Политическая власть

ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ

Политика (от греч. полис – государство) – искусство управлять государством. Наука предлагает разные определения политики. Политика – это:

• сфера жизни общества, связанная с распределением и осуществлением власти;

• деятельность по регулированию отношения между социальными группами в процессе управления государством;

• политическая деятельность партий или отдельных людей для реализации важных интересов с помощью политической власти или борьбы за власть;

• стремление к власти или к оказанию влияния на распределение власти;

• политические убеждения, принципы и идеи;

• совокупность политических наук.

Политика бывает внутренней (ориентированной на решение внутренних задач) и внешней (международной).

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю или волю общества. Власть подразумевает управление людьми при помощи каких-либо средств. Признаки власти: наличие лидера (руководителя) и подчиняющихся; проявление воли лидера в форме приказов; введение санкций – наказаний за неподчинение приказам; всеобщее подчинение воле лидера. Формы передачи власти: наследственная (переход власти по наследству, например после смерти или отказа от трона монарха), конституционная (с помощью законных выборов, например выборы президента), насильственная (захват власти).

Политическая власть – власть одной группы людей над другой. Политическая власть является обязательной и принудительной для всех членов общества. С помощью законов общество принуждается выполнять распоряжения власти. Виды политической власти: законодательная (издание законов), исполнительная (исполнение законов), судебная (наказания за неисполнение законов).

Политическая система – комплекс следующих структур: государство и его взаимодействие с политическими организациями. Политическая система – механизм управления обществом и осуществления власти. Власть реализуется с помощью политической системы. В зависимости от политического режима выделяют виды политических систем: тоталитарные, авторитарные, демократические. Функции политической системы: определение целей и путей развития общества; определение интересов участников политического процесса; мобилизация и организация обществ по исполнению целей и задач; распределение ресурсов и денежных средств; разработка законов и контроль за их исполнением; обеспечение стабильности и безопасности общества; приобщение граждан к политике (участию в выборах).

Элементы политической системы – части, из которых состоит политическая система: государство, политические организации (политические партии и движения), общественные организации (профсоюзы, религиозные организации и др.), политические нормы (закон), политические взгляды и традиционные политические отношения. Политические отношения – отношения между людьми в процессе политической деятельности; отношения между государством и обществом, между партиями, классами и социальными слоями.

В чем состоит гражданская власть

VI. 1. Для нравственной способности управления государством, именуемой обычно гражданской властью, Фукидид считает характерным наличие грех признаков, так как он называет подлинным государством лишь то общественное целое,. которое обладает собственными законами, судами и должностными лицами». Аристотель находит три отрасли управления государством, а именно: совещание о предметах общих, заботы о назначении должностных лиц и отправление правосудия («Политика», кн. IV, гл. IV).

К первой он относит решение вопросов о войне и мире, о заключении и расторжении договоров, об издании законов; сюда же он относит вопросы о смертной казни, об изгнании, о конфискации имущества, о лихоимстве, то есть, согласно моему толкованию, предметы публичного правосудия, тогда как предварительно в понятие отправления правосудия Аристотель включил только рассмотрение дел частных. Дионисий Галикарнасский выделяет в особенности три функции, а именно: право назначения должностных лиц, право издавать и отменять законы, право решать вопросы войны и мира (кн. IV)12; в другом месте он добавляет четвертую функцию — правосудие (кн. VII). Наконец, еще в одном месте он добавляет попечение о жертвоприношениях и созыв народных собраний (кн. II).
2. Если же кому-нибудь угодно произвести правильное деление , то он легко найдет все относящееся сюда, так что не получится ни недостатка, ни излишка. Ибо ведь тот, кто правит государством, отчасти правит самолично, отчасти через посредство других. Непосредственно правление главы государства касается либо государства в целом, либо отдельных частностей. Государства в целом касается издание и отмена законов в области как религиозной (поскольку Попечение о ней относится к ведению государства), так и светской Соответствующее искусство у Аристотеля носит название «строительного».
Заведование отдельными частностями относится непосредственно либо к публичной, либо к частной области постольку, поскольку это связано с публичными интересами. Непосредственное отношение к области публичной имеют или действия, как заключение мира, объявление войны, заключение договоров, или вещи, как государственные налоги и тому подобное, куда включается также право верховенства, принадлежащее государству над гражданами и их имуществом в интересах государства. Соответствующее искусство Аристотель называет родовым именем «политики», то есть «гражданским» или «совещательным» искусством. Дела частные составляют споры между отдельными гражданами, разрешение которых органами государственной власти производится в интересах общественного спокойствия; соответствующее искусство Аристотель называет «правосудием». Отправление прочих обязанностей производится или через должностных лиц, облеченных властью, или через иных ответственных лиц, к числу которых относятся также послы. Такого рода действия составляют содержание государственной власти.

