Политика как явление

Политика как общественное явление

Происхождение термина «politike» восходит к древнегреческому городу – государству, имевшему название «polis». Это понятие включает в себя объединение людей и территорий, находившихся под властью одного правителя и имевших одну (общую для этого объединения) конституцию. Полис шире понятия государства в современном смысле слова. Это политически организованное общество. Полисная система организации общественной жизни предполагала для каждого гражданина возможность, а часто и обязанность участвовать в решении вопросов жизнедеятельности полиса. Таким образом, в полисе четко прослеживается наличие специфической деятельности, связанной с решением вопросов общественной жизни, или с государственным управлением. Кратким термином, определившим такого рода деятельность, стал термин «политика», который ввел в научный оборот Аристотель в 4 веке до н.э. в своем трактате «Политика».

Политика появляется там и тогда, где и когда существует потребность в согласованном поведении. Потребность в согласовании различающихся групп интересов привела к формированию институтов власти: государства с бюрократическим аппаратом, армией и т.д. Коренное отличие политики от иных социальных институтов (например, морали), заключается в том, что политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства.

Определение политики – предмет многолетних дискуссий ученых.

Среди множества определений политики можно выделить следующие:

 сфера действия государства, партий, общественных движений;

 борьба за власть, ее использование и удержание;

 деятельность по управлению общественными делами;


 особый вид общения социальных групп и отдельных личностей;

 деятельность по принятию решений в обществе, где существует разность интересов.

Таким образом, политика – это деятельность социальных групп и индивидов по осознанию и представлению своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Политика – это наука и искусство. Как наука политика требует использования достоверной и оперативной информации и знаний о политической власти и механизме ее функционирования. Как искусство политика предполагает творчество, интуицию, талант. В этом смысле «политика есть искусство возможного».

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

 низший уровень включает в себя решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.); политическая деятельность на этом уровне осуществляется отдельными индивидуумами или местными органами самоуправления;

 локальный уровень требует государственного вмешательства; наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в социально-экономическом развитии своего региона;

 национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что обусловлено ролью и значением государства как основного института по распределению ресурсов в обществе;

 международный уровень, на котором главными субъектами политического процесса выступают суверенные государства.

Политика выполняет в обществе ряд важных функций:

1) определение стратегических целей развития общества;

2) руководство и управление обществом, обеспечение инновационности общественного развития (инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития);

3) выражение интересов различных социальных групп общества, выявление и разрешение возникающих социальных конфликтов;

4) интеграция общества, обеспечение его целостности и стабильности;

5) рационализация общественной жизни.

Участники политических отношений в политологии называются субъектами. Субъект – это носитель предметно-практической деятельности, обладающий сознанием, самосознанием и способностью к осмысленному целенаправленному действию.

Субъекты политики делятся на:

 первичные – отдельные личности, социальные общности (социальные группы, страты, этносы, народ);

 вторичные (создаваемые целенаправленно людьми);

 политические институты (государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения).

2. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи учебной дисциплины

Политология (от греч. «politike» – государственные, общественные дела и «logos» – слово, понятие, рассуждение) есть наука о политике. Первое понятие ввел в употребление Аристотель, второе – Гераклит.

Стремление понять и осмыслить политику появилось в период формирования первых государств. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой характерно представление о божественном происхождении власти и правителей. С середины I тысячелетия до н.э. политическое сознание стало приобретать самостоятельный характер, появились первые теоретические концепции, развивавшиеся в рамках единого философского знания. Этот процесс связан с трудами таких политических мыслителей древности, как Конфуций, Платон и Аристотель. Они впервые системно описали формы государственного устройства, классифицировали их, выявили закономерности функционирования власти. Это была философско-этическая форма познания политики.

В период средних веков и Нового времени проблемы политики, власти, государства исследовались в трудах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Гегеля и др. Они не только сделали политическую науку предметом самостоятельного изучения, но, освободив ее от религиозно-этической формы, значительно развили ее. В своих произведениях они обосновали теории: общественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, гражданского общества и правового государства.

Становление политологии как самостоятельной отрасли человеческого знания произошло в конце XIX в. Это было связано с появлением первых массовых политических партий, введением в ряде стран всеобщего избирательного права, появлением и широким распространением бихевиористских, эмпирических методов исследования.

