Политический режим

Демократические и авторитарные государственные режимы

Демократический режим

Придемократическом режиме (греч. demos – народ, kratos – власть) народ признается источником власти, поэтому основные органы власти (такие, как парламент) избираются населением и являются институтамипредставительной демократии, суть которой в том, что избранники народа представляют его интересы. Выборы носят демократический характер, они проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В то же время используются и институтыпрямой (непосредственной) демократии,когда население само принимает те или иные решения, например, путем всенародного голосования, которое называется референдумом (именно так была принята в 1993 г. действующая Конституция Российской Федерации).

Демократический режим обеспечивает равенство всех граждан и фактическую реализацию всех гражданских и политических прав и свобод, равный доступ для всех граждан и их общественных организаций к участию в государственных и общественных делах. При этом режиме существует многопартийность, допускается легальная (законная) оппозиция и не подавляется инакомыслие.

Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности (в том числе и частной) и рыночные отношения.

Тоталитарный режим

Все антидемократические режимы объединяет то, что народ не признается источником власти и отстраняется от участия в управлении государством и общественными делами. При этом права и свободы личности, даже если они формально провозглашаются (и даже записаны в конституции), фактически попираются, ограничиваются. Различают такие виды недемократических режимов, как тоталитарный и авторитарный. Притоталитарном режиме (лат. totalis – весь, полный) государство осуществляет тотальный, т.е. полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере существует одна правящая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация.

Экономика в основном ориентирована на военную промышленность, т.е. происходит ее милитаризация.

Характерным признаком тоталитарного режима является вождизм, т.е. выделение вождя, личность которого, по сути, обожествляется, так как в массовом сознании с помощью средств информации насаждаются представления о его непогрешимости и других сверхъестественных качествах. В условиях такого режима господствует единая официальная идеология, насаждаемая с помощью эффективной пропаганды, а также насильственным путем. Инакомыслие не допускается. Все общественные организации действуют под строгим контролем со стороны государства. Права и свободы личности грубо нарушаются. Власть осуществляется преимущественно методами насилия, подавления, проводятся массовые репрессии.

Фашистский режим

Одной из форм тоталитаризма являетсяфашистский режим, при котором господствующей является идея превосходства одной нации или расы. Ему свойственна крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Обосновывается это тем, что признанная высшей нация (раса) достойна лучшей жизни, чем другие – неполноценные, и поэтому она может решать свои проблемы (экономические, социальные) за их счет. Низшие расы подлежат уничтожению либо могут использоваться при необходимости как рабочая сила.

Авторитарный режим

Авторитарным в соответствии с современными научными представлениями называется такой режим, который является как бы промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами. Главное отличие его от тоталитарного режима заключается в том, что государство уже не осуществляет полного контроля над обществом. В частности, в экономической сфере допускаются иные, помимо государственной, формы собственности, в том числе частная. Разрешается предпринимательская и коммерческая деятельность частных лиц. Происходит оживление товарно-денежных отношений.

Одновременно наблюдается некоторое смягчение методов осуществления государственной власти: не проводятся массовые репрессии, в ограниченных пределах, но допускается инакомыслие, критика власть предержащих, борьба политических партий в парламенте. Однако серьезная оппозиция еще запрещена. Личные права и свободы уже формально провозглашаются, но фактически воспользоваться ими еще весьма затруднительно, так как они не защищаются и не гарантируются государством.

Как правило, при авторитарном режиме складываются условия для возникновения личной диктатуры лидера правящей верхушки. Это объясняется тем, что сильная власть необходима лидеру-реформатору для проведения реформ и подавления сопротивления им.

Как уже отмечалось ранее, политический режим – это весьма подвижный элемент формы государства, т.е. он не остается неизменным в каждом государстве с течением времени. В XX в. многие страны осуществили переход от недемократических тоталитарных и авторитарных режимов к демократическому режиму (Германия, Греция, Италия, Испания, Португалия, Чили и др.).

КОРОТКАЯ ВЕРСИЯ (5 КУРС)

В зав-сти от особенностей набора методов и средств гос властвования различают два полярных режима — демократический и недемократический.

