Политическая антропология

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен истори­ческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

1)Теологическая теория (Фома Аквинский). Она все объясняет божьей волей и результатом божьего промысла. Государство вечно как и бог, а правитель его наместник.
Люди должны подчиняться воли правителя. Оценивая теологическую теорию, следует иметь ввиду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей. Эта теория отражает факт, что государство появилось вместе с мононормами.

2)Патриархальная теория (Аристотель, Роберт Филмер, Николай Константинович Михайловский). Аристотель считал, что люди стремятся к общению, а их развитие ведет к государству. Но наиболее полно эту теорию развил Роберт Филмер, в 17 веке. Он доказывал, что власть монарха неограниченна, т.к она исходит от Адама. Монархи считались приемниками Адама.

Филмер трактовал государство как процесс разрастания семей. Конфуций считал государство большой семьей. Власть императора была равна власти отца. Подданные должны быть преданы правителю и старшим. Старшие должны были заботиться о подданных. Позитивным являлось что, что ее сторонники хотели устранить из жизни все безнравственное. Эта теория правильно подчеркивает связь семьи и государства. Она позволяет установить в обществе порядок. Недостаток: она не может объяснить – если государство единая семья, то почему происходят революции и войны.

3)Договорная теория (Дж. Лок, Ж.Ж. Руссо, Г.Гроций, А.Н. Радищев). Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояниечеловека. (Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека — в его неограниченной свободе). Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка. Оспаривая идеи божественного происхождения государства и права, Александр Радищев(1749 — 1802) считал, что государство возникает не как результат некого божественного провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Государство, по его мнению, «есть великая махина, цель которой есть блаженство граждан». Джон Локк(1632 — 1704) исходил из того, что всякое мирное образование государств имело в своей основе согласие народа. Вопрос о том, что собой представляет Несмотря на то, что научность договорной теории оценивалась достаточно неоднозначно и противоречиво, вплоть до полного отрицания ее исторической самостоятельности, тем не менее некоторые аспекты данной концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства. Примером этого могут служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции юридически закрепили договор между народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию.

4)Марксистская теория (Маркс, Энгельс). Ее создатели изложили свои взгляды в своих работах. В последующем эта теория получила развитие в работах Ленина. Главное положение марксистское теории – учение о социально-экономической формации. Согласно этой теории, государство возникло по экономическим причинам: разделение труда, частная собственность, классы. Эти факторы вызывали уничтожение первобытного строя и появление государства
Энгельс писал, что государство это продукт общества на известной ступени развития. Государство есть признание того, что общество запуталось в противоречиях самим с собой и распалось на противоположностях. И чтобы классы с разными интересами не поели друг друга, оно стало необходимой силой, которая усмирило бы столкновение классов. Энгельс говорил, что т.к государство возникло из потребности сдержать противоречия, оно служит экономически-господствующему классу и приобретает новые средства для угнетения и эксплуатируемых классов. Ленин писал, что государство это продукт непримиримости классового противоречия. Сторонники марксизма считали, что выполнив свое предназначение, государство исчезнет, как и классы. Ленин говорил, что государство будет постепенно отмирать. Уже пролетарское государство не являлось государством – это полугосударство. Несмотря на устарелость, марксистская теория основана на диалектических и материалистических подходах.

5)Теория насилия (Евгений Дюринг, Карл Каутский). Объясняет возникновения государства действием военно-политического фактора – завоеванием одних народов другими. Победители стремились с помощью государства заставить покоренных подчиняться себе. Леон Гумплович считал, что история не знает ни одного государства, которое бы возникло из насилия одного племени над другим.
Каутский полагал, что государство возникает из рабства. Одно племя захватывает другое и создает аппарат для управления побежденными. Эта теория опиралась на факты, однако восточнославянские государства образовались без насилия.

6)Расовая теория (Ницше, Жан Гобино). Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые же не способны ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел — слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими. Расовая теория не демократична, негуманна, пропагандирует вражду.

7)Органическая теория (Герберт Спенсер). Относится к 19 веку. Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять исходя из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Спенсер в своей работе «Основания социологии» использовал аналогии из биологических наук о жизни существ. Сопоставив организации и функционирование общества и биологических организмов, он изучал их сходства и различия. Спенсер заметил, что общество как живой организм подвержено стадийности развития. Общество функционирует подобно человеческому телу. Но имеются пределы биологизации общества. Спенсер рассматривал государство как порабощение сильными слабых. По его мнению, государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере развития, как и организм человека. Государственная власть есть средство для достижения людских целей.

