Политическая система общества подсистемы

Политическая система общества

1) Политическая система общества (ПСО): понятие, структура, функции, типология

2) Основные субъекты политической власти и их характеристика:

— государство,

— политические партии,

— общественно-политические движения,

— группы давления,

— общественные организации,

— церковь,

— СМИ

Категория «политическая система общества» сравнительно недавно вошла в научный оборот теории государства и права – 1960-е годы. Исходным для исследования ПСО является представление о ней как разновидности социальных систем.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям (вспомните синергетический эффект, присущей системе, когда 1+1+1+1=7).

Как систему, ПСО характеризуют:

Ø целостность

Ø внутренняя структура и взаимодействие ее элементов

Ø конкретные функции

Ø наличие внешних границ и необходимость реагировать на влияние извне

Ø способность поддерживать свою устойчивость.

В отличие от других систем общества – ПСО имеет легальное право применять принуждение для поддержания социального порядка в обществе.

Политическая система общества (ПСО) — это совокупность таких социальных институтов, как государственные органы, политические партии, общественные движения, организации, осуществляющих политическую власть на основе права и иных социальных норм, и обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок.

В политической жизни принимают участие различные субъекты: в первую очередь, это государство (специально предназначенное для этой цели), в 19-20 веке на политическую авансцену выходят политические партии, движения, профсоюзы, общественные организации и т.п.

Однако в ПСО входят не все общественные объединения, а только юридически признанные, т.е. легитимные, для чего они должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законом. В РФ регистрация проходит в Министерстве юстиции.

Возникновение ПСО

ПСО возникает в процессе деления общества на классы и появления государства. Первобытные общества, где власть держалась на авторитете вождей, старейшин, соблюдении традиций и обычаев, не имели политической системы. Но уже в эпоху античности, с возникновением классов, государства возникает политическая система общества. Политическая система античного общества, конечно, крайне отличалась от политической системы современных демократических обществ. Политическая система античного общества была менее сложной, разветвленной. Многие элементы, присущие политической системе современного общества, такие как парламентские партии, борющиеся за власть, современная структура власти (законодательная, исполнительная, судебная), множество общественных организаций, отсутствовали в политической системе античного общества.

Политическая система может долгое время эволюционизировать, как, например, в Англии, но может изменяться быстро, революционно, как бывший СССР или страны Восточной Европы.

Несмотря на всю несхожесть политической системы, они имеют более или менее однотипную структуру. Различия заключаются в основном в содержании составляющих ее элементов.

Политическая система общества

Политические и правовые нормы и принципы

Политическая культура и политическое сознание

Политическая организация общества: Ø государство; Ø партии; Ø трудовые коллективы; Ø общественные организации и движения, преследующие политические цели; Ø СМИ

Выделяют следующие компоненты или 4 подсистемы политической системы:

1) Институциональная подсистема — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) Нормативная подсистема – социально-политические и правовые нормы -регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти:

3) Коммуникативная подсистема — политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти:

4) Культурная подсистема — политическое сознание, поведение,характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

Также представляет интерес предложенный Д.Истоном системныйподход к структуре ПСО:

Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу «входа — выхода».

Д. Истон различал два типа «входа»: требования и поддержка.

Требованиеможно определить как обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе.

Д.Истон предложил рассматривать функционирование политической системы следующим образом:

Требования

Политическая система общества

В политической системе существует связь между тем, что Истон определил как «ввод» и «вывод» (или «вход» и «выход»).

«Ввод» в политическую систему представляет собой требования и проявления поддержки со стороны общества.

«Требования» со стороны гражданского общества могут касаться:

а) распределительные (о заработной плате и рабочем времени, об условиях получения образования, медицинских и иных услуг);

б) регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над производителем и рынком и т.д.);

в) коммуникативные (о предоставлении попитической информации, об использовании политической силы, свобода слова и т.д.).