Демократический режим-власть народа,народовластие (Германия, Франция, США). Характеристики: провозглашаются и обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; предполагается существование правового гос-ва и гражд общества; выборность и сменяемость центральных и местных органов гос власти, их подотчетность избирателям; силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности) находятся под контролем общества; доминируют методы убеждения, компромисса; полит плюрализм, в том числе многопартийность, существование на законных основаниях полит оппозиции; гласность; средства массовой информации свободны от цензуры; осуществление принципа разделения властей.

2 вида:- прямая (непосредственная)- позволяет осуществлять власть самим народом без посредников, через институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации).

-представительная- позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам, которые призваны выражать интересы различных классов, соц групп, слоев, полит партий и общ орг-ций.

Разновидности демократ режмов: либерально-демократические (приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль гос-ва сводится к защите этих прав и свобод, соб-ости граждан ) и консервативно-демократические режимы (опираются не столько на Конституцию, сколько на полит традиции, которые являются основой данных режимов).

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный: гос-во стремится к глобальному господству над всеми сферами общ жизни; общество практически полностью отчуждено от полит власти; монопольный гос контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией; доминирующие методы управления -насилие, принуждение, террор; господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с гос-вом, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят формальный характер.

Авторитарный режим- своего рода компромисс между теми.

Это — гос-полит устройство общества, в котором полит власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Черты: в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов гос власти; игнорируется принцип разделения властей; роль представительных органов власти ограничена; сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности гос органов и долж лиц, подконтрольности их населению; методы гос управления -командные, административные, в то же время отсутствует террор; сохраняется ограниченная цензура, частичный плюрализм; права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте; силовые структуры используются часто. Виды: деспотический, тиранический, военный. Деспотический -есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Тиранический — основан на единоличном правлении. Власть устанавливается насильственным, захватническим путем (переворот). Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается в результате военного переворота против правления гражд лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе гос-тва находится один из высших военных чинов.

Происхождение права

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 718 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Понятие и виды политических режимов

Понятие «политический режим» в литературе трактуют в рамках узкого и широкого подходов.

В узком смыслепонятие «политический режим» рассматривается как государственный режим, под которым понимают совокупность методов и инструментов реализации государственной власти.

При широком подходепонятие «политический режим» раскрывает политическую атмосферу общества, которая формируется в результате взаимодействия государственной власти, разных политических сил и институтов общества.

В практическом плане понятие политический режим выступает самой важной характеристикой государства, поскольку для человека истинно важна реальная политическая атмосфера, уровень его экономического и правового положения.

Следует отметить, что один и тот же политический режим может быть реализован при различных формах и видах правления. Например, по форме правления Англия является конституционной монархией, Германия – парламентская республика, Франция – президентская республика, однако вид политического режима в этих государствах одинаковый – буржуазная демократия.

При этом следует отметить, что изменение вида политического режима нередко приводит к изменению формы государства и наоборот.

Для понимания природы этих взаимосвязей необходимо учитывать всю политическую ситуацию в государстве, а также огромное воздействие на политический режим всех институтов гражданского общества.

В зависимости от указанных факторов политический режим принято делить на два вида: демократический и недемократический (авторитарный и тоталитарный).

В истории и практике развития государственности существуют различные примеры видов демократических режимов, однако их суть неизменно проявляется в народовластии.

В целом современному виду демократического режима характерны следующие черты:

– принятие воли народа как единственного источника государственной власти;

– реализация государственной власти на базе принципа разделения властей;

– выборность и сменяемость представителей органов государственной власти;

– наличие политико-правовых механизмов, гарантирующих прямое или опосредованное участие граждан в управлении государством;

– широкий набор реальных прав и свобод у человека и общества;

– политический плюрализм;

– наличие реальных оппозиционных сил.

Важнейшей чертой демократического политического режима является систематическая и мирная смена руководителей государства и правящей партии.

Авторитарный режим представляет собой вид государственно-политического устройства общества, при котором политическая власть реализуется определенным политическим деятелем (партией, элитной группой и т.д.) при незначительном или минимальном участии населения.

