Понятие и структура мировоззрения

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия

Стр.

Введение 3

1. Что такое мировоззрение? 4

2. Элементы мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. 5

3. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия 6

4. Философия и мировоззренческая культура личности. 8

Задание: Назовите основные структурные элементы Вашего мировоззрения . 9

Заключение 11

Литература 12

ВВЕДЕНИЕ

Философия есть эпоха,

схваченная мыслью.

Г. Гегель

Говоря о философии, нельзя не упомянуть о ее социальных функциях. К ним относятся: методологическая, критическая, конструктивная, идеологическая, интеллектуальная и ряд других функций. Но основная функция философии – мировоззренческая.

Цель данной контрольной работы — дать наиболее общее представление о мировоззрении в целом, его элементах, сущности, структуре, типах а также о философском мировоззрении как особой форме мировоззрения.

Что такое мировоззрение?

Философия — это общая теория мира и человека в нем, — так кратко можно ответить на вопрос, что она представляет собой. Однако существует одно очень важное понятие, необходимое для понимания сути философии. Это мировоззрение. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Они играют особую роль в духовной и практической деятельности человека.

Мировоззрение («взгляд на мир») – это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления.

Мировоззрение не сводится лишь к знаниям и представлениям человека о внешнем мире и о самом себе. Это не только картина мира, но и отношение к миру, заинтересованное или безразличное, доброе или злое и т.д. Мировоззрение не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельности человека, развития науки и техники, культуры общества. Без мировоззрения человек еще не есть человек и действовать он будет методом «проб и ошибок», т.е. неосознанное, вслепую. Следовательно, мировоззрение — это не только совокупный результат, итог, но и условие для практической деятельности человека, изменения им внешнего мира и самого себя. Без мировоззрения человек не сможет стать личностью, т.е. социальным существом.


Элементы мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.

Мироощущение – эмоционально-психолоческая сторона мировоззрения.

Миропонимание – рациональная сторона мировоззрения.

Мировосприятие – отношение человека к внешнему миру и к самому себе.

Таким образом мы можем получить простейшую формулу:

Мироощущение + миропонимание + мировосприятие = мировоззрение. Мировоззрение как бы трехслойно по внутреннему содержанию.

Мировоззрение может быть как научным, так и ненаучным, прогрессивным или же реакционным, оптимистическим или пессимистическим, обретать какой-нибудь иной вид. Кроме этого, в каждой исторической эпохе обычно имеет место господствующий тип (форма) мировоззрения. Например, в древнем мире таковым являлось мифологическое, в средние века – религиозное, а в Новое время возникло «юридическое мировоззрение» с его идеей естественных прав человека.

Мировоззрение всегда многогранно с точки зрения своего содержания. Поэтому в нем можно выделить ряд аспектов. Особую роль в научном мировоззрении всегда играют сведения о природе, ее строении и формах проявления, законах развития и функционирования. Экономическая сторона мировоззрения означает представления людей об экономике общества, роли труда и техники, рынка, денег. Социально-политический аспект – это представления человека об отношениях между большими социальными группами, о политической жизни в обществе. Имеют место также нравственный и эстетический, правовой, исторический, экологический и иные аспекты.

В целом же мировоззрение выполняет прежде всего функцию познания человеком окружающего мира и ориентации в нем. Это и есть основная роль мировоззрения, вытекающая из его сущности.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия

Мировоззрение имеет различные виды, аспекты и типы. Что касается типов (форм) мировоззрения, то они отличаются своеобразной трактовкой явлений внешнего мира и самого человека. Назовем и кратко охарактеризуем эти формы.

В основе мифологического мировоззрения лежит фантазия, вымысел. Г.Гегель замечал, что миф есть проявление бессилия разума перед миром. Первые мифы человечества возникли в глубокой древности и были повествованием о происхождении и судьбах мира. Например, в древнегреческой мифологии утверждалось, что мир возник из Хаоса. Затем появились Земли, День и Ночь, Боги, а сам этот мир стал ареной для их деятельности и соперничества. Мифология выразила сознание эпохи «детства» человечества и по сути своей была эмоциональнообразным мировоззрением людей того времени. В мифологии в целостном единстве были слиты реальность и фантазия, знание и вера, мысль и действие, естественное и сверхъестественное. Подобная целостность нерасчленённость сознания была исторически необходимым способом освоения древними людьми действительности. Однако по мере развития знания, угасания первобытных форм общественной жизни мифология уходит со сцены общественного сознания. Но остались «вечные» вопросы – о происхождении мира и человека, о жизни и смерти и т.д. Их унаследовали от мифов религия и философия, но отвечают на них по-разному.

Религия – это такая форма мировоззрения, в которой мир в сознании человека удваивается на посюсторонний (земной, реальный, естественный) и потусторонний (небесный, сверхъестественный, сверхчувственный), причём сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

Религиозное мировоззрение своим основным признаком имеет веру в сверхъестественную силу (бога) и поклонением ей. Оно возникло как выражение слабости человека, его подавленности внешними природными и общественными силами. В основе религии как мировоззрения лежит догма о сотворении мира и человека Богом. Ее называют поэтому иногда и догматическим или мистическим мировоззрением.