8)Психологическая теория (Л. Петражицкий). Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействийлюдей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. Люди объединялись в государство по причине психологической тяге жить вместе. Родоночальником этой теории считается Лев Петражицкий. Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики: поиску авторитета и т.д. Таким образом, государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей. Без переживаний людей невозможно существование государства. Оценивая теорию следует сказать, что свойства психики людей безусловно имеет важное значении, но не является решающим в вопросе возникновения государства.

9)Ирригационная теория (Карл Фогель). Суть теории: в древнем Египте люди стали переходить к оседлой жизни. Было необходимо строить ирригацию для земледелия. Ее создавали люди, которые умели это делать, эти же люди стали служащими государства. Она была разработана на факте (строительство ирригации требовало не только физической силы, но и наличия интеллекта и организации). Но данная теория объясняет лишь возникновение государства в теплых странах.

10)Демографическая теория. Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.

11)Патримониальная теория происхождения государства (Гоммер). Он считал, что государство произошло от права собственности на землю (патримониум). В этой связи из права владения землей власть автоматически распространяется на всех людей, проживающих на данной земле.

12)Учение о государстве Гегеля. Представитель немецкой классической философии Г.В. Гегельутверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея». В этой связи Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он считал, что «государство есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит, а господствует, оно не средство, а высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности — быть достойным членом государства». Таким образом, в данном учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, Гегель создает подлинный культ государства, полностью подчиняя ему человека.

13)Социально-экономическая теория происхождения государства. У истоков этой теории — взгляды Платона, обосновавшего причины происхождения государства обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские экономисты (прежде всего, Сен-Симон) и представители марксизма «достроили» эту теорию, придав ей в XIX в. завершенный характер. Говоря об основных теориях возникновения права, следует отметить, что основные учения о происхождении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя в их содержании немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. Кратко рассмотрим некоторые теории происхождения права.

14)Спортивная теория.Автор спортивной теории происхождения государства испанский ученый Х.Ортега-и-Гасет связывает процесс его возникновения с развитием спорта в человеческом обществе. Согласно концепции Х.Ортега-и-Гасета, развитие производительных сил в обществе и расширение набора необходимых трудовых навыков привели к усложнению воспитания подрастающего поколения, в частности появлению физического воспитания. С помощью последнего осуществлялась подготовка членов племени к труду и военному делу. У многих первобытных народов существовал обряд инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. К этому обряду юношей готовили люди, имевшие большую физическую силу и опыт прохождения подобных испытаний. Для их проведения создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства. Эти органы со временем и перерастали в государство. В основу спортивной теории X. Ортега-и-Гасет положил факты из истории древнегреческих государств-полисов. Однако Греция была не единственном местом на земном шаре, где возникла государственность. У многих народов обряд инициации существовал, однако далеко не все из них проводили такие масштабные спортивные состязания, как Олимпийские игры в Греции.

15)Диффузная теорияАвтор диффузной теории Гребнер полагал, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Происходит своего рода диффузия (от лат. diffusio — распространение) государственно-правового опыта управления общества в те регионы, населению которых еще неизвестна данная форма организации общественной жизни. Безусловно, государства возникали у разных народов в разное время, в том числе и в результате заимствования опыта соседей, однако диффузная теория не дает ответа на главные вопросы — когда и почему государство появилось впервые.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

это наука, которая изучает человека как «политическое животное», действующее во всех политических организмах, взятых во всем их культурном, историческом и географическом разнообразии.

Как конкретная наука с мощным эмпирическим базисом, политическая антропология возникла на рубеже 30-40 — х годов нашего столетия в рамках быстро развивающейся африканистики. Возникновение политической антропологии как специальной научной дисциплины связывают свыходм в свет в 1940 году трех классических трудов по африканситике: двух работ Э.Эванса-Причарда, посвященных исследованию политической жизни нилотских народов («Нуэры» и «Политическая система ануаков»), а также коллективного труда «Политические системы Африки (под редакцией Э.Эванса-Причарда и М.Фортеса). В этих произведениях, проникнутых пафосом строго эмпирического, неспекулятивного анализа политических отношений, исследовались конкретные случаи архаических обществ Тропической Африки, полностью лишенных привычных для европейца атрибутов политического государства: государства с его аппаратом принуждения, административно-бюрократической иерархии и т.п. Наряду с Африкой, методы политантропологических исследований применялись и в изучении других, неафриканских архаических обществ. Можно сослаться, к примеру, на работы британского антрополога А.Гольденвейзера, написанные на основе его полевых исследований в Северной Америке а также на труды Р.Лоуи и В.Маклеуда.

