Понятие государственная служба

Понятие, виды, принципы государственной гражданской службы

Государственная гражданская службаРоссийской Федерации является одним из видов государственной службы и представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Свое организационное оформление институт государственной гражданской службы получил после вступления в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ. В соответствии с ним государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на два уровня:

  1. федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  2. государственная гражданская служба субъектов РФ — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий данного субъекта, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Государственная гражданская служба Российской Федерации основывается на следующих принципах:

  1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  2. единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, что предполагает установление единого законодательства, регулирующего порядок поступления, прохождения и прекращения государственной гражданской службы всех уровней, статусное положение государственного гражданского служащего и т.д.;
  3. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  4. профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  5. стабильность гражданской службы;
  6. доступность информации о гражданской службе;
  7. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  8. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Должность государственной гражданской службы представляет собой базовый элемент государственного органа, нормативно и организационно определенный и обособленный, обладающий частью компетенции государственного органа. Она имеет первостепенное значение для лица, состоящего на государственной гражданской службе: предоставляет служащему конкретный объем прав, определяет общий размер денежного содержания, характеризует положение служащего в служебной иерархии. Должностям государственной гражданской службы подчинены также и классные чины.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы.

В составе категорий выделяют следующие должности:

  • руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  • помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  • обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;

В составе групп выделяют:

  • высшие должности государственной гражданской службы;
  • главные должности государственной гражданской службы;
  • ведущие должности государственной гражданской службы;
  • старшие должности государственной гражданской службы;
  • младшие должности государственной гражданской службы.

Для замещения должностей государственной гражданской службы надо соответствовать квалификационным требованиям:

  1. к уровню профессионального образования;
  2. к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  3. к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В число квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей государственной гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей входит наличие высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Указом Президента РФ «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» от 27 сентября 2005 г. № 11311 установлены следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности для замещения:

  1. высших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет стажа работы по специальности;
  2. главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
  3. ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
  4. старших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее трех лет стажа работы по специальности;
  5. младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

Стаж государственной гражданской службы, дающий право на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, определяется в соответствии с порядком исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей, утверждаемым Президентом РФ.

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности для государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации с учетом положений Указа Президента РФ «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».

Наименования должностей федеральной государственной гражданской службы, а также их регистрационные номера (коды) установлены Указом Президента РФ «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» от 31 декабря 2005 г. № 1574.

1.1.1 Понятие государственной гражданской службы.

1.1.2 Цели, задачи и функции государственной гражданской службы Российской Федерации.

1.1.3 Принципы государственной гражданской службы.

1.1.4 Виды государственной гражданской службы

1.1.1 Понятие государственной гражданской службы

Понятие «служба» имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятия служащего, место его работы; специфическое отношение к делу и т.д. В. Даль, рассматривая понятие «служба» как вид работы или деятельности, связывал службу с такими понятиями и ценностями, как жизнь для других, быть полезным обществу, готовность к делу и др.

Как правило, под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес. Предназначение службы связано с созданием условий для нормального функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности.

Особым видом службы является государственная гражданская служба, которая может касаться социально-культурного обслуживания людей, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов государственной власти и т.д.

Общепринятого определения понятия «государственная гражданская служба» в научной литературе нет. Чаще всего встречаются определения государственной гражданской службы, представленные на рисунке 1.

Встречаются и другие определения понятия «государственная гражданская служба», но их определяют как синонимы: «государственная организация», «работа в пользу государства» и т.д.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» под государственной службой понимается «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации».

Следует заметить, что в определении понятия «государственная гражданская служба» в качестве ведущего признака выделяется прилагательное «государственная» — сущность и значение государственной службы определяются сущностью государства.

Государственная гражданская служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление.

Рисунок 1 — Определения понятия «государственная гражданская служба»

Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

Следующий существенный признак понятия государственной гражданская службы — профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки. Сущность государственной гражданской службы представлена на рисунке 2.

Государственная гражданская служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Государственная гражданская служба — это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования.