СЕМИНАР 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

1. Власть как системообразующий фактор политической системы

>4.

Понятие легитимности и принцип деления власти

1. Власть как системообразующий фактор политической системы

Власть является одним из фундаментальных принципов политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где имеются любые стойкие объединения людей, тесно связанная с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Политическая власть возникла раньше власти государственной и определяет реальную способность социальной группы или индивида обнаруживать свою волю. Она является неотъемлемой составляющей общего определения власти как формы социальных отношений, которой свойственный всеобъемлющий характер, способность проникать во все сферы человеческой деятельности.

Любая система имеет системообразующий компонент. Для политической системы им есть политическая власть. Она интегрирует все элементы системы, вокруг нее продолжается политическая борьба, она — источник социального управления, которое, в свою очередь, является средством осуществления власти. Следовательно, власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, его развития и единства.

Отрасль политической науки, которая исследует власть, называется кратологией, а ученые, которые анализируют ее, — кратологами. Политологи по-разному толкуют понятие “власть”. Самым приемлемым является определение ее как способности, права и возможности распоряжаться кем-нибудь или чем-либо, решающе влиять на доли, поведение и деятельность людей с помощью авторитета, воли, принуждения, силы и тому подобное.

Политическая власть — способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики.

Большинство ученых считают, что источником власти является политическое господство, которое появляется как господство интереса, имеет много форм, основной из которых власть. В политической практике иногда ошибочно толкуют наоборот, что власть — источник господства. Авторы таких толкований не учитывают, что для завоевания власти необходимо сначала стать реальной политической господствующей силой и завоевать власть, а дальше — закрепить свое господство.

Понятие “политическая власть” шире понятия “государственная власть”:

— Во-первых, политическая власть возникла раньше государственной.

— Во-вторых, не каждая политическая власть является властью государственной (например, власть партий, движений, общественных организаций), хотя любая государственная власть — всегда политическая.

— В-третьих, государственная власть специфическая: только она владеет монополией на принуждение, правом выдавать законы и тому подобное. Однако, кроме принуждения, она пользуется другими средствами влияния: убеждением, идеологическими, экономическими факторами и т.д.

Государственная власть — высшая форма политической власти, которая опирается на специальный управленческо-властный аппарат, владеет монопольным правом на издание законов, других распоряжений и актов, обязательных для всего населения.

Государственная власть функционирует по политико-территориальному принципу . Это значит, что она не признает никаких родовых отличий, а закрепляет население за определенной географической территорией и превращает его в своих подданных (монархия) или в своих граждан (республика). Государственная власть — суверенная, то есть верховная, самостоятельная, полная и неделимая в пределах государственных границ и независимая и равноправная во внешних отношениях.

В целом проблема теоретического анализа политической власти заключается в выяснении трех вопросов:

— сущность власти (кому она служит?);

— содержание власти (в чьих руках находится?);

— форма власти (как она организована, какими является аппарат и методы ее осуществления).

Характеристика политической власти нуждается в рассмотрении вопроса о ее субъекте и объекте.