«Поддержка»означает усиление политической системы. Она охватывает все позиции и варианты поведения, благоприятные для системы. Формы проявления поддержки весьма разнообразны:

– соблюдение законов;

– уплата налогов;

– активность на выборах;

– уважение к власти, государственной геральдике;

– служба в армии

«Выход» представляет решения и действия правительства, включая те или иные программы, принятие законов, решения о налогообложении и распределение общественных средств. Если решения политической системы устраивают людей, то они оказывают ей соответствующую поддержку.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть».

Функции ПСО:

1. Определение целей, путей развития общества и организация общества для достижения поставленных целей

2. Распределение материальных и духовных ценностей

3. Согласование разнообразных интересов государства и различных социальных общностей

4. Разработка правил и законов поведения людей и контроль за соблюдением их соблюдением

5. Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического курса

6. Формирование политического сознания и приобщение людей к политическому участию и деятельности

Наиболее популярной на сегодняшний день является типология А.Алмонда:

1 тип – Англо-американская политическая система,которая сформировалась в Великобритании, США. Канаде, Австралии, Новой Зеландии.

В истории этих стран не было революционных форм смены форм правления, достигнута высокая степень политической стабильности, что определяет следующие сходные черты:

1. гомогенность (однородность) политической культуры граждан через признание ценностей общества: свобода личности; идея массового благополучия; всеобщая безопасность; антиэтатизм (негативное отношение к усилению роли государства);

2. устоявшаяся двухпартийная система, при которой партия власти олицетворяет собой центризм и ориентируется на настроение электорального центра;

3. преемственность истории, т.е. приход новой администрации не может принципиально поменять выбранный ранее политический курс, и не порождает ожидания изменений, строительства чего-то нового.

2 тип – Континентально-европейская политическая система,характерная для Франции, Италии, Германии, Россия также относится к этой группе стран. Эти страны объединяет:

Неоднородность политической культуры, т.е.отсутствие согласия по поводу основополагающих ценностей и идеалов. Политика воспринимается как борьба различных идеалов и интересов. До сих пор ведутся споры о расширении роли государства или свободе рынка. Это связано с тем, что наличие в истории этих стран революционных форм смены форм правления оставило в обществе сторонников того или иного курса.

2. Электорат поляризуется на «левых» и «правых» при достаточно малочисленном центре. Как следствие формируется многопартийная система. В силу того, что в этих странах в ХХ веке кардинально менялись политические режимы, в России, например, до сих пор существуют т.н. «красные» пояса – территории, в которых электорат на выборах в большинстве своем отдает голоса за «левые» партии. В Германии – «коричневые», в которых голосуют за крайне правые партии нацистского толка. Во Франции несколько лет назад чуть не стал президентом, вышедший во второй тур, националистически настроенный кандидат (Ле Пенн).

Многопартийность

4. Цикличность истории, т.е. смена партии или лидера у власти может привести к новому витку истории ( С 1789 по 1958 годы во Франции сменилось 16 режимов).

3 тип – Доиндустриальная политическая система сформировалась в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки (бывшие колонии). Для нее характерна:

– смешанная политическая культура: смесь западных ценностей и этнических и религиозных традиций;

– неотчетливое разделение властей, при котором армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции, а законодательные органы вмешиваются в судебные процедуры;

– личный авторитаризм президента, власть одной партии, высокая степень применения насильственных методов управления.

4 тип – Тоталитарная политическая система (Германия, Италия, СССР 30-50-х гг. ХХ в.) характеризуется:

– единая идеология (классовой или расовой) и ориентация на харизматического лидера;

– тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни

­– монопартийная система

– политическое участие носит только декоративный характер;

– сформирован образ врага,

– массовыйтеррор

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

№1,

Юридические науки

Ситников Евгений Сергеевич

Ключевые слова: ГОСУДАРСТВО; ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА; ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ; ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ; STATE; THE NOTION THE POLITICAL SYSTEM OF SOCIETY; ELEMENTS OF THE POLITICAL SYSTEM; SIGNS OF THE POLITICAL SYSTEM.

