Политические элиты и лидеры

РЕФЕРАТ

Политическая элита и политическое лидерство

1. Понятие «элита» и основные теории политических элит

Термин «элита» (от фр. elite — лучший, отборный) начиная с XVII в. стал употребляться для именования «избранных людей», прежде всего высшей знати. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823 г., так стали называть высшие социальные группы общества. Однако этот термин не применялся широко в общественных науках до конца XIX — начала XX в.

Теория элиты (элитизм) — это совокупность социально-политических концепций, утверждающих, что необходимыми составными частями любой социальной структуры являются высшие, привилегированные слои, правящее меньшинство, господствующее над остальным населением.

Политическая элита обычно трактуется как составляющая меньшинство общества самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), в большей или меньшей мере обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами и непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

В античной философии элитарное мировоззрение наиболее полно было сформулировано Платоном. Он решительно выступал против допущения демоса (народа) к управлению государством, называл его «толпой», враждебной мудрости. Платон сопрягал добродетель, мужество и ум как высшие достоинства людей с принадлежностью к аристократии, которая знает, как управлять государством.

Впоследствии в то же русло вливались взгляды многих других мыслителей от Н. Макиавелли до Ф. Ницше и О. Шопенгауэра. Однако как целостная система взглядов элитизм состоялся в первой половине XX в. в работах В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса.

Вильфредо Парето (1848-1923), итальянский социолог, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное, наделенное особыми психологическими и социальными качествами меньшинство — элита. Главный тезис Парето заключается в том, что люди чрезвычайно отличаются друг от друга по своему уму, талантам, трудолюбию, честолюбию, духовному богатству. Совокупность индивидуумов, которые отличаются результативностью, действуют с высокими показателями в той или иной сфере деятельности, и составляет элиту.

Она состоит из правящей элиты, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующей в управлении, и неправящей контрэлиты (это люди, обладающие характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющие доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров). В своем известном труде «Подъем и падение элит» Парето писал: «История человечества — это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок».

По Парето, существуют два главных типа элит, которые последовательно сменяют друг друга. Первый тип — «львы», для них характерен крайний консерватизм, грубые «силовые» методы правления. Второй тип — «лисы», мастера демагогии, обмана, политических комбинаций. Стабильная политическая система характеризуется преобладанием элиты «львов», напротив, неустойчивая система требует элиты «лис» — прагматически мыслящих энергичных деятелей, новаторов, комбинаторов. Общество, в котором преобладает элита «львов», застойно. Элита «лис» придает обществу динамизм. Механизм социального равновесия функционирует нормально, когда обеспечен пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентации. Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты с преобладанием в ней «лис», которые со временем перерождаются во «львов», сторонников жесткого подавления и деспотизма.

Элиты имеют тенденцию к упадку, а контрэлиты — к производству потенциально элитарных элементов. Когда контрэлите удается с помощью масс вытеснить и заменить старую элиту, то этот процесс может быть назван «массовой циркуляцией элиты или просто революцией». Парето приходит к выводу, что главным результатом революционных перемен становится появление новой элиты с некоторой примесью старой.

Гаэтано Моска (1858-1941), итальянский социолог, доказывает неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы: класс управляющих и класс управляемых. Правящий класс оправдывает свою власть, опираясь на некоторые универсальные моральные принципы. Моска анализирует проблему формирования (рекрутирования) политической элиты и ее специфические качества.

Важнейшим критерием формирования правящего класса является способность к управлению другими людьми, т. е. организаторские способности, а также материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Политическая элита постепенно меняется, существуют две тенденции в ее развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении правящего класса стать наследственным, если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции ведет к «закрытию и кристаллизации» элиты, ее вырождению. Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политической элиты за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев.

Роберт Михельс (1876-1936), немецкий ученый, внес крупный вклад в развитие теории политических элит. В его работах получил дальнейшее развитие организационный подход Моска. Власть элиты, по его мнению, зависит от ее организованности. Сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархии», суть которого состоит в том, что создание крупных организаций неизбежно ведет к возникновению олигархии и формированию элиты, так как руководство организацией не может осуществляться всеми членами организации. Происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся прежде всего о сохранении своего привилегированного положения.