К основным чертам авторитарного политического режима относят:

– на всех уровнях власти реальные рычаги управления концентрируются в руках одного или нескольких взаимосвязанных органов и должностных лиц;

– не соблюдается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

– реальные властные возможности представительных органов заметно ограничены;

– суд используется реальными руководителями государства как вспомогательный орган;

– принципы выборности должностных лиц и их подотчетности существенно ограничены;

– преобладают административные методы государственного управления;

– практикуется ограниченная цензура и частичный плюрализм;

– права и свободы человека не гарантируются во всей своей полноте и т.д.

В политический оборот термин «тоталитаризм» ввел Бенито Муссолини в 1925 году при характеристике собственного движения.

В научной литературе его начали активно использовать в 30-е годы XX века.

Рассмотрим понятие «тоталитаризма», которое характеризуется набором определенных черт. Тоталитаризм – это политический режим, сутью которого является всеобъемлющий и постоянный контроль над населением, что предполагает систематическое применение насилия либо его угрозу.

Тоталитаризму как политическому режиму свойственны следующие черты:

– монизм (т.е. отсутствие плюрализма), который предполагает наличие одной (как правило, выраженной государством) единственной верной позиции на понимание определенных вопросов из различных сфер общественной и государственной жизни;

– вся власть концентрируется в руках аппарата одной партии;

– запрещается деятельность всяких иных видов политических партий и организаций;

– последовательная и жесткая централизация власти, во главе которой находится вождь;

– реализация единой для всего населения идеологии на государственном уровне;

– активное распространение уравнительного принципа во всех сферах жизнедеятельности общества;

– монопольное обладание истиной представителями тоталитарной системы;

– принесение в жертву частных и личных интересов во имя выполнения общегосударственных задач;

– нетерпимость к любому виду инакомыслия, догматизм;

– монополия государства на создание и распространение информации, полный контроль над СМИ.

Авторитарные и тоталитарные виды режимов различаются по ряду параметров. Во-первых, тоталитаризм характеризуется всеобщим контролем, а авторитаризм – частичным. Во-вторых, при авторитарном режиме применяется тактика выборочного террора с целью предотвращения появления действенной оппозиции, при тоталитарном режиме реализуется систематический террор по отношению к оппонентам власти.

Таким образом, вышеуказанные виды политического режима отражают основные подходы к организации жизнедеятельности государства и общества, которые реализовывались на практике.

Основой для квалификации государственных (политических) режимов служит:

  • степень развитости политической демократии;
  • реальный политико-правовой статус личности.

С учётом этих критериев современные государственные (политические) режимы подразделяются на виды: демократические и антидемократические. Существуют также переходные режимы. Представим на схеме основные режимы.

Государственный (политический) режим

демократический

антидемократический

либерально-демократический

авторитарный:

консервативно-демократический

революционный

стабилизационный

радикально-демократический

тоталитарный:

расистский

фашистский

военно-диктаторский

Государственный (политический) режим

(общая характеристика)

демократический

антидемократический

— порядок (состояние) государственной (политической) жизни общества, при котором соблюдается демократическая конституция, реализуется принцип «разделения властей». Государственная власть осуществляется на основе свободного и равного участия граждан и их объединений в управлении государством. Допускается легальная деятельность разных партий. Гарантируется осуществление прав и свобод граждан и меньшинств в соответствии с международными стандартами прав человека.

— порядок (состояние) государственной (политической) жизни общества, при котором не реализуется (зачастую юридически не закреплён) принцип «разделения властей». Сужается или прекращается влияние граждан и их объединений на управление государством. Отсутствует либо становится формальной выборность. Запрещается деятельность оппозиционных партий и организаций.

Применяются политические репрессии. Сужаются или нарушаются политические права граждан и меньшинств. Реальная власть сосредоточивается в руках группы лиц либо одного лица, неконтролируемых народом.

Демократический режим характерен для правового государства. Его способы и методы осуществления государственной власти реально обеспечивают свободное развитие личности; участие в осуществлении государственной власти; свободу в экономической деятельности; защищенность прав и законных интересов; учет интересов большинства и меньшинства; легальное действие оппозиционных партий; формирование правительства теми партиями, которые победили на соответствующих выборах; доминирование убеждения, согласования, компромисса; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти и т.п.

При антидемократическом режиме происходит попрание прав и свобод человека, подавление оппозиции, не исключается упразднение представительного высшего органа (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть и т.п.