По мнению ряда ученых, начало академической политической науки связано с открытием в 1857 г. американским профессором истории и политической экономии Френсисом Либером в Колумбийском колледже (ныне Колумбийский университет) кафедры политической теории и истории. В 1880 г. его преемник, Джон Берджес, на базе этой кафедры открыл Школу политических наук.

В к. XIX – н. XX вв. возникла сеть учебных заведений и научных центров, целью которых стало исследование политики и политических процессов. Для координации усилий ученых в изучении политики в 1903 г. была учреждена Американская ассоциация политической науки.

Параллельно шел процесс институциализации политической науки в Западной Европе. После Второй мировой войны политология получила мировое признание. По инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948 г. состоялся Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы, а также было принято решение употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины. В этом же году было рекомендовано преподавание политологии как обязательной учебной дисциплины для всех стран-членов ООН. С 1949 г. действует созданная под эгидой ЮНЕСКО Международная ассоциация политической науки (IPSA), которая каждые три года проводит международные конгрессы.

Политология как учебная дисциплина решает следующие задачи:

1) политология достоверно и объективно описывает политическую жизнь, раскрывает закономерности функционирования и развития политических систем, государственных институтов, общественно-политических организаций;

2) политология, кроме передачи определенной суммы знаний о политике, призвана научить студентов защищать свои права, реализовывать личные и групповые интересы через представительные политические институты, терпимо относиться к инакомыслию, искать компромиссы и достигать общественного консенсуса;

3) политология рационализирует всю политическую жизнь, т.е. делает ее разумной, предсказуемой. Изучение политологии развивает способности к рационально-критическому осмыслению политики, позволяет студентам овладеть техникой и методикой ведения политических дискуссий и переговоров, способствует развитию навыков самовыражения и аргументации.

Политика как общественное явление. Многообразие определений политики.

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

Термин «политика» в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. В своем трактате «Политика» он определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис (город-государство в Древней Греции).

Политика (от греч. polis – город-государство и его производного politike – государственные, общественные дела) – это деятельность по реализации интересов индивидов, больших социальных групп и всего общества, связанная с использованием государственной власти.

Определение политики – предмет многолетних дискуссий ученых. Среди множества определений политики можно выделить следующие:

— сфера действия государства, партий, общественных движений;

— борьба за власть, ее использование и удержание;

— деятельность по управлению общественными делами;

— особый вид общения социальных групп и отдельных личностей;

— деятельность по принятию решений в обществе, где существует разница интересов.

Политика – это наука и искусство. Как наука политика требует использования достоверной и оперативной информации и знаний о политической власти и механизме ее функционирования. Как искусство политика предполагает творчество, интуицию, талант. В этом смысле «политика есть искусство возможного».

Политика выполняет в обществе ряд важных функций:

1) определение стратегических целей развития общества;

2) руководство и управление обществом, обеспечение инновационности общественного развития (инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития);

3) выражение интересов различных социальных групп общества, выявление и разрешение возникающих социальных конфликтов;

4) интеграция общества, обеспечение его целостности и стабильности;

5) рационализация общественной жизни.

4. Политическая мысль периода Античности и Средних веков

Возникновение и развитие политической мысли начинается с появлением политической власти и государства. Вершиной развития политической мысли античности и средневековья являются работы Платона, Аристотеля и Ф. Аквинского.

Платон– автор сочинений «Государство», «Законы», в которых он рассматривает различные формы государственного устройства. К неправильным формам относятся: тимократия (власть честолюбцев), олигархия, демократия, тирания. К правильным – монархия и аристократия.

Аристотель– ученик Платона, изложил свои взгляды в работе «Политика».

Он рассматривает государство как результат естественного развития человека (семьи, селения). Для человека государство является величайшим благом. По его мнению, гражданином является не тот, кто живет в том или ином месте, а тот, кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в государственных делах.

Фома Аквинский – философ-теолог. В работах «Сумма теологий» и «О правлении государей» отмечает, что государство не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей. Философ рассматривает взаимоотношения власти короля и власти папы: всякая власть установлена богом. Отсюда и происходит термин «теократия» — власть бога.

5. Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и буржуазных революций

Эпоха Возрождения связана с возникновением в недрах разлагающегося феодального общества капиталистических отношений, с появлением и экономическим ростом класса буржуазии, развитием городов, ремесел, торговли, технических изобретений. В противовес средневековому аскетизму был выдвинут принцип гуманизма, в центре которого находился не бог, а человек.

Н. Макиавелли – итальянский мыслитель, основоположник современной политической науки (политические исследования рассматривал как самостоятельное научное направление). Он окончательно освободил политическую науку от религиозно-этической формы; считал, что политическая мысль должна служить решению практических, реальных задач. Государство не божий промысел, а дело рук человека.

Спиноза – нидерландский философ-материалист. Отрицал феодальные общественные порядки. Считал, что государство возникло на основе договора и призвано обеспечить человеку возможность обрести свободу, в том числе свободу совести, мысли, слова. Был уверен, что людьми нельзя управлять с помощью и посредством страха.

Ж.Ж. Руссо – французский мыслитель, идеолог мелкой буржуазии, в первую очередь, крестьянства. Критиковал феодально-сословные отношения. Отрицал частную собственность, но считал, что уничтожить ее уже невозможно. Поэтому необходимо заменить крупную собственность мелкой, основанной на личном труде. Философ отрицал эффективность представительной демократии и защищал различные формы непосредственной демократии.

Томас Гоббс — английский философ и политический мыслитель. Разработал светскую теорию политической власти и государства, т.е. отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Государство возникает в результате общественного договора. Люди, живущие в состоянии хаоса (войны всех против всех), заключили договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государств.

Основные направления исследований современных западных политологов, ведущие центры и школы

В современных зарубежных политологических исследованиях выделяют четыре направления:

1. Сравнительные – используются исследования по конкретному вопросу в различных странах с целью дальнейшего сопоставлении и нахождения точек соприкосновения или разъединения.

2. Исследования в области международных проблем – изучение развития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных стран друг от друга (проблемы войны и мира, внешняя политика, проблемы национальной и международной безопасности).

3. Исследование отношений между Западом и Востоком.

4. Изучение динамики общественного мнения (предпочтения избирателей, технологии избирательных кампаний, формирование имиджа политического лидера).

6.Эволюция политической мысли в Беларуси

Генезис политической мысли в Беларуси предполагает следующие периоды развития: средневековье (Х1 – ХУ вв.): Возрождение и Реформация (ХУ – ХУ1 вв.): контрреформация и феодально-католическая реакция (начало ХУП – сер. ХУШ вв.); эпоха Просвещения (2-я пол. ХУШ в.); революционно-демократические идеи Х1Х в.; современный этап развития политических идей в Беларуси. Своеобразие политической мысли связано с периодами вхождения Беларуси в состав различных государств.

Наиболее яркими мыслителями и просветителями Беларуси являются Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, М. Гусовский, С. Будный, К. Калиновский. Их взгляды способствовали развитию национального самосознания, национальной этической и политической мысли.

Ефросинья Полоцкая выступала за расширение социальных функций государства, за введение государственной помощи обездоленным слоям, отстаивала культурно-воспитательную функцию государства, выдвинула идею расширения, демократизации образования и создания обширной сети школ и библиотек.

Кирилл Туровский внес существенный вклад в единение восточнославянских земель, осуждал раскольничество и вероломные действия князей. Утверждал, что до тех пор, пока люди будут нарушать моральные и правовые нормы, они не смогут достигнуть справедливого общественного строя. Его произведения проникнуты идеями гуманизма, патриотизма и обоснования наличия сильной власти.

Франциск Скорина особое внимание уделял принципам правового государства (власть закона и культ права). Считал, что законопослушание является нормой. При выработке законов необходимо руководствоваться как естественным правом, так и местными традициями и особенностями развития. При этом должны соблюдаться справедливость и равенство всех перед законом. Ф. Скорина рассматривал соотношение политики и морали, исходя из христианских представлений, отмечал естественное происхождение власти, политических институтов и права.

Микола Гусовский в своих произведениях критиковал государственное устройство ВКЛ, его внутреннюю и внешнюю политику. Осуждал волюнтаризм и разбой угнетателей, приводящий к бедствиям простого народа. Важную роль отводил просвещению, морали, искусству и науке. Он автор идеи единения и дружбы европейских народов, создания союза европейских государств.