В отличие от религии, философия стремится опереться на науку: догме противостоит сомнение, эмоциям – интеллект, вере – логика.

Основой научного мировоззрения являются достоверные знания человека о внешнем мире и самом себе. Наука – это выражение познавательной мощи и социальной силы человека. Для нее нет чудес, а есть лишь непознанные явления. Наука по сути своей является «расколдовыванием» мира, и поэтому она всегда являлась надежной опорой и союзницей для ряда течений в философии. Зачатки науки возникли еще в античном мире. Систематическая же наука сформировалась в XVII в. и оказала колоссальное воздействие на ход человеческой истории, как умственной так и материальной. В отличие от иных форм, наука есть прежде всего понятийное мировоззрение, стремящееся

к глубине и точности познания мира.

Философское знание обосновывает соответствующее мировоззрение. Философия выступает, таким образом, его теоретической основой.

Первые древнегреческие философы предметом изучения сделали природу – рассматривали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой всё возникает и в которую всё превращается. Поворот от космоса к человеку совершил Сократ (470 – 399 гг. до н.э.), который поставил проблемы смысла человеческой жизни и смерти и др. С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачу – исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении.

Предназначение философии – создание целостного миропонимания, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий и законов.

В чём же состоит своеобразие философии?

Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью.

Вторая характерная особенность философии – наличие в ней значительного целостного компонента. Это означает, что философия будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим аспектом, что она такое сложное духовное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы: Истину, Добро, Справедливость, формировать целостное мировоззрение личности.

Третья отличительная черта философии заключается в её особой рефлекторности (отражение). Она рефлексует саму духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, является основанием духовной культуры.

В силу этих особенностей философия является интегратором всей культуры. Ведь именно философская система в отличие от научной теории не склона выделять группу факторов, а претендует на всеобщую значимость своего принципа.

Хотя философия и наука – разные формы общественного сознания, между ними существует тесная взаимосвязь – как актуальная, так и генетическая. Философия нельзя отождествлять с наукой, но можно говорить о научности философии. Это справедливо, хотя в отношении не всех философских систем, а лишь тех, которые принято называть материалистическими.

Как специализированное теоретическое основание мировоззрения философия обладает рядом несомненных признаков научного знания:

1) системностью;

2) фиксированием в логических категориях и законах;

3) доказательностью;

4) объективной истинностью.

Философия всегда обращается к достижениям других наук, опираясь на которые она строит общую картину мира. О тесной связи философии и науки В.И. Вернадский заметил: «Точное и глубокое логическое изучение понятий есть основа и самая суть философского мышления. Это та сила – анализ понятий, которым философия глубочайшим образом влияет на науку».

Исходным началом философского анализа, исследования, изучения становятся, т.о., результаты богатого и разнообразного опыта духовно-практического освоения человеком действительности (обыденного, религиозно-мифологического, художественного, научного). Философия как бы сводит воедино все знания о единичном, конкретном, особенном, специфическом, закономерном в обобщённо схематизированное отражение действительности.

4. Философия и мировоззренческая культура личности.

Философия родилась из потребности обобщить весь опыт познания мира человеком, сформировать целостную теоретическую картину мира, выявить место человека в мире, определить его отношение к миру. Как же соотносятся мировоззренческая культура личности и философия?

Во-первых, мировоззренческая культура личности вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира. Философия же ориентирована на раскрытие наиболее общих принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, методов и форм познавательной и практической деятельности человека. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы. Своими средствами она решает лишь самые общие («мировоззренческие») вопросы. К числу таковых относятся прежде всего вопросы о том, что есть мир, что есть человек и т.п. На частные же вопросы типа «Какова скорость света?», «Каков состав воды?» и т.п. ответы дают соответствующие науки (физика, химия и др.) и иные источники знаний о внешнем мире.

Во-вторых, с помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, обобщенности и теоретичности (рациональности). С другой стороны, крупные повороты в развитии научного знания, как правило, приводили и к смене сложившихся философских представлений о мире. Так было, например, после открытий Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна.

В-третьих, развитая, богатая по содержанию мировоззренческая культура стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских, т.е. наиболее общих вопросов. Это становится возможным благодаря самым разнообразным знаниям о мире, которые обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.

В-четвертых, философия нередко определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху Возрождения оно было антропоцентрическим в связи с активным осмыслением в философии феномена человека. Идея человека как некоего центра Вселенной пронизывала собой не только передовую философскую мысль того времени, но и иные формы общественного сознания.

В-пятых, мировоззрение и философию объединяет постановка и решение проблемы человека в различных ее аспектах. Мировоззренческая культура включает в себя самые различные сведения о человеке, почерпнутые из многих источников — из религии, из обыденного познания, из науки и др. Философия же решает эту проблему в самой общей форме, отвечая прежде всего на вопросы о том, что такое человек, каково его место в мире и для чего он живет.

