Полное имя будды

Будда Шакьямуни

Будда Шакьямуни (санскр. गौतमबुद्धः सिद्धार्थ शाक्यमुनि, вьетн. Thích-ca Mâu-ni; 563 до н. э. — 483 до н. э.; дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья (Сакья)») — духовный учитель, легендарный основатель буддизма.

Получив при рождении имя Сиддхаттха Готама (пали) / Сиддхартха Гаутама (санскрит) («потомок Готамы, успешный в достижении целей»), он позже стал именоваться Буддой (буквально «Пробудившимся») и даже Верховным буддой (Sammāsambuddha). Его также называют: Татха́гата («тот, кто так пришёл»), Бхагаван («Бог»), Сугата (Правильно идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром).

Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона — «Трипитаки». Также Будда является персонажем многих дхармических религий, в частности — бона (позднего бона) и индуизма. В Средние века в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну вместо Баларамы.

День рождения Будды Шакьямуни является национальным праздником Республики Калмыкия.

Материала для научной реконструкции биографии Будды у современной науки недостаточно. Поэтому традиционно жизнеописание Будды даётся на основе ряда буддийских текстов («Жизнь Будды» Ашвагхоши, «Лалитавистара»).

Однако следует учитывать, что первые тексты, относящиеся к Будде, появились лишь через четыре сотни лет после его смерти. К этому моменту в рассказы о нём были внесены изменения самими монахами, в частности, для гиперболизации фигуры Будды.

Кроме того, труды древних индийцев не освещали хронологические моменты, концентрируясь больше на философских аспектах. Это хорошо отражено в буддийских текстах, в которых описание мыслей Шакьямуни преобладает над описанием времени, когда это всё происходило.

Путь будущего Будды Шакьямуни к просветлению начался за сотни и сотни жизней до его полного выхода из «колеса чередования жизней и смертей». Начался он со встречи богатого и учёного брахмана Сумедха с буддой Дипанкара. Сумедха был поражён безмятежностью будды и дал себе слово достичь такого же состояния. Поэтому его стали называть «бодхисаттвой».

После смерти Сумедхи сила его стремления к Просветлению обуславливала его рождения в разных телах, как человеческих, так и звериных. Во время этих жизней бодхисаттва совершенствовал мудрость и милосердие и в предпоследний раз родился среди богов, где он мог выбрать благоприятное место для своего последнего рождения на земле. И он выбрал семью почтенного царя шакьев, чтобы люди относились с бóльшим доверием к его будущим проповедям.

Согласно традиционной биографии, отцом будущего Будды был раджа Шуддходана, глава племени шакьев небольшого княжества со столицей Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама — его готра, аналог современной фамилии.

Хотя буддийская традиция и называет его «раджой», но, судя по ряду разных источников, правление в стране Шакьев строилось по республиканскому типу. Поэтому, скорее всего, он был членом правящего собрания кшатриев (сабхи), состоявшего из представителей воинской аристократии.

Мать Сиддхартхи, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми бивнями.

По давней традиции шакьев, Махамайя для родов направилась в дом своих родителей. Однако она родила по дороге, в роще Лумбини (в 20 км от границы современного Непала и Индии, в 160 км от столицы Непала г. Катманду), под деревом ашока. Младенец тут же встал на ноги и провозгласил себя существом, превосходящим людей и богов.

В самом Лумбини находился дом царя, в современных источниках именуемый «дворцом». В реальной жизни весь раскопаный археологами фундамент этого дворца поместился под навесом-сараем 8х8 метров. Царица никуда не ездила, а спокойно рожала у себя дома. Про то, что младенец превосходит людей и богов, не знал даже сам Будда, спокойно живший в том дворце-доме сначала мальчиком, потом женившись мужем и наследным принцем, предаваясь праздности и развлечениям.

День рождения Сиддхартхи Гаутамы, майское полнолуние, широко празднуется в буддийских странах (Весак), а в Лумбини с недавних пор построили свои храмы-представительства страны СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии) и Япония. На месте рождения работает музей, и доступны для обозрения раскопы фундамента и фрагменты стен.

Большинство источников утверждают, что Махамайя умерла через несколько дней после родов.

Приглашённый благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём (чакравартином), либо великим святым (Буддой).

Шуддходана провёл церемонию именования ребёнка на пятый день от его рождения, назвав его Сиддхартха, что означает «тот, кто добился своей цели». Были приглашены восемь учёных брахманов для предсказания будущего ребёнка. Они также подтвердили двойственное будущее Сиддхартхи.