Субъект политической власти — им есть источник активной предметно-практической политической деятельности, направленной на объект. Существует мысль, что понятие “субъект власти” и “носитель власти” не тождественны. Субъект власти — это социальные группы, в первую очередь господствующие классы, политические элиты, отдельные лидеры; носители власти — государственные и другие политические организации, органы и учреждения, образованные для реализации интересов политическое доминирующих социальных групп. Такое деление является относительным. Бытует и другая классификация властных субъектов. Согласно ей субъекты власти условно разделяют на первичные и вторичные:

1. Первичным субъектом при республиканском, демократическом правлении является народ — носитель суверенитета и единственный источник власти в государстве. Он осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Понятие народ неоднородное: основными субъектами власти являются большие группы населения, объединенные общностью коренных интересов и целей; не основными — небольшие этнические группы, религиозные общества и тому подобное.

2. Вторичные субъекты носителей власти — малые группы, представительские коллективы, партии, ассоциируемые группы, группы партикулярных (частных, неофициальных) интересов и тому подобное. Суверенным субъектом политической власти является гражданин государства, наделенный конституционными правами и обязанностями. Существенную роль во властных отношениях играют политические лидеры. Последствия их политики, как известно, разные: прогрессивные и регрессивные, плодотворные и бесплодные, благополучные и трагические. И, наконец, совокупным (коллективным) носителем политической власти является сама политическая система общества как способ организации и развития социальных сообществ и их отношений.

Объект политической власти — это явления и процессы политической сферы, на которые направлено действие субъектов политики. К пониманию объекта власти нужно подходить диалектически, поскольку определенные субъекты и объекты власти могут меняться местами в зависимости от обстоятельств и роли. Скажем, классы, социальные группы, этнические сообщества, отдельные граждане, общественно-политические организации являются субъектами или носителями политической власти, в то же время они и отношения между ними являются объектами властного влияния. К объектам политической власти относят также все сферы общественной жизни — экономическую, духовную, социальную, научно-техническую и общество в целом.

2. Основные концепции политической власти

На сегодня в научной литературе существует свыше 300 определений власти. Существование многих концепций власти является свидетельством творческих поисков и в то же время недостаточной изученности проблемы.

Нормативно-формалистическая концепция . Согласно с ней источником и содержанием власти является система норм, прежде всего, правовых. Иногда эту концепцию называют легитимистской (лат. legitimus — законный). Она выходит из того, что закон выступает и как правовой, и как моральный фактор, который имеет юридическую силу. Глубокие исторические корни этого обстоятельства породили легитимизм как политическую концепцию, главная идея которой заключается в абсолютизации правовых норм власти. Как политическая доктрина учение появилось в IX-III ст. до н.э. при существовании абсолютной монархии. Тогда государственная власть реализовывала абсолютную власть правителя, действовала деспотически, а в управлении была крайне бюрократизирована. В настоящее время в демократических государствах легитимизм базируется на возвеличивании закона — основной регулирующей нормы.

Органистическая концепция . Ее содержанием являются разные версии функционализма, структурализма и солидаризма, которые определяют в целом общественные функции власти, которые приуменьшают или игнорируют ее классовый характер. Например, согласно структурно-функционалистской теории власть — это особенный вид отношений между управляющими и подчиненными. Роль лица в политической системе четко определена: поддержка существующей общественной системы.

В русле органистической концепции власти находится и элитная теория власти . Возникновение ее обосновывается существованием в обществе элиты (фран. elite — лучше, отборное, выбранное), призванной управлять массами людей неэлитного состояния, всеми социальными процессами в обществе. Относительно понимания сущности элиты в настоящее время нет единодушия. Одни относят к ней активнейших в политике, другие — высокопрофессиональных или богатых лиц. Так или иначе, эта концепция утверждает исключительность носителей власти, считая элиту сугубо политическим явлением, независимо от сферы влияния. Однако исторический прогресс она рассматривает как совокупность циклов изменения господствующих элит (“круговорот элит”). Эта концепция считает идею народного суверенитета утопическим мифом (один из ее постулатов гласит, что народ отстранен от власти), утверждает, что социальное неравенство — основа жизни. Стержнем теории элит является абсолютизация отношений властвования одних и подчинение других. Власть возникает как имманентное (внутренне предопределенное) свойство постоянно существующей в обществе элиты. Правда, некоторые западные исследователи критикуют эту теорию за то, что она не учитывает существования “среднего класса”, который составляет большинство населения развитых обществ, нивелируя их социальную поляризованость и элитность.

