Политическая система элементы

Политическая система общества — это категория, кото­рая отражает политическую деятельность и подчеркивает системный характер политической жизни общества.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых иногда подсис­темами: институциональную, коммуникативную, нормативную и культурно-идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся политические институты (организации), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.

Все политические институты можно условно разделить на три группы.

К первой группе, соб­ственно политическим относятся организации, непосредствен­ной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

Ко второй группе — не собственно политических — относятся организа­ции, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т.п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть.

Однако их цели не могут быть Достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни обще­ства, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их Учета и реализации в политике.

К третьей группе относятся организации, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества), приобретая политический оттенок как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодей­ствия, складывающихся между классами, социальными груп­пами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуще­ствлении власти, выработки и осуществления политики.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и полити­ческие институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относят­ся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражаю­щими в своей деятельности интересы определенных соци­альных слоев или всего общества.

Нормативная подсистема. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяю­щие и регулирующие политическую жизнь общества, состав­ляют нормативную подсистему политической системы обще­ства. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и иных общественных организаций рег­ламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с политическими нормами, зафиксированными в тек­стах правовых актов, большое значение имеют неписаные обы­чаи и традиции.

Еще одну группу социальных норм составляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ори­ентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической си­стемы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое созна­ние субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпи­рическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, но в политичес­кой жизни общества они равноправны. В идеологической под­системе особое место занимает политическая культура, пони­маемая как комплекс типичных для данного общества укоре­нившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации, политических представлений.

Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором со­единены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

Политическая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие ко­торых порождает новое качество, не присущее ее частям.

Основными элементами политической системы явля­ютсяполитические институты:

1. государство;
2. политические партии;
3. общественные организации и объединения;
4. институты непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации, митинги и др.).

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ – совокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, в которых реализуется политическая власть. Эта категория пришла в политическую философию из социологии в 50–60-е гг. 20 в., чтобы помочь исследователям упорядочить описание политических процессов, выяснить внутренние закономерности развития политических структур. Концептуальные очертания категория «политическая система» приобрела в работах американских политологов Д.Истона и Г.Алмонда, которые подчеркивали, что политическая система объединяет не только организованные стороны политической жизни, но и такие факторы, как сознание, идеи и мировоззрение. Системой эту широкую сеть политических отношений и взаимодействий назвали потому, что все они представляют собой взаимозависимости: если какой-либо элемент этого устройства изменяется, то следствием становится изменение политической системы в целом.

К функциям политической системы относят: определение целей, задач, путей развития общества; организацию деятельности общества по выполнению принятых целей и программ; распределение материальных и духовных ценностей; согласование разнообразных интересов государства и социальных групп гражданского общества;разработку определенных правил социально-политического поведения людей; обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя; формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности; контроль за соблюдением законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Политическая система имеет институциональную, идеологическую, нормативную, коммуникативную и ценностную подсистемы. Институциональная подсистема включает государство, политические партии и движения, группы лоббирования, средства массовой информации (телевидение, радио, печать).

Идеологическая подсистема образует теоретический уровень (политические идеологии: принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции) и эмпирический уровень (политическая психология: чувства, настроения, предрассудки, эмоции, мнения, традиции). Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между нациями, классами, социальными группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти. Нормативная подсистема объединяет политические нормы и нравственные принципы, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества. И, наконец, культурная подсистема выступает как интегрирующий фактор, способный с помощью культурных ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую систему в целом.

Существуют многочисленные классификации политических систем. Со времен Платонаизвестна классификация в зависимости от форм правления: монархия – правление одного человека и ее искаженная форма – тирания; аристократия – правление нескольких достойных людей и ее искаженная форма – олигархия; демократия – правление многих или всего народа и ее искаженная форма – охлократия.

Достаточно часто используют типологизацию политических систем в зависимости от формы политического режима. В этом случае выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы и их разновидности.

По формам административно-государственного устройства политические системы разделяют на унитарные (где господствует единая централизованная система органов власти и правосудия на всей территории), федеральные (которые состоят из политических единиц, обладающих известной политической самостоятельностью) и конфедеративные (где сложился союз независимых политико-государственных структур).

И.А.Василенко

Какие подсистемы существуют в политической системы общества?

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуникативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологическую.
К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политические институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе — несобственно-политических — относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике. Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.
Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.
Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.
Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях: теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. Но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации политических представлений. Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

Основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Она провозглашает наше государство демократическим федеративным правовым с республиканской формой правления (ст. 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдум), через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2). В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда), избирается Президент, депутаты Государственной Думы, члены высших законодательных органов и главы высших органов исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, главы городских и районных администраций. В Конституции нашего государства закреплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека. Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности, разделение властей.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

В научной литературе, отечественной и зарубежной, нередко выделяют четыре главные группы элементов политической системы:

а) политическая организация, которая включает государство, массовые общественные организации и партии, средства массовой информации и церковь;

б) политические отношения, которые, в зависимости от субъектов, участвующих в них, можно разделить на три группы: 1) отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами, которые составляют осн новую политической системы, 2) так называемые вертикальные отношения, складывающиеся в процессе действия высших и местных органов управления на социально-экономическое, политическое и культурную жизнь общества, 3) е дносины, которые складываются между политическими организациями и учреждениями

в) политические и правовые нормы, регулирующие политические отношения, придают им упорядоченности, определяя дозволенное и недозволенное, желательное и нежелательное с точки зрения укрепления политической системы. С помощью ц этих норм политико-властные структуры доводят до общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют модель поведения, которой должны управлять ся все участники политической жизни;

г) политическое сознание и политическую культуру, которые, формируясь под влиянием конкретной социальной и политической практики, влияющие на поведение всех участников политического процесса и всю динамики политического ного жизненно.