Сиддхартха был воспитан младшей сестрой своей матери, Маха Паджапати. Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царём, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях. Для мальчика было специально построено три дворца. В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям.

Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу с принцессой Яшодхарой, кузиной, которой также исполнилось 16.

Через несколько лет она родила ему сына Рахулу. Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц Капилавасту. Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага — не конечная цель жизни.

Однажды, когда принцу исполнилось 29 лет, он в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни — что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении своего слуги Чанны. В легенде говорится, что «стук копыт его лошади был приглушён богами», чтобы его отъезд остался в тайне. Выехав за город, царевич переоделся в простую одежду, поменяшись одеждами с первым встречным нищим и отпустил слугу. Это событие называют «Великим Отправлением».

Сиддхартха начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху, где он просил милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, он предложил Сиддхартхе трон. Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить царство Магадха сразу после того, как достигнет просветления.

Сиддхартха покинул Раджагаху и стал учиться йогической медитации у двух брахманов-отшельников. После того, как он освоил учения Алары (Арады) Каламы, сам Калама попросил Сиддхартху присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время. Потом Сиддхартха стал учеником Удаки Рамапуты (Удраки Рамапутры), но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения он также покинул учителя.

Затем Сиддхартха направился в юго-восточную Индию. Там он вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи (Конданны) пытался достичь просветления через суровую аскезу и умерщвление плоти. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Он вспомнил момент из детства, когда во время праздника начала пахоты он испытал погружение в транс. Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние дхьяны.

Четыре его спутника, полагая, что Гаутама отказался от дальнейших поисков, покинули его.

Поэтому он отправился странствовать дальше уже в одиночестве, пока не достиг рощи неподалёку от Гайи.

Здесь он принял немного молока и риса от деревенской женщины по имени Суджату, которая приняла его за духа дерева, такой у него был измождённый вид. После этого Сиддхартха сел под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, и поклялся, что не встанет до того, пока не найдет Истины.

Не желая выпускать Сиддхартху из-под своей власти, демон Мара попытался нарушить его сосредоточение, но Гаутама остался непоколебим — и Мара отступил.

После 49 дней медитации в полнолуние месяца вайшакха, в ту же ночь, когда он был рождён, в возрасте 35 лет Гаутама достиг Пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий — невежестве — а также о шагах, которые необходимы для устранения этой причины. Данное знание потом получило название «Четырёх Благородных Истин», а состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо ниббана (пали) или нирвана (санскрит). После этого Гаутаму стали называть Буддой или «Пробудившимся».

Будда несколько дней ещё пребывал в состоянии самадхи, решая, обучать ли Дхарме других людей. Он не был уверен, что люди, переполненные жадностью, ненавистью и обманом, смогут увидеть истинную Дхарму, идеи которой были очень глубоки, тонки и трудны для понимания. Однако Брахма Сахампати заступился за людей и попросил Будду принести Дхарму миру, так как «всегда найдутся те, кто поймет Дхарму». В конце концов, со своим великим состраданием к любым существам на земле, Будда согласился стать учителем.

Первыми учениками Будды стали встреченные им двое торговцев — Тапусса и Бхаллика. Будда дал им пару волос со своей головы, которые, по преданию, хранятся в пагоде Шведагон.

После этого Будда направился в Варанаси, намереваясь рассказать своим бывшим учителям, Каламе и Рамапутте, чего он достиг. Но боги поведали ему, что они уже умерли.

Тогда Будда отправился в Оленью Рощу (Сарнатх), где и прочёл свою первую проповедь «Первый поворот колеса Дхармы» своим прежним товарищам по аскезе. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь. Тем самым Будда привёл в действие Колесо Дхармы. Его первые слушатели стали первыми членами буддийской сангхи, что завершило формирование Трёх Драгоценностей (Будда, Дхарма и Сангха). Все пятеро вскоре стали архатами.

Позже к сангхе примкнул Яса со своими 54 спутниками и три брата Кассапа с учениками (1000 человек), которые потом понесли Дхарму людям.

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты — от воинов до уборщиков, убийц (Ангулимала) и людоедов (Алавака). При этом он совершил множество сверхъестественных деяний.

Сангха во главе с Буддой путешествовала ежегодно в течение восьми месяцев. В остальные четыре месяца сезона дождей было довольно тяжело ходить, поэтому монахи проводили их в каком-нибудь монастыре, парке или лесу. Люди из близлежащих селений сами приходили к ним послушать наставления.