Сымон Будный выступал с критикой существующего государственного строя, требовал ограничения помещичьего своенравия, равенства всех перед законом и справедливости правосудия. Осуждал авторитаризм и догматизм в мышлении, интеллектуальную нетерпимость и религиозный фанатизм. Отстаивая право государства на принуждение и наказание, предпочтение отдавал не государственному насилию, а воспитанию у граждан достоинства и высокой морали.

Кастусь Калиновский создал программу преобразования общества, соединяющую идеи революционного демократизма и утопического социализма. Критиковал крепостничество, показал паразитизм помещиков и тяжелое положение народа, осуждал самодержавие, царский суд и армию. Освобождение народа связывал с победой демократической революции и переходом власти в руки народа. Политическим идеалом Калиновского являлась демократическая республика, в которой отменены сословные ограничения и привилегии, а человек оценивается по реальным делам и заслугам. Признавал право народа на самоопределение и высказал идею создания литовско-белорусского государства, независимого от Польши и России.

Политика – особая сфера человеческой деятельности, цель которой – направлять развитие общества в благоприятное русло путем определения общих целей и согласованных действий. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.

Политика возникла более 25 тыс. лет назад. Впервые термин «политика» был употреблен в Древней Греции для обозначения государственных или общественных дел, искусства управления государством (от греческого слова «polis» – государство).

Существуют различные подходы в современной политологии к пониманию сущности политики:

– политика как способ управления обществом;

– политика как регулирование отношений между различными социальными группами, слоями, государственными образованиями;

– политика как сфера борьбы различных общественных групп интересов и отдельных лиц за власть.

Существование политики как социального института обусловлено наличием власти – источника государственного могущества. Категория власти является определяющей в сфере политики.

По мере того как усложнялись и совершенствовались формы человеческой деятельности, политика выходила за рамки государственно-организованной деятельности и распространялась на сферу взаимодействия индивидов. М. Вебер определяет политику как совокупность деятельности по самостоятельному руководству.

Специфика политики состоит в том, что она призвана обеспечивать целостность общества, регулировать социальные взаимоотношения, согласовывать интересы различных социальных групп. Так как политический мир связан с организацией государства, властными отношениями, методами и способами удержания власти, можно сделать вывод о том, что политика – это также сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами и общественными силами, цель которой – завоевание, удержание и эффективное использование государственной власти.

Политика явилась результатом усложнения социальной жизни, которое было вызвано ростом человеческих потребностей. Примитивные общества Древнего мира не знали политических отношений. Главная цель существования древнего человека – физическое выживание. Отдельный индивид не осознает себя единым целым, он – часть племени. Взаимодействия внутри племени основывались на кровно-родственных связях и регулировались нормами общинной морали, обычаями и верованиями. Власть исходила от рода и была построена на авторитете старейшин, военачальников, жрецов.

Постепенно наращивались материальные возможности человечества, это вело к усилению социальной, этнической, культурной дифференциации.

Сформировались политические институты, основанные на использовании средств принуждения. Расслоение общества вызвало несовместимость интересов. Чтобы их согласовать, были созданы специальные политические институты: государство, армия, господствующая идеология и т. д.

Реализация интересов групп в социально неоднородном обществе потребовала использования государственной власти. Без подобного регулирования удовлетворение интересов одних групп существенно изменило бы социальные возможности других групп.

Термин «политика» чаще всего употребляется в двух значениях:

• целенаправленная деятельность людей в сферах властных, государственных, классовых, национальных отношений;

• характеристика организационных структур, институтов, обеспечивающих стабильность и позволяющих регулировать политическую деятельность людей.

Первое из этих значений выражает деятельностный аспект политики (динамизм, зависимость от действий политических субъектов, взаимосвязь с другими видами социальной деятельности), второе — институциональный характер политики, ее организационную структурированность.

В общественной мысли со времен Средневековья распространилось понимание политики как «искусства возможного». Это искусство рассматривается как совокупность умений оптимально управлять социальными группами и процессами, способность достижения наивысших результатов с наименьшими издержками и в максимально короткие сроки.