Изначально выходя за рамки африканистики, политическая антропология предметом своего анализа считала не только политическое управление в архаических обществах, полностью или частично изолированных от мировых социально-экономических связей, но и политическую культуру тех традиционных обществ, которые были уже сравнительно давно втянуты в интернациональную систему отношений и подвержены процессу модернизации. В этом смысле предметом политической антропологии является динамика институтов социального управления во всех традиционных обществах, переживающих процесс модернизации: в исламских, конфуцианских, православных и т.д. Анализ политических систем неевропейских, в особенности архаических, обществ оказал обратное революционизирующее воздействие на западноевропейскую политическую науку, существенным образом «антропологизировав» ее предмет и метод.

Становится очевидной несостоятельность европоцентризма и связанных с ним спекулятивно-философских методов; напротив, особое значение приобретают сравнительные методы, получившие впоследствии широкое развитие в контексте постмодернистского мышления.

Методы политической антропологии, восходящие к методологии этнографии, физической и культуральной антропологии, существенно обогатили современную политическую науку, обратив ее внимание на те аспекты политического, которые проявляются в любых, в том числе и в современных западных обществах, но роль которых традиционно недооценивалась политологами: это всякого рода неинституционализированные ситуативные формы политики, ее символические, игровые формы проявления, которые особенно важны на микрополитическом уровне (внутри отдельных групп и коллективов).

В советском обществоведении термин «политическая антропология» был табуизирован из-за своего несоответствия официальной вульгарно-марксистской трактовке политического как исключительно классово-государственного. Поэтому для обозначения науки, изучавшей негосударственные политические отношения в архаических и иных традиционных обществах, применялся термин «потестарно-политическая этнография» (от лат. potestas — сила, мощь, господство, власть и т.п.), который в действительности выступал лишь синонимом того, что на западе получило название «политической антропологии».

Оцените определение:

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к такому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит г-на Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира».

Как отмечает В.В. Оксамытный, расово-антропологическая теория происхождения государства имела продолжение и поддержку в определенных политических сферах США, Южной Африки и ряда других стран, но была повсеместно подвергнута научному остракизму.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

3. Теория насилия

Теория насилия основой происхождения государства полагает акт насилия, как правило, завоевание одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство.

«История не представляет нам, – писал Л. Гумплович в конце XIX века, – ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения».

Таким образом, сторонники теории насилия утверждали, что первобытные племена при встречах между собой воевали и победители превращались в господствующую часть общества, создавали государство, использовали государственную власть для насилия над покоренными народами. Государство, по мнению представителей этой теории, возникало из силы, навязанной обществу извне. Классовое деление общества имело этническое, даже расовое, происхождение.

В российской политической культуре традиционно преобладает силовая (потестарная) парадигма государства и права, что соответствует преимущественно потестарному характеру российской политической действительности. Необходимым и достаточным условием наличия государства в этой парадигме является дифференциация властвующих (правителей и подчиненного им аппарата публичной власти) и подвластных на определенной территории.

Вместе в тем, «завоевательный» фактор в образовании государства отбрасывать не следует, помня, однако, и о том, что история дает множество примеров поглощения, растворения побежденным народом завоевателей, сохранение и усвоение завоевателями государственных форм побежденных народов. Словом, теория насилия не раскрывает сущностных причин происхождения государства, только открывает отдельные его формы, главным образом вторичные (войны городов-государств между собой, формирование территориально более обширных государств, отдельные эпизоды в истории человечества, когда уже существующие государства подвергались нападению народов, не знавших еще государственной организации, и либо разрушались, либо использовались победителями (например, нападения германских племен на Рим).

По мнению Т.В. Кашаниной, «фактор завоевания в образовании не имеет первопричинного характера, хотя его нельзя сбрасывать со счетов: история дает множество примеров поглощения, растворения победителей побежденным народом, как, впрочем, и наоборот, примеров сохранения и усвоения государственных форм, а также формирования территориально более обширных государств».

Т.В. Кашанина также отмечает, что в образовании Древнерусского государства фактор насилия сыграл не последнюю роль. Влияние суровых природно-климатических условий стало предпосылкой формирования у русского народа такого качества характера, как воинственность, что явилось причиной завоевания чужих территорий».

4. Ирригационная (гидравлическая) теория происхождения государства

Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

В работе Виттфогеля «Восточный деспотизм» возникновение государств, их первые деспотические формы связываются с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество. К.А. Виттфогель деспотизм называет «гидравлической» или «агро-менеджериальной» цивилизацией.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство и т.п.

Оригинальна и идея К.А. Виттфогеля, пытающаяся связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных строительств. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т.п.

И вместе с тем ирригационная теория (ее еще называют гидравлической) улавливает также лишь отдельные связи, отдельные стороны процесса государствообразования, но опять-таки гиперболизирует и универсализирует их.