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие политической системы общества. Автор анализирует подходы ряда ученых и политиков к определению данного понятия, в заключении формулируя собственное, соответствующее сложившейся правовой действительности и современным подходам определение понятия политической системы общества.

Человеческая цивилизация постоянно находится в процессе изменений, которые осуществляются под воздействием всевозможных факторов. Происходит усложнение общественных связей между людьми, возникают абсолютно новые потребности и соответствующе им виды деятельности, которые способствуют их удовлетворению. Именно поэтому остаётся актуален вопрос о том, каким образом общество адаптируется к постоянно изменяющимся условиям существования. Способность всего человеческого общества реагировать на потребности индивидов, приспосабливаться к меняющимся условиям жизни обеспечивается политической системой общества.

«Политическая система общества — это представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти.»

Главными элементами политической системы являются:
а) государство;
б) органы местного самоуправления;
в) негосударственные структуры.

Политическая система общества постоянно развивается и модифицируется в сложную системную связь вместе с формированием государства. Этот процесс постоянен.

Также нужно заметить, что власть распространяет своё влияние настолько, насколько ей позволено это сделать со стороны общества.

Как совокупность власти и политических взаимоотношений политическая система начинает своё формирование в обществе с образованием государства, появлением классов и частной собственности. Само понятие политической системы в то время не применялось, однако ещё древнегреческий философ — Аристотель (384—322 до н. э.) воспринимал политику как особо сложную систему взаимосвязанных элементов, в которую входят такие элементы, как образ и тип правления государством, экономика, право и его взаимосвязь с моралью.

Термин «политическая система» был внедрен в 50 — 60-е года ХХ века. До этого момента, чтобы описать властные отношения, применялись такие термины, как «тип правления» и «система правления». И всё-таки, процессы развития общества позволили прийти к тому, что гражданин стал не просто подчиняться государству, но и влиять на него, создавая различные партии, движения и иные организации. Таким образом власть прекратила своё существование в виде лишь только государственной монополии, она приняла достаточно сложный вид.

Русский философ В.В. Лазарев определяет политическую систему как устойчивую форму человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь авторитарно-властные для всех членов общества или для их части решения.

В науке существует большое множество разнообразных истолкований понятия политической системы. Это объясняется тем, что разные исследователи выбирают различные критерии для характеристики данного понятия. Однако можно выделить несколько основных признаков политической системы:
1) существование достаточно тесной связи между политической системой и государственной властью, связанной с борьбой за государственную власть и её реализацию;
2) возможность выражение политических интересов всевозможных классов, социальных слоев и групп;
3) присутствие организационных форм для выражения политических интересов;
4) возможность урегулирования взаимоотношений между институтами политической системы правовым воздействием, политическими нормами, а также традициями.

С учётом всех приведённых признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, формулирующих политические интересы разных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством.

Также в науке существует несколько теорий политической системы, относящихся к основным.
Теория Т. Парсонса. Данная теория состоит в том, что общество существует во взаимодействии четырёх подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. Каждая из данных подсистем реализует установленные ей функции. Все вместе они обеспечивают возможность существования единого общества:
1) экономическая подсистема отвечает за осуществление нужд людей в потребительских товарах.
2) политическая подсистема занимается поиском общественных интересов, мобилизуя определённую часть ресурсов на их достижение.
3) социальная подсистема борется за сохранение устоявшегося образа жизни; передачу новым членам общества норм и правил, а также ценностей, которые являются важнейшими факторами мотивации их поведения в обществе.
4) духовная подсистема выполняет функцию сплочения общества, определяет и сберегает взаимоотношения между её элементами на основе солидарности.