Главная » Полезные статьи » Принципы политической власти

Принципы политической власти


Вернуться назад на Политическая власть
Политическая власть основывается на трех принципах: принуждение, легитимность и согласие. Конкретная модель власти содержит их в определенной пропорции.
Марксистское видение власти основано на абсолютизации принуждения (Власть возникла для защиты и обеспечения господства эксплуататорских классов и осуществляет это путем прямого насилия или тайного принуждения в современных политических странах.).
В современных демократических государствах принуждение имеет узаконенный правовой характер. Два других принципа отражают изменение властных отношений от асимметричности в сторону взаимовлияния.
Принцип легитимности предполагает, что власть основывается преимущественно на доверии и поддержки граждан.
С позиции общественного согласия власть рассматривается как множество властных субъектов, которые в правовых рамках разделяют власть через согласование интересов. Результатом согласия между властью и обществом выступает конституция.
Доминирование одного из принципов обуславливается типом политического режима, уровнем политической культуры, масштабами и типами перемен в обществе.

В дореволюционной России легитимность власти была традиционной:
— власть монарха опиралась на Божественное право и священность принципа престолонаследия;
— источником власти служила привычка населения повиноваться власти и издревле существующим порядкам;
— абсолютизм в России опирался не только на традицию, но и на идеологию, т.е.

традиционная легитимность власти у нас непременно дополнялась идеологической;
— власть, государство в российской культуре, в сознании граждан всегда отождествлялись с явлениями духовного порядка и олицетворяли идею общего блага, смыслообразующего начала. Идея, провозглашенная монархом, способствовала объединению вокруг ее носителя всего населения страны.

Политическая система
Политическая сфера
Политическая элита
Политические идеологии
Политические конфликты
Политические режимы
Политическое общество


Назад | | Вверх

Политическую власть осуществляет

Что свойственно любому государству?

1.существование гражданского общества

2.уважение прав и свобод человека

3.взаимная ответственность государства и граждан

4.наличие правоохранительных органов

К признакам правового государства относят

1.наличие парламента

2.разделение властей

3.однопартийность

4.единую идеологию

Что из приведённого ниже относится к деятельности гражданского общества?

1.митинг жителей района против строительства автозаправки

2.принятие закона парламентом

3.выступление главы государства перед правительством

4.подписание договора двух государств о дружбе и торговле

Органы местного самоуправления, согласно закону, осуществляют

1.принятие и реализацию внешнеполитических решений

2.самостоятельное решение вопросов данной территории

3.управление объектами федеральной собственности

4.объявление амнистии

В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер?

1.Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы.

2.Избиратели должны были заранее прийти на избирательные участки.

3.В выборах участвуют только лица, постоянно проживающие в стране более 10 лет.

4.Члены правящей партии получили дополнительное число голосов на выборах.

Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей – это

1.социализация

2.престиж

3.власть

4.политика

7. Политическая организация Z, потерпевшая поражение на парламентских выборах, критикует социально-экономическую политику правительства. Лидер организации Z часто выступает на телевидении и радио. Организация Z –

1.государство

2.политическая партия

3.профессиональный союз

4.гражданское общество

Организация Z провела свой учредительный съезд и приняла программу действий.

Какая информация позволяет судить о том, что данная организация является политической партией?

1.Партия образована из представителей одной профессии.

2.Организация заявила о том, что её цель – получить места в парламенте и правительстве.

3.Лидером организации стал известный журналист.

4.Члены организации разработали свои эмблему и гимн.

Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является

1.революционным

2.авторитарным

3.либеральным

4.демократическим

В государстве Z все государственные органы, должностные лица и граждане в своей деятельности подчиняются требованиям закона; существует несколько партий, каждая из которых активно участвует в политической жизни страны. Какой политический режим установился в стране Z?

1.авторитарный

2.демократический

3.диктаторский

4.тоталитарный

В государстве Z проводятся массовые внесудебные расправы над оппозицией, насаждается единая идеология. Какой политический режим сложился в государстве Z?