Царь Бимбисара, ставший сторонником буддизма после встречи с Буддой, подарил сангхе монастырь неподалёку от своей столицы Раджагриха. А богатый купец Анатхапиндада подарил рощу близ города Шравасти.

Первая Вассана была проведена в Варанаси, когда Сангха была впервые сформирована. После этого они отправились в Раджагаху (Раджагриху), столицу Магадхи, для того, чтобы почтить своим визитом царя Бимбисару, которого Будда обещал посетить после своего Просветления. Именно во время этого визита произошло посвящение Сарипутты (Шарипутры) и Махамоггалланы (Махамаудгальяяны) — они должны были стать двумя важнейшими учениками Будды. Следующие три вассаны Будда провёл в монастыре Велувана в Бамбуковой Роще, в Раджагахе, столице Магадхи. Этот монастырь содержался на средства Бимбисары, хоть и был достаточно удалён от центра города.

Узнав о Просветлении, Шуддходана направил царскую делегацию к Будде, чтобы он вернулся в Капилавасту. Всего к Будде было направлено девять делегаций, но все делегаты присоединились к Сангхе и стали архатами. Десятая делегация, во главе с Калудайи (Калодайином), другом детства, была принята Буддой, и он согласился отправиться в Капилавасту. Так как для вассаны было ещё рано, Будда отправился в двухмесячное путешествие в Капилавасту пешком, проповедуя Дхарму на своём пути.

В пятой вассане Будда жил в Махавана вблизи Весали (Вайшали). Узнав о предстоящей смерти своего отца, Будда пошёл к Шуддходане и проповедовал ему Дхарму. Шуддходана стал архатом прямо перед своей смертью. После смерти отца его приёмная мать Маха Паджапати просила разрешения присоединиться к Сангхе, но Будда отказался и решил вернуться в Раджагаху. Маха Паджапати не приняла отказа и возглавила группу благородных женщин родов Шакья и Колия, которая последовала за Сангхой. В итоге, Будда принял их в Сангху на том основании, что способность их к просветлению была наравне с мужчинами, но дал им дополнительные правила Винаи для соблюдения.

Будда также был объектом покушений оппозиционных религиозных групп, включая неоднократные покушения на убийство.

Согласно палийской Махапариниббана-сутте в возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро он достигнет Паринирваны, или конечную стадию бессмертия, освободив своё земное тело. После этого Будда съел последнюю еду, которую он получил от кузнеца Кунда. Точный состав последней еды Будды неизвестен; традиция Тхеравады предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяны говорит, что это были трюфели или какие-то другие грибы.

Махаянская Вималакирти-сутра утверждает, что Будда не заболел и не постарел, он преднамеренно принял такое обличье, для того чтобы показать тем, кто родился в сансаре, ту боль, которую причиняют оскорбительные слова, поощряя тем самым их стремление к Нирване.

Согласно одной из легенд перед смертью Будда спросил учеников, чтобы узнать, остались ли у них какие-то сомнения или вопросы. Их не было. Затем он вступил в Паринирвану; его последние слова были: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием». Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина). Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ. Некоторые из памятников, как считают, сохранились до нашего времени. К примеру, Далада Малигава на Шри-Ланке — место, где хранится зуб Будды.

Также Будда дал наставление своим ученикам — следовать не за лидером, а следовать за учением, Дхармой. Однако в Первый Буддийский Совет, Махакашьяпа был провозглашен главой Сангхи вместе с двумя главными учениками Будды — Махамоггаллана и Сарипутта, которые умерли незадолго до Будды.

Основатель одной из трех мировых религий – буддизма.

Имя Будда (с санскритского —

просветленный) дано его последователями В центре буддизма — учение о «четырех

благородных истинах» существуют страдание, его причина, состояние освобождения и

путь к нему

Сиддхартха был сыном правителя народа шакья в северо-восточной Индии (в

настоящее время Непал) С рождения ему была уготована судьба правителя Правда,

окончательный выбор оставался за ним

Однажды царице Махамайя, жене царя Шуддходама приснился вещий сон родит она сына

и станет он либо правителем, либо сад-ху (святым, отрекшимся от земного мира)