Теория Д. Истона. Данная теория считается одной из наиболее детально проработанных. Она рассматривает политическую систему как устройство создания и функционирования власти в обществе относительно распределения общественных ресурсов и ценностей. Системный подход к проблеме дал возможность наиболее внятно определить место политики в жизни общества, а также механизм социальных трансформаций в нём. Политика является относительно самостоятельной сферой, главным смыслом которой является распределение ресурсов и побуждение к принятию данного распределения со стороны индивидов и групп. Политическая система, находясь в непосредственном взаимодействии с окружающей средой, формирует ответные реакции на поступающие в её сторону импульсы. Относительно данного положения Д. Истон довольно ясно установил границы политической системы, употребив понятия «вход» и «выход».

На «входе» Д. Истон выделяет два главных элемента: требования и поддержку. Требования — это абсолютно любые обращения к структурам власти относительно распределения ценностей и ресурсов в обществе.

Д. Истон выделил три существенных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержку он рассматривал как достаточно лояльное отношение общества к политической системе. Поддержка даёт возможность обеспечить устойчивость функционирования политической системы. Политическая система, реагируя на поступающие в её сторону импульсы из внешней среды, преобразует требования и поддержку в решения и действия на “выходе”.

Политические решения представлены в форме принятия новых законов, регламентов и постановлений. Политические действия выражаются в виде разнообразных мер по урегулированию и разрешению важнейших вопросов в жизни общества.

Таким образом, в данном отношении политическая система проявляет активное влияние относительно других подсистем общества. Д. Истон видел смысл политической системы в учёте взаимодействия со средой, окружающей её. Сущность системного анализа политической жизни заключалась, по его мнению, в обнаружении возможных способов поддержания равновесия с окружающей средой. Что касалось назначения политической системы, то оно заключалось в устранении социальных различий в обществе, а также преодолении политических конфликтов и вражды.

Теория Г. Алмонда. Данная теория характеризует политическую систему как способность реализовывать в обществе реформы, при одновременной поддержки стабильности в нём, с одной стороны, и как совокупность взаимозависимых между собой элементов, при условии, что каждый элемент (государство, партии, общественные организации) исполняет достаточно важные функции для всей системы в целом, с другой стороны.

Г. Алмонд и Д. Пауэлл, занимаясь сравнительным анализом различных политических систем, решили перейти к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Тем самым они отстранились от исследования формальных институтов. Отталкиваясь от этого, политологи определили политическую систему совокупностью ролей и их взаимосвязанных действий, которые осуществляются не только институтами правительства, но и остальными структурами общества касательно политических вопросов.

Кибернетическая теория К. Дойча. Немецкий социолог и политолог Карл Дойч политическую систему рассматривал как кибернетическую (от греч. kybernetike — искусство управления). В ней, по его мнению, политика воспринималась как процесс управления и сосредоточения всех усилий людей для достижения поставленных целей. Формулирование и коррекция целей реализовывается политической системой на основе имеющейся информации, гласящей о положении общества, а также его отношения к поставленным целям. Политическая система может по-разному функционировать в зависимости от достоверности постоянного потока информации, которая поступает к ней из внешней среды, и осведомлённости о её собственном движении.

Основываясь на данных теориях, можно утверждать, что политическая система общества — это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Главным предназначением данного многомерного образования выступает обеспечение целостности и единства людской деятельности в политике. Политическая система выступает в роли одной из частей взаимосвязанной общественной системы. Она тесно взаимодействует с иными её подсистемами, образующими её общественное окружение и ресурсы, наравне с природным окружением и ресурсами, и даже внешнеполитическим окружением.

Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления типом государства (монархия, республика), характером политического режима (деспотического, тоталитарного, демократического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остро конфликтных либо консенсусных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционального, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характера политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых, с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них), историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным либо пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.д.).

Политическая система присутствует в политическом пространстве любого общества, имеющего территориальное измерение и функциональное общество, которое определяется сферой влияния политической системы и составляющих её частей на различных уровнях политической организации. В абсолютно любом обществе его политическая система и присущие ей политические идеи не могут существовать отдельно друг от друга, как что-то обособленное и предложенное извне. Являющаяся совокупностью важнейших политических институтов, завязывающаяся и функционирующая на основе обусловленных политических мыслей, политическая система тех или иных обществ и надлежащие ей идеи взаимодействуют друг с другом непрерывно, они проявляют непрерывное влияние, и тем самым предполагают друг друга.