1.парламентский

2.тоталитарный

3.демократический

4.суверенный

Государство Z сформировано несколькими республиками, которые создали общее законодательство и высшие органы власти. Однако республики сохранили часть своей самостоятельности: в них избираются президенты, действуют республиканские законодательные собрания. Какова форма государственного устройства страны Z?

1.республика

2.унитарное государство

3.федеративное государство

4.монархия

Государство Z состоит из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции и законов. Местные власти назначаются центром. Какова форма государственного устройства страны Z?

1.федерация

2.правовое государство

3.республика

4.унитарное государство

В стране Z глава государства – князь – получает свою власть по наследству. Граждане избирают парламент, которому принадлежит высшая законодательная власть. Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Какова форма правления в стране Z?

1.федеративное государство

2.президентская республика

3.конституционная монархия

4.унитарное государство

Политическая и Государственная власть

12345678910Следующая ⇒

1. Понятие политики

2. Понятие и характеристика политической власти

3. Понятие и признаки государственной власти

4. Легализация и легитимация государственной власти

Искус­ство управления государственно организованным об­ществом называют политикой.

Политика – это сфера деятельности, которая связана с отношениями между классами, нациями и иными социальными группами с позиции завоевания, удержания и использования государственной власти.

Политическая власть – это волевые отношения, которые складываются между субъектами политической системы общества на основе политических и правовых норм.

Термин «политическая власть» призван подчеркнуть реальную способность и возможность класса (социального слоя, социальной группы), который не обладает властью, вести борьбу за ее обретение, проводить свою волю в политике. Политическая деятельность не исчерпывается государственной деятельностью, она осуществляется в рамках различных политических партий, профсоюзов, международных организаций. С помощью политической власти реализуются жизненно важные интересы крупных и влиятельных групп общества (классов, наций, этнических общностей и др.). В отличии от государственной власти, политическая власть класса, иной социальной общности не способна исполнить роль умиротворителя противоборствующих сил общества либо осуществлять «общие дела». Если власть класса реализуется с помощью государственного аппарата при опоре на аппарат принуждения, можно говорить о государственной власти.

Государственная власть – публично-политические, волевые отношения, которые складываются между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, при опоре, в случае необходимости, на государственное принуждение.

Государственная власть составляет основу функционирования государственного аппарата.

Политическая и государственная власть имеют разные механизмы ее осуществления. Государственная власть характеризуется наличием аппарата управления и принуждения, обладает властно-принудительным влиянием на поведение людей и организаций, обеспечивается государственно-правовыми методами. Политическая власть класса и иной социальной общности осуществляется через их организации и путем политических выступлений. Главное назначение государственной власти — ру­ководство общезначимыми для народа делами.

Признаки (черты) государственной власти:

1) публичная власть, то есть, выступает от имени всего общества

2) аппаратная власть – сосредоточена в аппарате, через органы и служащих которого осуществляется

3) верховная власть – представляет общеобязательную волю всего общества, имеет монопольное право издавать законы и опираться на аппарат принуждения

4) универсальная власть – распространяет властные решения на все общество

5) суверенная власть – отделена от других видов власти внутри страны (от партийной, церковной и др.), независима от них и имеет исключительное монопольное положение в сфере государственных дел; т.е. независимость во внешних сно­шениях и верховенство во внутренних делах страны;

6) легитимная власть – юридически (конституционно) обоснована и признана народом страны, а также мировым сообществом

7) легальная власть – юридическое выражение легитимности, способность воплощаться в нормах права, функционировать в границах закона.

Понятия «государство» и «государственная власть» — близкие и во многом совпадающие. Но между этими понятиями есть и различия. Понятие «государство» является более объемным: оно охватывает не только власть саму по себе, но и другие образования – органы власти. Государственная власть – это сами властные отношения руководства (господства) – подчинения.

Легализация государственной власти — как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон.

Легитимация государственной власти- это принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.

Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определённые социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой.

В разных обществах и государствах характер власти различен: в одних «руководство» со стороны государства означает прямое насилие, в других – скрытое принуждение, в третьих – организацию и убеждение. Имеет место и сочетание разных средств осуществления государственной воли.

Добавить комментарий

Закрыть меню