Мальчик рос в роскоши, но его никогда не выпускали за пределы дворца

Сиддхартха женился на прекрасной царевне Яшодхаре, подарившей ему сына Вскоре он

должен был наследовать трон Однако надеждам царя не суждено было сбыться в

результате четырех знамений

Сиддхартха решил узнать о жизни за стенами дворца и приказал вознице

сопровождать его В первый раз он увидел старика и спросил возницу, почему тот

такой худой и сгорбившийся Таков удел всех людей, без исключения таков

естественный и неизбежный итог жизни, — последовал ответ Тогда Сиддхартха

воскликнул «Какой смысл и какая польза от юности, если все завершается столь

печально9″

Когда Сиддхартха во второй раз вышел из дворца, он повстречал больного Царевич

поразился тому, что болезни не щадят даже самых крепких и здоровых людей, и

никто не знает, как их избежать

Третье знамение случилось, когда Сиддхартха увидел похоронную процессию Люди

несли на носилках тело умершего Покойника в Индии не прятали от глаз людей в

гробах на катафалках, и процедура сожжения тела происходила публично, причем

чаще всего на пристани у реки Сиддхартха пришел к печальному выводу люди не

могут влиять на свою судьбу Никто не хочет стареть, но все стареют Никто не

хочет болеть, но люди болеют Смерть неизбежна, но тогда бессмысленна жизнь

Сиддхартха пробудился ото сна и начал постигать смысл состояния санса-ры,

связанного со старостью, болезнями, смертью и постоянным становлением Его

поразило, что люди смирились со своей участью

Наконец, четвертое знамение В этот раз Сиддхартха увидел садху (святого),

ходившего по улицам с миской для подаяний Садху — это «скиталец», считающий, что

в том мире, в котором мы живем («царство сансары»), невозможно обрести свой дом

Предания повествуют о том, как в ночь полнолуния Сиддхартха, оставив жену и

сына, отправился на границу царства Сакья Там он снял одежду, постриг волосы и

бороду и отправился дальше уже как странник Это событие толкуется в буддизме как

«продвижение» Сиддхартхи он отказывается от мирской жизни и предается поискам

истины

Сначала он занимается йогой Усмирение плоти было для них необходимой

предпосылкой духовного роста

Сиддхартха занимался умерщвлением плоти в течение шести лет. Он ограничивал себя

в пище и сне, не мылся и ходил нагим. Его авторитет среди аскетов был очень

высок, у него появились ученики и последователи Говорят, что его слава

распространялась, будто звук большого гонга под куполом неба.

Хотя Сиддхартхе и удалось поднять свое сознание на неизмеримо более высокий

уровень, в конечном счете он пришел к выводу, что она не приближает его к истине

(к прекращению страдания). Он снова начал принимать пищу, как раньше, вскоре

последователи покинули его. Сиддхартха продолжал свои скитания в одиночестве,

находил других учителей, но разочаровался во всех учениях.

Однажды, расположившись около реки под сенью большого дерева джам-бу, позднее

названного в честь события деревом бодхи (то есть деревом просветления),

Сиддхартха принял решение: «Я не встану с этого места до тех пор, пока на меня

не снизойдет просветление. Пусть плоть моя увянет, пусть кровь моя высохнет, но

до тех пор, пока я не получу просветления, я не двинусь с этого места».

Трудно представить, что происходит в сознании человека, который сидит

неподвижно. Впрочем, это характерно для буддизма: истина обретается в молчании,

и тишина значит больше, чем действие.

. Он сел в позу для медитации и

необыкновенной сосредоточенности и контроля над своим сознанием.

Каким образом сознание может отвлекаться, красочно описано в буддийских текстах,

где говорится об атаках Ямы, Господина Смерти, который понял, насколько важны

осуществляемые Буддой усилия, и всячески стремился противостоять им, опираясь на

свою власть Будда должен был использовать все свое умение и призвать всю свою

решимость, отважившись на подобную попытку, а это было совсем не легко. Все

сомнения, колебания должны были быть отброшены. Тернистый путь внутренней борьбы

был пройден — предстояла последняя битва В ночь полнолуния в месяц весак

(соответствующий маю в европейском календаре) Будда сконцентрировал свое

сознание на всходящей утренней звезде, и на него снизошло просветление.

