Политические взгляды Платона кратко

Платон (427-347до н.э.), ученик Сократа, изложил свои взгляды на государство , демократию, политические режимы и формы правления в своем известном произведении “Государство”.

Чтобы понять политические взгляды Платона,неоходимо сделать краткий экскурс в его философские воззрения. Мир , с точки зрения Платона ,двойствен и состоит из идей (эйдосов) и вещей(прагм).Идеи представляют собой не мыслительные конструкции,но сверхреальность,или образцы вещей,их отвлеченные сущности.В товремя как эйдосы являются истинными,вещи в силу своей материальности неистенны,поскольку,как указывал Платон,сама их материальность извещает их сущьность.Лишь идеи истинны,так как не отвечает своей сущности.

В своих воззрениях на государство Платон исходил из того ,что существует идеальное государство,идеальный образец и его многократные повторения—искажения в реальном мире вещей.

По мнению Платона,высказанному им в трактате “Государство”,главной основой идеального государства является справедливость.Она состоит в том ,чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие,наиболее соответствующее его натуре,т.е. справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее,ведь государство тогда является идеальным (отвечающим идее государства),когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью.А поскольку между людьми существуют индивидуальные различия,Платон предлагает деление общества на сословия: философов—правителей, воинов—стражей и ремесленников—производителей. Эти сословия Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе,а именно: разумным,яростным и вожделяющим. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помошников— серебра,а в души земледельцев и ремесленников—железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.

Для Платона идеальный строй—тот,где каждый гражданин тождествен в своих интересах общественному целому,не представляет собой еще личности, претендующей на индивидуальнуу самоценность и полную автономию в поступках. У него государство и гражданское общество представлены в едином, гомогенном , целостном , нерасчлененном понятии.

Для сохранения сословий Платон предлагает создать особую систему воспитания для потомков правителей и стражей. В основу этой системы положены мусическое и гимнастические искусства.Мусическое укрепляет дух и воспитывает любовь к родине, гимнастическое укрепляет тело и готовит граждан к защите своего государства. После окончания обучения этим дисциплинам показавших себя наиболее знающими и добродетельными юношей начинают готовить к деятельности правителей. Они изучают искусство рассуждения и ведения споров, а затем философию, венчающую всю систему знаний.

Целью государства, которое Платон считал идеальным , как раз и является обеспечение для максимального числа их граждан условий для добродеятельной жизни.

Платон выделяет следующие формы правления: царский строй (монархия), аристократия, тимократия , олигархия , демократия , тирания. самым правильным и разумным он считает царский строй и аристократию. Остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства. Сперва аристократия как власть лучших вырождается в тимократию.

Аристократия —это правлениелучших с одобрением народа. Властью обладает и правит тот , кто слывет доблестным и мудрым. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. По мнению Платона , на роль правителя идеально подходит лишь тот,кто добровольно не захочет быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков. Наименее подходят люди , руководствующиеся честолюбием , деньгами , почетом.

Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства,Платон устанавливает для них общность имущества и бюта.

“Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью,если в том нет крайней необходимости.Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий” . Стражам запрещается иметь семью , для них вводится общность жен и детей.

Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги , торговать на рынках …

Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества , Платон тем не менее выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно замкнутого, “самодостаточного “ государства .

Вырождение аристократии мудрых,по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных землевладельцев из третьего сословия. Так возникает критско-спартанскй тип государства, или тимократия ( “ тиме “- честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.

Следующий вид государственного устройства— олигархия— появляется в результате скопления богатства у частных лиц . Этот строй основан на имущественном чензе. Власть захватывают немногие богатые,тогда как бедняки не участвуют в управлении.Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков ,будет постоянно воевать само с собой.

Следующей формой государственного правления, является демократия,которая логически вытекает из олигархии.Победа бедняков приводит к установлению демократии—власти народа.Здесь царят своеволие и безналичие. Наконец, чрезмерная свобода обращаеся в свою противоположность—чрезмерное рабство.Устанавливается тирания ,наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов.Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изночальному строю—правлению мудрых.