Политика как явление общественной жизни не присуща человеческому рода изначально. В первобытном, социально-однородном обществе, существовавшем тысячелетия, не было политики. Власть и такие социальные институты, как род и собрание всех взрослых его членов, носили неполитический характер. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства, а вместе с ним и политики.

Политика существует в двух формах — теоретической и практической. Первая — это мыслительная деятельность, работа воображения, теоретическое проектирование, планирование и т.д. Практическую форму политики образуют организация и функционирование органов власти, политических партий, движений и т.д.

Политика может быть классифицирована по ряду оснований — направленности, сферам общественной жизни, видам деятельности, содержанию и характеру, масштабности целей. По направленности политику различают на внутреннюю и внешнюю. По сферам общественной жизни внутренняя политика дифференцируется на экономическую, социальную, правовую, национальную, оборонную, научную, экологическую, религиозную и т.д. Как вид деятельности политика осуществляется на нескольких уровнях — местном, региональном, государственном и международном. По содержанию и характеру политика бывает прогрессивной, консервативной и реакционной, гуманной и антигума ной, реалистической и волюнтаристской и т.д. По критерию масштабности целей политика может классифицироваться как стратегическая и тактическая.

В условиях глобализации современного мира, понимаемой прежде всего как усиление взаимозависимости государств вследствие экономической интеграции, развития информационных и коммуникативных технологий, грань между внутренней и внешней политикой становится все более проницаемой, условной. Поэтому многие ученые рассматривают политику как целостное явление, не разделяя ее на внутреннюю и внешнюю.

Структуру политики образуют субъекты, объекты и ресурсы. Субъекты политики — это носители целенаправленного политического действия (государство, партии, профсоюзы, политические движения, индивиды, социальные общности). Объекты политики — это общество во всей совокупности протекающих в нем процессов, основные сферы его жизни, те институты, социальные группы, общности и индивиды, на которых в определенных целях оказывается политическое воздействие. Различие между субъектами и объектами политики условно, поскольку все участники политического процесса обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретных ситуаций могут выступать в качестве субъекта и объекта политики. Ресурсы политики — это элементы материальной и духовной среды, используемые субъектами политики для воздействия на объекты с целью их изменения. Различают четыре вида ресурсов — материально-технические, человеческие, духовные и временные.

В политике выделяют три уровня ее существования — макроуровень, микроуровень и мегауровень. Макроуровень характеризует публичную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое. Микроуровень политики охватывает отдельные организации -партии, профсоюзы, группы интересов и т.п. Мегауровень политики относится к деятельности международных организаций — ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др. Первый из этих уровней характеризует суть политики, а второй и третий имеют подчиненное значение.

Основные функции политики: 1) обеспечение целостности и стабильности общества; 2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей; 3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов; 4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли.

Политика как целеполагающая форма деятельности осуществляется для достижения определенных целей путем использования разнообразных средств. Цель в политике — это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий. Средства в политике — инструменты превращения мотивов в реальные результаты (демонстрации, забастовки, пикеты, пропагандистские кампании, вооруженные действия, выборы, референдумы, этические и правовые нормы, традиции и пр.) .

Политические цели различаются по значимости и масштабам (общие, частные), по содержанию политики (социальные, экономические, экологические, политико-юридические и пр.), по очередности (ближайшие, промежуточные, отдаленные, конечные), по сферам деятельности (внутренние и внешние). Возможна и более дробная классификация целей политики — по социальным, сословным, групповым, партийным, личным и прочим признакам.

Воздействие различных средств политики на общество характеризует понятие метод политики. К методам политики относятся прежде всего принуждение и убеждение, насилие и ненасилие.

Между целями и средствами политики (включая методы их реализации) существуют взаимозависимость и взаимодействие. С одной сторона, цель и условия ее реализации предопределяют использование соответствующих средств. С другой стороны, средства, воздействуя на достигнутый результат, выявляют реалистичность или утопичность цели, могут корректировать ее параметры и даже искажать.

Искусство политики состоит в умении соотносить цели и средства их достижения, оптимально использовать избранные средства, учитывать нравственную значимость как целей, так и средств. В современном обществе критерием при выборе средств политики должны быть основополагающие принципы гуманизма, утверждающие общечеловеческие ценности — право на жизнь, безопасностъ и свободу, развитие человеческой личности.