Сиддхартха стал Буддой: он вышел из мрака неведения и увидел мир в истинном

свете. Описываемое событие называют «великим пробуждением»

Истина открылась Будде во всем своем великолепии. Это было завершение поисков

истины, которые предпринял Сиддхартха. Став Буддой, то есть абсолютно

просветленным, Сиддхартха изменился. Благодаря этому великому событию на него

снизошли мудрость и сострадание, и он осознал свое великое предназначение —

донести истину до людей

Сначала у него не было уверенности, что его поймут. Однако Будда все же начал

излагать свое учение, впервые прочитав проповедь о дхарме в Сарнатхе, где

случайно встретился со своими прежними спутниками. Первые слушатели были

поражены его добродетелями. Образовалась первая буддийская община. Будда

приступил к тому, что известно под названием «первой проповеди Будды», или,

более образно, как «первый поворот колеса Дхаммы»

Важны не только слова, с какими Будда обратился к своим слушателям, а та

уверенность, которую он вдохнул в них и которая совершенно покорила их. Вначале

пять бывших собеседников встретили его скептически — ведь это

был тот самый Гаутама. Но, пораженные его уверенностью в себе, они стали

приверженцами его учения.

Будда вел жизнь странствующего проповедника. С тех пор, когда на него в возрасте

тридцати пяти лет снизошло просветление, он не знал покоя. Девять месяцев в году

он проповедовал, переходя из одного места в другое, а три месяца, приходившиеся

на период дождей, проводил в уединении.

Будда принимал пищу только раз в день Если путь его пролегал через деревню, он

принимал подаяния, затем уходил в манговую рощу на окраине деревни и обедал

После этого местные жители слушали проповеди Будды С каждым днем сторонников его

учения становилось все больше и больше, причем в его окружение входили люди из

различных каст.

Его последователи образовали монашескую общину. С распространением миссионерской

деятельности ордена к Будде начали приходить также и миряне, которым разрешалось

следовать учению, не отрекаясь от своего положения главы семьи и хозяина дома,

благодаря чему свободное сообщество стало быстро расти. Равновесие между

монашеской и мирской жизнью в сангхе было одной из главных черт миссии Будды во

время его проповеднической сорокалетней деятельности.

Женщинам тоже разрешалось становиться членами ордена, хотя отношение Будды к ним

было неоднозначным он принимал женщин неохотно В ответ на вопрос своего ученика

Ананды о том, как монахи должны вести себя в присутствии женщин, Будда ответил

«Не разговаривать.. Проявлять постоянную бдительность». Возможно, такие

наставления объяснялись его убеждением в том, что привязанность к женщине

становится основным препятствием на пути к достижению нирваны. Какой бы ни была

причина, эти слова должны быть положены в основу монашеского устава (Винаи),

созданного Буддой.

Умер Будда в преклонном возрасте, отравившись пищей Рассказывают, что он

скончался в состоянии медитации, склонившись вправо и поддерживая голову рукой.

Эта поза запечатлена в буддийской иконографии и трактуется как переход Будды в

Паринирвану — нирвану без остатка, речь идет о состоянии, в котором он более не

был подвержен перерождению Произошло это недалеко от города Кушинагара, в

лесистой местности Умирая, Будда не назначил преемника. Казалось, он желал,

чтобы сангха оставалась относительно неиерархической организацией. Перед смертью

Будда, обращаясь к Ананде, сказал’ «Не печалься, не плачь. Разве я не говорил

тебе, что мы отделены, отрезаны от всего дорогого и любимого нами9.. Ты долго

служил мне, принося пользу, служил с радостью, искренне и безоговорочно, был

предан мне телом, словом и мыслью У тебя самого все получилось хорошо, Ананда Не

останавливайся на достигнутом, и скоро ты будешь освобожден»

Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о «четырех благородных

истинах», открывшихся ему в знаменитую ночь просветления под смоковницей: есть

страдание; есть причина страдания, есть свобода от страдания есть путь, ведущий

к свободе от страдания В этих истинах, согласно учителю, весь закон нравственной

жизни, ведущий к высшему блаженству Разъяснению и развитию этих положений

посвящены все рассуждения и логические построения буддизма

Рождение, болезнь, смерть, разлука с близким человеком, неисполнен-ность желания

— словом, сама жизнь во всех ее проявлениях, — вот что такое страдание В

буддизме страданием оказывается и то, что всегда считалось радостью Родные,

близкие, друзья, богатство, успех, власть, утехи пяти чувств — все это считается

сковывающими человека цепями

Таким образом, страдание выступает как единственная всеобъемлющая реальность, с

которой имеет дело духовно притязательный, нравственно совершенствующийся

человек

Вторая «благородная истина» — источником страдания является само желание, не

существо его, а само его наличие «жажда, себя поддерживающая, прелесть,

сопряженная со страстью, то тем, то этим готовая прельститься, а именно жажда

обладать, жажда быть, жажда избыть»