Тоталитарный режим — крайняя форма антидемократического режима. Она характеризуется полным господством государства над личностью и обществом; огосударствлением всех легальных общественных организаций; не ограниченными законом и закону не подчиненными полномочиями властей; запрещением демократических организаций; фактической ликвидацией формально провозглашенных конституционных прав и свобод; всепроникающим контролем над деятельностью граждан и общественных организаций; политической цензурой; отсутствием гласности; воинствующей тотальной нетерпимостью ко всем, кто мыслит иначе, чем диктует правящая партия и ее идеология; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих; милитаризацией общественной жизни; стремлением к внешней экспансии.

Термин (и понятие) «тоталитаризм» появился в западной науке в 30-е годы XX ст. для характеристики фашистских и коммунистических режимов, а специальные исследования увидели свет в 50-е гг. XX ст. (X. Арендт, Р. Арон и др.). Х.Арендт в книге «Происхождение тоталитаризма» (1951 г.) усматривала отличие тоталитаризма от более ранних форм абсолютизма, тирании или диктатуры в: 1) тотальности контроля, достигаемого с помощью современных технологий; 2) создании с помощью системы террора психологической ситуации полной незащищённости и безысходности личности, ощущения собственной ничтожности. Р. Арон сводил содержание тоталитаризма к трем компонентам: 1) рекламирование тоталитарного режима в качестве спасителя общества; 2) превращение государства во всеохватывающий и всемогущий инструмент партии с неограниченной властью; 3) установление общепризнанной и обязательной идеологии, оправдывающей и легитимирующей тоталитарный режим.

Идеология тоталитарных режимов всегда революционна (или псевдореволюционна).

Авторитарный режим не столь резок в крайних, реакционных проявлениях, как тоталитарный режим. Он соединяет в себе черты тоталитарного и демократического режимов. В соответствии с демократическим режимом он сохраняет автономию личности и общества в сферах, не относящихся к политике; не пытается радикально перестроить общество на идеологической основе; допускает экономический, социальный, культурный, а частично и идеологический плюрализм; не стремится ввести плановое управление экономикой и установить всеобщий контроль над населением, ограничивается жёстким политическим контролем; может базироваться на праве, моральных началах.

В отличие от демократического режима, при котором источником власти является народ, авторитарный режим характеризуется:

1) неограниченной властью одного лица или группы лиц, неподконтрольной народу, формирующейся, главным образом, не путем конкурентной выборной борьбы, а с помощью навязывания чьей-либо воли сверху;

2) наличием обладающего властными полномочиями центра управления, который действует по своему усмотрению, в том числе и с нарушением норм закона;

3) осуществлением управления, как правило, централизованно; концентрацией власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов, решения которых должны выполняться беспрекословно;

4) использованием насилия и внесудебных методов принуждения людей;

5) опорой на полицейский и военный аппарат;

6) субординацией субъектов общественных отношений, действием принципа приоритета государства над личностью, отсутствием гарантий осуществления конституционно провозглашенных прав и свобод личности, особенно во взаимоотношениях личности с властью.

Авторитарный режим может быть двух видов:

• революционный — направлен на изменение типа общественно-политического развития;

• стабилизационный — ориентирован на сохранение существующего общественно-политического строя.

Авторитарный стабилизационный режим может иметь целью проведение мобилизационных мероприятий на преодоление трудностей, возникших в результате чрезвычайных обстоятельств, а также в связи с:

а) революционными движениями (прогрессивными, консервативными или реакционными);

б) движениями, стремящимися восстановить прежние, отжившие, порядки;

в) общесоциальной уголовной преступностью;

г) иностранным вмешательством.

Авторитарный режим устанавливается в государствах, которые:

  • отвергают демократические принципы организации и осуществления государственной власти;
  • пытаются создать предпосылки для демократизации общества, но не успели отработать механизм демократической власти;
  • являются демократическими, однако вынуждены, учитывая обстоятельства, вводить модель чрезвычайного функционирования государственной власти.

Власть при авторитарном режиме занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять на стратегию экономического развития, осуществлять структурные преобразования, не разрушая при этом механизм рыночного саморегулирования, проводить достаточно активную социальную политику. Авторитарные режимы имеют, как правило, консервативный характер.