Диалог “Законы” является последним сочинением Платона. В нем он изображает “второй по достоинству” государственный строй, приближая его к реальной действительности греческих полисов.

Основные отличия диалога “Законы” от диалога “Государство” таковы.

Во-первых,Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства.Она делится на равные по плодородию участки.Каждый гражданин получает земельный надел и дом , которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность , но ее размеры ограничены.

Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу.Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, звписавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс.Все вместе граждане образуют правящую верхушку. Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяется в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапизах, жертвоприношения…

В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда. Вместе с признанием рабства у Платона появляется и ипренебрежительное отношение к производительному труду . Предвидя выступления невольников,Платон советует землевладельцам приобретатькак можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением.

В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большенству голосов) и монархический принцип геометрического равенства(выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания.

Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом.

В диалоге “Законы” Платон писал: “ Я вижу близкую гибель того государства,где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью.Там же ,где закон—владыка над правителями, а они—его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага,какие только могут даровать государствам боги”.

Изложенные в диалогах Платона социально-политические программы являлись с точки зрения консервативными.

>О проекте / ИППУ / ИППУ — краткие лекции / Политико-правовые взгляды Платона

Политико-правовые взгляды Платона

Платон являлся одним из наиболее выдающихся древнегреческих философов, он был основателем известной философской школы, основные его произведения были написаны в форме диалогов. Одним из таких произведений, описывающих идеальное общество и форму организации политической власти, являлось «Государство».

Платон полагал, что в каждом человеке действуют три начала: разум, ярость и вожделение. Соответственно, общество должно быть разделено на три класса, исходя из того, какое из трех начал превалирует в человеке. Такими классами должны стать управленцы, воины, а также ремесленники и земледельцы. Во главе идеального государства должны стоять управленцы-философы, у которых развито разумное начало.

Воинами должны становится люди с развитым яростным началом. Оба этих класса обладают большой властью, относительно третьего класса – ремесленников и земледельцев, с ярко выраженным вожделеющим началом.

Первым двум классам (философам и управленцам) предписывается заботиться о благе и защите государства. Так, они не имели права владеть частой собственностью, не могли иметь семьи, их быт должен был быть обустроен на началах коллективизма.

Другим произведением Платона являлся «Закон», в котором он описал пусть не идеальное устройство общество, но более достижимое на практике. Общество, по воззрениям Платона, должно состоять из семей, каждой из которых должен быть выделен надел земли, который не мог быть разбит на более мелкие участки и переходил по наследству целиком. При этом ремесленники и торговцы не могли быть гражданами. В обществе устанавливался предел богатства, ни один гражданин не должен быт обогащаться сверх меры. Все это было сделано для того чтобы избежать в обществе внутренних конфликтных ситуаций. Запрещался судный процент. Во главе государства должно стоять собрание из тридцати семи человек. Их власть ограничена законом. Из состава правителей выделялось десять человек, которые и обладают верховной властью.

Методология познания Платона:

Политические идеи в «Государстве» Платона:

Политические идеи в «Законах» Платона:

Поиск Лекций

Политико-правовые взгляды Платона.

Платон (427–347 гг. до н. э.) – один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений.

Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407–399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. Именно от Сократа он почерпнул ключевую идею своей

политической философии: добродетель есть знание.

много путешествовал, посетив Египет, Южную Италию и Сицилию. Вернувшись в Афины, Платон в 387 г. до н. э. приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия просуществовала почти целое тысячелетие (до 529 г. н. э.).

Смысл философского учения Платона об идеях состоит в том, что «истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», а данные ощущению эмпирические тела, вещи и явления – не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а чему-то подвижному, становлению.

Истинное познание – это познание бытия, т. е. мира идей. Оно доступно лишь «редким людям» – философам. Толпе же, считал Платон, не присуще быть философом.

Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге «Государство») как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе.

В «Государстве» Платон, конструируя идеальное справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. По самой идее справедливости, подчеркивает Платон, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним. Трем началам (или частям) человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

Кроме того, справедливость требует, по Платону, соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т. е. философам, которые персонифицируют эту способность) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».

Определяя полис как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.