В «Дхаммападе» («Стезе добродетелей»), самом знаменитом из буддийских текстов,

содержащих изречения Будды, есть такие слова «Даже ливень из золотых монет не

принесет удовлетворения страстям Мудр тот, кто знает страсти болезненны и мало

от них радости»

Третья «благородная истина» — пресечение страданий, погашение желаний, точнее —

притушение их страстности Буддизм рекомендует средний путь избегать крайностей —

как влечения к чувственным удовольствиям, так и абсолютного подавления этого

влечения

Отсутствие, преодоленность страданий обозначается как нирвана (в переводе с

санскритского «затухание», «остывание») На этом последователи Будды выстраивали

целую философскую теорию Они не давали в своих текстах определения нирваны,

заменяя его многочисленными описаниями и эпитетами, в которых нирвана

изображалась как противоположное всему, что может быть, и потому как

непостижимое и невыразимое

Четвертая «благородная истина» — существует путь, который ведет к нирване Это

«восьмизвенная стезя», восьмиступенчатая программа духовного возвышения

истинное воззрение (усвоение четырех кардинальных истин Будды — таков исходный

пункт как осознание смысла жизни),

истинное намерение (принятие этих истин как жизненной программы и отрешение от

привязанности к миру, понимание смысла жизни становится внутренне значимым

мотивом),

истинная речь (вышеназванный мотив переходит в определенное решение —

воздержание от лжи, преграждение пути словам и словесным ориентирам, не

относящимся к обозначенной выше нравственной цели — отрешению от мира),

истинные поступки (решение реализуется в поступках — ненасилие, ненанесение

вреда живому),

истинный образ жизни (развертывание истинных поступков в линию поведения,

поступки образуют единую цепь),

истинное усилие (бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют

свойство возвращаться, отражение в сознании осуществленных поступков под углом

зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от

дурных мыслей),

истинное памятование (праведная мысль — постоянно помнить о том, что все

преходяще, нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни),

истинное сосредоточение (духовное самопогружение отрешившегося от мира человека,

выход за границы самой морали как «свидетельство» осуществления «смысла жизни»)

Последнее, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии

экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением связей с миром,

чисто созерцательным отношением к нему,

радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного

интереса,

освобождение от радости (экстаза) вместе с осознанием освобождения от всех

ощущений телесности и душевных волнений,

совершенная невозмутимость, состоящая в полном безразличии ко всему

Такова универсальная этическая схема буддизма В ней «благородные истины»

выступают как «добродетели», доступные каждому Нравственная судьба каждого

человека полностью подконтрольна ему самому, и возможности его спасения не

ограничены ничем, кроме его собственных грехов и ошибок Чтобы утвердиться в

качестве нравственной личности, человек должен победить самого себя1

«Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники

подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя»

Будда Шакьямуни (санскр. Sākyamuni, пали Сакьямуни / Sakyamuni, тиб. Шакья Тупа / Shakya Tupa) — татхагата нашего времени. По некоторым оценкам, время его жизни относят к 624—544 годам до н. э. Будду часто называют Шакьямуни — «мудрец из Шакьев», поскольку он родился в семье, принадлежавшей к большому роду Шакья.

На сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что Будда жил приблизительно в конце VI — начале V века до нашей эры. Вероятно, в будущем точное время будет установлено научными методами. Его Святейшество Далай-лама уже предлагал провести анализ сохранившихся реликвий с помощью современных технологий для установления времени жизни Будды.

Шакьямуни родился в царской семье, принадлежавшей к роду Шакья.

Отец — царь Шуддходана Гаутама — правил небольшим государством с центром в городе Капилавасту, располагавшемся на берегу реки Рохини, протекающей у южного подножья Гималаев (ныне это территория Непала в южной его части). Мать — царица Майя — была дочерью дяди царя, который также царствовал в одном из соседних государств.

Более двадцати лет у супругов не было детей. Но однажды ночью царица увидела сон, в котором белый слон вошёл в неё через правый бок, и она зачала. Царь, придворные и весь народ с нетерпением ожидали рождения ребёнка.

Когда время родов стало приближаться, царица, по обычаю своего народа, поехала рожать в свой родной дом.

В пути она присела отдохнуть в саду Лумбини (место находится в западной части Непала).

Был погожий весенний день, в саду цвели деревья ашока. Царица потянулась правой рукой, чтобы сорвать цветущую ветку, схватилась за неё, и в этот момент начались роды.