ВВЕДЕНИЕ

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Режим — управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

Понятие политического режима появилось в западной политической науке еще в XIX веке, а в широкий научный оборот оно вошло после Второй мировой войны. Этимологически термин «режим» происходит от латинского «regimen» (порядок управления), производными от которого являются французское и английское слово «regime», обозначающее приблизительно, то же самое. На сегодняшний день в политологии существует немало трактовок и определений этого научного понятия. Остановимся лишь на наиболее распространенных из них.

Два основных направления в политической науке аккумулируют в себе большинство концептуальных интерпретаций и дефиниций понятия политического режима: правовое и социологическое. В первом случае политический режим редуцируется лишь к официальным формам и легальным методам управления, которые опираются на формально-юридические критерии функционирования государства, связанные с декларируемыми нормами конституционного права. Таким образом, понятие «политический режим» становится довольно близким по смыслу к «форме правления» государства, его конституционно-правовому режиму. На базе формально-правовых критериев выделяются режимы демократические, где право ограничивает действие правительства, и автократические, где существует произвол правителей, не соблюдающих законов. В рамках приведенного подхода весьма существенным является отношение государственных органов к провозглашенным конституционно-правовым нормам (в том числе и к основным правам и свободам граждан), а также внутренний механизм институционального взаимодействия органов государственной власти.

Современная теория государства различает два основных типа политических режимов: демократический и антидемократический (тоталитарный).

Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию; последняя, если пользоваться современной терминологией, есть тоталитаризм.

Тимократия и олигархия были преодолены историей (первая ― полностью, вторая ― частично). Демократический и тоталитарный режимы превратились ныне в господствующие формы. Их современное истолкование, конечно, отличается от платоновского. Государствоведческая мысль XX века противопоставляет тоталитаризм как воплощение политической реакции, демократии как политической форме, обеспечивающей прогресс, тогда как у Платона обе они суть формы вырождения «наилучшего государства». Правда, платоновский эквивалент современного тоталитарного режима – тирания — в этой градации занимает последнее место и потому страдает наибольшей вырожденностью.

Общий ход процесса вырождения, по Платону, таков: «Наилучшее государство» ― идеал, отличающийся стабильностью. Любые изменения ― отступления от этого идеала. Тимократия отличается от него прежде всего элементом нестабильности: некогда единый патриархальный класс расщепляется под воздействием конкуренции и собственнических интересов. «Скопление золота в кладовых у частный лиц губит тимократию, ― говорил Платон, ― они прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними». Возникает конфликт между богатством и добродетелью. «Когда устанавливаются порядки, по которым к власти не допускаются те, у кого нет определенного имущественного ценза, побеждает олигархия, держащаяся на вооруженной силе или запугивании», т.е., как сказали бы мы сегодня, посредством политического насилия. Возникновение олигархии создает предпосылки для начала гражданской войны между беднейшими слоями населения и олигархиями. Социальная междоусобица, если в ней побеждают бедняки, приводит к демократии, в результате чего противники изгоняются или уничтожаются, а остальные уравниваются в гражданском состоянии и возможностях занимать государственные должности. Устанавливается беззаконие, как следствие «царство свободы». Тирания ― незаконная власть одного ― является реакцией на истолкованную таким образом демократию.

Сравнение платоновской концепции политических режимов (государств) с современным государствоведением свидетельствует, что в ней содержатся в зародыше практически все элементы политической мысли, при помощи которых и сегодня формируются политические теории: и типология политических режимов (государств), и их историческая последовательность, и закономерности их смены, и формы перехода от одного типа государства к другому (например, революция, гражданская война), и даже указания на источники исторических изменений, среди которых Платон обозначает и то, что позднее марксисты назвали классовой борьбой.

1.СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.

Так, В. Н. Хропанюк разделяет понятия политического режима и государственного режима: «Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим ― важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим ― понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы)».

Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию сущности политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий ― делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах ― государственной и общественно-политической; а также характеру политической системы, включающей в себя государственные и негосударственные общественно-политические организации.

Политический режим тесно связан с формой государства, его значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) приводит обычно к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Это вызвано тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический режим ― характеристика не только (и даже может быть, не столько!) государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы.

Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) ― испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле ― своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.
Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.
Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т. е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства.

Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.

Добавить комментарий

Закрыть меню