Да, действительно, в некоторых регионах формирования государственных образований и ведение крупных ирригационных работ шли параллельно, влияя друг на друга. Однако и в этих процессах возникновение государства было первичным. Именно его наличие позволяло организовывать столь крупные и скоординированные работы. Но в других регионах города-государства возникали в процессах становления производящей экономики, опирающейся на иные формы трудовой, производственной деятельности: разработку рудников, металлургию, металлообработку, развитие мореплавания и ведение на этой основе морской торговли.

Поэтому привязка государствообразования не к каким-то отдельным сторонам становления производящей экономики, а по всему ее спектру, к ее социально-экономической и экологической сущности является методологически верным – и на абстрактном, теоретическом, и на историческом уровне. И государство, возникшее на определенном этапе развития человечества, является не чем-то искусственным, механистическим, навязанным обществу извне, или результатом действия отдельных людей, классов, или проявлением божественных предначертаний. Государство – это одна из объективно необходимых, важнейших организованных форм существования и воспроизводства человечества, возникшая органически в определенной экономической, социальной и духовной среде, играющая весьма значительную политическую роль и имеющая большую социальную ценность.

К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

Патримониальная теория происхождения государства

Современная юридическая наука обратила внимание на данную теорию совсем недавно. Да и в настоящий момент в подавляющем большинстве учебников и учебных пособий по теории государства и права ей практически не отводится места. Лишь отдельные авторы, правда, в разной степени подробности, анализируют основные положения теории фон Галлер.

Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства выступает К.Л. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя. Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.

В соотношении понятий «власть-собственность» представители данной теории отдают приоритет праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя.

Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, этнических, религиозных и иных факторов.

В зарубежных исследованиях по истории возникновения российского государства весьма интенсивно эксплуатируются положения патримониальной теории. В частности, работа Ричарда Пайпса «Россия при старом режиме» целиком основана на постулатах теории фон Галлера, хотя его имя и не упоминается автором названной работы.

Все содержание произведения известного американского ученого-историка пронизано той идеей, что «Россия принадлежит par excellence к той категории государств, которые политическая и социологическая литература обычно определяет как «вотчинные» (patrimonial). Трудности, с которыми сопряжено поддержание режима такого типа перед лицом постоянно множащихся контактов и соперничества с Западом, имеющим иную систему правления, породили в России состояние перманентного внутреннего напряжения, которое не удалось преодолеть и по сей день».

Применимость патримониальной теории в интерпретации Ричарда Пайпса к объяснению происхождения российского государства вызывает ряд обоснованных возражений. Следовательно, патримониальная теория Галлера не потеряла своего значения до настоящих времен. В контексте теоретических изысканий Ричарда Пайпса на нее необходимо посмотреть не только с историко-академических позиций, но и, что особенно важно, с практико-политических, поскольку речь идет по существу об искажении процесса происхождения российского государства.

Г.Ф. Шершеневич считал патримониальную теорию исторически вполне обоснованной. Вместе с тем он указывал на те изъяны, которые, по его мнению, делали невозможным на ее основе объяснение процесса возникновения государства во всем его многообразии. Патримониальная теория старалась вывести государственную власть из права поземельной собственности и обосновать тем самым право государя на власть.

«В действительности, — писал Г.Ф. Шершеневич, — было не право собственности, а было насильственное обладание, приобретенное и охраненное собственной силой. Поэтому патримониальная теория с точки зрения исторической действительности передвигается в теорию завоевательного происхождения государств». Современная оценка патримониальной теории едва ли сильно отличается от той, которую сформулировал Г.Ф. Шершеневич. В настоящее время ряд авторов применяет эту теорию к оценке проводимых Президентом РФ реформ российского государства, считая, что создается патримониальное государство.

6. Теория возникновения переходных постсоциалистических государств

Сегодня существует особая группа стран, возникших в результате крушения режимов тоталитарного социализма, получила в науке название постсоциалистических государств (государства, возникшие на территории прежнего СССР, иногда называют постсоветскими). В общей сложности это почти 30 государств: 15 на территории прежнего СССР, 6 — в Югославии, 6 — в Центральной Европе (не считая прежнюю Германскую Демократическую Республику, объединившуюся с ФРГ, а по трактовке немецких авторов — вошедшую в ФРГ), 1 — в Азии (Монголия).

На территории этих стран проживают триста миллионов человек, многие постсоциалистические государства обладают большими (иногда — уникальными) природными богатствами, оказывают значительное влияние на мировую политику. Словом, мы имеем дело с новыми геополитическими реалиями. Они изучаются политологами, специалистами по международным отношениям, но государствоведы уделяют им мало внимания. Недостаточно изучены природа постсоциалистического государства как нового явления современности, особенности его функций, политического и государственного режимов, своеобразие государственных институтов, отношений и форм, особенности правовой системы.

Добавить комментарий

Закрыть меню