В истории жизни Будды говорится, что роды у Махамайи прошли безболезненно и чудесным образом: младенец вышел из левого бока матери, которая в это время стояла, ухватившись за ветвь дерева. Родившись, царевич сделал семь шагов вперед. Там, где он ступал, под ногами появлялись лотосы. Будущий Будда провозгласил, что он пришёл, чтобы освободить человечество от страданий.

Царь, узнав, что у него родился мальчик, был обрадован. Он назвал сына Сиддхартха, что означает «Исполнение всех желаний».

Но после радости царя ждало горе: вскоре умерла царица Майя. Царевича стала растить её младшая сестра Махапраджапати.

Недалеко в горах жил святой отшельник по имени Асита. Ему показали новорождённого, и Асита обнаружил на теле младенца тридцать два великих признака и восемьдесят малых признаков, по которым предсказал, что, когда царевич подрастёт, он либо станет вселенским правителем (чакравартин), который способен объединить весь мир; либо, если покинет дворец, то вступит на путь отшельничества и вскоре станет буддой, который будет спасать существ от страданий.

Царь сначала был обрадован, потом обеспокоен: в своём единственном сыне он желал видеть выдающегося царского наследника, но не аскета-отшельника. Тогда отец Сиддхартхи решил: чтобы не наталкивать сына на философские размышления о смысле жизни, царь создаст для него совершенно райскую атмосферу, исполненную одних радостей.

С семи лет царевич обучается грамоте и воинским искусствам. Играть во дворец с царевичем приходили только самые талантливые сверстники, в кругу которых Сиддхартха получал прекрасное образование и осваивал основные воинские искусства, во всем первенствуя среди товарищей.

Когда Сиддхартхе исполнилось 19 лет, по настоянию царя, он выбрал себе в жёны Ясодхару (Гопу), дочь шакьи Дандапати (по другим источникам, это была дочь царя Супрабуддха, старшего брата матери царевича, жившего в замке Девадаха). От Ясодхары у Сиддхартхи родился сын, которого он назвал Рахула.

До 29 лет принц прожил во дворцах своего отца. Позже Будда рассказывал ученикам об этих днях: «Монахи, я жил в роскоши, в предельной роскоши, в полной роскоши. У моего отца в нашем дворце были даже лотосовые пруды: в одном из них цвели красные лотосы, в другом белые лотосы, в третьем голубые лотосы, все ради меня. Я использовал сандаловое дерево только из Бенареса. Мой тюрбан был из Бенареса, моя туника, нижняя одежда, и накидка тоже.

Надо мной днем и ночью держали белый зонт, чтобы защищать меня от холода, жары, пыли, грязи, и росы.

У меня было три дворца: один для холодного сезона, один для жаркого сезона, и один для дождливого сезона. Во время четырех месяцев дождливого сезона меня развлекали во дворце для дождливого сезона музыканты, среди которых не было ни одного мужчины, и я ни разу не выходил из дворца. В других домах прислугу, работников и дворецких кормили чечевичной похлебкой и дробленым рисом, а в доме моего отца слуг, работников и дворецких кормили пшеницей, рисом и мясом.

Хотя я и был одарен таким богатством, такой полной роскошью, ко мне пришла мысль: «Когда необразованный, заурядный человек, который сам подвержен старению, не преодолел старения, видит другого человека, который стар, он испытывает страх, презрение и отвращение, забывая о том, что он сам подвержен старению, не преодолел старения. Если я, подверженный старению, не преодолевший старения, буду испытывать страх, презрение и отвращение при виде другого старого человека, это будет неподобающим для меня». Когда я заметил это, свойственная молодым людям опъяненность юностью полностью прошла».

Открытие непостоянства молодости, непостоянства здоровья, непостоянства жизни привели царевича к переосмыслению своей жизни, и он понял, что никакие дворцы не оберегут его от старости, болезней, смерти. И в этой жизни, как и во многих своих прошлых жизнях, он выбрал путь отшельничества в поисках Освобождения.

Он пришёл к отцу и сказал:

— Наступило время моего ухода. Прошу тебя не препятствовать мне и не печалиться.

Царь ответил:

— Я дам тебе всё, что ты можешь пожелать, если только ты останешься во дворце.

На это Сиддхартха сказал:

— Дай мне вечную юность, здоровье и бессмертие.

— Я бессилен дать тебе это, — ответил царь, и в ту же ночь Сиддхартха тайком ушел из дворца.

Обрезав волосы в знак отречения от мира, он присоединился к странствующим монахам. Было ему в ту пору 29 лет.

