ради достижения какой-либо цели.

Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, то есть исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. За ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств.

Различают групповые деятельности инструментального и экспрессивного вида. Инструментальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана.

Экспрессивные деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение.

Соответственно инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерства – в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1)бытовой тип лидерства(в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства(на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих т.д.);

3)политический тип лидерства(государственные, обществен­ные деятели).

В зависимости от определяющих функций выделяют следую­щие виды лидеров:

1. Лидер-организатор.Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует.

2. Лидер-творец. Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми, даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению.

3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет на встречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу.

4. Лидер-дипломат. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.

5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно

В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои собственные «экологические» ниши и не вступая друг с другом в серьезные противоречия. Это тем более возможно, что внутри каждой из двух выделенных сфер может происходить еще более глубокая дифференциация лидерских ролей. Так, внутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика и т. д. А среди экспрессивных лидеров существуют: лидер эмоционального напряжения (социометрическая «звезда»), лидер-генератор эмоционального настроя и т. д.

Лидерство и руководство

Лидерство и руководство в социальной психологии выступают групповыми процессами, объединенными с социальной властью в коллективе. Лидер и руководитель – это человек, оказывающий на группу ведущее влияние, но лидер действует в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных.

Лидерство и руководство в психологии

Различия данных понятия связаны с двумя аспектами власти – формальным и психологическим. Формальный – это инструментальный аспект, он заключается в правовых полномочиях управляющего, а психологический определяет личностные возможности начальника, его способность влиять на членов группы. В связи с этим выделяют следующие отличительные признаки между лидером и руководителем:

  1. Лидер устанавливает межличностные отношения в группе, а руководитель – официальные.
  2. Лидерство формируется в условиях микросреды, а руководство же выступает элементом макросреды, всей системы отношений в обществе.
  3. Лидера выбирают стихийно, руководителя назначают.
  4. Руководство более стабильно, чем лидерство.
  5. Лидер может применять только неформальные санкции, тогда как руководитель еще и формальные.

В психологической характеристике этих понятий много схожих черт, однако лидерство относится к чисто психологической сфере, а руководство – к социальной.

Руководство и лидерство в менеджменте

На практике редко можно встретить соблюдение этих двух типов отношений в управлении. У значительной группы руководителей имеются лидерские качества, тогда как обратная последовательность встречается реже. Но и лидер, и руководитель по сути занимаются одним и тем же – стимулируют персонал организации, нацеливают его на поиск путей решения определенных задач, заботятся о средствах, посредством которых эти задачи можно реализовать.

На сегодняшний день выделяют три стиля лидерства и руководства:

  1. Авторитарный. Предусматривает минимум демократии и максимум контроля. То есть начальник принимает все решения единолично, осуществляет контроль за выполнением задач с угрозой наказания и не интересуется работником как личностью. Такой стиль обеспечивает вполне приемлемые результаты работы, но и недостатков у него много. Это и вероятность ошибок, и низкая инициатива, и неудовлетворенность сотрудников.
  2. Демократический. При этом все проблемы коллектив обсуждает сообща, учитываются мнение и инициатива всех сотрудников, коллеги контролируют себя сами, но и руководитель следит за их работой, проявляя к ним интерес и доброжелательное внимание. Это более действенный стиль, практически лишенный ошибок. В таком коллективе устанавливается доверие и взаимопонимание как между сотрудниками, так и между ними и начальником.
  3. Попустительский. Предусматривает максимум демократии и минимум контроля. При таком стиле отсутствуют какое-либо сотрудничество и диалог, все пущено на самотек, цели не реализуются, результат работы низкий, коллектив расслаивается на конфликтующие подгруппы.

Конечно, занять позиции лидера и руководителя в организации может только человек:

  • доминантный, умеющий влиять на подчиненных;
  • уверенный в себе;
  • эмоционально уравновешенный и устойчивый к стрессу;
  • креативный, способный творчески подходить к решению задач;
  • ответственный и надежный, честный, верный;
  • независимый, самостоятельно принимающий решения;
  • гибкий;
  • общительный, коммуникабельный.

Таким образом, различия в понятиях руководства и лидерства заключаются в том, что руководитель следит за тем, чтобы подчиненные делали вещи правильно, а лидер – чтобы они делали правильные вещи.

Добавить комментарий

Закрыть меню