В развитых мировоззренческих системах философия всегда является основным интегрирующим началом. Без нее нет и не может быть завершенного мировоззрения. Именно поэтому принято считать, что философия является теоретической основой, ядром мировоззрения. Во многом благодаря прежде всего этому факту и вытекает особая роль философии в духовной жизни человека и общества.

Понятие мировоззрения, его структура.

Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др.

Мировоззрение существует на двух уровнях: 1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и 2) рациональном — на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений.

Мировоззрение на рациональном уровне является самым глубоким пониманием мира.

Исторически первый тип — мифологическое мировоззрение — формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный. Весь этот процесс сопровождается борьбой богов и героев против демонических сил.

Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Достоверность мифического образа является само собой разумеющейся и поэтому не нуждается в вере. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Религиозная вера как особое переживание проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественным силам, которые приписывались свойствам материальных предметов — камням, металлам и т.п., связям между предметами (такова, например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и растений), богам и духам. Позднее формируется образ единого бога — творца всего существующего, блюстителя обычая, традиций, нравственности, духовных ценностей. Возникают монотеистические религии — буддизм, христианство, ислам.

Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.

В особый тип следует выделить обыденное, или эмпирическое мировоззрение, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повседневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств.

Важнейшими компонентами структуры мировоззрения являются знания, ценности и убеждения.

стороны мировоззрения:

• познавательную;

• аксиологическую;

• праксеологическую.

Аксиология — философ­ское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о струк­туре ценностного мира, то есть о связи различных ценностей меж­ду собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тес­ную связь познавательного и ценностного компонентов мировоз­зрения с деятельностью человека.

Познавательную сторону мировоззрения составляют не толь­ко взгляды и представления о природе, космосе, обществе, челове­ческой истории, но и вопросы, связанные с выяснением познава­тельного отношения человека к внешнему миру

Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.

Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.

не­смотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовав­ших философских учений признать единый предмет исследова­ния, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Какие же это основные философские про­блемы, философские темы?

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.

Вторая философская тема — проблема человека, смысла суще­ствования человека в мире.

Проблема человека — в центре многих древневосточных философских школ.

Третья важнейшая философская тема — проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в «мире людей». В рамках решения самых разнооб­разных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания тек­стов, диалога автора того или иного произведения с читателем, адресатом, который порою через века проникает в сокровенный смысл произведений и благодаря этому «творит» свои личност­ные смыслы и тайны восприятия.

Материализм во все времена, начиная от античного стихийного материализма и древневосточных мате­риалистических философских школ, решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объек­тивного, и рассматривает сознание, дух, мышление

Структура философского знания.

Материализм и идеализм являются основными направлениями философии. Соотношение «мира внешнего» по отношению к человеческому сознанию и «мира внутреннего» субъективной духовной жизни, материального и идеального выступает как универсальная форма любой философской проблемы.

разделы философского знания:

• онтология — учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

• гносеология — раздел философии, в котором изучаютсяпроблемы природы познания и его возможностей, отношениезнания к реальности, выявляются условия его достоверности иистинности;

• аксиология — учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

• праксеология — учение о практическом отношении челове­ка и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

• антропология — философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;

• социальная философия — раздел философии, описываю­щий специфические особенности общества, его динамику и пер­спективы, логику социальных процессов, смысл и предназначе­ние человеческой истории.

Чтобы понять какое-либо явление – необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того, чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.

Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:

— Познавательный компонент включает в себя прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.

— Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.

— Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.

— Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей — чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровни мировоззрения. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла. Однако, именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения – теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.

Формы мировоззрения. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.

Мировоззрение — это духовно-практическое отношение человека к миру и себе во всех возможных векторах,поэтому мировоззрение фундаментом человеческого сознания. Структура мировоззрения:

* мировосприятие;

* мироощущение;

* миропонимание.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных ком­понента.

1. Познавательный компонент.Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира (уни­версальная картина мира — это определенная сумма знаний, накоп­ленных наукой и историческим опытом людей), систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного по­знания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент.Включает в себя цен­ности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не толь­ко в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные зна­ния, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формиру­ется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой рас­полагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, по­вторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людь­ми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества.

Эмоционально-волевой компонент.Для того чтобы зна­ния, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превра­щение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки и готовности действовать.

4. Практический компонент.Мировоззрение — это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная го­товность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.

Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, на­строения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека — это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

В мировоззрении можно выделить ряд структурных уровней.

Элементарный уровеньпредставляет собой совокупность ми­ровоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складыва­ются и функционируют в обыденном сознании.

Концептуальный уровеньвключает различные мировоззрен­ческие теории, концепции мира, пространства, времени, общественно­го развития, человека, его деятельности или познания, будущее че­ловечества и т. д.

Методологический уровень— высший уровень мировоззре­ния, включает основные понятия и принципы, составляющие «ядро» мировоззрения. Итак, мировоззрение — сложное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры. Философия созда­ет теоретический уровень мировоззрения человека, общества в це­лом. Мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.

Добавить комментарий

Закрыть меню