Вначале Сиддхартха направился к отшельникам, жившим вокруг брахмана Райваты, но быстро оставил это место и перешел в Вайшали, к известному созерцателю Арада-Каламе, принадлежавшему по своим воззрениям, по-видимому, к старинной индийской философской школе Санкхья. У Арада-Каламы было 300 учеников, которых он обучал медитации Сферы Ничто (Мир Полного Отсутствия Всего, принадлежит к Миру Без Форм). После недолгой тренировки Бодхисаттва сумел достичь состояния погруженности в Сферу Ничто и спросил учителя: «Вы достигли только этой ступени сосредоточения?» «Да, — ответил Арада, — теперь, что знаю я, знаешь ты.» Тогда Бодхисаттва подумал: «Значит, нужно искать чего-то более действенного.» И ушел в Центральную Индию. Там через некоторое время он встретил Удрака Рамапутру, обучавшего 700 учеников сосредоточению ума в Сфере ни сознания, ни не-сознания (Мир Ни Присутствия , Ни Отсутствия , принадлежит к Миру Без Форм) и стал учиться у него. За короткое время достигнув Сферы ни сознания, ни не-сознания, Бодхисаттва, поговорив с Удракой, как и с Арадой, оставил его, сказав себе: «Нет, это тоже не ведет к Нирване!» Пять из учеников Удраки последовали за ним.

Придя на берег реки Найранджаны, Сиддхартха решил предаться аскетизму самостоятельно. Шесть лет он провёл в глубоком сосредоточении, всё это время ел не больше трёх зерен в день и сильно ослаб.

Почувствовав, что такая аскеза — крайность, и для продолжения духовного подвига необходимо подкрепиться, он пошёл вдоль реки в сторону Бодхгаи и встретив крестьянскую девушку Суджату, принял от неё пожертвование пищи — чашу простокваши или молока с мёдом и рисом. Пять сподвижников-аскетов, увидев, что Сиддхартха вернулся к нормальной пище, восприняли это как падение, потеряли веру в него, покинули его, ушли в сторону Варанаси. Бодхисаттва же помылся, постриг волосы и бороду, отросшие за годы отшельничества, и, восстановив силы пищей, перешёл реку и сел под развесистое дерево, именуемое с тех пор древом Бодхи (в ботанике этот вид зовётся теперь ficus religiosa).

Сиддхартха дал себе слово: «Пусть высохнет моя кровь, пусть сгниёт моё мясо, пусть истлеют мои кости, но я не сдвинусь с этого места пока не достигну». Не обращая внимания на дьявольские запугивания и искушения Мары, он вошёл в глубокое медитативное погружение (самадхи) и, не сходя со своего места, вскоре реализовал непревзойдённое состояние Будды. В это время ему было 35 лет.

С этого времени для Будды началась деятельность по спасению живых существ от оков Сансары.

Первыми его учениками стали те пятеро сподвижников, которые подумали, что он не выдержал. Им Будда прочитал свою первую проповедь, которая позже получила название «Первый поворот колеса Дхармы» («Сутра о запуске колеса Закона»).

В ней Будда изложил основы учения о Четырёх Благородных Истинах. Это произошло в Оленьем парке города Сарнатх (вблизи Варанаси).

В Раджагрихе Будда обратил в свою веру царя Бимбисару. Остановившись в его дворце, он стал проповедовать Учение по всей стране. Вскоре его учениками стало более двух тысяч человек, включая двух его главных учеников Шарипутру и Маудгальяяну.

Царь Шуддходана, не желавший, чтобы его сын оставил мирскую жизнь, и глубоко опечаленный его уходом из дворца, Махапраджапати, вскормившая царевича, царевна Ясодхара и другие из рода Шакья также стали его последователями и учениками.

Проповедуя 45 лет Учение, Шакьямуни достиг возраста 80 лет. В Вайсали, по пути из Раджагрихи в Шравасти, он в разговоре с Анандой предсказывает, что уйдёт в Нирвану через три месяца. Продолжая свой путь и проповедуя Дхарму, Будда достиг Павы, где отведал пищу, поднесённую ему кузнецом Чундой, сушённую свинину, причину его физического недомогания. Зная, что он ест, Будда запрещает употреблять её сопровождавшим Будду ученикам.

В возрасте 80 лет на окраине города Кушинагара Будда покинул этот Мир Страданий, войдя в Паринирвану.

Добавить комментарий

Закрыть меню