Политические явления, процессы и взаимодействия в обществе характеризует понятие «политическая жизнь». Оно раскрывает особенности возникновения и развития политики, различные ее формы и детерминанты функционирования.

Наиболее непосредственно политическая жизнь зависит от типа политического режима, уровня развития гражданского общества, влияния политических идеологий и религий, деятельности СМИ. Значительное воздействие на политическую жизнь оказывают природная среда (территория, ресурсы, климат), господствующие в обществе экономические отношения, развитие техники, особенности этнонациональных общностей.

Роль и значение политической жизни возрастают по мере становления гражданского общества и правового государства. Это проявляется в развитии идейного и политического плюрализма; в функционировании законодательной, исполнительной и судебной власти; в деятельности политических партий и средств массовой информации разной ориентации; в возникновении разветвленной системы общественных движений и негосударственных социальных институтов (центры, фонды, комитеты и т.д.).

Важнейшими параметрами политической жизни общества являются стабильность и нестабильность.

Политическая стабильность — состояние политической жизни общества, проявляющееся: во-первых, в эффективном функционировании политических институтов и их развитии при сохранении качественной определенности; во-вторых, в соблюдении юридических и моральных норм, сложившихся социальных традиций; в-третьих, в мирном разрешении конфликтных ситуаций.

Политическую стабильность следует отличать от застоя и стагнации политической жизни, выражающихся в торможении или отсутствии ее динамики.

Политическая нестабильность определяется как неспособность политической системы управлять изменениями, как отклонение от традиционных и приемлемых для общества стандартов. Политическая нестабильность может иметь долговременный или ситуационный характер. В первом случае необходимы коренные изменения в общественном устройстве, во втором — преобразования менее глубокие, не затрагивающие основы общественного устройства.

Введение…………………………………………………………………….2

1. Сущность и содержание политики

1.1. Сущность политики………………………………………….………3

1.2. Возникновение политики………………………………………..….4

1.3. Функции политики…………………………………………………..5

2. Политика как общественное явление……………………………….8

3. Структура политики………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………..18

Список используемой литературы……………………………………19

Введение.

Слово «политика» является производным от «полис» — «город-государство» (греч.). В современном понимании политика — это сфера общественных отношений между социальными группами по поводу использования политической власти в целях реализации их общественно значимых интересов и потребностей.

Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика». Политика — это сфера общественных отношений, в которой отражаются интересы больших групп людей и задействована политическая власть. Целью политики в современном понимании является содействие становлению справедливого общества, т.е. общества, приверженного принципу оптимальной безопасности и свободы для всех людей на основе идеи о равной и бесконечной ценности каждой человеческой жизни. Политика выступает также процессом непосредственного управления обществом, направленным на регулирование отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Политика включает в себя следующие структурные звенья: политические интересы, политические отношения (устойчивые взаимосвязи общественных групп между собой и властью), политическое сознание (отношение людей к власти), политическую организацию (институты публичной власти), политическую деятельность.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение понятия и сущности политики как особой сферы социальной жизни и уровней ее функционирования.

Выделим основные задачи работы:

Дать определение и показать основные подходы к политике;

Рассмотреть субъекты и объекты политики;

Изучить структуру и уровни политики.

1. Сущность и содержание политики.

1.1. Сущность политики.

В последнее время мир стал свидетелем колоссальных политических процессов. Получают принципиальные изменения целые политические системы стран, формы государственных структур, демократические институты. Модернизируются, образуются или распускаются международные или блоковые государственные союзы. Мир стал более безопасным и открытым к международному сотрудничеству. Преобразуется политическая карта мира.

Это всё политика и результат политики. А что такое политика? Каково содержание этой категории?

В своё время русский историк В.О. Ключевский писал, что политические термины имеют свою историю, и мы неизбежно впадаем в анахронизм, если встречая их в памятниках истории отдалённого времени, будем понимать их в современном смысле. Это относится и пониманию термина «политика».

Давайте кратко проследим, какое значение имело понятие «политика» в истории. В Древней Греции под словом «политика» понималось всё, что относилось к государственной деятельности. Платон и Аристотель считали политикой управление государством. Аристотель, назвав человека политическим существом, считал правильным те формы государственного устройства (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо.