Рисунок 2 — Сущность государственной гражданской службы

Государственная гражданская служба — особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных служащих.

Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

Возможность создания таких органов предусмотрена Конституцией РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Поскольку эти органы создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной гражданской службой.

Каждый государственный орган уполномочен российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте и производной непосредственно от государства.

Государственная гражданская служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной властей, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции, и отнесенных актами законодательства РФ и ее субъектов к государственной службе.

Таким образом, согласно действующему законодательству государственная гражданская служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной гражданской службе параметры публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

Наверх

1.1.2 Цели, задачи и функции государственной гражданской службы Российской Федерации

Вопрос о целях государственной гражданской службы несмотря на свою важность носит во многом постановочный характер, так как методология целеполагания в управлении вообще, и в государственном управлении в частности, менее всего разработана.

Цели государственной гражданской службы следует рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.

Теоретических наработок на этот счет немного, к тому же они нередко противоречат друг другу (см. таблицу 1).

Таблица 1 — Выделение целей государственной гражданской службы

Автор Трактовка целей государственной гражданской службы
Ю. Н. Старилов практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Федерации
А. Ф. Ноздрачев -упорядочение работы государственного аппарата;
-установление требований к функциям и правомочиям по государственным гражданским должностям;
-определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных гражданских служащих;
-регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;
-формирования условий обеспечения государственных гражданских служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной гражданской службы

Нетрудно заметить, что в последнем подходе к определению целей государственной гражданской службы, государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратные потребности, а потребности и интересы людей выступают как бы на втором плане.

Необходимо отметить, что смысл и цели нормального государства состоят в том и только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа.

Каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но она носит подчиненный характер относительно главной цели государства. В качестве основной цели демократического правового государства целесообразно считать создание условий позволяющих гражданам достигать цивилизованных стандартов жизни, свободно развивать человеческую личность. Предприятия, организации, учреждения, муниципальные образования, субъекты Федерации могут стремится к достижению собственных целей ориентируясь на основную цель государства. В противном случае государство будет разрушаться.

Классификация целей государственной гражданской службы представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 — Классификация целей государственной гражданской службы

Цели необходимо согласовывать для того, чтобы они поддерживали и взаимообусловливали друг друга.

При выяснении задач государственной гражданской службы, необходимо учитывать, что государственные гражданские служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти.

Поэтому среди основных задач государственной гражданской службы выделяются следующие:

-обеспечение конституционного строя;

-выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;

-подбор кадров способных реализовать стратегию развития страны;

-создание организационных структур государственной власти;

-принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

-защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;

-создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

Каждый вид государственной гражданской службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

Под функциями государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

Исследователями выделяются следующие функции государственной гражданской службы, представленные в таблице 2.

Таблица 2 — Функции государственной гражданской службы

Функция/td> Трактовка
Правоприменительная реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства
Правотворческая разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ
Правозащитная обеспечение прав и свобод граждан
Регулирующая разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении
Организационная обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе

Наверх

1.1.3 Принципы государственной гражданской службы

Принцип — центральное понятие, руководящая идея, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Государственная гражданская служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы.

Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь принципы, представленные на рисунке 4. Государственные гражданские служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе.

Все принципы органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществления государственной гражданской службы. Закрепление единых принципов является важной идейно-теоретической основой, соединяющей виды государственной гражданской службы в стройную и юридически связанную во всех своих звеньях целостную систему государственной гражданской службы РФ.

В принципах государственной гражданской службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим.

Важен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Как было уже выше сказано, государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе. А в случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о государственной службе, следует руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной гражданской службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Рисунок 4 — Принципы государственной гражданской службы

Этот принцип выражается в то, что федеральная служба находится в ведении РФ, а государственная гражданская служба субъектов РФ находится в их совместном ведении. В рамках разграничения этих предметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организации государственной гражданской службы как единого организационно-правового института государственной власти. Реализация этого принципа объективно требует единого правового регулирования основ организации государственной гражданской службы и основ правового положения государственных гражданских служащих РФ.

Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще и конституционный принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного принципа государственной гражданской службы. В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Важно, чтобы государственный гражданский служащий не только на словах, но и на деле защищал права и свободы человека и гражданина.

Принцип равного доступа к государственной гражданской службе тоже является конституционным и означает равный доступ граждан к государственной гражданской службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.

Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных гражданских служащих:

— быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;

— хорошо знать предмет собственной государственно-служебной деятельности;

— знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством должностными положениями и инструкциями;

— владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;

— иметь общую и профессиональную подготовку;

— знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

Осуществление этого принципа обеспечивается множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Положение государственных гражданских служащих в значительной степени зависит от них самих, поэтому они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

Можно выделить еще принцип защиты государственных гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Наверх

1.1.4 Виды государственной гражданской службы

Под видом государственной гражданской службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обуславливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них.

Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах РФ. Система государственной гражданской службы представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 — Система государственной гражданской службы

Федеральная государственная гражданской служба представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных органах государственной власти и иных федеральных государственных органов, образующих в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения выполнения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные гражданские должности РФ, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемые из федерального бюджета. Она осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих а пределах ведения и полномочий РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Выделяются специальные виды государственной гражданской службы, под которыми понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий отдельных государственных органов, выполняющих в государственном аппарате специальные задачи и наделенных специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности государственных гражданских служащих.

Специальная государственная гражданская служба включает в себя различные подвиды, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации особых целей и функций. Имеются в виду государственные органы, связанные с обороной страны, поддержанием общественного порядка, обеспечением прав и свобод человека, соблюдением определенных правил поведения и деятельности и т.д. Соответственно к специальным видам государственной гражданской службы относятся военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговая, таможенная, дипломатическая, правозащитная, служба в контрольно-надзорных государственных органах, в финансово-кредитных государственных органах, в аппаратах избирательных комиссий и др.

Можно отметить, что наряду с общими признаками специальных видов службы каждый подвид имеет свои специфические признаки. Например, военная служба имеет существенные отличия такие, как специфика организационной структуры, вооруженность личного состава, непрерывность несения службы, принятия воинской присяги и др.

Наверх

Понятие, виды и принципы государственной службы

В соответствии с Законом РФ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 5 июля 1995 г. государственная служба — профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, с денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственные должности делятся:

  • на должности категории «А» (политико-судебные) — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ, конституциями, уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (напр., Президент РФ);
  • на должности категории «Б» (патронатные) — должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственно го Обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А» (напр., рабочий аппарат Президента РФ);
  • на должности категории «В» (административные) — должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий (напр., секретари и т. д.).

Виды государственной службы:

  • федеральная государственная служба, находящаяся в ведении РФ;
  • государственная служба субъектов Федерации, находящаяся в их ведении.

Принципы государственной службы:

  • верховенство Конституции РФ и иных ФЗ;
  • приоритет прав и свобод человека, их непосредственного действия;
  • единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации;
  • разделение властей;
  • равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
  • обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;
  • единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • гласность в осуществлении государственной службы;
  • ответственность государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей;
  • внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;
  • стабильность кадров государственных служащих.

Государственный служащий. Понятие и виды

Государственный служащий — гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральными законами, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета соответствующего субъекта Федерации.

В зависимости от квалификационных разрядов систему должностей можно разделить на следующие группы:

  • высшие государственные должности государственной службы — 5-я;
  • главные — 4-я;
  • ведущие — 3-я;
  • старшие — 2-я;
  • младшие — 1-я.

В зависимости от вида государственной власти, в органах которой замещают должности государственные служащие, можно различить работающих:

В зависимости от функционального назначения государственные служащие делятся на три категории:

  • служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятия, учреждения, организации;
  • служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией;
  • служащие, совмещающие выполнение данных функций.