Подводя итог всему изложенному выше, следует отметить, что политическая система — это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Список литературы

  1. Мелехин, А. В. Теория государства и права : учебное пособие / А. В. Мелехин. — М.: Маркет ДС, 2005. — 250 с.
  2. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. — М.: Юристъ, 2001. — 520 с.
  3. Курьянов, М. А. Политология в вопросах и ответах : учебное пособие / М. А. Курьянов, М. Д. Наумова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — 80 с.
  4. Кравченко, И. И. Бытие политики / И. И. Кравченко. — М., 2001. — 260 с.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Политическиесистемы — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, участвующих в политической жизни общества.

Подсистемыполитическойсистемы:

1)Институциональный — совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти. Включает политические партии, общественно-политические движения и иные политические институты, центральным институтом политической системы является государство:

а) Государство(организатор полит жизни)

б) Политическая партия

в) Группы давления Лобби(давят на власть что бы изменить что то в своих интересах:митинги, компромат, взятки)

г) СМИ(формирует то или иное мнение)

д) Церковь(влияет на умы людей, которые участвуют в политической жизни)

2)Нормативная -совокупность политических норм и традиций, регулирующих полит жизнь.

Состоит из правовых, политических, моральных норм и ценностей, традиций, обычаев. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан; а) правовые б) политические в) моральные г) обычаи д) традиции е) символы

3)Коммуникативная -совокупность отношений и форм взаимодействия по поводу организации политической жизни. Общение власти и общества(взаимодействие парламентских комитетов, связи, возникающие между партиями и государственными органами, отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, общение гос с населением: а)формы взаимодействия власти, общества и индивида(пресс-конференции, встречи с населением, выступление по телевидению)

4)Культурная — комплекс типовых образцов, политических представлений и поведения. а)система ценностей, религия, ментальность (совокупность устойчивых представлений об обществе, образ, характер и способ мышления)

5)Функциональная включает в себя методы полит деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу полит режима, задача которого — обеспечение функционирования, преобразования и защиты механизма осуществления власти в обществе.. а) ресурсы власти.

Типы политических систем:

1)Повзаимоотношениюсвнешнейсредой:

а) Закрытые имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находятся внутри системы (пример: бывшие страны социализма — СССР, Венгрия, Болгария)

б) Открытые активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны (пример: развитые демократические гос-ва Запада)

2)Пополитрежиму:

а) Тоталитарный — полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны гос-ва.

б) Авторитарный — основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

политический система режим правление

в) Демократический — предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

3)Посодержаниюиформамправления:

а) Либеральныедемократии в принятии политических решений ориентируются на ценности индивидуализма, свободы, собственности.

Б) Коммунистические,илиавторитарно-радикальные, ориентируются на ценности равенства, социальной справедливости.

в) Традиционныеопираются на олигархические формы правления и ориентируются на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов

г) Популистские преобладающие в развитых странах, используют авторитарные методы управления и стремятся к большому равенству в распределении благ

д) Авторитарно-консервативные преследуют цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения полит участия населения.

4)Поклассовомупринципу:

а) Рабовладельческие

б) ФеодальныеФеодалимзм (от лат. feudum — лен, феодальное землевладение) — правовая административная система правоотношений в обществе, свойственная некоторым государственно организованным добуржуазным обществам.

в) Капиталистические(Буржуазные)Буржуазимя (фр. Bourgeoisie от фр. bourg; ср.: нем. Burg — город) — социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности.