Концепции элит Парето, Моска и Михельса, принадлежащих к макиавеллистской школе, положили начало широким теоретическим и эмпирическим исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это. Современные теории элит разнообразны. Последние десятилетия развитие элитизма происходит в рамках ценностных теорий элиты, плюрализма, леволиберальных теорий элит и др.

Многообразные ценностные теории элит существенно различаются по степени их аристократизма, отношению к массам, демократии и т. д. Однако они имеют и ряд общих установок:

1) элита — наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями и показателями в наиболее важных для государства сферах деятельности;

2) господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества, поскольку это наиболее продуктивная и инициативная часть населения; масса же — это не мотор, а лишь колесо истории, проводник в жизнь решений, принимаемых элитами;

3) формирование элиты — это не столько результат борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей, поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизм такой селекции;

4) элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит современной представительной демократии (социальное равенство должно пониматься как равенство возможностей, а не результатов, социального статуса); поскольку люди не равны физически, интеллектуально, по своей активности, то для демократии важно обеспечить им равные стартовые условия; на финиш же они придут в разное время, с разными результатами.

Некоторые сторонники теории элит делали попытки определить конкретные параметры элитарной группы, характеризующие последствия ее влияния на общество. Так, Н. Бердяев на основе анализа опыта различных государств и народов вывел коэффициент элиты как отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных. Как только этот коэффициент опускался примерно до 1 %, империя прекращала свое существование, в обществе наблюдались застой и закостенение; сама же элита превращалась в касту. В России в 1913 г. коэффициент элиты был очень высок, приблизительно 6 %.

Некоторые демократические установки ценностных теорий элиты развивают и существенно обогащают концепции множественности, плюрализма элит. Они базируются на следующих постулатах:

1) Отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы. Существует множество элит. Влияние каждой из них ограничено специфической для нее областью деятельности. Ни одна из них не способна доминировать во всех областях жизни. Плюрализм элит определяется сложным общественным разделением труда, многообразием социальной структуры. Каждая из множества материнских, базисных групп — профессиональных, региональных, религиозных, демографических и др. — выделяет собственную элиту, которая выражает ее интересы, защищает ценности и в то же время активно воздействует на ее развитие;

2) Элиты находятся под контролем материнских групп. С помощью разнообразных демократических механизмов — выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т. д. — можно ограничить и вообще предотвратить действие открытого Р. Михельсом «железного закона олигархических тенденций» и удержать элиты под давлением масс;

3) Существует конкуренция элит, отражающая экономическую и социальную конкуренцию в обществе. Она делает возможной подотчетность элит массам, предотвращает складывание единой господствующей элитной группы. Эта конкуренция развертывается на основе признания всеми ее участниками «демократических правил игры», требований закона;

4) В современном демократическом обществе власть распылена между многообразными общественными группами и институтами, которые с помощью прямого участия, давления, использования блоков и союзов могут налагать вето на неугодные решения, отстаивать свои интересы, находить взаимоприемлемые компромиссы. Сами отношения власти изменчивы, они создаются для вполне определенных решений и могут заменяться для принятия других решений. Это ослабляет концентрацию власти и предотвращает складывание стабильных господствующих социально-политических позиций и устойчивого властвующего слоя.

1. Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов

2. Характерные черты

  • Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа
  • Высокий социальный статус
  • Значительный объем государственной и информационной власти
  • Непосредственное участие в осуществлении власти
  • Организаторские способности и талант

3. Гарантии против деградации

  • Широкая гласность (свобода слова, отсутствие монополии на средства массовой информации, наличие альтернативных органов печати, радио, телевидения)
  • Политический плюрализм (свободная конкуренция, соперничество политических элит)
  • Разделение властей (равновесие, компромисс, баланс интересов различных социальных сил)
  • Открытость элит для социальной мобильности (установления сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц)
  • Строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса

Критерии эффективности деятельности

  • Достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа
  • Политическая стабильность общества
  • Национальная безопасность
  • Оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством

5. Сущность элиты (в определениях ученых)

  • «Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности» (В. Парето)
  • Харизматические личности (М. Вебер)
  • Лица, обладающие интеллектуальным и Моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу (Ж Боден)
  • Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества (Г. Моска)
  • Люди, занимающие высшие места в обществе благодаря своему биологическому и генетическому происхождению (Р. Уильямс)
  • Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (М. Дюпре)
  • Лица, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассузл)
  • Лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере (Дж. Бернхейм)

6. Итальянский экономист, социолог, профессор экономических наук Вильфредо Парето (1848—1923) («Трактат по всеобщей социологии» в 4 частях (1915—1919)). Основные черты управляющих: гибкость, хитрость, сила убеждения и готовность использовать насилие для подавления оппозиции. Политические изменения осуществляются путем смены («циркуляции») элит, что происходит, когда элиты становятся психологически непригодными для управления. Типология элит: развивая идею Н. Макиавелли о делении государей на «лис» и «львов», он раздели таким же образом элиты. Элиты «лис»

находятся у власти, как правило, при демократических режимах («плутократиях») режимах, превосходно достигая согласия с помощью политических интриг. Им присущи хитрость, изворотливость и стремление поддерживать свою власть пропагандой. Элиты «львов» в большей степени смелы, решительны и они отдают явное предпочтение насилию перд отсальными методами управления.

7. Итальянский юрист и социолог политики Гаэтано Моска (1858—1941) («Правящий класс» (1896), «Основы политической науки» в 2 томах (1 т. — 1896; 2 т. — 1923)).

1. Все общества разделены на два класса — управляемый класс и правящий политический класс.

2. Элита теряет власть из-за отрицания ее идеи и политики массами, когда в политический процесс включаются новые политические силы, претендующие на власть и если сосредоточена исключительно на себе и постепенно теряет свое политическое и идеологическое влияние.

3. Общества всегда будут управляться элитами с помощью силы, посредством идеологической или политической доктрины, с помощью универсальных иллюзий, основанных на религиозных или националистических чувствах, путем манипуляций.

4. Господство элит — закон, поскольку именно элита регулирует политическую и экономическую жизнь страны.

5. Всегда правящая группа владеет некоторыми ресурсами или атрибутами, высоко ценимыми в обществе, такими как средства производства, священнический статус, военная сила, знание и опыт в сфере государственного управления. Все они используются для поддержания власти элиты.

8. Немецкий историк, экономист, социолог политики Роберт Михельс (1876—1936) сформулировал «железный закон олигархии»: Общество и другие организации подвергаются господству олигархии. Он адресовал свою теорию социалистическим партиям, предупреждая о возможности олигархического перерождения: лидеры ответственны перед избирателями, и профессиональные навыки лидеров укрепляют их позиции. При этом лидеры аккумулируют свое влияние на свою организацию. Независимость вождей усиливается еще больше по мере их кажущейся незаменимости.Замена лидеров осуществляется двумя путями. Основной путь – это привлечение новых членов в существующую олигархию, а второй – смена элит целиком.

9. Функции политической элиты:

  • изучение и анализ интересов различных социальных групп;
  • субординация этих интересов;
  • отражение интересов в политических установках;
  • выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);
  • создание механизма воплощения политических замыслов:

Þ назначение кадрового аппарата органов управления;

Þ создание и коррекция институтов политической системы;

Þ выдвижение политических лидеров.

10. Отбор (рекрутирование) политических элит происходит двумя путями – через систему гильдий и через антрепренерскую систему.