В зависимости от характера и объема полномочий:

  • представители административной власти — должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (напр., санитарные врачи);
  • оперативный состав (функциональные работники) — государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов государственных органов, наделенных полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми (напр., юрисконсульт);
  • вспомогательный состав — служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа.

    Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (напр., технические секретари);

  • граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (напр., нотариус).

Административно-правовой статус государственных служащих

Особенности административно-правового статуса государственных служащих:

  • права и обязанности обусловливаются пределами компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;
  • их деятельность подчинена осуществлению задач соответствующего органа;
  • права одновременно являются обязанностями: они должны использоваться в интересах службы;
  • предписания государственных служащих подлежат исполнению теми, кому они адресованы;
  • государственные служащие имеют право на продвижение по службе (порядок устанавливается нормативно-правовыми актами (НПА));
  • предусматриваются ограничение общегражданских прав и повышенная ответственность за совершение правонарушений в целях эффективности служебной деятельности.

Содержание правового положения государственных служащих характеризуется общегражданскими (государственные служащие пользуются всеми правами и свободами и несут обязанности наравне со всеми гражданами) и служебными правами и обязанностями.

Порядок прохождения государственной службы. Право поступления на государственную службу имеет любой гражданин без ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданствасубъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям не моложе 18 лет, владеющий государственным языком и имеющий профессиональное образование, за исключением случаев:

  • признания его недееспособным и ограниченно дееспособным;
  • лишения права занимать государственные должности;
  • наличия заболевания, препятствующего этому;
  • отказа от прохождения процедуры допуска к гостайне;
  • близкого родства с госслужащим, у которого он находится в подчинении;
  • наличия гражданства иностранного государства.

Назначение на государственную должность государственной службы категории «Б» осуществляется по представлению должностных лиц (ДЛ) категории «А»; на государственную должность государственной службы первой группы категории «В» — соответствующим ДЛ; 2, 3, 4, 5-й групп; категории «В» — по результатам конкурса (конкурса документов для старших государственных должностей, конкурса-испытания для высших, главных и ведущих государственных должностей).

Для определения уровня профессиональной подготовки государственной службы, присвоения квалификационного разряда проводится аттестация.

Перемещение по должности происходит в соответствии с принципом рангирования.

Прекращение государственной службы происходит при увольнении, с выходом на пенсию, по инициативе руководителя, в результате отставки.

Под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

– Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

– субъектов РФ, их органов государственной власти;

– иных государственных органов субъектов РФ;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Государственная служба отграничивается от работы в государственных, муниципальных, частных предприятиях и учреждениях, общественных объединениях по следующим признакам:

– государственными служащими могут быть только граждане РФ;

– они занимают должности государственной службы; выполняют обязанности, определяемые данной должностью, по реализации задач и функций государства по руководству обществом;

– за свою службу получают денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

– государственная гражданская служба (федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта РФ);

– военная служба (на воинских должностях в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, присваиваются воинские звания);

– правоохранительная служба (на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности, правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав человека и гражданина, присваиваются специальные звания и классные чины).

Государственная гражданская служба основана на следующих принципах:

– приоритет прав и свобод человека и гражданина;

– единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

– равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

– профессионализм и компетентность гражданских служащих;

– стабильность гражданской службы;

– доступность информации о гражданской службе;

– взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

– защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В Федеральном Законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 №58-ФЗ установлены следующие принципы построения и функционирования государственной службы:

1.федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2.законность. Требованиями законности являются верховенство Конституции РФ и федеральных законов в отношении других нормативно-правовых актов, издание этих актов лишь полномочными органами и в пределах своей компетенции, единство законности в масштабах всего государства. Данный принцип несовместим с местничеством, посягательством на общие интересы посредством абсолютизации особенных и т.д. Соблюдение принципа законности означает верность чиновников государству при осуществлении служебных обязанностей, доверие к ним со стороны государства и гражданского общества.;