Даль В. И. рассматривал политику как науку государственного управления, виды, настроения, цели государя, образ его действий, нередко скрывающий подлинные цели. Политик по Далю, это умный, ловкий (не всегда честный) государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать.

Французский энциклопедический словарь Ларусс утверждает, что политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а так же деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества.

В Популярном политическом словаре, изданном в Москве в 1924 году, политика рассматривается как искусство управления государством и как определённое направление действий государства, партий, учреждений.

Ожегов С. И. в Словаре русского языка определяет политику как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны.

Советский философский энциклопедический словарь рассматривает политику как деятельность, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Приведенные понятия позволяют сделать вывод, что политика это:

1.Участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности;

2.Деятельность в сфере отношений между классами, нациями, партиями и государствами;

3.Совокупность событий или вопросов государственной, общественной жизни;

4.Характеристика образа действий, направленных на достижение определённых целей в отношениях людей между собой.

Исходя из вышесказанного, можно определить политику как деятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу установления и использования институтов публичной власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.

1.2. Возникновение политики.

Видимо, политика как явление, возникла в результате активности преследующего свои цели человека. На определённом витке развития общества постепенно усложнялся механизм материального производства, нарастала социальная мобильность, рос уровень культуры. Интересы человека стали распространяться за границы семьи, рода; появились блочные, групповые интересы, а значит и потребность их регулирования.

Это привело к тому, что в обществе возникла настоящая потребность в образовании социальной силы, способной к выполнению двоякой задачи:

1.Реализации человеческих интересов;

2.Такое урегулирование отношений людей и групп, которое сохранило бы целостность общества.

Такая потребность была реализована в процессе становления специфических общественных институтов, способных, используя силы принуждения и убеждения, обеспечить необходимые общеобязательные формы социального поведения всех слоев населения.

Таким образом, необходимость урегулирования человеческих взаимоотношений, повлекшая образование публичных органов государственной власти, а так же социальных ассоциаций, где люди группировались в целях защиты тех или иных интересов, и породила политический уровень общественных отношений.

1.3. Функции политики.

Если суммировать то, о чём мы говорили ранее, то можно выделить важнейшие функции политики.

Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества.

Политика представляет людям возможность для удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса.

2. Рационализация возникающих противоречий.

В ходе удовлетворения потребностей и интересов индивидов обнажаются противоречия, возникают конфликты. Роль политики — сгладить противоречия. Платон определял политику как «искусство жить вместе».

3. Управление и руководство политическими и общественными процессами.

Политические процессы, проистекая в интересах тех или иных слоев населения или социума в целом, предполагают использование средств принуждения и социального насилия.

4. Обеспечение целостности общественной системы, стабильности и общественного порядка даже при изменении режимов правления.

5. Человекотворческая функция.

Через политику человек способен обрести социальные качества, она включает личность в сложный мир социальных отношений, конструирует индивида как самостоятельное социально активное существо, субъект политики.

6. Обеспечение преемственности социального развития общества в целом и каждого человека в отдельности.

В этом случае выбранный обществом политический курс должен предвидеть не только отдалённые последствия предпринимаемых действий, но и постоянно проверяться практическим опытом, здравым смыслом, нормами нравственности.

Понятно, что речь в данном случае идёт только о важнейших функциях политики. По степени развития этих функций можно судить о степени развития самого общества, его зрелости и развитости политической жизни.

Политика имеет свои субъекты и объекты. Известно, что субъект (от лат. «субъектус» лежащий внизу, находящийся в основе) — это носитель какой-либо предметно-практической деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект (от лат. «объектум» предмет) — это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности, в познании.

Другими словами, субъект действует, воздействует на объект, стремится использовать его в своих интересах.

Применительно к политике можно сказать, что субъект политики, это тот, кто ведёт активную политическую жизнь. К субъектам политики можно отнести: личность, социальную группу, партию, государство или его органы, международные организации и т.п.

Объектом политики является то, на что направлены усилия субъекта. К объектам политики можно отнести: власть, интересы и ценности, население как электорат, государство, личность и т. п.

Таким образом, политика обладает всеобъемлющим социальным характером и имеет отношение, практически к каждому члену общества. Политология, как наука, изучает политику во всех её проявлениях, а изучение политологии способствует формированию социально-активной личности.

Добавить комментарий

Закрыть меню