Решающее значение для идеального государственного устройства имеет, по Платону, введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство.

Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства. Хотя члены этого сословия отстранены от управления государством, однако в принципе, они являются свободными, а не рабами.

Платон – против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток. Весьма проницательно он подмечает политическое значение имущественного расслоения общества. Главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального государства от всех прочих государств Платон видит в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных. Правление философов и действие справедливых законов для Платона в «Государстве» – два взаимосвязанных аспекта единого идеального проекта.

Идеальное государство как правление лучших и благородных – аристократическое государственное устройство. Этот лучший тип государственного устройства, по Платону, можно назвать двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если несколько правителей, тогда это будет аристократия.

Платон в «Государстве» верит в возможность практического осуществления своего проекта, хотя и признает трудности этого дела. Но если даже идеальное государство будет создано на земле, оно все равно не будет вечным и в силу неизбежной порчи человеческой натуры сменится другими формами правления. Понимая изменения и смену различных общественно-государственных форм как круговращение внутри определенного цикла, Платон говорит о соответствии пяти видов государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) пяти видам душевного склада людей.

Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи государственности. Освещая весь этот цикл деградации, Платон создает цельную динамическую картину политической жизни и смены ее форм.

Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, делению людей на свободных и рабов.

Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это – тимократия, под которой Платон имеет в виду критско-спартанский тип государственного устройства. Такое государство будет вечно воевать. Между тем война, по Платону, – «главный источник частных и общественных бед». Особенно ненавистны ему войны между эллинами.

Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит – в результате скопления значительного богатства у частных лиц– к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. В неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

В целом демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных.

То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии – военные успехи, в олигархии-– богатство, в демократии – свобода), именно это и губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.

Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как «ставленник народа». Тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

Ряд существенных политико-правовых проблем освещен Платоном в диалоге «Политик». Политика – это, согласно Платону, царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. При таких данных у правителей, считал Платон, будет уже неважно, правят ли они по законам или без них. Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы, представляющие собой «подражания истине вещей, начертанные по мере сил сведущими людьми».

Кроме образцового государства, правитель которого руководствуется истинным знанием, Платон выделяет здесь еще три вида правления (монархия, власть немногих и власть большинства), каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится надвое: законная монархия – это царская власть, противозаконная – тирания; законная власть немногих – аристократия, незаконная – олигархия; далее, демократия с законами и без законов. Итого, вместе с истинным правлением, всего семь форм государства.

Таким образом, принцип законности получает свое признание в платоновской схеме, хотя роль его не ведущая, а скорее вспомогательная.

Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой – свободу управляемых. Учету подлежат также география местности, климат, почва и т. п. «И невозможно, – подчеркивал Платон, – устанавливать законы вразрез с местными условиями». Большое значение он придает разработке и изучению науки о законах: «Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах».

В целом, учение о законе Платона крайне противоре-

чиво. С одной стороны, он рекомендует законодателю

придерживаться умеренности, ограничив и власть пра-

вящих, и свободу управляемых. С другой стороны, он

возлагает надежды на детальные и суровые законы, ко-

торые скрупулезно и жестко регламентируют публич-

ную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня

и ночи. И граждане, и правители — рабы закона. Во имя

незыблемости законов Платон объявляет войну всякого

рода новшествам. Главными виновниками новаций он

считает поэтов (вообще поэзия рассматривалась Плато-

ном как крайне вредное занятие) и иностранцев.

Как и в первом проекте, существенное значение Пла-

тон придавал воспитанию населения путем внушения

ему представлений о божественности и незыблемости

учреждаемых порядков и законов. По сути, речь идет об

общеобязательной государственной религии.

Таким образом, и в проекте лучшего из возможных

государств Платон утверждает необходимость полного

подавления человеческой личности, только уже не силой

государства, а силой закона. Нетрудно заметить, что пла-

тоново государство (как в первом, так и во втором проек-

те) неспособно эволюционировать, оно может только

подвергнуться регрессу. Отсутствие развития — есть уп-

разднение человека и его истории, исторический тупик.

Добавить комментарий

Закрыть меню