г) Социалистические

5)Потипуполиткультурыиразделениюполитролей:

а) Англо-американская — характерна высокая степень разделения полит ролей и функций между участниками полит процесса — гос-вом, партиями, группами интересов. Власть и влияние распределены между различными звеньями полит системы. Полит система функционирует на одной культуре, ориентированной на защиту либеральных ценностей (свободы, безопасности, собственности), которые общепризнанны в обществе

б) Европейско-континентальная отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Разделение политических ролей и функций в такой системе происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить согласие в общества, поскольку имеется общая культурная основа — либеральные ценности

в) Доиндустриальныеиличастичноиндустриальные имеют смешанную полит культуру. Она состоит из местных полит субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.

г) Тоталитарныефункционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть в них сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц и контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.

Размещено на Allbest.ru

имяниижи

Баширина Е.Н.

К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Настоящая статья посвящена анализу категории «политическая система». Сложность в изучении политической системы той или иной страны ведет к тому, что ее понятие не может быть исчерпано в одном определении, необходима совокупность определений, даваемых с различных позиций. Такие определения могут быть краткими, схватывающими суть системы, и более полными, описывающими ее компоненты, связи, характер деятельности, целевое назначение.

Научная новизна характеризуется особенностью междисциплинарного осмысления категории «политическая система» с учетом достижения науки теории государства и права и политологии.

Ключевые слова: модель, политическая система, государственность, общество.

Bashirina E.N.

ON THE QUESTION OF THE POLITICAL SYSTEM OF SOCIETY

Баширина Е.Н.

Keywords: model, political system, state system, society.

Политическая система общества всегда предстает как специфическая, но все же относительно замкнутая система, анализ которой показывает, что: 1) каждый из субъектов политической системы общества как ее системный элемент органически обусловлен всеми другими ее элементами и функционированием системы в целом; 2) политическая система общества не просто сумма любых субъектов, а система внутренне организованных ее элементов; 3) только системное изучение элементов политической системы общества может дать объективную информацию обо всей политической системе общества; 4) существенные свойства государства, как и других элементов политической системы, определяются суммарным воздействием на него всех элементов политической системы в целом.1

М.Х.Фарукшин подчеркивает, что политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное давление на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политико-управленческих структур через политический процесс, через принятие и осуществление политических решений.

Следовательно, значимость политической системы, целесообразность ее изучения определяются тем, что здесь проходит нерв социально-экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, имеющие властный характер и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого только и может осуществляться полновластие, суверенитет народа. Часто в реальной политической практике функция народного представительства присваивалась и присваивается отдельными политическими группами и лидерами, партиями и

1 Садриев М.М. Политическая система России и ее особенности. — Уфа, 2000. — С. 12.

движениями. Власть отчуждается от тех, кому она по праву должна принадлежать. Понятно, что познание институтов, отношений и норм, благодаря которым обеспечивается демократическое управление, имеет непреходящее теоретическое и политическое значение.

Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

Благодаря тем же механизмам общество в целом или правящая элита оказывают сопротивление деструктивным социальным силам, отражают посягательства на принципы и устои общественного строя. Таким образом, политически грамотный и социально деятельный человек должен знать, что представляет собой и как функционирует политическая система общества, каковы ее внешние атрибуты и скрытые механизмы, каковы те реальные факторы, которые оказывают влияние на ее динамику.2

Существует нечто общее для всех определений политической системы: в качестве универсального свойства политической системы выделяется применение узаконенного принуждения в обществе и наличие законного права наказывать, принуждать и подчинять.3

До 70-х годов термин «политическая система общества» в работах советских ученых-обществоведов практически не использовался. Его заменял другой, служивший тем же исследовательским целям термин — «политическая организация общества». И лишь после появления в 1975 г.

2 Фарукшин М.Х. Политическая система общества // http://www.politnauka. org (library/teoria/farukshin.php) (25.05.2010).

3 Абубакиров З.З. Общество и политическая система современной России: вопросы теории и практики: Монография. — Уфа, 2006. — С. 10.