Исходя из ее структуры, политическую систему общества можно определить как интегрированную совокупность отношений власти, субъектов политики, государственных и негосударственных политических институтов, призванных выполнять функции защиты и гармонизации интересов социальных групп, обеспечь слышно политическую преемственность и стабильность в жизнедеятельности обществ.

Преобладающей точкой зрения ученых на структуру политической системы является выделение из ее состава таких подсистем, как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурно-идеологическая, их складов ными элементами выступают те институты, нормы, функции, идеи и отношения, которые находятся в тесном взаимодействии с политическим управления.

1. Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых, в свою очередь, является самостоятельной системой. Она включает государство, партии, социально-экономические и общественные организации, а также отношения между ними. Централь ьне место в этой подсистеме принадлежит государству, которое является главной властной опорой как политической, так и общественной системы в целом. Особую роль в этой подсистеме играют церковь и средства массовой информации, которые способны существенно влиять на формирование общественного мнения, а с ее помощью — оказать давление на правительство, на политических лидеров, то есть, тормозить или стимулировать»входные»системные потоки типа» требования»и»поддержкаоги» і «підтримка».

2. Нормативная подсистема состоит из политико-правовых норм, принципов, убеждений и традиций, направленных на регламентацию деятельности политической системы в целом и ее структурных элементов. Центральное место в такой подсисте эми занимают нормы права, которые являются главным регулятором общественных взаимосвязей, обеспечивающих функционирование по заведенному порядку не только государственных органов, но и общественных объединений, а также установления ляют правила участия граждан в политической деятельности.

Указывая на легитимность власти или нелегитимность любых действий, связанных с этой властью, мы имеем в виду соотношение нормативной подсистем еми с реальной жизнью, оцениваем степень соответствия слова (закона) и дела в политикеці.

3. Функциональная подсистема определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти, преобладанием среди них насильственных или ненасильственных методов управления. Она характеризуется совокупностью реальных функций, щ выполняемых различными политическими институтами или общественными объединениями. Эта подсистема — основа политического режима, который обеспечивает сохранение существующей власти. При этом режим имеет определенную самостоятельность ь относительно конституционной структуры государственного управления, отраженной в институциональной подсистеме. Правящая элита может выходить за рамки формально установленного правопорядка, видоизменять механизмы власти рения, а активность оппозиционных сил способна ограничить влияние конституционных институтов или создавать альтернативные квазиинституцийни структуры взаимодействия актеров, состоящие в рамках функциональной подсистемы, настолько сложны, что многие политологи предпочитают анализировать политические процессы в различных странах, исходя не из нормативного описания их целостности, а ограничиваясь только этой сферой. Иными словами, понятие политической системы и политического режима нередко выступают как синонимы. С подобным упрощением можно иногда соглашаться, но только в пользу решения прикладных политологических их заданиезавдань.

4. . Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы (то есть между ее подсистемами), так и с другими странами. На внутреннем уровне она определяется отношениями между законодательно й и исполнительной ветвями власти, институтами государства и другими субъектами политических взаимодействий, складывающихся в связи с их участием в осуществлении власти. Такая подсистема — та сфера мира политического, которую п отрибно изучать при рассмотрении связей гражданского общества и правового государства. Коммуникативная подсистема»отвечает»также и за внешнюю безопасность общества, но, разумеется, не в ее техническом ас печь. Но адекватное восприятие и оценка внешних информационных потоков, будь то со стороны международного или физического (экология) среды, неизменно выступают залогом адаптации политической системы, а значит и общества в целом к ??новым вызовам и дивикликів і дій.

5. Культурно-идеологическая подсистема формируется из различных по содержанию идей, взглядов, чувств участников социальной жизни. Она во многом определяется степенью дифференциации идейно-политического спектра общества, преобладанием в нем в гуманистических или негуманистичних по своей ориентации течений. Кроме того, эта подсистема тесно связана с особенностями массовой политической культуры, роли в ней традиционных стереотипов или рациональными х установок в сфере поведения. Функционально культурно-идеологическая подсистема решает задачи сохранения и воспроизводства существующей модели общества. Однако это подсистема, где происходят не только. Подтв рдження, но и видоизменение модели устройства общества. Мир меняется, потому что возникает мысль о необходимости его обновления, вдохновляет политических актеров и они пытаются воплотить эту идею. На самомравді.

Политическая система, как правило, сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной в виде государственной власти. Таким же образом построены и. ЕЕ подсистемы, имею ют вертикальные структуры (от массовой базы — к руководящим органам): партии, союзы граждан, общественные организацииї.

Добавить комментарий

Закрыть меню