Система гильдий

Антрепренерская система

характерные черты:

  • закрытость (отбор претендентов на более высокие посты, как правило из нижестоящих слоев самой элиты);
  • высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных формальных требований для занятия должности;
  • небольшой круг электората (как правило, члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель);
  • тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства (от претендентов требуется прежде всего лояльность, верность лидеру)
  • открытость (широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на места в политических и управленческих структурах);
  • небольшое число формальных требований к претендентам на должности;
  • широкий к электората, которым могут выступать все избиратели страны;
  • высокая конкурентность отбора;

первостепенность личностных качеств

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Политические элиты

Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». Определяемое в самой общей форме, это понятие характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций.

Политическая элита — это немногочисленная, внутренне сплоченная, привилегированная социальная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе.

Ее существование обусловлено действием следующих основных факторов:

1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей);

5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

6) политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

В составе правящей элиты принято выделять ряд элит.

Политическая элита — это вершина властной пирамиды. В ее состав входят руководители государства, правящих политических партий, члены парламента и др. Политическая элита обладает правом монопольного использования институтов насилия (армия, полиция) в целях реализации своих распорядительных актов и законов.

Деловая, или экономическая, элита обладает большим спектром воздействия на политические процессы, субсидируя политические партии, избирательные кампании, лоббируя соответствующие законы и т. п. В ее состав входят крупные собственники, предприниматели, банкиры и т. д.

Административная, или бюрократическая элита — высокопоставленные чиновники государственного аппарата, которые по долгу службы должны подготавливать и следить за реализацией управленческих решений, сохраняя нейтралитет и не вмешиваясь в политическую борьбу.

Военная элита состоит из высших армейских чинов, командующих крупными воинскими формированиями. Влияние военно-бюрократической элиты на жизнь общества зависит от уровня милитаризации страны и характера политического режима.

Идеологическая элита — это ведущие деятели науки, культуры, руководители средств массовой информации, деятельность которых заметно влияет на формирование общественного мнения в стране.

Политическая элита, в свою очередь, подразделяется на:

1) Высшую элиту. Она непосредственно участвует в принятии важнейших политических решений. Это небольшое количество лиц (примерно 100-200 человек), которые занимают стратегические посты в правительстве, парламенте, во влиятельных политических партиях и т. д. Они составляют ядро высшей элиты.

2) Среднюю элиту. К средней элите относят около пяти процентов взрослого населения, одновременно обладающих тремя признаками: высоким уровнем образования, профессионального статуса и дохода.

3) Административную элиту. К ней относят верхний слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления.

Основные функции политической элиты:

? определение стратегических целей развития общества, принципиального содержания политики;

? выработка и реализация государственной политики, защита общенационального интереса;

? координация деятельности всех ветвей власти;

? поддержание политической стабильности общества, защита ценностей и идеалов, характерных для данного общества;

? согласование политических интересов различных социальных групп;

? назначение аппарата органов управления;

? защита корпоративного интереса тех социальных групп, на базе которых сформирована элита.

Формирование элиты — рекрутирование, циркуляция, круговорот.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская).

Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны:

1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии;

2) небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель — глава правительства, фирмы и т.п.;

3) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

4) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу, эта черта вытекает из предыдущих — наличия многочисленных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации.

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий.

Ее отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов;

5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

2. Политическое лидерство

элита лидерство политический

Лидер — это наиболее авторитетны член группы, за которым группа признает право на осуществление функций управления и принятия ответственных решений в значимых для нее ситуациях. Лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности. Особенно велика такая потребность в политике, где необходимо сплачивать, организовывать, координировать и направлять в нужное русло деятельность большого количества людей.

Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.

Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.

Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) — их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических — наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы.

В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

Функции лидера:

1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.

4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти.

5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Строго говоря, в этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности.

6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются.

Список литературы

1. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005

2. Политология: Учебное пособие / Е.В. Пиульский, П.Н. Гончаров, Л.И. Цыганкова; под ред. Е. В. Пиульского — Гродно: ГрГУ, 2003

3. Политология: учеб. / А.Ю. Мельвиль ; М,: Московский государственный институт международных отношений МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Закрыть меню