Евразийский юридический журнал

__№ 7 (26) 2010

в документах XXV съезда КПСС понятия «советская политическая система» начинается его интенсивное освоение. Сегодня, по словам известного отечественного юриста и политолога М.Н.Марченко, «в политическом лексиконе стран Запада и Востока термин «политическая система» является одним из наиболее распространенных».4

Ранее используемое понятие «политическая организация общества», будучи более узким по сравнению с понятием «политическая система общества», подразумевает систему организаций и учреждений (институтов) и составляет один из структурных элементов политической системы общества, ее статическую часть.

На современном этапе развития российской государственности актуализируется проблема обеспечения устойчивого, динамичного и безопасного функционирования политического пространства в условиях перманентных внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. При этом следует учитывать не столько внешние воздействия на политическую систему, но, прежде всего, ее способность к самоорганизации, усложненному воспроизводству на новом этапе эволюционного развития. Традиционно применяемый в политологической науке системный подход к анализу категории «политическая система» нуждается в совершенствовании посредством привлечения принципов и методологии синергетики, а также метода моделирования, что позволит расширить прогностические возможности современного научного знания.5

Применение системного и синергетического методологических подходов к анализу политических процессов и явлений позволяет современной науке выйти на уровень прогностического осмысления перспектив развития политического пространства, возможностей его адаптации к внешним и внутренним факторам, самосохранения в условиях диссипативных процессов.

Построение идеальных нелинейных моделей политических процессов широко применяется в рамках изучения избирательных технологий и политических партий, политического процесса, анализа революционных трансформаций и др.6 Вместе с тем, применение данной методики без достаточной концептуальной базы снижает возможности прогнозирования политических процессов. Основной причиной сложившейся ситуации, по мнению О.Ф.Шаброва, является специфичностьобъектов социально-политической сферы: их подвижность, сложный состав, неоднородность. Это порождает необходимость при построении интуитивных политических моделей руководствоваться сценарным подходом и качественными методами.7

В науке оформилась следующая классификация социально-политических моделей:8

1) модели-концепции, основанные на выявлении и анализе общих закономерностей и представлении их в виде когнитивных схем, описывающих логические связи между различными факторами, влияющими на политические процессы (И.Валлерстайн, Д.Истон, Г.Алмонд и др.). Такие модели отличаются высокой степенью обобщения

4 Политология / Под ред. М.Н.Марченко. — М., 2007. — С. 59.

5 Безвиконная Е.В. Системно-синергетическая модель политической системы // Полис. — 2009. — № 3. — С. 113.

6 Боришполец К.П. Методы политических исследований. — М., 2005; Пло-тинский Ю.М. Модели социальных процессов. — М., 2001.

7 Шабров О.Ф. Системный подход и моделирование: общие принципы и специфика применения в политической сфере // Моделирование в социально-политической сфере. — 2007. — № 1.

8 Малков С.Ю., Ковалев В.И., Лобов С.С. Логико-математическое модели-

рование социально-экономических систем. Методический аспект // Страте-

гическая стабильность. — 2002.

— № 3. — С. 27-44.

и обладают исключительно логическим, концептуальным характером;

2) частные математические модели имитационного типа, посвященные описанию конкретных политических событий и процессов (П.Бурдье, Т.Скокпол). В подобных моделях основное внимание уделяется учету и описанию факторов и процессов, оказывающих влияние на рассматриваемые явления;

3) математические модели, являющиеся промежуточными между двумя указанными типами. Эти модели описывают несколько политических процессов. Их задачей является выявление базовых закономерностей, характеризующих протекание процессов рассматриваемого вида (С.Ю.Малков, В.В.Лебедев).

Ключевые идеи в области математического моделирования сложных нелинейных систем принадлежат Л. фон Берталанфи, И.Пригожину, Г.Хакену, Н.Н.Моисееву, С.П.Курдкшову, Ю.Л.Климонтовичу и др. Моделирование динамики нелинейных систем проводится на основе использования многомерных дифференциальных уравнений. Принимая во внимание сложность и субъективность политических процессов и явлений, наиболее эффективным механизмом их моделирования выступают модели-концепции (или аналоговые модели).9 Они замещают исследу

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Добавить комментарий

Закрыть меню