3.приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. Исполняя свои полномочия, государственные служащие руководствуются прежде всего необходимостью признания, обеспечения и защиты прав и свобод личности, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Государственным служащим запрещено вмешиваться в личную жизнь граждан. По Конституции они обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы; сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность; каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного действиями (или бездействием) чиновников;

4.равный доступ граждан к государственной службе. Суть его выражается в том, что на государственную службу принимаются граждане независимо от социального происхождения, пола, расы, национальности принадлежности к общественным объединениям и т.д. Право поступления на службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, соответствующим должности;

5.единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Несмотря на разновидности государственной службы требования к ним должны быть одинаковыми: организация службы, порядок поступления на службу и ее прохождение, аттестация, увольнение и т.д. Это обеспечивает чиновнику равные возможности для осуществления должностных обязанностей, способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в административной среде;

6.взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы. Служба государственная и служба муниципальная, несмотря на определенные различия (первая принадлежит государству, вторая — гражданскому обществу), по существу составляют единый социально-правовой институт. Со статусно-функциональной точки зрения как государственные, так и муниципальные служащие имеют сходные права, обязанности, ответственность, круг полномочий, виды деятельности и т.д. Это обеспечивается посредством единства требований, ограничений и обязательств служебной деятельности, учета стажа работы, соотносительности условий, оплаты труда, социальных и пенсионных гарантий. Исходя из этой взаимосвязи, можно говорить о едином институте публичной службы;

7.открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. Этот принцип обязывает чиновников обеспечить доступ к информации гражданам, организациям, средствам массовой информации, кроме сведений, составляющих охраняемую законом тайну. Гласность обусловлена необходимостью участия граждан в управлении общими делами, а также потребностью органов государственной власти в изучении и учете мнения населения при решении социально значимых проблем;

8.профессионализм и компетентность государственных служащих. Профессионализм — это высший уровень психофизиологических и личностных изменений специалиста, которые происходят в результате длительного выполнения служебных обязанностей и обеспечивают эффективность решения административных задач. Компетентность — это показатель профессионализма, осведомленность и способность специалиста к эффективной реализации профессиональных знаний в практической деятельности.

Этот принцип имеет важное значение. Ведь управление, охрана правопорядка, безопасность и оборона, внешнеполитическая деятельность, таможенное дело, наука, культура и образование, строительство и коммунальное хозяйство — все это в конечном счете определяется профессионализмом и компетентностью чиновников.

Законодательство предусматривает квалификационные требования к служащим, в частности, к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей.

Воплощению данного принципа в жизнь способствуют положения статей законодательных актов о порядке поступления на службу, об испытании при замещении должностей, об аттестации служащих и присвоении квалификационных разрядов, о поощрениях, ответственности служащих и др.

9.защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Чиновник при сомнениях в правомерности поступившего распоряжения должен сообщить об этом своему непосредственному руководителю. Если тот письменно подтверждает данное поручение, гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В противном случае он вместе со своим руководителем будет нести ответственность перед законом.

Основная и важнейшая функция государственной службы, и в этом ее суть, – служить обществу (ради этого она и создается), обеспечивать устойчивую связь государства и общества, граждан, предоставлять возможность делегировать функции управления, гражданам участвовать в процессе развития и управления государством, развивать и поддерживать их свободную жизнедеятельность на основе духовно-нравственных принципов.

Исследователями выделяются следующие функции государственной гражданской службы:

— правоприменительная, т.е. реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства;

— правотворческая – разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ;

— правозащитная – обеспечение прав и свобод граждан;

— регулирующая – разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении;

— организационная – обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе.

Таким образом, можно сделать вывод, что спектр функций государственной службы достаточно широк, и это свидетельствует о чрезвычайной важности этого института власти в жизни государства и общества.

Вышеизложенное определяет государственную гражданскую службу как самостоятельный вид служебно-трудовой деятельности, осуществляемую в соответствии с профессиональными компетенциями государственными гражданскими служащими, обеспечивающими исполнение полномочий, возложенных на органы государства.

Добавить комментарий

Закрыть меню